27157

История цифровой звукозаписи

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

А первая публичная демонстрация цифровой звукозаписи состоялась в 1967 году. После столь блистательного дебюта цифровой звукозаписи работы в этом направлении начались и на других фирмах. Поэтому внедрение результатов работ по цифровой звукозаписи происходило исключительно в студиях где размеры создаваемых систем и их стоимость существенной роли не играли.

Русский

2013-08-19

84 KB

22 чел.

PAGE  9

Лекция 1А

История цифровой звукозаписи

Первые попытки записи звука в цифровой форме (с применением ИКМ) были предприняты в технической лаборатории японской радиовещательной компании NHK еще в 1965 году. А первая публичная демонстрация цифровой звукозаписи состоялась в 1967 году.

Звуковой сигнал, преобразованный в цифровую форму с применением частоты дискретизации 31,5 кГц и 12-разрядного нелинейного 5-сегментного квантования, записывался на видеомагнитофон с двумя вращающимися головками. Носитель – дюймовая магнитная лента (25,4 мм). Запись осуществлялась в полосе частот видеосигнала. Полоса частот – 30 Гц-15 кГц, динамический диапазон – до 75 дБ. Цифры по тем временам совершенно неправдоподобные. По сравнению с аналоговыми магнитофонами, применявшимися тогда в студийной записи, здесь отмечалось полное отсутствие плаванья и дрожания звука, а также отсутствие шипенья и помех, вызванных взаимной модуляцией стереоканалов и материалом ленты.

После столь блистательного дебюта цифровой звукозаписи, работы в этом направлении начались и на других фирмах. Конечно, о создании бытового цифрового магнитофона речи тогда даже не шло. Микросхемы были чрезвычайно дорогие и громоздкие. Поэтому внедрение результатов работ по цифровой звукозаписи происходило исключительно в студиях, где размеры создаваемых систем и их стоимость существенной роли не играли. В основе таких систем, как правило, лежал модифицированный магнитофон формата U-matic с лентой шириной 19 мм.

В 1972 (1969) г. фирма Nippon Columbia (ныне Denon) совместно с NHK изготовила и продемонстрировала систему цифровой звукозаписи на базе профессионального видеомагнитофона DN-034 с 4-мя вращающимися головками и двухдюймовой лентой (50,8 мм). При этом звуковой сигнал, преобразованный в цифровую форму, записывался в стандартный телевизионный кадр вместо сигнала строчной развертки. Использование 13-разрядного линейного квантования при частоте дискретизации 47,25 кГц позволило получить динамический диапазон звукового сигнала 75 дБ в полосе частот от 0 до 20 кГц. Общий вес системы превышал 200 кГ, но это был первый профессиональный цифровой аппарат, активно использовавшийся в студийной работе. С помощью этого комплекса осуществлялась запись мастер-лент для долгоиграющих грампластинок, которые маркировались знаком «РСМ» (ИКМ), что означало высшую категорию качества.

Одновременно начались работы по цифровой звукозаписи с помощью неподвижных головок, которые представлялись более надежными благодаря низкой скорости движения ленты относительно головки.

В 1972-1977 годах был разработан целый ряд таких магнитофонов. Все они были несовместимыми друг с другом. Применялись блоки головок, имеющие от 9 до 32 полюсов и различные типы лент шириной 6,3; 12,7; 25,4 мм. Частоты дискретизации тоже выбирались самыми разными: 32, 35,7; 48; 50; 52 кГц. В разных моделях использовалось 12-14 – разрядное квантование. Как линейное, так и нелинейное.

В 1979 году фирмами Mitsubishi и Matsushita был изготовлен цифровой звукозаписывающий аппарат с неподвижной магнитной головкой, катушечным лентопротяжным механизмом и лентой шириной 6,3 мм. Управление таким аппаратом – например, одновременное воспроизведение и редактирование – производилось так же, как и с аналоговым магнитофоном. С помощью этого аппарата с 16 по 26 октября 1979 года производилась запись концертов симфонического оркестра Берлинской филармонии под управлением Герберта фон Карояна в Токийском выставочном зале. Когда в конце года была открыта первая линия цифрового ЧМ-вещания между Саппоро на севере и Фукуока на юге Японии, то запись этого концерта в течение недели транслировалась на всю Японию.

