27194

Франко-германская война 1870-1871 гг. и парижская Коммуна 1871 г. и их место в историческом процессе

Доклад

История и СИД

19 сентября немецкие войска осадили Париж = голод зима безденежье = народные восстания = меры правительства: запрет на взыскание платы за аренду и по кредитам = бунты продолжались = 28 января 1871 г. По мере уплаты контрибуций германские войска покидали оккупированные территории. Вооруженные силы ПК значительно уступали по численности и подготовки Версальским войскам которых к тому же поддерживали германские оккупационные войска. 21 мая версальские войска ворвались в Париж.

Русский

2013-08-19

37 KB

2 чел.

(11) Франко-германская война 1870-1871 гг. и парижская Коммуна 1871 г. и их место в историческом процессе.

Причины: В конце 60 –х гг. отношения м/д Фр. и Пруссией резко обострились. Фр. не получила желаемых компенсаций от Пруссии, переживала глубокий П. кризис. Император Фр. Н.III относился к будущей войне как к средству поправить внутренние дела и одновременно воспрепятствовать усилению Германии. Бисмарк усматривал в сложившихся обстоятельствах не считаясь с общеевропейскими настроениями нанести удар главному внешнеполитическому противнику – Фр., завершив т.о. воссоединение Германии.

Повод: В мае 1870 г. м/д Фр. и Пруссией развернулся дипломатический конфликт по поводу Испанского престола. Испанское правительство предложило германскому принцу Леопольду занять Испанский престо = Фр. недовольна. Принц Леопольд под влиянием не желавшего обострения прусского короля Вильгельма I отказался. Фр. правительство, стремившееся к обострению ситуации, потребовала от Пруссии гарантии на будущее (что не будут претендовать на трон Испании). Вильгельм I рассчитывал уладить конфликт поэтому в Эмсе он начал вести переговоры с послом Фр. Бисмарк тоже хотел спровоцировать войну поэтому перехватил текст сообщения об этих переговорах и исказил его придав оскорбительный для Фр.правительства смысл.  

Эмская депеша была использована Фр. для объявления войны Пруссии 19 июля 1870 г.Правящая элита Фр. была дезинформирована воспоминаниями о поражениях Пруссии в войнах Н.I поэтому была уверена в быстрой и легкой победе.

Военный министр Фр. маршал Лебеф: «Прусская армия? Ее нет. Я ее отрицаю!». Считалось что Фр. армия полностью готова к войне, ситуация на самом деле была кардинально иной.

Фр. – Прусская война была осознана в Германии как война за национальное существование и независимость, поэтому против Фр. выступила не только Пруссия и объединенная с ней в Северогерманском союзе государства, но и связанные с ней договорами южно - германские государства. В Германской прессе развернулась шумная кампания за присоединение «исконных» Германских З. – Эльзаса и Лотарингии.

Ход: в августе в Эльзасе и Лотарингии Фр. терпели поражения. 2 сентября 83 тыс. армия во главе с Н. III и маршалом Мак-Малоном капитулировала при Седане (Седанская катострофа). В результате крах 2-й империи был очевидным.

4 сентября 1870 г. в Париже вспыхнула революция уничтожившая прежний режим. Была провозглашена республика, создано Временное правительство Национальной обороны, в которое вошли представители П. силы оппозиционные империи. Возглавивший Временное правительство генерал Трюшо считал бесчестием принять Прусские условия мира, но не имел реальных сил для продолжения войны.

19 сентября немецкие войска осадили Париж = голод, зима, безденежье = народные восстания = меры правительства: запрет на взыскание платы за аренду и по кредитам = бунты продолжались = 28 января 1871 г. вынужденное перемирие с Германией.

8 февраля 1871 г. прошли выборы в Национальное Собрание, которое должно было утвердить прелиминарный мирный договор (формальное согласие м/д воюющими государствами относительно прекращения военных действий, соглашение установления условий прекращения огня, в общей форме очерчивается предполагаемая территория, договариваются о судьбе военнопленных и т.д.).

В условиях частичной оккупации Парижа, агитации против социалистов большинство в Национальном Собрании получили монархисты, главой исполнительной власти был назначен А.Тьер.

26 февраля был подписан прелиминарный договор о мире, по которому Фр. уступала Эльзас и Лотарингию, уплачивала контрибуцию (5 млрд. франков). По мере уплаты контрибуций германские войска покидали оккупированные территории. Местом пребывания правительства стал г. Версаль. Основной задачей правительства Тьера стала борьба с революционным Парижем.

Парижская Коммуна: возмущение парижан условиями мира было тем больше, что они подозревали Тьера и Национальное собрание в стремлении к реставрации монархии. Лозунг предоставления Фр. столице самоуправления, которого она была лишена с времен империи, приобрел популярность.

В роли защитника интересов Парижа выступила Национальная гвардия. 24 февраля возникла Республиканская федерация Национальной гвардии во главе с ЦК. Тьер попытался разоружить гвардейцев, но этим только ускорил взрыв:

18 марта в Париже произошло восстание, власть в городе оказалась в руках национальной гвардии. Тьер с правительством эвакуировались в Версаль.

26 марта состоялись выборы в П.К. многие члены Совета коммуны принадлежали к последователям социалистических течений (бланкистам, прудонистам). Значительна была группа революционных демократов – неоякобинцев.

28 марта провозглашена официально ПК.

Совет Коммуны осуществлял высшую законодательную и исполнительную власть.

