27184

Понятия и содержание новой истор. Дискуссии по проблемам периодизации новой истории

Доклад

История и СИД

Война: в этот период происходит зарождение и прогрессивное развитие капитализма. прекращается прогрессивное развитие капитализма и ему на смену приходит социализм. Это локальное событие не оказавшее большого значения на развитие как Фр. Голландия Англия – развитие буржуазных отношений привело к буржуазной революции.

Русский

2013-08-19

33 KB

23 чел.

(1) Понятия и содержание новой истор. Дискуссии по проблемам периодизации новой истор.

Понят новое вр. В первые употребил Жан Боден (16 в.). он предложил деление истории на древний мир, сред. Века и новое вр. Новое вр. – это когда на смену феодализма приходит капитализм. Вопрос о рамках нового вр. – спорный.

1930-е гг.вспыхнул спор в СССР м/д издателями учебника «Новая истор.» и партийным руководством страны.

Проблемы - с какой буржуазной революции начинается Новое вр. : Английской (17 в.) или Фр. (18 в.)?

Маркс - Англ. Революция – 1-я револ. Европейского масштаба (его поддержал Касминский).

Энгельс – только ВФБР уничтожила феодализм сразу и одним ударом (Волгин, Тарле).

Спор продолжался долго, но точку зр. Косминского-Маркса поддержал Сталин.

До 90-х гг. утвердилась след. Периодизация:

1 период – 1640г. (АБР) – 1870г. (ФР-Прус. Война): в этот период происходит зарождение и прогрессивное развитие капитализма.

2 период – 1871г. (Париж. Комунна) – 1917г. (Окт. Револ.): капитализм вступает в этап империализма - период загнивания и умирания капитализма.

В нач. 90-х гг. 20 в. эта периодизация подверглась критике второго периода и их рамки:

1. после 1871г. прекращается прогрессивное развитие капитализма и ему на смену приходит социализм.

2. начало – 1871г. (Пар.комунна).

Оба эти критерии не верны. Значение Пар. Коммуны преувеличено. Это локальное событие, не оказавшее большого значения на развитие как Фр. Так и всего мира.

В наст вр. В Новой истор. Не выделяется яркого события, чтобы разделить на 2 периода. Поэтому рубежом считается 1860-е-70-е гг. (промышл. Переворот).

Дореволюц. Русская, Западная историография.

Начало нового вр. – кон.15-нач.16 века.: после 1500 г. происходит рывок Европы, складыв. Новая цивилизация (колониальная). Восток становиться колониями и полуколониями.

Последствия ВГО:

1. устан. Связь Европы с Африкой, Азией и Америкой.

2. складыв. Всемирный рынок, существующее производство не способно удовлетворить потребности рынка = модернизация производства и зарождение капитализма

.3. ВГО показали, что мир заселяют различные народы. Это оказало огромное влияние на мировоззрение европейцев.Центр хозяйственного и п. притяжения постепенно перемещается в страны Сев-Зап. Европы.

Они оказались лучше готовыми к восприятию капитализма (Барг – степень готовности стран к восприятию кап-зма: размытость, подорванность старых средневековых стрктур и системы).Мир представлял эк. Единство, а Европа являлась центром этого ед-ва. Торговля Евр. С Азией имел отрицательный баланс (Европа больше вывозила).

16-17 вв. время научной революции. До этого господ-ла геоцентрическая система. Астрономы (Коперник, Галилей, Кеплер) 1-ми ставят под сомнение эту теорию создав совершенно иную картину. Рене Декарт – цель науки в завоевании господства над силами природы, неумозрительными убеждениями, а действительными знаниями.

Утверждается гелеоцентричская система: З. вращается вокруг солнца, солнечная сис-ма это часть Вселенной, которая бесконечна. Мир развивается по законам, задача науки эти законы узнать. Общество – часть природы и тоже должно развиваться по закону = их тоже нужно узнать.

Переход к кап-зму – это не только эк., но и соц., культ., науч. Явление.

