2722

Темперамент личности

Конспект урока

Психология и эзотерика

Бинарный урок по теме: Темперамент личности Одним из факторов активизации познавательной деятельности учащихся является проведение так называемых нетрадиционных уроков по различным предметам. Учащиеся не только узнают новое в каком-то необычном ра...

Русский

2012-11-13

161.44 KB

31 чел.

Бинарный урок по теме: "Темперамент личности"

Одним из факторов активизации познавательной деятельности учащихся является проведение так называемых нетрадиционных уроков по различным предметам. Учащиеся не только узнают новое в каком-то необычном ракурсе, но и видят своих таких привычных учителей в совершенно ином свете. Объединяясь с коллегой, соединяя “две головы в одну”, можно представить учебный материал гармонично и красочно. Задействованные новые технологии можно применить не только, как это обычно бывает, в качестве “микрокалькулятора” для расчетов, но и как средство для выражения своих мыслей, как обработчика статистических результатов. Наконец, компьютер – это единственное средство для создания уроков-практикумов, на которых помимо всего вышеуказанного логично повторить и закрепить умения и навыки в работе с информационными технологиями.

Бинарные уроки представляют окружающий мир не только как мозаику из различных областей знаний, но и их взаимное проникновение друг в друга, единство и связи окружающего нас мира. Таким образом, это огромный вклад в формирование у ребенка научного мировоззрения и картины окружающего пространства имя которому - Человек.

Предлагаемый мною открытый урок по теме “Темперамент личности” предполагает наличие у детей хотя бы минимальный набор умений работы с Web-сайтом. То есть ученики должны уметь хотя бы перемещаться со страницы на страницу. Это хороший материал для пропедевтики изучения языка НТМL.

Этот урок создавался мною в тесном сотрудничестве с учителями биологии Беляковой Ларисой Геннадьевной и истории Кирилловой Светланой Валерьевной. Тип урока мы определили как интерактивный урок-практикум по биологии-обществознанию (10-й класс) на базе компьютерных технологий. Думаю, понятно, почему “практикум” - на уроке осуществляется практическая работа с информацией. Ну а интерактивность – это возможность ученика влиять на выбор того или иного персонажа для исследования, решения собственных задач именно в данный момент времени, а также возможность влияния на работу всего классного коллектива.

Данный урок стал интересен нам, учителям, и учащимся, не только возможностью объединить свои усилия в поисках интересного материала, но и получением интересных ученических выводов.

Весь урок дети работают с компьютером, но имеют довольно большую возможность высказаться, так как работа ведется еще и устно вместе с тремя учителями.

Ход урока

1 этап. Целеполагание

На данном этапе учитель озвучивает цель, поставленную перед детьми на уроке: “через самоанализ черт характера и личностных темпераментов выделить закономерности влияния общества и личности”. Эта цель вывешена в верхнем фрейме титульной странички сайта нашего урока и красной строкой проходит по всему сайту.

На этом же этапе ученики озвучивают типы темпераментов, их названия и характеристику особенностей нервной деятельности. Ставится проблема: личность и темпермент: как они связаны и существуют ли “чистые” темпераменты?

2 этап. Портреты

Вторая страница сайта состоит из портретов исторических личностей и списка темпераментов, из которого нужно выбрать тип, соответствующий данному лицу.

Устанавливаются личности, представленные на портретах. В нашем случае – это А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Д. И. Менделеев, И. М Кутузов и Петр I. Иллюстрацией к данному этапу может служить рисунок 1.

Перед ребятами ставится задача по портретам и описаниям к ним установить тип темпераментов данных исторических личностей.

Ребенок выбирает портрет (любой – порядок определяется самими учащимися). Кликнув по портрету, ученик попадает на страницу, где из 5 представленных описаний он выбирает подходящее. (Рисунок 2.) Ребенок ориентируется не только на портреты, но и на все свои знания о данных личностях. Затем указатель мыши наводится на выбранное описание и, после клика получает тип темперамента. После этого данная процедура повторяется по всем портретам, определяя темпераменты всех представленных к рассмотрению личностей. В конце этой работы ребята подписывают портреты по установленным темпераментам.