Вместе с разработкой студийной цифровой аппаратуры, некоторые фирмы начали разработку и цифровой бытовой аппаратуры. Первой это сделала фирма SONY. В 1975 году она начала работы по созданию приставки к бытовому видеомагнитофону, использующему кассету с лентой шириной 12,5 мм. Такая приставка, названная впоследствии ИКМ-адаптером, должна была преобразовывать аналоговый звуковой сигнал сначала в цифровой, а затем – в псевдотелевизионный. Это позволяло записывать на любой видеомагнитофон вместо видеофильма высококачественную звуковую программу. Воспроизведение этой программы осуществлялось с помощью той же приставки.

Первый такой адаптер (РСМ-1) поступил в продажу в октябре 1977 года. Он мог производить дискретизацию на двух частотах – 44,056 кГц (для магнитофонов системы NTSC) и 44,1 кГц (для магнитофонов PAL и SECAM). Цифровой звуковой сигнал записывался вместо сигнала строчной развертки, которая у разных систем телевизионного вещания - разная. Квантование использовалось нелинейное 3-сегментное 13-разрядное. Коррекции ошибок специальными кодами здесь не производилось. Производилось только их обнаружение с помощью циклической 16-разрядной группы CRC и маскирование линейной интерполяцией. По тогдашнему мнению разработчиков, для бытовой аппаратуры этого было вполне достаточно.

В 1978 году аналогичный адаптер (РСМ-1600) был выпущен и для профессионального использования – совместно с видеомагнитофонами системы U-matic.

В июле 1979 года был принят Международный Стандарт «Кодирование-декодирование с использованием импульсно-кодовой модуляции (ИКМ) в бытовой технике» (STC-007), что определило взаимозаменяемость записей, независимо от того, на каком видеомагнитофоне и с помощью какого адаптера они сделаны. К тому времени фирмой SONY уже был разработан комплект из трех БИС и малогабаритный адаптер на их основе (PCM-F1). Стоимость нового адаптера была в три раза ниже, чем старого РСМ-1, а вес – в 5 раз (всего 4 кг).

Расход ленты при использовании такого комплекта видеомагнитофон-адаптер был в 5 раз меньший, чем при использовании высококачественного аналогового катушечного стереомагнитофона (той же самой фирмы SONY) со скоростью перемещения ленты 38,1 м/сек. А качество звучания цифровой фонограммы получалось несравненно выше любой аналоговой записи.

Сравнительные характеристики комплекта адаптер-видеомагнитофон и аналогового катушечного магнитофона фирмы SONY.

Параметр     адаптер РСМ-F1  Аналоговый кату-

      с в/м    шечный магнит-н

          со скор. 38м/с

Полоса воспр. частот Гц-кГц (неравн. АЧХ, ±дБ) 10-20(±0,5)   30-20(±3)

Коэффициент гарм. искаж-й, %    0,005    0,5

Коэффициент детонаций, %    Ниже измеряемого уровня 0,02

Отношение сигнал/шум, дБ    Более 90   64

Разделение каналов, дБ     80    50

Влияние перезаписи     Качество не ухудшается  Ухудшается при каждой

          последующей перезаписи

Масса, кг      4,0 + 4,2 (видеомагнитофон) 26,5

Комбинация ИКМ-адаптера с видеомагнитофоном получила достаточно широкое распространение в профессиональной и полупрофессиональной сферах. Но у массового потребителя особым успехом не пользовалась, хотя по стоимости (около 1000$) была вполне доступна.

