27157

История цифровой звукозаписи

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

А первая публичная демонстрация цифровой звукозаписи состоялась в 1967 году. После столь блистательного дебюта цифровой звукозаписи работы в этом направлении начались и на других фирмах. Поэтому внедрение результатов работ по цифровой звукозаписи происходило исключительно в студиях где размеры создаваемых систем и их стоимость существенной роли не играли.

Русский

2013-08-19

84 KB

22 чел.

PAGE  9

Лекция 1А

История цифровой звукозаписи

Первые попытки записи звука в цифровой форме (с применением ИКМ) были предприняты в технической лаборатории японской радиовещательной компании NHK еще в 1965 году. А первая публичная демонстрация цифровой звукозаписи состоялась в 1967 году.

Звуковой сигнал, преобразованный в цифровую форму с применением частоты дискретизации 31,5 кГц и 12-разрядного нелинейного 5-сегментного квантования, записывался на видеомагнитофон с двумя вращающимися головками. Носитель – дюймовая магнитная лента (25,4 мм). Запись осуществлялась в полосе частот видеосигнала. Полоса частот – 30 Гц-15 кГц, динамический диапазон – до 75 дБ. Цифры по тем временам совершенно неправдоподобные. По сравнению с аналоговыми магнитофонами, применявшимися тогда в студийной записи, здесь отмечалось полное отсутствие плаванья и дрожания звука, а также отсутствие шипенья и помех, вызванных взаимной модуляцией стереоканалов и материалом ленты.

После столь блистательного дебюта цифровой звукозаписи, работы в этом направлении начались и на других фирмах. Конечно, о создании бытового цифрового магнитофона речи тогда даже не шло. Микросхемы были чрезвычайно дорогие и громоздкие. Поэтому внедрение результатов работ по цифровой звукозаписи происходило исключительно в студиях, где размеры создаваемых систем и их стоимость существенной роли не играли. В основе таких систем, как правило, лежал модифицированный магнитофон формата U-matic с лентой шириной 19 мм.

В 1972 (1969) г. фирма Nippon Columbia (ныне Denon) совместно с NHK изготовила и продемонстрировала систему цифровой звукозаписи на базе профессионального видеомагнитофона DN-034 с 4-мя вращающимися головками и двухдюймовой лентой (50,8 мм). При этом звуковой сигнал, преобразованный в цифровую форму, записывался в стандартный телевизионный кадр вместо сигнала строчной развертки. Использование 13-разрядного линейного квантования при частоте дискретизации 47,25 кГц позволило получить динамический диапазон звукового сигнала 75 дБ в полосе частот от 0 до 20 кГц. Общий вес системы превышал 200 кГ, но это был первый профессиональный цифровой аппарат, активно использовавшийся в студийной работе. С помощью этого комплекса осуществлялась запись мастер-лент для долгоиграющих грампластинок, которые маркировались знаком «РСМ» (ИКМ), что означало высшую категорию качества.

Одновременно начались работы по цифровой звукозаписи с помощью неподвижных головок, которые представлялись более надежными благодаря низкой скорости движения ленты относительно головки.

В 1972-1977 годах был разработан целый ряд таких магнитофонов. Все они были несовместимыми друг с другом. Применялись блоки головок, имеющие от 9 до 32 полюсов и различные типы лент шириной 6,3; 12,7; 25,4 мм. Частоты дискретизации тоже выбирались самыми разными: 32, 35,7; 48; 50; 52 кГц. В разных моделях использовалось 12-14 – разрядное квантование. Как линейное, так и нелинейное.

В 1979 году фирмами Mitsubishi и Matsushita был изготовлен цифровой звукозаписывающий аппарат с неподвижной магнитной головкой, катушечным лентопротяжным механизмом и лентой шириной 6,3 мм. Управление таким аппаратом – например, одновременное воспроизведение и редактирование – производилось так же, как и с аналоговым магнитофоном. С помощью этого аппарата с 16 по 26 октября 1979 года производилась запись концертов симфонического оркестра Берлинской филармонии под управлением Герберта фон Карояна в Токийском выставочном зале. Когда в конце года была открыта первая линия цифрового ЧМ-вещания между Саппоро на севере и Фукуока на юге Японии, то запись этого концерта в течение недели транслировалась на всю Японию.

