27173

Неолиберализм в политике правящих кругов стран Европы и Америки в 1960-2000 гг. (на примере США и Великобритании)

Доклад

История и СИД

Неолибералы выступают за либерализацию экономики использование принципов свободного ценообразования ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. Это обусловило и новую трактовку базовых либеральных ценностей свободы и равенства свободы для свободы которая не только дает возможность бороться за свои интересы но и обеспечивает каждому реальные возможности для этого. впервые мирное время пошла на введение косвенного контроля над ценами и заработной платой. помощи: запретил повышение цен в...

Русский

2013-08-19

42 KB

0 чел.

(23) Неолиберализм в политике правящих кругов стран Европы и Америки в 1960-2000 гг. (на примере США и Великобритании).

Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. Неолиберальная концепция основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм - относительно пассивного государственного регулирования.

Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. Понятия "социальный либерализм" и "неолиберализм"

Основу идеологии социального либерализма составило признание социальной природы личности и взаимной ответственности личности и общества. Это обусловило и новую трактовку базовых либеральных ценностей - свободы и равенства, "свободы для", свободы, которая не только дает возможность бороться за свои интересы, но и обеспечивает каждому реальные возможности для этого.

Общество, гарантирующее свободу как всеобщее и безусловное право каждого, должно обеспечить и необходимые условия для пользования этим правом, то есть гарантированный минимум жизненных средств, позволяющий реализовать собственные способности и таланты, занять достойное место в общественной иерархии и получить адекватное вознаграждение за общественно полезный труд. Тем самым, происходило возвращение к идее социальной справедливости.

Это вело к осознанию права государства, как представителя общественных интересов, на необходимые полномочия в сфере регулирования собственнических отношений, обеспечения консенсуса между отдельными социальными группами, в том числе - между работодателями и наемным работниками, производителями и потребителями.

П. Кеннеди: победил на президентских выборах в 1960 г. от демократов. продолжил традицию Вильсона и Рузвельта выдвигая реформистскую программу «новые рубежи». Порожденные НТР проблемы требовали расширения функций и изменения роли буржуазного государства в плане определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в программе "новых рубежей" предложенной демократической администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х гг.

В основу социально-экономической программы правительства Кеннеди была положена идея стимулирования темпов экономического роста. В 1961—1962 гг. правительству Кеннеди удалось провести через Конгресс ряд важных мер в социальной области, предусмотренных в программе "новых рубежей".

Так, минимум почасовой заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол.

Были выделены ассигнования на помощь районам хронической депрессии и фермерам,

продлена на три месяца выплата пособий по безработице.

В марте 1962г. был принят закон, впервые в истории страны ставивший перед государством задачу подготовки и обучения рабочей силы.

Для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили существенно увеличить рост инвестиций. Чтобы не допустить резкого увеличения инфляции, администрация К. впервые мирное время пошла на введение косвенного контроля над ценами и заработной платой.

В 1963 г. были снижены налоги на прибыль корпораций и ставки подоходного налога с граждан.

Он осознавал необходимость постоянного совершенствования П. государства для улучшения положения широких слоев нас-я. Реализовал целый ряд мер по стабилизации эк. и расширению программ по соц. помощи:

запретил повышение цен в отдельных отраслях (электротехнической, сталелитейной).

Были разработаны программы помощи бедствующим регионам (прежде всего угледобывающим),

переквалификации и переобучения рабочих новым профессиям, ликвидация неграмотности среди взрослых.

Правительство Кеннеди занималось развитием законодательством направленное против дискриминации представителей цветного населения в общественных местах и при найме на работу.

 П. Джонсона: после убийства К. в 1963 г. президентом стал вице-президент Л. Джонсон, который продолжил П. К. и провозгласил программу «Великого общества». Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Наступление на проблему бедности было обусловлено объективными причинами.

Во-первых, массовая бедность стала серьезным тормозом для производства рабочей силы и обеспечения необходимого уровня потребления в условиях НТР.

