2731

Субъекты таможенного права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъектом права в любой отрасли права принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которым он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений.

Русский

2014-11-15

250 KB

132 чел.

Тема № 2  Субъекты таможенного права

План:

  1.  Таможенные органы как субъекты таможенных правоотношений.
    1.  Понятие таможенных органов таможенного союза,  их основные задачи, права и обязанности
      1.2 Общая характеристика таможенных органов РБ

1.3 Государственный таможенный комитет и таможни

1.4  Права, обязанности и ответственность таможенных органов

1.5 Информирование и консультирование

1.6 Ведение таможенной статистики
1.7 Особенности статистического учета внутренней торговли  между государствами ТС
1.8  Единая товарная номенклатура ВЭД
1.9 Обжалование  действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
2. Иные субъекты таможенных правоотношений  
2.1 Таможенные представители
2.2 Таможенный перевозчик
  1.  Специалист  по таможенному оформлению

2.4 Уполномоченный экономический оператор

      2.5 Представление таможенным органам предварительной информации

I.Таможенные органы как субъекты таможенных правоотношений:

  1.  Понятие таможенных органов таможенного союза,  их основные задачи, права и обязанности
Субъектом права в любой отрасли права принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которым он наделен государством  для реализации своих жизненных потребностей либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений.
Субъекты таможенного права – это участники таможенных правоотношений, наделенные соответствующими правами и обязанностями в таможенной сфере. К ним относятся: таможенные органы; государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; юридические лица; физические лица.

Таможенные органы таможенного союза - это таможенные органы государств – участников таможенного союза.

Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-участников таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

11) осуществление подготовки, переподготовки и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;

12)  проведение научно-исследовательской  работы в области таможенного дела.

Таможенные органы государств-участников таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов (п.1 ст.7 ТК ТС).

Таможенные органы государств-участников таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств–участников таможенного союза в соответствии с законодательством государств–участников таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности (п.2 ст. 7 ТК ТС)..

Таможенные органы государств-участников таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза (п.3 ст. 7 ТК ТС).

         Законодательством государств-участников таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно,  так и с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами.

В ст. 318 ТК РБ законодатель указал конкретно, что «Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, носящими межведомственный характер, или соглашениями между таможенными органами и иными государственными органами РБ».  

Отношение к информации, полученной таможенными органами (ст. 8 ТК ТС)

Законодатель посчитал необходимым в отдельной статье сформулировать и закрепить особенности правового регулирования отношения таможенных органов к информации, полученной в процессе выполнения своих функциональных задач. В частности, в ст. 8 ТК ТС отмечается, что любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-участников таможенного союза, используется такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений.

Таможенные органы передают предоставленную им информацию государственным органам государств-участников таможенного союза, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством государств-участников таможенного союза, с соблюдением требований законодательств государств-участников таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств-участников таможенного союза.

1.2 Общая характеристика таможенных органов РБ  

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств-участников таможенного союза.

Таможенные органы РБ – это государственные органы, представляющие собой единую централизованную систему и регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.
Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти РБ. Исходя из понимания  исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РБ, законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.
Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются  следующими основными чертами:
  1.  Таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело, действуя под общим руководством Президента РБ (ч.3 ст. 2 ТК).
  2.  Таможенные органы обладают строго определенной компетенцией в области таможенного  дела (ст. ст. 315-317 ТК).
  3.  В пределах своей компетенции они издают нормативные и иные правовые акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами. Одновременно таможенные органы в пределах своей компетенции сами непосредственно осуществляют конкретную функциональную деятельность по исполнению возложенных на них в установленном порядке обязанностей в сфере таможенного дела.
  4.  Таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются  вышестоящими органами государственного управления. Например, Положение о ГТК РБ утверждено Указом Президента РБ от 21.04.2008г. № 228. Создание и ликвидация таможен осуществляет ГТК РБ по согласованию с Президентом РБ (ч. 4 ст. 312 ТК). Таможни являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и действуют на основании положений, утверждаемых ГТК (ч.4 ст.312 ТК).
  5.  Правительство РБ, если иное не определено Президентом РБ, вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности (ч.4 ст.312 ТК).
  6.   Правительство РБ устанавливает предельную численность центрального аппарата ГТК и фонд оплаты труда его работников. ГТК РБ утверждает типовую структуру, штатную численность  структурных подразделений  и фонд оплаты труда таможни и таможенного  поста.
  7.  Финансирование таможенных органов осуществляется за счет средств государственного бюджета.
  8.  Таможенные органы имеют флаг и геральдический знак – эмблему таможенных органов (ч. 1 ст. 314 ТК), форму одежды, специальные персональные звания.
  9.  Таможенные органы РБ действуют в пределах государственной  территории  РБ.

1.3 Государственный таможенный комитет и таможни

В соответствии с п. 1 ст. 312 ТК «Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни», т.е. с точки зрения масштабности территориальной деятельности система таможенных органов состоит из двух уровней. К первому уровню относится ГТК РБ, второе звено – таможни, осуществляющие свою деятельность на территории конкретного региона. Следует отметить, что границы  функциональной  деятельности таможен могут как совпадать, так и не совпадать с административно-территориальными границами субъектов РБ (областей и г. Минска). В настоящее время практически завершена работа по реорганизации системы таможенных органов с установлением числа таможен по количеству областей.

Как ранее отмечалось, общее руководство таможенным делом осуществляет Президент РБ (ч.3 ст. 2 ТК). ГТК является республиканским органом государственного управления (органом исполнительной власти), осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом на всей территории РБ (ч. 3 ст. 2 ТК). Выделим наиболее значимые направления его функциональной деятельности.  ГТК:

- принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в сфере таможенного дела;

-  по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает, ликвидирует и реорганизует таможни, а также организации, подчиненные ГТК;

- осуществляет руководство таможнями и организациями, подчиненными ГТК;

- организует работу по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых должностными лицами таможенных органов, работниками организаций, подчиненных ГТК, обеспечивает решение этих задач во взаимодействии с иными правоохранительными органами;

-  осуществляет в пределах своей компетенции оперативно-розыскную деятельность, дознание, производство по делам об административных правонарушениях и в установленном порядке привлекает лиц к ответственности за совершение административных правонарушений;

-  организует в пределах своей компетенции проведение таможенными органами таможенных проверок, утверждает методику проведения таможенных проверок и форму акта таможенной проверки;

-  в пределах своей компетенции в установленном порядке заключает международные договоры межведомственного характера с соответствующими государственными органами иностранных государств и (или) международными организациями, участвует в заключении иных международных договоров и осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела, а также обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела;

- обеспечивает единообразное применение таможенными органами и организациями, подчиненными ГТК, таможенного и иного законодательства;

- организует в пределах своей компетенции валютный контроль, контролирует работу таможен при осуществлении ими валютного контроля и др.