Вместе с разработкой студийной цифровой аппаратуры, некоторые фирмы начали разработку и цифровой бытовой аппаратуры. Первой это сделала фирма SONY. В 1975 году она начала работы по созданию приставки к бытовому видеомагнитофону, использующему кассету с лентой шириной 12,5 мм. Такая приставка, названная впоследствии ИКМ-адаптером, должна была преобразовывать аналоговый звуковой сигнал сначала в цифровой, а затем – в псевдотелевизионный. Это позволяло записывать на любой видеомагнитофон вместо видеофильма высококачественную звуковую программу. Воспроизведение этой программы осуществлялось с помощью той же приставки.

Первый такой адаптер (РСМ-1) поступил в продажу в октябре 1977 года. Он мог производить дискретизацию на двух частотах – 44,056 кГц (для магнитофонов системы NTSC) и 44,1 кГц (для магнитофонов PAL и SECAM). Цифровой звуковой сигнал записывался вместо сигнала строчной развертки, которая у разных систем телевизионного вещания - разная. Квантование использовалось нелинейное 3-сегментное 13-разрядное. Коррекции ошибок специальными кодами здесь не производилось. Производилось только их обнаружение с помощью циклической 16-разрядной группы CRC и маскирование линейной интерполяцией. По тогдашнему мнению разработчиков, для бытовой аппаратуры этого было вполне достаточно.

В 1978 году аналогичный адаптер (РСМ-1600) был выпущен и для профессионального использования – совместно с видеомагнитофонами системы U-matic.

В июле 1979 года был принят Международный Стандарт «Кодирование-декодирование с использованием импульсно-кодовой модуляции (ИКМ) в бытовой технике» (STC-007), что определило взаимозаменяемость записей, независимо от того, на каком видеомагнитофоне и с помощью какого адаптера они сделаны. К тому времени фирмой SONY уже был разработан комплект из трех БИС и малогабаритный адаптер на их основе (PCM-F1). Стоимость нового адаптера была в три раза ниже, чем старого РСМ-1, а вес – в 5 раз (всего 4 кг).

Расход ленты при использовании такого комплекта видеомагнитофон-адаптер был в 5 раз меньший, чем при использовании высококачественного аналогового катушечного стереомагнитофона (той же самой фирмы SONY) со скоростью перемещения ленты 38,1 м/сек. А качество звучания цифровой фонограммы получалось несравненно выше любой аналоговой записи.

Сравнительные характеристики комплекта адаптер-видеомагнитофон и аналогового катушечного магнитофона фирмы SONY.

Параметр     адаптер РСМ-F1  Аналоговый кату-

      с в/м    шечный магнит-н

          со скор. 38м/с

Полоса воспр. частот Гц-кГц (неравн. АЧХ, ±дБ) 10-20(±0,5)   30-20(±3)

Коэффициент гарм. искаж-й, %    0,005    0,5

Коэффициент детонаций, %    Ниже измеряемого уровня 0,02

Отношение сигнал/шум, дБ    Более 90   64

Разделение каналов, дБ     80    50

Влияние перезаписи     Качество не ухудшается  Ухудшается при каждой

          последующей перезаписи

Масса, кг      4,0 + 4,2 (видеомагнитофон) 26,5

Комбинация ИКМ-адаптера с видеомагнитофоном получила достаточно широкое распространение в профессиональной и полупрофессиональной сферах. Но у массового потребителя особым успехом не пользовалась, хотя по стоимости (около 1000$) была вполне доступна.

