27351

Школа и педагогика в России конца XVIII-XX вв

Доклад

Педагогика и дидактика

Вестернизация российского образования в XVIII веке. были изданы Предварительные правила народного просвещения а затем Устав учебных заведений подведомых университетам 1804 в которых определялась структура образования в стране и система управления учебными заведениями. Создается единая система общего образования. Новая система образования предусматривала 4е ступени: высшая университеты в каждом округе средняя гимназии в каждом губернском городе промежуточная уездные училища по одному в каждом уезде низшая приходские...

Русский

2013-08-19

20.98 KB

20 чел.

Вопрос 25. Школа и педагогика в России конца XVIII-XX вв.

К концу XVIII века в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20000 человек; в них работало 790 учителей. Для такой огромной страны, как Россия, это число школ и учащихся было, конечно, крайне недостаточно.

1. Вестернизация российского образования в XVIII веке. «Вестернизировать»  - значит «оказывать влияние западными идеями и обычаями». Вестернизация была во многом внешней, и российская государственность, безусловно, сохранила свою специфику. Последствия петровской вестернизации - распространение в России западной науки и черт европейской ментальное повлекло за собой, в частности, перемены в восприятии русскими черт и традиций населявших Российскую империю народов, а также и самого факта ее этнического разнообразия . В результате возникало новое видение этнокультурного разнообразия («новый мир, открытый академическими этнографами, оказался плюралистичным, децентрированным и релятивистским»), радикально отличавшееся от имперской картины мира с ее выраженной иерархичностью и однозначно определяемым смысловым центром.

2. Школьные реформы 1804, 1862 гг. В январе 1803 г. были изданы «Предварительные правила народного просвещения», а затем «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804), в которых определялась структура образования в стране и система управления учебными заведениями. Создается единая система общего образования. Новая система образования предусматривала 4е ступени: высшая -- университеты (в каждом округе), средняя - гимназии (в каждом губернском городе), промежуточная - уездные училища (по одному в каждом уезде), низшая - приходские (в городах, селах). Все четыре ступени преемственно связаны между собой: каждая предшествующая ступень является основой для перехода учащихся на новую образовательную ступень. 1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классические гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (преобладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения).

3. Типы народных школ. Основным типом школы в России к началу 20в., как и раньше, была начальная школа. Самыми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного Синода. Кроме того, но их было значительно меньше, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др.

4. Подготовка учителя для начальной школы. 1) прослеживалось увеличение числа профессионально-педагогических учебных заведений, обусловленное расширением сети прежних; 2)в качестве основных типов профессионально-педагогических учебных заведений функционировали учительские семинарии и учительские институты; первые были ориентированы специально на подготовку учителей сельской местности, вторые - городских школ; наиболее прогрессивными являлись земские учительские семинарии; 3) образовательные учреждения для подготовки учителей начальных школ характеризовались отсутствием статуса средних учебных заведений; воспитанники не имели права поступления в вузы (для профессионально-педагогических учебных заведений была характерной разобщенность женских и мужских классов); 4) было характерным наличие обязательного срока выслуги по окончании учебного заведения и др.

В 1912 г. появились высшие начальные училища, ставшие следующей ступенью после элементарной школы. Возникала острая потребность в квалифицированных педагогических кадрах. В связи с этим появляются курсы подготовки учителей, учительских институтов и семинарий, неправительственных высших педагогических учебных заведений.

5. Выдающиеся деятели народной начальной школы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)— великий русский ученый-энциклопедист, поэт, историк, художник, просветитель. Разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни. Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей. Свободное воспитание в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна». Написание «Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании». Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) ряд статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы»), которые сделали его известным. Ушинский составил две учебные книги: «Родное слово», «Детский мир». Петр Федорович Каптерев (1849-1922) педагог, психолог, историк педагогики. Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии.