ГТК РБ непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

Таможни являются государственными органами, действуют на основании положений, утверждаемых ГТК РБ (ч.4 ст. 312 ТК), в которых закреплена их структура, определены цели и задачи функциональной деятельности, обладают правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, свой расчетный счет, печать с изображением Государственного герба РБ и со своим наименованием, финансируются за счет средств республиканского бюджета и иных, предусмотренных законодательством источников.

Структура таможен зависит от характера возложенных на них задач. Но, в целом в организационном отношении они построены на основании «Типового положения о таможне», утвержденном Приказом ГТК от 25. 08. 1999 г. № 378-од по типовой схеме, которые состоят из отделов: оперативные, кадров, технических средств таможенного контроля, связи и информационных технологий, бухгалтерского учета и контроля, контроля за доставкой товаров, обеспечения таможенных операций, по борьбе с контрабандой и АТП, таможенных расследований, организации таможенного контроля, таможенных платежей и др.

ТК не выделяет в качестве самостоятельного системного звена таможенных органов таможенные посты, находящиеся в оперативном подчинении территориальной таможни и расположенные в регионе ее действия.

Таможня относится к правоохранительным органам РБ, является органом дознания по уголовным делам, отнесенным УПК РБ к их компетенции, осуществляет оперативно-розыскную деятельность, а также производство по делам об административных таможенных правонарушениях.

1.4  Права, обязанности и ответственность таможенных органов

Для выполнения возложенных на таможенные органы функций они наделены правомочиями, перечень и объем которых изложен в ст. 315-317 ТК, а также в многочисленных статьях ТК ТС. Применительно к положениям белорусского законодательства (ст. 315 ТК РБ)  таможенные органы вправе:

  •  принимать предусмотренные ТК меры в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РБ;
  •  требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с положениями ТК;
  •  проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  •  требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
  •  -осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
  •  осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством;
  •  осуществлять производство по делам об административным правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством;
  •  использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям (за исключением средств связи и транспортных средств  дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по делам о которых отнесены законами к ведению таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении.

Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи  или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, устанавливаемом Правительством РБ, если иное не определено Президентом РБ.  

  •  задерживать в порядке, установленном законодательством, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов;
  •  производить документирование, видео – и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров  через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществлением с ними грузовых операций;
  •  получать от государственных органов и иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций в соответствии с положениями ТК;
  •  вносить руководителям государственных органов и иных организаций, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства и контролировать выполнение указанных требований;
  •  предъявлять в суды иски и заявления о принудительном взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика, а также в иных случаях, предусмотренных ТК и другими законодательными  актами;
  •  издавать в пределах своей компетенции правоприменительные акты по реализации законодательства РБ о таможенном деле;
  •  вести в пределах компетенции таможни переписку с таможенными органами, организациями и гражданами РБ, а также по согласованию с ГТК  с таможенными службами государств-участников СНГ по вопросам межведомственного сотрудничества, а в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, и с таможенными органами сопредельных государств;
  •  привлекать в соответствии с законодательством РБ специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, организаций независимо от форм собственности и  подчинённости, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля;
  •  при исполнении служебных обязанностей должностные лица таможни имеют право на ношение, хранение, применение и использование огнестрельного оружия. В случаях и в порядке, предусмотренном ГТК, должностные лица таможни имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; рассматривать и принимать решения по жалобам и обращениям организаций и граждан, а также протестам прокуроров в части соблюдения должностными лицами таможни законодательства РБ о таможенном деле и другие права.
  •  осуществлять иные действия, предусмотренные ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ;

1.5  Информирование и консультирование

В соответствии с условиями положений ст.10 ТК ТС (ст.9 ТК РБ) на таможенные органы возлагается обязанность осуществлять информирование  о таможенном законодательстве таможенного союза, которое осуществляется путем:

  •  опубликования актов таможенного законодательства ТС в официальных и иных печатных изданиях,
  •  а также путём доведения информации о них до всеобщего сведения по телевидению и радио, с использованием информационных технологий,
  •  а также посредством иных способов распространения информации.

Информирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляется также с использованием устных разъяснений и объявлений, информационных стендов, табло, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, в том числе для общедоступного и бесплатного ознакомления, в следующих местах:

-в пунктах пропуска через Государственную границу РБ;

-в аэропортах, портах, на железнодорожных и автомобильных станциях;

-в автомобильных и железнодорожных транспортных средствах, на борту водных и воздушных судов, выполняющих международные перевозки пассажиров;

-в зонах таможенного контроля и иных местах, определяемых таможенными органами.

ГТК обеспечивает информирование о подготавливаемых проектах актов таможенного законодательства через средства массовой информации, за исключением тех проектов, которые содержат информацию, составляющую государственные секреты, и иные охраняемые законодательством сведения, а также проектов, предварительное уведомление о которых будет препятствовать осуществлению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности.

Как отмечается в п. 2 ст. 10 ТК ТС, «Комиссия таможенного союза и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ лицам к информации о таможенном законодательстве таможенного союза, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет».

Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование таможенными органами осуществляется  бесплатно в устной и письменной  формах (п.1 ст. 11 ТК ТС).

При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе:

1) проводить консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;

2) вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы;

3) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

4) сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством.

Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств – членов таможенного союза (п.6 с. 11 ТК ТС).

Так, например в  соответствии со ст. 10 ТК РБ  «Начальник таможенного органа (лицо, его заменяющее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций, а также время проведения консультаций и порядок их регистрации.

По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее 1 месяца со дня получения указанного запроса».

Информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров (п. 5 ст. 11 ТК ТС).

Справочно: Плата за информирование и консультирование отменена с 1 августа 2006 г. в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах».

