2728

Малые тела Солнечной системы

Конспект урока

Астрономия и авиация

Объяснительно-иллюстрированный урок Малые тела Солнечной системы Ход урока Организационная часть. Формулировка темы и цели урока. Мотивация. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. Итог урока...

Русский

2013-01-06

204.95 KB

37 чел.

Объяснительно-иллюстрированный урок "Малые тела Солнечной системы"

Ход урока

  1.  Организационная часть.
  2.  Формулировка темы и цели урока.
  3.  Мотивация.
  4.  Актуализация знаний.
  5.  Объяснение нового материала.
  6.  Итог урока.
  7.  Домашнее задание.

1. Организационная часть. “Знакомство” с классом; создание “Настроя” на урок.

2. Формулировка темы и цели урока.

Цели:

Раскрыть перед учащимися смысл понятия – “малые тела”, а так же рассмотреть виды малых тел – их физические и химические характеристики; составляющие элементы структуры.

Рассмотреть существующие взаимосвязи между малыми телами.

Учащиеся должны знать: Что такое астероид, комета, болид, метеор, метеорный поток, метеорное вещество; радиант. Труды учёных, внёсших вклад в изучение данной темы.

Учащиеся должны уметь: Различать малые тела; объяснять увиденное явление на небесной сфере; опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с появлением комет и метеоров.

3. Мотивация. Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках астрономии мы говорим о познании Вселенной. Но сегодня, прежде чем изучать малые тела, давайте заглянем в “себя” и приготовимся для научно - исследовательской экспедиции в пределах нашей Галактики и Вселенной.

4. Актуализация знаний. Астрономия – это наука о Вселенной. Астрономия изучает природу небесных тел. Вспомним Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Раз мы затронули тему единства природы, то зададимся вопросом: что может быть общего между такими различными объектами, как звёздное небо и мы с вами. Это трудный вопрос. Поразмышляем над ним. Но, чтобы войти в “состояние философских размышлений”, я предлагаю вам ознакомиться с этими замечательными изречениями:

Космическая пыль.

Как глобус, шар земной пылится. Оставив в небе тонкий след. Летят к нам быстрые частицы. Иных миров, иных планет. Тех, что за облачною дымкой Горят в космической дали, Стремясь хоть малою пылинкой Коснуться жителей земли. /Л.Татьяничева/

Вокруг сияющего света, Что вечно льёт источник дня, Кружатся лёгкие кометы, Как мотыльки вокруг огня. Сгорают их мечты и грёзы Под жгучим солнечным лучом. И часто падают их слёзы К нам с неба огненным дождём. /Н.Морозов/

5. Объяснение нового материала. Во всех этих словах заложен глубокий смысл, и я считаю, что они как нельзя лучше подходят для эпиграфа к нашему уроку. Так давайте выясним, что такое малые тела, что это за загадочные “мотыльки”, “слёзы”, “огненный дождь”. К малым телам Солнечной системы относятся: астероиды (“звёздообразные”), кометы (“длинноволосые”, “хвостатые”), болиды, метеоры и метеориты.

Их называют “малыми” телами потому что их масса и размеры не соизмеримы с размерами других тел нашей Солнечной системы.

Кометы – хвостатые звёзды (голова, ядро, хвост) – строение комет. Кометы отличаются от всех других тел Солнечной системы: (своим видом; формой орбит; большими размерами; быстрым и бурным развитием). Вид комет меняется по мере приближения к Солнцу, т.е. возрастает её яркость, увеличивается размер хвоста, иногда наблюдается быстрое изменение структуры. Хвост кометы обычно имеет вид конуса, в вершине которого находится размытое ядро (голова). Голова состоит из туманной оболочки (комы) и звёздообразного ядра, которое является самой яркой точкой кометы. Яркость кометы возрастает по направлению к ядру. Головы комет могут иметь очень большие размеры – несколько десятков и даже сотен тысяч километров. Хвост кометы всегда направлен от Солнца. Хвост растёт с огромной скоростью, около 106 км в сутки, пока не достигнет величины 108 км.

