2713

Жизненные формы организмов. Ритмы жизни

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе) Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе. Задачи: 1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных. 2. Форми...

Русский

2012-11-12

29.97 KB

41 чел.

Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе)

Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе.

Задачи:

1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных.

2. Формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия по данной теме, делать выводы.

3. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий как “познаваемость мира и природы”, “развитие и приспособленность живых организмов к окружающей среде”.

Оборудование: схемы, карточки с заданиями, рисунки и фотографии животных и растений.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Повторение изученного материала (5 мин.)

III. Изучение нового материала (25 мин.)

IV. Закрепление нового материала (7 мин.)

V. Домашнее задание (2 мин.)

II. Повторение изученного материала проводится в виде письменного опроса учащихся. Из предложенных высказываний выбрать четыре важных положения теории Дарвина, объясняющих основы законов эволюции, которые были сформулированы Дарвиным в 1859 году (см. Приложение № 1).

III. Изучение нового материала

Жизненные формы растений и животных являются показателями адаптации живых существ, относящихся к разным видам, но обитающих в одинаковых условиях среды.

Жизненная форма – это результат длительного приспособления растений и животных к местным условиям существования, выраженный в его внешнем облике. По внешнему облику можно понять, в какой среде живые организмы обитают, какой образ жизни едут.

Например: Можжевельник туркестанский на Тянь-Шане в условиях лесного пояса (1600–2800 м над уровнем моря) имеет форму невысокого (5–6 м) дерева, в субальпийском же поясе гор (3000–3300 м над уровнем моря) он приобретает стелющуюся форму.

Из истории изучения жизненных форм растений

• Теофраст (372–287 гг. до н.э.), “отец ботаники”, разделил растения на четыре группы: деревья, кустарники, полукустарники, травы.

• В 1806 г. А.Гумбольд предложил выделить 19 основных жизненных форм: пальм, бананов, хвойных деревьев, лиан, мхов и т.д.

• В 1963 г. Датский ботаник Раункиер взял за основу способ защиты почек, возобновления в неблагоприятный период (см. Приложение № 2, рис. № 1).

• В 1964 г. Иваном Григорьевичем Серебряковым разработана система жизненных форм для деревьев, кустарников и полукустарничков, полудревесных растений (полукустарников и полукустарничков), выделены монокарпические (плодоносят лишь однажды) и поликарпические травы (плодоносят много раз) (см. Приложение № 3).

• В 1922 г. Л.И. Казакевичем была развита и дополнена классификация жизненных форм многолетних трав (поликарпических). За основу выделения жизненных форм был взят способ вегетативного размножения и расселения растений (см. Приложение № 4).

Выделены:

1) осевые (стержнекорневые) травы, у которых вегетативное размножение отсутствует;

2) дерновые, у которых вегетативное размножение слабо выражено;

3) луковичные и клубнелуковичные, у которых вегетативное размножение слабо выражено;

4) ползучие корневищные (включая стелющиеся и укореняющиеся) с сильно выраженным вегетативным размножением;

5) ползучие корнеотпрысковые, у которых вегетативное размножение интенсивное.

Жизненные формы животных

В зоологии термин “жизненная форма” стал применяться позже, чем в ботанике, лишь в XX в. Жизненные формы животных выделяются по разным признакам для разных систематических групп. Так, для зверей одними из основных признаков для выделения жизненных форм, помимо среды обитания, считаются способы передвижения (ходьба, бег, прыжки, плавание, ползание).

Например: прыгающие животные – азиатские тушканчики, австралийские кенгуру, африканские прыгунчики и др., живущие на разных континентах, имеют компактное тело с удлиненными задними конечностями и короткими передними. У них хорошо развиты мышцы – разгибатели спины, увеличивающие мощность толчка. Наконец, их хвост – это и балансир, и руль, и дополнительная точка опоры.

Жизненные формы птиц различают по типу их местообитания и способу добывания пищи, у рыб – по форме тела и способу добывания пищи. У обитателей водоемов – по типу их местообитания (планктон, бентос).

Широко распространена классификация жизненных форм животных, разработанная Д.Н. Кашкаровым (1945 г.).

Плавающие формы:

1) чисто водные;

2) полуводные.

Роющие формы:

1) абсолютные землерои;

2) относительные землерои.

Наземные формы:

1) не делающие нор;

2) делающие норы;

3) животные скал.

Древесные лазающие формы.

Воздушные формы.

(Учащиеся смотрят приложение № 5.)

Вывод (делается вместе с учащимися): Большое разнообразие жизненных форм растений и животных – результат многообразия условий на Земле.

Ритмы жизни

Важная роль в поддержании соответствия между организмами и средой принадлежит не только морфологическим, но и физиологическим изменениям, а также поведенческим реакциям. Со временем любые экологические условия изменяются.