После этого проводится анализ работы учеников. Могут быть заданы следующие примерные вопросы: Как вы думаете, человек рождается с готовым темпераментом или, может быть, имеются какие-то дополнительные формирующие факторы?

Далее по каждому портрету ученики дают краткую историческую справку об обществе данной эпохи, о социуме, окружающем эту личность, обобщаются и группируются все сопутствующие становлению личности факторы. Возникает гипотеза о том, что общество и личность имеют взаимное влияние.

3 этап. Познай себя

Как вы думаете, кто из данных личностей ближе к вашему типу темперамента? Десятиклассники высказывают свои предположения о своем темпераменте.

А теперь мы предлагаем учащимся проверить их догадку, для чего выполняем упражнение следующего этапа.

На этом этапе ребята отвечают на вопросы психологического теста Айзенка, специально адаптированного для подростков. Этот тест записан в файле электронной таблицы с использованием формул и диаграмм. Это позволяет повторить с учащимися не только ввод и редактирование текста в ячейки, но и работу с диаграммами.

Результатом этого теста становятся числа х и у, которые обозначают координаты точки. Испытуемые мысленно помещают данную точку на предлагаемую здесь же специальную координатную плоскость, по которой и определяется тип темперамента данной личности.

Работа с группой предполагает ответы на вопросы учителя биологии.

Совпала ли ваша гипотеза с реальным результатом?

Давайте определимся, какие типы темпераментов, и в каком количестве присутствуют в вашей группе. Количество определяется по поднятым рукам.

Продолжим работу с файлом Excel. Перейдем на лист “наша группа”. Охарактеризуйте вашу группу. Какой тип темперамента преобладает? Для проверки и этой гипотезы учителя предлагают заполнить таблицу по типам темпераментов данной группы. Аналитическая часть: с помощью диаграммы покажите, какую долю от общего количества учеников занимают представители каждого типа темперамента. Довольно много учащихся не смогли точно определить свой тип темперамента, так как точки попали на границу типов. Это объясняется тем, что личность находится на стадии формирования, да и “чистые” темпераменты на самом деле очень редкое явление в жизни. Кроме того, важной частью исследования становится то, что темперамент – это неотъемлемая часть личности.

4 этап. Ситуационный практикум

Глядя на диаграмму, определяем, какие типы темпераментов присутствуют. Влияние группы на каждую личность определяется с помощью решения тех или иных психологических ситуаций. Например, можно попросит представителей разных темпераментов проиллюстрировать пословицу или поговорку. Само представление и процесс решения задачи ярко покажет особенности поведения различных типов темпераментов.

5 этап. Итог урока.

Таким образом, приходим к выводу о том, что общество влияет на личность, на ее проявления, что существование личности возможно лишь в обществе.

Биологическая игра "Орнитолог"

Дидактическая игра – «Орнитолог» может проводиться с учащимися 7-го класса на заключительном уроке по изученной теме: «Птицы». Атрибуты игры – волчок со стрелкой и игровое поле, разделенное на сектора. Игра состоит из трех туров, участвуют в ней четыре команды со своими названиями и эмблемами, в каждой 6 ученика. Остальные учащиеся наблюдают за ходом игры.

Правила игры:

