2718

Азот и фосфор — элементы жизни

Конспект урока

Химия и фармакология

Азот и фосфор — элементы жизни. Урок-игра Счастливый случай. Химия для гуманитариев Цели.  Обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора. Развить практические умения определять вещества по качественным реакция...

Русский

2013-01-06

26.04 KB

15 чел.

Азот и фосфор — элементы жизни. Урок-игра "Счастливый случай". Химия для гуманитариев

Цели. 

Обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора.

Развить практические умения определять вещества по качественным реакциям.

Расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека.

Сформировать целостную картину о взаимосвязи веществ живой и неживой природы.

Девиз урока: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский)

Предварительная подготовка. Учащиеся по группам готовят творческие отчёты об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). При возможности проведения игры в компьютерном классе рекомендую организовать проектную деятельность учащихся по изучению этих веществ, их роли в жизни человека и общем круговороте веществ живой и неживой природы, а отчёты о проделанной работе подготовить в виде презентаций, например, “Так ли уж безжизнен азот?”, “Военная и мирная жизнь нитратов” и т.д.

Ход игры.

Учитель. Сегодня мы проводим урок под девизом: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”, и это не случайно. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых шла речь в данной теме, очень важны в жизни растений и животных, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие конкурсы ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов.

1 гейм. Гонка за лидером.

1. Группы представляют творческий отчёт об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор). Ответственный – “лидер” группы.

2. Групповой тест (можно индивидуальный).

Тест для команд.

Где больше всего азота:

А) в почве;

Б) в воздухе;

В) в воде;

Г) в космосе.

Каково содержание азота в воздухе:

А) 21%;

Б) 1%;

В) 78%;

Г) 70%.

Какова роль азота воздуха для человека:

А) служит для дыхания;

Б) входит в состав важных биологических веществ;

В) является инертной средой для организма.

Выберите цепочку превращений, по которой азот попадает в почву:

А) N2 NO NO2 HNO3;

Б) N2 NH3 NH4OH;

В) N2 NH3 NO NO2 HNO3.

Выберите формулу аммиака:

А) N2;

Б) NO2;

В) NH3;

Г) HNO3.

Какая реакция называется “дым без огня”:

А) взаимодействие аммиака с водой;

Б) взаимодействие аммиака с кислотой;

В) горение аммиака.

Как в лаборатории можно собрать аммиак:

А) в сосуд, перевёрнутый отверстием вниз;

Б) в сосуд, повёрнутый отверстием вверх;

В) способом вытеснения воды.

Какое соединение входит в состав дымного пороха:

А) KNO3;

Б) NH3;

В) HNO3.

Какое вещество называется “бурый газ”:

А) NO;

Б) NH3;

В) NO2;

Г) N2.

Какой вид фосфора отвечает формуле Р4:

А) красный;

Б) белый;

В) чёрный.

Оценка – 5 (за отчёт) + 10 (за тест) баллов.

2 гейм. Заморочки из бочки.

Группа отвечает на один занимательный вопрос. Номер вопроса вытягивает из бочонка, отсюда и название.

1) Предупреждаю вас заранее: Я непригоден для дыхания! Но все как будто бы не слышат И постоянно мною дышат. (Азот)

2) А. К. Дойл. “Собака Баскервилей”. “ Стоя рядом с Холмсом, я мельком взглянул на его лицо – бледное, взволнованное, с горящими при лунном свете глазами. И вдруг оно преобразилось: взгляд его стал сосредоточен и суров. В ту же секунду Лейстред вскрикнул от ужаса и упал ничком на землю. Да! Это была собака, огромная, чёрная как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана.

…Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно напугать своими размерами и мощью. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

- Фосфор, - сказал я.

- Да, какой-то особый препарат, - подтвердил Холмс.

Вопрос: В чём состоит “химическая” ошибка автора?

3) У меня дурная слава: Я – известная отрава. Даже имя говорит, Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

4) Найди меня. Я газ. Я прост. Я рыжий, словно лисий хвост. Я образуюсь из нитрата, А в воздухе – из газа-брата. А если встречусь я с водой, то стану сильной кислотой. (Диоксид азота, бурый газ)

5) В печи однажды проклят Аммония нитрат. Теперь я газ. Прощай, нитрат! Признаться, я не рад… Но ни людей, ни печь я в этом не виню; Наоборот, развеселю и даже… опьяню! (Оксид азота (I) – “веселящий газ”)

Оценка – 3 балла и +1 балл за дополнение.

3 гейм Тёмная лошадка.

Задание. Определить в нумерованных пробирках натриевые соли соляной, серной и азотной кислот. Составить соответствующие уравнения реакций.

Оценка – по 1 баллу за правильное распознавание и уравнение, максимально – 6 баллов.

Инструктивная карточка. (Выдаётся слабым группам в случае необходимости)

Качественное определение хлоридов, сульфатов и нитратов.

1. Вам выданы кристаллические вещества. Разделите их на две порции, одну из которых растворите.

2. Распознавание сульфат- иона SO42–. К растворам солей добавьте нитрат бария. В той порции, где выпал белый осадок – сульфат.

