2717

Занятие на тему Экологические права граждан

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Занятие на тему Экологические права граждан Цель занятия, 1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний 2. Показать ученикам, какими экологическими правами обладает гражданин нашей страны на конкретных примерах – ситуациях....

Русский

2012-11-13

26.3 KB

34 чел.

Занятие на тему "Экологические права граждан"

Цель занятия:

1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний 2. Показать ученикам, какими экологическими правами обладает гражданин нашей страны на конкретных примерах – ситуациях.

После занятия учащийся должен знать:

Теоретические основы экологического права

Иметь представление о применении статьи 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» к конкретным ситуациям

Должен овладеть:

Теоретическими основами экологического права.

Способами применения знаний к рассмотрению ситуаций

Уметь использовать полученные знания, в своей практической деятельности.

Занятие проводится в 3 этапа.

I этап: закрепление изученного материала и погружение в тему.

Организация работы: На школьной доске записываем тему занятия «Экологические права граждан». Готовим макет таблицы «Проблемы» и «Меры».

Информация учителя: Конституция РФ в ст.42 закрепляет права гражданина Российской Федерации, как личности, и является гарантом их соблюдения. В качестве одного из основных прав указано «право на благоприятную окружающую среду».

Конституцией провозглашено также право граждан свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (ст.29), и закреплено положение о том, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию (ст.42).

Также экологические права граждан, закреплены в Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в основах законодательства РФ «О здоровье граждан», в Законе РФ «Об основах градостроительства».

Реализация данных законов предопределяет право граждан требовать от соответствующих органов предоставления достоверной, полной информации о состоянии окружающей среды.

Экологическое право, как отрасль права, изучает вопросы регулирования общественных отношений, связанных с использованием природных объектов.

Учащиеся записывают определения, связанные с изучением этой темы: окружающая среда, охрана окружающей среды, экологические правоотношения, вред окружающей среды и др.

Задание 1. Определение основных экологических проблем города/села

Цель: Закрепление материала ранее изученного на занятиях экологии.

Задачи: Обсуждение вопроса: «Какие экологические проблемы Вы знаете в нашем городе/селе?» (в малых группах по 2 человека).

Ведущие заполняют таблицу «Проблемы» и «Меры» по предложениям от каждой группы. Задание выполняется 3 мин.

Примерная таблица:

«Проблемы»

«Меры»

Загрязнение атмосферного воздуха

Закрыть завод

Вырубка леса

Запретить вырубать лес

Загрязнение реки

Очистить реку

Мусор

Определить место под свалку

Нет чистого места отдыха

Обязать ЖКХ убирать берег

Администрация ничего не делает

Наказать главу администрации

Люди болеют

Лечить людей

Продукты грязные

Запретить продавать продукты

Животных убивают

Запретить охоту

Примечание для учителя – в вашем классе может быть другой перечень.

Учитель предлагает учащимся выбрать из общего количества проблем выбрать подобные и конкретизировать, затем конкретные меры для решения, названных проблем.

Выводы: Задание выполнено правильно, необходимо отметить, что учащиеся затронули почти все проблемы и выбрали основные меры, направленные на устранение нарушения.

Как показывает опыт, в 50% отмечаются меры, связанные с запретом, основанным на законных мерах, принимаемых к нарушителю природоохранного законодательства.

Задание 2. Роль человека в решении экологических проблем

Цель: Определить роль человека в решении экологических проблем.

Задачи:

Обсуждение в группах по одной проблеме.

Составление схемы участия человека в решении проблемы и принятии мер по проблеме.

Каждая группа (2 человека) на листе составляет схему решения выбранной проблемы. Определяет представителя для презентации своей работы.

Задание выполняется в течение 5 мин.

Ведущие вывешивают схемы на доске и предлагают представителям каждой группы провести презентацию.

Примерная схема: <Рисунок 1>

Примечание для учителя – могут быть другие схемы, дети творчески походят к выполнению задания.

Выводы: При рассмотрении вариантов решения проблем более широко рассматривается роль человека, переживающего за состояние природы.

По мере погружения в задание, возникают новые условия возникновения проблемы и новые предложения к решению проблемы. Учащиеся должны самостоятельно определить роль человека не только, как нарушителя, но и как контролера выполнения требований закона, обеспокоенного данной проблемой.

По окончанию выполнения данного задания нужно отметить наиболее полно составленные схемы и наградить группу «Знаком отличия»

II этап: Ознакомление с новым материалом и применение закона

Информация учителя: В статье 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» указан перечень экологических прав граждан.

Экологические права человека – это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду и право на использование природной среды для удовлетворения своих потребностей (экономических, эстетических, духовных).

Политическая сторона экологических прав человека заложена в нормах международного права (Всемирная декларация прав человека 1848г., Стокгольмская декларация 1972г. и другие), которые подтверждают право человека на здоровую жизнь в окружающей природной среде.