В первом туре командам предлагается 3 вопроса. Жеребьевкой разыгрывается очередность подхода к игровому полю. Играющие располагаются так, чтобы не закрывать поле от остальных игроков. Один из играющих крутит волчок. После его остановки стрелка показывает сектор с количеством баллов за правильный ответ. Ведущий зачитывает вопрос, на обдумывание команде дается 30 секунд. Если ответ не совсем точен, ведущий сам определяет, сколько баллов заслуживает ответ. Если ответ не верен или член команды не знает ответа, ведущий обращается с этим вопросом к зрителям. За правильный ответ зрителю выделяется жетон (в конце урока на основании жетонов зрителям выставляются оценки). Если участники игры не могут дать правильный ответ. Ответ дает ведущий. Если на игровом поле выпадает сектор «Б» – банкрот, вопрос снимается и передается зрителям. Сектор «+» означает, что количество баллов, Указанных в первом секторе, суммируется. Помощники ведущего в контрольном листе фиксируют количество баллов. Ко второму туру допускаются три команды, набравшие большее количество баллов, а выбывшая команда продолжает игру в качестве зрителей. Во втором туре командам предлагается по 3 вопроса, но время на обдумывание – 20 секунд. В 3 туре участвуют две команды, каждой предлагается по три вопроса, время на обдумывание – 15 секунд. В конце урока подводятся итоги игры. Каждому игроку в зависимости от набранных баллов выставляются оценки.

Название команд

1 тур

2 тур

3 тур

Всего баллов

Предлагаем один из вариантов игры «Орнитолог» по теме «Мир птиц Нижнего Амура».

ХОД ИГРЫ

– Друзья, сегодня у нас не совсем обычная встреча. Давайте познакомимся ближе с прекрасным миром пернатых своего района. На уроках изучение птиц не случайно заканчивается весной. Ведь они первые после капели предвестники весны. Пробуждается природа, наполняются живительным соком деревья – всюду жизнь! И птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы у нас на Нижнем Амуре.

Первый тур

Вопросы для команды № 1:

  1.  Всюду эта птица составляет ядро орнитонаселения, пары гнездятся под карнизами домов, по – пиратски захватывают скворечники. В период гнездования от них польза несомненна и очень велика, 40 раз в час подлетают к птенцам с гусеницей или личинкой в клюве. Поэтому одна воробьиная семья за время выкармливания птенцов уничтожает до 4 килограммов вредных насекомых, т.е. в среднем от 100 до 160 граммов в сутки. (Полевой воробей)
  2.  Какую птицу, обитающую в нашем лесу, называют нетленной? объясните почему? (Клест)
  3.  Эти птицы – самые крупные хищники, встречаются очень редко, рыбоядны. В настоящее время относятся к редким видам и занесены в Красную книгу России и Хабаровского края? (Орлан белохвост и орлан белоплечий)

Вопросы для 2 команды:

  1.  О сообразительности этих птиц рассказывают легенды, птицы выдающиеся, они находят выход из положений, в которых не только другие птицы, но и многие млекопитающие стали бы в тупик, они решают трудные задачи и не раз поражали людей. Птицы в основном хищники и падальщики. Уничтожают множество грызунов – вредителей, очищают леса от трупов умерших животных. Массивные, крупные птицы с большими черными клювами и сами совершенно черные. (Ворон)
  2.  Еще один интересный обитатель хвойного леса, это самая маленькая птица, размером чуть больше майского жука, по образу жизни похожая на синиц? (Королек)
  3.  Это редкая и своеобразная птица выбирает для себя сырые и захламленные уголки елово-пихтовой тайги. При приближении человека она не улетает, а затаивается, дорого обходиться ее доверчивость, она стала краснокнижным видом? (Дикуша)

Вопросы для 3 команды:

  1.  Лиственная тайга, а рядом марь с ягодниками – основное место обитания лесного исполина, не уступающего по размерам индюку? (Каменный глухарь)
  2.  Эта птица – северянка, замечательно умеющая подрожать голосам других птиц? (Кукушка)
  3.  Среди водоемов и пойм – обычный объект охоты, по размерам она немного меньше домашней утки. На земле вблизи воды она строит из травы, устилая своим пухом гнездо, а в нем 8 – 11 яиц? (Кряква)

Вопросы для 4 команды:

