27325

Память и способы запоминания

Доклад

Педагогика и дидактика

По содержанию образная память моторная память эмоциональная память; по организации запоминания эпизодическая память семантическая память процедурная память; по временным характеристикам долговременная декларативная память кратковременная память ультракратковременная память; по физиологическим принципам определяемая структурой связей нервных клеток она же долговременная и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей она же кратковременная по наличию цели произвольная и непроизвольная; по наличию...

Русский

2013-08-19

34.5 KB

2 чел.

память

— процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

Существуют различные типологии памяти:

по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.

по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;

по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Эйдети́зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид) — особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы по иным руслам восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и т. д.) В том или ином виде и степени эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается довольно редко.

Роль повторения и подкрепления:

Повторение: научение невозможно, если некоторые ситуации и поведенческий ответ на них не повторяются. Именно повторение сходных ситуаций является необходимым условием для научения. Хотя возможно научение и вследствие одноразового повторения. Такое научение принято называть импринтингом, запечатлением. Однако в большинстве случаев требуется несколько повторений.

Число повторений, которое необходимо для возникновения нового поведения, может быть различным, и это число может характеризовать эффективность научения. Чем меньше повторений требуется для становления поведения, тем эффективнее научение в каждом акте повторения.

Подкрепление: чтобы научение произошло, нужно, чтобы нейтральный и безусловный стимул не только повторялись, но необходимо, чтобы при этом имело место переживание удовольствия, которое принято называть Положительным подкреплением. Именно оно является главной внутренней пружиной научения. Следовательно, не повторение вызывает становление новых видов поведения, а подкрепление. Подкрепление болью, неудовольствием не создает нового поведения, а способствует использованию уже имеющихся поведений в целях защиты или избавления от страдания. Поэтому старую формулу "Повторение — мать учения" можно обоснованно считать неполной. Именно повторение, сочетающееся с положительным подкреплением, вызывает научение.

Способы заучивания: К способам заучивания относятся смысловая группировка материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение или сопоставление того, что запоминается, с чем-либо уже известным.

Не столько план сам по себе, сколько самый процесс его составления играет важную роль в запоминании. То же самое и относительно значения промежуточных, подсобных звеньев, связей между известным и неизвестным, к которым мы прибегаем с целью облегчить запоминание. И в этом случае не столько эти звенья сами по себе, сколько процесс их образования служит основой для запоминания.

Мнемические средства - идеальные или материальные объекты, предназначенные для облегчения протекания процессов памяти. Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить себе следующим образом:

Переход от конкретных мнемических средств (запоминая одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).

Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.

Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связанный с какими-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

(по Мухиной)

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти, память является ведущим познавательным процессом в этом возрасте. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Когда запоминания становится условием игры, ребенок легко запоминает необходимые данные, может использовать её сознательно, повторяет, старается осмыслить, осознать. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным.

В школе ребенок сталкивается с необходимостью запоминать произвольно. Учитель дает указания (как запоминать и воспроизводить), обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части, учит контролировать процесс запоминания. Понимание – необходимое условие запоминания – учитель фиксирует внимание школьников на этом, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранить знания и навыки для решения школьных задач и для последующей жизни.

Произвольная память – основная функция, на которую опирается учебная деятельность. Осознав это, ученики понимают необходимость заставить работать память на себя. Заучивание и воспроизведение позволяет ребенку рефлексировать личные изменения и увидеть, что «учить себя» - значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81829. Методы расчета пропускной способности на различных видах транспорта 33.61 KB
  Методы определения пропускной способности пресечений и линий слияния автомобильных потоков Пересечения автомобильных дорог являются одним из участков на которых сосредотачиваются дорожнотранспортные происшествия значительно уменьшается пропускная способность наблюдается снижение скорости а зачастую и полная остановка движения автомобильного транспорта заторы. Большинство узлов в одном уровне имеют меньшую пропускную способность чем подходящие к нему дороги вследствие наличия на узле опасных точек задержки автомобилей перед...
81830. Технико-эксплуатационные характеристики судов 27.65 KB
  Технико-эксплуатационные характеристики судов (ТЭХ) - это степень пригодности судов к транспортировке определенных видов грузов, т.е. конструктивные особенности и грузовые характеристики судна, отвечающие транспортным характеристикам и свойствам грузов
81831. Транспортная схема города 28.55 KB
  Комплексная транспортная схема сеть это линии городского маршрутизированного пассажирского транспорта по которым организовано движение массового общественного транспорта. Применение различных видов транспорта в транспортной сети определяется экологией безопасностью провозными возможностями наименьшими затратами времени сообщения а также комфортабельностью и регулярностью перевозок. Основные зоны города места тяготения нуждающиеся во взаимной транспортной связи это жилые кварталы общегородской центр места массового отдыха и...
81832. Скорость и сроки доставки грузов 21.8 KB
  Сроки доставки грузов а также порожних вагонов принадлежащих грузоотправителю грузополучателю или арендованных ими исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния по которому рассчитывается провозная плата с учетом железнодорожных направлений по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Перечень железнодорожных направлений по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью публикуется в Сборнике правил перевозок и тарифов на...
81833. Формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта 26.94 KB
  Однако специфика каждого из видов транспорта их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке что несколько ограничивает возможность конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта. Более эффективно и выгодно для потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитывая недостаточную развитость автодорожной сети в России и технического сервиса конкуренция между этими видами транспорта...
81834. Технико – эксплуатационные характеристики трубопроводного транспорта 23.92 KB
  Действующая сеть трубопроводного транспорта в основном построена в 7090 годы XX века. Трубопроводный транспорт имеет следующие преимущества: 1 трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому направлению с преодолением водных преград 2 первоначальные удельные затраты на строительство одного километра трубопровода в 2 раза ниже чем на строительство железной или автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью 3 эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна т.
81835. Размещение производительных сил и транспортных узлов 23.87 KB
  При планировании и в практике размещения производительных сил в стране непременно учитывается конфигурация и мощность существующей сети путей сообщения и предусматривается ее развитие в соответствии с перспективными задачами народного хозяйства.
81836. Транспортная сеть города 26.41 KB
  Транспортная инфраструктура в планировочной структуре современного города является основой вокруг которой образуются и развиваются элементы городской среды: микрорайоны жилые районы общегородские и районные центры зоны в которых размещаются производственные предприятия объекты здравоохранения спортивные комплексы рекреационные объекты и т. Городская транспортная инфраструктура неразрывно связана с внешними междугородными транспортными коммуникациями являясь их логическим продолжением в планировочной структуре города и наоборот. Как...
81837. Технико – эксплуатационные характеристики промышленного транспорта 25.22 KB
  Промышленный транспорт - это совокупность транспортных средств, сооружений и путей промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производственных процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на территории обслуживаемого предприятия.