27152

Принципы построения систем, ориентированных на анализ данных

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Принципы построения систем ориентированных на анализ данных Модели данных используемые при построении Хранилищ Данных В настоящее время наибольшее распространение получили три вида моделей хранилищ данных: многомерная реляционная и комбинированная. Измерения играют роль индексов используемых для идентификации конкретных значений данных. Вращение изменение порядка измерений; обычно для двухмерных сечений остальные фиксированные для приведения данных к форме удобной для восприятия; Свертка замена одного из значений измерения другим ...

Русский

2013-08-19

52.16 KB

2 чел.

7. Принципы построения систем, ориентированных на анализ данных

Модели данных, используемые при построении Хранилищ Данных

В настоящее время наибольшее распространение получили три вида моделей хранилищ данных: многомерная, реляционная и комбинированная. Рассмотрим их подробнее.

Многомерная модель. В многомерной модели данные хранятся в виде гиперкубов - упорядоченных многомерных массивов. При описании многомерной модели используют понятия Измерение и Значения :

Измерение - множество, образующее одну из граней куба. Измерения играют роль индексов, используемых для идентификации конкретных значений данных.

Значения - подвергаемые анализу количественные или качественные данные, которые находятся в ячейках гиперкуба.

Основные операции манипулирования изменениями:

Сечение - подмножество, в котором фиксировано значение одного или более измерений.

Вращение - изменение порядка измерений; обычно для двухмерных сечений (остальные фиксированные) для приведения данных к форме, удобной для восприятия;

Свертка - замена одного из значений измерения другим - укрупненным, например, “месяц” заменяется “годом”. Свертка может быть выполнена только над измерениями, в которых имеется иерархия значений (житель дома  все жители дома, квартала, улицы, города и т.д.).

Детализация - операция, обратная свертке. Например, ВУЗ может быть детализирован до факультета, факультет до потока, поток до группы, и т.д.

Главным достоинством многомерной модели является быстрота поиска данных. Данные находятся на пересечении измерений гиперкуба. Для их поиска не нужно организовывать связи между таблицами, как это делается в реляционных СУБД. Благодаря этому, среднее время ответа на сложный (нерегламентированный) запрос в многомерной модели на 1 - 2 порядка ниже, чем в реляционной.

Однако:

гиперкуб требует больших объемов дисковой памяти, т.к. в нем заранее резервируется место для каждого возможного данного;

этот объем резко увеличивается при высокой степени детализации данных ;

возникают сложности с модификацией данных, поскольку добавление еще одного измерения требует полной перестройки гиперкуба.

Таким образом, многомерную модель ХД целесообразно использовать, когда ее объем невелик (не более 10 - 20 гигабайт), а гиперкуб имеет стабильный во времени набор измерений.

Пример куба: факультеты, семестры, показатели (средняя детализация: отл - кол-во1, хор - кол-во2, общее количество студентов, обеспечения учебниками, ....).

Свертка: сведения о наборе одного факультета за все годы обучения.

Сечение - фиксируем: факультет и семестр.

Реляционная модель хранилища. Хранилища данных, построенные на основе реляционной модели, способны хранить огромные объемы информации, но проигрывают многомерным моделям в скорости выполнения запросов. В реляционной модели гиперкуб эмулируется СУБД на логическом уровне. Каждое измерение гиперкуба описывается отдельной - справочной таблицей, которая заполняется возможными значениями конкретного описываемого измерения. Фактические данные, наиболее часто используемые для анализа, группируются в таблице, называемой “фактологической”.

Строка фактологической таблицы кроме фактических данных, эквивалентных значениям, хранящимся в ячейках гиперкуба, содержит ссылки на соответствующие значения данных из справочных таблиц (измерений). Фактологическая таблица индексируется по сложному ключу, составленному из индивидуальных ключей справочных таблиц, что обеспечивает их связь с фактологической.

При малом числе измерений - не более 20, реляционные СУБД организуются по радиальной схеме. Другое название этой схемы - звезда (star). При числе измерений более 20, используется схема снежинка (snowflake).

Схема звезда использует только фактологическую таблицу - дочернее отношение, и набор справочных таблиц измерений - родительские отношения. Пример реализации хранилища данных по схеме звезда приведен на рис.6.2.1. В схеме снежинка появляются дополнительные справочные таблицы более высокого уровня иерархии, которые детализируют информацию, хранящуюся в справочных таблицах звезды.

Рис.6.2.1. Эмуляция гиперкуба в РСУБД (схема звезда)

На рис.6.2.2  показана детализация некоторых атрибутов справочных таблиц Группа обучаемых и Дисциплина. После этой детализации схема звезда превращается в схему снежинка.

Рис.6.2.2. Эмуляция гиперкуба в РСУБД (схема снежинка)

Комбинация многомерного и реляционного подхода. В последние несколько лет стали применять комбинированные хранилища данных, в которых реляционная СУБД объединена с целым набором многомерных. Реляционная база данных в этом случае является центральным хранилищем и позволяет накапливать огромные объемы информации. Данные, необходимые конкретным аналитическим приложениям, выделяются из центрального хранилища в многомерные базы данных. Каждая многомерная база хранит информацию по одному из направлений деятельности организации.

Выделенная информация называется киоском данных (Data Marts) или тематическим хранилищем. Использование киосков позволяет производить быструю обработку данных при выполнении аналитических запросов. Создание киосков основывается на том, что ситуации, когда для анализа необходима вся информация хранилища, возникают редко.