Потребитель все-таки привык просматривать с помощью своего видеомагнитофона видеопрограммы, а не слушать музыку, пусть даже и высокого качества. Кроме того, большая кассета формата VHS позволяла создавать только громоздкие стационарные комплексы, а не наиболее популярные портативные. Поэтому созрела необходимость создания такой системы цифровой магнитной записи, которая обеспечивала бы существенное уменьшение, как размеров самого аппарата, так и используемой при этом кассеты с лентой.

В июне 1983 года представители 81 фирмы, в том числе более 60 японских, встретились на конференции, посвященной вопросам создания и стандартизации системы цифровой магнитной записи массового применения. К тому времени уже определилось и название такой системы – DAT (Digital Audio Tape – цифровая звуковая лента). Обсуждались также и всевозможные варианты домашних развлекательных комплексов на основе DAT-магнитофона, подобных уже существовавшим тогда комплексам на основе аналогового магнитофона с компакт-кассетой.

Рассматривалось два варианта DAT-системы: S-DAT – с неподвижной многополюсной головкой (SStationary) и R-DAT – блоком вращающихся головок (RRotary). Для этого были сформированы две рабочие группы.

К июлю 1985 года технические требования на обе системы были в основном сформулированы. Уже в ходе работы стало очевидным, что магнитофоны системы R-DAT быстрее найдут выход на рынок, так как они относительно просты по структуре, имеют небольшие размеры и низкую стоимость. В то же время реализация блока головок для магнитофонов системы S-DAT, состоящего из 22 отдельных полюсов, довольно затруднительна. Впоследствии этот прогноз полностью подтвердился.

Для выработки проекта международного стандарта в сентябре 1985 года был сформирован исследовательский комитет DAT.

Стандарт был принят в конце 1987 года, а продажа DAT-магнитофонов с вращающимися головками началась еще раньше – в начале того же года. Кассета для магнитофона R-DAT – одна из самых маленьких из всех существующих звуковых кассет – 75Х54Х10,5 мм. И обеспечивает два часа музыки великолепного качества. Частотный диапазон – от 2 Гц до 22 кГц, отношение сигнал/шум – 98 дБ, коэффициент гармонических искажений – менее 0,005%, детонации отсутствуют. К слову сказать, DAT-магнитофоны часто используют для записи мастер-лент для компакт-дисков.

История цифровой записи звука на дисковые носители является скорее историей дальнейшего развития видеодисков, чем аналоговой грамзаписи на виниловый диск. Ибо именно в процессе развития дисковой видеозаписи была отработана технология лазерной записи информации на оптический носитель, технология изготовления самих дисков и методы конструирования сервосистем таких проигрывателей.

Первые работы по оптической записи информации на дисковый носитель начались еще в 1961 году в Стэнфордском университете в США. Запись информации осуществлялась фотографическими методами в виде светлых точек и черточек на темном фоне. Воспроизведение такой записи осуществлялось путем просвечивания видеодиска лучом ртутной лампы.

В дальнейшем развитие видеодисков пошло по четырем основным направлениям.

Первым появилось сообщение о разработке механического способа видеозаписи – в 1970 году. Этот способ, разработанный западногерманской фирмой Telefunken и английской фирмой Decca, состоял в том, что видеосигнал записывался на хлорвиниловый диск диаметром 21 см и толщиной 1,2 мм в виде мелких зубчиков на стенках V-образной канавки. Воспроизведение такой записи осуществлялось, как и в обычной грамзаписи, с помощью алмазной иглы. Колебания иглы передавались на непосредственно связанный с ней пьезоэлемент и, таким образом, механические колебания преобразовывались в электрический сигнал.

Тиражирование механических видеодисков осуществлялось так же и на том же оборудовании, что и долгоиграющие грампластинки.

Другой способ видеозаписи – емкостной – был предложен в 1972 году американской фирмой RCA. Запись информации при этом способе аналогична записи механического видеодиска – с помощью резца, соединенного с пьезоэлементом. Только осуществлялась она на алюминиевый диск, покрытый медью. Затем по первому оригиналу делалась матрица, а по ней из хлорвинила формировались видеодиски. Готовые видеодиски покрывались вначале тонкой металлической пленкой, а потом – диэлектрическим защитным слоем.