Яркие кометы своим необычным видом издавна привлекали внимание людей, внушая многим из них, суеверный ужас и этим пользовалась церковь, во времена научных гонений. И суеверный ужас у людей присутствовал до тех пор, пока всё происходящее в небе не было обосновано с научной точки зрения. Выдающийся русский астрофизик Ф.А.Бредихин (1831 – 1904 гг.) внёс большой вклад в изучение природы комет.

Он создал классификацию кометных хвостов. Различие кометных хвостов возникает из-за разницы сил притяжения и сил отталкивания.

. 

Так же говоря о кометах, следует выделить их периодичность. Самая известная комета для жителей Земли – это комета Галлея. 19 мая 1910 года английским учёным была предсказана встреча Земли с ней. И действительно хвост кометы “коснулся” Земли, а следующее появление кометы Галлея недалеко от Земли было 9 февраля 1986 года, т.е. её периодичность составляет 76 лет. Но периодичность может быть и больше, и меньше.

В настоящее время кометы играют роль своебразных “зондов” межпланетного пространства, они позволяют получить ценные сведения о свойствах космического пространства на различных расстояниях от Солнца. В настоящее время зарегистрировано появление около 1000 комет.

Астероид – малая планета; “звездообразный” объект. В ночь на 1 января 1801 года сицилийский астроном Джузеппе Пиацци (1746 – 1826 гг.) случайно обнаружил звёздный объект, координаты которого заметно менялись от ночи к ночи. Так была открыта первая из большого числа малых планет – Церера. Вскоре были открыты ещё три астероида – Паллада, Юнона, Веста.

Сегодня уже известно около 1800 астероидов, орбиты которых хорошо изучены. Диаметр Цереры – 770 км, Весты -380 км, Юноны – 170 км, размеры большинства других не превышают 5 – 10 км. Пространство между орбитами Марса и Юпитера заполнено огромным количеством обломков: с размерами больше 1 км – 30000; с диаметром менее 1 км сотни миллионов. Такое количество астероидов между Марсом и Юпитером наводит на мысль о существовании здесь прежде некой планеты, разрушившейся потом. Этот вопрос остаётся открытым. Все астероиды лишены атмосферы.

Астероиды характеризуются (блеском и массой). Выделяют три группы астероидов (тёмные, светлые, металлические) – по своим химическим характеристикам. Астероиды имеют температуру от -1200С до -1000С. Все астероиды (взятые вместе) составили бы планету диаметром 1500 км. Астероиды могут стать причиной разрушений на поверхности Земли (просмотр фрагмента из видеофильма “Астероид” и его комментарий).

Метеором – называется световое явление, возникающее на высоте от 130 до 80 км при вторжении в земную атмосферу частиц – метеорного тела из межпланетного пространства.

Болиды – вторжение массивных метеорных тел вызывающее очень яркие вспышки. Метеор аналог болид (скорость вторжения в атмосферу Земли от 11 до 73 км/с; высота возгорания от 130 до 80 км). Болид напоминает летящий по небу огненный шар. Несколько раз в году можно наблюдать целые метеорные потоки (метеорные дожди). Метеорные потоки на протяжении нескольких ночей могут появляться примерно в одной и той же области неба.

Радиант – это источник метеорного потока (дождя). На небесной сфере можно выделить потоки (дожди): Персеиды из созвездия Персея (бывают практически ежегодно, обычно в августе); Леониды из созвездия Льва (повторяются через каждые 33 года, особенно интенсивным был дождь в 1833 году – его сравнивают со “снежной метелью”. Последний “Леонид” был 18 – 19 ноября 1999 года.

Метеорные потоки (сейчас известно более 30) – это встреча Земли с роем метеорных тел движущихся по одной орбите. Источником практически всех малых тел являются, по-видимому, кометы. И, наоборот, крупные метеорные тела имеют астероидное происхождение. В отдельных случаях крупное метеорное тело не успевает испариться при своём движении в атмосфере и достигает поверхности Земли. Этот остаток метеорного тела называется метеоритом. На протяжении года на Землю выпадает примерно 2000 метеоритов. За сутки – около 10 тонн вещества метеоритов и метеорной пыли.

