27184

Понятия и содержание новой истор. Дискуссии по проблемам периодизации новой истории

Доклад

История и СИД

Война: в этот период происходит зарождение и прогрессивное развитие капитализма. прекращается прогрессивное развитие капитализма и ему на смену приходит социализм. Это локальное событие не оказавшее большого значения на развитие как Фр. Голландия Англия развитие буржуазных отношений привело к буржуазной революции.

Русский

2013-08-19

33 KB

29 чел.

(1) Понятия и содержание новой истор. Дискуссии по проблемам периодизации новой истор.

Понят новое вр. В первые употребил Жан Боден (16 в.). он предложил деление истории на древний мир, сред. Века и новое вр. Новое вр. – это когда на смену феодализма приходит капитализм. Вопрос о рамках нового вр. – спорный.

1930-е гг.вспыхнул спор в СССР м/д издателями учебника «Новая истор.» и партийным руководством страны.

Проблемы - с какой буржуазной революции начинается Новое вр. : Английской (17 в.) или Фр. (18 в.)?

Маркс - Англ. Революция – 1-я револ. Европейского масштаба (его поддержал Касминский).

Энгельс – только ВФБР уничтожила феодализм сразу и одним ударом (Волгин, Тарле).

Спор продолжался долго, но точку зр. Косминского-Маркса поддержал Сталин.

До 90-х гг. утвердилась след. Периодизация:

1 период – 1640г. (АБР) – 1870г. (ФР-Прус. Война): в этот период происходит зарождение и прогрессивное развитие капитализма.

2 период – 1871г. (Париж. Комунна) – 1917г. (Окт. Револ.): капитализм вступает в этап империализма - период загнивания и умирания капитализма.

В нач. 90-х гг. 20 в. эта периодизация подверглась критике второго периода и их рамки:

1. после 1871г. прекращается прогрессивное развитие капитализма и ему на смену приходит социализм.

2. начало – 1871г. (Пар.комунна).

Оба эти критерии не верны. Значение Пар. Коммуны преувеличено. Это локальное событие, не оказавшее большого значения на развитие как Фр. Так и всего мира.

В наст вр. В Новой истор. Не выделяется яркого события, чтобы разделить на 2 периода. Поэтому рубежом считается 1860-е-70-е гг. (промышл. Переворот).

Дореволюц. Русская, Западная историография.

Начало нового вр. – кон.15-нач.16 века.: после 1500 г. происходит рывок Европы, складыв. Новая цивилизация (колониальная). Восток становиться колониями и полуколониями.

Последствия ВГО:

1. устан. Связь Европы с Африкой, Азией и Америкой.

2. складыв. Всемирный рынок, существующее производство не способно удовлетворить потребности рынка = модернизация производства и зарождение капитализма

.3. ВГО показали, что мир заселяют различные народы. Это оказало огромное влияние на мировоззрение европейцев.Центр хозяйственного и п. притяжения постепенно перемещается в страны Сев-Зап. Европы.

Они оказались лучше готовыми к восприятию капитализма (Барг – степень готовности стран к восприятию кап-зма: размытость, подорванность старых средневековых стрктур и системы).Мир представлял эк. Единство, а Европа являлась центром этого ед-ва. Торговля Евр. С Азией имел отрицательный баланс (Европа больше вывозила).

16-17 вв. время научной революции. До этого господ-ла геоцентрическая система. Астрономы (Коперник, Галилей, Кеплер) 1-ми ставят под сомнение эту теорию создав совершенно иную картину. Рене Декарт – цель науки в завоевании господства над силами природы, неумозрительными убеждениями, а действительными знаниями.

Утверждается гелеоцентричская система: З. вращается вокруг солнца, солнечная сис-ма это часть Вселенной, которая бесконечна. Мир развивается по законам, задача науки эти законы узнать. Общество – часть природы и тоже должно развиваться по закону = их тоже нужно узнать.

Переход к кап-зму – это не только эк., но и соц., культ., науч. Явление.

Признаки кап-зма: товарное производство, наемный труд. К 17в. появл. Мануфактура (ориентируется на рынок, работают наем. Рабочие, характерна специализация и раздел. Труда). Огромное значение для нов. Вр. имела Реформация.