Воспроизведение такой записи осуществлялось за счет изменения электрической емкости между электродом, расположенным на кончике воспроизводящей иглы и металлической пленкой видеодиска. Там где на поверхности видеодиска выступ – расстояние между ними уменьшается и емкость, соответственно, увеличивается. Там, где на диске углубление (пит) – расстояние увеличивается, а емкость уменьшается. С этой емкостью соединялась внешняя индуктивность, образуя резонансный контур. На контур подавалось переменное напряжение с частотой 915 МГц. Изменение емкости изменяло резонансную частоту контура и модулировало по амплитуде несущее колебание, что и обеспечивало возможность выделения видеосигнала.

Были и другие варианты емкостного метода, разработанные той же фирмой RCA и японской Nippon Bikuta.

Третий метод – оптический – был разработан в 1972 году фирмой Philips. Здесь записанный сигнал представлял собой ряд углублений на отражающей поверхности диска, покрытого алюминием. Диск изготавливался из прозрачной пластмассы, и считывание производилось сквозь всю его толщину (около 1 мм). Считывающий луч либо отражался от алюминиевой пленки, либо рассеивался на углублениях, модулируя, таким образом, отраженный пучок, который и использовался для формирования воспроизведенного сигнала.

Аналогичная система в том же 1972 году была предложена фирмой МСА.

А в 1973 году французская фирма Thomson разработала видеодиск, воспроизведение которого осуществлялось не в отражен7ном, а в проходящем свете. Здесь луч лазера, проходя сквозь диск и расположенную внутри него дорожку, освещал четырехплощадочный фотоприемник, регистрирующий информационный сигнал и сигнал автотрекинга.

И, наконец, четвертый способ записи видеосигнала на диск – магнитный – был разработан западногерманской фирмой Bogen в 1973 году. Здесь для записи и воспроизведения использовался тот же принцип, что и в магнитной записи на ленту. Только вместо ленты роль носителя выполнял магнитный диск с рабочим слоем на основе двуокиси хрома толщиной 12 мкм.

Все упомянутые способы видеозаписи были доведены до промышленного производства и в течение более или менее продолжительного времени занимали свое место на рынке видеоносителей.

Первые цифровые звуковые диски, которые начали появляться с начала 1978 года, были очень похожи на предшествующие им видеодиски. Здесь было три направления в способах записи – механический, емкостной и оптический.

Механический вариант представила все та же фирма Telefunken, емкостной – фирма Nippon Bikuta, а оптический – сразу несколько фирм, в том числе – Philips, Sony, Hitachi, Mitsubishi, Sanyo и ряд других.

Среди оптических проигрывателей самым похожим на нынешний проигрыватель компакт-дисков был образец фирмы Philips. Диаметр диска для такого проигрывателя составлял 12 см (у всех других – 30 см), время звучания – один час, использовался канальный код EFM и способ воспроизведения с постоянной линейной скоростью.

В июне 1979 года между фирмами Philips и Sony был заключен договор о совместных работах по созданию системы оптической записи звука.

В октябре 1980 года по инициативе Конференции по цифровой звукозаписи была организована выставка, где демонстрировались проигрыватели всех трех систем. Их сравнительные характеристики представлены в таблице.

Таблица 1.1.

Сравнительные характеристики трех систем цифровой звукозаписи

Разработчик         SONY, PHILIPS      NIPPON BIKUTA       TELEFUNKEN

Способ

воспроизведения           Оптический          Емкостный         Механический

Число каналов                     2         2         2

Длительность

Записи, мин                    60                 60×2                  60

Диапазон воспро-

изводимых частот,                20…20    20…20             20…20

Гц…кГ

Отношение с/ш, дБ         90        90       85

Коэффициент гар-

монических иска-                      0,05                0,05                0,05

жений, %

Стабилизация ско-      С точностью кварце-   С точностью кварце- С точностью кварце-

