2735

Определение удельного электрического сопротивления проволоки

Лабораторная работа

Энергетика

Определение удельного электрического сопротивления проволоки Приборы: лабораторная установка ФПМ-01, мост постоянного тока Р-333. Цель работы: приобретение навыков проведения простейших измерений электрических величин, практическое применение законо...

Русский

2012-10-18

111 KB

45 чел.

Определение удельного электрического сопротивления проволоки

Приборы: лабораторная установка ФПМ-01, мост постоянного тока Р-333.

Цель работы: приобретение навыков проведения простейших измерений электрических величин, практическое применение законов постоянного тока, изучение влияния измерительных приборов на результаты измерения.

Введение. Согласно закону Ома протекающий по проводнику ток прямо пропорционален напряжению. Коэффициентом пропорциональности является 1/R, где R – электрическое сопротивление проводника.

.  (1)

В свою очередь, сопротивление проводника R тем больше, чем больше его длина l и чем меньше площадь поперечного сечения S

,  (2)

где  – удельное сопротивление вещества, из которого состоит проводник.

Если проводник имеет правильную геометрическую форму, удельное сопротивление материала можно определить из формулы (2), измерив предварительно его длину l, площадь поперечного сечения S и электрическое сопротивление R. Об измерении длины и площади сечения говорить в данный момент не будем.

Сопротивление можно измерить различными способами: 1) прибором для измерения сопротивлений – омметром, 2) методом вольтметра-амперметра и 3) с помощью моста постоянного тока (моста Уитстона, например). В данной лабораторной работе предлагается измерить сопротивление металлической проволоки вторым и третьим способами.

Для определения сопротивления проволоки методом вольтметра- амперметра применяется лабораторная установка, принципиальная схема которой приведена на рисунке. Измерения проводятся на постоянном токе. Так как в установке нет автономного источника питания, то в качестве источника постоянного тока используется выпрямитель напряжения промышленной частоты (Выпр.), поэтому ее следует включать в сеть 220 В. Электрическая цепь полностью собрана и готова к измерениям.

Проволока, сопротивление которой предстоит измерять в ходе лабораторной работы, обозначена на схеме RX. Резистор R2 предназначен для регулирования величины рабочего тока, ручка управления резистором выведена на переднюю панель и имеет надпись «Регулировка тока». Резистор R1 служит для ограничения тока в цепи и предотвращения короткого замыкания источника тока.

Упражнение 1

Измерение сопротивления методом амперметра-вольтметра

Измерения. Определение сопротивления проволоки методом вольтметра-амперметра сводится к измерению тока I, протекающего через проволоку, и падения напряжения U, которое на ней при этом возникает. Сопротивление R вычисляется из закона Ома (1).

В данной лабораторной установке предусмотрено два возможных варианта включения электроизмерительных приборов, используемых в работе. Выбор той или иной схемы включения приборов производится с помощью переключателя П1, имеющего два положения – «Сх-1/Сх-2».

1.Нарисуйте в рабочей тетради обе схемы. Обратите внимание на то, чем они отличаются друг от друга.

2.Установите скользящий контакт (движок) на стойке с натянутой проволокой в среднее положение.

3.Включите установку в сеть переменного тока 220 В.

4.Переключатель рода работы П2 поставьте в положение «В-А» – измерение сопротивления методом вольтметра-амперметра (кнопка утоплена; три провода, идущие к RX, будут замкнуты), переключатель П1 – в положение «Сх-1».

5.Ручкой «Регул. тока» (на рисунке – резистор R2) установите желаемое значение рабочего тока по амперметру (обычно 100…300 мА).

6.Снимите зависимость сопротивления проволоки от ее длины, изменяя положение движка на стойке в интервале от 10 до 50 см через 5,0 см. В каждом положении снимите показания амперметра и вольтметра, поочередно включая их по схеме Сх-1 и по Сх-2 (табл.1). Почему показания приборов при этих измерениях несколько различаются?

7.Выключите установку из сети и измерьте диаметр проволоки в нескольких местах с целью определения его среднего значения – . Результат измерения диаметра запишите в виде

.

Таблица 1

l,

см

Сх-1

Сх-2

R, Ом

(по уточн. формулам)

I,мА

U

R,Ом

I,мА

U

R,Ом

Сх-1

Сх-2

сред.

 

Обработка результатов измерений. 1.Вычислите сопротивление R при обеих схемах включения измерительных приборов, используя закон Ома. Почему сопротивление проводника одной и той же длины получается различным? Очевидно, это связано со схемами включения приборов. Но как?

2.Для обеих схем включения постройте (на одном планшете!) графики зависимости сопротивления проволоки от ее длины.

3.Для Сх-1 и Сх-2 выведите уточненные формулы с целью определения сопротивления проволоки по тем же экспериментальным результатам. При выводе уточненных формул должно быть учтено то, что измерительные приборы имеют свое внутреннее сопротивление. В данном случае внутреннее сопротивление приборов известно и приведено на установке.