1.6  Ведение таможенной статистики (глава 5 ТК ТС)

В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития как взаимной торговли государств – членов ТС, так и  внешней торговли товарами  с третьими странами, таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза.

Таможенные органы (уполномоченные органы в области ведения статистики взаимной торговли и уполномоченные органы в области ведения статистики внешней торговли) ведут таможенную статистику внутренней и внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25. 01. 2008 г.»О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза».

Данные таможенной статистики необходимы для следующих: целей анализа состояния внешней торговли участников таможенного союза и, в частности:

  •  анализ основных  тенденций, структуры и динами  внешнеторговых  потоков;
  •  анализ результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;
  •  разработка и принятие решений в области внешнеторговой политики;
  •  разработка торгового и платёжного балансов и системы национальных счетов;
  •  анализ динамики развития экономики в целом;
  •  контроль за поступлением  таможенных платежей в бюджеты государств – членов ТС;
  •  валютного контроля;
  •  прогнозирование макроэкономических показателей;
  •  расчет индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема;
  •  содействие развитию ВЭД, расширению внешнеторговых связей;
  •  решение иных задач, обусловленных таможенной политикой ТС.

Таможенные органы представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами:

  •  правительствам, государственным органам и иным организациям государства-участника таможенного союза в порядке, установленном законодательством государства-участника таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные;
  •  международным организациям, в порядке установленном международными договорами государства-участника таможенного союза, таможенным органами которого представляются такие данные.

Комиссия таможенного союза представляет данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза государственным органам государств-участников таможенного союза и международным организациям, в соответствии с международными договорами.

Как следует из содержания п. 2 ст. 49 ТК, на сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения ст. 8 ТК: таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств – членов ТС доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам,  информацию, составляющую  государственную, коммерческую, банковскую, налоговую  и иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государства-участников таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные.

В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательством государств-участников таможенного союза. Особенности ст. 48 ТК ТС состоят в том, что:

1) она посвящена специальной таможенной статистике. В отличие от общей таможенной статистики (она ведется в целях, указанных в ст. 47 ТК), специальная таможенная статистика ведется:

а) в целях решения задач, возложенных исключительно на таможенные органы;

б) в порядке, определяемом актами Минэкономразвития  РБ  и  ГТК РБ;

в) всеми низовыми таможенными органами;

2) данные специальной таможенной статистики не подлежат обязательной публикации (хотя выборочно некоторые из них могут быть и обнародованы).

1.7 Статистический учет внутренней торговли  между государствами ТС

Одним из базовых принципов ТС является свободное перемещение товаров в пределах  единой таможенной территории ТС, что, соответственно, влечет и минимизацию документального оформления такого перемещения по территории трех государств. Однако отмена документального оформления перемещения товаров (отмена декларирования – более подробно этот институт будет рассматриваться в рамках отдельной темы «Таможенные операции») не означает полный отказ участников ТС от учета и контроля за товарами, перемещаемыми на  условиях внутренней торговли. Эта форма учета  в национальном законодательстве получила название «статистическое декларирование».

Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на резидентов РБ возложена обязанность по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством их таможенное оформление не производится (это перемещение товаров в пределах единой таможенной территории ТС, за отдельными изъятиями), представить для регистрации   с соблюдением формы и порядка ее заполнения, определенных ГТК, в центр статистического декларирования, учрежденный ГТК, или пункт таможенного оформления (далее – ПТО) таможни, в зоне оперативной деятельности которой он зарегистрирован (при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования) статистическую или периодическую статистическую декларацию.

В соответствии с подп. 1.1 Указа № 178 центр статистического декларирования — это определенное ГТК место с комплексом зданий (сооружений), предназначенное для представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-резидентами статистических деклараций или периодических статистических деклараций в целях их регистрации, а также для размещения производящих такую регистрацию должностных лиц таможенного органа. Исчерпывающий список центров статистического декларирования товаров, имеющихся в РБ, их адреса и время работы приведен в постановлении ГТК от 15.04. 2005 г. № 23 «Об учреждении центров статистического декларирования».

Справочно: Согласно Указу № 178:

  •  статистическая декларация - это декларация установленной формы, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товаротранспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более, регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.

Например, резидент РБ - ООО «Рога и копыта»  по договору разовой поставки отгружает  в адрес Смоленской фирмы «Удальцы» (РФ) полиэтиленовую пленку собственного производства общей стоимостью 1200 евро. Так как таможенное декларирование перемещаемых внутри ТС товаров не осуществляется, резидент  обязан представить таможенным органам только статистическую декларацию).

  •  периодическая статистическая декларация - это статистическая декларация, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора, регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций. 

Например, поставка пленки в Смоленск на сумму 1200 евро было осуществлено в январе не одной отгрузкой, а двумя партиями.

По усмотрению экспортера (импортера), грузоотправителя (грузополучателя) статистическая или периодическая статистическая декларация может быть представлена в установленном порядке для регистрации, в том числе в тех случаях, когда обязанность  их регистрации по стоимостному критерию отсутствует, то есть когда стоимость партии товаров составляет менее 1 000 евро (при представлении статистической декларации) либо когда стоимость всех отгрузок (поступлений) за отчетный месяц составляет менее 1 000 евро (при представлении периодической статистической декларации).

К примеру, при поставке в РБ резидентом РБ (покупатель) по договору купли-продажи, заключенному с резидентом РФ (продавец), партии российских товаров стоимостью в эквиваленте 500 евро обязанность регистрировать статистическую декларацию в отношении таких товаров не возникает. Однако импортер наделен правом обратиться за ее регистрацией по своему усмотрению.

Также не требуется представление периодической статистической декларации, если в данном отчетном месяце в отношении всех отгрузок (поступлений) товаров были оформлены статистические декларации.

К примеру, при поставке в РБ резидентом РБ (покупатель) по договору купли-продажи, заключенному с резидентом РФ (продавец), в течение месяца 3 партий российских товаров стоимостью в эквиваленте 1 500 евро каждая и регистрации в отношении таких товаров статистических деклараций (на каждую партию) регистрировать периодическую статистическую декларацию в рамках указанного договора за отчетный месяц не требуется;

Порядок и случаи регистрации статистической или периодической статистической декларации определены пост. СМ РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров»,  а форма и порядок заполнения таких деклараций – пост. ГТК РБ от 30.04.2009 № 37 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации».