Признаки кап-зма: товарное производство, наемный труд. К 17в. появл. Мануфактура (ориентируется на рынок, работают наем. Рабочие, характерна специализация и раздел. Труда). Огромное значение для нов. Вр. имела Реформация.

Зарожд. Капит-зма – общеевропейский процесс, но его результатами были совершенно разными. Выделяется 4 группы стран:

1. Голландия, Англия – развитие буржуазных отношений привело к буржуазной революции.

2. Фр. – 17.в. развитие капит. Отношений привело к расцвету абсолютизма.

3. Испания, Португалия – движение назад, консервация феодализма.

4. Центр. и Вост. Европа – «Второе издание крепостничества» (Маркс).

Т.о. в Европе по большей части укрепляются, а не размываются абсолютные монархии, так как они покровительствовали капитализму до определенного момента.

В 17 в. происходит кризис этой системы, что, по мнению Хмельницкого и Фронду, приводит к АБР.

Садовая, Козенко – в своих статьях в 1990-е гг. поставили под сомнения периодизацию нового вр., критиковали формационный подход. Говорили о том, что правильной периодизацией будет при сочетании формационного и цивилизационного подходов.

Периодизация:

1 этап – 1640-1649 гг. – 1789 – 1815 гг.: после АБР развитие кап-зма стало необратимым, в это период происходит зарождение раннекапиталистических отношений (т.н. раннее новое время).

2 этап – 1789-1815 гг. – 1914 г. : складывается индустриальная цивилизация.

На деле периодизация оказалась лишь формационной. Синтез подходов не удался. В Пскове собрался круглый стол, на котором ученые в некотором смысле согласились с Садовой и Козенко. Однако, была подвергнута критике нижняя граница. О начале нового вр. относили к кон. 15-нач. 16 вв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55482. Птахи в взимку 37 KB
  Все пухнастим снігом вкрила: продовжуючи ходьбу плавно розводять руки в сторони І дерева і будинки струшують кистями піднятих вгору рук І поля й луги й стежинки ходьба гусячим кроком Сніг кружляє сніг іде діти підводяться і плавно обертаються навколо себе Він несеться він мете легкий біг із хаотичними махами рук. Вправа В лісі...
55483. Свято зимуючих птахів 72 KB
  Цілі: розширити і закріпити знання учнів про птахів, їхню поведінку і спосіб життя, про роль і місце у природі, про значення у житті людини й у природі; поглибити знання учнів про зимуючих птахів нашої місцевості...
55484. Різноманітність птахів 409.5 KB
  Мета: освітня: сформувати знання учнів про різноманітність птахів ознайомити з основними особливостями будови та життєдіяльності представників рядів...
55485. Загальна характеристика классу Птахи 34.5 KB
  Мета: ознайомитись з особливостями зовнішньої будови та способом життя птахів; вивчити зовнішню будову та покриви тіла птахів; визначити риси ускладнення у порівнянні з плазунами;...
55486. Птицы зимой 87 KB
  Воспитывать заботливое отношение к птицам. Птицы живут во всех уголках Земли: в лесах на полях болотах и водоемах. Одни птицы улетают в теплые края а другие остаются зимовать в наших местах.
55487. Обробка мультимедійних даних. Основи створення публікацій 570 KB
  Розвивальна мета: розвивати естетичні смаки учнів творче мислення; розвивати уміння виділяти головне порівнювати і узагальнювати отримані результати...
55488. Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций 345.5 KB
  Цели: Образовательные: познакомить учащихся с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации; научить учащихся: использовать программу Publisher...
55489. Компьютерные публикации на основе использования готовых шаблонов 1.23 MB
  Использовать макеты публикаций поставляемые с Publisher и модифицировать заготовку для создания собственной публикации. Как вы думаете какая программа из пакета MS Office наиболее подходит для создания публикаций Publisher.
55490. Здравствуй, Пушкин! 81.5 KB
  Цели: раскрыть духовный и художественный потенциал произведений А.С.Пушкина, их общечеловеческие нравственные ценности; развивать творческую деятельность учащихся, навыки выразительного чтения художественных текстов, высокие эстетические чувства, жизненную компетентность...