Зарожд. Капит-зма – общеевропейский процесс, но его результатами были совершенно разными. Выделяется 4 группы стран:

1. Голландия, Англия – развитие буржуазных отношений привело к буржуазной революции.

2. Фр. – 17.в. развитие капит. Отношений привело к расцвету абсолютизма.

3. Испания, Португалия – движение назад, консервация феодализма.

4. Центр. и Вост. Европа – «Второе издание крепостничества» (Маркс).

Т.о. в Европе по большей части укрепляются, а не размываются абсолютные монархии, так как они покровительствовали капитализму до определенного момента.

В 17 в. происходит кризис этой системы, что, по мнению Хмельницкого и Фронду, приводит к АБР.

Садовая, Козенко – в своих статьях в 1990-е гг. поставили под сомнения периодизацию нового вр., критиковали формационный подход. Говорили о том, что правильной периодизацией будет при сочетании формационного и цивилизационного подходов.

Периодизация:

1 этап – 1640-1649 гг. – 1789 – 1815 гг.: после АБР развитие кап-зма стало необратимым, в это период происходит зарождение раннекапиталистических отношений (т.н. раннее новое время).

2 этап – 1789-1815 гг. – 1914 г. : складывается индустриальная цивилизация.

На деле периодизация оказалась лишь формационной. Синтез подходов не удался. В Пскове собрался круглый стол, на котором ученые в некотором смысле согласились с Садовой и Козенко. Однако, была подвергнута критике нижняя граница. О начале нового вр. относили к кон. 15-нач. 16 вв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78828. Слушание и рассказывание сказки «Теремок» 38 KB
  Цель: познакомить детей с различными версиями сказки «Теремок»; учить детей слушать и пересказывать сказку, развивать интеллектуальную (умение самостоятельно обрабатывать данный материал, строить вопросы к нему); коммуникативную компетентность...
78829. Чи відповідає смак якості? Натуральні соки, їх властивості 1.04 MB
  Мета: протестувати вибрані соки певних виробників, порівняти їх смак, вміст речовин, ціну та дизайн упаковки; визначити найкращий продукт та складання рекомендацій до нього. Тестували: сік «Господарочка», м.Одеса; сік «Садочок», Миколаївська обл..; сік «Яблуко», м. Одеса; сік «Вінні-Фрут», Вінницька обл.
78831. Театр. Theatre 48.5 KB
  Every nation and every country has its own customs and traditions. In Great Britain traditions play a more important part in the life of the people than in other countries. Englishmen are proud of their traditions and carefully keep them up.
78832. Добридень тобі, Україно моя! 141 KB
  Мета: Проаналізувати особливості життєвого та творчого шляху Павла Тичина; дослідити роль П. Тичини як громадського діяча. Розвивати пам’ять, декламаторські здібності, виховувати любов до українського поетичного слова, формувати національну свідомість, творчу особистість.
78833. Вже у фермера в дворі наступає Новий рік 48.5 KB
  Срібні дзвіночки дзвеніли під вікнами і все що бажали у цей святковий день маленькі колядники неодмінно збувалося. Входять до классу колядники Панігосподарко Чи дозволите колядувати Колядувати дім звеселяти А як же Кажуть що в тій хаті і добра не буде яку колядники...
78834. Шевченкове ім’я нам сіяє, як зоря 289 KB
  Активізувати та збагачувати знання дітей про життя та творчість Тараса Григоровича Шевченка; вчити учнів сприймати поезію Кобзаря серцем і душею, викликати інтерес до поезії; виховувати любов до України; спонукати учнів до вияву власних творчих здібностей та їх розвитку...
78835. Урочиста лінійка до дня народження Т.Г.Шевченка 46 KB
  Звучить пісня Реве та стогне Дніпр широкий Учитель Навесні коли тануть сніги А на рясті просяє веселка Повні сили й живої снаги Ми вшановуєм пам΄ять Шевченка. Трагічна та яскрава доля Тараса Шевченка як і доля його...
78836. Хто він, Т.Г. Шевченко? 940 KB
  Бесіда з учнями: учні висловлюють свої думки з приводу поставленого запитання Слово вчителя: Отже ми поки що тільки припускаємо що у Шевченка могли виникати думки про те як просвітити український люд світлом науки. Шевченка. Однак хто ще з такою силою пристрасті як Шевченко звеличив...