27331

Воспитательный процесс и его характеристика

Доклад

Педагогика и дидактика

Сложность воспитательного процесса Сложность воспитательного процесса состоит и в том что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя как например в процессе обучения. Одна из особенностей воспитательного процесса его непрерывность. Процесс воспитания комплексный что означает единство целей задач содержания форм и методов воспитательного процесса подчиненное идее целостности формирования личности.

Русский

2013-08-19

17.82 KB

59 чел.

Воспитательный процесс и его характеристика

Понятие воспитательного процесса

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Сложность воспитательного процесса

Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Закономерности воспитательного процесса

Основополагающая закономерность личностно-ориентированного воспитательного процесса заключается в следующем: 1. чем выраженнее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, дающая воспитанникам чувство защищенности и спокойствия, уверенности в своей нужности, тем благоприятнее условия для формирующейся личности

2. чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

3. формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.

4. чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

5. чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности.

6. чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.

Диагностика результативности воспитательного процесса

Диагностическая деятельность – это оценочная деятельность, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Воспитатель определяет и оценивает результативность своей работы, прежде всего путем наблюдения за поведением воспитанников – о человеке надо судить не по тому, что он говорит или думает о себе, а потому как он поступает. Именно в поступках проявляются отношения, которые и являются предметом целенаправленного формирования в воспитательном взаимодействии.

Знания и представления, которыми овладели воспитанники и которые выясняются в общении с ними, являются показателем результативности воспитательного процесса.

Можно выделить три уровня положительной/отрицательной моральной направленности личности:

  1. Готовность к положительным/отрицательным проявлениям;
  2. Устремленность к положительным/отрицательным проявлениям;
  3. Устойчивость, активность в совершении положительных/отрицательных действий.

Первый уровень проявляется в несложных ситуациях выбора – уступить место, подать руку в трудном месте дороги и т.п.  Второй уровень требует более значительных нравственных усилий – открыто отстаивать свою позицию, защитить другого, если его несправедливо обвиняют, и т.п. Третий уровень – когда, воспитанник готов на самопожертвование ради других, он открыт и гуманен. Но речь идет  не об импульсивных проявлениях, а о стойкой последовательности в действиях воспитанника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19244. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ДИФФУЗИЯ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ ТОКАМАКА. ПРОВОДИМОСТЬ ПЛАЗМЫ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ 608.5 KB
  Лекция 7 Неоклассическая диффузия в магнитном поле токамака. Проводимость плазмы в магнитном поле. Пролетные и запертые частицы. Три режима потерь €œбанановый€ €œплато€ и режим ПфиршаШлютера бомовская диффузия соотношение D и D неоклассическая диэлектрич
19245. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МГД ПРИБЛИЖЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЛАЗМЕННЫХ КОНФИГУРАЦИЙ В ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ 178.5 KB
  Лекция 8 Использование МГД приближения для анализа плазменных конфигураций в термоядерных установках Уравнения МГД обобщенный закон Ома диффузия магнитного поля в плазму магнитное давлении параметр удержания . Идеальная одножидкостная гидродинамика плаз
19246. РАВНОВЕСИЕ ПЛАЗМЫ В ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ. ИМПУЛЬСНЫЕ СИСТЕМЫ. Z-ПИНЧИ 5.75 MB
  Лекция 9 Равновесие плазмы в термоядерных установках. Импульсные системы. Zпинчи. Проблемы равновесия плазменных конфигураций МГДустойчивость плазмы лежащей на магнитном поле устойчивость скинированного пинча. Важный круг задач в которых с успехом примен...
19247. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ В ПЛАЗМЕ ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК 1.34 MB
  Лекция 10 Колебания и волны в плазме термоядерных установок Использование явления отсечки низкочастотной поперечной волны для диагностики плазмы колебания и волны в незамагниченной плазме; аналогия и различия с газом; заряженность частиц и различие масс дисперс...
19248. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ В ПЛАЗМЕ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК 2.65 MB
  Лекция 11 Колебания и волны в плазме в магнитном поле термоядерных установок Теорема €œвмороженности€ магнитногополя. Колебания и волны в замагниченной плазме: магнитный звук скорость Альфена гибридные частоты магнитогидродинамические волны гиротропность п
19249. НЕУСТОЙЧИВОСТИ ПЛАЗМЫ В ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ 1.24 MB
  Лекция 12 Неустойчивости плазмы в термоядерных установках Неустойчивость Релея – Тейлора неустойчивость Кельвина – Гельмгольца разрывная неустойчивость перезамыкание силовых линий магнитного поля неустойчивости токовых систем Z – пинчей перетяжки винтова...
19250. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТОКАМАКА 1.6 MB
  Лекция 13 УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТОКАМАКА Принцип действия принципиальная схема токамака параметры установки устойчивость тороидального плазменного шнур параметр удержания  энергетическое время жизни. Принцип действия. Принципиальная схема В заключите...
19251. УДАЛЕНИЕ ИЗ ТЕРМОЯДЕРНОЙ УСТАНОВКИ ТЕПЛА И ЧАСТИЦ, ДИВЕРТОР 136 KB
  Лекция 14 Удаление из термоядерной установки тепла и частиц ДИВЕРТОР Конфигурация скрэпслоя в токамаке с дивертором кондиционирование поверхности разрядных камер токамаков Hмода и Lмода режимов удержания плазмы Дивертор нужен не только очистки плазмы от
19252. РЕАКТОР ИТЭР 579.5 KB
  Лекция 15 Реактор ИТЭР Основные параметры ИТЭР бланкет системы диагностики плазмы выбор материалов первой стенки перспективы. Проектирование термоядерных реакторов началось в семидесятых годах прошлого века когда на установках были получены данные позво