27349

Понятие «педагогическая технология»

Доклад

Педагогика и дидактика

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку это своеобразная борьба за инициативу в общении и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися. В структуре педагогического общения можно выделить ряд...

Русский

2013-08-19

19.97 KB

0 чел.

Вопрос 23

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:

  1. научном (часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы);
  2. процессуальном (описание (алгоритм) процесса, совокупность содержания, методов и средств достижения планируемого результата обучения);
  3. деятельностном (осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств).

Существует множество определений сущности педагогических технологий:

  1. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  2. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

В.В. Юдин выделил следующие признаки педагогической технологии:

  1. четкость и определенность в фиксации результата,
  2. наличие критериев его достижения,
  3. пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.

Г.Е. Муравьева на основе анализа литературы выделяет основные признаки или характеристики технологии обучения как процедуры деятельности:

  1.  
  1. целенаправленность,
  2. целостность,
  3. научная обоснованность,
  4. направленность на результат,
  5. планируемость,
  6. высокая эффективность,
  7. системность,
  8. комфортность для учителя и учащихся,
  9. законосообразность,
  10. проектируемость,
  11. надежность,
  12. гарантированность результата.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (А.А. Крупенин, И.М. Крохина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию. Педагогическая техника — это комплекс умений, который позволяет учителю ярко выразить себя и успешно воздействовать на учащихся, добиться эффективного результата. Это— умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой ( выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом, а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку (- это своеобразная борьба за инициативу в общении) и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися.

В структуре педагогического общения можно выделить ряд этапов (В.А. Канн – Калик):

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми (прогностический этап).
  2. Организация непосредственного общения с классом, в момент начального взаимодействия с ними (начальный период общения).
  3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

Основные формы педагогического общения "педагог-ученик":

  1.  монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника;
  2.  диалог (внутренний /внешний);
  3.  дискуссия - называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения;
  4.  полилог - представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения..

Коммуникативная компетентность – это способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике (уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях его коммуникативной культуры и т.д.), уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности. Компетентность преподавателя не может существовать без творчества в педагогической деятельности.

Фасилитативная функция общения, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного.

Компетентный преподаватель, как правило, обладает «фасилитативным» стилем общения (от «фасилитация»: облегчение, упрощение, помощь). Такой преподаватель нацелен на качество преподавания, вовлекает каждого ученика в образовательный процесс посредством возложения ответственности на самих учеников и «призывает» каждого отдельного подчинять свои личные умения и потребности групповым. Данный стиль ведения занятий является важным показателем уровня компетентности преподавателя. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7479. Сортировочная горка. Пояснение назначения и работы устройств защиты на сортировочной горке 504.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ. Неотъемлемой частью перевозочного процесса на железно-дорожном транспорте является технологическая работа, связанная с переработкой грузовых составов на специальных станциях, называемых сортировочными. Для выполнения сортировочной работы ...
7480. Проектирование технологии изготовления корпуса червячного редуктора в условиях автоматизированного производства 489.35 KB
  Тема проекта: Проектирование технологии изготовления корпуса червячного редуктора в условиях автоматизированного производства. Исходные данные к проекту: чертеж редуктора, годовой объем выпуска деталей - 1000 шт., работа участка...
7481. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва кольца. Градуировка пружины и определение её жёсткости 184.5 KB
  Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва кольца Указания содержат краткое описание рабочей установки и методики определения коэффициента поверхностного натяжения жидкости. Методические указания предназначены для студ...
7482. Определение постоянной Пуассона и оценка числа степеней свободы молекул воздуха методом Клемана-Дезорма 202.5 KB
  Определение постоянной Пуассона и оценка числа степеней свободы молекул воздуха методом Клемана-Дезорма Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику определения постоянной Пуассона. Методические указания предназначены для студенто...
7483. Поняття про основні галузі господарства і технології, які в них застосовуються. Правила внутрішнього розпорядку і правила безпечної роботи в шкільних майстернях 24.45 KB
  Мета: ознайомити учнів із програмою й обєктами праці, основними галузями виробництва, із прикладами технологій, які в них застосовуються; повторити правила внутрішнього розпорядку і безпечної роботи в шкільних майстернях, навчити характе-ризувати основні галузі виробництва і види технологій
7484. Мифы народов мира, мифологическая энциклопедия в двух томах. Анализ 59.54 KB
  Мифы народов мира, мифологическая энциклопедия в двух томах, под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1980 том I, стр. 321-335 Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя...
7485. Древнегреческая мифология и религия 20.89 KB
  Древнегреческая мифология и религия - религия и мифология древних греков (эллинов).  По мнению авторитетного исследователя античной мифологии А.Ф. Лосева, сущность греческой мифологии определяется особенностями первобытнообщинного строя греков,...
7486. Христианская мифология 79.5 KB
  Христианская мифология, комплекс представлений, образов, наглядных символов, связанных с религиозной доктриной христианства и развивающихся во взаимодействии этой доктрины с фольклорными традициями народов. Соотношение между христианской доктриной и...
7487. Психология. Понятие о психологии 235.5 KB
  Психология. Тема 1.1. Понятие о психологии. Научное определение психологии, и ее аспекты, этапы становления. Общая психология в современном представлении. Отрасли психологии. 1 Психология - это наука о психике человека и...