2728

Малые тела Солнечной системы

Конспект урока

Астрономия и авиация

Объяснительно-иллюстрированный урок Малые тела Солнечной системы Ход урока Организационная часть. Формулировка темы и цели урока. Мотивация. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. Итог урока...

Русский

2013-01-06

204.95 KB

35 чел.

Объяснительно-иллюстрированный урок "Малые тела Солнечной системы"

Ход урока

  1.  Организационная часть.
  2.  Формулировка темы и цели урока.
  3.  Мотивация.
  4.  Актуализация знаний.
  5.  Объяснение нового материала.
  6.  Итог урока.
  7.  Домашнее задание.

1. Организационная часть. “Знакомство” с классом; создание “Настроя” на урок.

2. Формулировка темы и цели урока.

Цели:

Раскрыть перед учащимися смысл понятия – “малые тела”, а так же рассмотреть виды малых тел – их физические и химические характеристики; составляющие элементы структуры.

Рассмотреть существующие взаимосвязи между малыми телами.

Учащиеся должны знать: Что такое астероид, комета, болид, метеор, метеорный поток, метеорное вещество; радиант. Труды учёных, внёсших вклад в изучение данной темы.

Учащиеся должны уметь: Различать малые тела; объяснять увиденное явление на небесной сфере; опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с появлением комет и метеоров.

3. Мотивация. Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках астрономии мы говорим о познании Вселенной. Но сегодня, прежде чем изучать малые тела, давайте заглянем в “себя” и приготовимся для научно - исследовательской экспедиции в пределах нашей Галактики и Вселенной.

4. Актуализация знаний. Астрономия – это наука о Вселенной. Астрономия изучает природу небесных тел. Вспомним Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Раз мы затронули тему единства природы, то зададимся вопросом: что может быть общего между такими различными объектами, как звёздное небо и мы с вами. Это трудный вопрос. Поразмышляем над ним. Но, чтобы войти в “состояние философских размышлений”, я предлагаю вам ознакомиться с этими замечательными изречениями:

Космическая пыль.

Как глобус, шар земной пылится. Оставив в небе тонкий след. Летят к нам быстрые частицы. Иных миров, иных планет. Тех, что за облачною дымкой Горят в космической дали, Стремясь хоть малою пылинкой Коснуться жителей земли. /Л.Татьяничева/

Вокруг сияющего света, Что вечно льёт источник дня, Кружатся лёгкие кометы, Как мотыльки вокруг огня. Сгорают их мечты и грёзы Под жгучим солнечным лучом. И часто падают их слёзы К нам с неба огненным дождём. /Н.Морозов/

5. Объяснение нового материала. Во всех этих словах заложен глубокий смысл, и я считаю, что они как нельзя лучше подходят для эпиграфа к нашему уроку. Так давайте выясним, что такое малые тела, что это за загадочные “мотыльки”, “слёзы”, “огненный дождь”. К малым телам Солнечной системы относятся: астероиды (“звёздообразные”), кометы (“длинноволосые”, “хвостатые”), болиды, метеоры и метеориты.

Их называют “малыми” телами потому что их масса и размеры не соизмеримы с размерами других тел нашей Солнечной системы.

Кометы – хвостатые звёзды (голова, ядро, хвост) – строение комет. Кометы отличаются от всех других тел Солнечной системы: (своим видом; формой орбит; большими размерами; быстрым и бурным развитием). Вид комет меняется по мере приближения к Солнцу, т.е. возрастает её яркость, увеличивается размер хвоста, иногда наблюдается быстрое изменение структуры. Хвост кометы обычно имеет вид конуса, в вершине которого находится размытое ядро (голова). Голова состоит из туманной оболочки (комы) и звёздообразного ядра, которое является самой яркой точкой кометы. Яркость кометы возрастает по направлению к ядру. Головы комет могут иметь очень большие размеры – несколько десятков и даже сотен тысяч километров. Хвост кометы всегда направлен от Солнца. Хвост растёт с огромной скоростью, около 106 км в сутки, пока не достигнет величины 108 км.

