27126

Функции планирования и система планов организации. Механизмы планирования: традиционный, сводный, целевой и адаптивный. Бизнес-план

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Функции планирования и система планов организации. Механизмы планирования: традиционный сводный целевой и адаптивный. Бизнесплан В рамках функции планирования выделяют следующие подфункции: 1. Выполняемые подфункции планирования тесно связаны как между собой так и с выполнением других макрофункций организации.

Русский

2013-08-19

116.21 KB

13 чел.

16. Функции планирования и система планов организации. Механизмы планирования: традиционный, сводный, целевой и адаптивный. Бизнес-план

В рамках функции планирования выделяют следующие подфункции:

1.Целепологание - совокупность видов деятельности, связанных с формированием целей организации.

2.Прогнозирование - совокупность видов деятельности, позволяющих определить в какое состояние попадет организация при реализации измененных тем или иным способом условий функционирования организации.

3.Планирование (собственное) - совокупность видов деятельности увязывающих цели организации с имеющимся ресурсным обеспечением (без детализации)

4.Прогрраммирование - детализированное описание траектории достижения сформулированных целей.

Выполняемые подфункции планирования тесно связаны как между собой,  так и с выполнением других макрофункций организации. Взаимосвязь подфункций планирования между собой и с другими макрофункциями управления представлена на рис. 3.3.

Рис 4.2. Взаимосвязи подфункций планирования.

Последовательность выполнения действий в рамках функции планирования называется механизмом выполнения функции.

Существует несколько типовых механизмов планирования. Исторически первым механизмом планирования является так называемое традиционное планирование (планирование от достигнутого). При реализации данного механизма имеет место следующая последовательность выполнения работ по составлению планов:

Процесс начинается с реализации подфункции прогнозирования. Составляется экстраполяционный прогноз, определяющий состояние, в которое можно было бы попасть, при неизменности условий функционирования организации. Результаты прогноза закрепляются как цели организации (стрелка d на рис. 4.2.). Исходя из сформулированных целей (стрелка «b» на рис. 4.2) переходят к составлению долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, т.е. к реализации подфункции «Собственно планирования».

На этой стадии проверяется достаточность ресурсов у организации, для достижения сформулированных исходя из сложившихся тенденций целей. Если ресурсов хватает, то переходят (стрелка «e» на рис. 4.2)  к формированию дезагрегированных краткосрочных планов (программ). Если составление планов показывает, что ресурсов у организации для достижения целей не хватает (например, из-за большой изношенности оборудования, недостаточности кадрового обеспечения и т.п.), то переходят  (стрелка «c» на рис 4.2.)  к корректировке прогноза.

Если при составлении программ (детализации и дезагрегации плана) выясняется, что ресурсов не хватает, то при традиционном планировании происходит возврат к подфункции составления планов (стрелка «f» на рис. 4.2).

К достоинствам механизм традиционного планирования следует отнести его относительную простоту. Подобный механизм является достаточно эффективным на крупных и средних предприятиях, выпускающих традиционные виды продукции в относительно небольшом ассортименте при стабильных социально-экономических условиях и медленном протекании научно-технических процессов.

Другим механизмом планирования является так называемое сводное планирование или планирование снизу. Подобный механизм планирования характерен для многопрофильных (диверсифицированных) организаций, состоящих из большого числа подразделений (филиалов), каждое из которых является относительно самостоятельным.

Начальным этапом сводного планирования является реализация подфункции «Целеполагание», определяющее стратегические и краткосрочные цели для  организации в целом. Сформулированные цели доводятся до подразделений (стрелка «g» на рис. 4.2). Каждое подразделение формирует свои долгосрочные и среднесрочные планы своих действий. Составленные программы являются передаются в центр для формирования сводного плана (стрелка «f» на рис. 4.2). При составлении сводного плана проверяется достаточность ресурсов организации для удовлетворения запросов в них отдельных подразделений.

В случае недостаточности ресурсов происходит возврат планов подразделениям, при этом уточняются размеры ресурсов,  на выделение которых может претендовать каждое из них (стрелка «e» на рис. 4.2). В случае достаточности ресурсов переходят к формированию прогноза состояния организации (стрелка «с»), которое будет ею достигнуто при реализации сформированных планов.  После создания прогноза может возникнуть необходимость в корректировке целей организации, что на рис. 4.2 показано стрелкой «d».

