27329

Система образования и ее характеристика

Доклад

Педагогика и дидактика

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Создавать условия для общедоступности образования приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников. Носить демократический характер образования и допускать автономность обр.

Русский

2013-08-19

23.22 KB

81 чел.

Система образования и ее характеристика

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в нашей стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

  1. Носить гуманистический  характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  2. Поддерживать единое культурное образовательное пространство во всей стране, т.е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
  3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
  4. Иметь светский характер обучения
  5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, быть толерантными.
  6. Носить демократический характер образования и допускать автономность обр.учрежд.

Общая характеристика системы образования

Сегодня система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих;

- государственных образовательных стандартов образовательных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Среди основных требований к системе образования России можно выделить:

выполнение государственного социального заказа на целевую подготовку и повышение квалификации специалистов;

реализация требований государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню профессиональной подготовки обучающихся;

дифференциация образовательных программ профессиональной ориентации;

организация широкой сети образовательных учреждений, способной реализовать потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;

использование многообразия современных форм и методов обучения, в том числе очно-заочной и дистанционной форм подготовки, экстерната и т. д.;

обеспечение высокого качества образовательного процесса и научных исследований в образовательных учреждениях России.

С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина под образованием (от русск. создание образа) понимают процесс создания духовного облика человека, который складывается под влиянием моральных ценностей. Образование - это и специальная сфера социальной жизни, в которой создаются внешние и внутренние условия развития субъектов образовательного процесса (студента и педагога) в их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры.

Кроме развития образования в контексте культуры существуют и другие методологические подходы к развитию системы образования.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также как определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знание-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему.

Подсистемами последней выступают все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования.

Ведущей (системообразующей) подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа.

Виды педагогических систем различаются назначением, особенностями организации и функционирования.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы:

* традиционный;

* полуинтернатный (школы с продленным днем);

* интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища…).

Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения:

* гимназии;

* лицеи;

* колледжи и др.

Аналогичные варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования.

К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т. п.).

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.

К ним по праву причисляют педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В А. Сухомлинского, В.А. Караковского.

Иначе нужно подходить к творчеству отдельных педагогов-новаторов, реализующих свои авторские подходы к обучению и воспитанию. Одно Дело, когда педагог творчески воплощает одну или несколько часто не связанных друг с другом идей, и совсем другое - когда педагогический процесс строится на основе оригинальной концепции. В этом случае есть все основания говорить об авторской дидактической или воспитательной системе.

Таковыми являются дидактические системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.М. Пахмутова, П.Я. Эрдниева и воспитательные системы И. П. Иванова, В.А. Караковского.

Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

государственными;

муниципальными;

негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов:

дошкольные;

общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования);

специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

учреждения дополнительного образования;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Дошкольные образовательные учреждения создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до 6 лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

К ним относятся:

детский сад;

детские ясли-сад;

прогимназия;

детский развивающий центр и др.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями - гимназиями, лицеями.

Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

* I ступень - начальная школа (3-4 года). Призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться;

* II ступень - основная школа (5 лет). Закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Является обязательной;

* III ступень - средняя школа (2-3 года). Обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения; создает условия для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества.

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка:

* детство;

* отрочество;

* юность.

Иные типы образовательных учреждений:

для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество;

для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, достигших 11-летнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку;

для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях,администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования;

реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах;

* вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ IIIступени.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования:

начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Может быть получено в профессионально-технических и иных училищах;

среднее профессиональное образование - подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях - техникумах, училищах, колледжах) или на I ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования;

высшее профессиональное образование - подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях- университетах, академиях, институтах, колледжах).

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Для его получения при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях созданы институты:

* аспирантуры;

* докторантуры;

* ординатуры;

* адъюнктуры.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования:

* учреждениях повышения квалификации;

* курсах;

* центрах профессиональной ориентации;

* музыкальных и художественных школах;

* школах искусств;

