2719

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

Конспект урока

Экология и защита окружающей среды

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы Цели: Выделить главные факторы влияния человека на окружающую среду. Способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся. Способствовать воспитанию у д...

Русский

2012-10-18

64.5 KB

77 чел.

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

Цели:

Выделить главные факторы влияния человека на окружающую среду.

Способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся.

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающей среде, активной жизненной позиции.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование:

эпиграф,

таблица “Земля – наш дом”,

текст с биологическим диктантом,

карточки для групповой работы,

карточки на магнитную доску “Экологические факторы”,

вопросы для фронтальной работы.

План урока.

Пора бы человечеству понять, Богатство у Природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она как мы, такая же – живая!

I. Оргмомент.

II. Повторение.

1. Биологический диктант.

1 вариант

Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.

Кто ввел в науку понятие "биогеоценоз"?

Компоненты биоценоза, сами вырабатывающие органические вещества.

Компоненты биоценоза, перерабатывающие отмершие организмы.

Растения, произрастающие в толще воды.

Растение, произрастающее на умеренно увлажненных лугах.

Место, занимаемое определенным видом в биосфере.

Организмы, обитающие в толще воды и переносимые водными течениями.

Организмы с не постоянной температурой тела.

Взаимовыгодное сожительство, когда организмы не могут прожить друг без друга.

2 вариант

Любое сообщество живых организмов.

Кто ввел в науку термин "экология"?

Компонент биоценоза питающийся готовыми органическими веществами.

Приспособительная реакция растений к длине светового дня.

Растения, поселяющиеся на деревьях, но не приносящие им вреда.

Растения, произрастающие в засушливых местах и запасающие воду в стеблях и листьях.

Ряд взаимосвязанных видов, в котором каждый предыдущий член является пищей для последующего

Организмы, ведущие придонный образ жизни.

Животные с постоянной температурой тела.

Взаимоотношения организмов, при которых один вид получает пользу от сожительства, другому это безразлично.

Ответы к биологическому диктанту:

1 вариант.

Экология.

Сукачев.

Продуценты.

Редуценты.

Гидатофиты.

Мезофиты.

Экологическая ниша.

Планктон.

Пойкилотермные.

Мутуализм.

2 вариант.

Экосистема.

Геккель.

Консументы.

Фотопериодизм.

Эпифиты.

Суккуленты.

Цепь питания.

Бентос.

Гомойотермные.

Комменсализм.

После окончания работы взаимопроверка. Рефлексия.

2. Словарная работа на доске.

Ученики первого ряда пишут слова, начинающиеся с ЭКО (например: экосфера, экотоп, экология, экоценоз, экономика, экобизнес, экокризис, экосистема, экопирамида).

Ученики второго ряда пишут слова, начинающиеся с БИО (например: бионика, биосфера, биополе, биоценоз, биомасса, биогеоценоз биотоп, биом, биология, биогенез).

Ученики третьего ряда пишут слова, оканчивающиеся на ЦИДЫ (например: ихтиоциды, альгициды, гербициды, нематоциды, бактерициды, пестициды, фунгициды, овоциды).

3. Фронтальная беседа.

а) Что изучает экология?

б) Как называют действия окружающей среды на живые организмы? .

в) Какие группы ЭФ выделяют?

г) Охарактеризовать каждую группу, привести примеры.

д) Что означает понятие “антропогенный фактор”? (По ходу беседы на доске выстраивается схема "Экологические факторы")

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете смысл данных строчек?

Зачитать слова о Земле (из журнала “Биология в школе”).

Земля — наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной. Разве не заслуживает она нашей любви? Разве не достойна она всей нашей изобретательности, смелости и щедрости, на которую мы только способны в нашем огромном желании уберечь ее от разрушения, истощения и гибели? Увы, но сегодня нас окружает множество свидетельств того, как человек выступает не осторожным, а самоуверенным землевладельцем. Люди забыли, что их колыбель по сути очень мала, и не хотят понять, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на ней жизнь.

Наша планета серьезно больна, в двери и окна дома человечества стучатся беды грядущих экологических катастроф, а люди словно утратили слух: поглощенные кто погоней за сверхприбылями, кто поисками куска хлеба на обед, рубят леса, жгут уголь и мазут, травят пестицидом почву, убивают кормилицу-Землю, позабыв, что по векселям отцов придется расплачиваться детям.

3. Работа в группах по заданию учителя.

Карточка №1

Составьте рассказ. Объект: почва. Опорные слова: выпас скота, пашня, эрозия.

Карточка №2

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опорные слова: диоксид углерода, парниковый эффект, озоновые дыры.

Карточка №3

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опорные слова: сернистый газ, промышленные предприятия, кислотные дожди.

Карточка №4

Составьте рассказ. Объект: лес.

Опорные слова: уровень воды, лесная промышленность, река Волга.