рости воспроизв-я          вого генератора                   вого генератора      вого генератора

Диаметр диска, мм        120      260     135

Диаметр централь-

ного отверстия, мм         15        38       8

Толщина диска, мм       1,2        1,2     1,2

Начало записи           У центра диска         У края диска        У края диска

        500-200

Скорость враще-         Линейная скорость     900     250

ния, об/мин           воспроизведения

      1,2-1,4 м/с

Шаг дорожки, мкм         1,6     1,35                2,4

Слежение за  Без помощи          С помощью        С помощью

дорожкой   специальной         направляющей     трапециедальной

       дорожки            дорожки           канавки

Материал диска   Прозрачный       Электропроводный   Поливинилхлорид

   поликарбонат      поливинилхлорид

Размеры кассеты,            Кассеты нет           324×268×7        144×150×8

мм

Линейная плотность        У центра диска -    У центра диска -

записи, кбит/см2         16,92               13,26; у края – 5,35          23,18; у края – 10,3

Средняя поверхност-

ная плотность запи-       105,89      56,43   60,46

си, Мбит/см2

Частота

дискретизации, кГц         44,1      47,25                48

Число разрядов и

характеристика   16, линейная         16, линейная       16, линейная

квантования

Модуляция         EFM    MFM      IDM

Имфазис  Т1 = 50; Т2 = 15       -       Т1 = 50; Т2 = 15

    Двойной код      Двойная проверка     Проверка на четность

Способ коррекции           Рида-Соломона    на четность с помощью с помощью цикличес-

ошибок           с перемежением   циклической группы    кой группы CRC

        (CIRC)     CRC

Скорость считыва-

ния информации,          2,03     6,14     1,824

Мбит/с

Избыточность, %            30       50       26

      Возможна        Проигрыватель         Возможна

Дополнительные   4-канальная            способен        4-канальная

возможности          запись/воспроизве-       воспроизводить   запись/воспроизве-

        дение          видеодиски            дение

В апреле 1981 года представители 50 заинтересованных фирм на очередной конференции провели анализ положения на рынке сбыта каждой из предлагаемых систем звукозаписи.

На следующей выставке – в октябре 1981 года – оптические проигрыватели демонстрировали уже 16 фирм, и лишь две – емкостные. Механические проигрыватели не были представлены вовсе.

Стало ясно, что наиболее совершенной из всех оказалась система с оптическим диском, разработанная совместными усилиями SONY и PHILIPS. Небольшие размеры диска и использование полупроводникового лазера позволяли в будущем создавать малогабаритные аппараты невысокой стоимости. Кроме того, лазерный проигрыватель – единственный из всех, где считывание производится бесконтактным методом. Значит и диск, и считывающий узел при этом не изнашиваются, следовательно, и пластинка будет долговечной. Нельзя не учитывать и психологического воздействия на покупателя красивой, переливающейся всеми цветами радуги, зеркальной поверхности компакт-диска и необычным использованием в бытовой аппаратуре загадочного и непонятного для простого обывателя прибора – лазера. В результате, к маю 1982 года фирмами SONY и PHILIPS был подготовлен проект международного стандарта на систему оптической звукозаписи «Компакт-диск». В это же время были завершены работы по созданию необходимых полупроводниковых лазеров и специализированных БИС цифровой обработки сигнала, которые являются основными элементами проигрывателей компакт-дисков.

К сентябрю того же года контракты на производство проигрывателей CD и самих компакт-дисков подписали уже 44 фирмы (из них только 11 – не японские). В октябре 1982 года стандарт на систему «Компакт-диск» был принят на конференции подкомитета МЭК (Международной Электротехнической Комиссии) и компакт-диск начал свою победную экспансию по рынкам планеты.

