2724

Деятельностный подход на уроке астрономии на тему:

Конспект урока

Астрономия и авиация

Деятельностный подход на уроке астрономии на тему: Связь физических характеристик звезд Я считаю предмет астрономии очень важным для изучения в средней школе. Древнейшая наука непостижимым образом связывает воедино все естественнонаучные дисциплин...

Русский

2013-01-06

58.35 KB

6 чел.

Деятельностный подход на уроке астрономии на тему: "Связь физических характеристик звезд"

Я считаю предмет астрономии очень важным для изучения в средней школе. Древнейшая наука непостижимым образом связывает воедино все естественнонаучные дисциплины, формирует именно воззрения на мир, на его образование и развитие, дает глобальные знания.Ребята с интересом изучают астрономию, им нравится работать с подвижной картой звездного неба, нравится находить на небе известные созвездия, у них появляется желание наблюдать небо.

Остается только сожалеть, что этому мировоззренческому предмету в настоящее время уделяется так мало внимания.

В своей педагогической работе я стараюсь формировать интерес к предмету через мотивацию и деятельностный подход к преподаванию, использую на уроках компьютер и мультимедийный проектор.

Предлагаю Вашему вниманию разработанный мною урок по астрономии “Связь физических характеристик звезд”.

Цели урока:

Образовательные:

  1.  повторить физические характеристики звезд;
  2.  обнаружить связь между физическими характеристиками звезд;
  3.  построить на практике диаграмму Герцшпрунга-Рассела и изучить ее;
  4.  формировать умение решать качественные и количественные задачи.

Развивающие:

  1.  развивать интерес к астрономии;
  2.  формировать неформальные знания;
  3.  формировать научное мировоззрение.

Воспитательные:

  1.  формировать навыки работы в малых группах;
  2.  способствовать формированию умения самостоятельно приобретать и осмысливать знания.

Средства обучения: компьютерная презентация урока; раздаточный материал в виде индивидуальных карточек с данными о звездах и вопросами; набор звездочек разного цвета и размера на каждой парте; таблица с развернутыми данными о звездах на стенде.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос (подготавка к самостоятельной работе)

  1.  Перечислите физические характеристики звезд.
  2.  Как определить температуру звезды по спектральному классу?
  3.  Что такое видимая звездная величина и абсолютная звездная величина?
  4.  Какие силы удерживают звезду в равновесии?
  5.  От каких величин зависит светимость звезды? Запишите формулу.
  6.  Решим задачу: во сколько раз красный гигант больше красного карлика, если их светимости отличаются в 108 раз?

III. Работа в парах по карточкам

Для примера привожу вариант разработанного мною задания (вопросы одни и те же, а таблица с характеристиками звезд для каждой пары своя).

Ответьте на вопросы:

  1.  Какая из звезд самая горячая?
  2.  Самая холодная?
  3.  Выглядит самой слабой?
  4.  Кажется самой яркой?
  5.  Обладает наибольшей светимостью?
  6.  Обладает наименьшей светимостью?
  7.  Самая далекая?
  8.  Самая близкая?
  9.  Во сколько раз самая яркая блестит сильнее самой слабой?
  10.  Во сколько раз звезда с наибольшей светимостью дает света больше, чем Солнце?
  11.  Перечислите звезды, которые находятся ближе 10 пк.
  12.  Укажите приблизительную температуру поверхности самой горячей и самой холодной звезд.
  13.  Определите расстояние до самой далекой звезды в парсеках и в световых годах.

Звезда

m

M

Класс

Параллакс

Альнитак

1,8

– 6,4

О9

0,002

Барнарда

9,5

13,5

М4

0,552

Поллукс

1,2

1,0

К0

0,093

Денебола

2,1

1,6

А3

0,077

IV. После выполнения задания в беседе с классом обсуждается вопрос о систематизации в огромном и разнообразном мире звезд, об их классификации. Ставится задача: постараться обнаружить связь между характеристиками звезд. С этой целью ученик у доски выражает светимость звезд Спика и Лаланд в светимостях Солнца и, с помощью учителя, размещает картонные звезды нужного цвета на заранее подготовленном графике в осях “Спектральный класс – Светимость”. Эти же действия проводят все ребята с выделенными звездами своей карточки, Они выбирают из набора представленных на парте звезду нужного цвета в соответствии с ее классом и размещают свои звезды в нужной точке на доске, громко называя звезду, ее размеры, цвет и светимость. Так как звезды в карточках были подобраны в широком диапазоне, то при правильном размещении на доске получается линия диаграммы и отдельные группы звезд.