Карточка №5

Составьте рассказ. Объект: лес. Опорные слова: птицы, туристы, костер.

Карточка №6

Составьте рассказ. Объект: море. Опорные слова: танкер, свет, птицы.

Карточка №7

Составьте рассказ. Объект: водоем.

Опорные слова: пестициды, минеральные удобрения, стиральный порошок.

Карточка №8

Составьте рассказ. Объект: луг.

Опорные слова: машина, бабочки, лекарственные растения.

IV. Проверка усвоения нового материала.

1. Выступление представителей групп. При ответе ученики используют таблицу “Земля – наш дом” (рисунок 2).

2. Рефлексия. Ученики отмечают, выступление какой группы было наиболее полным, убедительным, эмоциональным.

V. Закрепление знаний.

1. Работа в группах по карточкам

Карточка №1

Фауна Австралии совершенно не знала многих широко распространенных на других континентах видов животных. Привыкшие к молочным продуктам Англичане поспешили завести на тучные пастбища своей новой родины коров. Но случилось не предвиденное. Навоз стал отравлять растительность, голая, лишенная защиты растений почва подверглась эрозии. И это погубило почти миллион гектаров плодородной земли! Почему это случилось. Как можно исправить подобную ситуацию.

Карточка №2

Чтобы стереть с лица земли варварски, по их мнению, Карфаген, римляне во втором веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело.

Карточка №3

Кета (из семейства лососевых) осенью откладывает икру в реках, несущих свои воды в бассейн Тихого океана; к весне из нее выклевываются мальки и скатываются в океан, где рыба нагуливается, достигает половой зрелости и возвращается метать икру в те же места где вывелась из икринки. С целью увеличения "поголовья" кеты икру, собранную в одной реке искусственно оплодотворяли и появившихся мальков выпускали в другую реку. Однако, как правило, успешной адаптации рыбы к новым условиям обитания не происходило.

Объясните причину данного явления.

Карточка №4

Великая река Нил протекает почти по всей территории Африканского континента. В ее водах в большом количестве обитают различные представители животного мира, в том числе крокодилы. Однако с некоторых пор река дарит загадки. Там, где Нил протекает по территории Египта, крокодилы перестали водиться. Хотя в соседней стране – Судане, расположенной вверх по течению, их можно встретить в большом количестве.

Раскройте причины возникновения данного явления. Укажите возможные меры их предупреждения.

Карточка №5

После того, как железная дорога Лондон – Глазго была электрифицирована специалисты отметили значительное увеличение численности грызунов в прилегающих угодьях. Долгое время этому не могли дать никакого объяснения, но потом причина все-таки вскрылась и оказалась вполне "экологичной". Как вы думаете, что это была за причина.

Карточка №6

Как выяснилось, глобальные климатические изменения влияют на функционирование экосистем и жизнь человека очень существенно, хотя и весьма опосредованно. Попробуйте объяснить обнаруженные западными учеными статистически достоверные взаимосвязи между такими явлениями, как сильное извержение вулкана и:

- курс закупочных цен на зерновые в Лондоне в XIX веке;

- численность добытых шкурок рыси охотниками Северной Америки.

Карточка №7

В последние годы к толкователям поздней истории Римской Империи прибавились и геохимики, выдвинувшие свою весьма правдоподобную гипотезу о причинах ее социальной катастрофы и заката. Что это за гипотеза?

Карточка №8

По данным обследования здоровья населения Чукотки в конце 1980 года было выявлено широкое распространение в этом регионе тяжелых заболеваний: туберкулеза, хронических легочных заболеваний, различных форм рака (пищевода, печени). Средняя продолжительность жизни для коренного народа Чукотки составила всего 45 лет. Специалисты связали эту ситуацию с последствиями ядерных испытаний, проводившихся на крайнем Севере.

Объясните это явление.

2. Фронтальная работа по вопросам. 

Летом 1997 года средства массовой информации посвятили целые полосы газет и телепередачи затопленным судам с химическим оружием в контейнерах времен второй мировой войны, обнаруженным на дне Балтийского моря. Что вызвало такое беспокойство мирового сообщества именно сейчас, через полвека после попадания контейнеров на морское дно.

В 1982 году английский Совет по охране природы рекомендовал рыболовам добровольно отказаться от использования свинцовых грузил, ссылаясь на факты массовой гибели водоплавающих птиц. В это же время в США было разрешено использовать на охоте только стальную, а не свинцовую дробь. Что послужило основанием для подобных нововведений и рекомендаций.

Можно ли утверждать, что человек и другие консументы второго порядка, являются конечным звеном в передвижении токсикантов по пищевым цепям.

