27349

Понятие «педагогическая технология»

Доклад

Педагогика и дидактика

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку это своеобразная борьба за инициативу в общении и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися. В структуре педагогического общения можно выделить ряд...

Русский

2013-08-19

19.97 KB

0 чел.

Вопрос 23

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:

  1. научном (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы);
  2. процессуальном (описание (алгоритм) процесса, совокупность содержания, методов и средств достижения планируемого результата обучения);
  3. деятельностном (осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств).

Существует множество определений сущности педагогических технологий:

  1. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  2. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

В.В. Юдин выделил следующие признаки педагогической технологии:

  1. четкость и определенность в фиксации результата,
  2. наличие критериев его достижения,
  3. пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.

Г.Е. Муравьева на основе анализа литературы выделяет основные признаки или характеристики технологии обучения как процедуры деятельности:

  1.  
  1. целенаправленность,
  2. целостность,
  3. научная обоснованность,
  4. направленность на результат,
  5. планируемость,
  6. высокая эффективность,
  7. системность,
  8. комфортность для учителя и учащихся,
  9. законосообразность,
  10. проектируемость,
  11. надежность,
  12. гарантированность результата.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (А.А. Крупенин, И.М. Крохина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию. Педагогическая техника — это комплекс умений, который позволяет учителю ярко выразить себя и успешно воздействовать на учащихся, добиться эффективного результата. Это— умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой ( выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом, а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку (- это своеобразная борьба за инициативу в общении) и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися.

В структуре педагогического общения можно выделить ряд этапов (В.А. Канн – Калик):

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми (прогностический этап).
  2. Организация непосредственного общения с классом, в момент начального взаимодействия с ними (начальный период общения).
  3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

Основные формы педагогического общения "педагог-ученик":

  1.  монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника;
  2.  диалог (внутренний /внешний);
  3.  дискуссия - называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения;
  4.  полилог - представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения..

Коммуникативная компетентность – это способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике (уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях его коммуникативной культуры и т.д.), уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности. Компетентность преподавателя не может существовать без творчества в педагогической деятельности.

Фасилитативная функция общения, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного.

Компетентный преподаватель, как правило, обладает «фасилитативным» стилем общения (от «фасилитация»: облегчение, упрощение, помощь). Такой преподаватель нацелен на качество преподавания, вовлекает каждого ученика в образовательный процесс посредством возложения ответственности на самих учеников и «призывает» каждого отдельного подчинять свои личные умения и потребности групповым. Данный стиль ведения занятий является важным показателем уровня компетентности преподавателя. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69514. ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ 1.02 MB
  Добыть знания о самых важных факторах и критериях которые учитываются на различных стадиях жизненного цикла проекта. Если в бизнес планировании проект рассматривается только с точки зрения инвесторов то в проектном анализе с точки зрения всех участников проекта...
69515. Экономика труда и социально-трудовые отношения 224 KB
  Труд – это целенаправленная созидательная деятельность; приложение человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей; процесс превращения ресурсов природы в ценности и блага...
69516. Экономическая история 780.5 KB
  Главной хозяйственной формой этого времени была община коллектив с полной или частичной общей собственностью на средства производства и общепринятыми формами самоуправления. Рост сельскохозяйственного производства стимулировал развитие ремесел и торговли.
69517. Банковская деятельность 893.5 KB
  Банк ─ юридическое лицо которое имеет исключительное право на основании лицензии Национального банка Украины осуществлять следующие операции: привлечение в виде вкладов денежных средств физических и юридических лиц и размещение обозначенных...
69519. Внутренний экономический механизм предприятия 768.5 KB
  Финансы - это индикатор конкурентоспособности хозяйственного субъекта на рынке. Поэтому стойкое финансовое состояние предприятия является основой его жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. Экономика Украины развивается по законам рынка, это предусматривает выявление...
69520. Инвестиционное кредитование 618 KB
  Структура и механизм функционирования кредитной системы формы кредита Современная кредитная система это совокупность различных кредитно-финансовых институтов действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
69521. Национальный банк и денежно-кредитная политика 400.5 KB
  Статус Национального банка Украины и его основное задание. Национальный банк Украины НБУ центральный банк Украины единственный эмиссионный центр государства государственный орган денежно кредитного и валютного регулирования надзора за коммерческими банками...
69522. Финансовая и монетарная политика 189.5 KB
  Финансовое строительство представляет собой процесс построения основ организации финансов и кредита в стране. Таким образом финансовое строительство в государстве это важная составляющая финансовой политики и выступает как превращенная форма...