2728

Малые тела Солнечной системы

Конспект урока

Астрономия и авиация

Объяснительно-иллюстрированный урок Малые тела Солнечной системы Ход урока Организационная часть. Формулировка темы и цели урока. Мотивация. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. Итог урока...

Русский

2013-01-06

204.95 KB

35 чел.

Объяснительно-иллюстрированный урок "Малые тела Солнечной системы"

Ход урока

  1.  Организационная часть.
  2.  Формулировка темы и цели урока.
  3.  Мотивация.
  4.  Актуализация знаний.
  5.  Объяснение нового материала.
  6.  Итог урока.
  7.  Домашнее задание.

1. Организационная часть. “Знакомство” с классом; создание “Настроя” на урок.

2. Формулировка темы и цели урока.

Цели:

Раскрыть перед учащимися смысл понятия – “малые тела”, а так же рассмотреть виды малых тел – их физические и химические характеристики; составляющие элементы структуры.

Рассмотреть существующие взаимосвязи между малыми телами.

Учащиеся должны знать: Что такое астероид, комета, болид, метеор, метеорный поток, метеорное вещество; радиант. Труды учёных, внёсших вклад в изучение данной темы.

Учащиеся должны уметь: Различать малые тела; объяснять увиденное явление на небесной сфере; опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с появлением комет и метеоров.

3. Мотивация. Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках астрономии мы говорим о познании Вселенной. Но сегодня, прежде чем изучать малые тела, давайте заглянем в “себя” и приготовимся для научно - исследовательской экспедиции в пределах нашей Галактики и Вселенной.

4. Актуализация знаний. Астрономия – это наука о Вселенной. Астрономия изучает природу небесных тел. Вспомним Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Раз мы затронули тему единства природы, то зададимся вопросом: что может быть общего между такими различными объектами, как звёздное небо и мы с вами. Это трудный вопрос. Поразмышляем над ним. Но, чтобы войти в “состояние философских размышлений”, я предлагаю вам ознакомиться с этими замечательными изречениями:

Космическая пыль.

Как глобус, шар земной пылится. Оставив в небе тонкий след. Летят к нам быстрые частицы. Иных миров, иных планет. Тех, что за облачною дымкой Горят в космической дали, Стремясь хоть малою пылинкой Коснуться жителей земли. /Л.Татьяничева/

Вокруг сияющего света, Что вечно льёт источник дня, Кружатся лёгкие кометы, Как мотыльки вокруг огня. Сгорают их мечты и грёзы Под жгучим солнечным лучом. И часто падают их слёзы К нам с неба огненным дождём. /Н.Морозов/

5. Объяснение нового материала. Во всех этих словах заложен глубокий смысл, и я считаю, что они как нельзя лучше подходят для эпиграфа к нашему уроку. Так давайте выясним, что такое малые тела, что это за загадочные “мотыльки”, “слёзы”, “огненный дождь”. К малым телам Солнечной системы относятся: астероиды (“звёздообразные”), кометы (“длинноволосые”, “хвостатые”), болиды, метеоры и метеориты.

Их называют “малыми” телами потому что их масса и размеры не соизмеримы с размерами других тел нашей Солнечной системы.

Кометы – хвостатые звёзды (голова, ядро, хвост) – строение комет. Кометы отличаются от всех других тел Солнечной системы: (своим видом; формой орбит; большими размерами; быстрым и бурным развитием). Вид комет меняется по мере приближения к Солнцу, т.е. возрастает её яркость, увеличивается размер хвоста, иногда наблюдается быстрое изменение структуры. Хвост кометы обычно имеет вид конуса, в вершине которого находится размытое ядро (голова). Голова состоит из туманной оболочки (комы) и звёздообразного ядра, которое является самой яркой точкой кометы. Яркость кометы возрастает по направлению к ядру. Головы комет могут иметь очень большие размеры – несколько десятков и даже сотен тысяч километров. Хвост кометы всегда направлен от Солнца. Хвост растёт с огромной скоростью, около 106 км в сутки, пока не достигнет величины 108 км.

Яркие кометы своим необычным видом издавна привлекали внимание людей, внушая многим из них, суеверный ужас и этим пользовалась церковь, во времена научных гонений. И суеверный ужас у людей присутствовал до тех пор, пока всё происходящее в небе не было обосновано с научной точки зрения. Выдающийся русский астрофизик Ф.А.Бредихин (1831 – 1904 гг.) внёс большой вклад в изучение природы комет.

Он создал классификацию кометных хвостов. Различие кометных хвостов возникает из-за разницы сил притяжения и сил отталкивания.

. 

Так же говоря о кометах, следует выделить их периодичность. Самая известная комета для жителей Земли – это комета Галлея. 19 мая 1910 года английским учёным была предсказана встреча Земли с ней. И действительно хвост кометы “коснулся” Земли, а следующее появление кометы Галлея недалеко от Земли было 9 февраля 1986 года, т.е. её периодичность составляет 76 лет. Но периодичность может быть и больше, и меньше.

В настоящее время кометы играют роль своебразных “зондов” межпланетного пространства, они позволяют получить ценные сведения о свойствах космического пространства на различных расстояниях от Солнца. В настоящее время зарегистрировано появление около 1000 комет.

Астероид – малая планета; “звездообразный” объект. В ночь на 1 января 1801 года сицилийский астроном Джузеппе Пиацци (1746 – 1826 гг.) случайно обнаружил звёздный объект, координаты которого заметно менялись от ночи к ночи. Так была открыта первая из большого числа малых планет – Церера. Вскоре были открыты ещё три астероида – Паллада, Юнона, Веста.