1.8 Единая товарная номенклатура ВЭД (Глава 6 ТК ТС)

В процессе  функционирования  экономики практически любой страны  осуществляется  импорт и экспорт огромного числа  различных видов товаров.  Благодаря научно-техническому прогрессу  и совершенствованию технологий ассортимент товаров, которые производятся в различных отраслях  промышленности и сельского хозяйства, очень разнообразен и постоянно продолжает расширяться.

Он насчитывает сотни тысяч самых разнообразных видов и разновидностей товаров. Изучить каждый товар в отдельности достаточно полно нелегко.  Очевидно, что в такой  обстановке необходимо существование списка товаров, участвующих во внешнеэкономическом обороте, в какой-либо систематизированной форме. Это список нужен для того, чтобы можно был легко найти, например, груши в группе «пищевые продукты» или автомобили  в группе «машины» или «транспортные средства».

В разные периоды применялись различные  классификационные системы описания товаров, совершенствовалось их содержание. С 70-80 –х г.г. начался новый этап унификации таможенных тарифов, результатом которого стала разработка более совершенного международного многоцелевого классификатора  - Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). При создании ГС разработчики руководствовались двумя основными принципами выделения товаров в группы:

а) товар должен обладать самостоятельными отличительным признаком;

б) товар, включаемый в систему, должен представлять интерес, по крайней мере, для нескольких стран.

        С 1 января 2010 г. на территории Таможенного союза установлена Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (утверждена решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»).

 В основу ЕТН ВЭД ТС положена номенклатура Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС или ГС) Всемирной таможенной организации (см. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06. 1983 г.) и единая товарная номенклатура ВЭД стран СНГ (см. Соглашение о Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3.11. 1995 г.).

В соответствии с п. 1 Решения КТС  от 27. 1. 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» единая ТН ВЭД ТС подлежит применению в Республике Беларусь с 1 января 2010 года.

Таким образом, с 1 января 2010 года при определении классификационного кода товара при таможенном оформлении необходимо руководствоваться положениями ТН ВЭД ТС.

       ЕТН ВЭД ТС утверждается Комиссией таможенного союза, исходя из принятых, как указывалось выше, в международной практике систем классификации товаров.

В пункте 3 ст. 51 ТК закреплено условие, что техническое ведение ТН ВЭД ТС осуществляет государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный в сфере таможенного регулирования, в том числе:

1) мониторинг за изменениями международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;

2) внесение предложений в Комиссию таможенного союза о приведении  Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;

3) составление и направление в Комиссию таможенного союза таблиц соответствия кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций при переходе на очередную версию ее международной основы;

4) подготовку к опубликованию и направление в Комиссию таможенного союза Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и пояснений к ней;

5) осуществляет иные функции, необходимые для технического ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Справочно: решением КТС № 229 техническое ведение ТН ВЭД ТС возложено на Федеральную таможенную службу РФ.

Номенклатура (термин латинского происхождения – перечень, роспись имен) – это система (совокупность) названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники, практической деятельности.

В таком смысле термин «товарная номенклатура» тесно связан с такими отраслями знаний и общественной практики, как товароведение, таможенное дело, производство, потребление, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля и др, где участники соответствующих взаимоотношений оперируют сотнями тысяч таких понятий  как  товар.

Следовательно, основой для определения товарной номенклатуры является такой ключевой термин как «товар», так как именно товар выступает предметом любой внешнеторговой сделки, регистрируемой таможенными органами.

Главным признаком товара, перемещаемого через таможенную границу, являются его материально-вещественная форма, транспортабельность, наличие индивидуальных (отличительных) признаков.

На теоретическом уровне представляется приемлемым следующее определение понятия  ТН ВЭД – это перечень (совокупность) товаров, участвующих во внешнеторговом обороте, систематизированный  путем разделения всего классифицируемого множества по определенным признакам (вид, происхождение материала, функциональное назначение, степень обработки и др.) на отдельные группировки  с присвоением каждой самостоятельной товарной единице индивидуального кодового обозначения.

В дополнение к вышеизложенному определению  ТН ВЭД можно  также трактовать и  как систему абстрактных и условных символов, назначение которой – дать максимально удобное с практической точки зрения  средство для обозначения предметов (товаров).

ТН ВЭД включает в себя:

  •  Классификационную систему;
  •  Примечания;
  •  Основные правила интерпретации;
  •   Пояснения  - служат для корректного поиска места товара в номенклатуре и присвоения ему правильного кода. В пояснениях содержатся комментарии ко всем составным частям ТН ВЭД, научные латинские или местные названия растений, животных, места произрастания растительности, химические формулы для органических и неорганических химических соединений, названия драгоценных или полудрагоценных камней, рисунки, таблицы или схемы, например, протекторов шин, типы вязки и т.д. Однако пояснения не имеют юридической силы и  созданы прежде всего для облегчения поиска и присвоения товару соответствующего кодового обозначения. Таким образом, их  можно  рассматривать и как практическое руководство по идентификации товаров (см. Решение КТС от 18. 11. 2011 г. № 851 «О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза»);
  •  Алфавитно-предметный указатель ТН ВЭД – представляет собой список товаров, включенных в ТН ВЭД, расположенных в алфавитном порядке. Как и пояснения, создан для удобства работы с ТН ВЭД и более быстрого кодирования товаров.

Термины «классификация», «классификационная система» означает распределение  множества товарных объектов на определенные подмножества Образующуюся при этом систему и называют классификацией (системой классификации). Различают семь уровней классификации товара в ТН ВЭД:

  •  разделы;
  •  группы;
  •  подгруппы;
  •  товарные позиции (1221 т.п.);
  •  подпозиции;
  •  субпозиции (5052 с/п.);
  •  подсубпозиции (11171 п/с/п).

Всем без исключения  товарным  единицам (классифицируемым объектам), входящим  в классификационную систему, присваивается определенное условное обозначение, называемое кодом. Кодирование товаров – технический прием, позволяющий представить классифицируемый объект в виде знака или группы знаков по правилам, установленным данной системой классификации.

