27184

Понятия и содержание новой истор. Дискуссии по проблемам периодизации новой истории

Доклад

История и СИД

Война: в этот период происходит зарождение и прогрессивное развитие капитализма. прекращается прогрессивное развитие капитализма и ему на смену приходит социализм. Это локальное событие не оказавшее большого значения на развитие как Фр. Голландия Англия развитие буржуазных отношений привело к буржуазной революции.

Русский

2013-08-19

33 KB

26 чел.

(1) Понятия и содержание новой истор. Дискуссии по проблемам периодизации новой истор.

Понят новое вр. В первые употребил Жан Боден (16 в.). он предложил деление истории на древний мир, сред. Века и новое вр. Новое вр. – это когда на смену феодализма приходит капитализм. Вопрос о рамках нового вр. – спорный.

1930-е гг.вспыхнул спор в СССР м/д издателями учебника «Новая истор.» и партийным руководством страны.

Проблемы - с какой буржуазной революции начинается Новое вр. : Английской (17 в.) или Фр. (18 в.)?

Маркс - Англ. Революция – 1-я револ. Европейского масштаба (его поддержал Касминский).

Энгельс – только ВФБР уничтожила феодализм сразу и одним ударом (Волгин, Тарле).

Спор продолжался долго, но точку зр. Косминского-Маркса поддержал Сталин.

До 90-х гг. утвердилась след. Периодизация:

1 период – 1640г. (АБР) – 1870г. (ФР-Прус. Война): в этот период происходит зарождение и прогрессивное развитие капитализма.

2 период – 1871г. (Париж. Комунна) – 1917г. (Окт. Револ.): капитализм вступает в этап империализма - период загнивания и умирания капитализма.

В нач. 90-х гг. 20 в. эта периодизация подверглась критике второго периода и их рамки:

1. после 1871г. прекращается прогрессивное развитие капитализма и ему на смену приходит социализм.

2. начало – 1871г. (Пар.комунна).

Оба эти критерии не верны. Значение Пар. Коммуны преувеличено. Это локальное событие, не оказавшее большого значения на развитие как Фр. Так и всего мира.

В наст вр. В Новой истор. Не выделяется яркого события, чтобы разделить на 2 периода. Поэтому рубежом считается 1860-е-70-е гг. (промышл. Переворот).

Дореволюц. Русская, Западная историография.

Начало нового вр. – кон.15-нач.16 века.: после 1500 г. происходит рывок Европы, складыв. Новая цивилизация (колониальная). Восток становиться колониями и полуколониями.

Последствия ВГО:

1. устан. Связь Европы с Африкой, Азией и Америкой.

2. складыв. Всемирный рынок, существующее производство не способно удовлетворить потребности рынка = модернизация производства и зарождение капитализма

.3. ВГО показали, что мир заселяют различные народы. Это оказало огромное влияние на мировоззрение европейцев.Центр хозяйственного и п. притяжения постепенно перемещается в страны Сев-Зап. Европы.

Они оказались лучше готовыми к восприятию капитализма (Барг – степень готовности стран к восприятию кап-зма: размытость, подорванность старых средневековых стрктур и системы).Мир представлял эк. Единство, а Европа являлась центром этого ед-ва. Торговля Евр. С Азией имел отрицательный баланс (Европа больше вывозила).

16-17 вв. время научной революции. До этого господ-ла геоцентрическая система. Астрономы (Коперник, Галилей, Кеплер) 1-ми ставят под сомнение эту теорию создав совершенно иную картину. Рене Декарт – цель науки в завоевании господства над силами природы, неумозрительными убеждениями, а действительными знаниями.

Утверждается гелеоцентричская система: З. вращается вокруг солнца, солнечная сис-ма это часть Вселенной, которая бесконечна. Мир развивается по законам, задача науки эти законы узнать. Общество – часть природы и тоже должно развиваться по закону = их тоже нужно узнать.

Переход к кап-зму – это не только эк., но и соц., культ., науч. Явление.

Признаки кап-зма: товарное производство, наемный труд. К 17в. появл. Мануфактура (ориентируется на рынок, работают наем. Рабочие, характерна специализация и раздел. Труда). Огромное значение для нов. Вр. имела Реформация.

Зарожд. Капит-зма – общеевропейский процесс, но его результатами были совершенно разными. Выделяется 4 группы стран:

1. Голландия, Англия – развитие буржуазных отношений привело к буржуазной революции.

2. Фр. – 17.в. развитие капит. Отношений привело к расцвету абсолютизма.

3. Испания, Португалия – движение назад, консервация феодализма.

4. Центр. и Вост. Европа – «Второе издание крепостничества» (Маркс).

Т.о. в Европе по большей части укрепляются, а не размываются абсолютные монархии, так как они покровительствовали капитализму до определенного момента.

В 17 в. происходит кризис этой системы, что, по мнению Хмельницкого и Фронду, приводит к АБР.

Садовая, Козенко – в своих статьях в 1990-е гг. поставили под сомнения периодизацию нового вр., критиковали формационный подход. Говорили о том, что правильной периодизацией будет при сочетании формационного и цивилизационного подходов.

Периодизация:

1 этап – 1640-1649 гг. – 1789 – 1815 гг.: после АБР развитие кап-зма стало необратимым, в это период происходит зарождение раннекапиталистических отношений (т.н. раннее новое время).

2 этап – 1789-1815 гг. – 1914 г. : складывается индустриальная цивилизация.

На деле периодизация оказалась лишь формационной. Синтез подходов не удался. В Пскове собрался круглый стол, на котором ученые в некотором смысле согласились с Садовой и Козенко. Однако, была подвергнута критике нижняя граница. О начале нового вр. относили к кон. 15-нач. 16 вв.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51709. ПСИХОЛОГІЧНИЙ АНАЛІЗ УРОКУ 40.5 KB
  На уроці учні зрозуміли тему та мету уроку яку намагалася донести до них вчителька активно працювали із викладачем на уроці. Під час проведення уроку учні швидко переключалися з одного завдання на інше не зациклювалися на одному завданні багато часу. Пояснення нового матеріалу відбувалося у доступній їм формі тому що учні так швидше і краще зуміли тему та мету уроку яку вчителька намагалася донести до них. При опрацюванні нових завдань учні з ними швидко впоралися але не всі.
51710. Современный урок истории и обществознания 30 KB
  Современный урок истории и обществознания. Одну из 1ых классификаций уроков истории предложил в 1957г. комбинированный урок т. сочетающий в себе все виды или несколько элементов обучения; урок изучения нового материала; повторительнообобщающий урок; урок проверки знаний.
51711. Большая буква в имена собственных 177 KB
  Актуализация знаний Внимательно посмотрите на буквы расположенные на доске найдите среди них лишнюю букву. Сформулируйте цели урока используя начало фразы: Повторить написание большой буквы в и . С большой буквы. Кто это такие Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы: Н н езнайка К к арлсон Почему выбрали заглавные буквы З з олушка Д д юймовочка Ф ф едора Почему снова выбрали заглавные буквы Вспомните правило правописания имён людей.
51715. Краса і багатство української мови 57 KB
  Мета уроку: поглибити знання про багатство української мови звернути увагу на її милозвучність і мелодійність розвивати спостережливість логічне й образне мислення память удосконалювати культуру усного й писемного мовлення; виховувати повагу й любов до рідної мови. Обладнання: кілька видань тлумачного словника української мови мультимедійний проектор або кодоскоп підручник. Вступна бесіда: У чому може на вашу думку виявлятися багатство мови Яким чином фіксується мовний запас Які тлумачні словники вам відомі Скільки...