  1.  На вейниковых лугах Амура устраивает гнезда самый крупный представитель из птиц, рост достигает 1,5 метра и более, краснокнижный вид? (японский журавль)
  2.  Что объединяет этих птиц: даурский журавль, дальневосточный аист, черный аист, белый журавль, иглоногая сова, скопа и др.? (Более 20 видов дальневосточных птиц оказались в Красной книге)
  3.  Кочующая птица, наш красавец. Самец выглядит настоящим франтом: голова черная с синим блеском, спинка голубовато – серая, надхвостье и подхвостье белое, брюшная сторона розовато – красная. Не гнездится в суровую зиму, но веселит наше сердце, особенно когда услышишь его негромкую, скромную, но весьма приятную песенку. Да и сама птица хороша! (Cнегирь)

Рекламная пауза: «Птицы Красной книги Хабаровского края»

Второй тур

Вопросы для 1 команды:

Вестник весны на Нижнем Амуре. Внешне он крупнее воробья, чаще всего держится на земле, как поодиночке, так и парами, а ранней весной и в конце лета – стайками, поет чаще всего, находясь в воздухе. Спина птицы глинисто – черная с темными крупными пестринками, а нижняя сторона беловатая, грудь глинистая с мелкими продольными пестринками, по краям хвоста белые полоски. Песня – звонкие и далеко слышимые трели. (Полевой жаворонок)

Птица совершенно белой окраски, довольно крупная с широкими крыльями. Ноги черные, как и клюв, но у основания клюва выделяется желтая полоса. Такого же цвета желтое кольцо хорошо заметно вокруг глаз. Гнезда устраивает только на деревьях

Самая яркая и самая красивая из уток. В Хабаровском крае охраняется в заказниках «Бобровый», «Большехехцирском» и др. Внесена в Красные книги.

Вопросы для 2 команды:

Птица из семейства утиных – редкая и своеобразная птица, одна из древнейших на Земле. Мало изученный и загадочный вид. Внесен во все существующие Красные книги. (Чешуйчатый крохаль)

В особо суровую дальневосточную зиму наблюдалась массовая гибель птиц, порою даже до 90%. В чем основная причина их гибели?

Утки не строят постоянного гнезда, а яйца откладывают прямо на кучу плавающих растений. Гниющие растения и солнце выполняют функцию настоящего инкубатора, да еще и плавающего? (Серощекая поганка)

Вопросы для 3 команды:

  1.  Как называется наука о птицах? (Орнитология)
  2.  Чешуйчатый крохаль, мандаринка, дикуша – это наши (эндемики), объясните термин. (Виды, которых больше нигде нет.)
  3.  Одна из красивейших птиц наших лесов, золотисто – желтая, с черными крыльями, красавица только одна из плеяды ярко раскрашенных тропических птиц. Добывая пищу себе и птенцам, она уничтожает гусениц, в том числе и мохнатых, которых другие птицы не едят? (Иволга)
  4.  Птица тесно связана с жилищем человека и гнездится в строениях. По своей биологии похож с полевым воробьем? (Домовый воробей)

Рекламная пауза: «Охрана живого в Хабаровском крае».

Третий тур

Вопросы для первой команды:

Назовите самую большую и самую маленькую утку Хабаровского края? (Чирок трескун, горбоносый турпан)

Известный дальневосточный орнитолог, автор книги « В стране птиц»? (Всеволод Дмитриевич Яхонтов)

Все виды журавлей, обитающих в нашем крае, взяты под охрану и как редкие занесены в Красную книгу РСФСР, Хабаровского края. Перечислите их название. (Даурский журавль, черный журавль, японский журавль)

Вопросы для второй команды:

Дальневосточные охотоведы заметили, что рябчики, попав в когти ястреба, сбрасывают перья. Чем объяснить такую особенность организма птицы, которая в спокойной ситуации перья не роняет?

