27331

Воспитательный процесс и его характеристика

Доклад

Педагогика и дидактика

Сложность воспитательного процесса Сложность воспитательного процесса состоит и в том что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя как например в процессе обучения. Одна из особенностей воспитательного процесса его непрерывность. Процесс воспитания комплексный что означает единство целей задач содержания форм и методов воспитательного процесса подчиненное идее целостности формирования личности.

Русский

2013-08-19

17.82 KB

54 чел.

Воспитательный процесс и его характеристика

Понятие воспитательного процесса

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Сложность воспитательного процесса

Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Закономерности воспитательного процесса

Основополагающая закономерность личностно-ориентированного воспитательного процесса заключается в следующем: 1. чем выраженнее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, дающая воспитанникам чувство защищенности и спокойствия, уверенности в своей нужности, тем благоприятнее условия для формирующейся личности

2. чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

3. формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.

4. чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

5. чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности.

6. чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.

Диагностика результативности воспитательного процесса

Диагностическая деятельность – это оценочная деятельность, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Воспитатель определяет и оценивает результативность своей работы, прежде всего путем наблюдения за поведением воспитанников – о человеке надо судить не по тому, что он говорит или думает о себе, а потому как он поступает. Именно в поступках проявляются отношения, которые и являются предметом целенаправленного формирования в воспитательном взаимодействии.

Знания и представления, которыми овладели воспитанники и которые выясняются в общении с ними, являются показателем результативности воспитательного процесса.

Можно выделить три уровня положительной/отрицательной моральной направленности личности:

  1. Готовность к положительным/отрицательным проявлениям;
  2. Устремленность к положительным/отрицательным проявлениям;
  3. Устойчивость, активность в совершении положительных/отрицательных действий.

Первый уровень проявляется в несложных ситуациях выбора – уступить место, подать руку в трудном месте дороги и т.п.  Второй уровень требует более значительных нравственных усилий – открыто отстаивать свою позицию, защитить другого, если его несправедливо обвиняют, и т.п. Третий уровень – когда, воспитанник готов на самопожертвование ради других, он открыт и гуманен. Но речь идет  не об импульсивных проявлениях, а о стойкой последовательности в действиях воспитанника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28294. Система юридических лиц в гражданском праве 14.74 KB
  Хозяйственные общества: акционерные общества открытые и закрытые акционерные общества общества с ограниченной ответственностью общества с дополнительной ответственностью. Участники акционерного общества общества с ограниченной ответственностью не несут ответственности по обязательствам общества. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность в размере стоимости их вкладов в уставный капитал общества.
28295. Хозяйственные товарищества и общества: понятие, система, сравнительная характеристика 15.54 KB
  Хозяйственные товарищества и общества: понятие система сравнительная характеристика. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли вклады учредителей участников уставным складочным капиталом. Хозяйственное общество: может быть создано одним лицом которое становится его единственным участником; может создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере коммандитного товарищества; может создаваться в форме акционерного общества общества с ограниченной или с...
28296. Гражданско-правовое положение полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного) 14.71 KB
  Гражданскоправовое положение полного товарищества и товарищества на вере коммандитного. Полное товарищество это товарищество участники которого полные товарищи в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом ст. Среди норм установленных в ГК РФ в отношении полного товарищества ст. 6981 существенное значение имеют в частности следующие: управление деятельностью товарищества...
28297. Общества: понятие, виды, содержание деятельности 14.66 KB
  Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются: учредительный договор устав. Число участников общества с ограниченной ответственностью не...
28298. Гражданское право как частное право. Основные принципы и функции гражданского права в условиях рыночной экономики 13.68 KB
  Гражданское право как частное право. Основные принципы и функции гражданского права в условиях рыночной экономики. В публичном праве обязат. ГП как частному праву харна юридич.
28299. Предмет ГП 14.21 KB
  Предмет ГП – составляют общественные отношения кот оно регулирует. Гражданское право регулирует: Имущественные отношения. Личные неимущественные отношения связанные с имущественными. Личные неимущественные отношения не связанные с имущественными.
28300. Метод гражданского права, его основные признаки 15.6 KB
  Децентрализация выражается в том что регулирование гражданских отношений осуществляется не только нормативными актами исходящими от государства но также и актами участников гражданского оборота соглашениями односторонними сделками. Это объясняется тем что в гражданском праве субъективные права выполняют функцию средства удовлетворения потребностей интересов их носителей в отличие например от прав государственных органов участников административных уголовных правоотношений в которых права одновременно являются обязанностями....
28301. Система гражданского права 13.98 KB
  Система гражданского права Система гражданского права представляет собой внутренне согласованное единство и деление правовых норм составляющих данную отрасль права. Состоит из: подотраслей права норм регулирующих однородные отношения обязательственное право вещное право исключительные права личные неимуще права наследственное право жилищное транспортное Подотрасль состоит из правовых институтов. Все гражданскоправовые нормы составляющие систему гражданского права можно условно разделить на Общую и Особенную части. В Общую...
28302. Основные гражданско-правовые системы современности 17.03 KB
  Основные гражданскоправовые системы современности. Современный мир отличается многообразием гражданскоправовых систем. Каждое суверенное государство имеет свое национальное гражданское право. Вместе с тем в мире существуют своеобразные типы семьи правовых систем охватывающие группы права ряда государств.