27330

Целостный педагогический процесс

Доклад

Педагогика и дидактика

Раскрывая вторую характерную черту педагогического процесса усовершенствование он пишет: Усовершенствование же имеет три направления: 1 устранение препятствий с пути естественного развития сил отрицательная сторона; 2 прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей положительная сторона; 3 искоренение недостатков и насаждений ценных свойств усовершенствование в тесном смысле. Понятие структура и функции педагогического процесса Педагогическим процессом называется развивающиеся взаимодействие...

Русский

2013-08-19

42.13 KB

59 чел.

Целостный педагогический процесс

Характеристика целостного педагогического процесса: П. Ф. Каптерев о педагогическом процессе.

Понятие "педагогический процесс" было введено П. Ф. Каптеревым: "...педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу". (Каптерев П. Ф. Педагогический процесс//Избр. пед. соч. М., 1982. С. 179.) "Педагогический процесс  включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности". (Там же. С. 170.) Суть саморазвития и его соотношения с педагогическим процессом он объясняет так: "Дан известный организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнется процесс саморазвития, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны... Воспитание же и образование нередко представляют ожесточенную борьбу против естественного творческого саморазвития человека и стремятся втиснуть его в наперед  заготовленные рамки, вести по шаблону, проторенной дорожке; причем по общей насильственности постановки воспитания все же речь идет о самодеятельности. Настоящий, неискаженный педагогический процесс в одно и то же время и свободен, и необходим, потому что есть процесс саморазвития. В нем самодеятельность — неизбежное явление. Если же воспитание и образование бывают принудительными, то нечего и говорить о самодеятельности — это значит петь мотив из другой оперы, совершенно различной, это значит соединять несоединимое". (Там же. С. 162.) Раскрывая вторую характерную черту педагогического процесса — усовершенствование, он пишет: "Усовершенствование же имеет три направления: 1) устранение препятствий с пути естественного развития сил (отрицательная сторона); 2) прямое положитель­ное содействие правильному развитию наличных способностей (положительная сторона); 3) искоренение недостатков и насажде­ний ценных свойств (усовершенствование в тесном смысле). (Там же. С. 167—168.)

Из приведенных достаточно обширных высказываний П. Ф. Каптерева ясно, что он рассматривает педагогический процесс с позиций единства биологического и социального, т. е. процесс саморазвития, присущий организму, и педагогический процесс должны создавать единое целое, в котором, добавим мы, последнему принадлежит определяющая роль. В подтверждение этому мысль П. П. Блонского о том, что основа школы — "...деятельность самого ребенка, постепенное саморазвитие его при помощи дающего мате­риал для этого саморазвития учителя". (Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы// Избр. пед. произв. М., 1961. С. 142.)

Понятие, структура и функции педагогического процесса

Педагогическим процессом называется развивающиеся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Структура:

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

3. Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, досигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой включает в себя все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Деятельностный  (организационно-управленческий)– взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество организацию и управление процессом, без которых не может быть  достигнут конечный результат.

Результативный отражает эффективность его протекания, характеризует досигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

                            Обратные связи

Педагоги

Условия

Воспитуемые

Деятельность

Результаты

Цели

Содержание

   

  Обратные связи

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда.

Объекты деятельности педагога- развивающаяся личность, коллектив воспитанников.

Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека ЗУН, опытом.

Средства (орудия) труда – это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. Педагогические средства: знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния.

Закономерности педагогического процесса

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.

  1.  Закономерность динамики педагогического процесса . Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
  2.  Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4)применяемых средств и способов педагогического воздействия.
  3.  Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1)интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
  4.  Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и современности внешних стимулов.
  5.  Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.
  6.  Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
  7.  Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей общества4 3) условий протекания процесса.

Принципы педагогического процесса

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.

3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.

10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.

11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.

12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.

13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.

14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42554. Создание фоновых рисунков, графических изображений, gif-анимаций, звуковых (mid или wav) файлов видеоклипов (avi или mpg), бегущих строк 29.5 KB
  Вставка рисунка в документ: img src= my. Если рисунок находится в поддиректории то ссылка на него будет выглядеть так: img src= my my.jpg Если рисунок лежит на уровень выше а документ находится в поддиректории то ссылка на неё будет такой: img src= .jpg Если картинка лежит на другом сайте то путь прописывается полностью: img src= http: www.
42555. Вибір типу та визначення необхідної кількості первинних засобів пожежогасіння 1.93 MB
  Визначити необхідну кількість та вибрати тип вогнегасників для оснащення приміщень в залежності від їх призначення розміру категорії за вибухопожежною та пожежною небезпекою класу очікуваної пожежної та інших умов. Головним критерієм вибору виду вогнегасників є величина можливого осередку пожежі.Визначаємо рекомендований тип вогнегасників.Визначаємо кількість вогнегасників.
42556. Организация текста внутри HTML-документов с помощью списков 87.5 KB
  Пунктами списка могут быть как элементы уровня текста так и элементы уровня блока за исключением заголовков H1H6 и элементов DDRESS. Пунктами списка могут быть также другие списки. UL ненумерованные списки Для создания ненумерованного списка используется элемент UL. Для этого элемента обязательны открывающий и закрывающий теги которые обеспечивают перевод строки до и после списка отделяя список от остального текста.
42557. Інструкції з охорони праці, що діють на підприємстві 84 KB
  Інструкції з охорони праці попереджують дію на працівників на робочих місцях небезпечних та шкідливих виробничих факторів, ліквідують умови, при яких вони можуть діяти на людей, а також зменшують ризик можливих небезпечних дій самих працівників. Призначення інструкцій з охорони праці полягає в тому, щоб вказати працівнику, в якому порядку необхідно виконувати технологічні операції та інші виробничі дії, щоб забезпечити власну безпеку, безпеку інших людей, безаварійну експлуатацію обладнання та зменшити вплив небезпечних та шкідливих виробничих факторів на конкретних робочих місцях.
42560. Оплата труда работников предприятия и пути ее совершенствования на примере предприятия ЗАО «ЭпиЭл» 548.5 KB
  Исследовать теоретические аспекты экономико-правового регулирования оплаты труда на предприятиях; Проанализировать существующую систему организации оплаты труда на ЗАО «ЭпиЭл» Разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности организации оплаты труда на предприятии.
42561. Создание параметрических чертежей в AutoCAD с применением Visual LISP 6.69 MB
  Определить исходя из задания исходные параметры, которые необходимо задать для параметрического построения объекта. Если количество этих параметров велико, необходимо в программе считывать их из файла.
42562. Розрахунок природного освітлення 121 KB
  Нормоване значення коефіцієнту природного освітлення приміщення для заданих умов. Виконати перевірочний розрахунок бокового природного освітлення методом світлового коефіцієнта. 2 Виконаємо розрахунок бокового природного освітлення методом коефіцієнта природного освітлення: Розрахунок бокового природного освітлення приміщення базується на такій формулі Sвік. де Sвік – площа вікон Sпідл – площа підлоги КПОN – нормоване значення КПО КЗ – коефіцієнт запасу НВ – світлова характеристика вікон Кбуд –...