Изменения   Ритмы  

  1.  Циклические   • Суточные  
  2.  Направленные   • Годовые  
  3.  Хаотические   • Внутривековые  

   • Сверхвековые

 

Ритмичность – повторяемость каких-либо явлений во времени. Это одна из важнейших закономерностей земной природы, обусловленная орбитальным движением и осевым вращением Земли.

Ритмические явления не повторяются полностью в конце ритма того состояния природных объектов, которое было в его начале. Этим объясняется эволюционное развитие природы.

IV. Закрепление материала

Из приведенного списка (см. Приложение № 6) выберите пары организмов, имеющие сходную жизненную форму: серая акула, ласточка, волк, ясень, крот европейский, хмель, лещина, летучий дракон, касатка, медведка, сумчатый волк, бузина, стриж, дуб, виноград, антилопа, белка-летяга, лошадь Пржевальского.

(Ответ: серая акула – касатка; ласточка – стриж; волк – сумчатый волк; ясень – дуб; крот европейский – сумчатый крот; лещина – бузина; виноград – хмель; антилопа – лошадь Пржевальского; летучий дракон – белка-летяга.)

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание. § 1.6, с. 44–49.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36141. Анатомия. Ответы к экзамену 1.83 MB
  Мышцы производящие эти движения их кровоснабжение и иннервация. Движения мышцы действующие на суставы их кровоснабжение и иннервация. Движения ребер мышцы производящие эти движения их кровоснабжение и иннервация. Ребра ограничивающие нижнюю апертуру образуют реберную дугу Мышцы груди Мышцы груди разделяются на мышцы начинающиеся на поверхности грудной клетки и на собственные аутохтонные мышцы груди входящие в состав стенок грудной полости.
36142. Нервная система. Классификация нервной системы 586 KB
  мозг делится на ствол мозга полушария большого мозга и мозжечок. В коре полушарий головного мозга осуществляется анализ и синтез различных раздражений внешнего мира. К таким эфферентным нейронам можно отнести нейроны различных отделов мозга посылающие аксоны идущие в составе длинных нисходящих трактов к спинному мозгу. На головном конце животного который при движении вперед соприкасается с различными предметами окружающего мира развиваются органы чувств в связи с чем головные узлы развиваются сильнее остальных являясь прообразом...
36143. Опорно-двигательный аппарат 432.5 KB
  Макроскопически кость состоит из расположенного по периферии компактного вещества substanfia compacta и губчатого вещества siibsianlia spongiosa массы костных перекладин в середине кости. Зтк перекладины расположены не беспорядочно а соответствен ко линиям сжатия и растяжения которые действуют на определенные участки кости. Костномозговая полость находящаяся в толще трубчатой кости выстлана соединительнотканной оболочкой эндостомом endostemn Ячейки губчатого вещества и костномозговая полость в трубчатых костях...
36145. Анатомия. Общие вопросы 1.84 MB
  Знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно так как именно как в период его становления при неправильной организации условий жизни и обучения особенно быстро возникают различные патологические нарушения функций нервной системы опорнодвигательного аппарата сердечно сосудистой системы и др. В образовании каждого органа участвуют различные ткани но одна из них является главной ведущей рабочей мозг нервная ткань. Аристотель различал у животных сухожилия и нервы кости и хрящи. Клавдий Гален описал 7 пар из...
36146. Сердечно-сосудистая система. Шпора 279.5 KB
  Артерии располагаются по ходу нервной трубки и нервов. Кроме того артерии первоначально закладываются в связи с главными нервами: например на верхней конечности в связи с n. Соответственно делению организма на органы растительной и животной жизни артерии делятся на париетальные к стенкам полостей тела и висцеральные к содержимому их т. Артерии туловища сохраняют сегментарное строение: aa.
36147. Внутренние органы 373.5 KB
  Нижняя поверхность языка свободна только в передней части; задняя часть занята мышцами. Три части: pars nasalis pars oralis и pars laryngea. В шейной части пищевода мышцы поперечнополосатые в верхнем отделе грудной части они смешанного типа нижней трети гладкие. Топография 3 части: 1шейную; 2грудную; 3брюшную.
36148. Железы внутренней секреции 61.5 KB
  Эндокринными железами endo внутрь crino выделяю или железами внутренней секреции называются такие железы которые не имеют выводного протока беспроточные железы glandulae sine ductibus и свой секрет выделяют непосредственно в кровеносную систему в противоположность железам внешней секреции секрет или экскрет которых изливается на поверхность кожи потовые сальные железы или слизистых оболочек слюнные железы печень и т. Так как выделение секрета совершается в кровеносную систему то эндокринные железы обладают широко развитой...
36149. Государственный Русский музей 28 KB
  Филиалы музея расположены в Михайловском замке в Мраморном и Строгановском дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад с Летним дворцом Петра I а также Домик Петра I. Директор музея Владимир Александрович Гусев. К моменту открытия музея его коллекция насчитывала около четырехсот полотен.