Серая однотонная окраска с чуть рыжеватым или оливковым налетом, туловище продолговатое, клюв довольно длинный, хвост тоже. Прилетают к нам со второй половины мая, а через 2 – 3 дня по опушкам слышится характерное пощелкивание и песня. (Толстоклювая камышевка)

Это умная осторожная птица издавна на Руси считалась предвестником беды. Не раз русские художники использовали образ этой птицы в своих произведениях, чтобы подчеркнуть трагизм, безысходность ситуации? (Вворона)

Итог игры, награждение

Ведущий: время нашей игры подошло к концу. Мы убедились, что у команд качественные знания по птицам Нижнего Амура. Уверена, что каждый из Вас, в ходе игры узнал много нового, интересного о птицах Нижнего Амура. Будем же беречь птиц своего Нижнего Амура! До свидания! До новых встреч!

Блок уроков по теме "Грибы"

Урок № 1

Задачи урока:

познакомить учащихся с царством грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, их строением, питанием, размножением, ролью в природе и жизни человека;

сравнение с растениями и животными.

Оборудование:

шляпочные грибы консервированные,

муляжи,

таблицы.

Грибы – это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. В настоящие время грибы выделены в отдельное – третье – царство живых организмов. Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу.

Это гетеротрофные организмы. Грибы лишены хлорофилла и необходимый для жизнедеятельности углерод получают из готовых органических веществ, развиваясь как сапрофиты или как паразиты.

- Собрались мы с вами, ребята, в лес за грибами. Нашли грибную полянку, срезали грибы, а через неделю пришли опять на это же место. Найдём мы здесь грибы?

- Да.

- А теперь мы грибы ( плодовые тела ) срежем, снимем слой грибницы, положим в корзину, а грибы поставим как они стояли, в землю. Через неделю опять придем сюда же.

Что мы увидим?

Ничего, а точнее, сгнившие плодовые тела.

А что такое плодовое тело?

Так что же является основной частью гриба?

Грибница, мицелий, гифы гриба.

Вегетативное тело – мицелий или грибница, представлено системой ветвящихся нитей – гиф. Мицелий питается всей поверхностью. Запасные продукты грибной клетки – гликоген, волютин, масло. Крахмала никогда не образуется.

Сколько же лет потребуется на восстановление грибницы?

От пяти до пятнадцати лет.

У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой одну гигантскую разветвленную клетку. У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры (показываем масленок, маховик, белый гриб).

Что общего у этих грибов?

Трубочки, трубчатый гименофор. (показываем груздь, рыжик, шампиньон)

Что общего можно увидеть у этих грибов?

Пластинчатый гименофор.

Следовательно, шляпочные грибы имеют пластинчатый и трубочный гименофоры. А для чего нужен гименофор? Какую функцию он выполняет?

Функцию размножения. Споры-органы бесполого размножения сосредоточены в гименофоре. Способы размножения грибов:

А) вегетативное почкование и деление мицелия

Б) бесполое – спорами

В) половое слияние специализированных клеток “гамет”.

Рассмотрите рисунок с изображением цикла развития шляпочного гриба. Запишите, что изображено под каждой из цифр.

2) По продолжительности жизни грибы можно разделить на 4 группы:

Эфемерные грибы – завершают развитие грибницы за несколько дней (сапролегия, Мукор, Ризопус)

Однолетние грибы – головневые, ржавчинные.

Двухлетние грибы – фитофтора.

Многолетние грибы – трутовики, шляпочные грибы.

3) В зависимости от субстрата, на котором развиваются грибы, выделяют 3 основные экологические группы:

Ксилофилы, обитающие на древесине – трутовики, опенки, вешенка.

Почвенные сапротрофы , растущие на опаде и в различных горизонтах гумусового слоя. Наиболее известные грибы этой группы – виды шампиньонов

Микоризные грибы

- А что такое “микориза, или грибокорень”

Объясните, почему подосиновик, подберезовик и другие грибы живут под определенными деревьями ?

Запиши новые понятия в словарь.

II. Закрепление

- 1) заполните таблицу:

Отличительные особенности водорослей и грибов.