Потребитель все-таки привык просматривать с помощью своего видеомагнитофона видеопрограммы, а не слушать музыку, пусть даже и высокого качества. Кроме того, большая кассета формата VHS позволяла создавать только громоздкие стационарные комплексы, а не наиболее популярные портативные. Поэтому созрела необходимость создания такой системы цифровой магнитной записи, которая обеспечивала бы существенное уменьшение, как размеров самого аппарата, так и используемой при этом кассеты с лентой.

В июне 1983 года представители 81 фирмы, в том числе более 60 японских, встретились на конференции, посвященной вопросам создания и стандартизации системы цифровой магнитной записи массового применения. К тому времени уже определилось и название такой системы – DAT (Digital Audio Tape – цифровая звуковая лента). Обсуждались также и всевозможные варианты домашних развлекательных комплексов на основе DAT-магнитофона, подобных уже существовавшим тогда комплексам на основе аналогового магнитофона с компакт-кассетой.

Рассматривалось два варианта DAT-системы: S-DAT – с неподвижной многополюсной головкой (SStationary) и R-DAT – блоком вращающихся головок (RRotary). Для этого были сформированы две рабочие группы.

К июлю 1985 года технические требования на обе системы были в основном сформулированы. Уже в ходе работы стало очевидным, что магнитофоны системы R-DAT быстрее найдут выход на рынок, так как они относительно просты по структуре, имеют небольшие размеры и низкую стоимость. В то же время реализация блока головок для магнитофонов системы S-DAT, состоящего из 22 отдельных полюсов, довольно затруднительна. Впоследствии этот прогноз полностью подтвердился.

Для выработки проекта международного стандарта в сентябре 1985 года был сформирован исследовательский комитет DAT.

Стандарт был принят в конце 1987 года, а продажа DAT-магнитофонов с вращающимися головками началась еще раньше – в начале того же года. Кассета для магнитофона R-DAT – одна из самых маленьких из всех существующих звуковых кассет – 75Х54Х10,5 мм. И обеспечивает два часа музыки великолепного качества. Частотный диапазон – от 2 Гц до 22 кГц, отношение сигнал/шум – 98 дБ, коэффициент гармонических искажений – менее 0,005%, детонации отсутствуют. К слову сказать, DAT-магнитофоны часто используют для записи мастер-лент для компакт-дисков.

История цифровой записи звука на дисковые носители является скорее историей дальнейшего развития видеодисков, чем аналоговой грамзаписи на виниловый диск. Ибо именно в процессе развития дисковой видеозаписи была отработана технология лазерной записи информации на оптический носитель, технология изготовления самих дисков и методы конструирования сервосистем таких проигрывателей.

Первые работы по оптической записи информации на дисковый носитель начались еще в 1961 году в Стэнфордском университете в США. Запись информации осуществлялась фотографическими методами в виде светлых точек и черточек на темном фоне. Воспроизведение такой записи осуществлялось путем просвечивания видеодиска лучом ртутной лампы.

В дальнейшем развитие видеодисков пошло по четырем основным направлениям.

Первым появилось сообщение о разработке механического способа видеозаписи – в 1970 году. Этот способ, разработанный западногерманской фирмой Telefunken и английской фирмой Decca, состоял в том, что видеосигнал записывался на хлорвиниловый диск диаметром 21 см и толщиной 1,2 мм в виде мелких зубчиков на стенках V-образной канавки. Воспроизведение такой записи осуществлялось, как и в обычной грамзаписи, с помощью алмазной иглы. Колебания иглы передавались на непосредственно связанный с ней пьезоэлемент и, таким образом, механические колебания преобразовывались в электрический сигнал.

Тиражирование механических видеодисков осуществлялось так же и на том же оборудовании, что и долгоиграющие грампластинки.

Другой способ видеозаписи – емкостной – был предложен в 1972 году американской фирмой RCA. Запись информации при этом способе аналогична записи механического видеодиска – с помощью резца, соединенного с пьезоэлементом. Только осуществлялась она на алюминиевый диск, покрытый медью. Затем по первому оригиналу делалась матрица, а по ней из хлорвинила формировались видеодиски. Готовые видеодиски покрывались вначале тонкой металлической пленкой, а потом – диэлектрическим защитным слоем.