Сегодня уже известно около 1800 астероидов, орбиты которых хорошо изучены. Диаметр Цереры – 770 км, Весты -380 км, Юноны – 170 км, размеры большинства других не превышают 5 – 10 км. Пространство между орбитами Марса и Юпитера заполнено огромным количеством обломков: с размерами больше 1 км – 30000; с диаметром менее 1 км сотни миллионов. Такое количество астероидов между Марсом и Юпитером наводит на мысль о существовании здесь прежде некой планеты, разрушившейся потом. Этот вопрос остаётся открытым. Все астероиды лишены атмосферы.

Астероиды характеризуются (блеском и массой). Выделяют три группы астероидов (тёмные, светлые, металлические) – по своим химическим характеристикам. Астероиды имеют температуру от -1200С до -1000С. Все астероиды (взятые вместе) составили бы планету диаметром 1500 км. Астероиды могут стать причиной разрушений на поверхности Земли (просмотр фрагмента из видеофильма “Астероид” и его комментарий).

Метеором – называется световое явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при вторжении в земную атмосферу частиц – метеорного тела из межпланетного пространства.

Болиды – вторжение массивных метеорных тел вызывающее очень яркие вспышки. Метеор аналог болид (скорость вторжения в атмосферу Земли от 11 до 73 км/с; высота возгорания от 130 до 80 км). Болид напоминает летящий по небу огненный шар. Несколько раз в году можно наблюдать целые метеорные потоки (метеорные дожди). Метеорные потоки на протяжении нескольких ночей могут появляться примерно в одной и той же области неба.

Радиант – это источник метеорного потока (дождя). На небесной сфере можно выделить потоки (дожди): Персеиды из созвездия Персея (бывают практически ежегодно, обычно в августе); Леониды из созвездия Льва (повторяются через каждые 33 года, особенно интенсивным был дождь в 1833 году – его сравнивают со “снежной метелью”. Последний “Леонид” был 18 – 19 ноября 1999 года.

Метеорные потоки (сейчас известно более 30) – это встреча Земли с роем метеорных тел движущихся по одной орбите. Источником практически всех малых тел являются, по-видимому, кометы. И, наоборот, крупные метеорные тела имеют астероидное происхождение. В отдельных случаях крупное метеорное тело не успевает испариться при своём движении в атмосфере и достигает поверхности Земли. Этот остаток метеорного тела называется метеоритом. На протяжении года на Землю выпадает примерно 2000 метеоритов. За сутки – около 10 тонн вещества метеоритов и метеорной пыли.

Известно 3 вида метеоритов (железные, каменные, железокаменные) они, как правило, состоят из железа, никеля, магния и различных сплавов. Химические соединения, присутствующие в метеоритах, и их кристаллическая структура показывают, что метеоритное вещество сформировалось в условиях высоких давлений и температур. Возраст метеоритов колеблется обычно в пределах от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов лет. Из наиболее известных событий связанных с малыми телами следует выделить – Тунгусский феномен (30 июня 1908 года – тайга Центральной Сибири). Об этом вы можете узнать в п.16, стр.94, учебник “Астрономия 11 кл.”, а так же в дополнительной литературе.

6. Итог урока. И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.

7. Домашнее задание. п.16 и п.17. Учебник “Астрономия 11 кл.” ОК /тетрадь/.

На этом наш урок закончен. Спасибо вам за урок. До свидания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30018. Учет труда и расчетов с персоналом по оплате труда 177.69 KB
  Методика учета расчетов с персоналом по оплате труда 14 1. Структура оплаты труда работников предприятия 19 2.2 Оценка состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда 29 2.
30019. Технические условия на изготовление сварочной конструкции 490.35 KB
  Закономерности сварки плавлением излагаются в тесной связи со спецификой отдельных ее видов. Наибольшее внимание уделено дуговой сварке занимающей ведущее положение по сравнению с другими видами сварки. Применение сварки способствует совершенствованию машиностроения и развитию таких отраслей техники как ракетостроение атомная энергетика радиоэлектроника и др.
30021. «Богатырь русского леса. Шишкин И.И.» (мультимедиа программа) 995 KB
  Картина №1. Афонасовский как прозывается он в наших краях под Елабугой Картина эта имела успех у публики. А для меня эта картина стала первой где многолетние свои наблюдения природы пытался я претворить в единый образ русского леса образ родины. Картина №2.
30023. Практические рекомендации по развитию интернет коммуникаций Фонда венчурных инвестиций ЧР www.e-birzha.cap.ru 1.39 MB
  Специфика корпоративного сайта как PRинструмента. Анализ официального сайта Фонда венчурных инвестиций ЧР www. История создания и ключевые требования к содержанию сайта. Анализ существующего состояния сайта www.
30024. Опытно - экспериментальная работа по формированию умений письма и письменной речи по средствам информационно – коммуникационных технологий 121.3 KB
  Информационнокоммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает что информационнокоммуникационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить интенсификацию самостоятельной работы учащихся повышение познавательной активности и индивидуализацию обучения.
30025. Моделирование стрижек 61.22 KB
  Стрижка волос довольно сложная и серьезная операция которая требует предельного внимания и собранности. Укладка Волос это изменение структуры волоса на непродолжительное время чаще всего от мытья до мытья. В моде светлый цвет волос.
30026. Экспертиза эффективности и финансовой реализуемости инвестиционного проекта 635.15 KB
  Главным критерием оценки деятельности интерната для детейсирот является социальный эффект. В данном случае строительство интерната для детейсирот на территории Орловского района создаст рабочих мест. Для оценки эффективности предложенного в дипломе инвестиционного проекта проведем анализ положения детейсирот в Орловской области По информации Департамента образования молодежной политики и спорта в Орловской области по состоянию на 1 сентября 2012 года насчитывалось 2775 детейсирот и детей оставшихся без попечения родителей. В...