Во-вторых, она создавала почву для расовых конфликтов, обострения социальных проблем, роста преступности, безработицы и т.д.

Он включил четыре вида мероприятий:

1) профессиональную подготовку и обучение;

2) программу так называемых "общинных действий" под руководством местных органов власти;

3) специальные программы для сельской местности и мелкого бизнеса;

4) деятельность миссионерских организаций типа "Добровольцы на службе Америки".

Главное внимание уделялось профессиональной подготовке и обучению, прежде всего среди молодежи, особенно страдавшей от безработицы. Были созданы "трудовые корпуса". Специальные мероприятия по борьбе с бедностью в сельских районах предусматривали выдачу льготных займов бедствующим фермерам и с/х рабочим, оказание и мед. и юрид. помощи, обучение грамотности и самым простым профессиям.

Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия мед. помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.

Наибольшее значение в соц. п. демократов середины 60-х гг. имело то, что за многие десятилетия была сделана попытка ограничения расовой дискриминации.

По законам 1964 и 1968 гг. была запрещена дискриминация при найме и обслуживании в местах общественного пользования, при продаже земли и сдаче в аренду жилья. Известный шаг вперед администрация Л.Джонсона сделала и в области трудового законодательства.

В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 дол. в час. Это законодательство распространялось на новые категории рабочих и служащих, занятых в сфере обслуживания и торговли и постоянных сельскохозяйственных рабочих.Однако не все обещания программы "великого общества" были выполнены.

В 1965г. началась эскалация войны во Вьетнаме, что потребовало увеличения военных расходов и замораживания средств на социальные программы. Вновь обозначились проблемы инфляции, снижения уровня жизни населения.

П. Дж. Картера: выиграл выборы в 1976г. от демократов. Во время предвыборной борьбы апеллировал лозунгами во внутренней П.:

борьба с коррупцией,

сократить военные расходы,

улучшить систему здравоохранения и образования,

сократить безработицу и т.д.

В результате в 1977г. выходит закон о поэтапном повышении минимума з/п в течении 4 лет,

увеличении финансир-я программы переквалифициров. рабочих,

развивает систему страхования,

вводятся талоны на бесплатное получение продуктов, но инфляция продолжалась и на этом фоне росло недовольство.

К. пытался бороться с инфляцией: рекомендовал профсоюзам не превышать установленного max з/п, а предпринимателям рекомендовалось снизить темпы роста цен. Еще до вступления в должность Картер предложил широкомасштабную экономическую программу повышения занятости, отвергнув "политику регулирования доходов" как средство сдерживания инфляционных процессов.

В апреле 1977 он назвал зависимость страны от импортной нефти (30% внутреннего потребления) "моральным эквивалентом войны". Для координации усилий в этом направлении Картер создал министерство энергетики.

Президентская программа снижения зависимости страны от нефтяного импорта включала создание стратегического нефтяного запаса в 1 млрд. баррелей;

постепенное повышение экономичности автомобилей;

налоговую стимуляцию энергосбережения домовладельцами и предпринимателями;

резервный федеральный налог на бензин до 50 центов за галлон;

федеральные субсидии на использование альтернативных источников энергии, в частности синтезируемого из угля или сланца топлива,

постепенное освобождение от государственного регулирования цен на нефть и природный газ,

а также рост производства электроэнергии на атомных станциях.

Эта программа была реализована лишь частично. Меры по стимуляции энергосбережения дали некоторый положительный результат. Однако о налоге на бензин очень скоро забыли; формирование нефтяного резерва затянулось, и он оказался неэффективным; субсидии на альтернативные источники энергии были поглощены безнадежными и расточительными проектами, осуществлявшимися крупными корпорациями, и только малая доля средств пошла на развитие технологии использования солнечной энергии - самого перспективного возобновляемого источника; апланированный рост выработки атомной электроэнергии был заблокирован после аварии на АЭС Три-Майл-Айленд в марте 1979;

было отложено и освобождение от контроля цен на нефть и газ, что имело катастрофические последствия; в конце концов эта мера была претворена в жизнь после резкого повышения мировых цен на нефть в 1979-1980.

