27186

Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях. Сравнительная характеристика

Доклад

История и СИД

До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская копигольд и буржуазно дворянская рыцарское держание. Революции лекция феодализма ко времени ВФР уже не было. Исчез до революции. необходимости в революции не было.

Русский

2013-08-19

39 KB

64 чел.

3. Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях. Сравнительная характеристика 

ИСТОРИОГР В КОНЦЕ

Английский аграрный строй: аграрный ? был самым сложным в АБР. До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская (копигольд) и буржуазно-дворянская (рыцарское держание).

Копигольдеры не владели З. как частной собственностью, а брали ее в аренду у лендлордов по договору (сроком от 7 до 21 г.). Идет обуржуазивание дворянства.Тюдоры и Стюарты пытались регулировать З. отношения в рамках феод. права. Так была создана палата по делам опеки (штрафы дворян за огораживание, насильно заставляли дворян принимать рыцарское звание).

Т.о. короли собирали денежные пошлины в обход парламента. Попытки освободиться от рыцарского держания были еще до АБР. Джентри становились все сильнее.

В 1610 г. буржуазия и джентри выдвигают программу «Мемориал» по которой рыцарское держание отменялась, а З. переходила в частную собственность. Это же должно означать свободу крестьянства.

После окончания 1 гражданской войны палата общин прибегла к секвестру (сторонники короля были временно лишены З., доходы с их З. поступали в казну, дворяне платили штраф-компенсацию за участие в гражданской войне на стороне короля), но эта мера не решила аграрный ?.

В феврале 1646 г. уничтожается палата по делам опеки и отменяется рыцарское держание – З. джентри стала частной собственностью.

Маркс назвал отмену рыц. держания рычагом, которым было уничтожено английское крестьянство. В это же время появляется крестьянская аграрная программа:

1. превращение копигольда во фригольд;

2. прекращение огораживаний и возвращение огороженных З.

Обе программы антифеодальны, но вместе неосуществимы. При победе тех и тех капитализм был бы в любом случае, но при победе крестьян – мелкоземельный, при победе джентри – крупноземельный (Барг).

Аграрный строй Фр.: (по классической историографии) (Олар, Жорес, Матьез, Лефевр) 88% фр. жило в деревне, она была аграрной страной. В деревне господствовали феодальные отношения. Крестьянство было лично- свободным, но не имело в собственности З., она находилась в собственности сеньоров, крестьянин был лишь держателем (основная форма – цензива).

Оброк: ценз (денежный) и шампар (товарный) – реальные повинности, а все остальные личные.

В 70-80-г. 18 в. возрождены старые подати (баналитет, подымный за печку, рыночный за торговлю, оконный, рыбный сборы, исключительное право охоты феодала).

Широкое развитие получил триаж (сеньор являлся судебной и полицейской властью для крестьян по мелким преступлениям и повинностям).

Крестьяне так же несли налоги в пользу государства (талья – налог с имущества,

двадцатина – 20 часть от дохода,

капитация – подушная подать,

габель – налог на соль и др.).

Споры о характере аграрных отношений во Фр. Перед революцией. ВФР – считается главной из всех революций.

Советско-Марксиская историография – антифеодальная, буржуазная и народная (по средствам и методам ее осуществления). Фр. Была страной феодальной и это сдерживало буржуазное развитие.Но в сер. 20-в.

Альфред Коббен (ревизионист) «Миф о фр. Революции» (лекция) – феодализма ко времени ВФР уже не было. Эта идея поддержана целым течением и самый яркий его представитель Фюре – феодализм как таковой во Фр. Исчез до революции.

В сер. 19 в. граф Алексис Д’Токвил пишет книгу «Старый порядок и революция», в которой признает, что революция во Франции закономерна. Но будучи закономерной она не была необходимой и неизбежной, т.к. были корни капитализма, которые все равно взошли бы при условии проведения необходимых реформ.На самом деле они по разному понимали понятие «феодализм».