4.Рассчитайте сопротивление проволоки по уточненным формулам для обеих схем включения. Сравните полученные значения сопротивления при одной и той же длине проволоки. Отличаются ли они друг от друга и от значений, вычисленных прежде (п.1)? Найдите средние значения сопротивления, полученного по уточненным формулам для Сх-1, Сх-2. Нанесите их на построенный график в виде точек другого цвета.

5.Определите удельное сопротивление металла, из которого сделана проволока, по формуле (2). Для расчета  следует взять такую пару величин R и l, которые дадут наименьшую погрешность определения .

Относительную погрешность измерения удельного сопротивления (приборную) можно оценить по следующей формуле [2,3,4]:

. (3)

Из вышенаписанной формулы следует, что погрешность определения  будет наименьшей (а точность – наибольшей), если длина проводника l –наибольшая. При этом и напряжение U достигает наибольшего значения. Величина l определяется, очевидно, шириной скользящего по проволоке движка. Абсолютная погрешность измерения силы тока I и напряжения U определяется классом точности используемых электроизмерительных приборов [3,4]. Определите I и U тех измерительных приборов, которыми укомплектована лабораторная установка.

Найдя / , определите  и запишите Ваш экспериментальный результат в стандартном виде: .

Упражнение 2

Измерение сопротивления проволоки

мостом постоянного тока

Мостовой метод измерения сопротивления является более точным по сравнению с другими. Можно воспользоваться любым мостом, имеющим подходящий предел измерения. Мы предлагаем использовать мост постоянного тока типа Р-333, дающий результат с точностью четыре знака.

Измерения. Внимание! При работе с мостом лабораторную установку в сеть включать не надо. К тому же делать это нельзя и в целях обеспечения сохранности прибора Р-333.

1.Переключатель П2 поставьте в положение «Мост» (клавиша отжата).

2.Соедините клеммы Х4 и Х5 (RX) на передней панели лабораторной установки с клеммами 2 и 3 моста (рис.2).

3.Установите длину проволоки 50,0 см.

4.Предложите преподавателю или лаборанту проверить собранную цепь.

Измерение сопротивления мостом постоянного тока Р-333 производится в следующем порядке.

5.Переключатель моста «Схема» поставьте в положение «МВ» – мост Витстона.

6.Переключатель десятичных множителей поставьте в положение 0,001 (так как величина измеряемого сопротивления приблизительно известна из упр.1).


7.Нажмите кнопку
«Грубо» и зафиксируйте ее в этом положении легким поворотом данной кнопки на четверть оборота. Нажимая кнопку «Вкл. гальван.» на 1-2 секунды, установите стрелку гальванометра на нуль с помощью старших декадных переключателей (1000 и 100). Эта операция называется уравновешиванием моста. Когда отклонение стрелки гальванометра не будет превышать 2-3 делений, освободите кнопку «Грубо» , нажмите и зафиксируйте кнопку «Точно» и продолжайте уравновешивание моста младшими декадами (10 и 1). Мост считается уравновешенным, если при нажатии кнопки «Вкл. гальван.» стрелка гальванометра находится на нулевой отметке и остается неподвижной.

8.Снимите показания декадных переключателей, просуммируйте их и умножьте на установленный множитель 0,001, результат запишите в табл.2.

9.Измерьте сопротивление проволоки длиной 50; 40…10 см с точностью до четырех значащих цифр (используя возможности моста Р-333). Результаты запишите в табл.2.

10.После окончания работы все утопленные кнопки моста освободите во избежание разряда источника питания.

Таблица 2

изм.

l,

см

R,

Ом

,

Ом

,

см

i,

,

Обработка результатов измерения. 1.Рассчитайте удельное сопротивление материала, найдя предварительно сопротивление отдельных участков проволоки  длиной  по формуле

,  (4)

где i,j – порядковые номера измерений в табл.2.

Найдите не менее пяти значений i.

2.Найдите среднее значение  по всем измерениям данного упражнения.

3.Рассчитайте погрешность по Стьюденту как для прямых измерений:

. (5)

4.Окончательный результат представьте в виде

,

указав коэффициент доверия 0,95.


Контрольные вопросы

1.Какими способами можно измерить электрическое сопротивление проводников? Что такое омметр? В чем преимущества и недостатки каждого из этих методов?

2.Нарисуйте измерительные схемы Сх-1 и Сх-2. Чем они отличаются друг от друга? Почему результат измерения одного и того же сопротивления зависит от схемы включения электроизмерительных приборов?

3.Получите уточненные формулы для расчета сопротивления проволоки при включении измерительных приборов по Сх-1 и Сх-2. Что в этих формулах необходимо учесть дополнительно? Всегда ли это необходимо? Всегда ли возможно?

4.Какую информацию несут графики зависимости сопротивления от длины проволоки? Должны ли они представлять собой прямые линии? Проходят ли они через начало координат?

5.Что называется удельным сопротивлением? В каких единицах оно измеряется в СИ, СГС и технике? От чего оно зависит?

6.Почему в упр.2 предлагается рассчитывать удельное сопротивление по формуле (4), а не по формуле (2)?

