2713

Жизненные формы организмов. Ритмы жизни

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе) Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе. Задачи: 1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных. 2. Форми...

Русский

2012-11-12

29.97 KB

40 чел.

Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе)

Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе.

Задачи:

1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных.

2. Формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия по данной теме, делать выводы.

3. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий как “познаваемость мира и природы”, “развитие и приспособленность живых организмов к окружающей среде”.

Оборудование: схемы, карточки с заданиями, рисунки и фотографии животных и растений.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Повторение изученного материала (5 мин.)

III. Изучение нового материала (25 мин.)

IV. Закрепление нового материала (7 мин.)

V. Домашнее задание (2 мин.)

II. Повторение изученного материала проводится в виде письменного опроса учащихся. Из предложенных высказываний выбрать четыре важных положения теории Дарвина, объясняющих основы законов эволюции, которые были сформулированы Дарвиным в 1859 году (см. Приложение № 1).

III. Изучение нового материала

Жизненные формы растений и животных являются показателями адаптации живых существ, относящихся к разным видам, но обитающих в одинаковых условиях среды.

Жизненная форма – это результат длительного приспособления растений и животных к местным условиям существования, выраженный в его внешнем облике. По внешнему облику можно понять, в какой среде живые организмы обитают, какой образ жизни едут.

Например: Можжевельник туркестанский на Тянь-Шане в условиях лесного пояса (1600–2800 м над уровнем моря) имеет форму невысокого (5–6 м) дерева, в субальпийском же поясе гор (3000–3300 м над уровнем моря) он приобретает стелющуюся форму.

Из истории изучения жизненных форм растений

• Теофраст (372–287 гг. до н.э.), “отец ботаники”, разделил растения на четыре группы: деревья, кустарники, полукустарники, травы.

• В 1806 г. А.Гумбольд предложил выделить 19 основных жизненных форм: пальм, бананов, хвойных деревьев, лиан, мхов и т.д.

• В 1963 г. Датский ботаник Раункиер взял за основу способ защиты почек, возобновления в неблагоприятный период (см. Приложение № 2, рис. № 1).

• В 1964 г. Иваном Григорьевичем Серебряковым разработана система жизненных форм для деревьев, кустарников и полукустарничков, полудревесных растений (полукустарников и полукустарничков), выделены монокарпические (плодоносят лишь однажды) и поликарпические травы (плодоносят много раз) (см. Приложение № 3).

• В 1922 г. Л.И. Казакевичем была развита и дополнена классификация жизненных форм многолетних трав (поликарпических). За основу выделения жизненных форм был взят способ вегетативного размножения и расселения растений (см. Приложение № 4).

Выделены:

1) осевые (стержнекорневые) травы, у которых вегетативное размножение отсутствует;

2) дерновые, у которых вегетативное размножение слабо выражено;

3) луковичные и клубнелуковичные, у которых вегетативное размножение слабо выражено;

4) ползучие корневищные (включая стелющиеся и укореняющиеся) с сильно выраженным вегетативным размножением;

5) ползучие корнеотпрысковые, у которых вегетативное размножение интенсивное.

Жизненные формы животных

В зоологии термин “жизненная форма” стал применяться позже, чем в ботанике, лишь в XX в. Жизненные формы животных выделяются по разным признакам для разных систематических групп. Так, для зверей одними из основных признаков для выделения жизненных форм, помимо среды обитания, считаются способы передвижения (ходьба, бег, прыжки, плавание, ползание).

Например: прыгающие животные – азиатские тушканчики, австралийские кенгуру, африканские прыгунчики и др., живущие на разных континентах, имеют компактное тело с удлиненными задними конечностями и короткими передними. У них хорошо развиты мышцы – разгибатели спины, увеличивающие мощность толчка. Наконец, их хвост – это и балансир, и руль, и дополнительная точка опоры.

Жизненные формы птиц различают по типу их местообитания и способу добывания пищи, у рыб – по форме тела и способу добывания пищи. У обитателей водоемов – по типу их местообитания (планктон, бентос).

Широко распространена классификация жизненных форм животных, разработанная Д.Н. Кашкаровым (1945 г.).

Плавающие формы:

1) чисто водные;

2) полуводные.

Роющие формы:

1) абсолютные землерои;

2) относительные землерои.

Наземные формы:

1) не делающие нор;

2) делающие норы;

3) животные скал.

