2717

Занятие на тему Экологические права граждан

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Занятие на тему Экологические права граждан Цель занятия, 1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний 2. Показать ученикам, какими экологическими правами обладает гражданин нашей страны на конкретных примерах – ситуациях....

Русский

2012-11-13

26.3 KB

33 чел.

Занятие на тему "Экологические права граждан"

Цель занятия:

1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний 2. Показать ученикам, какими экологическими правами обладает гражданин нашей страны на конкретных примерах – ситуациях.

После занятия учащийся должен знать:

Теоретические основы экологического права

Иметь представление о применении статьи 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» к конкретным ситуациям

Должен овладеть:

Теоретическими основами экологического права.

Способами применения знаний к рассмотрению ситуаций

Уметь использовать полученные знания, в своей практической деятельности.

Занятие проводится в 3 этапа.

I этап: закрепление изученного материала и погружение в тему.

Организация работы: На школьной доске записываем тему занятия «Экологические права граждан». Готовим макет таблицы «Проблемы» и «Меры».

Информация учителя: Конституция РФ в ст.42 закрепляет права гражданина Российской Федерации, как личности, и является гарантом их соблюдения. В качестве одного из основных прав указано «право на благоприятную окружающую среду».

Конституцией провозглашено также право граждан свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (ст.29), и закреплено положение о том, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию (ст.42).

Также экологические права граждан, закреплены в Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в основах законодательства РФ «О здоровье граждан», в Законе РФ «Об основах градостроительства».

Реализация данных законов предопределяет право граждан требовать от соответствующих органов предоставления достоверной, полной информации о состоянии окружающей среды.

Экологическое право, как отрасль права, изучает вопросы регулирования общественных отношений, связанных с использованием природных объектов.

Учащиеся записывают определения, связанные с изучением этой темы: окружающая среда, охрана окружающей среды, экологические правоотношения, вред окружающей среды и др.

Задание 1. Определение основных экологических проблем города/села

Цель: Закрепление материала ранее изученного на занятиях экологии.

Задачи: Обсуждение вопроса: «Какие экологические проблемы Вы знаете в нашем городе/селе?» (в малых группах по 2 человека).

Ведущие заполняют таблицу «Проблемы» и «Меры» по предложениям от каждой группы. Задание выполняется 3 мин.

Примерная таблица:

«Проблемы»

«Меры»

Загрязнение атмосферного воздуха

Закрыть завод

Вырубка леса

Запретить вырубать лес

Загрязнение реки

Очистить реку

Мусор

Определить место под свалку

Нет чистого места отдыха

Обязать ЖКХ убирать берег

Администрация ничего не делает

Наказать главу администрации

Люди болеют

Лечить людей

Продукты грязные

Запретить продавать продукты

Животных убивают

Запретить охоту

Примечание для учителя – в вашем классе может быть другой перечень.

Учитель предлагает учащимся выбрать из общего количества проблем выбрать подобные и конкретизировать, затем конкретные меры для решения, названных проблем.

Выводы: Задание выполнено правильно, необходимо отметить, что учащиеся затронули почти все проблемы и выбрали основные меры, направленные на устранение нарушения.

Как показывает опыт, в 50% отмечаются меры, связанные с запретом, основанным на законных мерах, принимаемых к нарушителю природоохранного законодательства.

Задание 2. Роль человека в решении экологических проблем

Цель: Определить роль человека в решении экологических проблем.

Задачи:

Обсуждение в группах по одной проблеме.

Составление схемы участия человека в решении проблемы и принятии мер по проблеме.

Каждая группа (2 человека) на листе составляет схему решения выбранной проблемы. Определяет представителя для презентации своей работы.

Задание выполняется в течение 5 мин.

Ведущие вывешивают схемы на доске и предлагают представителям каждой группы провести презентацию.

Примерная схема: <Рисунок 1>

Примечание для учителя – могут быть другие схемы, дети творчески походят к выполнению задания.

Выводы: При рассмотрении вариантов решения проблем более широко рассматривается роль человека, переживающего за состояние природы.

По мере погружения в задание, возникают новые условия возникновения проблемы и новые предложения к решению проблемы. Учащиеся должны самостоятельно определить роль человека не только, как нарушителя, но и как контролера выполнения требований закона, обеспокоенного данной проблемой.

По окончанию выполнения данного задания нужно отметить наиболее полно составленные схемы и наградить группу «Знаком отличия»

II этап: Ознакомление с новым материалом и применение закона

Информация учителя: В статье 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» указан перечень экологических прав граждан.

Экологические права человека – это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду и право на использование природной среды для удовлетворения своих потребностей (экономических, эстетических, духовных).

