27348

Воспитательные функции детского коллектива

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитательные функции детского коллектива. Функции коллектива. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейнонравственных убеждений; стимулирования коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел регулирует поведение своих членов их взаимоотношения. Типы и структура детского коллектива.

Русский

2013-08-19

20 KB

72 чел.

Вопрос 22. Воспитательные функции детского коллектива.

1. Понятие «детский коллектив». Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Коллектив представляет собой общественный организм, в котором формируются общественные связи ребенка, происходит его психическое развитие. В детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися. Детский коллектив представляет собой группу ребят с разнообразными личностными особенностями. От его названия напрямую зависит и популярность среди детей.

2. Функции коллектива. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.

3. Типы и структура детского коллектива. Структура детского коллектива состоит из первичных коллективов (классов, отрядов), которые объединяют детей в совместной учебной или внеучебной работе. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. В структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления. Эти органы и “лидеры” считаются формальными или официально оформленными (избранными, назначенными). Помимо этих “формальных” структур существуют “неформальные”, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть “малыми группами” и “неофициальными лидерами”. Формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, а в основе неформальных “малых групп” и “лидерства” отдельных ребят лежат отношения психологические – личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления.

4. Этапы развития коллектива. В педагогике выделяют три этапа: 1вый этап – становления и первоначального сплочения. В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе. 2ой этап сложный, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты. Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизации неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. Идет борьба за лидерство и влияние. 3ий этап  – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех

5. Пути и средства формирования детского коллектива (ФДК).  Важнейшим условием ФДК выступает организация совместной деятельности. Процесс ФДК длительный и проходит через ряд этапов. На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное - заинтересовать детей в совместной деятельности. На этом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Второй этап характеризуется тем, что актив берет на себя часть, организаторских функций. Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение. Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Здесь достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива.

Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет четких границ - возможности для перехода к последующему этапу создаются в рамках предыдущего.

Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущего, а как бы добавляется к нему. В качестве важнейших средств ФДК выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников; деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

6. Технология коллективного творческого дела. Коллективное – потому, что это товарищеское общение воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому. Дело – потому, что его результат - общая польза и радость. Технология коллективного творческого воспитания – это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Цель— раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Постулаты коллективных творческих дел: коллективное творчество; единое дело и добровольное участие в нём; свобода выбора форм деятельности; содружество взрослых и детей; развитие коллектива. Какие же дела могут быть у коллектива?  Трудовые дела: субботники, «Покормите птиц зимой», рейд и т. д. Основные виды коллективных творческих дел: познавательные дела; трудовые дела; художественные и спортивные дача. Стадии коллективного творческого дела (по методике И.П. Иванова): 1) стартовая беседа; 2) коллективное планирование; 3) коллективная подготовка; 4) проведение КТД; 5) коллективное подведение итогов; 6) общественное мнение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32146. Стратегический и тактический контролинг 40.5 KB
  Современный контроллинг включает в себя управление рисками страховой деятельностью предприятий обширную систему информационного снабжения предприятия систему оповещания путём управления системой ключевых финансовых индикаторов управление системой реализации стратегического тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества. Стратегический контролинг координация функции стратегического анализа целеполагания планирования и коррекции стратегии; осуществление контроля за функционированием всей системы в целом;...
32147. Элементы сбалансированной системы показателей 24.5 KB
  Элементы сбалансированной системы показателей Основной принцип ССП который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления управлять можно только тем что можно измерить. ССП делает акцент на нефинансовых показателях эффективности давая возможность оценить такие казалось бы с трудом поддающиеся измерению аспекты деятельности как степень лояльности клиентов или инновационный потенциал компании. Авторы ССП предложили четыре направления оценки эффективности отвечающие на самые значимые для успешной деятельности...
32148. Задачи и функции подразделения стратегического развития 31 KB
  Перед отделом стратегического развития который должен функционировать на постоянной профессиональной основе стоят две главные задачи: Сведение всех стратегических наработок произведенную в первую очередь самим отделом а также другими по разделениями Организации в заданные определенным форматом проекты решений. Проекты в установление порядке представляются отделом в органы управления организации которые уполномочены принимать соответствующие стратегические решения. В большинстве организаций такими органами управления являются:...
32149. Стратегическая карта и стратегические темы ССП 29 KB
  Эти цели содержат в себе детальное отображение различных аспектов стратегии. Каплан и Нортон рассматривают следующие аспекты: Четкое формулирование стратегии Передачу стратегии внутрь всей компании Согласование стратегии компании с целями персонала Связывание целей с годовым бюджетом Идентификацию и согласование стратегических инициатив Выполнение регулярных проверок с помощью обратной связи и необходимых корректировок стратегии В рамках ССП необходимо различать показатели которые измеряют достигнутые результаты и показатели...
32150. Базовые элементы построения стратегии по Портеру 24.5 KB
  Портер 1985 выделяет три ключевые общие стратегии: лидерство по затратам ндивидуализация и фокусирование. Лидерство по затратам. Жесткий контроль над затратами и накладными расходами сведение до минимума расходов в таких областях как исследования и разработки реклама и т. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли.
32151. Стратегический переход от экономики производства к экономике знаний 28 KB
  Превращение науки в непосредственную производительную силу отмеченное в начале 1960х гг. На смену экономики фабричных труб когда преобладало массовое производство пришла экономика основанная на интеллектуальном труде человеческом капитале. Появление всемирной электронной рулетки когда реальные инвестиции подменяются спекуляцией когда человеческие ресурсы отвлекаются на бесплодные биржевые игры не может позитивно влиять на развитие мировой экономики. Касаясь вопросов связанных с...
32152. СУ в системе менеджмента 100.5 KB
  Конечная цель системы менеджмента выполнение миссии организации. Миссия это наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры представленная в наиболее общей форме и четко выражающая основную причину существования организации. Стратегия корпорации это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей.
32153. Конкурентные преимущества. Базовые конкурентные стратегии 32.5 KB
  Конкурентные преимущества. Базовые конкурентные стратегии Конкретную рыночную позицию организации определяет ее конкурентные преимущества. Портеру конкурентные преимущества делятся на два основных вида: дифференциация продуктовтоваров и более низкие издержки на создание и реализацию товаров. Организации добиваются конкурентного преимущества находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок что можно назвать одним словом нововведение.
32154. Цепочка стоимости и система стоимости 24 KB
  Цепочка стоимости и система стоимости Виды деятельности при конкуренции в какойлибо конкретной отрасли можно разделить на категории. Они объединены в так называемую цепочку стоимости. Все виды деятельности входящие в цепочку стоимости вносят свой вклад в конечную потребительскую стоимость продуктатовара. Выбранная конкурентная стратегия определяет способ которым организация выполняет отдельные виды своей деятельности а также всю цепочку стоимости в целом.