27174

Неоконсерватизм в политике правящих кругов Европы и Америки в 1980-2000 гг. (на примере США и Великобритании

Доклад

История и СИД

На примере США и Великобритании. США. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате рейганомики дефицит государственного бюджета США составил.

Русский

2013-08-19

43.5 KB

1 чел.

24. Неоконсерватизм в политике правящих кругов Европы и Америки в 1980-2000 гг. (на примере США и Великобритании.

США. Выдвинув в качестве основной идеи своей политики возвращение к традиционным американским ценностям, президент сделал акцент на утверждение безусловного главенства свободы частного предпринимательства над всеми остальными свободами. Он говорил: ”Прежде всего, я хочу добиться того, чтобы наша страна осталась местом, где человек может разбогатеть. Это у нас уже есть и это должно быть сохранено.” Так называемая “рейганомика”, “консервативная революция”.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;

2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.

Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.

В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ - помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным.

Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет. К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась с 10% до 8 % рабочей силы.

Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд.$, главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.

Основные цели внутренней политики Рейгана

- сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области,

уменьшить подоходные налоги,

увеличить мощь вооруженных сил

- оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.

Характерно, что сильнее всего сокращены, были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения, для которых были отменены продовольственные карточки и значительно сокращены пособия для матерей-одиночек. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни.

При Рейгане в американском обществе произошла гиперполяризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности.

Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.Но обновленная американская экономика смогла создать более 17 млн. рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг.

Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %.

Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых..

Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема. 

Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США составил .152 млрд.$, превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долг. За период 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздо меньшей мере.

Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами.

Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочих равнялась 14,8$. против 17,9$в Дании, 21,5 - в ФРГ и 21,9-в Швеции. Но, несмотря на это Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог; ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему вторичную победу на президентских выборах в 84 году.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В фундамент конституционной системы США положено три основных политико-правовых принципа

разделение властей,

федерализм и

судебный конституционный надзор.

Принцип разделения властей, реализуемый через систему "сдержек и противовесов", предполагает организационную независимость трех "ветвей" государственной власти законодательной, исполнительной, судебной - и разграничения между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три "ветви" представлены конгрессом, президентом и Верховным судом.

Федерализм конституционный принцип, предполагающий относительно жестко разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав "суверенных" штатов передана федеральному правительству.

Судебный конституционный надзор - заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти.

Высшим органом конституционного надзора является Верховный суд США. Его решения по вопросам толкования конституции являются окончательными и обязательными для всех государственных органов.В результате политического кризиса 1979 г. были проведены парламентские выборы.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В мае 1979 г. было сформировано консервативное правительство М. Тэтчер. "Тэтчеризм" стал британским вариантом неоконсервативной идеологии и политики. В 1980-е гг. проводятся конституционные реформы (акт о британском гражданстве 1981 г., реформа судоустройства 1981 г. и др.). Проведена реприватизация в ряде отраслей экономики (нефтяной, газовой, электронной, эрокосмической и др.).

Осуществлена приватизация жилья.

Выросло число акционеров (каждый пятый житель страны). Ужесточено трудовое законодательство, принят ряд антипрофсоюзных законов.

В 1984 - 1985 гг. происходила мощная забастовка шахтеров, сопротивлявшихся закрытию нерентабельных шахт.

В начале 1981 г. часть правого крыла лейбористов в о главе с Д. Оуэном, Ш. Уильямсом, Р. Дженкинсом вышла из ЛПВ и образовала Социал-демократическую партию Великобритании. В марте 1988г. социал-демократы и либералы слились в Социал-либеральную демократическую партию.

СЛДП начала выступать на выборах, получая 9 - 11 % голосов.

Рост "среднего класса" в обществе способствовал поддержке консерваторов, трижды побеждавших на выборах.

Сократились инфляция, безработица, наблюдался экономический подъем. Однако попытка ввести подушный налог способствовала уходу М. Тэтчер. После 11 лет правления ее сменил Дж. Мэйджор.

В 1992 г. консерваторы подтвердили на парламентских выборах статус правящей партии. Проводилась политика "здорового консерватизма" - консерватизма, сдобренного популизмом.

Оказывалась помощь государства тем, у кого меньше шансов на успех ("социальный рынок"). В 1992 - 1993 гг. принимаются правовые документы ("Хартия граждан").
Сочетая уступки жителям Ольстера в сфере самоуправления с жесткой борьбой с ИРА, удалось сбить волну терроризма.

Во внешней политике правительство М. Тэтчер поддержало "крестовый поход против коммунизма", объявленный Р. Рейгана, программу СОИ.

С началом перестройки в СССР отношения с Советским Союзом нормализовались, чему способствовали личные встречи М. Тэтчер и М.С. Горбачева. После распада СССР британо-российские отношения развивались достаточно стабильно.

Великобритания добилась сокращения взноса в ЕЭС, участвовала в принятии Маастрихтского договора. В 1992 г. страна вышла из европейского соглашения о валютном регулировании.

Начался период "евроскептицизма".Проявлением "имперского мышления" стал военный конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982 г.), закончившихся победой Англии.

Великобритания в конце 90-х гг. ХХ в. - нач. ХХI в.Увеличение налоговых ставок, введение НДС на продукты питания, рост процентных ставок и цен на недвижимость, неверная стратегия предвыборной кампании, жесткая позиция по вопросу предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу привели к поражению консерваторов на выборах в парламент в мае 1997 г.