* домах детского творчества;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23385. Определение ускорения свободного падения с помощью прибора (машины) Атвуда 653 KB
  Прибор Атвуда предназначен для изучения прямолинейного равномерного и равномерноускоренного движения а в частности для определения ускорения свободного падения тел. 1 закон Ньютона: любое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор пока воздействие со стороны других тел не заставит его изменить это состоянии то есть: если 1 где равнодействующая всех сил действующих на тело. Запишем II закон Ньютона в виде:...
23386. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости 276 KB
  Нехаенко Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости Методические указания к выполнению лабораторной работы № 3 по курсу молекулярной физики. Каждая молекула жидкости в течение некоторого времени колеблется около определённого положения равновесия после чего скачком переходит в новое положение отстоящее от исходного на расстоянии порядка межатомного. На молекулу жидкости со стороны окружающих её молекул действуют силы взаимного притяжения которые с расстоянием быстро убывают. Выделим внутри жидкости какуюлибо молекулу А...
23387. Экспериментальное определение момента инерции маятника Максвелла 433 KB
  Определение момента инерции маятника Максвелла Методические указания к выполнению лабораторной работы № 4 по курсу механики молекулярной физики и термодинамики. Целью данной работы является экспериментальное определение момента инерции маятника Максвелла. Момент инерции тела относительно заданной оси и угловая скорость позволяют вычислить кинетическую энергию вращательного движения этого тела: 5 Экспериментальное...
23388. Определение логарифмического декремента затухания и коэффициента затухания колебательной системы 246 KB
  Во всех реальных колебательных системах энергия колебаний расходуется на работу против сил сопротивления и сил внутреннего трения что является причиной затухания свободных колебаний. Тогда основное уравнение динамики поступательного движения колебательной системы в проекции на ось ОХ имеет вид: или 1 1 дифференциальное уравнение свободных затухающих колебаний где где коэффициент затухания. Решением дифференциального...
23389. ПОВЕРКА ЭЛЕКРОННОГО АВТОМАТЧЕСКОГО ПОТЕНЦИОМЕТРА КАЛИБРАТОРОМ ИКСУ-2000 68.86 KB
  Уравнение равновесия компенсационной схемы: Ext=RбmRпрIввRмIнв Rпр=RRшRп RRшRп; m доля приведенного сопротивления; Iвв ток верхней ветви; Iнв ток нижней ветви; Схема работы ИКСУ2000 В режиме измерений: ЭКРАН Микропроцессорный модуль Цифровая величина Аналоговая величина АЦП ПЭВМ В режиме воспроизведения: Выходные клеммы клавиатура Аналоговая величина АЦП Цифровая величина Микропроцессорный модуль ПЭВМ.
23390. ПОВЕРКА ЭЛЕКТРОННОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИОМЕТРА 69.27 KB
  max=[Δ1;2max EkEн]100 Vприв.max=[E2E1max EkEн]100 γprmax=11.596 εprmax=6.
23391. Исследование метрологических характеристик средств измерений 171 KB
  Относительная погрешность = 05. № Показания приборов Сопротивление R Показания Абсолютная погрешность Относительная погрешность Прямой R' Обратный R'' Прямой Δ' Обратный Δ'' Прямой δ' Обратный δ'' 1 120 6752 6699 6696 053 056 000785 0008294 2 120 6752 6703 6704 049 048 0007257 0007109 3 120 6752 6696 6703 056 049 0008294 0007257 4 120 6752 6699 6704 053 048 000785 0007109 5 120 6752 6699 6705 053 047 000785 0006961 6 120 6752 6698 6704 054 048 0007998 0007109 7 120 6752 6701 6703 051 049 0007553...
23392. ПОВЕРКА ЭЛЕКТРОННОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИОМЕТРА 72.92 KB
  max=[Δ1;2max EkEн]100 Vприв.max=[E2E1max EkEн]100 K=05 Условие: .
23393. Поверка электронного автоматического потенциометра калибратором измерителем ИКСУ-2000 67.73 KB
  Показания образцового прибораСо оС Показания поверяемого прибораСп оС Абсолютная погрешность поверяемого прибора Δ оС Относительная погрешность поверяемого прибора δ Приведённая погрешность поверяемого прибора δpr 0 05 05 025 40 38 2 5 1 80 78 2 25 1 120 1185 15 125 075 160 159 1 0625 05 200 1995 05 025 025 160 1595 05 03125 025 120 119 1 0833333 05 80 785 15 1875 075 40 39 1 25 05 0 05 05 025 Δ=CоСп δ= Δ Со100 δpr= Δ 200100 K=05; δprmax=1 Прибор не удовлетворяет классу точности Δ=fCo δ=fCo...