27331

Воспитательный процесс и его характеристика

Доклад

Педагогика и дидактика

Сложность воспитательного процесса Сложность воспитательного процесса состоит и в том что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя как например в процессе обучения. Одна из особенностей воспитательного процесса его непрерывность. Процесс воспитания комплексный что означает единство целей задач содержания форм и методов воспитательного процесса подчиненное идее целостности формирования личности.

Русский

2013-08-19

17.82 KB

60 чел.

Воспитательный процесс и его характеристика

Понятие воспитательного процесса

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Сложность воспитательного процесса

Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Закономерности воспитательного процесса

Основополагающая закономерность личностно-ориентированного воспитательного процесса заключается в следующем: 1. чем выраженнее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, дающая воспитанникам чувство защищенности и спокойствия, уверенности в своей нужности, тем благоприятнее условия для формирующейся личности

2. чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

3. формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.

4. чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

5. чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности.

6. чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.

Диагностика результативности воспитательного процесса

Диагностическая деятельность – это оценочная деятельность, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Воспитатель определяет и оценивает результативность своей работы, прежде всего путем наблюдения за поведением воспитанников – о человеке надо судить не по тому, что он говорит или думает о себе, а потому как он поступает. Именно в поступках проявляются отношения, которые и являются предметом целенаправленного формирования в воспитательном взаимодействии.

Знания и представления, которыми овладели воспитанники и которые выясняются в общении с ними, являются показателем результативности воспитательного процесса.

Можно выделить три уровня положительной/отрицательной моральной направленности личности:

  1. Готовность к положительным/отрицательным проявлениям;
  2. Устремленность к положительным/отрицательным проявлениям;
  3. Устойчивость, активность в совершении положительных/отрицательных действий.

Первый уровень проявляется в несложных ситуациях выбора – уступить место, подать руку в трудном месте дороги и т.п.  Второй уровень требует более значительных нравственных усилий – открыто отстаивать свою позицию, защитить другого, если его несправедливо обвиняют, и т.п. Третий уровень – когда, воспитанник готов на самопожертвование ради других, он открыт и гуманен. Но речь идет  не об импульсивных проявлениях, а о стойкой последовательности в действиях воспитанника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85595. Разработка системы компьютерной обработки и описания изображений 1.45 MB
  Целью данного курсового проекта является разработка прикладного программного обеспечения предназначенного для обработки изображений и описание контура объекта заданным методом. Программный продукт предназначен для студентов и преподавателей, а также в сфере обработки цифровых изображений.
85596. Розрахунок та конструювання підземного переходу 3 MB
  Важливим етапом всього будівельного циклу є земляні роботи роботи нульового циклу і зокрема прокладка підземних комунікацій. Земляні роботи комплекс робіт заходів повязаних з вийманням розробленням переміщенням і укладанням за потреби з розрівнюванням та ущільнюванням ґрунту у відвал...
85598. Сущность и функции планирования в управлении (на примере предприятии ОАО «Гатчинский Молочный Завод») 96.12 KB
  Теоритические аспекты планирования.Предмет метод и задачи планирования. Принципы и методы планирования.
85599. Расчет грузовой лебедки Q58т 5.5 MB
  В создании материально-технической базы Республики Казахстан значительная роль принадлежит подъемно-транспортному машиностроению, перед которым поставлено задача широкого внедрения во всех областях народного хозяйства комплексной механизации и автоматизации производственных процессов...
85600. Расчёт ВОЛС со спектральным разделением каналов 1.85 MB
  Рассчитать максимальную скорость передачи с учётом перспективы развития; Выбрать технологию передачи; Выбрать топологию построения ВОЛС; Рассчитать бюджет оптических потерь в зависимости от типа используемого оптического волокна; Рассчитать требования к характеристикам передатчиков и приёмников...
85602. Тенденции, факторы и перспективы развития малого предпринимательства как вида экономической деятельности 562.5 KB
  В настоящее время полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа...
85603. Кормление грудью полезно не только для малыша, но и для матери 234.44 KB
  Возможность с первых месяцев перевести младенца на искусственное вскармливание появилась не так давно и многие женщины по разным причинам начали лишать своих детей столь необходимого для них грудного молока. Современная наука давно доказала неоценимую пользу грудного молока для малыша.