Воспроизведение такой записи осуществлялось за счет изменения электрической емкости между электродом, расположенным на кончике воспроизводящей иглы и металлической пленкой видеодиска. Там где на поверхности видеодиска выступ – расстояние между ними уменьшается и емкость, соответственно, увеличивается. Там, где на диске углубление (пит) – расстояние увеличивается, а емкость уменьшается. С этой емкостью соединялась внешняя индуктивность, образуя резонансный контур. На контур подавалось переменное напряжение с частотой 915 МГц. Изменение емкости изменяло резонансную частоту контура и модулировало по амплитуде несущее колебание, что и обеспечивало возможность выделения видеосигнала.

Были и другие варианты емкостного метода, разработанные той же фирмой RCA и японской Nippon Bikuta.

Третий метод – оптический – был разработан в 1972 году фирмой Philips. Здесь записанный сигнал представлял собой ряд углублений на отражающей поверхности диска, покрытого алюминием. Диск изготавливался из прозрачной пластмассы, и считывание производилось сквозь всю его толщину (около 1 мм). Считывающий луч либо отражался от алюминиевой пленки, либо рассеивался на углублениях, модулируя, таким образом, отраженный пучок, который и использовался для формирования воспроизведенного сигнала.

Аналогичная система в том же 1972 году была предложена фирмой МСА.

А в 1973 году французская фирма Thomson разработала видеодиск, воспроизведение которого осуществлялось не в отражен7ном, а в проходящем свете. Здесь луч лазера, проходя сквозь диск и расположенную внутри него дорожку, освещал четырехплощадочный фотоприемник, регистрирующий информационный сигнал и сигнал автотрекинга.

И, наконец, четвертый способ записи видеосигнала на диск – магнитный – был разработан западногерманской фирмой Bogen в 1973 году. Здесь для записи и воспроизведения использовался тот же принцип, что и в магнитной записи на ленту. Только вместо ленты роль носителя выполнял магнитный диск с рабочим слоем на основе двуокиси хрома толщиной 12 мкм.

Все упомянутые способы видеозаписи были доведены до промышленного производства и в течение более или менее продолжительного времени занимали свое место на рынке видеоносителей.

Первые цифровые звуковые диски, которые начали появляться с начала 1978 года, были очень похожи на предшествующие им видеодиски. Здесь было три направления в способах записи – механический, емкостной и оптический.

Механический вариант представила все та же фирма Telefunken, емкостной – фирма Nippon Bikuta, а оптический – сразу несколько фирм, в том числе – Philips, Sony, Hitachi, Mitsubishi, Sanyo и ряд других.

Среди оптических проигрывателей самым похожим на нынешний проигрыватель компакт-дисков был образец фирмы Philips. Диаметр диска для такого проигрывателя составлял 12 см (у всех других – 30 см), время звучания – один час, использовался канальный код EFM и способ воспроизведения с постоянной линейной скоростью.

В июне 1979 года между фирмами Philips и Sony был заключен договор о совместных работах по созданию системы оптической записи звука.

В октябре 1980 года по инициативе Конференции по цифровой звукозаписи была организована выставка, где демонстрировались проигрыватели всех трех систем. Их сравнительные характеристики представлены в таблице.

Таблица 1.1.

