27194

Франко-германская война 1870-1871 гг. и парижская Коммуна 1871 г. и их место в историческом процессе

Доклад

История и СИД

19 сентября немецкие войска осадили Париж = голод зима безденежье = народные восстания = меры правительства: запрет на взыскание платы за аренду и по кредитам = бунты продолжались = 28 января 1871 г. По мере уплаты контрибуций германские войска покидали оккупированные территории. Вооруженные силы ПК значительно уступали по численности и подготовки Версальским войскам которых к тому же поддерживали германские оккупационные войска. 21 мая версальские войска ворвались в Париж.

Русский

2013-08-19

37 KB

2 чел.

(11) Франко-германская война 1870-1871 гг. и парижская Коммуна 1871 г. и их место в историческом процессе.

Причины: В конце 60 –х гг. отношения м/д Фр. и Пруссией резко обострились. Фр. не получила желаемых компенсаций от Пруссии, переживала глубокий П. кризис. Император Фр. Н.III относился к будущей войне как к средству поправить внутренние дела и одновременно воспрепятствовать усилению Германии. Бисмарк усматривал в сложившихся обстоятельствах не считаясь с общеевропейскими настроениями нанести удар главному внешнеполитическому противнику – Фр., завершив т.о. воссоединение Германии.

Повод: В мае 1870 г. м/д Фр. и Пруссией развернулся дипломатический конфликт по поводу Испанского престола. Испанское правительство предложило германскому принцу Леопольду занять Испанский престо = Фр. недовольна. Принц Леопольд под влиянием не желавшего обострения прусского короля Вильгельма I отказался. Фр. правительство, стремившееся к обострению ситуации, потребовала от Пруссии гарантии на будущее (что не будут претендовать на трон Испании). Вильгельм I рассчитывал уладить конфликт поэтому в Эмсе он начал вести переговоры с послом Фр. Бисмарк тоже хотел спровоцировать войну поэтому перехватил текст сообщения об этих переговорах и исказил его придав оскорбительный для Фр.правительства смысл.  

Эмская депеша была использована Фр. для объявления войны Пруссии 19 июля 1870 г.Правящая элита Фр. была дезинформирована воспоминаниями о поражениях Пруссии в войнах Н.I поэтому была уверена в быстрой и легкой победе.

Военный министр Фр. маршал Лебеф: «Прусская армия? Ее нет. Я ее отрицаю!». Считалось что Фр. армия полностью готова к войне, ситуация на самом деле была кардинально иной.

Фр. – Прусская война была осознана в Германии как война за национальное существование и независимость, поэтому против Фр. выступила не только Пруссия и объединенная с ней в Северогерманском союзе государства, но и связанные с ней договорами южно - германские государства. В Германской прессе развернулась шумная кампания за присоединение «исконных» Германских З. – Эльзаса и Лотарингии.

Ход: в августе в Эльзасе и Лотарингии Фр. терпели поражения. 2 сентября 83 тыс. армия во главе с Н. III и маршалом Мак-Малоном капитулировала при Седане (Седанская катострофа). В результате крах 2-й империи был очевидным.

4 сентября 1870 г. в Париже вспыхнула революция уничтожившая прежний режим. Была провозглашена республика, создано Временное правительство Национальной обороны, в которое вошли представители П. силы оппозиционные империи. Возглавивший Временное правительство генерал Трюшо считал бесчестием принять Прусские условия мира, но не имел реальных сил для продолжения войны.

19 сентября немецкие войска осадили Париж = голод, зима, безденежье = народные восстания = меры правительства: запрет на взыскание платы за аренду и по кредитам = бунты продолжались = 28 января 1871 г. вынужденное перемирие с Германией.

8 февраля 1871 г. прошли выборы в Национальное Собрание, которое должно было утвердить прелиминарный мирный договор (формальное согласие м/д воюющими государствами относительно прекращения военных действий, соглашение установления условий прекращения огня, в общей форме очерчивается предполагаемая территория, договариваются о судьбе военнопленных и т.д.).

В условиях частичной оккупации Парижа, агитации против социалистов большинство в Национальном Собрании получили монархисты, главой исполнительной власти был назначен А.Тьер.

26 февраля был подписан прелиминарный договор о мире, по которому Фр. уступала Эльзас и Лотарингию, уплачивала контрибуцию (5 млрд. франков). По мере уплаты контрибуций германские войска покидали оккупированные территории. Местом пребывания правительства стал г. Версаль. Основной задачей правительства Тьера стала борьба с революционным Парижем.

Парижская Коммуна: возмущение парижан условиями мира было тем больше, что они подозревали Тьера и Национальное собрание в стремлении к реставрации монархии. Лозунг предоставления Фр. столице самоуправления, которого она была лишена с времен империи, приобрел популярность.

В роли защитника интересов Парижа выступила Национальная гвардия. 24 февраля возникла Республиканская федерация Национальной гвардии во главе с ЦК. Тьер попытался разоружить гвардейцев, но этим только ускорил взрыв:

18 марта в Париже произошло восстание, власть в городе оказалась в руках национальной гвардии. Тьер с правительством эвакуировались в Версаль.

26 марта состоялись выборы в П.К. многие члены Совета коммуны принадлежали к последователям социалистических течений (бланкистам, прудонистам). Значительна была группа революционных демократов – неоякобинцев.

28 марта провозглашена официально ПК.

Совет Коммуны осуществлял высшую законодательную и исполнительную власть.

Парижская коммуна упразднила постоянную армию заменив ее вооруженным народом (Национальная гвардия),

установлен максимум жалования гос. служащим,

церковь отделена от государства,

ликвидирована полиция (ее функции выполняли резервные батальоны нац. гвардии).

