27174

Неоконсерватизм в политике правящих кругов Европы и Америки в 1980-2000 гг. (на примере США и Великобритании

Доклад

История и СИД

На примере США и Великобритании. США. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате рейганомики дефицит государственного бюджета США составил.

Русский

2013-08-19

43.5 KB

1 чел.

24. Неоконсерватизм в политике правящих кругов Европы и Америки в 1980-2000 гг. (на примере США и Великобритании.

США. Выдвинув в качестве основной идеи своей политики возвращение к традиционным американским ценностям, президент сделал акцент на утверждение безусловного главенства свободы частного предпринимательства над всеми остальными свободами. Он говорил: ”Прежде всего, я хочу добиться того, чтобы наша страна осталась местом, где человек может разбогатеть. Это у нас уже есть и это должно быть сохранено.” Так называемая “рейганомика”, “консервативная революция”.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;

2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.

Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.

В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ - помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным.

Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет. К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась с 10% до 8 % рабочей силы.

Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд.$, главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.

Основные цели внутренней политики Рейгана

- сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области,

уменьшить подоходные налоги,

увеличить мощь вооруженных сил

- оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.

Характерно, что сильнее всего сокращены, были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения, для которых были отменены продовольственные карточки и значительно сокращены пособия для матерей-одиночек. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни.

При Рейгане в американском обществе произошла гиперполяризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности.

Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.Но обновленная американская экономика смогла создать более 17 млн. рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг.

Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %.

Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых..

Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема. 

Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США составил .152 млрд.$, превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долг. За период 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздо меньшей мере.

Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами.

Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочих равнялась 14,8$. против 17,9$в Дании, 21,5 - в ФРГ и 21,9-в Швеции. Но, несмотря на это Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог; ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему вторичную победу на президентских выборах в 84 году.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В фундамент конституционной системы США положено три основных политико-правовых принципа

разделение властей,

федерализм и

судебный конституционный надзор.

Принцип разделения властей, реализуемый через систему "сдержек и противовесов", предполагает организационную независимость трех "ветвей" государственной власти законодательной, исполнительной, судебной - и разграничения между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три "ветви" представлены конгрессом, президентом и Верховным судом.

Федерализм конституционный принцип, предполагающий относительно жестко разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав "суверенных" штатов передана федеральному правительству.

Судебный конституционный надзор - заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти.

Высшим органом конституционного надзора является Верховный суд США. Его решения по вопросам толкования конституции являются окончательными и обязательными для всех государственных органов.В результате политического кризиса 1979 г. были проведены парламентские выборы.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В мае 1979 г. было сформировано консервативное правительство М. Тэтчер. "Тэтчеризм" стал британским вариантом неоконсервативной идеологии и политики. В 1980-е гг. проводятся конституционные реформы (акт о британском гражданстве 1981 г., реформа судоустройства 1981 г. и др.). Проведена реприватизация в ряде отраслей экономики (нефтяной, газовой, электронной, эрокосмической и др.).

Осуществлена приватизация жилья.

Выросло число акционеров (каждый пятый житель страны). Ужесточено трудовое законодательство, принят ряд антипрофсоюзных законов.

В 1984 - 1985 гг. происходила мощная забастовка шахтеров, сопротивлявшихся закрытию нерентабельных шахт.

В начале 1981 г. часть правого крыла лейбористов в о главе с Д. Оуэном, Ш. Уильямсом, Р. Дженкинсом вышла из ЛПВ и образовала Социал-демократическую партию Великобритании. В марте 1988г. социал-демократы и либералы слились в Социал-либеральную демократическую партию.

СЛДП начала выступать на выборах, получая 9 - 11 % голосов.

Рост "среднего класса" в обществе способствовал поддержке консерваторов, трижды побеждавших на выборах.

Сократились инфляция, безработица, наблюдался экономический подъем. Однако попытка ввести подушный налог способствовала уходу М. Тэтчер. После 11 лет правления ее сменил Дж. Мэйджор.

В 1992 г. консерваторы подтвердили на парламентских выборах статус правящей партии. Проводилась политика "здорового консерватизма" - консерватизма, сдобренного популизмом.

Оказывалась помощь государства тем, у кого меньше шансов на успех ("социальный рынок"). В 1992 - 1993 гг. принимаются правовые документы ("Хартия граждан").
Сочетая уступки жителям Ольстера в сфере самоуправления с жесткой борьбой с ИРА, удалось сбить волну терроризма.

Во внешней политике правительство М. Тэтчер поддержало "крестовый поход против коммунизма", объявленный Р. Рейгана, программу СОИ.

С началом перестройки в СССР отношения с Советским Союзом нормализовались, чему способствовали личные встречи М. Тэтчер и М.С. Горбачева. После распада СССР британо-российские отношения развивались достаточно стабильно.

Великобритания добилась сокращения взноса в ЕЭС, участвовала в принятии Маастрихтского договора. В 1992 г. страна вышла из европейского соглашения о валютном регулировании.

Начался период "евроскептицизма".Проявлением "имперского мышления" стал военный конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982 г.), закончившихся победой Англии.

Великобритания в конце 90-х гг. ХХ в. - нач. ХХI в.Увеличение налоговых ставок, введение НДС на продукты питания, рост процентных ставок и цен на недвижимость, неверная стратегия предвыборной кампании, жесткая позиция по вопросу предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу привели к поражению консерваторов на выборах в парламент в мае 1997 г.