После того, как все звезды размещены, при помощи таблицы, компьютера или мультимедиа я показываю ученикам диаграмму Герцшпрунга – Рассела, мы сравниваем ее с построенной нами, делаем вывод об их соответствии. Ребята всегда радуются и гордятся своей сопричастностью к этому открытию, они чувствуют себя соавторами.

V. Рассказ учителя

Я рассказываю о важности, о значении и использовании в исследованиях этой диаграммы, для примера привожу эволюцию нашего Солнца. Этот прием некоторого опережения формирует познавательный интерес. А еще поясняю, что больше узнать о заинтересовавшей их звезде можно из таблиц и плакатов, и некоторые ученики проявляют серьезный интерес.

VI. В заключение предлагаю самим ребятам подвести итог урока: сформулировать, какими, по их мнению, были цели урока и были ли они достигнуты. Обычно ученики активно и эмоционально высказываются. Описанный метод работы для способных и стремящихся к знаниям детей оказывается точкой опоры перед шагом на следующий, более высокий уровень.

Если остается время, ученики перерисовывают диаграмму и размещают на ней все 4 звезды своей карточки (это задание можно предложить в качестве домашнего).

VII. Домашнее задание

Изучить § 25, ответить на вопросы № 2-6.

ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1.  По звездам, приведенным в таблице учебника, построить диаграмму не удастся, т. к. в нее входят только наиболее яркие звезды. В Приложении предложены звезды, по характеристикам которых можно построить диаграмму, а карточки может составить сам учитель, используя таблицу.
  2.  Если класс не очень сильный, то в целях экономии времени лучше не проводить расчеты светимости, а добавить еще одну ось M в диаграмму.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36736. Методика поиска неисправностей элементов БП ПК 120.33 KB
  Правильность работы схемы выработки сигнала PG. Порядок выполнения работы: Методика проверки работы сетевого выпрямителя и фильтра. Ознакомится с признаками исправной работы сетевого выпрямителя и фильтра для этого загрузить модель выпрямителя lb_3_1.
36737. Методика поиска неисправностей элементов Блока питания ПК 960.96 KB
  Неисправные элементы Измеренные значения Напряжение U1 В Потребляемый ток I1 Пульсация выпрямленного напряжения mВ С1 пробой 3.77 mV С1С2пробой 0 342. Переключив К2 в положение низ Последовательно введя неисправность конденсатора C1 и транзисторов VT2VT3 Shot пробой Open обрыв проанализировать поведение схемы и характер вырабатываемого сигнала PG зарисовать полученные осциллограммы для каждого случая. C1 Shot пробой C1 Open обрыв VT2 Shot пробой VT2 Open обрыв VT3 Shot пробой VT3 Open обрыв.
36738. Работа с таблицами в текстовом процессоре Word 478 KB
  Каждая ячейка таблицы может содержать текстовую числовую или графическую информацию. Можно производить любые манипуляции с данными таблицы например вставлять и удалять форматировать данные не нарушая при этом расположения столбцов. Создание таблицы Таблицу в текстовом редакторе Word можно создать двумя способами: В меню Таблица выбрать команду Вставить – Таблица рис. Диалоговое окно Вставка таблицы Рис.
36740. Острое гнойное воспаление среднего уха у детей. Характер нарушения слуха по камертональным и аудиометрическим данным 15.37 KB
  Одно из наиболее частых заболеваний детей младшего возраста. В результате «незрелости» иммунных систем и отсутствия способности к ограничению воспалительного процесса острый средний отит у детей этого возраста характеризуется тяжелыми общими нарушениями.
36741. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ 112.5 KB
  Оружие массового поражения обладает огромными поражающими возможностями, в связи с чем важное значение имеют надежная защита населения на всей территории страны и обеспечение устойчивости работы всех объектов экономики в случае применения этого оружия.
36742. Изучение свободных колебаний связанной системы тел 174 KB
  Цель работы: Определение периода колебаний и коэффициента затухания системы содержащей груз блок и пружину. Гармоническими называются колебания при которых изменение фйзической величины например смещения груза у с течением времеи закон колебаний выражается формулой или . амплитуда колебаний; фаза колебаний; циклическая частота; Любое механическое колебание происходит с затратами энерпш на работу протнв сил трения.
36743. Определение длины волны и частоты электромагнитного колебания с помощью схемы Лехера 203 KB
  Цель работы: исследование распределения амплитуд напряжения и тока вдоль двухпроводной линии при различных режимах её работы на сверхвысоких частотах (СВЧ) и определение длины волны генератора СВЧ волн.
36744. Изучение стоячих волн 45 KB
  Цель работы: изучение стоячих волн и определение скорости распространения волны в натянутом шнуре.