Политическая сторона экологических прав человека заложена в нормах международного права (Всемирная декларация прав человека 1848г., Стокгольмская декларация 1972г. и другие), которые подтверждают право человека на здоровую жизнь в окружающей природной среде.

Предметом экологического права являются правоотношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Учащимся предлагаются ситуация для решения, характерная для вашего города или села:

Пример: Житель дома №20 Иванов В. вынес мусор из квартиры в урну на улице возле дома.

Ведущие выполняют роли: Иванова В., жителя, и Жилкина П., специалиста ЖКХ, который увидел, как Иванов В. выбрасывал мешок с мусором в урну возле дома.

Специалист ЖКХ требует от гражданина Иванов вынести мешок с мусором в контейнер, который стоит на специальной площадке за домом.

Примеры решения ситуации – варианты разные:

Иванов В. – выносит мусор в положенное место и извиняется.

Иванов В. – уходит.

Иванов В.Начинает ругаться, выше ЖКХ ничего не делает, чтобы было чисто и др.

Обсуждение с учениками законности поведения Иванова В. и Жилкина П.

Выводы: гражданин Иванов В. нарушил правила содержания придомовой территории, эти «Правила» должны быть оформлены и размещены в подъездах домов ЖКХ (доведены до жителя, который должен их соблюдать). К Иванову В. могут быть приняты меры административного воздействия в виде штрафа, вынесенного административной комиссией данного муниципального образования по представлению ЖКХ.

Информация учителя: У гражданина есть право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. Чаще всего, когда это право соблюдается, мы не обращаем внимание. А, когда оно нарушается, мы вспоминаем о нашем праве.

Поэтому необходимо знать, что такое экологическое правонарушение, из каких составных частей оно состоит. Также рассмотрим способы защиты своих прав.

Виды экологических правонарушений <Рисунок 2>

Состав экологического правонарушения <Рисунок 3>

Схемы учащимся необходимо записать в тетрадь.

Задание 3 Определение состава экологического правонарушения:

Цель: Усвоение новых терминов, правильное их применение при выполнении задания.

Задачи:

Определить состав нарушения

Определить основных участников правонарушения

Выполнение: Учащиеся делятся на 2 группы, разбирают ситуации и проводят презентацию ответа с оформление схемы и обозначением участников правоотношения на плакате. На выполнение и обсуждение задания 10 минут.

Примеры ситуаций:

Ситуация 1. Сидоров А. составил заявление о том, что котельная дымит и загрязняет атмосферу - он обратился в СЭС (запросил информацию о концентрациях загрязнения), в администрацию к мэру города.

Прошел месяц из СЭС ответа не получил

Из администрации ответили, что котельная важнее.

Составить схему экологического правонарушения.

Ситуация 2. Алексеев М. поймал нарушителя, который вырубал дерево в городском парке города/села, привел в администрацию. Там ему ответили, что примут меры. Через месяц Алексеев М. написал письмо – запрос о том, чтобы ему сообщили, какие меры приняты. Ответа не было.

Необходимо составить схему правонарушения, определить состав правонарушения

Затем проводим разбор ситуаций – презентации групп. Обсуждение общее 5 минут.

Примечание для учителя: На практике это задание вызывает бурные дебаты.

Ситуация 1: Нарушитель – СЭС не предоставило информацию о загрязнении атмосферного воздуха (нарушено право гражданина на получение достоверной информации), нарушение администрацией муниципального образования права гражданина на получение информации о мерах, принимаемых к предприятию.

Схема экологического правонарушения:

субъект (нарушитель) – СЭС и Администрация

объект - информация

субъективная сторона – вина - умышленное сокрытие информации

объективная сторона – деяние, нарушающее закон (не предоставление информации)

Выводы: В заключении необходимо подчеркнуть какая из групп более глубоко и полно определила состав правонарушения. Если группа нашла в законе статью и сделала ссылку на нее, то этой группе, даем «Знак отличия»

III этап: Особая группа экологических прав граждан.

Цель – Дать представление об особой группе экологических прав граждан

Задачи: Продолжение изучения закона РФ «Об охране окружающей среды»

Информация учителя: Вернемся к закону РФ «Об охране окружающей среды». В статье 11 приведена особая группа экологических прав граждан. Они затрагивают сферу организационных отношений, в которых граждане могут участвовать для реализации своей социальной активности в общественном экологическом движении.