Парижская коммуна упразднила постоянную армию заменив ее вооруженным народом (Национальная гвардия),

установлен максимум жалования гос. служащим,

церковь отделена от государства,

ликвидирована полиция (ее функции выполняли резервные батальоны нац. гвардии).

Были запрещены произвольные штрафы и вычеты из з/п рабочих,

отменен ночной труд в пекарне,

вводился 10 часовой раб. день,

организованы бюро для трудоустройства рабочих.

В состав ПК входили рабочие, интеллигенция, мелкая буржуазия. С пестротой состава ПК были связаны разногласия по ряду ? теории и практики, что привело к образованию 2 фракций: «большинства» - состоявшее в основном из неоякобинцев и бланкистов и «меньшинства» - прудонисты.

Война с версальским правительством: ПК провозгласила принципами своей внешней П. отказ от милитаризма и захватнических войн и борьбу за всемирную социальную республику. Но 2 апреля Версальская армия начала наступление на Париж. С этого времени военные действия с каждым днем принимали все более ожесточенный характер. Вооруженные силы ПК значительно уступали по численности и подготовки Версальским войскам, которых к тому же поддерживали германские оккупационные войска.

21 мая версальские войска ворвались в Париж. Коммунары – мужчины, женщины и даже дети – защищали в течении недели на баррикадах каждую улицу и каждый дом. Эта неделя вошла в историю как «кровавая майская неделя». Правительственные войска расстреливали пленных коммунаров. Коммунары безжалостно сопротивлялись, расстреляли группы заложников (в их числе парижского архиепископа).

28 мая пала последняя баррикада, а 29 мая был взят форд Венсенн. ПК – пала. Множество сторонников ПК было осуждено, казнено, отправлено на каторгу.

Т.о. Тьеру удалось стабилизировать П. развитие Фр. и 10 мая во Франкфурте на Майне был подписан окончательный мирный договор с Германией.

Значение ПК: в ходе ПК было создано государство нового типа. В историографии нет однозначной оценки.

1.Марксисты (Ленин): статья «Памяти Коммуны» - ПК была первым правительством рабочего класса, опыт которой показал на деле различия м/д буржуазной демократией для избранных и подлинной демократией – пролетарской. Причины поражения ПК Ленин видел в недостаточной зрелости Фр. капитализма того времени, в отсутствии связи революционеров с крестьянством, в пагубном влиянии прудонистских идей о неприкосновенности частной собственности.

2. Современная историография: заостряют внимание на конкретных соц-эк. предпосылках восстания: кризис вызванный войной, безвыходном положении населения Парижа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80450. Гілка сакури та кетяг калини. Діалог японської та української культур 484.5 KB
  Мета. Показати зарубіжну країну через її народ, прослідкувати своєрідні риси національної культури та літератури, провести паралель між японською та українською культурами. Виховна мета. Прищеплювати інтерес до культури народів світу,прагнення до пізнання життя, повагу до самобутності...
80451. Складання казки «Барвінок». Розвиток зв’язного мовлення 51.5 KB
  Мета: вчити учнів висловлювати свої думки в логічній послідовності; збагачувати активний словник учнів; розвивати творчі здібності, спостережливість; виховувати любов до природи, вміння відчувати красу рідного слова. Обладнання: ілюстрації та малюнки дітей із зображенням барвінка, аудіозапис «Пори року» П.Чайковського.
80452. Урок Доброти 4.2 MB
  Обладнання: комп’ютер дві презентації Казка про краплинку Твори Добро свічки картки для роботи в групах. Що на вашу думку може статися далі впасти зникнути або трапитись чудо Як хотіла жити Краплинка спокійно спати ні про що не думати байдужість безтурботність...
80453. Как правильно переходить дорогу (практическое занятие); разбор конкретных ситуаций 41 KB
  Как правильно переходить дорогу практическое занятие; разбор конкретных ситуаций. Кто-то норовит перебежать дорогу прямо перед вами рискуя попасть под ваши колеса. Вспомните как правильно нужно переходить дорогу. Где ж второй участник спора Он достиг конца пути И стоит у светофора...
80454. Герої мультфільмів. Теперішній тривалий час 1.62 MB
  Освітня мета: навчати порівнювати явища іноземної й мови рідної; формувати уявлення про мовну будову англійської мови; поглибити знання учнів про найвідоміші мультфільми світу; формувати усвідомлення важливості оволодіння іноземною мовою і потребою користуватися нею як засобом спілкування.
80455. Learn About the World Around 73 KB
  What season is it now? What month is it now? What are the four seasons of the year? What’s your favourite season? Why? What are the spring month? What’s your favourite spring month? Why? What is the weather like in March May?
80456. Спортивні ігри. Баскетбол 178 KB
  Завдання уроку: Освітні Ознайомлення із засобами загартування; Закріплення техніки ведення м’яча правою лівою рукою в високій та низькій стійках; Повторення різновидів передач м’яча однією та двома руками Ознайомлення з технікою виконання подвійного кроку.
80457. Звуки (с), (с’), позначення їх буквами Сс 155 KB
  Навчити читати склади, слова з новими буквами. Розвивати уміння читати анаграми. Виховувати бережливе ставлення до природи. Обладнання. Фішки звуків; демонстраційні картки з великою і малою буквами Сс...
80458. Закріплення знань про звук (дз), буквосполучення дз 34 KB
  Мета. Закріплення вміння читати склади,слова і текст з буквосполученням «дз», вміння робити звуко-буквенний аналіз слів. Розвивати мовленнєві навички,словниковий запас, пам’ять,увагу. Виховувати бережливе ставлення до природи,любов до птахів.