27349

Понятие «педагогическая технология»

Доклад

Педагогика и дидактика

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку это своеобразная борьба за инициативу в общении и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися. В структуре педагогического общения можно выделить ряд...

Русский

2013-08-19

19.97 KB

0 чел.

Вопрос 23

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:

  1. научном (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы);
  2. процессуальном (описание (алгоритм) процесса, совокупность содержания, методов и средств достижения планируемого результата обучения);
  3. деятельностном (осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств).

Существует множество определений сущности педагогических технологий:

  1. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  2. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

В.В. Юдин выделил следующие признаки педагогической технологии:

  1. четкость и определенность в фиксации результата,
  2. наличие критериев его достижения,
  3. пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.

Г.Е. Муравьева на основе анализа литературы выделяет основные признаки или характеристики технологии обучения как процедуры деятельности:

  1.  
  1. целенаправленность,
  2. целостность,
  3. научная обоснованность,
  4. направленность на результат,
  5. планируемость,
  6. высокая эффективность,
  7. системность,
  8. комфортность для учителя и учащихся,
  9. законосообразность,
  10. проектируемость,
  11. надежность,
  12. гарантированность результата.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (А.А. Крупенин, И.М. Крохина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию. Педагогическая техника — это комплекс умений, который позволяет учителю ярко выразить себя и успешно воздействовать на учащихся, добиться эффективного результата. Это— умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой ( выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом, а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку (- это своеобразная борьба за инициативу в общении) и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися.

В структуре педагогического общения можно выделить ряд этапов (В.А. Канн – Калик):

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми (прогностический этап).
  2. Организация непосредственного общения с классом, в момент начального взаимодействия с ними (начальный период общения).
  3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

Основные формы педагогического общения "педагог-ученик":

  1.  монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника;
  2.  диалог (внутренний /внешний);
  3.  дискуссия - называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения;
  4.  полилог - представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения..

Коммуникативная компетентность – это способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике (уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях его коммуникативной культуры и т.д.), уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности. Компетентность преподавателя не может существовать без творчества в педагогической деятельности.

Фасилитативная функция общения, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного.

Компетентный преподаватель, как правило, обладает «фасилитативным» стилем общения (от «фасилитация»: облегчение, упрощение, помощь). Такой преподаватель нацелен на качество преподавания, вовлекает каждого ученика в образовательный процесс посредством возложения ответственности на самих учеников и «призывает» каждого отдельного подчинять свои личные умения и потребности групповым. Данный стиль ведения занятий является важным показателем уровня компетентности преподавателя. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27446. Какие из перечисленных актов являются нормативно-правовыми: Приказ начальника ИУ регламентирующий порядок выдачи денежного довольствия, решение комиссии о назначении пенсии, Уголовный кодекс, постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, уст 33 KB
  Нормативные правовые акты это предписания субъектов правотворчества содержащие юридические нормы. По юридической силе различают: законы акты обладающие высшей юридической силой УК РФ и подзаконные акты акты основанные на законах и им не противоречащие. Индивидуальные правовые акты это акты государственных органов негосударственных организаций должностных лиц выражающие решение по конкретному юридическому делу приговор или решение суда приказ руководителя предприятия или учреждения и др. Индивидуальные акты это акты...
27447. Какие нормы реализуются в форме применения (запрещающие, обязывающие, управомочивающие) 26 KB
  Применение права это государственновластная деятельность компетентных государственных органов должностных лиц и уполномоченных организаций по реализации конкретных норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуальноконкретных правовых предписаний. Признаки правоприменения отличающие его от иных форм реализации права: властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; деятельность по индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта...
27448. Какие формы реализации права можно проявить в процедуре заключения брака 25.5 KB
  Реализация права как процесс может быть охарактеризован с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны совершение предусмотренных нормами права правомерных действий определенными средствами в известной последовательности в некоторые сроки и некотором месте. Формы реализации правовых норм: 1 По характеру правореализующих действий: использование права осуществление субъектами своих прав; исполнение права обязательное совершение предусмотренных обязывающими нормами действий; соблюдение права воздержание от совершения...
27449. Каков порядок принятия, опубликования и вступления в силу федеральных законов 24 KB
  Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации также большинством голосов от общего числа его членов.
27450. Каково назначение охранительных норм 24 KB
  Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственнопринудительного воздействия характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения связанные с юридической ответственностью.
27451. Каковы отличия юридической ответственности от иных мер государственного принуждения 26.5 KB
  Кроме нее существуют и другие виды государственного принуждения осуществляемого на основе и в рамках права: меры защиты меры пресечения принудительные меры воспитательного воздействия принудительные меры медицинского характера реквизиция. Если юридическая ответственность связана с возложением новой дополнительной юридической обязанности например лишение свободы то меры защиты с выполнением старой обязанности той которую должен исполнитель субъект. Меры пресечения подписка о невыезде задержание и т. а также иные меры...
27452. Механизм государства и его основные элементы 27.5 KB
  Механизм государства это целостная система взаимосогласованных и взаимодействующих государственных органов и средств с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. В его структуре можно выделить три взаимосвязанных уровня: элементарный уровень государственного органа; системный уровень группы государственных органов образующих ту или иную подсистему механизма государства правоохранительная система; инструментальный уровень правовые нормы регламентирующие деятельность государственных органов отношения...
27453. Англо-саксонская правовая система 29.5 KB
  Англосаксонская правовая система. Система общего права характерна для стран которые реципировали английское общее право дополненное и усовершенствованное правом справедливости. В эту семью входят национальные правовые системы Англии Северной Ирландии а также тех государств главой которых формально считается королева Великобритании Канады Новой Зеландии Австралии и других т. Для этой правовой системы свойственна тройственная структура источников: общее классическое английское право право справедливости и статутное право.
27454. Взаимодействие государства и права 28.5 KB
  Модели соотношения государства и права: 1. право верховенствует над государством либеральнодемократическое государство теория правового государства 3. государство создает право но в своей деятельности им связано реалистическая модель: соотношения права и государства: единство права и государства.