Предметом экологического права являются правоотношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Учащимся предлагаются ситуация для решения, характерная для вашего города или села:

Пример: Житель дома №20 Иванов В. вынес мусор из квартиры в урну на улице возле дома.

Ведущие выполняют роли: Иванова В., жителя, и Жилкина П., специалиста ЖКХ, который увидел, как Иванов В. выбрасывал мешок с мусором в урну возле дома.

Специалист ЖКХ требует от гражданина Иванов вынести мешок с мусором в контейнер, который стоит на специальной площадке за домом.

Примеры решения ситуации – варианты разные:

Иванов В. – выносит мусор в положенное место и извиняется.

Иванов В. – уходит.

Иванов В.Начинает ругаться, выше ЖКХ ничего не делает, чтобы было чисто и др.

Обсуждение с учениками законности поведения Иванова В. и Жилкина П.

Выводы: гражданин Иванов В. нарушил правила содержания придомовой территории, эти «Правила» должны быть оформлены и размещены в подъездах домов ЖКХ (доведены до жителя, который должен их соблюдать). К Иванову В. могут быть приняты меры административного воздействия в виде штрафа, вынесенного административной комиссией данного муниципального образования по представлению ЖКХ.

Информация учителя: У гражданина есть право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. Чаще всего, когда это право соблюдается, мы не обращаем внимание. А, когда оно нарушается, мы вспоминаем о нашем праве.

Поэтому необходимо знать, что такое экологическое правонарушение, из каких составных частей оно состоит. Также рассмотрим способы защиты своих прав.

Виды экологических правонарушений <Рисунок 2>

Состав экологического правонарушения <Рисунок 3>

Схемы учащимся необходимо записать в тетрадь.

Задание 3 Определение состава экологического правонарушения:

Цель: Усвоение новых терминов, правильное их применение при выполнении задания.

Задачи:

Определить состав нарушения

Определить основных участников правонарушения

Выполнение: Учащиеся делятся на 2 группы, разбирают ситуации и проводят презентацию ответа с оформление схемы и обозначением участников правоотношения на плакате. На выполнение и обсуждение задания 10 минут.

Примеры ситуаций:

Ситуация 1. Сидоров А. составил заявление о том, что котельная дымит и загрязняет атмосферу - он обратился в СЭС (запросил информацию о концентрациях загрязнения), в администрацию к мэру города.

Прошел месяц из СЭС ответа не получил

Из администрации ответили, что котельная важнее.

Составить схему экологического правонарушения.

Ситуация 2. Алексеев М. поймал нарушителя, который вырубал дерево в городском парке города/села, привел в администрацию. Там ему ответили, что примут меры. Через месяц Алексеев М. написал письмо – запрос о том, чтобы ему сообщили, какие меры приняты. Ответа не было.

Необходимо составить схему правонарушения, определить состав правонарушения

Затем проводим разбор ситуаций – презентации групп. Обсуждение общее 5 минут.

Примечание для учителя: На практике это задание вызывает бурные дебаты.

Ситуация 1: Нарушитель – СЭС не предоставило информацию о загрязнении атмосферного воздуха (нарушено право гражданина на получение достоверной информации), нарушение администрацией муниципального образования права гражданина на получение информации о мерах, принимаемых к предприятию.

Схема экологического правонарушения:

субъект (нарушитель) – СЭС и Администрация

объект - информация

субъективная сторона – вина - умышленное сокрытие информации

объективная сторона – деяние, нарушающее закон (не предоставление информации)

Выводы: В заключении необходимо подчеркнуть какая из групп более глубоко и полно определила состав правонарушения. Если группа нашла в законе статью и сделала ссылку на нее, то этой группе, даем «Знак отличия»

III этап: Особая группа экологических прав граждан.

Цель – Дать представление об особой группе экологических прав граждан

Задачи: Продолжение изучения закона РФ «Об охране окружающей среды»

Информация учителя: Вернемся к закону РФ «Об охране окружающей среды». В статье 11 приведена особая группа экологических прав граждан. Они затрагивают сферу организационных отношений, в которых граждане могут участвовать для реализации своей социальной активности в общественном экологическом движении.

К этой группе экологических прав относятся:

1. Право граждан создавать общественные объединения по охране окружающей среды, фонды и иные общественные формирования в области окружающей среды и др. 2. Право принимать участие в собраниях, митингах и других мероприятиях, обращаться с письмами и т.п., требовать их рассмотрения. 3. Право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. 4. Право требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве экологически вредных объектов, ограничении, приостановки и прекращения деятельности предприятий и иных объектов, оказывающих отрицательное влияния на окружающую среду и здоровье человека. 5. Право ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Посмотрите на плакат «Общественная деятельность» <Рисунок 4>

Выводы: Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане обладают определенным кругом прав, направленных на охрану и рациональное использование окружающей природы и предусмотренных законодательством РФ.

