27336

Сущность процесса обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

В этом и сказывается двусторонность процесса обучения: преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учеников предстающих в единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. Осуществляясь на разных уровнях процесс обучения носит цикличный характер и важнейшим главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда которые группируются вокруг двух основных целей: образовательная – чтобы все учащиеся приобрели определенную сумму знаний...

Русский

2013-08-19

18.52 KB

4 чел.

Сущность процесса обучения

Обучение как двусторонняя деятельность преподавателя и учащегося

Обучение-целенаправленное взаимодействие учителя и учащегося. Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.

В любом обучении как бы накладываются одна на другую и сливаются воедино не только деятельность обучаемого и обучающегося, но и еще два вида активности: один – это та конкретная деятельность, которой обучает наставник и которую усваивает ученик, а другой – это прямое, непосредственное и косвенное, опосредованное общение. В этом и сказывается двусторонность процесса обучения: преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учеников, предстающих в единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.

Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:

- образовательная – чтобы все учащиеся приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков;

- воспитательная – чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.

Компоненты процесса обучения

1. Мотивационно-личностный. С одной стороны, организация процесса обучения предполагает определенный уровень педагогического мастерства учителя, связанного с его профессионально значимыми личностными качествами и мотивационной готовностью к организации процесса обучения. С другой стороны, исходным ориентиром в его организации обучения выступают познавательные возможности и уровень готовности учащегося, его мотивация, познавательные потребности и интересы, которые необходимо развивать в процессе обучения.

2. Целевой. Цели школьного обучения задаются общими образовательными целями современного общества. Они определяют цели и задачи к конкретному учебному процессу.

Конкретизация целей и задач в процессе обучения осуществляется на основе соотнесения ожидаемых результатов (в качестве целевой установки) с реальными способностями, потребностями и интересами, склонностями учащихся, а также содержанием изучаемого курса. Таким образом, выстраивается своеобразная иерархия целей, конкретизация которых осуществляется с учетом личностного компонента процесса обучения.

3. Содержательный. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащимся для реализации целей и задач обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы для школьного образования, а также учебные программы для изучения учебных дисциплин. Отбор содержания учебного материала для учебного процесса учитель осуществляет на основе соотнесения его с познавательными возможностями и интересами учащихся.

4. Операционно-деятельностный. Этот компонент включает формы, методы, приемы, технологии обучения. Реализация целей и задач обучения осуществляется посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, приемов, технологий, организационных форм. Важнейшим условием достижения адекватных поставленным целям результатов становится соответствие им способов обучения (методов и приемов) и способов организации взаимодействия между участниками учебного процесса (форм обучения).

5. Дидактические условия. Процесс обучения не может состояться, если не созданы условия, обеспечивающие его эффективное осуществление: организационные, материальные и психологические. К организационным условиям относятся: временные рамки и режим обучения, организационная структура учебного процесса, его пространственная организация – расположение участников в пространстве учебной аудитории и т.д. Организационные условия определяются не только требованиями самого процесса обучения (учебный план, расписание), но и общегигиеническими требованиями, физиологическими особенностями и потребностями обучающихся (смена разнообразных видов деятельности, режим питания, периоды наибольшей работоспособности, недопустимость перегрузки студентов и т.д.). Материальные условия связаны с обеспечением учебного процесса средствами обучения: техническая оснащенность учебного процесса, наличие наглядных средств, учебно-методического комплекса преподавателя (УМК), пособий и разработок для организации самостоятельной работы студентов. Психологические условия связаны с коммуникативным обеспечением учебного процесса и определяются способностью педагога управлять общением, а также организовать коммуникативное взаимодействие и отношения в группе, обеспечивающие благоприятный психологический климат в процессе обучения.

6. Контрольно-регулировочный компонент является составной частью процесса обучения. Его значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию - вносить изменения во все его другие компоненты.