Сравнительные характеристики трех систем цифровой звукозаписи

Разработчик         SONY, PHILIPS      NIPPON BIKUTA       TELEFUNKEN

Способ

воспроизведения           Оптический          Емкостный         Механический

Число каналов                     2         2         2

Длительность

Записи, мин                    60                 60×2                  60

Диапазон воспро-

изводимых частот,                20…20    20…20             20…20

Гц…кГ

Отношение с/ш, дБ         90        90       85

Коэффициент гар-

монических иска-                      0,05                0,05                0,05

жений, %

Стабилизация ско-      С точностью кварце-   С точностью кварце- С точностью кварце-

рости воспроизв-я          вого генератора                   вого генератора      вого генератора

Диаметр диска, мм        120      260     135

Диаметр централь-

ного отверстия, мм         15        38       8

Толщина диска, мм       1,2        1,2     1,2

Начало записи           У центра диска         У края диска        У края диска

        500-200

Скорость враще-         Линейная скорость     900     250

ния, об/мин           воспроизведения

      1,2-1,4 м/с

Шаг дорожки, мкм         1,6     1,35                2,4

Слежение за  Без помощи          С помощью        С помощью

дорожкой   специальной         направляющей     трапециедальной

       дорожки            дорожки           канавки

Материал диска   Прозрачный       Электропроводный   Поливинилхлорид

   поликарбонат      поливинилхлорид

Размеры кассеты,            Кассеты нет           324×268×7        144×150×8

мм

Линейная плотность        У центра диска -    У центра диска -

записи, кбит/см2         16,92               13,26; у края – 5,35          23,18; у края – 10,3

Средняя поверхност-

ная плотность запи-       105,89      56,43   60,46

си, Мбит/см2

Частота

дискретизации, кГц         44,1      47,25                48

Число разрядов и

характеристика   16, линейная         16, линейная       16, линейная

квантования

Модуляция         EFM    MFM      IDM

Имфазис  Т1 = 50; Т2 = 15       -       Т1 = 50; Т2 = 15

    Двойной код      Двойная проверка     Проверка на четность

Способ коррекции           Рида-Соломона    на четность с помощью с помощью цикличес-

ошибок           с перемежением   циклической группы    кой группы CRC

        (CIRC)     CRC

Скорость считыва-

ния информации,          2,03     6,14     1,824

Мбит/с

Избыточность, %            30       50       26

      Возможна        Проигрыватель         Возможна

Дополнительные   4-канальная            способен        4-канальная

возможности          запись/воспроизве-       воспроизводить   запись/воспроизве-

        дение          видеодиски            дение

В апреле 1981 года представители 50 заинтересованных фирм на очередной конференции провели анализ положения на рынке сбыта каждой из предлагаемых систем звукозаписи.

На следующей выставке – в октябре 1981 года – оптические проигрыватели демонстрировали уже 16 фирм, и лишь две – емкостные. Механические проигрыватели не были представлены вовсе.

Стало ясно, что наиболее совершенной из всех оказалась система с оптическим диском, разработанная совместными усилиями SONY и PHILIPS. Небольшие размеры диска и использование полупроводникового лазера позволяли в будущем создавать малогабаритные аппараты невысокой стоимости. Кроме того, лазерный проигрыватель – единственный из всех, где считывание производится бесконтактным методом. Значит и диск, и считывающий узел при этом не изнашиваются, следовательно, и пластинка будет долговечной. Нельзя не учитывать и психологического воздействия на покупателя красивой, переливающейся всеми цветами радуги, зеркальной поверхности компакт-диска и необычным использованием в бытовой аппаратуре загадочного и непонятного для простого обывателя прибора – лазера. В результате, к маю 1982 года фирмами SONY и PHILIPS был подготовлен проект международного стандарта на систему оптической звукозаписи «Компакт-диск». В это же время были завершены работы по созданию необходимых полупроводниковых лазеров и специализированных БИС цифровой обработки сигнала, которые являются основными элементами проигрывателей компакт-дисков.

К сентябрю того же года контракты на производство проигрывателей CD и самих компакт-дисков подписали уже 44 фирмы (из них только 11 – не японские). В октябре 1982 года стандарт на систему «Компакт-диск» был принят на конференции подкомитета МЭК (Международной Электротехнической Комиссии) и компакт-диск начал свою победную экспансию по рынкам планеты.

