27351

Школа и педагогика в России конца XVIII-XX вв

Доклад

Педагогика и дидактика

Вестернизация российского образования в XVIII веке. были изданы Предварительные правила народного просвещения а затем Устав учебных заведений подведомых университетам 1804 в которых определялась структура образования в стране и система управления учебными заведениями. Создается единая система общего образования. Новая система образования предусматривала 4е ступени: высшая университеты в каждом округе средняя гимназии в каждом губернском городе промежуточная уездные училища по одному в каждом уезде низшая приходские...

Русский

2013-08-19

20.98 KB

17 чел.

Вопрос 25. Школа и педагогика в России конца XVIII-XX вв.

К концу XVIII века в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20000 человек; в них работало 790 учителей. Для такой огромной страны, как Россия, это число школ и учащихся было, конечно, крайне недостаточно.

1. Вестернизация российского образования в XVIII веке. «Вестернизировать»  - значит «оказывать влияние западными идеями и обычаями». Вестернизация была во многом внешней, и российская государственность, безусловно, сохранила свою специфику. Последствия петровской вестернизации - распространение в России западной науки и черт европейской ментальное повлекло за собой, в частности, перемены в восприятии русскими черт и традиций населявших Российскую империю народов, а также и самого факта ее этнического разнообразия . В результате возникало новое видение этнокультурного разнообразия («новый мир, открытый академическими этнографами, оказался плюралистичным, децентрированным и релятивистским»), радикально отличавшееся от имперской картины мира с ее выраженной иерархичностью и однозначно определяемым смысловым центром.

2. Школьные реформы 1804, 1862 гг. В январе 1803 г. были изданы «Предварительные правила народного просвещения», а затем «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804), в которых определялась структура образования в стране и система управления учебными заведениями. Создается единая система общего образования. Новая система образования предусматривала 4е ступени: высшая -- университеты (в каждом округе), средняя - гимназии (в каждом губернском городе), промежуточная - уездные училища (по одному в каждом уезде), низшая - приходские (в городах, селах). Все четыре ступени преемственно связаны между собой: каждая предшествующая ступень является основой для перехода учащихся на новую образовательную ступень. 1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классические гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (преобладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения).

3. Типы народных школ. Основным типом школы в России к началу 20в., как и раньше, была начальная школа. Самыми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного Синода. Кроме того, но их было значительно меньше, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др.

4. Подготовка учителя для начальной школы. 1) прослеживалось увеличение числа профессионально-педагогических учебных заведений, обусловленное расширением сети прежних; 2)в качестве основных типов профессионально-педагогических учебных заведений функционировали учительские семинарии и учительские институты; первые были ориентированы специально на подготовку учителей сельской местности, вторые - городских школ; наиболее прогрессивными являлись земские учительские семинарии; 3) образовательные учреждения для подготовки учителей начальных школ характеризовались отсутствием статуса средних учебных заведений; воспитанники не имели права поступления в вузы (для профессионально-педагогических учебных заведений была характерной разобщенность женских и мужских классов); 4) было характерным наличие обязательного срока выслуги по окончании учебного заведения и др.

В 1912 г. появились высшие начальные училища, ставшие следующей ступенью после элементарной школы. Возникала острая потребность в квалифицированных педагогических кадрах. В связи с этим появляются курсы подготовки учителей, учительских институтов и семинарий, неправительственных высших педагогических учебных заведений.

5. Выдающиеся деятели народной начальной школы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)— великий русский ученый-энциклопедист, поэт, историк, художник, просветитель. Разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни. Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей. Свободное воспитание в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна». Написание «Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании». Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) ряд статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы»), которые сделали его известным. Ушинский составил две учебные книги: «Родное слово», «Детский мир». Петр Федорович Каптерев (1849-1922) педагог, психолог, историк педагогики. Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии.

