27349

Понятие «педагогическая технология»

Доклад

Педагогика и дидактика

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку это своеобразная борьба за инициативу в общении и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися. В структуре педагогического общения можно выделить ряд...

Русский

2013-08-19

19.97 KB

0 чел.

Вопрос 23

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:

  1. научном (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы);
  2. процессуальном (описание (алгоритм) процесса, совокупность содержания, методов и средств достижения планируемого результата обучения);
  3. деятельностном (осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств).

Существует множество определений сущности педагогических технологий:

  1. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  2. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

В.В. Юдин выделил следующие признаки педагогической технологии:

  1. четкость и определенность в фиксации результата,
  2. наличие критериев его достижения,
  3. пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.

Г.Е. Муравьева на основе анализа литературы выделяет основные признаки или характеристики технологии обучения как процедуры деятельности:

  1.  
  1. целенаправленность,
  2. целостность,
  3. научная обоснованность,
  4. направленность на результат,
  5. планируемость,
  6. высокая эффективность,
  7. системность,
  8. комфортность для учителя и учащихся,
  9. законосообразность,
  10. проектируемость,
  11. надежность,
  12. гарантированность результата.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (А.А. Крупенин, И.М. Крохина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию. Педагогическая техника — это комплекс умений, который позволяет учителю ярко выразить себя и успешно воздействовать на учащихся, добиться эффективного результата. Это— умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой ( выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом, а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку (- это своеобразная борьба за инициативу в общении) и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися.

В структуре педагогического общения можно выделить ряд этапов (В.А. Канн – Калик):

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми (прогностический этап).
  2. Организация непосредственного общения с классом, в момент начального взаимодействия с ними (начальный период общения).
  3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

Основные формы педагогического общения "педагог-ученик":

  1.  монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника;
  2.  диалог (внутренний /внешний);
  3.  дискуссия - называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения;
  4.  полилог - представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения..

Коммуникативная компетентность – это способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике (уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях его коммуникативной культуры и т.д.), уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности. Компетентность преподавателя не может существовать без творчества в педагогической деятельности.

Фасилитативная функция общения, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного.

Компетентный преподаватель, как правило, обладает «фасилитативным» стилем общения (от «фасилитация»: облегчение, упрощение, помощь). Такой преподаватель нацелен на качество преподавания, вовлекает каждого ученика в образовательный процесс посредством возложения ответственности на самих учеников и «призывает» каждого отдельного подчинять свои личные умения и потребности групповым. Данный стиль ведения занятий является важным показателем уровня компетентности преподавателя. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80997. Закономерности и особенности развития детей с психофизическими нарушениями 31.05 KB
  Вторичные возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Выготского является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
80998. Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение 30.24 KB
  имбецильность умеренная выраженность интеллектуального недоразвития дети не дееспособны не обучаемы но способны к овладению простыми навыками; 3. Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. По уровню речевого развития умственно отсталые дети представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи до достаточно развернутой обиходной речи но с нарушениями фонетики семантики. Дети с простой неосложненной дебильностью.
80999. Категории детей с задержкой психического развития, их развитие и обучение 29.64 KB
  Причины выраженной задержки психического развития: минимальные слабовыраженные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном природовом или в раннем периоде жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания перенесенные в раннем детстве; длительная социальнокультурная депривация; влияние стрессовых психотравмирующих факторов. психогенный генезис связывается с неблагоприятными условиями воспитания...
81000. Категории детей с нарушениями слуха, их развитие и обучение 29.05 KB
  Среди глухих детей различают: глухих без речи ранооглохших когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом начале формирования речи; глухих сохранивших в той или иной мере речь позднооглохших это дети с потерей слуха но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи немота либо ее грубому недоразвитию. У глухих детей изза речевых нарушений задерживается общение обеспечивающее совместную со взрослыми...
81001. Категории детей с нарушениями зрения, их развитие и обучение 28.26 KB
  Кроме того следует отметить что в школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость. Принимая за основу степень нарушения зрительной функции детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих. Различают разные степени потери зрения: ♦ абсолютная слепота при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения светоощущение и цветоразличие; ♦ практическая слепота при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты или остаточное зрение...
81002. Категории детей с речевыми нарушениям, их развитие и обучение 30.41 KB
  Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
81003. Категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Развитие и обучение детей с церебральным параличом 27.91 KB
  Развитие и обучение детей с церебральным параличом Отмечают различные виды патологии опорнодвигательного аппарата. Эти расстройства обнаруживаются у детей уже в первые месяцы жизни ребенка. Нарушения интеллектуального развития часто незначительны и многие из таких детей могут обучаться в массовой школе.
81004. Категории детей со сложным (комбинированным) дефектом. Особенности развития и обучения слепоглухонемых детей 29.08 KB
  Особенности развития и обучения слепоглухонемых детей К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений зрения слуха речи умственного развития и др. Разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. Возможность социальной адаптации таких детей включение их в организованное обучение во многом определяются тем в каком возрасте наступила потеря зрения и слуха.