Механизм сводного планирования эффективен в диверсифицированных организациях, осуществляющих свою деятельность в разнородных средах,  например, когда одни виды выпускаемой продукции бурно развиваются, а другие развиваются сравнительно медленно, или продукция предприятия сбывается на резко различающихся по своей динамике рынках.

Целевой механизм планирования. При целевом механизме планирования исходной точкой формирования планов является целепологание. Далее, исходя из сформированных целей, определяются те ресурсы, которые необходимы для их достижения (стрелка «b» на рис. 4.2). Прогнозируется возможность получения подобных ресурсов (стрелка «c» на рис. 4.2.).  Затем производится сопоставление объема ресурсов, который может быть получен, с необходимым для достижения цели (стрелка «a»). Если ресурсов не хватает или имеется их значительный избыток , то происходит возврат к целеполаганию (стрелка «h»). В случае достаточности ресурсов переходят к составлению программ (стрелка «е»). В случае, если при составлении дезагрегированных планов и программ, выясняется, что ресурсов все же  недостаточно происходит возврат  к составлению планов и целей (стрелка «f»).

Механизм целевого планирования достаточно эффективен для крупных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию в относительно стабильной социально-экономической среде. При его реализации типичным является наличие проектноориентированных планов на предприятии.

Адаптивное планирование предполагает постоянное параллельное формирование прогнозов изменения среды и целей организации. Сформированные прогнозы и цели сопоставляются с существующими ресурсами и планами (стрелки «b» и «a» на рис 4.2). Если оказывается, что существующих ресурсов оказывается достаточно для реализации целей в видоизмененной среде, то переходят к программированию. Если предполагаемые цели оказываются недостижимыми, то определяется что должно являться предметом корректировки - целевое состояние (стрелка «h») или прогноз ( если организация может воздействовать на изменение среды).

Механизм адаптивного планирования напрямую связан с идеей непрерывного планирования, при котором долгосрочные и среднесрочные планы корректируются в тот самый момент, когда появляются изменения (благоприятные или неблагоприятные) во внешней среде организации или ее внутрипроизводственных процессах. Изменения в долгосрочных и краткосрочных планах также производится, если выясняется, что сформированные на предшествующих этапах планы не выполняются.

Адаптивное планирование является единственно возможным механизмом реализации функции планирования для организаций, действующих в быстро изменяющихся научно-технической и социально-экономических средах.

Система планов в организации

Деятельность большинства организаций предполагает формулировку целей, которые собирается достичь организация и тех задач, которые требуется решить для их достижения. Именно эти виды деятельности и составляют содержание функции планирования. Для успешного функционирования и развития организации в ней должна существовать система планов и прогнозов, определяющих задачи организации как на перспективу, так и в краткосрочном периоде.

Период, на который составляется план или прогноз, называется горизонтом планирования. Максимальный горизонт планирования для организации определяется степенью предсказуемости изменений, которые могут происходить в технико-технологической, социально-экономической и нормативно-правовой средах в которых функционирует организация. Обычно считается, что чем менее изменчива среда, в которой функционирует организация, тем больше максимальный горизонт планирования. Другим значимыми факторами, определяющими максимальный горизонт планирования, являются масштаб организации и ее доля на рынке. Крупные организации, формирующие рынок, обычно могут создавать достаточно обоснованные долгосрочные прогнозы и планы, так как их политика во многом определяет поведение более мелких фирм. Стратегические планы крупных фирм могут быть рассчитаны на период до 10-15 лет. Мелкие фирмы, обычно не могут создавать обоснованные планы развития со столь большим горизонтом планирования. Типичным горизонтом планирования для средних фирм является период до 5 лет, а для мелких фирм 2-3 года.

Полномасштабная система планирования включает следующие виды планов и прогнозов:

Долгосрочные прогнозы, в которых определяются стратегические цели организации и предлагаются в агрегированном виде основные способы их достижения. Отличительной особенностью долгосрочных прогнозов является обычно их вариантность, вытекающая из неточного представления о будущем состоянии среды, в которой будет развиваться организация. В крупных организациях долгосрочные прогнозы имеют горизонт планирования до 10-15 лет.