Древесные лазающие формы.

Воздушные формы.

(Учащиеся смотрят приложение № 5.)

Вывод (делается вместе с учащимися): Большое разнообразие жизненных форм растений и животных – результат многообразия условий на Земле.

Ритмы жизни

Важная роль в поддержании соответствия между организмами и средой принадлежит не только морфологическим, но и физиологическим изменениям, а также поведенческим реакциям. Со временем любые экологические условия изменяются.

Изменения   Ритмы  

  1.  Циклические   • Суточные  
  2.  Направленные   • Годовые  
  3.  Хаотические   • Внутривековые  

   • Сверхвековые

 

Ритмичность – повторяемость каких-либо явлений во времени. Это одна из важнейших закономерностей земной природы, обусловленная орбитальным движением и осевым вращением Земли.

Ритмические явления не повторяются полностью в конце ритма того состояния природных объектов, которое было в его начале. Этим объясняется эволюционное развитие природы.

IV. Закрепление материала

Из приведенного списка (см. Приложение № 6) выберите пары организмов, имеющие сходную жизненную форму: серая акула, ласточка, волк, ясень, крот европейский, хмель, лещина, летучий дракон, касатка, медведка, сумчатый волк, бузина, стриж, дуб, виноград, антилопа, белка-летяга, лошадь Пржевальского.

(Ответ: серая акула – касатка; ласточка – стриж; волк – сумчатый волк; ясень – дуб; крот европейский – сумчатый крот; лещина – бузина; виноград – хмель; антилопа – лошадь Пржевальского; летучий дракон – белка-летяга.)

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание. § 1.6, с. 44–49.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64846. СТИЛІСТИЧНИХ ОСОБЛИВОСТІ РАДІОМАТЕРІАЛІВ 46 KB
  Наприклад в спортивному огляді звуки гонгу тупіт копит наростаючий і стихаючий шум натовпу означають що репортаж ведеться з іподрому і кореспондентові не обов'язково витрачати час і слова на опис місця дії. Позначення переміщення дії в часі і просторі.
64847. ЖАНРОВА ПАЛІТРА РАДІОМОВЛЕННЯ 44.5 KB
  Відмінність жанрів радіожурналістики від жанрів газетної журналістики обумовлено специфікою радіокомунікації. Ключ до розуміння особливостей формування радіожанрів дають специфічні виражальні засоби якими оперує мовлення.
64848. ТЕЛЕБАЧЕННЯ В СИСТЕМІ ЗМІ 40.5 KB
  Особливості технічного постачання телевізійного сигналу ефірне телебачення кабельні мережі супутникові телеканали. Телебачення як обєкт культурології та соціології.
64849. ІНФОРМАЦІЙНІ ПРОГРАМИ НА ТЕЛЕБАЧЕННІ 43 KB
  Виробництво телевізійного сюжету Мова та стиль інформаційної програми. Єдність усіх журналістських матеріалів які утворюють цілісну структуру складеного інформаційного тексту програми є вищим рівнем професійної майстерності журналістів.
64850. ЖУРНАЛІСТСЬКЕ РОЗСЛІДУВАННЯ НА ТЕЛЕБАЧЕННІ 43.5 KB
  Технологія розслідування: методи етапи. Умови реалізації журналістського розслідування: доступ до джерел інформації правові та етичні обмеження безпека журналістів Журналістські розслідування англ. Журналістське розслідування не просто відповідає на запитання...
64851. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 83 KB
  В структуру политической организации входит: государство партии иные общественные организации выражающие интересы доминирующих классов партии и иные организации классов которые противостоят правящим слоям общества важнейшим элементом являются политические партии.
64852. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОВЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗС 95 KB
  В науке КП для обозначения правового положения личности установленного нормами законодательства принято использовать следующие термины: основы правового статуса человека и гражданина; конституционно-правовой статус человека и гражданина.
64853. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В ЗС 126 KB
  Форма государства совокупность внешних признаков организации и осуществление государственной власти. Форма государства включает в себя 3 стороны организации государственной власти: форма правления форма государственного устройства политический режим историческая практика свидетельствует...
64854. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 120 KB
  Избирательное право и избирательная система связана с формированием органов государственной власти и ОМС. в объективном смысле это система юридических норм регулирующих порядок формирования выборных государственных органов...