ФЕОДАЛИЗМ –

Фюре – (ревизионист) система соц-эк отношений в деревне, глав особеннсть – забирают прибавочную стоимость.

Савуль – (классич) – кто собственник (землевлад), кр-не платят ренту, которая идет хозяину.

Оба признавали сеньориальные повинности

Фюре – они незначительны

Савуль – они значительны

I. 1) Альберт Собуль: феодализм – это особый тип соц.-эк. Организации в деревне. Суть – присвоение Синьором прибавочного продукта крестьянина. Если крестьянин отдавал часть своего дохода, значит это феодализм – наличие сеньориальных повинностей.

2) для Фюре и других ученых феодализм – это система вассально-ленных отношений. А к этому вр. Фр. является государством с сильной центральной властью. Т.о. необходимости в революции не было.

II. Если из определения Собуля, можно ли выяснить в какой степени сохранились эти феодальные отношения: надо посмотреть на ту долю крестьян которая отдает Сеньору прибавочный продукт. Надо посмотреть откуда у Сеньора больше дохода: от крестьянина или от своего хозяйства, производства и т.д.

В итоге во Фр. Не было четко регламентированной зависимости.

Ревуненков рассматривая этот вопрос и говорит о таких цифрах:

Капиталистические районы (Север) – крестьяне отдавали налога от 10-до 12%;На юге Фр. – 22-28 – до 40%

III. Сказкин: исследовал судебную систему и в результате сделал следующие выводы: крестьянин имел право рассматривать свои имущественные дела в суде, но эти суды находились в пределах своих Сеньорий.

 Адо (московский историк) «Крестьянские движения в эпоху Фр. революции». Выделяет 4 типа и один из них это борьба против замков (борьба против феодальных повинностей).

Из всех типов движений это самое распространенное. Но если бы они не играли большой роли, то не было бы таких движений. Значительный признак феодализма все же оставался. Но все же Дикого феодализма уже не было, но наблюдалось тесное переплетение нового капитализма и феодальных пережитков.

Люблинская – нельзя Фр. Рассматривать как одно целое:1. Север (более распространены капиталистические отношения) 2. Юг (сохранились феодальные пережитки) 3. Горные районы (сохранились еще патриархальные отношения).

Решение аграрного вопроса в ходе АБР и ФБР. АБР: после победы в гражданских войнах было отменено рыцарское держание, обширные З. сторонников короля, епископов и короны пошли в продажу. В итоге сильно проиграло крестьянство, т.к. сильно ускорилось огораживание (до революции огорожено 2% пашни, после – 20%). Появляются крестьяне котторы (безземельные), они составили рынок наемной силы.

АБР подорвала, но по сути не уничтожила феодализм. В ходе революции уменьшилось феодальных собственников, но увеличилось число собственников буржуазных.

ВФР: за годы революции, последовательно уничтожены все формы феодальной зависимости (законодательные акты сменявших др. друга органов 1789-93 гг.).

Путем порценирования были уничтожены крупные З. владения.

ВФР добивалась буржуазно-демократического решения аграрного ?. законодательство не только закрепило за крестьянами буржуазное право частной собственности на З. наделы, в отношении которых ранее они обладали лишь феодальным правом, но и передала в частную собственность крестьянам общинные З. Была создана и укреплена якобинцами крестьянская парцелла (свободная З. собственность крестьянина).

Однако декреты проводились частично. Аграрный ? так же был центральным, в его решении были заинтересованы и крестьяне и буржуазия, последняя хотела развернуть капиталистические отношения в деревне. Крестьяне стремились к ликвидации феодальных пережитков и хотели закрепить З. в собственность.