Долгосрочные планы, определяющие стратегические задачи, которые  должна решить организация для достижения глобальных целей.  Долгосрочные планы, в отличии от прогнозов, должны четко определять последовательность решения задач, увязав их с имеющимися у организации ресурсами. Обычно долгосрочные планы составляют в трех вариантах – оптимистическом, пессимистическом и реалистическом. Типичный горизонт планирования долгосрочных планов для крупных фирм от 3 до 5 лет.

-                        Среднесрочные планы определяют последовательность и способ решения задач на относительно коротком периоде (от нескольких месяцев до 1 года). Среднесрочные планы обычно детализируют способы и методы решения задач, заданных в долгосрочных планах на ближайший период. Традиционно составляют только один вариант среднесрочного плана.

- Краткосрочные или календарные планы составляют на период от нескольких недель до нескольких месяцев. В этих планах определяются не только сроки решения задач и выделяемые для их решения ресурсы, но и указываются конкретные исполнители, виды выполняемых ими работ, промежуточные результаты, которые должны быть получены для решения задач, определенных среднесрочными планами. Подобные планы называют такжесреднесрочными программами деятельности организации.

Оперативно-календарные или текущие планы формируются на период от нескольких дней до нескольких недель. Эти планы определяют последовательность выполнения работ исполнителями, очередность обработки, загрузку конкретных видов оборудования, регламентируют проведение различных профилактических и ремонтных работ и т.д. Оперативно-календарные планы –называют также краткосрочными программами.

Практика планирования показывает, что горизонты планирования различных планов в основном подчиняются правилу учетверения  горизонта при переходе от более краткосрочных планов к более долгосрочным. Типичная последовательность планов в организации обычно содержит:

-недельные планы;

-месячные планы;

-          квартальные планы;

-          годовые планы;

-          трех - пятилетние планы прогнозы;

-          долгосрочные прогнозы на 10-15 лет.

В рамках организации по мимо временной упорядоченности планов существует и их иерархическая упорядоченность, определяемая организационной структурой предприятия. При развитой системе планирования в крупной организации кроме планов организации в целом должны существовать планы функционирования и развития отдельных ее подразделений, которые дезагрегируют задачи сформулированные в планах организации на отдельные подзадачи для ее подразделений. Обычно дезагрегируют планы, рассчитанные на период не превышающий один год, т.е. среднесрочные и краткосрочные планы. В больших организациях, имеющих крупные подразделения, система планов выглядит следующим образом

Иерархический уровень планирования

Долгосрочные прогнозы

Долгосрочные планы

Годовые планы

Квартальные планы

Месячные планы

Недельные планы

Организация в целом

Х

Х

Х

Х

Х

?

Крупное подразделение или филиал

?

Х

Х

Х

Х

Цех или небольшое подразделение

?

Х

Х

Х

Участок или  сектор

?

Х

Х

Бригада или отдельный управленец

?

Х

Рис.4.1. Взаимосвязь иерархической и временной упорядоченности планов в больших организациях (Х – означает обязательное наличие плана или программы, ? – возможность наличия подобных планов при определенных условиях)

В рамках организации могут существовать отдельные планы по реализации крупных исследовательско-производственных и инвестиционных проектов, которые определяют координацию действия различных подразделений при достижения поставленных целей.

Бизнес-план - комплексный (сводный) план развития бизнеса (предприятия, обособленного подразделения, инвестиционного проекта и т.п.). Основная черта БП – сводный хар-р (он взаимоувязывает все основные функциональные сферы деятельности предприятия – от производственно-технической до маркетингово-сбытовой, оценивая при этом их влияние, во-первых, друг на друга и, во-вторых, – на результирующие целевые показатели предприятия в целом). Бизнес-план – форма оцененных и проанализированных альтернатив, представляемых лицу, принимающему решение (ЛПР), для последующего выбора им приоритетной альтернативы. С другой стороны, бизнес-план – компактный документ, являющийся общепризнанной международной формой представления ИнвПр кредитному учреждению или инвестору.