Яркие кометы своим необычным видом издавна привлекали внимание людей, внушая многим из них, суеверный ужас и этим пользовалась церковь, во времена научных гонений. И суеверный ужас у людей присутствовал до тех пор, пока всё происходящее в небе не было обосновано с научной точки зрения. Выдающийся русский астрофизик Ф.А.Бредихин (1831 – 1904 гг.) внёс большой вклад в изучение природы комет.

Он создал классификацию кометных хвостов. Различие кометных хвостов возникает из-за разницы сил притяжения и сил отталкивания.

. 

Так же говоря о кометах, следует выделить их периодичность. Самая известная комета для жителей Земли – это комета Галлея. 19 мая 1910 года английским учёным была предсказана встреча Земли с ней. И действительно хвост кометы “коснулся” Земли, а следующее появление кометы Галлея недалеко от Земли было 9 февраля 1986 года, т.е. её периодичность составляет 76 лет. Но периодичность может быть и больше, и меньше.

В настоящее время кометы играют роль своебразных “зондов” межпланетного пространства, они позволяют получить ценные сведения о свойствах космического пространства на различных расстояниях от Солнца. В настоящее время зарегистрировано появление около 1000 комет.

Астероид – малая планета; “звездообразный” объект. В ночь на 1 января 1801 года сицилийский астроном Джузеппе Пиацци (1746 – 1826 гг.) случайно обнаружил звёздный объект, координаты которого заметно менялись от ночи к ночи. Так была открыта первая из большого числа малых планет – Церера. Вскоре были открыты ещё три астероида – Паллада, Юнона, Веста.

Сегодня уже известно около 1800 астероидов, орбиты которых хорошо изучены. Диаметр Цереры – 770 км, Весты -380 км, Юноны – 170 км, размеры большинства других не превышают 5 – 10 км. Пространство между орбитами Марса и Юпитера заполнено огромным количеством обломков: с размерами больше 1 км – 30000; с диаметром менее 1 км сотни миллионов. Такое количество астероидов между Марсом и Юпитером наводит на мысль о существовании здесь прежде некой планеты, разрушившейся потом. Этот вопрос остаётся открытым. Все астероиды лишены атмосферы.

Астероиды характеризуются (блеском и массой). Выделяют три группы астероидов (тёмные, светлые, металлические) – по своим химическим характеристикам. Астероиды имеют температуру от -1200С до -1000С. Все астероиды (взятые вместе) составили бы планету диаметром 1500 км. Астероиды могут стать причиной разрушений на поверхности Земли (просмотр фрагмента из видеофильма “Астероид” и его комментарий).

Метеором – называется световое явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при вторжении в земную атмосферу частиц – метеорного тела из межпланетного пространства.

Болиды – вторжение массивных метеорных тел вызывающее очень яркие вспышки. Метеор аналог болид (скорость вторжения в атмосферу Земли от 11 до 73 км/с; высота возгорания от 130 до 80 км). Болид напоминает летящий по небу огненный шар. Несколько раз в году можно наблюдать целые метеорные потоки (метеорные дожди). Метеорные потоки на протяжении нескольких ночей могут появляться примерно в одной и той же области неба.

Радиант – это источник метеорного потока (дождя). На небесной сфере можно выделить потоки (дожди): Персеиды из созвездия Персея (бывают практически ежегодно, обычно в августе); Леониды из созвездия Льва (повторяются через каждые 33 года, особенно интенсивным был дождь в 1833 году – его сравнивают со “снежной метелью”. Последний “Леонид” был 18 – 19 ноября 1999 года.