Код имеет вид шифра, состоящего из последовательности  цифр,  букв или буквенно-цифровой комбинации. Каждая товарная единица, включенная в ТН ВЭД, имеет свое десятизначное кодовое обозначение. Первые две цифры обозначают товарную группу, первые четыре – товарную позицию, первые шесть – субпозицию, все десять – подсубпозицию.

Принятая система детализации соответствует структуре международной торговли товарами (первые шесть цифр). Описания позиций на уровне седьмого и восьмого разрядов кода в большинстве случаев соответствуют европейским. Девятый разряд предназначен для детализации в интересах государств - участников СНГ. Десятый – для государств – членом ТС. Подобное кодирование  (кодовая система классификатора товаров - товарной номенклатуры) позволяет представить в таможенные органы информацию о перемещаемых через таможенную границу ТС  товаров форме, удобной для ее сбора, проверки, передачи, обработки, выдачи и последующего экономического анализа.

           Таким образом, с учетом изложенных в п. 1 ст. 50 ТК ТС задач (осуществление мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведение таможенной статистики), подлежащих решению в рамках применения ТН ВЭД, следует обобщенный вывод, что десятизначный код товара, определенный в соответствии с ТН ВЭД,  является основой для:

• определения ставки таможенной пошлины;

• применения мер нетарифного регулирования для данного вида товара;

• решения вопроса о начислении и взимании НДС, акциза;

• статистики внешней торговли и таможенной статистики;

• принятия решения компетентными органами, в случае таможенного правонарушения.

       В связи с этим необходимо понимать, насколько важно правильно определить код товара, т. к. любая ошибка на этом этапе влечет за собой полный провал всех таможенных мероприятий со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для участника ВЭД.

Пунктом 1 ст. 52 ТК ТС определено, что товары при таможенном декларировании подлежат классификации, т.е в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по единой ТН ВЭД ТС. Положение, при котором существует свобода выбора между различными вариантами классификации товаров, неприемлемо с точки зрения единообразия применения мер государственного регулирования внешней торговли: речь идет о правильном  определении ставок таможенной пошлины,  акциза, перечня товаров, в отношении которых установлены   запреты и ограничения,  и т.д.

Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы государств-членов таможенного союза. Коды товаров по единой ТН ВЭД ТС, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (п.4 ст. 52 ТК ТС). Исключение составляют случаи, когда вышеуказанные документы могут использоваться в качестве таможенной декларации.

Таможенные органы государств – членов ТС принимают:

  •  Решение по классификации товаров в случае выявления неверной классификации товаров.

Таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров по форме, определенной законодательством государств – членов ТС. Если таможенный орган выявляет, что участник ВЭД (декларант) неправильно заявил классификационный код, то принимает решение о классификации товаров.

Ранее отмечалось, что код может влиять на размер подлежащих уплате таможенных платежей, налогов, на принятие решения о помещении товаров под заявленный вид  таможенной процедуры (режим), на применение запретов и ограничений. При этом недостоверная классификация может говорить не только об ошибке декларанта, но и явиться основанием  для  привлечения декларанта  к административной ответственности в соответствии с КоАП РБ.

  •  Предварительные решения по классификации товаров,

 В случае затруднения в определении классификационных кодов товаров любое лицо может обратиться в таможенный орган с запросом о принятии предварительного решения  по классификации товаров.

Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по ЕТН ВЭД ТС определяется статьями 53-57 ТК ТС, а в части, не определенной ими,  - законодательством РБ.  Например, размер суммы таможенного сбора за принятие предварительного решения определен Указом Президента РБ от 13.07. 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» и составляет 155 евро (в РФ, РК – бесплатно).

Предварительное решение по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимается таможенными органами, определенными в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза, где будет осуществляться выпуск товаров. Необходимо уточнить, что в рамках ТС трех государств предварительное решение, принимаемое, например, таможенным органом РБ, будет обязательным лишь на ее территории (п.3 ст. 53 ТК ТС). Форма предварительного решения определяется КТС (см. решение КТС от 20.05. 2010 г. № 260 «О формах таможенных документов»).

В соответствии п.2 ст. 55 ТК ТС  предварительное решение действует в течение 3 лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со ст. 56 ТК ТС. По окончании срока, действия, предварительное решение автоматически утрачивает силу, что не препятствует обращению заявителя с запросом о выдаче нового предварительного решения согласно порядку, установленному  ТК ТС.

Согласно ст. 55 ТК ТС предварительное решение принимается таможенным органом на основании заявления лица, поданного в письменном виде или в виде электронного документа, в течение 90 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения. Предварительное решение выдается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул, модификацию.
Если участник ВЭД не согласен с классификацией товаров, принятой таможенными органами, есть два пути обжалования: в суд или вышестоящему таможенному органу. Порядок и сроки обжалования   установлены законодательством РБ.

Предъявление при совершении таможенных операций предварительного решения, выданного ГТК, сокращает время их  производства, также исключает возможность ошибки заявления неверного кода товара и, следовательно, недостоверного декларирования кода товара со стороны участника ВЭД, т.е. страхует декларанта участника ВЭД от нарушений таможенного законодательства.

  •  Прекращение действия, изменение или отзыв предварительного   решения
           Таможенные органы могут принять решение о прекращении действия, изменении или отзыве предварительного решения, принятые в порядке, установленном ТК ТС и национальными законодательствами.
            Решение о
    прекращении действия предварительного решения принимается, если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия предварительного решения представил подложные документы, недостоверные и (или) неполные сведения.
    Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения.
            
    Изменение предварительного решения производится в случаях:
  •  выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения;
  •  принятия таможенными органами решений или разъяснений по классификации отдельных видов товаров в соответствии с пунктом 6 статьи 52 ТК ТС.  Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения.
    Предварительное решение отзывается в случаях:

1) внесения изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, влияющих на классификацию товаров, в отношении которых принято предварительное решение;

2) принятия Всемирной таможенной организацией решений по классификации товаров, применяемых государствами-участниками таможенного союза;

3) принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров.

       Решение о прекращении действия, изменении или отзыве предварительного решения доводится до сведения таможенных органов не позднее дня, следующего за днем принятия решения о прекращении действия, изменении или отзыве предварительного решения.
       Полученная в запросе от заявителя информация, составляющая коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация без согласия заявителя не подлежат разглашению, передаче третьим лицам и государственным органам за исключением случаев, установленных законодательством стран-участниц ТС.        При этом представленная информация считается конфиденциальной в случаях, определенных законодательством стран-участниц ТС. Заявитель в запросе уведомляет таможенный орган об указанном характере представляемой информации.