Примечание для учителя: После изучения всех тем - выдать Сертификат об окончании курса.

Задание на дом: Вы ознакомились с особой группой прав граждан. Попробуйте выбрать для решения проблем свою группу прав.

Для этого:

1. Составьте обоснование необходимости объединения граждан. 2. Подумайте и решите, есть ли необходимость создания в школе общественного объединения по экологическим вопросам? 3. Чтобы решить те или иные задачи в сфере охраны окружающей среды недостаточно осознания проблемы, нужны действия. Эти действия легче осуществлять, объединившись вместе. 4. При создании общественной организации, каким правом Вы воспользуетесь? 5. К какому виду общественных отношений относятся отношения в сфере охраны природы и здоровья.

Приложение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47963. Оздоровча фізична культура 602 KB
  Стан та перспективи розвитку фізкультурнооздоровчої діяльності в Україні Здоров'я населення його фізична підготовленість є предметом уваги Верховної Ради та уряду України. Головними недоліками її функціонування є: недостатній обсяг рухової активності низька якість навчального процесу в навчальновиховній сфері; руйнація управління фізкультурнооздоровчою роботою з населенням яке раніше здійснювалося через систему взаємодії органів житловокомунального господарства та органів управління фізичною культурою в соціальнопобутовій сфері;...
47964. Організації. Об’єктивні причини виникнення та існування організацій 445.5 KB
  Метр польської і світової соціології Ян Щепанський у своїй праці Елементарні поняття соціології 1970 починає розгляд існуючих дефініцій організації з метафори. Спробуємо від метафори перейти до більш точного визначення змісту поняття соціальної організації. Соціологізувати визначення змісту поняття організації спробував Я. Щепанський ілюструє прикладами з організації життя групи студентів.
47965. Трудове право. Конспект лекцій 1.3 MB
  Переведення працівників. Зміна істотних умов праці. Розірвання трудового договору з ініціативи працівника ст. Розірвання трудового договору у звязку зі змінами в організації виробництва і праці у тому числі ліквідації реорганізації банкрутства або перепрофілювання підприємства установи організації скорочення чисельності або штату працівників ст.
47966. Цивільне процесуалне право 1000.5 KB
  Цивільне процесуальне право як галузь права це сукупність правових норм що регулюють діяльність суду загальної юрисдикції осіб які беруть участь у справі та інших учасників цивільного процесу щодо здійснення правосуддя у цивільноправових спорах щодо справ наказного окремого провадження а також такі що виникають у звязку із цією діяльністю суспільні відносини щодо розгляду та вирішення зазначених категорій справ1. Цивільний процес це сукупність процесуальних дій суду інших осіб які беруть участь у справі а також інших...
47967. Українська мова (за професійним спрямуванням) 544.5 KB
  Усі слова що вживаються в якійсь мові становлять її лексику від грецьк. Слова можуть називати предмети явища ознаки дії і стан тощо. Співвіднесеність слова з певним поняттям явищем дійсності називається лексичним значенням слова. Наприклад слово росинка є назвою поняття âкрапля водиâ слово пресумний означає âдуже сумнийâ лексичне значення слова розяснювати словник визначає як âробити щонебудь ясним зрозумілим; пояснюватиâ.
47969. Лекції з анатомії, фізіології дитини з основами генетики 544 KB
  Далі прибавки росту в довжину щороку зменшуються і в дошкільному віці становлять 7 8см а в дітей молодшого шкільного віку ще менше в середньому 4 5см за рік. Неодмінною умовою яка може забезпечити всебічний як фізичний так і психічний розвиток дитячого організму є правильна постановка фізичного виховання навчальних занять ігор та трудової діяльності дітей з урахуванням їх вікових анатомофізіологічних особливостей. Завдання педагогів використати у справі виховання і навчання дітей усі можливості які надають розвитку людського...
47970. МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛУ 719.5 KB
  Курс Менеджмент персоналу є складовою частиною циклу професійноорієнтованих дисциплін підготовки магістра спеціальності. Предметом курсу є системно організований процес відтворення й ефективного використання персоналу організації. Метою вивчення дисципліни âМенеджмент персоналуâ є формування системи знань з теорії та практики керування персоналом різноманітних організацій функціонуютьу сфері економіки України.
47971. Політична економія 451 KB
  Розширення самостійності підприємств роздержавлення власності поява її різноманітних форм дозволяє перетворити більшість учасників суспільного виробництва в реальних господарів. Предметом політичної економії є сукупність економічних відносин які виникають в процесі виробництва обміну розподілу і споживання благ. Вона аналізує ціни окремих товарів витрати на їх виготовлення оптимальне співвідношення ресурсів...