Сходство АБР и ВФР в том, что они обе вели к замене феодального права собственности на З. буржуазными правами, схожие акты, массовая конфискация З.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30396. Локальная цивилизация Древней Греции: развитие и основные достижения 32.34 KB
  Олигархия признак знатности богатство Общее между тремя формами правления коллегиальный принцип принятия решений на основе консенсуса т. демократический принцип правления. Многоотраслевая экономика; переработка с х продукции масло вино; разные формы правления тирания демократия аристократия олигархия; мифологическое сознание; развитие теоретических наук; человек объект культуры гелиоцентризм атомарная теория; всеобщее образование.
30397. Основные достижения и цивилизационное значение империи Александра Македонского 36.08 KB
  Основные достижения и цивилизационное значение империи Александра Македонского На фоне упадка грекоримской и персидской цивилизаций на роль регионального лидера начинает претендовать Македония. Задача создания единой экономической системы империи не ставилась: усилие по созданию единой нации; создание единого культа обожествления Александра Македонского. Создание империи Александра Македонского можно считать не вторым подъемом античной цивилизации а завершением ее первого кризиса. Именно политика Македонского заложила основы т.
30398. Эллинистические государства: основные достижения и цивилизационное значение 44.48 KB
  Самоуправляемые гражданские общины эпохи эллинизма. Сельские общины внутренним самоуправлением народное собрание общественный земельный фонд взносы на нужды общины; земледельцы личносвободные свобода передвижения. Земли храмов стали постепенно раздаваться в аренду членам общины. Поэтому гражданские общины активно поддерживали римскую империю когда та завоевывала ослабевшие эллинистические государства.
30399. Римская республика: основные особенности и достижения 40.7 KB
  Госаппарат: Сенат патриции куриатные коммиции затем всадники и плебеи центуриатные коммиции магистратуры цензор консулы административное военное управление квестор суд казна преторы административное управление суд эдилы муниципальное управление. Культура приобретает прикладной характер который определялся необходимостью контроля и упорядочивания духовной жизни людей; управление духовным миром.
30400. Римская Империя: основные особенности и достижения 32.74 KB
  Постепенная натурализация с х производства внутри одной латифундии укрупнение производства приводит к возможности организации собственного небольшого ремесленного производства что уменьшает зависимость от торговли. Рост технологий позволил развить арендаторство интенсификация производства повышение дохода. Достижения: смешанная экономика с развитой локальной и региональной специализацией что значительно повысило эффективность производства; .
30401. Переход античных обществ к феодализму 45.38 KB
  Главная особенность сохранение на территории Византии многочисленных пережитков достижений античности: значительность рабского труда в экономике крупные города с развитым ремеслом и торговлей сильное централизованное государство развитая античная культура и римское право. Пережитки античности сдерживали развитие феодальных отношений. Территория Апеннин захвачена варварскими племенами которые сыграли двоякую роль: разрушены многие неэффективные технологии античности особенно рабовладение...
30402. Переход от феодальной к индустриальной цивилизации на истор. Примере 43.19 KB
  Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Подъем производительных сил уровня материального производства связанный с успехами городов развитием ремесел и зарождением мануфактуры расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии новом отношении человека к самому себе и окружающему миру. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали что ценность человека определяется прежде всего его личными достоинствами а не положением в обществе. Одним из высших достоинств...
30403. Переход к локальной цивилизации в реликтовую фазу на историческом примере 40.1 KB
  Переход к локальной цивилизации в реликтовую фазу на историческом примере Наиболее характерным примером реликтовой цивилизации является остров Пасхи. Поэтому вся древесина ушла на удобрения и статуи задолго до конца цивилизации лишая население шанса покинуть остров каноэ из дерева. В ходе этих действий была разрушена политическая и духовная жизнь цивилизации. Вывод: гибель цивилизации о.
30404. Понятие «цивилизация». Развитие подходов к толкованию термина, история возникновения цивилизационной теории 44.96 KB
  Понятие цивилизация. а Понятие цивилизация Слово цивилизация связано с обозначением качественного рубежа в истории человечества. Понятие цивилизация впервые употребил французский экономист Виктор Мирабо 17151789 в трактате Друг законов в 1757 г. б Развитие подходов к толкованию термина В античные времена цивилизация в лице греческого и римского мира противопоставлялась варварам не владеющим греческим и латинским языками не знающим греческой и римской культуры.