К этой группе экологических прав относятся:

1. Право граждан создавать общественные объединения по охране окружающей среды, фонды и иные общественные формирования в области окружающей среды и др. 2. Право принимать участие в собраниях, митингах и других мероприятиях, обращаться с письмами и т.п., требовать их рассмотрения. 3. Право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. 4. Право требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве экологически вредных объектов, ограничении, приостановки и прекращения деятельности предприятий и иных объектов, оказывающих отрицательное влияния на окружающую среду и здоровье человека. 5. Право ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Посмотрите на плакат «Общественная деятельность» <Рисунок 4>

Выводы: Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане обладают определенным кругом прав, направленных на охрану и рациональное использование окружающей природы и предусмотренных законодательством РФ.

Примечание для учителя: После изучения всех тем - выдать Сертификат об окончании курса.

Задание на дом: Вы ознакомились с особой группой прав граждан. Попробуйте выбрать для решения проблем свою группу прав.

Для этого:

1. Составьте обоснование необходимости объединения граждан. 2. Подумайте и решите, есть ли необходимость создания в школе общественного объединения по экологическим вопросам? 3. Чтобы решить те или иные задачи в сфере охраны окружающей среды недостаточно осознания проблемы, нужны действия. Эти действия легче осуществлять, объединившись вместе. 4. При создании общественной организации, каким правом Вы воспользуетесь? 5. К какому виду общественных отношений относятся отношения в сфере охраны природы и здоровья.

Приложение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32374. Аномальное и отклоняющееся развитие. Дизонтогенез. Факторы, типы и психологические параметры дизонтогенеза 14.07 KB
  К аномальным неправильным относятся дети у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Категории: Дети с нарушениями слуха глухие слабослышащие позднооглохшие Дети с нарушениями зрения слепые слабовидящие0 Дети с тяжелыми нарушениями речи логопаты Дети с нарушениями интеллектуального развития умственно отсталые психически недоразвитые Дети с комплексными нарушениями слепоглухонемые слепоумственно отсталые Дети с нарушением опорнодвигательного аппарата Дизонтогенез – это нарушение развития...
32375. Психологическая структура личности 13.13 KB
  стрра личности – это целостная модель системы качеств и свойств которая полно характеризует психологические особенности личности человека индивида. Элементами психологической структуры личности являются ее психические свойства и особенности обычно называемые чертами личности. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
32376. Специфика детско-родительских отношений. Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей 14.57 KB
  Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей. В диагностике направления работы с ребенком условно можно выделить наиболее часто встречающиеся задачи: Контроль развития ребенка с целью своевременного обнаружения трудностей отставаний профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития. Полученные данные могут использоваться специалистами психологами и социальными педагогами для построения профилактической коррекционной работы с детьми и для просветительской работы с родителями. Этические нормы работы психолога не...
32377. Метод анализа результата деятельности. Анализ почерка. Анализ детского рисунка. Анализ внешнего поведения 11.75 KB
  Учение о почерке – графология. Первые научные представления появились в Древнем мире. Аббат Мишон основал первое графологическое общество. Зуев-Инсаров (в России начало 20в.) один из известных графологов. После революции графология была признана лженаукой.
32378. Понятие деятельности. Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности 14.17 KB
  Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности.
32379. Основные принципы, задачи и направления работы психологической службы в образовании 13.98 KB
  Цель психологической службы в образовании – максимальное содействие психическому и личностному развитию всех участников образовательного процесса. Задачи психологической службы в образовании: Выявление причин различного рода трудностей в учебновоспитательной работе с учащимися различного возраста психоаналитический подход Преодоление в рамках профессионализма отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников коррекционный подход Преодоление и помощь в решении конфликтных ситуаций и сложных вопросов. Структура психологической...
32380. Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Классификация профессий 17.89 KB
  Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Выбор профессии – проф. Самоопределение которое подразумевает самостоятельный выбор профессии на основе: Объективных и достаточно полных знаний о себе своих интересах склонностях особенностях мышления памяти внимания нервной системы.
32381. Учет индивидуальных особенностей при обучении. Специфика обучения одаренных детей. Психологические причины неуспеваемости 14.22 KB
  Специфика обучения одаренных детей. Для поиска успешных форм и методов обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности: нервной системы физиологические уровень и темп психического и физического развития. Программы обучения: Образовательные – ускоренное обучение обогащенное обучением углубленное и расширенное изучение отдельных тем Образовательноразвивающие – развитие продуктивного мышления и личности ребенка Эльконин Давыдов Развивающие – мышление личность развитие высших мыслительных процессов – творческого критического...
32382. Общие представления о памяти 14.29 KB
  Никакое психическое или внешнее действие или процесс невозможны без участия процессов памяти. Виды памяти: По характеру психической активности: Двигательная – запоминание сохранение и воспроизведение различных движений и их систем служит основой для навыков ходьбы письма спортивных навыков. Образная – память на представления Словестнологическая – память на мысли специфически человеческий вид памяти в отличие от других ей принадлежит ведущая роль в усвоении знаний.