Цели БП-я: - экономическое обоснов-е эфф-ти и окупаемости инвестиций в инновации; -инфа для потенциальных инвесторов, принимающих реш-е об участии в ИП (ЛПР); -обоснов-е кредитных линий; -инструмент для управления ИП (ср-во мониторинга).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83487. Придбання і втрата громадянства 37.17 KB
  Виділяють наступні способи набуття громадянства: філіація; натуралізація укорінення; поновлення в громадянстві реінтеграція; дарування громадянства; оптація; трансферт. Філіація або набуття громадянства за народженням базується на двох принципах: права крові jus snguinis та права ґрунту jus soli. Різновидом натуралізації є спрощений порядок набуття громадянства певними категоріями осіб.
83488. Режим іноземців. Особи без громадянства 35.93 KB
  До іноземців окрім іноземних громадян також відносять осіб без громадянства. Режим правове положення іноземців визначають як сукупність прав та обов’язків іноземців на території даної держави. Режим іноземців встановлюється внутрішнім законодавством держав з врахуванням їх міжнародних зобов’язань.
83489. Біженці, вимушені переселенці. Право притулку 39.38 KB
  В якості біженців не розглядаються особи що винні у скоєнні: злочину проти миру воєнного злочину або злочину проти людяності; важкого злочину аполітичного характеру поза країною що надала притулок; дій що суперечать цілям та принципам ООН. Право притулку – право кожної людини шукати притулок від переслідування в інших державах та користатися цим притулком а також право держави дозволяти в’їзд та проживання на її території особі яка переслідується в іншій державі за політичними мотивами. Територіальний притулок означає що держави...
83490. Покоління прав людини 37.26 KB
  До першого покоління відносяться лише громадянські і політичні права. Тому права першого покоління іменуються негативними оскільки їх реалізація передбачає невтручання держави Початок формування другого покоління прав людини здебільшого пов’язують із прийняттям Веймарської конституції 1919 р. Друге покоління складають соціальні економічні та культурні права. Це покоління позитивних прав оскільки їх реалізація потребує втручання з боку держави та зі лежить від рівня економічного розвитку держави.
83491. Класифікація прав і свобод людини 34.69 KB
  До громадських відносяться наприклад право на життя і особисту недоторканністьправо дотримуватися своєї думки і вільно її висловлювати свобода пересування. До політичних прав перш за все відноситься право брати участь у веденні державних справ обирати і бути обраним на основі загального і рівного виборчого права. Зокрема виділяють: право на працю включаючи право на справедливі і сприятливі умови праці; право на створення профспілок і на проведення страйків; право на соціальне забезпечення право сімї на охорону і допомогу право на...
83492. Принцип поваги прав людини 36.62 KB
  Основу міжнародноправового захисту прав людини складає принцип поваги прав людини і основних свобод. Принцип поваги прав людини і основних свобод отримав визнання з ухваленням Статуту ООН у 1945 р. Генеральна Асамблея ООН прийняла Загальну декларацію прав людини у якій сформульовані основні права людини.
83493. Поняття міжнародно-правових стандартів у сфері прав людини 34.38 KB
  Міжнародноправові стандарти прав людини це узгоджені державами загальнолюдські права і свободи обов\'язкові для держав заходи із забезпечення прав і свобод та охорони їх від посягань а також надання особі юридичної можливості реалізовувати і захищати визнані права і свободи. Можна позначити наступні функції стандартів: визначення переліку прав і свобод що відносяться до категорії основних і обов\'язкових для всіх держав; формулювання головних рис змісту кожного з цих прав кожної з цих свобод які повинні бути втілені у відповідних...
83494. Основні міжнародно-правові акти про права людини 38.45 KB
  Зокрема до таких договорів відносяться: Міжнародна конвенція про ліквідацію всіх форм расової дискримінації 1966 р.; Конвенція про запобігання злочину геноциду та покарання за нього 1948 р.; Конвенція про припинення злочину апартеїду та покарання за нього 1973 р.; Конвенція про рабство 1926 р.
83495. Спеціалізовані органи ООН із захисту прав людини 38.82 KB
  Рада з прав людини ООН є міжурядовим органом у системі ООН складі представників 47 держав що відповідає за зміцнення діяльності щодо заохочення і захисту прав людини по всьому світу. з основною метою реагування на ситуації порушення прав людини і винесення рекомендацій по них та прийшла на зміну Комісії ООН з прав людини утвореної в 1946 р. Основна відмінність Ради від Комісії полягає в тому що вона є допоміжним органом Генеральної Асамблеї ООН а не ЕКОСОР та до її функцій входить здійснення загальної координації діяльності із захисту...