Признаки

Водоросли

Грибы

1. Способ питания

2. Наличие хлорофилла

3. Запасной продукт в клетке

4. Оболочка

Автотрофный

Есть

Крахмал

Целлюлозная , кремнистая, пектиновая

Гетеротрофный

Нет

Гликоген, масло, волютин

Целлюлоза, пектиновая

2) Д/З §7, 8, подготовить сообщения о плесневых, паразитических грибах и дрожжах .

В.В. Пасечник “Биология” 6 класс.

Урок №2 (Приложение)

Урок №3 (Приложение)

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45355. Рекуррентные сети 91.5 KB
  В связи с этим были предприняты попытки дополнить искусственные нейронные сети обратными связями что привело к новым неожиданным результатам. Таким образом под воздействием входных сигналов х1 и х2 на выходе сети в момент времени t вырабатываются сигналы y1t и y2t а в следующий момент времени под воздействием этих сигналов подаваемых на вход вырабатываются новые выходные сигналы y1t1 и y2t1. Для всякой рекуррентной сети может быть построена идентичная сеть без обратных связей с прямым распространением сигнала поэтому для...
45356. Направления исследований в области искусственного интеллекта 30.5 KB
  Второй подход в качестве объекта исследования рассматривает системы искусственного интеллекта. Третий подход ориентирован на создание смешанных человекомашинных или как еще говорят интерактивных интеллектуальных систем на симбиоз возможностей естественного и искусственного интеллекта. Сообщения об уникальных достижениях специалистов в области искусственного интеллекта суливших невиданные возможности пропали со страниц научнопопулярных изданий много лет назад.
45357. Области применения систем искусственного интеллекта 47 KB
  В распознавании образов имеется хорошо разработанный математический аппарат и для не очень сложных объектов разработаны системы классификации по признакам по аналогии и т. Алфавит признаков придумывается разработчиком системы. Экспертные системы Экспертными системами называют сложные программные комплексы аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей. В этом случае говорят что происходит обучение экспертной системы.
45358. Обучение игровых программ 41 KB
  Таким образом накопление позволяет либо экономить время либо достичь лучшего качества игры за то же время путем использования несколько большего дерева. Оно позволяет программе в ходе игры улучшать свои оценивающие функции. Качество игры зависит от подходящего выбора весовых коэффициентов k1 k2 k3 .
45359. Подготовка входных параметров 28 KB
  Естественно что незначимые параметры не следует включать в список параметров входного вектора X. Однако на практике часто бывает трудно и даже невозможно установить какие из параметров предметной области являются значимыми а какие нет. Поэтому на первом этапе в вектор X включают как можно больше параметров избегая только те из них незначимость которых очевидна.
45360. Многообразие образовательных учреждений, их специфика 66 KB
  Учреждения профессионального образования. Прием граждан для получения среднего профессионального высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются: детисироты и дети оставшиеся без попечения родителей; детиинвалиды инвалиды I и II групп которым не...
45361. Школьный класс как малая социальная группа: характеристика, структура, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения 60.5 KB
  План Признаки коллектива Характеристика класса как ученического коллектива Структура класса Формальная неформальная Отсутствие структуры складывающаяся структура 2 или более группировок Уровни развития класса стадия 1 2 3 и последующие Межличностные отношения в классе звезды предпочитаемые отвергаемые изолированные Методы изучения межличностных отношений в классе социометрия выявление лидера Признаки коллектива: Общая социально значимая цель. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и...
45362. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей-новаторов 39 KB
  Критерии педагогических инноваций Новизна оптимальности результативность массовость 7. Причины нереализованности педагогических новаций. 3 Изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Внедрение достижений педагогической науки Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психологопедагогических исследований.
45363. Диагностика результатов обучения школьников. Проверка и оценка работы школьников в процессе обучения 50.5 KB
  План Диагностика качества обучения определение цель принципы формула Контроль Понятие контроля Виды контроля Формы контроля Методы контроля Требования к контролю Тест как метод контроля Проверка Оценка 1. Принципы диагностирования обученности: Систематичность разнообразие постоянство форм методов средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения. Понятие контроля.