7.Можно ли по величине удельного сопротивления предположить, из какого металла изготовлена проволока?

Cписок рекомендуемой литературы

1.Савельев И.В. Курс общей физики. Кн.2. Электричество и магнетизм. М.: Наука, 1998. §5.4.

2.Каленков С.Г., Соломахо Г.И. Практикум по физике. М.: Высшая школа, 1990. С.23–31.

3.Братухин Ю.К., Путин Г.Ф. Обработка экспериментальных данных. /Перм. ун-т; Пермь, 2003.

4.Методические указания по оформлению лабораторных работ в физическом практикуме /Перм. ун-т; Сост. М.П.Сорокин. Пермь, 1985.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45060. Автобіографія. Документація з кадрово-контрактних питань 124.5 KB
  Після закінчення 1987 р. Після закінчення у 1993 р. Після закінчення коледжу у 1996 р. дотепер викладач екологічної безпеки Харківського реґіонального інституту післядипломної освіти вчителів.
45061. Довідково-інформаційні документи. Довідка, клопотання, службові записки, звіт. Складні слова в діловій українській мові 135.5 KB
  Утворення і правопис складних слів Складні слова можуть утворюватись за допомогою сполучних звуків і без них. УВАГА З цими словами не слід змішувати складних слів перша частина яких є вищий ступінь прислівника на Е: вищезгаданий нижчепідписаний. При цьому перша основа може закінчуватись: 1 на голосний звук: всюдихід кількаразовий радіокомітет; у словах із числівниками одно дво три чотири: одноденний двозначний триніжок чотирикутник; також у словах із...
45062. Державна мова – мова професійного спілкування 144.5 KB
  Поняття національної та літературної мови. Головні ознаки літературної мови. Отже основною метою нормативної дисципліни âУкраїнська мова професійного спілкуванняâ є усвідомлення системи української мови і розкриття особливостей її функціонування передусім у межах ділового і наукового стилів професійного спілкування. При цьому специфіка курсу полягатиме у тому що він спиратиметься на розмежування культурного і політичного аспектів життя мови.
45063. Поняття про функціональні стилі мови. Стилі сучасної української літературної мови у професійному спілкуванні 227.5 KB
  Стилі сучасної української літературної мови у професійному спілкуванні План Поняття про функціональні стилі мови. Стилістична диференціація сучасної української мови. Функціональні стилі української мови та сфера їх застосування. Специфіка мови професійного спілкування.
45064. Професійна сфера як інтеграція офіційно-ділового, наукового і розмовного стилів 144 KB
  Поняття професійна мова охоплює три функціональні різновиди літературної мови НАУКОВИЙ та ОФІЦІЙНОДІЛОВИЙ стилі. Дослідження історії їх становлення характеру лексичних та граматичних структурних компонентів жанрового багатства специфіки усної та писемної форм вираження основна мета курсу української мови професійного спілкування. Науковий стиль сучасної української літературної мови почав розвиватися з середини ХІХ ст. не беручи до уваги старої української мови основні традиції якої в науковому стилі втратилися в середині ХVІІІ...
45065. Українська термінологія в професійному спілкуванні, Загальнонаукова, міжгалузева і вузькоспеціальна термінологія 81 KB
  Термінологія - розділ мовознавства що вивчає терміни у цьому значенні все частіше використовують поняття термінознавство як наука що вивчає українську термінологію; 2 сукупність термінів певної мови або однієї певної галузі знання чи з усіх галузей знання. Системність термінології зумовлена двома типами звязків які надають сукупності термінів системного характеру: логічним коли між поняттями певної галузі науки існують системні звязки а вони є в кожній науці терміни що називають ці поняття мають бути системно повязаними;...
45066. Основи культури української мови 256.5 KB
  Словники у професійному мовленні. Типи словників. Роль словників у підвищенні культури мови. Таким чином точність мовлення великою мірою залежить від глибини знань інтелектуального рівня мовця та ерудиції особистості володіння логікою думки законами її мовного вираження а також від багатства активного словникового запасу мовця.
45067. Острые и транзиторные психотические расстройства (F23) 32 KB
  В этом смысле к данной группе относятся острые и отчасти затяжные реактивные психозы. Острый психоз продолжается от одной до двух недель. Психозы этой группы часто связаны со стрессом поэтому при диагностике указывают ассоциирован психоз со стрессом или нет. Острые транзиторные психозы ассоциированные со стрессом обозначались ранее как реактивные.
45068. Шизоаффективные расстройства (F25) 35 KB
  Этиология и патогенез Этиологически шизоаффективные расстройства могут рассматриваться как результат взаимодействия двусторонней генетической отягощенности по шизофрении и аффективным расстройствам. Распространенность Заболеваемость варьирует в зависимости от нозологической ориентации но меньше чем при шизофрении и аффективных расстройствах. Клиника В зависимости от нозологической ориентации данные расстройства с одинаковой успешностью относили к периодической параноидной шизофрении и атипичным вариантам аффективных психозов биполярных или...