2713

Жизненные формы организмов. Ритмы жизни

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе) Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе. Задачи: 1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных. 2. Форми...

Русский

2012-11-12

29.97 KB

42 чел.

Жизненные формы организмов. Ритмы жизни (урок по экологии в 10-м классе)

Цель: познакомить учащихся с жизненными формами организмов и ритмичностью в живой природе.

Задачи:

1. Дать классификацию жизненных форм организмов растений и животных.

2. Формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия по данной теме, делать выводы.

3. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий как “познаваемость мира и природы”, “развитие и приспособленность живых организмов к окружающей среде”.

Оборудование: схемы, карточки с заданиями, рисунки и фотографии животных и растений.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Повторение изученного материала (5 мин.)

III. Изучение нового материала (25 мин.)

IV. Закрепление нового материала (7 мин.)

V. Домашнее задание (2 мин.)

II. Повторение изученного материала проводится в виде письменного опроса учащихся. Из предложенных высказываний выбрать четыре важных положения теории Дарвина, объясняющих основы законов эволюции, которые были сформулированы Дарвиным в 1859 году (см. Приложение № 1).

III. Изучение нового материала

Жизненные формы растений и животных являются показателями адаптации живых существ, относящихся к разным видам, но обитающих в одинаковых условиях среды.

Жизненная форма – это результат длительного приспособления растений и животных к местным условиям существования, выраженный в его внешнем облике. По внешнему облику можно понять, в какой среде живые организмы обитают, какой образ жизни едут.

Например: Можжевельник туркестанский на Тянь-Шане в условиях лесного пояса (1600–2800 м над уровнем моря) имеет форму невысокого (5–6 м) дерева, в субальпийском же поясе гор (3000–3300 м над уровнем моря) он приобретает стелющуюся форму.

Из истории изучения жизненных форм растений

• Теофраст (372–287 гг. до н.э.), “отец ботаники”, разделил растения на четыре группы: деревья, кустарники, полукустарники, травы.

• В 1806 г. А.Гумбольд предложил выделить 19 основных жизненных форм: пальм, бананов, хвойных деревьев, лиан, мхов и т.д.

• В 1963 г. Датский ботаник Раункиер взял за основу способ защиты почек, возобновления в неблагоприятный период (см. Приложение № 2, рис. № 1).

• В 1964 г. Иваном Григорьевичем Серебряковым разработана система жизненных форм для деревьев, кустарников и полукустарничков, полудревесных растений (полукустарников и полукустарничков), выделены монокарпические (плодоносят лишь однажды) и поликарпические травы (плодоносят много раз) (см. Приложение № 3).

• В 1922 г. Л.И. Казакевичем была развита и дополнена классификация жизненных форм многолетних трав (поликарпических). За основу выделения жизненных форм был взят способ вегетативного размножения и расселения растений (см. Приложение № 4).

Выделены:

1) осевые (стержнекорневые) травы, у которых вегетативное размножение отсутствует;

2) дерновые, у которых вегетативное размножение слабо выражено;

3) луковичные и клубнелуковичные, у которых вегетативное размножение слабо выражено;

4) ползучие корневищные (включая стелющиеся и укореняющиеся) с сильно выраженным вегетативным размножением;

5) ползучие корнеотпрысковые, у которых вегетативное размножение интенсивное.

Жизненные формы животных

В зоологии термин “жизненная форма” стал применяться позже, чем в ботанике, лишь в XX в. Жизненные формы животных выделяются по разным признакам для разных систематических групп. Так, для зверей одними из основных признаков для выделения жизненных форм, помимо среды обитания, считаются способы передвижения (ходьба, бег, прыжки, плавание, ползание).

Например: прыгающие животные – азиатские тушканчики, австралийские кенгуру, африканские прыгунчики и др., живущие на разных континентах, имеют компактное тело с удлиненными задними конечностями и короткими передними. У них хорошо развиты мышцы – разгибатели спины, увеличивающие мощность толчка. Наконец, их хвост – это и балансир, и руль, и дополнительная точка опоры.