Лейбористы получили около 45% голосов, альянс либералов и социал-демократов - 17%. Э. Блэр, лидер лейбористов с 1994 г., выступил за ослабление связей с тред-юнионами.

Укрепились связи партии с крупным бизнесом. В "новой лейбористской партии" ныне представлены все социальные слои общества. Лидеры партии отказались от национализации и выступили с идеями "общества интересов" и "экономики интересов".
В сентябре 1998 г. путем референдумов решен вопрос о шотландском парламенте и ассамблее Уэльса. Были предприняты усилия по урегулированию проблемы Ольстера (при сохранении его в рамках Соединенного королевства).Осенью 1999 г. поведена конституционная реформа, направленная на лишение палаты лордов наследственного статуса.

Во внешней политике сохранялись "особые" отношения с США. Великобритания в 1999 г. приняла участие в агрессии против Югославии.

Правительство заняло осторожную позицию по отношению к планам США о создании национальной системы ПРО. Встречи Э. Блэра с В.В. Путиным способствовали развитию британо-российских отношений.
В июне 2001г. на парламентских выборах вновь одержала победу лейбористская партия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75361. ОЦІНЮВАННЯ РИНКОВОЇ ВАРТОСТІ МАШИН І ОБЛАДНАННЯ 221 KB
  Вживаний у практиці господарювання термін “машини та обладнання” має більш широке значення і не зводиться тільки до четвертої групи типової класифікації основних фондів, яка використовується діючими системами бухгалтерського обліку та статистики.
75362. Нематеріальні активи та методи їх оцінки 185.5 KB
  Визначимо специфічні риси нематеріальних активів: відсутність матеріальної основи для отримання вигод; умовна невіддільність від субєкта господарювання; тривалий термін використання; відсутність корисних відходів; невизначеність усього спектру можливих ефектів від використання; підвищений рівень ризику на стадіях створення та використання. Відзначені риси нематеріальних активів характеризують їх в якості обєкта обліку як узагальнену оцінку результатів творчої діяльності і засобів індивідуалізації юридичних осіб...
75363. ТРУДОВИЙ ПОТЕНЦІАЛ ПІДПРИЄМСТВА ТА ЙОГО ОЦІНЮВАННЯ 210.5 KB
  Роль і значення трудового потенціалу в економічних відносинах. Методологія оцінювання трудового потенціалу підприємства. Методики оцінювання трудового потенціалу підприємства. Роль і значення трудового потенціалу в економічних відносинах Трудові ресурси це економічно активна працездатна частина населення регіону яка володіє фізичними і культурноосвітніми можливостями для участі у економічній діяльності підприємства організації.
75364. ОЦІНЮВАННЯ ВАРТОСТІ БІЗНЕСУ 234 KB
  Відповідно до міжнародних стандартів, оцінювання вартості бізнесу — це акт чи процес формування точки зору оцінювача та підрахунку вартості бізнесу, цілісного майнового комплексу або пов’язаних з ним прав. Визначення вартості окремих елементів бізнесу досліджувалося у попередніх розділах
75365. СУТНІСНА ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТЕНЦІАЛУ ПІДПРИЄМСТВА 134 KB
  Властивості потенціалу підприємства. Воблого знайшло обґрунтування поняття потенціалу виробничих сил як потенційної можливості країни виробляти матеріальні блага для задоволення потреб населення. До складових потенціалу в цьому розумінні відносять відповідні трудові матеріальні фінансові та інформаційні ресурси які залучаються у сферу вдосконалення виробництва.
75366. МЕТОДИЧНІ ПІДХОДИ ДО ОЦІНЮВАННЯ ПОТЕНЦІАЛУ ПІДПРИЄМСТВА 333.5 KB
  У випадку визначення майбутньої корисності від господарського використання обєкту тобто розміру чистого потоку капіталу отриманого інвесторомвласником від експлуатації земельної ділянки будівлі чи споруди очевидно що аналітик апріорі розраховує можливу вартість обєкту. Усі мультиплікатори поділяються на дві групи у залежності від виокремленої ознаки: Залежно від бази порівняння: ресурсні мультиплікатори у якості бази порівняння беруться суми витрат наприклад вартість капітал підприємства; результатні мультиплікатори у якості...
75367. ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ ОЦІНЮВАННЯ ПОТЕНЦІАЛУ ПІДПРИЄМСТВА 142 KB
  Визначити вартість основних виробничих фондів і оборотних фондів досить легко але дати вартісну оцінку трудових ресурсів можна лише непрямим шляхом і з достатнім ступенем умовності що посилюється ще і тим що для живої праці визначальне значення мають її якісні характеристики. Поняття вартості та її модифікації Вартість це гроші чи грошовий еквівалент який покупець готовий обміняти на якийнебудь предмет чи обєкт. Вартість це міра того скільки гіпотетичний покупець готовий заплатити за оцінювану вартість. Витрати впливають на ринкову...
75368. Розвиток підприємства: зміст, сучасні концепції та передумови 831 KB
  Розвиток підприємства: зміст сучасні концепції та передумови Поняття економічного розвитку підприємства Підприємницька діяльність передбачає динамічність розвиток і зростання. Його джерелами для підприємства виступають вміння максимально задіяти внутрішні ресурси наявність добре розвинених видів діяльності та ринків збуту постійний процес розробки та впровадження інновацій здатність швидко реагувати на зміни на ринку і використовувати надані можливості. Економічне зростання підприємства розглядають насамперед як необхідну умову...