27325

Память и способы запоминания

Доклад

Педагогика и дидактика

По содержанию образная память моторная память эмоциональная память; по организации запоминания эпизодическая память семантическая память процедурная память; по временным характеристикам долговременная декларативная память кратковременная память ультракратковременная память; по физиологическим принципам определяемая структурой связей нервных клеток она же долговременная и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей она же кратковременная по наличию цели произвольная и непроизвольная; по наличию...

Русский

2013-08-19

34.5 KB

3 чел.

память

— процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания

Существуют различные типологии памяти:

по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.

по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;

по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Эйдети́зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид) — особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы по иным руслам восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и т. д.) В том или ином виде и степени эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается довольно редко.

Роль повторения и подкрепления:

Повторение: научение невозможно, если некоторые ситуации и поведенческий ответ на них не повторяются. Именно повторение сходных ситуаций является необходимым условием для научения. Хотя возможно научение и вследствие одноразового повторения. Такое научение принято называть импринтингом, запечатлением. Однако в большинстве случаев требуется несколько повторений.

Число повторений, которое необходимо для возникновения нового поведения, может быть различным, и это число может характеризовать эффективность научения. Чем меньше повторений требуется для становления поведения, тем эффективнее научение в каждом акте повторения.

Подкрепление: чтобы научение произошло, нужно, чтобы нейтральный и безусловный стимул не только повторялись, но необходимо, чтобы при этом имело место переживание удовольствия, которое принято называть Положительным подкреплением. Именно оно является главной внутренней пружиной научения. Следовательно, не повторение вызывает становление новых видов поведения, а подкрепление. Подкрепление болью, неудовольствием не создает нового поведения, а способствует использованию уже имеющихся поведений в целях защиты или избавления от страдания. Поэтому старую формулу "Повторение — мать учения" можно обоснованно считать неполной. Именно повторение, сочетающееся с положительным подкреплением, вызывает научение.

Способы заучивания: К способам заучивания относятся смысловая группировка материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение или сопоставление того, что запоминается, с чем-либо уже известным.

Не столько план сам по себе, сколько самый процесс его составления играет важную роль в запоминании. То же самое и относительно значения промежуточных, подсобных звеньев, связей между известным и неизвестным, к которым мы прибегаем с целью облегчить запоминание. И в этом случае не столько эти звенья сами по себе, сколько процесс их образования служит основой для запоминания.

Мнемические средства - идеальные или материальные объекты, предназначенные для облегчения протекания процессов памяти. Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить себе следующим образом:

Переход от конкретных мнемических средств (запоминая одних предметов с помощью других) к абстрактным (запоминание предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т.п.).

Переход от механических к логическим средствам запоминания и воспроизведения материала.

Переход от внешних средств запоминания к внутренним.

Переход от использования уже готовых или известных средств запоминания к новым, оригинальным, придуманным самим запоминающим.

Следование этому ходу развития в совершенствовании средств запоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связанный с какими-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

(по Мухиной)

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти, память является ведущим познавательным процессом в этом возрасте. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Когда запоминания становится условием игры, ребенок легко запоминает необходимые данные, может использовать её сознательно, повторяет, старается осмыслить, осознать. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным.

В школе ребенок сталкивается с необходимостью запоминать произвольно. Учитель дает указания (как запоминать и воспроизводить), обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части, учит контролировать процесс запоминания. Понимание – необходимое условие запоминания – учитель фиксирует внимание школьников на этом, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранить знания и навыки для решения школьных задач и для последующей жизни.

Произвольная память – основная функция, на которую опирается учебная деятельность. Осознав это, ученики понимают необходимость заставить работать память на себя. Заучивание и воспроизведение позволяет ребенку рефлексировать личные изменения и увидеть, что «учить себя» - значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17390. СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА 172.5 KB
  Лекция шестаяСОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА Содержание Жизненный путь ученого Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии Социологизм как философское обоснование социологии В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории ...
17391. СОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО 130.5 KB
  Лекция седьмаяСОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО Содержание Жизнь и научная деятельность Идейные истоки и особенности мировоззрения Социология как логикоэкспериментальная наука Логические и нелогические действия Осадки и производные Общество как система в
17392. Линия. Пространственные кривые лини 93 KB
  Линия. Пространственные кривые лини В начертательной геометрии кривую линию часто рассматривают как траекторию описанную движущейся точкой. Кривая линия может быть плоской или пространственной. Все точки плоской кривой принадлежат некоторой плоскости. Крив...
17393. Взаимное положение прямых в пространстве 60.5 KB
  Взаимное положение прямых в пространстве. Рассмотрим взаимное положение прямых в пространстве : параллельные прямые пересекающиеся и скрещивающиеся. Параллельные прямые. Параллельные прямые это прямые лежащие в одной плоскости и никогда ...
17394. Плоскость, линии и точки в плоскости 73.5 KB
  Плоскость линии и точки в плоскости. Проецирование элементов определяющих плоскость. При ортогональном проецировании любая плоскость может быть задана на чертеже проекциями трех точек не лежащих на одной прямой ; проекциями прямой и точки не лежащей на данно...
17395. ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ 64.5 KB
  ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ Прямая параллельная плоскости. Если прямая АВ параллельна прямой лежащей в некоторой плоскости то она параллельна этой плоскости. Если необходимо через заданную точку провести прямую параллельную заданной плоскости необ
17396. ПОВЕРХНОСТИ И ТЕЛА 70.5 KB
  ПОВЕРХНОСТИ И ТЕЛА Все поверхности можно подразделить на графические закон образования которых нам не известен и примером такой поверхности может быть топографическая поверхность Земли и геометрические закон которых известен. Часть пространства ограниченная
17397. ПОВЕРХНОСТИ И ТЕЛА. Циклические поверхности 74.5 KB
  ПОВЕРХНОСТИ И ТЕЛА Циклические поверхности Циклические поверхности могут быть образованы движением в пространстве какой либо окружности постоянного или переменного радиуса при перемещении ее центра по криволинейной направляющей а плоскость окружности ост
17398. Винтовые поверхности 53 KB
  Винтовые поверхности. Винтовой поверхностью называется поверхность которая описывается образующей при ее винтовом движении. Образующие могут быть как кривыми так и прямыми линиями. Прямые линии обычно называются винтовыми параллелями. Расстояние между винтов