Работы по созданию системы цифровой лазерной звукозаписи проводились и в нашей стране. В 1975 году в структуре ВНИИРПА им. А.С.Попова с этой целью была сформирована научно-исследовательская лаборатория под руководством Э.И.Вологдина. Основными задачами коллектива лаборатории были:

• поиск технических решений, позволяющих записывать преобразованную в двоичный код звуковую информацию студийного качества на оптический носитель и в дальнейшем осуществлять ее воспроизведение без потерь вышеупомянутого качества;

• подготовка комплекта документации, (в том числе – стандарта) для организации серийного производства лазерных проигрывателей на отечественных предприятиях;

• подготовка рекомендаций для создания технологии тиражирования оптических дисков (термина «компакт-диск» тогда еще не существовало, как и самого компакт-диска).

Поскольку поиск решения этих задач предстояло вести на стыке сразу нескольких наук, то в одном коллективе требовалось собрать специалистов самого разного профиля – химиков, оптиков, математиков, конструкторов-механиков, разработчиков систем автоматического регулирования, специалистов по кодированию, цифровой обработке сигнала и т.д. и т.п.

Прежде всего, требовалось найти оптимальный химический состав фоторезиста, в наибольшей степени согласующийся со свойствами лазерного излучения, а также состав проявляющего раствора, позволяющего получить питы нужной формы с четкими границами. Для этого был оборудован участок вакуумного напыления и химическая лаборатория для обработки экспонированных дисков-оригиналов.

Предстояло разработать оптическую систему для формирования лазерного пучка и его фокусировки в пятно нужных размеров, а также способ автоматического поддержания в течение всего времени записи требуемого для этих целей расстояния между объективом и поверхностью носителя. Кроме того, требовалось решить проблему радиального перемещения записывающего объектива ровно на один шаг за один оборот диска. Эксперименты по записи дисков проводились в специальном помещении, где поддерживалась идеальная чистота и которое было оборудовано системой очистки воздуха до уровня не более 100 пылинок на 1 м3 объема (так называемая «чистая комната»).

Предстояло решить целый ряд непростых вопросов, связанных с формированием потока информации перед записью ее на носитель – как лучше объединять информацию в блоки, какой код и какой способ перемежения лучше использовать для защиты ее от ошибок, каким канальным кодом модулировать цифровой поток, как обеспечить надежную синхронизацию информации по блокам, по символам и по битам.

Во время работы над проигрывателем много усилий было потрачено на поиск оптимальных методов автофокусировки, автотрекинга и управления двигателем вращения диска. Сложность заключалась в том, что, поскольку полупроводниковых лазеров тогда еще не было, для считывания пришлось использовать имевшийся в наличии газовый лазер ЛГ-75. Это довольно тяжелая трубка сантиметров 20 длиной. В этих условиях конструкция сервосистем проигрывателя в корне отличалась от той, что стала традиционной после появления полупроводниковых лазерных диодов. Лазер был закреплен неподвижно, а диск располагался на подвижной каретке. Луч лазера направлялся к поверхности диска через сложную систему оптических элементов – линз, призм и зеркал. Ошибка слежения за дорожкой отрабатывалась путем перемещения каретки с диском. Сейчас, как известно, все наоборот – диск укреплен на неподвижной панели, а перемещается оптическая головка с лазерным диодом.

Следует заметить, что такое техническое решение (неподвижный лазер и подвижная каретка с диском) спустя 15 лет было заново «изобретено» и широко разрекламировано в своих новейших моделях проигрывателей фирмой SONY как «Fixed Pickup» механизм.

Из-за того, что лабораторные образцы всегда делаются на дискретных элементах (специализированные микросхемы появляются только после того как полностью закончены исследования и отработана схемотехника), они получаются довольно громоздкими. Первый образец отечественного лазерного проигрывателя – «ЛУЧ-001», состоял из двух блоков. Верхний блок содержал механизм привода диска, считывающий узел и все контролирующие их работу сервосистемы. Нижний блок – это декодер вместе с системами синхронизации. Он тоже выполнен на обычных серийных микросхемах.

