27327

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Доклад

Педагогика и дидактика

Педагогика начального образования как наука о воспитании образовании и развитии младших школьников Педагогика с греческого означает детоводство дитяведение. Педагогика наука о воспитании человека совокупность теоретических и прикладных наук изучающих воспитание образование и обучение. Педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина имеющая свой объект и предмет изучения. Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

Русский

2013-08-19

20.18 KB

154 чел.

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников

Педагогика с греческого означает «детоводство», «дитяведение».  Педагогика -  наука о воспитании человека, совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

Педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения. Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

По Макаренко:

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах..

Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитаниеобразованиеобучение. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "саморазвитие", "продукты педагогической деятельности" и др.

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

В широком социальном значении: 
– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении: 
– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении: 
– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении: 
– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

  1. Теоретические функции:
  2. обогащение, систематизация научных знаний;
  3. обобщение опыта практики;
  4. выявление закономерностей в педагогических явлениях.
  5. Практические функции:
  6. повышение качества воспитания;
  7. создание новых педагогических технологий;
  8. внедрение итогов педагогических исследований в практику.
  9. Прогнозирование:
  10. научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

Задачи педагогики:

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Структура педагогической науки

  1.  История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
  2.  Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
  3.  Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
  4.  Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
  5.  Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
  6.  Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
  7.  Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
  8.  Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
  9.  Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
  10.  Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
  11.  Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48505. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ 63.5 KB
  Понятие и признаки местного самоуправления. Аспекты анализа местного самоуправления: основа конституционного строя форма народовластия вид деятельности граждан право человека и гражданина право населения как территориального коллектива. Вопросы местного значения и государственные задачи. Полномочия органов местного самоуправления и государственные полномочия.
48506. Загальні питання методики навчання розв’язування задач 32.12 KB
  Роль і місце задач у початковому курсі математики. Функції текстових задач. Складові процесу навчання розв’язуванню задач одного виду. Диференційований підхід у навчанні. Творча робота над розв’язаною задачею
48507. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 47.5 KB
  Понятие и организационноправовые формы социального обеспечения Возникновение государственной системы социального обеспечения в России в период развития капитализма до 1917 года. Отличительные признаки советской системы социального обеспечения. Изменение подходов к организации социального обеспечения в социальноэкономических условиях 90х годов.
48508. РИМСКОЕ ПРАВО 96.5 KB
  Понятие римского частного права. Отличие частного права от публичного. Исторические значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции.
48509. РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО 1.1 MB
  Предпринимательские отношения то есть отношения возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Легальное определение предпринимательской деятельности дано в п. В частности такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационноимущественного характера например по созданию и прекращению коммерческих организаций деятельности ряда некоммерческих организаций учреждений объединений и др. Такая хозяйственная деятельность носит некоммерческий характер но создает основу а зачастую является...
48510. Русский язык и культура речи. Три аспекта культуры речи (нормативный, коммуникативный, этикетный) 1.74 MB
  Предмет и задачи курса Русский язык и культура речи. Три аспекта культуры речи нормативный коммуникативный этикетный Значимость речевой культуры для духовной жизни общества. Курс Русский язык и культура речи. Культура речи риторика и стилистика.
48511. Системное программное обеспечение 1.5 MB
  Расположение СПО в общей структуре ЭВМ Современная компьютерная система состоит из одного или нескольких процессоров оперативной памяти дисков клавиатуры монитора принтеров сетевого интерфейса и других устройств то есть является сложной комплексной системой. Обычно на этом уровне находятся внутренние регистры центрального процессора CPU Centrl Processing Unit и арифметико-логическое устройство. На каждом такте процессора из регистра выбирается один или два операнда которые обрабатываются в арифметико-логическом устройстве...
48513. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ 702.5 KB
  Фрейд биологизирует уровни сознания личности вводя понятия оно я и сверх я. Существование личности человеческого сознания представляется ни чем иным как раскрытием сущности следовательно сущность первична и существованиевторично вариант идеализма. Психодинамика учение о реакциях сводится к тому что развитие индивидуума происходит в результате отделения стимулов от реакций кпониманию болезней как разных типов реакции личности отрицанию качественных различий между психикой здорового человека и психикой больного неврозом и...