Хозяин, продающий на рынке огурчики и перцы, зазывает покупателей, громко выкрикивая: "Экологически чистая продукция! Никаких нитратов!". Вы подходите привлеченные столь много обещающей рекламой, и в приватной беседе выясняете, что аппетитные огурчики, капуста и перцы выросли без "всякой химии", а только с применением дедовского способа удобрения – навоза. Можно ли считать данные продукты растениеводства свободными от нитратов.

VI. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.

а) Что сегодня узнали на уроке?

б) Как влияет человек на окружающую среду?

2. Рефлексия.

а) Какая группа сегодня работала лучше?

б) Чью работу вы могли бы оценить на "5"?

в) Как вы оцениваете свою работу?

Информация о домашнем задании.

Подготовить сообщения: первый ряд – "Кислотные дожди", второй – "Озоновые дыры, третий – "Парниковый эффект". От каждого ряда должны быть "доктор наук", "представитель от промышленности", "представитель от Комитета по охране окружающей среды".

Литература

Алексеев В.А. 300 Вопросов и ответов по экологии. Ярославль: "Академия развития", 1998 г.

Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1988 г.

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: "Академия развития", 1998 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34378. Платёжный баланс, его роль, содержание и прогнозирование 60.5 KB
  Процентные ставки на международных рынках являются важным фактором определяющим чистые процентные поступления на текущий счет а вместе с процентными ставками на внутреннем рынке они заметно влияют на объем и направление потоков капитала. При прогнозировании важно учитывать сочетание прогнозного результата по текущему счету с допустимыми значениями притока капитала для покрытия дефицита. При прогнозировании финансового счета необходимо различать три основные категории: прямые инвестиции перемещения средне и долгосрочного капитала и...
34379. Прогнозирование валютного курса 38 KB
  Если большое количество стран конкурирует в экспортировании товаров и услуг тогда величина экспорта будет очень чувствительна даже к небольшим изменениям обменного курса. Это не изменит курса обмена. Процесс формирования валютного курса можно подразделить на два этапа: определение валютного курса который отражает реальную стоимость национальной валюты по аналогии с себестоимостью товара формирование рыночного валютного курса который отражает цену национальной валюты образующиеся на основе реального валютного курса под воздействием...
34380. Прогнозирование развития рынка ценных бумаг 57 KB
  Cpitl mrket это составная часть финансового рынка на котором осуществляются операции куплипродажи ценных бумаг. Финансовый рынок состоит из: Денежный рынок который в свою очередь состоит из: учётный рынокдоля денежного рынка где осуществляется перераспределение краткосрочных денежных средств между кредитными институтами путем куплипродажи векселей и ценных бумаг. Основа рынка учетные и переучетные операции банков межбанковскийсегмент рынка ссудных капиталов где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений...
34381. Трудовые ресурсы (ТС), их состав. Рынок труда. Проблема занятости 50.5 KB
  Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста которые устанавливаются государством и зависят от общественного строя продолжительности жизни людей других социальноэкономических факторов и принятых в связи с этим официальных государственных актов. В состав трудовых ресурсов включаются: трудоспособное население в трудоспособном возрасте; работающие подростки до 16 лет; население старше рабочего возраста принимающее участие в общественном производстве. В зависимости от...
34382. Прогнозирование ТС и их использования. Сводный баланс ТС, его содержание и методика разработки 73.5 KB
  Сводный баланс ТС его содержание и методика разработки Прогнозирование трудовых ресурсов является составной частью процесса разработки демографических прогнозов служащих для решения следующих задач: определение перспективной численности населения и его половозрастной структуры; оценка численности населения трудоспособного возраста основного источника трудовых ресурсов; обоснование перспектив социальноэкономического развития; разработка концепции демографического развития согласованной с концепцией...
34383. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения 77.5 KB
  Показатели характеризующие уровень жизни населения Социальная политика государства это комплекс организационных экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния духовному и физическому развитию населения оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным членам общества. Учитывая комплексный характер определения социальная политика ее обычно расчленяют на следующие составные части: политика доходов населения; социальная защита граждан; развитие системы здравоохранения образования культуры...
34384. Социальные нормы и нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата 61.5 KB
  Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь общества хронические болезни капиталистической системы: безработицу резкое имущественное расслоение бедность многочисленных слоев населения. Необходимость проведения активной социальной политики направленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социальных нормативов. Это...
34385. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки 72 KB
  Политика доходов была направлена на сохранение в условиях инфляции определенного уровня заработной платы низкооплачиваемым слоям населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексаций. Их успешная реализация стала важным этапом в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении уровня жизни населения. Реальные денежные доходы населения повысились на 72 их рост по отношению к 1990 г.
34386. Прогнозирование и планирование оплаты труда 66 KB
  Основная цель оплаты труда обеспечить объективно необходимое воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду. Фонд оплаты труда по народному хозяйству это сумма денежных средств предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества затраченного труда. Источниками фонда оплаты труда является национальный доход который распределяется на фонд потребления и фонд накопления.