27186

Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях. Сравнительная характеристика

Доклад

История и СИД

До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская копигольд и буржуазно дворянская рыцарское держание. Революции лекция феодализма ко времени ВФР уже не было. Исчез до революции. необходимости в революции не было.

Русский

2013-08-19

39 KB

62 чел.

3. Аграрный вопрос в Великой английской и Великой французской революциях. Сравнительная характеристика 

ИСТОРИОГР В КОНЦЕ

Английский аграрный строй: аграрный ? был самым сложным в АБР. До революции в английской деревни было 2 формы собственности: крестьянская (копигольд) и буржуазно-дворянская (рыцарское держание).

Копигольдеры не владели З. как частной собственностью, а брали ее в аренду у лендлордов по договору (сроком от 7 до 21 г.). Идет обуржуазивание дворянства.Тюдоры и Стюарты пытались регулировать З. отношения в рамках феод. права. Так была создана палата по делам опеки (штрафы дворян за огораживание, насильно заставляли дворян принимать рыцарское звание).

Т.о. короли собирали денежные пошлины в обход парламента. Попытки освободиться от рыцарского держания были еще до АБР. Джентри становились все сильнее.

В 1610 г. буржуазия и джентри выдвигают программу «Мемориал» по которой рыцарское держание отменялась, а З. переходила в частную собственность. Это же должно означать свободу крестьянства.

После окончания 1 гражданской войны палата общин прибегла к секвестру (сторонники короля были временно лишены З., доходы с их З. поступали в казну, дворяне платили штраф-компенсацию за участие в гражданской войне на стороне короля), но эта мера не решила аграрный ?.

В феврале 1646 г. уничтожается палата по делам опеки и отменяется рыцарское держание – З. джентри стала частной собственностью.

Маркс назвал отмену рыц. держания рычагом, которым было уничтожено английское крестьянство. В это же время появляется крестьянская аграрная программа:

1. превращение копигольда во фригольд;

2. прекращение огораживаний и возвращение огороженных З.

Обе программы антифеодальны, но вместе неосуществимы. При победе тех и тех капитализм был бы в любом случае, но при победе крестьян – мелкоземельный, при победе джентри – крупноземельный (Барг).

Аграрный строй Фр.: (по классической историографии) (Олар, Жорес, Матьез, Лефевр) 88% фр. жило в деревне, она была аграрной страной. В деревне господствовали феодальные отношения. Крестьянство было лично- свободным, но не имело в собственности З., она находилась в собственности сеньоров, крестьянин был лишь держателем (основная форма – цензива).

Оброк: ценз (денежный) и шампар (товарный) – реальные повинности, а все остальные личные.

В 70-80-г. 18 в. возрождены старые подати (баналитет, подымный за печку, рыночный за торговлю, оконный, рыбный сборы, исключительное право охоты феодала).

Широкое развитие получил триаж (сеньор являлся судебной и полицейской властью для крестьян по мелким преступлениям и повинностям).

Крестьяне так же несли налоги в пользу государства (талья – налог с имущества,

двадцатина – 20 часть от дохода,

капитация – подушная подать,

габель – налог на соль и др.).

Споры о характере аграрных отношений во Фр. Перед революцией. ВФР – считается главной из всех революций.

Советско-Марксиская историография – антифеодальная, буржуазная и народная (по средствам и методам ее осуществления). Фр. Была страной феодальной и это сдерживало буржуазное развитие.Но в сер. 20-в.

Альфред Коббен (ревизионист) «Миф о фр. Революции» (лекция) – феодализма ко времени ВФР уже не было. Эта идея поддержана целым течением и самый яркий его представитель Фюре – феодализм как таковой во Фр. Исчез до революции.

В сер. 19 в. граф Алексис Д’Токвил пишет книгу «Старый порядок и революция», в которой признает, что революция во Франции закономерна. Но будучи закономерной она не была необходимой и неизбежной, т.к. были корни капитализма, которые все равно взошли бы при условии проведения необходимых реформ.На самом деле они по разному понимали понятие «феодализм».

ФЕОДАЛИЗМ –

Фюре – (ревизионист) система соц-эк отношений в деревне, глав особеннсть – забирают прибавочную стоимость.

Савуль – (классич) – кто собственник (землевлад), кр-не платят ренту, которая идет хозяину.

Оба признавали сеньориальные повинности

Фюре – они незначительны

Савуль – они значительны

I. 1) Альберт Собуль: феодализм – это особый тип соц.-эк. Организации в деревне. Суть – присвоение Синьором прибавочного продукта крестьянина. Если крестьянин отдавал часть своего дохода, значит это феодализм – наличие сеньориальных повинностей.

2) для Фюре и других ученых феодализм – это система вассально-ленных отношений. А к этому вр. Фр. является государством с сильной центральной властью. Т.о. необходимости в революции не было.

II. Если из определения Собуля, можно ли выяснить в какой степени сохранились эти феодальные отношения: надо посмотреть на ту долю крестьян которая отдает Сеньору прибавочный продукт. Надо посмотреть откуда у Сеньора больше дохода: от крестьянина или от своего хозяйства, производства и т.д.

В итоге во Фр. Не было четко регламентированной зависимости.