7. Оценочно-результативный. Завершенность и результативность процесса обучения связана с реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов. Поэтому любой цикл обучения завершается анализом его результатов и этим же начинается новый посредством постановки целей и задач на основе анализа предыдущего этапа обучения. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценки его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа как свойств личности учащегося и самого учителя, а также для формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед у того и другого. В соответствии с этим завершающий этап процесса обучения включает в себя: а) анализ и оценку результатов деятельности учащихся; б) анализ и оценку результатов деятельности учителя.

Перечисленные выше компоненты являются необходимыми структурными элементами любой дидактической системы как педагогической системы и определяют логику процесса обучения, его основные этапы. Они определяют не только построение учебного процесса в целом, но и его отдельных единиц, которые выступают как его подсистемы. Так, цикл занятий по теме или отдельное занятие можно рассматривать как систему, включающую в себя те же компоненты, что и процесс обучения в целом. Изменение процесса обучения как целостной системы предполагает изменение всех его компонентов, приведение их в соответствие друг с другом.

Функции процесса обучения

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование у школьников знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной познавательной деятельности.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области, а также формирование опыта творческой деятельности.

Воспитательная функция состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения также формируются потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения.

Функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию трех видов задач с учетом того, что на каждом уроке какие-то из них будут решаться в большей или меньшей степени; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30447. Политические права, свободы, обязанности в зарубежных странах 16.25 KB
  Политические права свободы обязанности в зарубежных странах. Эти права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах. Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально так и через объединение с другими людьми. Реально проявляют себя только крупные политические партии профсоюзы объединения предпринимателей религиозные общества творческие союзы спортивные клубы и т т Суть свободы демонстраций и собраний состоит в...
30448. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности в зарубежных странах 15.82 KB
  Экономические социальные и культурные права свободы и обязанности в зарубежных странах. Экономические права призваны гарантировать человеку возможность удовлетворить свои жизненные потребности получить от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах связывает эти права с идеалом свободной человеческой личности свободной от страха и нужды. Экономические права.
30449. Общественный строй как конституционно-правовой институт в зарубежных странах 14.12 KB
  Такими подсистемами являются: экономические отношения социальные отношения в узком смысле слова духовнокультурные отношения политические отношения. Не всегда можно провести четкую грань между этими отношениями. Его рассматривают как общество в котором существуют развитые экономические культурные правовые политические отношения между составляющими его индивидами которые не опосредованы государством.
30450. Государство как конституционно-правовой институт в зарубежных странах 13.3 KB
  Государство как конституционноправовой институт в зарубежных странах Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. Государство это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство это феномен человеческой мысли и человеческого труда. Государство основной институт политической системы общества организующий направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей общественных групп...
30451. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах 16.29 KB
  Усложнение форм и методов деятельности политических партий возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституцищшпзации то есть включении в конституции основных принципов их статуса и законодательной институционализации в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально. Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование...
30452. Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах 17.92 KB
  Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах. Форма правления внешнее выражение содержания государства определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти. Характер формы правления существующей в данном государстве зависит от организации верховной государственной власти точнее от определения правового положения одного высшего органа государственной власти главы государства. И в зависимости от того осуществляется ли эта власть одним лицом по наследству или...
30453. Принципы избирательного права в зарубежных странах 16.46 KB
  Принципы избирательного права: 1 Всеобщность избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами Тем не менее всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов требований к потенциальному избирателю: возрастной ценз; ценз оседлости ценз пола имущественный профессиональный ценз Моральный ценз расовый 2 Свободное участие в выборах избиратель сам решает участвовать ли ему в избирательном процессе и если да то в какой мере.
30455. Избирательный процесс в зарубежных странах 16.53 KB
  Избирательный процесс это урегулированная нормами избирательного права деятельность по подготовке и проведению выборов. Назначение выборов т. Временные рамки проведения выборов устанавливаются обычно законом. В некоторых странах закон устанавливает точную дату проведения выборов.