Работы по созданию системы цифровой лазерной звукозаписи проводились и в нашей стране. В 1975 году в структуре ВНИИРПА им. А.С.Попова с этой целью была сформирована научно-исследовательская лаборатория под руководством Э.И.Вологдина. Основными задачами коллектива лаборатории были:

• поиск технических решений, позволяющих записывать преобразованную в двоичный код звуковую информацию студийного качества на оптический носитель и в дальнейшем осуществлять ее воспроизведение без потерь вышеупомянутого качества;

• подготовка комплекта документации, (в том числе – стандарта) для организации серийного производства лазерных проигрывателей на отечественных предприятиях;

• подготовка рекомендаций для создания технологии тиражирования оптических дисков (термина «компакт-диск» тогда еще не существовало, как и самого компакт-диска).

Поскольку поиск решения этих задач предстояло вести на стыке сразу нескольких наук, то в одном коллективе требовалось собрать специалистов самого разного профиля – химиков, оптиков, математиков, конструкторов-механиков, разработчиков систем автоматического регулирования, специалистов по кодированию, цифровой обработке сигнала и т.д. и т.п.

Прежде всего, требовалось найти оптимальный химический состав фоторезиста, в наибольшей степени согласующийся со свойствами лазерного излучения, а также состав проявляющего раствора, позволяющего получить питы нужной формы с четкими границами. Для этого был оборудован участок вакуумного напыления и химическая лаборатория для обработки экспонированных дисков-оригиналов.

Предстояло разработать оптическую систему для формирования лазерного пучка и его фокусировки в пятно нужных размеров, а также способ автоматического поддержания в течение всего времени записи требуемого для этих целей расстояния между объективом и поверхностью носителя. Кроме того, требовалось решить проблему радиального перемещения записывающего объектива ровно на один шаг за один оборот диска. Эксперименты по записи дисков проводились в специальном помещении, где поддерживалась идеальная чистота и которое было оборудовано системой очистки воздуха до уровня не более 100 пылинок на 1 м3 объема (так называемая «чистая комната»).

Предстояло решить целый ряд непростых вопросов, связанных с формированием потока информации перед записью ее на носитель – как лучше объединять информацию в блоки, какой код и какой способ перемежения лучше использовать для защиты ее от ошибок, каким канальным кодом модулировать цифровой поток, как обеспечить надежную синхронизацию информации по блокам, по символам и по битам.

Во время работы над проигрывателем много усилий было потрачено на поиск оптимальных методов автофокусировки, автотрекинга и управления двигателем вращения диска. Сложность заключалась в том, что, поскольку полупроводниковых лазеров тогда еще не было, для считывания пришлось использовать имевшийся в наличии газовый лазер ЛГ-75. Это довольно тяжелая трубка сантиметров 20 длиной. В этих условиях конструкция сервосистем проигрывателя в корне отличалась от той, что стала традиционной после появления полупроводниковых лазерных диодов. Лазер был закреплен неподвижно, а диск располагался на подвижной каретке. Луч лазера направлялся к поверхности диска через сложную систему оптических элементов – линз, призм и зеркал. Ошибка слежения за дорожкой отрабатывалась путем перемещения каретки с диском. Сейчас, как известно, все наоборот – диск укреплен на неподвижной панели, а перемещается оптическая головка с лазерным диодом.

Следует заметить, что такое техническое решение (неподвижный лазер и подвижная каретка с диском) спустя 15 лет было заново «изобретено» и широко разрекламировано в своих новейших моделях проигрывателей фирмой SONY как «Fixed Pickup» механизм.

Из-за того, что лабораторные образцы всегда делаются на дискретных элементах (специализированные микросхемы появляются только после того как полностью закончены исследования и отработана схемотехника), они получаются довольно громоздкими. Первый образец отечественного лазерного проигрывателя – «ЛУЧ-001», состоял из двух блоков. Верхний блок содержал механизм привода диска, считывающий узел и все контролирующие их работу сервосистемы. Нижний блок – это декодер вместе с системами синхронизации. Он тоже выполнен на обычных серийных микросхемах.