Известно 3 вида метеоритов (железные, каменные, железокаменные) они, как правило, состоят из железа, никеля, магния и различных сплавов. Химические соединения, присутствующие в метеоритах, и их кристаллическая структура показывают, что метеоритное вещество сформировалось в условиях высоких давлений и температур. Возраст метеоритов колеблется обычно в пределах от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов лет. Из наиболее известных событий связанных с малыми телами следует выделить – Тунгусский феномен (30 июня 1908 года – тайга Центральной Сибири). Об этом вы можете узнать в п.16, стр.94, учебник “Астрономия 11 кл.”, а так же в дополнительной литературе.

6. Итог урока. И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.

7. Домашнее задание. п.16 и п.17. Учебник “Астрономия 11 кл.” ОК /тетрадь/.

На этом наш урок закончен. Спасибо вам за урок. До свидания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17740. ФИЗИЧЕСКАЯ СРЕДА ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ 205.5 KB
  Лабораторная работа №3 Физическая среда передачи данных Цель работы: изучить оборудование предназначенное для передачи данных Основные типы кабельных и беспроводных сред передачи данных На сегодня большая часть компьютерных сетей используют для соединен...
17741. РАСШИРЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 230.5 KB
  Лабораторная работа № 6 РАСШИРЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Цель занятия: Изучить причины расширения ЛВС и используемые для этого устройства Краткие сведения из теории ЛВС имеют свойство перерастать начальные проекты. С ростом компаний растут и ЛВС. Изменение профи...
17742. СЕТЕВЫЕ АРХИТЕКТУРЫ 219.5 KB
  Лабораторная работа №5. СЕТЕВЫЕ АРХИТЕКТУРЫ Цель работы : Ознакомиться со стандартами топологией и протоколами сети. Краткие сведения из теории Сетевая архитектура это комбинация стандартов топологий и протоколов необходимых для создания работоспособной с
17743. Основы протокола TCP/IP 180 KB
  Лабораторная работа №7 Основы протокола TCP/IP Цель работы: Изучить уровни TCP/IP протокола. И IP адресацию. Краткие сведения из теории Термин TCP/IP обычно обозначает все что связано с протоколами TCP и IP. Он охватывает целое семейство протоколов прикладные программы и д...
17744. ПРАВА ДОСТУПА 63.5 KB
  Лабораторная работа № 4 ПРАВА ДОСТУПА Администраторское Supervisory версия З.х. Право Supervisory предоставляет все права в определенном каталоге или файле. На уровне каталогов оно дает все права доступа к каталогу а также к любому файлу подкаталогу и к файлам подкатало...
17745. Течение жидкости в колесе центробежного насоса. КПД насосов 226.5 KB
  Лекция 4. Течение жидкости в колесе центробежного насоса. КПД насосов. 4.1. Течение жидкости в колесе центробежного насоса. В реальных насосах число лопастей конечно. Соответственно построение треугольников скоростей здесь должно быть выполнено с учётом реального движ...
17746. Общие сведения о гидравлических машинах ДВС; конструктивные схемы и принцип действия 453.5 KB
  Лекция 1. Общие сведения о гидравлических машинах ДВС; конструктивные схемы и принцип действия. Классификация насосов ДВС и ЭУ с ДВС. Динамические насосы ДВС. Общие сведения о гидравлических механизмах ДВС К гидравлическим относятся машины работающие на несжимаем
17747. Общие сведения о гидравлических машинах ДВС; конструктивные схемы и принцип действия 1.96 MB
  Лекция 2. Общие сведения о гидравлических машинах ДВС; конструктивные схемы и принцип действия. Объёмные насосы ДВС. Струйные аппараты. Гидравлические передачи. Объёмные насосы. Самым древним из известных в технике объёмных насосов является поршневой насос. Насосы та
17748. Основы теории гидравлических машин 447 KB
  Лекция 3.Основы теории гидравлических машин. Основные параметры насосов. Основными параметрами насосов можно считать те которые чаще всего используются для оценки их потребительских качеств и технических описаниях этих гидравлических машин. Ниже рассматриваются