Жизненные формы птиц различают по типу их местообитания и способу добывания пищи, у рыб – по форме тела и способу добывания пищи. У обитателей водоемов – по типу их местообитания (планктон, бентос).

Широко распространена классификация жизненных форм животных, разработанная Д.Н. Кашкаровым (1945 г.).

Плавающие формы:

1) чисто водные;

2) полуводные.

Роющие формы:

1) абсолютные землерои;

2) относительные землерои.

Наземные формы:

1) не делающие нор;

2) делающие норы;

3) животные скал.

Древесные лазающие формы.

Воздушные формы.

(Учащиеся смотрят приложение № 5.)

Вывод (делается вместе с учащимися): Большое разнообразие жизненных форм растений и животных – результат многообразия условий на Земле.

Ритмы жизни

Важная роль в поддержании соответствия между организмами и средой принадлежит не только морфологическим, но и физиологическим изменениям, а также поведенческим реакциям. Со временем любые экологические условия изменяются.

Изменения   Ритмы  

  1.  Циклические   • Суточные  
  2.  Направленные   • Годовые  
  3.  Хаотические   • Внутривековые  

   • Сверхвековые

 

Ритмичность – повторяемость каких-либо явлений во времени. Это одна из важнейших закономерностей земной природы, обусловленная орбитальным движением и осевым вращением Земли.

Ритмические явления не повторяются полностью в конце ритма того состояния природных объектов, которое было в его начале. Этим объясняется эволюционное развитие природы.

IV. Закрепление материала

Из приведенного списка (см. Приложение № 6) выберите пары организмов, имеющие сходную жизненную форму: серая акула, ласточка, волк, ясень, крот европейский, хмель, лещина, летучий дракон, касатка, медведка, сумчатый волк, бузина, стриж, дуб, виноград, антилопа, белка-летяга, лошадь Пржевальского.

(Ответ: серая акула – касатка; ласточка – стриж; волк – сумчатый волк; ясень – дуб; крот европейский – сумчатый крот; лещина – бузина; виноград – хмель; антилопа – лошадь Пржевальского; летучий дракон – белка-летяга.)

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание. § 1.6, с. 44–49.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85507. Изучение особенностей института наследования в Российском гражданском праве 1.29 MB
  Институт наследования возник несколько тысячелетий назад с появлением частной собственности. Упоминание о наследовании можно найти в самых первых письменных источниках: глиняных табличках Шумера, египетских папирусах и др. Прогрессивное развитие и высокий уровень он получил в римском частном праве.
85509. Исследования специфики психолого-педагогической диагностики детей с нарушением зрения 370.5 KB
  Актуальность исследования данной проблематики связана с тем, что проблемы отклоняющегося развития в условиях экологических и социальных катаклизмов становится глобальными, общезначимыми. В связи с этим своевременная диагностика и специальное образование приобретают важную социальную функцию...
85511. Совершенствование системы оценки и аттестации персонала на предприятии (на примере ООО «ПромСтройТорг») 469 KB
  В настоящее время утвердился взгляд на труд как на сознательную целенаправленную созидательную деятельность, приложение человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, как на проявление человеческой личности.
85513. Технологический процесс обработки детали «Корпус» с использованием станков с программным числовым управлением 288.35 KB
  Необходимо обновить основные средства производства, которые в настоящее время достигли критического уровня (до 75%). В перспективе стоит задача подготовки нового квалифицированного рабочего персонала, способного решать вопросы по обслуживанию сложнейшей новой техники, станков с ЧПУ.
85514. Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия 554 KB
  Целью курсового проектирования является закрепление полученных знаний, приобретение навыков экономического мышления, умения принимать верные решения в конкретных производственно-экономических ситуациях, анализ и совершенствование хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.
85515. Расчет тепловой схемы производственно-отопительной котельной с выбором основного и вспомогательного оборудования 3.36 MB
  Задаваемые величины: Тип котла: ДЕ-?-1,4ГМ. Мощность котла подбирается, исходя из требования СНиП (не менее 2 котлов в котельной на требуемую мощность). Тип топки для газа – камерная. Это не исходные данные, а выбрано Вами в результате расчета Расход пара на производство...