Метеорные потоки (сейчас известно более 30) – это встреча Земли с роем метеорных тел движущихся по одной орбите. Источником практически всех малых тел являются, по-видимому, кометы. И, наоборот, крупные метеорные тела имеют астероидное происхождение. В отдельных случаях крупное метеорное тело не успевает испариться при своём движении в атмосфере и достигает поверхности Земли. Этот остаток метеорного тела называется метеоритом. На протяжении года на Землю выпадает примерно 2000 метеоритов. За сутки – около 10 тонн вещества метеоритов и метеорной пыли.

Известно 3 вида метеоритов (железные, каменные, железокаменные) они, как правило, состоят из железа, никеля, магния и различных сплавов. Химические соединения, присутствующие в метеоритах, и их кристаллическая структура показывают, что метеоритное вещество сформировалось в условиях высоких давлений и температур. Возраст метеоритов колеблется обычно в пределах от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов лет. Из наиболее известных событий связанных с малыми телами следует выделить – Тунгусский феномен (30 июня 1908 года – тайга Центральной Сибири). Об этом вы можете узнать в п.16, стр.94, учебник “Астрономия 11 кл.”, а так же в дополнительной литературе.

6. Итог урока. И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.

7. Домашнее задание. п.16 и п.17. Учебник “Астрономия 11 кл.” ОК /тетрадь/.

На этом наш урок закончен. Спасибо вам за урок. До свидания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54270. Культура Древнего Рима: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры 16.65 KB
  История Древнего рима охватывает период с VII в. До н. э. по V в. н. э. В римской культуре, римском искусстве многое взято у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. Уже в VIII в. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы
54272. Асоціативний диктант Біографія 78.5 KB
  Про критику і критиків у літературі початківця Григорія Яковенка. Найбільш резонансними були памфлети Миколи Хвильового Апологети писаризму Україна чи Малоросія Думки проти течії Миколи Зерова До джерел. Після зречення Миколи Хвильового і саморозпуску ВАПЛІТЕ провідні ролі в літературному процесі...
54273. Використання спеціальних засобів навчання на уроках української мови. Енциклопедія дидактичних матеріалів 394 KB
  Вкажіть правильний варіант відповіді. Укажіть варіант правильного адресування. Укажіть правильний варіант перекладу. Вкажіть варіант у якому всі слова написано згідно з правилами правопису.
54275. Урок обобщающего повторения «Путешествие по материкам» 39.5 KB
  Учитель предлагает утверждение подумав команда отвечает иллюзия или факт. Если правильный ответ – иллюзия и команда может объяснить почему ответ неправильный то количество очков удваивается. Иллюзия Большинство рек Африки принадлежат бассейну Атлантического океана. Иллюзия Водопад Виктория – самый высокий водопад мира.
54276. Тема материнства у творах мистецтва 56.5 KB
  Поглянемо на картини репродукціями яких прикрашений наш клас Ви напевне ще чуєте ту музику під яку заходили до класу Як ви думаєте хто є головним образом картин і музики Учні: Матір із немовлям Свята Марія із Ісусом Мадонна Богоматір Вчитель. Вчитель.
54277. Тема материнства у творах мистецтва 87 KB
  Шуберт Аве Марія Р.Паллай Рідна моя мамо Мета уроку: учити учнів співвідносити живописні образи з музичними; розкрити образ матері через змальований образ Мадонни і музичний образ Аве Марія; дати розуміння понять тших легато стокато; ознайомити з піснею В. Шуберта Аве Марія музичний інструмент магнітофон СД – диск Чарівниці. Діти заходять до класу під звучання пісні у виконанні Дніпропетровської капели бандуристів Чарівниці Діва Марія.
54278. Ознайомлення з дією множення. Знак множення 59.5 KB
  Мета: Ознайомити з дією множення знаком множення; вчити замінювати приклади на додавання прикладами на множення. Обладнання: Таблиця множення демонстраційні таблиці план уроку у вигляді віночка з стрічками схема до задачі індивідуальні картки.