6. Школа и педагогика в России в конце ХIХ — начале ХХ в. (до 1917 г.). Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется значительными переменами в педагогике и школьном устройстве России. Планировалось введение обязательного всеобщего начального образования. Либеральные партии и педагогические организации приложили немало усилий для создания обширной программы демократических реформ школы, которая была принята на съездах по народному образованию в 1908–1913 гг. Согласно этой программе должны были увеличиться ассигнования на школу, усилиться система местного самоуправления, соблюдаться преемственность ступеней образования, осуществляться равенство мужского и женского образования, кроме того, начальное образование должно было стать обязательным и бесплатным. В 1906 г. I Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения. На протяжении 1890 – 1900-х гг. система образования пополнилась большим количеством начальных учебных заведений. Сначала рост церковно-приходских школ происходил наиболее быстрыми темпами, после 1895 года светское образование начинает преобладать. Во многих школах возрастают сроки обучения до 5–6 лет. В 1912 г. появились высшие начальные училища, ставшие следующей ступенью после элементарной школы. Возникают частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, являющиеся представителями новой организации начального обучения. Среди них открытый в Москве в 1906 г. «Дом свободного ребенка». Здесь старались создать благоприятную психологическую атмосферу, обучить детей базовым знаниям и основам трудовой и творческой деятельности. Среднее обучение. Число учащихся в гимназиях, прогимназиях и реальных училищах возрастало, как и число самих учебных заведений. Среднее образование давали так же кадетские корпуса, частные средние учебные заведения, коммерческие училища и среднетехнические училища для мальчиков.

Важным нововведением в систему начального и среднего образования было профессиональное и техническое обучение. В начальной школе это новшество проявилось в форме уроков ручного труда. В сфере среднего образования открывались ремесленные и низшие технические училища.  Начало первой мировой войны повлекло за собой кризис образовательной системы России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18460. НОРМА ПРАВА 110.03 KB
  ТЕМА 5. НОРМА ПРАВА 5.1. Понятие и характерные черты норм права 5.2. Структура норм права 5.3. Виды норм права Контрольные вопросы Темы рефератов 5.1. Понятие и характерные черты норм права Правовая норма это исходный элемент первичная клеточка права....
18461. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 84.52 KB
  ТЕМА 6. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 6.1. Понятие источника права. Виды источников права 6.2. Понятие и виды законов. Конституция конституционные и обыкновенные законы 6.3. Подзаконные нормативные акты 6.4. Действие нормативного акта во времени в пространстве и по кругу лиц ...
18462. СИСТЕМА ПРАВА 38.6 KB
  ТЕМА 7. СИСТЕМА ПРАВА Контрольные вопросы Темы рефератов Система права это объективное обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в...
18463. ПРАВООТНОШЕНИЯ. Понятие и виды правоотношений 110.67 KB
  ТЕМА 8. ПРАВООТНОШЕНИЯ 8.1. Понятие и виды правоотношений 8.2. Содержание правоотношения 8.3. Юридические факты Контрольные вопросы Темы рефератов 8.1. Понятие и виды правоотношений В процессе реализации права возникают правоотношения урегулирован
18465. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 87.49 KB
  ТЕМА 9. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 9.1. Понятие правонарушения 9.2. Состав правонарушения 9.3. Виды правонарушений 9.4. Понятие юридической ответственности Контрольные вопросы Темы рефератов 9.1. Понятие правонарушения Правонаруш...
18466. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 41.62 KB
  ТЕМА 10. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 10.1. Понятие законности и ее принципы 10.2. Правопорядок Контрольные вопросы Контрольные вопросы Темы рефератов Нормативные акты и правовая литература 10.1. Понятие законности и ее принципы Законность представля...
18467. ПРАВОТВОРЧЕСТВО. Законодательная техника 74.35 KB
  ТЕМА 11. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 11.1. Понятие правотворчества и его принципы 11.2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 11.3. Основные стадии правотворческого процесса 11.4. Законодательная техника Контрольные вопросы Темы рефератов Пост...
18468. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 62.92 KB
  ТЕМА 12. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 12.1. Понятие систематизации законодательства 12.2. Учет нормативных актов 12.3. Инкорпорация законодательства 12.4. Консолидация законодательства 12.5. Кодификация законодательства Контрольные вопросы Темы рефер...