Предварительные решения, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другой конфиденциальной информации, касающейся заинтересованного лица, публикуются Комиссией таможенного союза.

3)Решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров

Как следует из содержания подпункта 3 пункта 4 ст. 56 ТК ТС, правом принятия предварительных решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров наделена КТС. Данный порядок будет применяться в случаях различных подходов уполномоченных таможенных органов государств – участников ТС при классификации товаров и недостижения между ними согласия по данному вопросу. После принятия КТС решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров решения и разъяснения, принятые таможенными органами в отношении тех же видов товаров, подлежат отмене или внесению в них изменений. КТС формирует и ведет Сборник принятых решений по классификации товаров (см. Решение КТС от 18.06.2010 г. № 297 «О документах, регулирующих порядок формирования и ведения Сборника принятых предварительных решений таможенных органов государств –членов Таможенного союза по классификации товаров на официальном сайте Комиссии Таможенного союза»).

1.9 Обжалование  действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц  (ст. 9 ТК ТС)

В Таможенном кодексе таможенного союза стороны в ст. 9 ТК ТС обозначили общие принципы обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, указав, что любое лицо вправе обжаловать

  •          решения таможенных органов,
  •   действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в сроки и порядке, установленные законодательством государства-участника таможенного союза, решения.

Право обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица предоставляется любому лицу, если указанным решением, действием (бездействием), противоречащим законодательству, по мнению этого лица:

-нарушены его права, свободы или законные интересы;

-созданы препятствия к их реализации;

-незаконно возложена обязанность.

Порядок обжалования и сроки подачи жалобы в таможенный орган, форма и содержание жалобы, подаваемой в письменной форме, последствия подачи жалобы, основания для отказа и другие вопросы, связанные с рассмотрением жалобы, на уровне национального таможенного законодательства более подробно регламентированы в положениях главы 5 ТК РБ.

 2. Иные субъекты таможенных правоотношений  
              
 2.1 Таможенные представители

    В сфере таможенного дела самым распространенным видом деятельности является деятельность в качестве таможенного представителя (по ТК  РБ 2007 г.  – таможенный агент (представитель). Институт таможенного представителя имеет исключительно важное значение для таможенного законодательства, что признается всеми развитыми государствами, осуществляющими большой объем ВЭД.

Каждому хозяйствующему субъекту, занятому в сфере внешнеэкономической деятельности, в той или иной степени приходится прибегать к услугам  таможенных представителей  – организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере таможенного дела. Но это не означает, что  любая организация, осуществляющая ВЭД, сама  не вправе  самостоятельно в рамках проведения внешнеторговой операции  обеспечивать соблюдение требований законодательства по таможенному делу, то есть не прибегать к  услугам таможенных представителей. В настоящее время одним из известных предприятий, оказывающих услуги в таможенной сфере, является РУП «Белтаможсервис».

Основные положения, регламентирующие признаки, содержание, порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из данного реестра, правовой статус, права и обязанности  таможенного представителя определяется законодательством государств-участников таможенного союза (ст. ст. 12 - 16 ТК ТС). 

Нормативной правовой базой РБ, определяющей лицензионные требования и условия, порядок выдачи лицензии на оказание услуг в качестве таможенного представителя (таможенного агента -  ТК РБ) являются следующие источники:

№ п/п

Наименование нормативного правового акта

1

ТК  Таможенного союза (ст.ст. 12-16)

2

Указа Президента РБ от 18.07. 2011 г. № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах», которым утверждено Положение об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела).

3

 Пункт 1 статьи 12 ТК ТС определяет, что таможенным представителем может быть также только юридическое лицо государства-члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 ТК ТС.

При этом заинтересованное лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей и выдача такого документа как лицензия в ТК ТС не предусмотрена. 

Таможенные органы ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных представителей, и обеспечивает его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Решением Комиссии ТС от 20.05. 2010 г. № 261 утверждены формы общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядок и ведения и формирования.

       Как следует из содержания  пункта 2 статьи 12 ТК ТС,  таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

ТК ТС (п.3 ст.12) устанавливает, что отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе (на практике чаще всего это договор поручения).

Условиями получения статуса таможенного представителя в соответствии с ТК ТС являются:

1) Наличие в штате юридического лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям законодательства (ст. 13 ТК ТС).

 2) ТК ТС предусматривает обязательное наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности,  которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов таможенного союза (статья 13 ТК ТС).

Согласно Указу  № 319  страховая сумма должна быть установлена в размере не менее десяти тысяч базовых величин.

3) Наиболее значительной новацией в сфере условий включения в соответствующие реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, является введение в ТК ТС обязательного требования по внесению этими лицами конкретных сумм обеспечений уплаты таможенных пошлин, налогов. В частности, таможенный представитель должен предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения.

5) Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза (статья 13 ТК ТС).

Организационные вопросы функциональной деятельности и перечень требований к материально-техническому оснащению таможенного представителя (агента) регламентируются самостоятельно государствами – участниками ТС (См. вышеуказанный Указа Президента РБ от 18.07. 2011 г. № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»).

Основаниями для исключения из реестра таможенных представителей являются (ст.14 ТК ТС):

1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей, установленных Таможенным кодексом таможенного союза;

2) иные основания, установленные законодательством государств-участников таможенного союза.

При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе:

  •  требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения;
  •  иметь доступ, в порядке, установленном законодательством государств-участников таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей.

За несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза.

Чрезвычайно важной для равного правового статуса таможенных представителей и исключения возможной дискриминации является норма пункта 5 статьи 16 ТК ТС о том, что обязанности являются едиными для всех таможенных представителей и запрещается предоставление исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ, носящих индивидуальный характер, для отдельных таможенных представителей.

Указом  Президента РБ № 319 закреплено положение, что при совершении таможенных операций таможенный представитель несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с плательщиком таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов связана:

  •  с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур;
  •  с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов;
  •  с пользованием и (или) распоряжением товарами, помещенными под таможенную процедуру с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, а также выполнением иных условий, исполнение которых после выпуска товаров является обязательным условием предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

2.2 Специалист по таможенному оформлению

 Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного представителя.  К специалисту по таможенному оформлению предъявляются следующие квалификационные требования:

  •  высшее образование без предъявления требований к наличию стажа работы либо среднее специальное образование и стаж работы в сфере таможенного дела, внешнеторговой деятельности не менее трех лет;
  •  повышение квалификации специалистов по таможенному оформлению один раз в три года в государственном учреждении образования.

 Проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проводится в форме аттестации на соответствие квалификационным требованиям (далее – аттестация). Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. Государственным таможенным комитетом определяются таможенные органы, принимающие квалификационный экзамен, вопросы к квалификационному экзамену, а также порядок его сдачи.

 Квалификационная комиссия по результатам аттестации оценивает уровень профессиональных знаний лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата. Решением большинства членов квалификационной комиссии дается следующее заключение:

  •  квалификационный экзамен сдан (достаточный уровень профессиональных знаний);
  •  квалификационный экзамен не сдан (недостаточный уровень профессиональных знаний).

 Лицам, сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению в порядке и по форме, устанавливаемым Государственным таможенным комитетом. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению сроком действия не ограничивается.  За выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению взимается таможенный сбор.

Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, допускаются к повторному прохождению аттестации. Лица, повторно не сдавшие квалификационный экзамен, допускаются к прохождению аттестации при условии прохождения курса обучения специалистов по таможенному оформлению в государственном учреждении образования.

 Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.  Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению аннулируется в случае, если:

  •  установлен факт получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению с использованием подложных документов;
  •  вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;
  •  специалист по таможенному оформлению неоднократно (два и более раза в течение календарного года) привлекался к административной ответственности за совершение административных таможенных правонарушений (более подробно см. постановление СМ РБ от 24 мая 2007 г. № 675 «Об установлении квалификационных требований к специалисту по таможенному оформлению и утверждении Положения о порядке проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению» ( с изм. и доп.) и Указа Президента РБ от 18.07. 2011 г. № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»).

                    

  2.3 Таможенный перевозчик

Институт таможенного перевозчика создан в целях предоставления дополнительной возможности участникам ВЭД осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ТС в соответствии с таможенным законодательством  таможенного союза. Прежде всего это ситуации, когда импортер или другие заинтересованные лица не имеют возможности внести необходимое обеспечение исполнения обязательств перед таможенными органами при перевозке товаров под таможенным контролем.   

Так,  согласно п. 2 ст. 217 ТК ТС при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если в качестве декларанта выступает таможенный перевозчик. Обязанность таможенного перевозчика по уплате таможенных пошлин, налогов, предусмотренных ТК ТС (ст.ст. 227 и 228),  подлежит исполнению в только в случае недоставки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ТК ТС таможенным перевозчиком может быть  юридическое лицо, отвечающее установленным ТК ТС требованиям, при этом заинтересованное лицо признается таможенным перевозчиком после включения в общий реестр таможенных перевозчиков. Условиями получения статуса таможенного перевозчика  в соответствии с ТК ТС являются:

1. Осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на день обращения в таможенный орган (ст. 19 ТК ТС).

2. Наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 19 ТК ТС).

3. Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (ст. 19 ТК ТС).

4. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 19 ТК ТС).

5. Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней (ст. 19 ТК ТС).

6. Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 19 ТК ТС).

7. Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (ст. 19 ТК ТС).

8. Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 000 евро  по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день предоставления такого обеспечения;

В заключение хотелось бы обратить внимание на обязанности таможенного перевозчика в соответствии с ТК ТС, поскольку невыполнение некоторых из них (указаны в п. 1–3 таблицы) является одним из оснований для исключения лица из реестра таможенных перевозчиков.

№ п/п

Обязанности таможенного перевозчика в ТК ТС

1

Соблюдение условий и выполнение требований, установленных ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

2

Ведение учета товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и представление в таможенные органы отчетности о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза

3

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных ст. 227 и 228 ТК ТС, которые устанавливают, что такая обязанность подлежит исполнению в случае недоставки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита

4

Неразглашение, неиспользование для собственных целей и недопустимость передачи иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую
законом тайну (секреты), либо другой конфиденциальной информации

5

Информирование таможенного органа, включившего юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение

  1.  рабочих дней со дня изменения таких сведений

2.4 Уполномоченный экономический оператор

   В ТК РБ отсутствовала норма, определяющая понятие «Уполномоченные экономические операторы». Этот институт получил свое закрепление в ст.ст. 38-41 ТК ТС. Подобное наименование такой категории участников таможенных правоотношений принято в международной практике, в частности, содержится в Таможенном кодексе Европейского сообщества. По законодательству РБ указанные лица назывались «Добросовестный участник ВЭД». (см.отмененный  Указ Президента РБ от 28.01.2008 № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». В настоящее время основными источниками правовой регламентации статуса участника таможенных правоотношений «Уполномоченный экономический оператор»  являются нормы ТК ТС (ст.ст.38-41) и Указ Президента РБ от 18.07. 2011 г. № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»).

Статус уполномоченного экономического оператора согласно ТК ТС может быть присвоен только юридическим лицам.

Условиями получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора являются:

1) осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств – членов таможенного союза, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган);

2) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней);

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств – членов таможенного союза (подобное требование в настоящее время в действующем законодательстве Республики Беларусь отсутствует);

4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов таможенного союза;

5) наличие системы учета, соответствующей требованиям, определяемым таможенными органами;

6) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза.

7) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего подпункта (условие начало  действовать для РБ с 01.01. 2012 г);

Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при соответствии этих лиц критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день предоставления такого обеспечения;

8) лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства 

Статус уполномоченного экономического оператора, созданному в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, на территории которого этому лицу будет присвоен этот статус, присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи ГТК РБ свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус. 

Форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, приостановления действия и отзыва этого свидетельства определяются законодательством государств – членов таможенного союза. Уполномоченный экономический оператор обязан информировать таможенный орган, выдавший свидетельство, о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, об изменении сведений, заявленных им для выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору

1. Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 197 ТК ТС;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

4) в соответствии с п. 1.3 пост. СМ РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» предусмотрена возможность представления статистической декларации и периодической статистической декларации в виде электронного документа.

5) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

Законодатель в ст. 41 ТК ТС  выделил принципиальное условие, что  вышеуказанные специальные упрощения применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений.

Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, определяется решением Комиссии таможенного союза.   

Например, это  подакцизные товары, подлежащих маркировке, перечень которых определяется законодательством государств – членов таможенного союза, иные товары, перечень которых определяется в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза  (см. решение КТС от 18.06. 2010 г. №  323 «О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору).

2.5 Представление таможенным органам предварительной информации

В соответствии со ст. 42 ТК ТС уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах,

  •  предполагаемых к перемещению через таможенную границу,
  •  транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары,
  •   времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории,
  •  пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории.

Таможенные органы осуществляют обмен предварительной информацией с таможенными органами (службами) иностранных государств в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза или одного из государств – членов таможенного союза с этими государствами.

 Случаи обязательного представления таможенным органам предварительной информации, объем, порядок ее представления и использования для таможенных целей определяются в соответствии с международным договором государств – членов таможенного союза, если иное не предусмотрено специальными положениями ТК ТС.

Таможенные органы осуществляют обмен предварительной информацией с таможенными органами (службами) иностранных государств в соответствии с международными договорами государств-членов ТС или одного из государств-членов ТС с этими государствами.

Разработал:

Старший преподаватель

кафедры уголовного права и криминалистики                     В.А. Куряков

2012 г.

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33626. Многоагентные системы защиты 54 KB
  Многоагентные системы защиты Наиболее наглядной и удобно разрабатываемой является модель в основе которой лежит архитектура базовых агентов многоагентной системы защиты ВС. Многоагентная система – сложная система в которой функционируют два или более интеллектуальных агентов. Под агентом понимается самостоятельная интеллектуальная аппаратнопрограммная система которая обладает рядом знаний о себе и окружающем мире и поведение которой определяется этими знаниями. Таким образом компоненты системы зищиты агенты защиты представляют собой...
33627. Формирование вариантов модели систем безопасности СОИ АСУП 50.5 KB
  Поскольку защита данных непосредственно связана с программными и аппаратными средствами защиты данных передачи и хранения то с учетом этого предлагается представлять объекты защиты в виде совокупности этих средств. Таким образом обеспечивается возможность детального определения объектов защиты для каждого типа защищаемых данных. Такой подход обеспечивает возможность выполнения анализа требований защиты данных с учетом различных источников и типов угроз. Для оценки величины возможного ущерба и определения степени внимания которое необходимо...
33628. Обобщенная модель системы безопасности сетей передачи данных 46.5 KB
  Обобщенная модель системы безопасности сетей передачи данных Рассматриваемая модель предполагает что функционирование системы безопасности происходит в среде которую можно представить кортежем 1.1 где {Пс} множество неуправляемых параметров внешней среды оказывающих влияние на функционирование сети; {Пу} множество внутренних параметров сети и системы безопасности которыми можно управлять непосредственно в процессе обработки защищаемых данных; {Пв} множество внутренних параметров сети не поддающихся...
33629. Мандатная модель 31 KB
  Модели механизмов обеспечения целостности данных Модель Биба Рассматриваемая модель основана на принципах которые сохраняют целостность данных путем предотвращения поступления данных с низким уровнем целостности к объектам с высоким уровнем целостности. Уровень целостности согласно. субъектам запрещено чтение данных из объекта с более низким уровнем целостности; нет записи наверх т. субъектам запрещено запись данных в объект с более высоким уровнем целостности.
33630. Модель Харрисона-Руззо-Ульмана (матричная модель) 32 KB
  Модель ХаррисонаРуззоУльмана матричная модель Модель матрицы права доступа предполагает что состояние разрешения определено используя матрицу соотносящую субъекты объекты и разрешения принадлежащие каждой теме на каждом объекте. Состояние разрешения описано тройкой Q = S О А где S множество субъектов 0 множество объектов А матрица права доступа. Вход s о содержит режимы доступа для которых субъект S разрешается на объекте о. Множество режимов доступа зависит от типа рассматриваемых объектов и функциональных...
33631. Многоуровневые модели 31.5 KB
  К режимам доступа относятся: чтение запись конкатенирование выполнение.7 где b текущее множество доступа. Это множество составлено из троек формы субъект объект режим доступа. Тройка s о т в b указывает что субъект s имеет текущий доступ к объекту о в режиме т; М матрица прав доступа аналогичная матрице прав доступа в модели ХаррисонаРуззоУльмана; f функция уровня которая связывается с каждым субъектом и объектом в системе как уровень их защиты.
33632. Графические модели 44 KB
  Графические модели сети Петри которые позволяют построить модели дискретных систем. Определение: Сеть Петри это набор N =STFWM0 где S непустое множество элементов сети называемое позициями T непустое множество элементов сети называемое переходами отношение инцидентности а W и M0 две функции называемые соответственно кратностью дуг и начальной разметкой. Если п 1 то в графическом представлении сети число n выписывается рядом с короткой чертой пересекающей дугу. Часто такая дуга будет также заменяться пучком из п...
33633. Построение модели систем защиты на базе Е-сетей на основе выделенного набора правил фильтрации 78 KB
  2 Переходы: d3 = XEâ€r3 p1 p2 p3 t3 установление соединения проверка пароля и имени пользователя для доступа к внутренней сети подсети; d4 = XEâ€r4 p2 p4 р5 0 подсчет попыток ввода пароля и имени; d5 = Tp4 p6 0 вывод сообщения о неверном вводе пароля и имени; d6 = Tp1 p6 0 – передача пакета для повторной аутентификации и идентификации; d7 = Tp5 p7 t4 создание соответствующей записи в журнале учета и регистрации. 3 Решающие позиции: r3 проверка пароля и имени пользователя; r4 ...
33634. RSA (буквенная аббревиатура от фамилий Rivest, Shamir и Adleman) 92.5 KB
  Алгоритм RS состоит из следующих пунктов: Выбрать простые числа p и q заданного размера например 512 битов каждое. Вычислить n = p q Вычисляется значение функции Эйлера от числа n: m = p 1 q 1 Выбрать число d взаимно простое с m Два целых числа называются взаимно простыми если они не имеют никаких общих делителей кроме 1. Выбрать число e так чтобы e d = 1 mod m Числа e и d являются ключами. Шифруемые данные необходимо разбить на блоки числа от 0 до n 1.