Лейбористы получили около 45% голосов, альянс либералов и социал-демократов - 17%. Э. Блэр, лидер лейбористов с 1994 г., выступил за ослабление связей с тред-юнионами.

Укрепились связи партии с крупным бизнесом. В "новой лейбористской партии" ныне представлены все социальные слои общества. Лидеры партии отказались от национализации и выступили с идеями "общества интересов" и "экономики интересов".
В сентябре 1998 г. путем референдумов решен вопрос о шотландском парламенте и ассамблее Уэльса. Были предприняты усилия по урегулированию проблемы Ольстера (при сохранении его в рамках Соединенного королевства).Осенью 1999 г. поведена конституционная реформа, направленная на лишение палаты лордов наследственного статуса.

Во внешней политике сохранялись "особые" отношения с США. Великобритания в 1999 г. приняла участие в агрессии против Югославии.

Правительство заняло осторожную позицию по отношению к планам США о создании национальной системы ПРО. Встречи Э. Блэра с В.В. Путиным способствовали развитию британо-российских отношений.
В июне 2001г. на парламентских выборах вновь одержала победу лейбористская партия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50438. Описание терминального режима 190 KB
  В контексте пользователя доступны только простые команды некоторые базовые операции для мониторинга не влияющие на конфигурацию маршрутизатора. В контексте администратора доступны команды позволяющие получить полную информацию о конфигурации маршрутизатора и его состоянии команды перехода в режим конфигурирования команды сохранения и загрузки конфигурации. Глобальный контекст конфигурирования содержит как непосредственно команды конфигурирования маршрутизатора так и команды перехода в контексты конфигурирования подсистем маршрутизатора...
50439. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ 305 KB
  Если нет другого выхода то спор можно разрешить и дракой. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки это плохое кино. Когда я стою на мосту то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. Если в фильме нет ни одной приличной драки это плохое кино.
50440. Енергозбереження. Методичні вказівки 441 KB
  Лабораторні роботи дають змогу студентам що вивчають курс перевірити та дослідити теорію яку подано в навчальних посібниках та лекціях дають знання щодо шляхів раціонального використання всіх видів енергії від її виробництва до споживання. Після виконання кожної лабораторної роботи оформлюється звіт. Звіт про виконання лабораторної роботи повинен мітити: назву та мету лабораторної роботи; короткі теоретичні відомості які необхідні для захисту лабораторної роботи непотрібно друкувати всі теоретичні відомості з методички чи книжки;...
50441. Определить средние значения очередей пассажиров и машин и средние значения времени пребывания на стоянке пассажиров и машин 106.5 KB
  Система массового обслуживания представляет собой стоянку такси, на которую поступает поток пассажиров с интенсивностью и поток машин с интенсивностью заявок в час (все потоки простейшие). Пассажиры образуют очередь, которая уменьшается на 1, когда к стоянке подходит машина. В случае, когда на стоянке нет пассажиров, в очередь становятся машины. Число мест для машин на стоянке ограничено (n=10). Очередь пассажиров не ограничена, посадка производится мгновенно.
50442. Моделирование детерминированных процессов 70 KB
  Исследование задачи моделирования на ЭВМ детерминированных составляющих произвольных воздействий в системах управления. Машинная реализация схемы моделирования порождающего детерминированный процесс однородного дифференциального уравнения осуществляется в настоящей работе стандартными средствами пакета SIMULINK. Полученное по исходным данным дифференциальное уравнение с вычисленными начальными условиями реализуется в схему моделирования которая средствами системы SIMULINK преобразуется в блокдиаграмму Sмодели...
50443. Синтез линейно-параметрических моделей детерминированных процессов 87 KB
  Пусть gt непрерывный по времени детерминированный процесс заданный своим аналитическим выражение и его изображение по Лапласу где характеристический многочлен его дифференциальной модели. Введение ânâ новых переменных величин по правилу i=11n приводит к совокупной системе уравнений для Выражения 5 и 6 определяют структуру полученной дифференциальной динамической модели детерминированного процесса gt: система уравнений 5 представляет собой динамический блок формирования...
50444. Моделирование стационарных случайных процессов 231 KB
  Получение реализации стационарного случайного процесса с заданными вероятностными свойствами основано на линейном преобразовании случайной функции. Вычисление ковариационной функции выходного процесса приводит к цепочке равенств 3 учитывая что получим следующее выражение: 4 По определению дисперсия выходного сигнала равна: 5 Из выражения 5 следует что для вычисления дисперсии выходного сигнала знания дисперсии входного сигнала недостаточно а необходимо располагать его ковариационной...
50445. Статистические модели сигналов в линейных системах 527 KB
  Пусть случайный стационарный процесс заданный своим математическим ожиданием 1 и ковариационной функцией 2 поступает на вход стационарной линейной системы с весовой функцией . Соотношение входвыход в установившемся режиме равно = 3 Из выражения 3 следует что математическое ожидание сигнала на выходе системы . 4...
50446. Статистические модели сигналов в линейных системах 5.07 MB
  Пусть стационарный случайный процесс заданный своим математическим ожиданием 1 и ковариационной функцией 2 поступает на вход стационарной линейной системы с весовой функцией . Ковариационная функция сигнала на выходе системы описывается выражением ....