27348

Воспитательные функции детского коллектива

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитательные функции детского коллектива. Функции коллектива. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейнонравственных убеждений; стимулирования коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел регулирует поведение своих членов их взаимоотношения. Типы и структура детского коллектива.

Русский

2013-08-19

20 KB

72 чел.

Вопрос 22. Воспитательные функции детского коллектива.

1. Понятие «детский коллектив». Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Коллектив представляет собой общественный организм, в котором формируются общественные связи ребенка, происходит его психическое развитие. В детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися. Детский коллектив представляет собой группу ребят с разнообразными личностными особенностями. От его названия напрямую зависит и популярность среди детей.

2. Функции коллектива. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.

3. Типы и структура детского коллектива. Структура детского коллектива состоит из первичных коллективов (классов, отрядов), которые объединяют детей в совместной учебной или внеучебной работе. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. В структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления. Эти органы и “лидеры” считаются формальными или официально оформленными (избранными, назначенными). Помимо этих “формальных” структур существуют “неформальные”, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть “малыми группами” и “неофициальными лидерами”. Формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, а в основе неформальных “малых групп” и “лидерства” отдельных ребят лежат отношения психологические – личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления.

4. Этапы развития коллектива. В педагогике выделяют три этапа: 1вый этап – становления и первоначального сплочения. В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе. 2ой этап сложный, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты. Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизации неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. Идет борьба за лидерство и влияние. 3ий этап  – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех

5. Пути и средства формирования детского коллектива (ФДК).  Важнейшим условием ФДК выступает организация совместной деятельности. Процесс ФДК длительный и проходит через ряд этапов. На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное - заинтересовать детей в совместной деятельности. На этом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть, организаторских функций. Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение. Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Здесь достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива.

Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет четких границ - возможности для перехода к последующему этапу создаются в рамках предыдущего.

Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущего, а как бы добавляется к нему. В качестве важнейших средств ФДК выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников; деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

6. Технология коллективного творческого дела. Коллективное – потому, что это товарищеское общение воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому. Дело – потому, что его результат - общая польза и радость. Технология коллективного творческого воспитания – это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Цель— раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Постулаты коллективных творческих дел: коллективное творчество; единое дело и добровольное участие в нём; свобода выбора форм деятельности; содружество взрослых и детей; развитие коллектива. Какие же дела могут быть у коллектива?  Трудовые дела: субботники, «Покормите птиц зимой», рейд и т. д. Основные виды коллективных творческих дел: познавательные дела; трудовые дела; художественные и спортивные дача. Стадии коллективного творческого дела (по методике И.П. Иванова): 1) стартовая беседа; 2) коллективное планирование; 3) коллективная подготовка; 4) проведение КТД; 5) коллективное подведение итогов; 6) общественное мнение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26410. Лёгкие (pulmones, pneumones) 24.5 KB
  На каждом легком различают поверхности: латеральную реберную медиальную средостенную каудовентральную диафрагмальную а также междолевые. На средостенной поверхности заметны вдавления: сердечное аортальное пищеводное и желоб задней полой вены как отпечатки расположенных между легкими соответствующих органов. На правом легком со стороны средостенной поверхности имеется добавочная доля. На средостенной поверхности имеется углубление ворота легкого.
26411. Лимфатическая система 22 KB
  проток правый непарный проток правый и левый трахеальный стволы кишечный ствол чревный ствол у КРС правый и левый поясничные стволы. В неё открывается правый и левый поясничные стволы несущие лимфу с каудальных отрезков туловища и тазовых конечностей. С правой стороны головы шеи грудной конечности лимфа оттекает в непарный правый проток который принимает лимфу из правого трахеального протока и впадает в краниальную полую вену.
26412. Матка uterus 23 KB
  Полость матки каудально переходит в узкий канал шейки открывающейся во влагалище. У КРС матки изогнуты спирально заострены имеют форму бараньего рога. Тело матки снаружи длинное но внутри в большей своей части разделено срединной перегородкой. У свиньи рога матки очень длинные до 140 см извиты наподобие кишечных петель.
26413. Межчелюстное пространство 21.5 KB
  Служит опорой для закрепления мышц языка язычная мышца m. linqualis proprius подъязычноязычная мышца m. hyoglossus сокращаясь она притягивает язык вниз и шилоязычная парная мышца m. Мышца вытягивающая язык в сторону ротовой щели подбородочноязычная мышца m.
26414. Многокамерный желудок 23.5 KB
  От отверстия пищевода начинается желоб сетки. Название сетки соответствует рельефу слизистой оболочки на которой находятся складки гребешки сетки cristae reticuli образующие многогранные ячейки cellulae reticuli. В утолщенной правой стенке сетки расположен желоб сетки sulcus reticuli. В желобе сетки различают дно fimdus sulci reticuli и две губы labium dextrum et sinistrum в виде валиков.
26415. Молочая железа (mamma, lactifera). Вымя, множественное вымя 21.5 KB
  Вымя множественное вымя. Все вместе молочные железы вымя uber у КРС и лошади или множественное вымя ubera свинья собака. У крупных животных вымя подвешено на поддерживающей связке которая прикрепляется к белой линии живота. Лошадь: саггитальной бороздой вымя разделено на 2 половины.
26416. Строение конечностей 20 KB
  Конечности становятся длиннее. Животное опирается не на весь автоподий а только на акроподий что уменьшает площадь опоры конечности о почву. Одновременно благодаря этому уменьшается площадь опоры конечности о почву животное опирается лишь на 3ю фалангу пальцев.
26417. ТАЗОВАЯ ПОЛОСТЬ самца и самки 22 KB
  все органы тазовой полости покрыты снаружи адвентицией. Органы тазовой полости расположены послойно. Кровоснабжение тазовой полости осуществляют внутренние подвздошные артерии и вены которые имеют париетальные и висцеральные ветви. Парасимпатическая иннервация гладкой мускулатуры внутренних органов и желёз тазовой полости происходит из крестцового отдела спинного мозга по тазовым нервам через экстра и интрамуральные ганглии.
26418. Твёрдое и мягкое нёбо 24.5 KB
  У лошадей в сплетении 4 5 слоев сосудов что обусловливает предрасположенность лошадей к отекам твердого нёба. У лошадей резцовый сосочек редуцирован. Различают: парные нёбные миндалины tonsilla palatina расположены позади нёбноязычных дужек у КРС лошадей и собак у свиней отсутствуют; непарную миндалину tonsilla veli palatini у лошадей и свиней.У лошадей мягкое нёбо длинное.