27184

Понятия и содержание новой истор. Дискуссии по проблемам периодизации новой истории

Доклад

История и СИД

Война: в этот период происходит зарождение и прогрессивное развитие капитализма. прекращается прогрессивное развитие капитализма и ему на смену приходит социализм. Это локальное событие не оказавшее большого значения на развитие как Фр. Голландия Англия развитие буржуазных отношений привело к буржуазной революции.

Русский

2013-08-19

33 KB

23 чел.

(1) Понятия и содержание новой истор. Дискуссии по проблемам периодизации новой истор.

Понят новое вр. В первые употребил Жан Боден (16 в.). он предложил деление истории на древний мир, сред. Века и новое вр. Новое вр. – это когда на смену феодализма приходит капитализм. Вопрос о рамках нового вр. – спорный.

1930-е гг.вспыхнул спор в СССР м/д издателями учебника «Новая истор.» и партийным руководством страны.

Проблемы - с какой буржуазной революции начинается Новое вр. : Английской (17 в.) или Фр. (18 в.)?

Маркс - Англ. Революция – 1-я револ. Европейского масштаба (его поддержал Касминский).

Энгельс – только ВФБР уничтожила феодализм сразу и одним ударом (Волгин, Тарле).

Спор продолжался долго, но точку зр. Косминского-Маркса поддержал Сталин.

До 90-х гг. утвердилась след. Периодизация:

1 период – 1640г. (АБР) – 1870г. (ФР-Прус. Война): в этот период происходит зарождение и прогрессивное развитие капитализма.

2 период – 1871г. (Париж. Комунна) – 1917г. (Окт. Револ.): капитализм вступает в этап империализма - период загнивания и умирания капитализма.

В нач. 90-х гг. 20 в. эта периодизация подверглась критике второго периода и их рамки:

1. после 1871г. прекращается прогрессивное развитие капитализма и ему на смену приходит социализм.

2. начало – 1871г. (Пар.комунна).

Оба эти критерии не верны. Значение Пар. Коммуны преувеличено. Это локальное событие, не оказавшее большого значения на развитие как Фр. Так и всего мира.

В наст вр. В Новой истор. Не выделяется яркого события, чтобы разделить на 2 периода. Поэтому рубежом считается 1860-е-70-е гг. (промышл. Переворот).

Дореволюц. Русская, Западная историография.

Начало нового вр. – кон.15-нач.16 века.: после 1500 г. происходит рывок Европы, складыв. Новая цивилизация (колониальная). Восток становиться колониями и полуколониями.

Последствия ВГО:

1. устан. Связь Европы с Африкой, Азией и Америкой.

2. складыв. Всемирный рынок, существующее производство не способно удовлетворить потребности рынка = модернизация производства и зарождение капитализма

.3. ВГО показали, что мир заселяют различные народы. Это оказало огромное влияние на мировоззрение европейцев.Центр хозяйственного и п. притяжения постепенно перемещается в страны Сев-Зап. Европы.

Они оказались лучше готовыми к восприятию капитализма (Барг – степень готовности стран к восприятию кап-зма: размытость, подорванность старых средневековых стрктур и системы).Мир представлял эк. Единство, а Европа являлась центром этого ед-ва. Торговля Евр. С Азией имел отрицательный баланс (Европа больше вывозила).

16-17 вв. время научной революции. До этого господ-ла геоцентрическая система. Астрономы (Коперник, Галилей, Кеплер) 1-ми ставят под сомнение эту теорию создав совершенно иную картину. Рене Декарт – цель науки в завоевании господства над силами природы, неумозрительными убеждениями, а действительными знаниями.

Утверждается гелеоцентричская система: З. вращается вокруг солнца, солнечная сис-ма это часть Вселенной, которая бесконечна. Мир развивается по законам, задача науки эти законы узнать. Общество – часть природы и тоже должно развиваться по закону = их тоже нужно узнать.

Переход к кап-зму – это не только эк., но и соц., культ., науч. Явление.

Признаки кап-зма: товарное производство, наемный труд. К 17в. появл. Мануфактура (ориентируется на рынок, работают наем. Рабочие, характерна специализация и раздел. Труда). Огромное значение для нов. Вр. имела Реформация.

Зарожд. Капит-зма – общеевропейский процесс, но его результатами были совершенно разными. Выделяется 4 группы стран:

1. Голландия, Англия – развитие буржуазных отношений привело к буржуазной революции.

2. Фр. – 17.в. развитие капит. Отношений привело к расцвету абсолютизма.

3. Испания, Португалия – движение назад, консервация феодализма.

4. Центр. и Вост. Европа – «Второе издание крепостничества» (Маркс).

Т.о. в Европе по большей части укрепляются, а не размываются абсолютные монархии, так как они покровительствовали капитализму до определенного момента.

В 17 в. происходит кризис этой системы, что, по мнению Хмельницкого и Фронду, приводит к АБР.

Садовая, Козенко – в своих статьях в 1990-е гг. поставили под сомнения периодизацию нового вр., критиковали формационный подход. Говорили о том, что правильной периодизацией будет при сочетании формационного и цивилизационного подходов.

Периодизация:

1 этап – 1640-1649 гг. – 1789 – 1815 гг.: после АБР развитие кап-зма стало необратимым, в это период происходит зарождение раннекапиталистических отношений (т.н. раннее новое время).

2 этап – 1789-1815 гг. – 1914 г. : складывается индустриальная цивилизация.

На деле периодизация оказалась лишь формационной. Синтез подходов не удался. В Пскове собрался круглый стол, на котором ученые в некотором смысле согласились с Садовой и Козенко. Однако, была подвергнута критике нижняя граница. О начале нового вр. относили к кон. 15-нач. 16 вв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60861. Построение трехмерной сцены 94.5 KB
  Более светлые и тонкие линии сетки называются главными mjor lines а самые светлые и тонкие вспомогательными minor lines как показано на рис. По умолчанию главной является каждая десятая линия сетки. Под шагом линий сетки понимается расстояние между вспомогательными линиями вы раженное в текущих единицах измерения. По умолчанию шаг сетки равен 10 системным единицам то есть 10 дюймам.
60862. Використання технології програми „Intel Навчання для майбутнього” для створення сучасних навчальних інформаційних ресурсів на уроках технології 995 KB
  Змінюються цілі і завдання що постали перед сучасною освітою в інформаційному суспільстві особистісноорієнтована система навчання поступово приходить на зміну традиційній. Традиційні методи навчання замінюються інноваційними що передбачають зміну акцентів в навчальній діяльності спрямованій на інтелектуальний розвиток учнів за рахунок зменшення долі репродуктивної діяльності використання завдань для перевірки різних видів діяльності учнів збільшення завдань для пояснення навколишнього світу тощо. Програма IntelНавчання для...
60863. ГОТУЄМОСЬ ДО ДПА 50.5 KB
  Атестаційні контрольні роботи з української мови містять сім завдань серед яких: три тестових завдання закритого типу що передбачають вибір однієї правильної відповіді з трьох запропонованих варіантів...
60864. Сохранение энергии. Интегрированный урок (английский язык и страноведение) в теме: «Наука и технический прогресс» 117 KB
  Развитие навыков чтения с извлечением информации и общего понимания текста Понимание аудио и видео роликов по теме эффективность энергии. Для этого предлагается просмотреть видео эпизод...
60867. Україна – наш спільний дім. Моя Батьківщина 2.3 MB
  Україна золотий чарівний край наша рідна країна. Так сподобалася Богові та місцина що Він став часто сюди навідуватися зі словами: Рушаймо у край Кажуть що з того і пішла назва нашої держави Україна.