27333

Воспитательная система школы. Составляющие воспитательной системы школы

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы И. Ее компоненты: цели выраженные в исходной концепции то есть совокупность идей для реализации которых система создается;деятельность обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности ее организующий и в ней участвующий;...

Русский

2015-01-15

21.29 KB

87 чел.

Воспитательная система школы

Составляющие воспитательной системы школы

Воспитательная система – сложное социальное психолого-педагогическое, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, интегрирующее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение» (Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др.). Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы (И.А. Карпюк). Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова).

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых система создается);деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

В структуре воспитательной системы школы (учреждения образования, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты:

·        теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, совокупность педагогических идей, теорий, положительный педагогический опыт), для реализации которой создается воспитательная система;

·        содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т.п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т.д., способствующая реализации целей и теоретических идей системы;

   субъекты деятельности как ее участники и организаторы;

·        развитые формы общения и гуманистические отношения;

·        управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также ее развитие;

·        внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.

Планирование воспитательной работы на основе результатов 3-х уровней

Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.

Первый этап развития воспитательной системы - этап становления.

Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:

  1. создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
  2. формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
  3. ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;
  4. выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
  5. включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
  6. диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
  7. создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.

На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается " система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея". Концепция может состоять из следующих разделов:

I. Исходное состояние воспитательной системы.

  1. Основные параметры образовательного учреждения.
  2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.
  3. Достижения, традиции, результаты.
  4. Проблемы в воспитании учащихся.

II. Проектируемое состояние воспитательной системы.

  1. Теоретико-методологические основы системы.
  2. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).
  3. Механизм функционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности; педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управление и самоуправление системой: внутренние и внешние связи системы; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение функционирования системы).
  4. Этапы построения системы.
  5. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.

Изучение практики работы учебных заведений, успешно реализующих воспитательные функции, показывает, что педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - выделяют в широком спектре деятельности какой-то один вид (направление) в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому на первом этапе формирования школьной воспитательной работы особое внимание уделяется выделению системообразующей деятельности.

Важную роль в организации жизнедеятельности школьного коллектива в рамках воспитательной системы играет ее упорядоченность.

Упорядоченность системы осуществляется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в режимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы (например, "ключевые дела").

На первом этапе формируются отношения, налаживаются связи с внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, в основном, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует и психологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы, разновозрастные объединения.

Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.

Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.

Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Она проявляется:

  1. в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;
  2. во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;
  3. в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
  4. в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.

Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется "чувство школы". Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.

Четвертый этап - обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39397. ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА 854 KB
  У процесі виконання курсової роботи студенти зобов’язані продемонструвати набуті теоретичні знання, вміння поєднати їх з практикою виробничо-комерційної діяльності підприємства незалежно від форми господарювання, враховуючи особливості ринкового механізму, особливості розподілу та використання фінансових і матеріальних ресурсів
39398. Экономика фирмы 1.29 MB
  Рассчитать основные финансовые коэффициенты. Анализируемый период Изменение Рост прирост Фондоотдача Фондоемкость Рентабельность основных средств Количество оборотов оборотных средств Продолжительность одного оборота оборотных средств Коэффициент загрузки оборотных средств Рентабельность реализации продукции Рентабельность оборотных средств Рентабельность оборотного капитала Таблица № 3. основные финансовые коэффициенты Показатели Нормат. значение Анализируемый ...
39399. Разработка моделей для информационной системы 95.33 KB
  Решение: Были разработаны следующие UMLдиаграммы: диаграмма вариантов использования; диаграмма классов; диаграмма деятельности; диаграмма последовательности; Сценарий: Пользователь решает забронировать авиабилеты. Диаграмма вариантов использования: Диаграмма на которой отражены отношения существующие между актёрами и вариантами использования. Диаграмма классов: Диаграмма которая описывает структуру системы показывая её классы их атрибуты и операторы а также взаимосвязи этих классов. Диаграмма деятельности: Диаграмма на...
39400. Охрана труда женщин в трудовом законодательстве 194.78 KB
  Понятие и содержание охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и их содержание. Охрана труда женщин. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет...
39401. Разработка схемы локальной вычислительной сети в соответствии с техническим заданием 149.5 KB
  В данной работе требуется разработать схему локальной вычислительной сети в соответствии с техническим заданием Техническое задание. 2 Внутри сети должно быть несколько различных путей между некоторыми узлами. 3 У ЛВС должно быть подключение к глобальной сети.
39403. Производство химико-термомеханической массы из осиновой древесины 116.21 KB
  После пропарки щепа влажностью 5060 шнековым конвейером через пароотделитель подаётся на шнековый питатель который подаёт щепу непосредственно в дисковую мельницу 1й ступени 13 где щепа размалывается под давлением 025 МПа. Из дисковой мельницы 1й ступени масса за счет давления пара образующегося в дисковой мельнице выдувается в циклон 14. Пар из циклона направляется на рекуперацию а масса шнековым питателем подается на распределительный конвейер 2й ступени размола. Шнековым питателем масса подается в зону размола дисковой...
39404. Разработка бизнес-плана малого предприятия 240 KB
  Бизнесплан выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектноинвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. Целью составления бизнесплана может быть: получение кредита или привнесение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и т. Разработчиками бизнесплана выступают фирмы...
39405. ГПТ от привода бесконечной мощности с независимым возбуждением 138.57 KB
  Литература Объект регулирования генератор постоянного тока от привода бесконечной мощности с независимым возбуждением далее ГПТ Цель регулирования – разработка компьютерной модели ГПТ и исследование динамических режимов и характеристик Задача исследования – исследование переходных процессов в ГПТ при включении и сбросенабросе нагрузки исследование процесса регулирования напряжения по цепи возбуждения с целью стабилизации выходного тока.1 Выбираем СК связанную со статором так как в ГПТ поле статора неподвижно СК dq для...