Каждый аналитик (аналитический отдел) обслуживает одно направление деятельности организации, а реальный объем данных, необходимых для решения конкретных задач такого отдела, удовлетворяет требованиям, предъявляемым к многомерным СУБД. Логическая схема комбинированного хранилища данных приведена на рис.6.2.3.

Рис.6.2.3. Логическая схема комбинированного хранилища данных

Данные поступают в хранилище из разных источников. Процесс загрузки начинается с приведения данных к единому формату и включает в себя:

исключение управляющих кодов (TAB, CR, LF, …),

унификацию типов данных,

унификацию представления данных - их приведение к одинаковым единицам измерения.

Затем производится анализ данных на предмет устранения дублирующихся и некорректных значений - выбросов, а также восстановления пропущенных значений.

Последний этап обработки - агрегирование данных, т.е. вычисление обобщенных статистических показателей для тематических хранилищ.

Обработанные данные загружаются в центральное хранилище, а из центрального хранилища подкачиваются в киоски данных - тематические хранилища.

Дополнительно:

В области информационных технологий существуют два класса информационными систем (и соответственно, два класса задач):

OLTP-системы и

DSS-системы.

OLTP-системы - системы оперативной обработки транзакций. Основная функция подобных систем заключается в одновременном выполнении большого количества коротких транзакций от большого числа пользователей. Сами транзакции выглядят относительно просто, например, "снять сумму денег со счета А, добавить эту сумму на счет В".

Системы OLTP характеризуются:

поддержкой большого числа пользователей;

малым временем отклика на запрос;

относительно короткими запросами;

участие в запросах небольшого числа таблиц.

OLAP-технология представляет для анализа данные в виде многомерных (и, следовательно, нереляционных) наборов данных, называемых многомерными кубами (гиперкуб, метакуб, кубом фактов), оси которого содержат параметры, а ячейки - зависящие от них агрегатные данные. Пример. Трехмерный куб, где в качестве фактов использованы суммы продаж, а в качестве измерений - время, товар и магазин, определенных на разных уровнях группировки: товары группируются по категориям, магазины - по странам, а данные о времени совершения операций - по месяцам.

Подробнее: http://ami.nstu.ru/~vms/lecture/lecture9/lecture9.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83350. Повторення та узагальнення вивченого про дієслово як частину мови 154 KB
  Мета: Узагальнити знання про ознаки дієслова удосконалювати вміння розрізняти часові форми дієслова закріплювати навички правопису не з дієсловами. Вміння визначати до якої дієвідміни та особи належать дієслова. Обладнання: стіл накритий вишитою скатертиною на якому розміщені паска писанки...
83351. Вправи на вживання різних відмінкових форм прикметників 351 KB
  Мета: Закріпити знання про відмінювання прикметників у множині. Вчити школярів правильно вимовляти і записувати форми прикметників у множині, вживати на письмі закінчення прикметників, орієнтуючись на кінцевий приголосний звук основи.
83352. Закріплення знань про прислівник. Підготовка до контрольної роботи 121 KB
  Закріплювати та поглиблювати знання про прислівник як самостійну частину отриманні на уроках української мови; розвивати логічне мислення пам’ять мовлення учнів навички та уміння самоосвітньої діяльності з навчальним матеріалом; вчити бачити прекрасне у звичайному а із заняття винести любов до рідного слова.
83353. Роль прикметників у мовленні 296 KB
  Мета: повторити вживання апострофу, закріпити знання про прикметник як частину мови, актуалізувати його роль у мовленні; поглибити знання учнів про осінні явища, розкрити красу осінньої палітри природи; розвивати навички сприйняття, образне творче мислення, увагу, зв’язне мовлення...
83354. Урок розвитку зв’язного мовлення. Складання твору «Весна прийшла» 131 KB
  Мета. Формувати вміння та навички школярів складати текст-розповідь на визначену тему на основі власних спостережень використовуючи лексичні засоби; розвивати навички усного і писемного мовлення, уміння бачити і відчувати красу природи, заохочувати дітей до творчості, збагачувати словниковий запас...
83355. Перевірка орфограм у особових закінченнях, або ще раз про закон письма 105 KB
  Вчити школярів застосовувати алгоритм перевірки орфограм слабких позицій звуків у особових закінченнях дієслів; перевіряти орфограми слабких позицій звуків у різних частинах слів; вчити школярів обґрунтовувати свої думки; давати на запитання повні змістовні відповіді; робити висновки.
83356. Засоби зв’язку речень у тексті. Складання розповіді за малюнком і кінцівкою 39 KB
  Мета: узагальнити систематизувати знання учнів про текст розвивати уміння систематизувати зібраний матеріал добирати потрібні засоби для поширення речень вчити дітей уважно слухати і відповідати на питання; збагачувати словниковий запас розвивати зв’язки мовлення; виховувати любов до рідної природи...
83357. Написання стислого переказу «Старий пень» 54 KB
  Мета. Вдосконалювати вміння учнів послідовно і стисло передавати зміст тексту, виділяти головне, суттєве, усуваючи другорядні деталі. Розвивати навички мовленнєвої діяльності. Виховувати почуття дружби. Тип уроку: урок вдосконалення вмінь і навичок.
83358. Повторення вивченого про прикметник. Спостереження за роллю прикметників у мовленні 94 KB
  Хто це Чому ви думаєте що це осінь Доведіть свою думку. Які слова допомогли вам уявити осінь Як називаються словащо означають ознаки предмета Які у вас виникають асоціації коли ви чуєте слово осінь Дощ вітер падолист багрянець ключ золото краса сум.