27331

Воспитательный процесс и его характеристика

Доклад

Педагогика и дидактика

Сложность воспитательного процесса Сложность воспитательного процесса состоит и в том что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя как например в процессе обучения. Одна из особенностей воспитательного процесса его непрерывность. Процесс воспитания комплексный что означает единство целей задач содержания форм и методов воспитательного процесса подчиненное идее целостности формирования личности.

Русский

2013-08-19

17.82 KB

53 чел.

Воспитательный процесс и его характеристика

Понятие воспитательного процесса

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Сложность воспитательного процесса

Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Закономерности воспитательного процесса

Основополагающая закономерность личностно-ориентированного воспитательного процесса заключается в следующем: 1. чем выраженнее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, дающая воспитанникам чувство защищенности и спокойствия, уверенности в своей нужности, тем благоприятнее условия для формирующейся личности

2. чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъектную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

3. формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.

4. чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

5. чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается полноценное формирование личности.

6. чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанника.

Диагностика результативности воспитательного процесса

Диагностическая деятельность – это оценочная деятельность, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Воспитатель определяет и оценивает результативность своей работы, прежде всего путем наблюдения за поведением воспитанников – о человеке надо судить не по тому, что он говорит или думает о себе, а потому как он поступает. Именно в поступках проявляются отношения, которые и являются предметом целенаправленного формирования в воспитательном взаимодействии.

Знания и представления, которыми овладели воспитанники и которые выясняются в общении с ними, являются показателем результативности воспитательного процесса.

Можно выделить три уровня положительной/отрицательной моральной направленности личности:

  1. Готовность к положительным/отрицательным проявлениям;
  2. Устремленность к положительным/отрицательным проявлениям;
  3. Устойчивость, активность в совершении положительных/отрицательных действий.

Первый уровень проявляется в несложных ситуациях выбора – уступить место, подать руку в трудном месте дороги и т.п.  Второй уровень требует более значительных нравственных усилий – открыто отстаивать свою позицию, защитить другого, если его несправедливо обвиняют, и т.п. Третий уровень – когда, воспитанник готов на самопожертвование ради других, он открыт и гуманен. Но речь идет  не об импульсивных проявлениях, а о стойкой последовательности в действиях воспитанника.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83061. Экономическая эффективность развития хлебобулочного производства в ОАО «Волжский пекарь» 221.5 KB
  Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции и хлебопекарные предприятия вынуждены повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции так как многие предприятия для увеличения своей прибыли от продажи продукции или используют более дешевое но низкого...
83062. Разработка технологического процесса восстановления детали (маховика № 53-10050115) 630.06 KB
  Перспективность авторемонтного производства обусловливается объективными постоянно действующими факторами. Современные конструктивные, технологические и экономические основы, на которых базируются конструирование, производство и эксплуатация автомобилей, предопределяют неодинаковость...
83063. Оператор ЭВМ 89.5 KB
  Оператора ЭВМ оператора ПК заключается в том что он вводит информацию в компьютер и обрабатывает и передаёт её в локальных сетях К Когда-то давно ещё когда никто не знал что такое компьютер для проведения больших вычислений собиралась не одна сотня учёных которые дни и ночи на напролёт сидели и умножали возводили в степень извлекали корень. Это оператор ЭВМ со своим на надёжным другом компьютером. Мастер по обработке цифровой информации Оператор ЭВМ...
83064. Роль зрелища в римской культуре 172 KB
  В связи с этим цель работы – на основе анализа историко-теоретического материала выявить особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа. В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач: Охарактеризовать особенности древнеримской цивилизации.
83065. Разработка АИС «Работа отдела кадров» 6.6 MB
  Цель разработки – облегчить работу сотрудникам отдела кадров, уменьшить время затрачиваемое на составление различных отчётов. В процессе работы построена функциональная и инфологическая модель предметной области с использованием CASE – средств, разработана структура база данных.
83066. Разработка игры Сапёр 70.5 KB
  В данной работе реализованы многие технологии и решены проблемы, с которыми придётся столкнуться программистам при разработке программ в реальной жизни, такие как создание окна и его элементов, обработка сообщений Windows, рисование изображений, работа с системным реестром, использование ресурсов.
83067. Расчет калькуляции себестоимости ТО и ТР строительных и дорожных машин 205.87 KB
  Диагностирование при ТО проводят для определения его необходимости и прогнозирования момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров, измеренных при контроле, с предельными.
83068. Преимущества совместного пребывания матери и новорожденного 147.5 KB
  Причем под термином современные перинатальные технологии здесь подразумевается прежде всего: выкладывание малыша на живот мамы сразу же после родов раннее прикладывание малыша к груди присутствие супруга на родах совместное пребывание в послеродовых отделения мамы и ребенка свободное грудное вскармливание.
83069. Развитие расчетов с использованием платежных карточек в Республике Беларусь 108.06 KB
  Цель работы: определить теоретические аспекты организации расчетов на основе пластиковых карт провести анализ и оценку организации расчетов с использованием карт в Республики Беларусь а также установить направления совершенствования организации расчетов.