6. Школа и педагогика в России в конце ХIХ — начале ХХ в. (до 1917 г.). Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется значительными переменами в педагогике и школьном устройстве России. Планировалось введение обязательного всеобщего начального образования. Либеральные партии и педагогические организации приложили немало усилий для создания обширной программы демократических реформ школы, которая была принята на съездах по народному образованию в 1908–1913 гг. Согласно этой программе должны были увеличиться ассигнования на школу, усилиться система местного самоуправления, соблюдаться преемственность ступеней образования, осуществляться равенство мужского и женского образования, кроме того, начальное образование должно было стать обязательным и бесплатным. В 1906 г. I Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения. На протяжении 1890 – 1900-х гг. система образования пополнилась большим количеством начальных учебных заведений. Сначала рост церковно-приходских школ происходил наиболее быстрыми темпами, после 1895 года светское образование начинает преобладать. Во многих школах возрастают сроки обучения до 5–6 лет. В 1912 г. появились высшие начальные училища, ставшие следующей ступенью после элементарной школы. Возникают частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, являющиеся представителями новой организации начального обучения. Среди них открытый в Москве в 1906 г. «Дом свободного ребенка». Здесь старались создать благоприятную психологическую атмосферу, обучить детей базовым знаниям и основам трудовой и творческой деятельности. Среднее обучение. Число учащихся в гимназиях, прогимназиях и реальных училищах возрастало, как и число самих учебных заведений. Среднее образование давали так же кадетские корпуса, частные средние учебные заведения, коммерческие училища и среднетехнические училища для мальчиков.

Важным нововведением в систему начального и среднего образования было профессиональное и техническое обучение. В начальной школе это новшество проявилось в форме уроков ручного труда. В сфере среднего образования открывались ремесленные и низшие технические училища.  Начало первой мировой войны повлекло за собой кризис образовательной системы России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72181. ПРАКТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ 1.68 MB
  Каждый из этих узлов имеет самостоятельное значение и характеризуется своими показателями качества влияющими на качество всего усилителя в целом. Структурную схему современного усилителя высококачественного звуковоспроизведения УВЗ можно представить в виде совокупности различных модулей...
72182. Економіка підприємства: Методичні рекомендації 902 KB
  Методичні рекомендації містять стислі рекомендації до виконання курсової роботи та провідні методичні положення щодо обґрунтування прийнятих студентом рішень підвищення ефективності роботи підприємства цеху виходячи з заданих економічних умов вимоги до курсової роботи порядок її виконання.
72183. Культура мови: навчально-методичний посібник 1.6 MB
  Навчально-методичний посібник містить методичні рекомендації до самостійної роботи, методичні рекомендації до практичних занять, до виконання індивідуальних завдань, підсумковий контроль, список рекомендованої літератури.
72184. Економіка підприємства: навчально-методичний посібник 3.37 MB
  Метою вивчення дисципліни «Економіка підприємства» є формування здатностей самостійно мислити, приймати управлінські рішення, виконувати комплексні економічні розрахунки для ефективного здійснення господарської діяльності на рівні підприємства.
72185. Введение в физику. Методические указания 4.06 MB
  Материальная точка. Система отсчета. Путь и перемещение. Поступательное и вращательное движение. Средняя скорость прохождения пути. Мгновенная скорость. Ускорение. Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное прямолинейное движение. Прямая и обратная задачи кинематики.
72186. Философия: Учебник для вузов 5.03 MB
  Учебник написан авторами, которые известны и как крупные ученые, и как педагоги, обладающие большим опытом преподавания в вузах. Фундаментальные вопросы философии рассматриваются в нем с позиций плюрализма, многообразия их интерпретации и обоснования.
72187. Религиоведение: Учебник для юридических вузов МВД России 1.61 MB
  В сочинениях отцов церкви четко проводится сравнение между повиновением царям и послушанием Богу. Филологический анализ религиозных текстов позволил мыслителям эпохи Возрождения не только развить античную традицию религиоведения но и подвергнуть критическому научному анализу некоторые важнейшие документы церкви.
72189. Базы данных: учебно-методический комплекс 3.24 MB
  Дисциплина посвящена изучению вопросов организации баз данных и систем управления базами данных. В основных ее разделах изучаются принципы построения, функционирования и оценки характеристик баз данных и их систем управления.