В конце 70-х К. пошел на ослабление функций правительства в регуляции эк.: были сняты ограничения на рост цен в пром-ти, в сфере энерг-ки и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83446. Норми міжнародного права 36.15 KB
  Міжнародно-правові норми поділяються на універсальні ~ норми міжнародного права, що встановлюються усією міжнародною спільнотою і адресуються усім субєктам міжнародного права, та норми регіональні (локальні)...
83447. Імплементація норм міжнародного права 37.07 KB
  Буткевич моністичні концепції співвідношення двох правопорядків припускають пряму дію норм міжнародного права в національній правовій системі В інших концептуальних напрямках по різному пояснюється суть процесу виконання міжнародноправових норм у внутрішньодержавній сфері. Механізм дії національного права непридатний для регулювання міжнародних відносин а міжнародне право не здатне регулювати внутрішньодержавні взаємини. Лукашуком процес входу норм міжнародного права в правову систему називається імплементація.
83448. Поняття основних принципів міжнародного права 36.28 KB
  Основні принципи міжнародного права це система основоположних норм міжнародного права які регулюють відносини між його субєктами і є критерієм правомірності міжнародних правотворчого і правозастосовчого процесів дійсності інших міжнародноправових норм. Не всі принципи міжнародного права є універсальними нормами. Існують також регіональні принципи принцип непорушності державних кордонів партикулярних локальних принципів міжнародного права.
83450. Функції основних принципів міжнародного права 32.08 KB
  Лукашуком основними функціями принципів міжнародного права є: 1 . Сприяння становленню і розвитку системи міжнародного права як безпосередньо так і шляхом обєднання норм інститутів і галузей навколо власних загальнообовязкових правил. Закріплення основних прав обовязків і законних інтересів субєктів міжнародного права визначення основ їх взаємодії шляхом встановлення правових статусів.
83451. Перелік основних принципів міжнародного права. Нормативний зміст основних принципів міжнародного права 38.27 KB
  Нормативний зміст основних принципів міжнародного права Відповідно до принципу незастосування сили або погрози силою всі держави зобовязані утримуватися від погрози силою або її застосування проти територіальної недоторканості та політичної незалежності інших держав або будьяким іншим чином несумісним з цілями ООН. До нормативного змісту принципу також включається: заборона окупації території іншої держави у порушення норм міжнародного права; заборона актів репресалій пов\'язаних із застосуванням сили; надання державою своєї території...
83452. Поняття та види субєктів міжнародного права 36.75 KB
  У міжнародному праві немає норми яка б містила вичерпний перелік субєктів міжнародного права. Єдиним джерелом в якому згадуються субєкти міжнародного права є стаття 3 Віденської конвенції про право міжнародних договорів 1969 р. Конвенція не застосовується до міжнародних угод укладених між державами та іншими субєктами міжнародного права або між такими іншими суб\'єктами міжнародного права.
83453. Поняття та зміст міжнародної правосубєктності 33.66 KB
  Зміст міжнародної правосубєктності залежить від виду субєкта міжнародного права. Найширший він у держав, міжнародна правосубєктність якихєуніверсальною (повною) тавключаєздатністьдо:
83454. Обмеження міжнародної правосубєктності 37.78 KB
  Ці території характеризувалися обмеженням або відсутністю суверенітету а звідси міжнародної правосуб\'єктності. Колонії це залежні території що знаходяться під владою іноземної держави метрополії без самостійної політичної та економічної влади управління якими здійснюється в особливому порядку. В залежності від ступеню самоврядування колонії поділялися на: самоврядні колонії домініони які пройшли розвиток від повної відсутності міжнародної правосуб\'єктності до часткової правосуб\'єктності а згодом й до повної правосуб\'єктності;...