Ревуненков рассматривая этот вопрос и говорит о таких цифрах:

Капиталистические районы (Север) – крестьяне отдавали налога от 10-до 12%;На юге Фр. – 22-28 – до 40%

III. Сказкин: исследовал судебную систему и в результате сделал следующие выводы: крестьянин имел право рассматривать свои имущественные дела в суде, но эти суды находились в пределах своих Сеньорий.

 Адо (московский историк) «Крестьянские движения в эпоху Фр. революции». Выделяет 4 типа и один из них это борьба против замков (борьба против феодальных повинностей).

Из всех типов движений это самое распространенное. Но если бы они не играли большой роли, то не было бы таких движений. Значительный признак феодализма все же оставался. Но все же Дикого феодализма уже не было, но наблюдалось тесное переплетение нового капитализма и феодальных пережитков.

Люблинская – нельзя Фр. Рассматривать как одно целое:1. Север (более распространены капиталистические отношения) 2. Юг (сохранились феодальные пережитки) 3. Горные районы (сохранились еще патриархальные отношения).

Решение аграрного вопроса в ходе АБР и ФБР. АБР: после победы в гражданских войнах было отменено рыцарское держание, обширные З. сторонников короля, епископов и короны пошли в продажу. В итоге сильно проиграло крестьянство, т.к. сильно ускорилось огораживание (до революции огорожено 2% пашни, после – 20%). Появляются крестьяне котторы (безземельные), они составили рынок наемной силы.

АБР подорвала, но по сути не уничтожила феодализм. В ходе революции уменьшилось феодальных собственников, но увеличилось число собственников буржуазных.

ВФР: за годы революции, последовательно уничтожены все формы феодальной зависимости (законодательные акты сменявших др. друга органов 1789-93 гг.).

Путем порценирования были уничтожены крупные З. владения.

ВФР добивалась буржуазно-демократического решения аграрного ?. законодательство не только закрепило за крестьянами буржуазное право частной собственности на З. наделы, в отношении которых ранее они обладали лишь феодальным правом, но и передала в частную собственность крестьянам общинные З. Была создана и укреплена якобинцами крестьянская парцелла (свободная З. собственность крестьянина).

Однако декреты проводились частично. Аграрный ? так же был центральным, в его решении были заинтересованы и крестьяне и буржуазия, последняя хотела развернуть капиталистические отношения в деревне. Крестьяне стремились к ликвидации феодальных пережитков и хотели закрепить З. в собственность.

Сходство АБР и ВФР в том, что они обе вели к замене феодального права собственности на З. буржуазными правами, схожие акты, массовая конфискация З.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31686. Процес створення образів уяви 26 KB
  поєднання якостей властивостей Найелементарнішою формою синтезування нових образів є аглютинація від лат. Прийомом створення нових образів є аналогія. Найскладнішим способом утворення образів уяви є створення типових образів.
31687. Поняття про пам’ять 22.5 KB
  Закріплення зберігання та наступне відтворення людиною її попереднього досвіду називається памяттю. Память є підґрунтям психічного життя людини. Завдяки памяті людина може здобувати необхідні для діяльності знання вміння та навички.
31688. Функції і причини уваги 36 KB
  Загальна характеристика уваги. Функції і причини уваги. Види уваги. Успішне ж виконання цього завдання потребує правильного розуміння природи уваги її видів характерних особливостей і шляхів розвитку у дітей.
31690. Форми переживання емоцій і почуттів 29.5 KB
  Настрій це загальний емоційний стан який своєрідно забарвлює на певний час діяльність людини характеризує її життєвий тонус. Афект як і настрій залежить певною мірою від індивідуальних особливостей людини: її темпераменту характеру вихованості. Афекти викликають глибокі зміни у психічному житті людини виснажують її.
31691. Мотиваційна сфера особистості. Потяги і бажання. Прагнення особистості. Ризик як вияв активності особистості 81.5 KB
  Здійснюючи цілеспрямовані дії людина зустрічається з різноманітними перешкодами. Тут і оцінка ситуації і вибір шляху для майбутньої дії відбір засобів потрібних для досягнення мети прийняття рішень і т.Якщо в людини відсутня актуальна потреба виконувати дію але при цьому необхідність виконання її вона усвідомлює то воля створює допоміжне спонукання змінюючи смисл дії робить його більш значущим. Довільні та вольові дії включаються в зміст вольової поведінки людини.
31692. Самоосвіта та самовиховання як умова успішної діяльності вчителя 31 KB
  Кількість часу й сил які вчитель витрачає на самоосвіту залежить від його мотивації. Ніхто не сперечатиметься з тезою що якщо вчитель хороший то й рівень знань учнів високий. Працювати над собою вчитель починає ще зі студентської лави. Якщо вчитель не вдосконалює себе не експериментує то перетворюється на ремісника який стоїть за верстатом і робить кожного дня одну й ту ж роботу.
31693. Розвиток і виховання дитини в сім'ї потребує безлічі діяльнісних ситуацій, в яких відбувається формування особистості заданої орієнтації 47 KB
  Головне навантаження щодо забезпечення реального звязку з сімєю лягає на плечі класного керівника. Свою діяльність він організовує через класний батьківський комітет, батьківські збори, а також через вчителів, які працюють в даному класі. Важливою частиною практичної діяльності класного керівника з підтримання контактів