Вторая модель проигрывателя – «ЛУЧ-002» - демонстрировалась на ВДНХ и была объектом внимания передачи Ленинградского телевидения, специально посвященной теме работы лаборатории. Миллионы телезрителей впервые увидели лазерный проигрыватель и оптический диск (за два года до появления на мировом рынке компакт-диска), а также услышали как этот диск может звучать. Специально для демонстрации на него записали прекрасную лирическую мелодию из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42210. АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 334.3 KB
  Теоретические сведения. Точность работы любой системы управления наиболее полно характеризуется мгновенным значением ошибки слежения, равной разности между требуемым и действительным значениями регулируемой переменной Однако в большинстве задач управления реальными объектами задающие и возмущающие воздействия заранее точно неизвестны и, следовательно, определить заранее величину для всех моментов времени не представляется возможным.
42211. ПРИМЕНЕНИЕ СИМПЛЕКС-МЕТОДА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ НЭРЗ) 349 KB
  Всякая модель реального процесса предполагает идеализацию и абстракцию, но они не должны уходить слишком далеко от содержания задачи, чтобы построенная модель не утратила существенных черт моделируемого объекта, т. е. была ему адекватна.
42212. Система математических расчётов Mathcad 508 KB
  Методические указания предназначены для самостоятельного освоения работы с современным математическим пакетом Mathcad, входящим в программу курса. Предлагаемое пособие позволит не только освоить основные операции пакета Mathcad, но и познакомит с основными методами математического анализа.
42213. Облік кредитних операцій 124.5 KB
  Чинним банківським законодавством України кредит (кредитні операції) визначаються як вид активних операцій, пов’язаних з наданням клієнтам коштів у тимчасове користування або прийняттям зобов’язань про надання коштів у тимчасове користування за певних умов
42214. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 1.9 MB
  Целью работы является изучение математических моделей и исследование характеристик исполнительного устройства построенного на основе пьезоэлектрического двигателя микроперемещений. Исполнительные устройства на основе пьезоэлектрических двигателей ПД позволяют получить субмикронную 107108м точность позиционирования в диапазоне перемещения до 103м и при этом обеспечить полосу пропускания свыше 1кГц. На основании приведенных выше уравнений может быть составлена структурная схема пьезоэлектрического исполнительного устройства см.
42215. ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ УГОЛЬНОГО МИКРОФОНА И ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ТЕЛЕФОНА 106 KB
  Действие угольных микрофонов основано на изменении угольного порошка под влиянием звуковых колебаний воздействующих на мембрану микрофона. Устройство микрофона в упрощенном виде и способ его включения в электрическую цепь показаны на рис. Постоянная составляющая этого тока i0 является током питания микрофона; переменная составляющая разговорным током i .
42216. Огляд систем керування базами даних (СКБД) 80 KB
  Завдання Відповідно до варіанту з таблиці 1 знайти в періодичній літературі та мережі Інтернет інформацію про СКБД. У додатках наводяться формули таблиці схеми якщо вони суттєво полегшують розуміння роботи. Якщо в роботі є рисунки і таблиці які розташовані на окремих аркушах їх слід включати до загальної нумерації. Таблиці Цифровий матеріал доцільно подавати у вигляді таблиць.
42217. Нейросетевое прогнозирование. Методические указания 204 KB
  В наиболее распространенном случае ИНС обучается прогнозу на 1 отсчет времени вперед используя предыдущих значений. Другими словами на вход ИНС предъявляется вектор и требуется чтобы на выходе ИНС появилось значение: . Обучение ИНС производится по известному временному ряду .
42218. Моделирование источника заявок в системе массового обслуживания в среде Simulink 23.5 KB
  Источник генерирует последовательность однородных заявок отличающихся моментами времени появления. Интервалы времени между моментами появления заявок являются случайными величинами с известным законом распределения параметры которого остаются постоянными в течение моделируемого интервала времени . Результатом работы источника заявок является последовательность значений в пределах от нуля до .