3. Качественная реакция на хлорид-ион С1–. К другим раствора добавьте также раствор нитрата серебра (немного, реактив дорогой!). Белый хлопьевидный осадок укажет вам на хлорид.

4. Качественная реакция на нитрат-ион NО3–. К кристаллам нитрата натрия добавьте металлическую медь (немного!) и каплю (стеклянной палочкой!) концентрированной серной кислоты (осторожно!). Подождите начала реакции. Если реакция не идёт, смесь слегка нагрейте. При появлении бурого газа (Осторожно, яд!) пробирку закройте пальцем и вымойте.

4 гейм. Дальше, дальше…

Группа отвечает, не раздумывая, на 5 вопросов.

Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.

Блиц – вопросы

1. Соли азотной кислоты.

2. Фамилия купца-алхимика, открывшего секрет получения фосфора.

3. Как действует азотная кислота на белки?

4. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная?

5. Назовите азотные удобрения.

6. Как переводится название элемента “азот” и почему он так называется?

7. Что такое “царская водка”?

8. Как называется свойство веществ впитывать в себя влагу?

9. Какие аллотропные видоизменения фосфора вам известны?

10. В состав каких биологически важных веществ входит азот?

11. Каково латинское название элемента азота?

12. В состав каких почвенных ионов входит азот?

13. Почему “царская водка” так называется?

14. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?

15. Назовите фосфорные удобрения.

16. Какие соединения называют селитрами?

17. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?

18. Как “по-химически”называется нашатырный спирт?

19. Как первоначально называли спички из безопасного красного фосфора?

20. Назовите калийные удобрения.

21. Что в переводе с латинского означает “фосфор”?

22. Какой катализатор используется в производстве аммиака?

23. Как называется опыт взаимодействия аммиака с кислотой?

24. Каков состав дымного пороха?

25. Назовите комплексные удобрения.

Заключение. Вот и подошла к концу наша игра. Вы провели огромную работу по обобщению знаний о веществах жизни и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы.

Рефлексия. Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны:

1 – мне было комфортно на уроке

2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы

3 – я принимал активное участие во всех этапах урока

Список использованной литературы.

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Москва, “АСТ-ПРЕСС”, 1999.

2. А.К. Дойл. Записки Шерлока Холмса. Москва, “Правда”, 1986.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10171. Проблема личности в информационном обществе 150 KB
  Проблема личности в информационном обществе Таким образом можно составить обобщенный свод проблем личности в информационном обществе. 1. Проблемы общения. С одной стороны благодаря Интернету мир превратился в мировую деревню: термин ввел в 70е гг. Маклюэн: все д...
10172. Гуманитарная философия техники. Льюис Мэмфорд: миф машины 44.5 KB
  Гуманитарная философия техникиИнженерная философия техники анализ техники как бы изнутри и в конечном счете интерпретация технического способа бытия человека в мире как парадигматического главного для понимания других типов человеческого мышления и действия мог
10173. Ортега-и-Гассет Х. 31.5 KB
  Х. Ортегаи-Гассет. Испанский философ Хосе Ортегаи-Гассет 18831955 в связи с анализом техники указывал на двойственность человека он отличен от природы и вместе с тем посредством техники он с ней сливается. По мысли Ортегии-Гассета современный мир сделали возможным тр...
10174. Смысл техники в философии Карла Маркса 41.5 KB
  Смысл техники в философии Карла Маркса О смысле техники и ее роли в человеческой истории философы много спорили. Широкое распространение получил марксистский подход который отождествлял технику с объективацией некоторых природных свойств в инструментальных целях тр
10175. Философия техники П.К. Энгельмейера 77.5 KB
  Философия техники П.К. Энгельмейера В настоящей статье обсуждаются совершенно конкретные вопросы творческой или если угодно инновационной деятельности инженера всесторонне рассмотренные в трудах во многом забытых выдающегося ученого П.К. Энгельмейера главным
10176. Карл Ясперс 262.5 KB
  Карл Ясперс. Близки к Хайдеггеру размышления известного немецкого философа одного из крупнейших экзистенциалистов Карла Ясперса 18831969. В работе Истоки истории и ее цель философ рассматривает технику как новый фактор мировой истории.[2] Он призывает к осознанию совр
10177. Техника как ставка века Жака Эллюля 38 KB
  Эллюль рассматривает ее как диалектическую противоположность библейской вере. Он утверждает, что в то время, как техника являет собой попытку людей создать в этом мире свой дом, Библия отрицает то, что человек воистину когда-либо находится у себя дома в этом мире
10178. Образ науки в философии ХХ в 41.5 KB
  Образ науки в философии ХХ в. Несциентистские образы науки. Философия науки в России. В данной лекции будут рассмотрены концепции науки в которых прослеживается линия критики науки. В первую очередь это экзистенциализм. Экзистенциалисты обосновывали
10179. Фридрих Рапп/ Техника и естествознание/ Интеллектуальные предпосылки 110.5 KB
  Фридрих Рапп Техника и естествознание Интеллектуальные предпосылки Промышленная техника и экспериментально-математическое естествознание являются результатом исторического процесса развития. Простые технические действия изготовление орудий оружия культовых ...