Были запрещены произвольные штрафы и вычеты из з/п рабочих,

отменен ночной труд в пекарне,

вводился 10 часовой раб. день,

организованы бюро для трудоустройства рабочих.

В состав ПК входили рабочие, интеллигенция, мелкая буржуазия. С пестротой состава ПК были связаны разногласия по ряду ? теории и практики, что привело к образованию 2 фракций: «большинства» - состоявшее в основном из неоякобинцев и бланкистов и «меньшинства» - прудонисты.

Война с версальским правительством: ПК провозгласила принципами своей внешней П. отказ от милитаризма и захватнических войн и борьбу за всемирную социальную республику. Но 2 апреля Версальская армия начала наступление на Париж. С этого времени военные действия с каждым днем принимали все более ожесточенный характер. Вооруженные силы ПК значительно уступали по численности и подготовки Версальским войскам, которых к тому же поддерживали германские оккупационные войска.

21 мая версальские войска ворвались в Париж. Коммунары – мужчины, женщины и даже дети – защищали в течении недели на баррикадах каждую улицу и каждый дом. Эта неделя вошла в историю как «кровавая майская неделя». Правительственные войска расстреливали пленных коммунаров. Коммунары безжалостно сопротивлялись, расстреляли группы заложников (в их числе парижского архиепископа).

28 мая пала последняя баррикада, а 29 мая был взят форд Венсенн. ПК – пала. Множество сторонников ПК было осуждено, казнено, отправлено на каторгу.

Т.о. Тьеру удалось стабилизировать П. развитие Фр. и 10 мая во Франкфурте на Майне был подписан окончательный мирный договор с Германией.

Значение ПК: в ходе ПК было создано государство нового типа. В историографии нет однозначной оценки.

1.Марксисты (Ленин): статья «Памяти Коммуны» - ПК была первым правительством рабочего класса, опыт которой показал на деле различия м/д буржуазной демократией для избранных и подлинной демократией – пролетарской. Причины поражения ПК Ленин видел в недостаточной зрелости Фр. капитализма того времени, в отсутствии связи революционеров с крестьянством, в пагубном влиянии прудонистских идей о неприкосновенности частной собственности.

2. Современная историография: заостряют внимание на конкретных соц-эк. предпосылках восстания: кризис вызванный войной, безвыходном положении населения Парижа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84943. Речення. Основні ознаки речення 210 KB
  Мета. Формувати поняття про речення як одиницю мовлення; вчити виділяти речення тексту, відокремлювати речення одне від одного, удосконалювати навички інтонування речень; розвивати увагу; інтонаційну виразність; виховувати доброзичливе ставлення до природи...
84944. Тварини – частина живої природи. Види тварин. Спостереження за тваринами 62 KB
  Мета: Формувати поняття «тварини-живі організми»; поняття про види тварин; розвивати вміння спостерігати за тваринами, увагу, кмітливість; виховувати дбайливе ставлення до тварин. Обладнання: малюнки із зображенням тварин, картки з завданням, мікрофон, фільм про тварин, проектор, комп’ютер.
84945. «Шукачі скарбів». Виховна година, присвячена 175-річниці з Дня народження Марка Твена 116 KB
  Мета: виховувати шанобливе ставлення до книг; виховувати такі почуття, як дружба, відповідальність, любов. Тип заняття: брейн-ринг Обладнання: уривки художніх фільмів, видання книжок М.Твена для дітей,; декорації: паркан, квіти, скриня із кульками «доброта», «щирість», «відданість», «підприємливість»...
84946. Масляна. Складання розповіді 31.5 KB
  Навчити будувати зв’язну розповідь за опорними словами та малюнками, вдосконалювати вміння висловлюватися реченнями, активізувати і поповнити словниковий запас, висловлювати свої думки в логічній послідовності, формувати навички усного і писемного мовлення, закріпити уміння добирати прикметники...
84947. Написання твору за картиною Р.Г.Романова «Зимовий ліс» 3.32 MB
  Організація учнів до уроку. Створення позитивного настрою. З хорошим настроєм, бажанням вчитися та пізнати щось нове розпочнемо наш з вами урок. Станьте, діти, всі рівненько, Посміхніться всім гарненько, Привітайте гостей, що до нас завітали. Хочу чути, чого б ви сьогодні їм всім побажали?
84948. Творческий интеллектуальный конкурс «Мисс Осень – 2010» 35.5 KB
  Цель конкурса: сформировать познавательные, личностные, социальные, творческие компетентности учащихся; способствовать развитию у учащихся творческих и интеллектуальных способностей; воспитывать чувство коллективизма, толерантности, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения, принимать решения.
84949. Творчість класного керівника 164.5 KB
  Ефективність роботи класного керівника визначається тим якою мірою навчально-виховний процес забезпечує розвиток творчих здібностей кожної дитини формує творчу особистість і готує її до творчої пізнавальної та суспільно трудової діяльності.
84950. Українська хата. Традиційна культура українців у побуті 203 KB
  Мета. Познайомити учнів з естетикою побуту українців; розширити уявлення про українську оселю, ужиткові речі, одяг, предмети побуту; сприяти розвитку у підростаючого покоління здібностей сприймати прекрасні скарби, створені художнім генієм українського народу, прилучати дітей до світу краси...
84951. Все починається з мами 50.5 KB
  Мета: удосконалювати навички виразного читання, збагачувати словниковий запас, розвивати уміння давати оцінні судження; виховувати пошану і любов до мами. Обладнання: прислів’я на картках, вислови видатних людей про маму.