Вторая модель проигрывателя – «ЛУЧ-002» - демонстрировалась на ВДНХ и была объектом внимания передачи Ленинградского телевидения, специально посвященной теме работы лаборатории. Миллионы телезрителей впервые увидели лазерный проигрыватель и оптический диск (за два года до появления на мировом рынке компакт-диска), а также услышали как этот диск может звучать. Специально для демонстрации на него записали прекрасную лирическую мелодию из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85169. Политический кризис и разделы Речи Посполитой. Включение белорусских земель в состав Российской империи 29.27 KB
  При поддержке России победу одержал Станислав Август Понятовский. 1ый раздел произошёл в 1772 К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру 1788г. 2ой раздел 23 января 1793 К России отошли Центральная Белоруссия с Минском Правобережная Украина часть шляхта приняло участие в восстании под руководством Костюшко – попытка сохранить независимость РП. 3ий раздел 24 октября 1795 К России отошли Литва Западная Белоруссия Волынь Курляндия; Поляки утратили свою государственность.
85170. Культура и этническая структура белорусских земель в составе Речи Посполитой 28.63 KB
  традиции эпохи Просвещения стали оказывать существенное влияние на повседневную жизнь белорусского общества это было связано с переменами в системе образования расширено преподавания современных языков и естествознания. Влияние эпохи Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. Барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму основанному на традициях античности и Ренессанса.
85171. Политика российского самодержавия и общественно-политические движения в Беларуси (конец XVIII - первая половина XIX в.) 33.21 KB
  После присоединения Беларуси к РИ правительство провело ряд мер по закреплению своего влияния на присоединённые земли. В Беларуси были созданы губернии: Белорусская Минская и Литовская. Господствующее положение в Беларуси заняла православная церковь у которой оказывалась полная государственная поддержка.
85172. Социально-экономическое развитие белорусских земель в условиях кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIX в.) 28.12 KB
  В условиях разложения феодальнокрепостнической системы царское правительство пошло на экономические реформы с целью приспособления существующей системы хозяйственных отношений к нуждам рынка а также повышения государственных доходов. Реформа была проведена только среди государственных крестьян. Она предусматривала: проведение подробного описания всех государственных имений и строгое определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения прекращение сдачи государственных земель в аренду; ликвидацию...
85173. Культура Беларуси в первой половине XIX в.) 27.14 KB
  Беларусь имела автономия в плане культурного развития. Отчётливо это проявилось в системе образования. 1803г – создан Виленский учебный округ, в состав кот входили школы Беларуси, Литвы, Украины.
85174. Буржуазные реформы 1860-1880 гг. в Российской империи и особенности их проведения в белорусских губерниях 29.45 KB
  Крестьяне получали гражданские права могли заниматься промыслами торговать приобретать имущество поступать на учебу и на службу; помещики не могли продавать и судить крестьян. Однако крестьяне не сразу становились лично свободными. Помещики признавались собственниками всей земли которая принадлежала им до реформы а крестьяне получали небольшие наделы в пользование которые должны были выкупить на протяжении 9 лет. Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки.
85175. Восстание 1863-1864 гг. и его итоги 28.15 KB
  Белые рассчитывали этого путем переговоров с царем с помощью Франции других стран Запада а красные опирались на восстание населения на свои силы.Калиновский который готовил восстание издавал газету Мужицкая правда боролся за свободу народа. Восстание началось зимой 1863 Для руководства восстанием были созданы руководящие органы: Центральный нац.Калиновский возглавил восстание в Гродненской губернии.
85176. Развитие капитализма в Беларуси в 1860 - 1890-е годах 29.42 KB
  Ускорили развитие капиталистических отношений в эк. Сохранилась сельская община чересполосица что сдерживало развитие с х. Быстрое развитие всех форм хозяйствования и в первую очередь укрупнение промышленного прова потребовало создания кредитной системы.
85177. Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX века 27.66 KB
  Во второй половине XIX века в общественнополитическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословияразночинцы получившие название народников. С возникновением в Петербурге организации Земля и воля 1876 народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа Гомон. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации.