27351

Школа и педагогика в России конца XVIII-XX вв

Доклад

Педагогика и дидактика

Вестернизация российского образования в XVIII веке. были изданы Предварительные правила народного просвещения а затем Устав учебных заведений подведомых университетам 1804 в которых определялась структура образования в стране и система управления учебными заведениями. Создается единая система общего образования. Новая система образования предусматривала 4е ступени: высшая университеты в каждом округе средняя гимназии в каждом губернском городе промежуточная уездные училища по одному в каждом уезде низшая приходские...

Русский

2013-08-19

20.98 KB

17 чел.

Вопрос 25. Школа и педагогика в России конца XVIII-XX вв.

К концу XVIII века в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20000 человек; в них работало 790 учителей. Для такой огромной страны, как Россия, это число школ и учащихся было, конечно, крайне недостаточно.

1. Вестернизация российского образования в XVIII веке. «Вестернизировать»  - значит «оказывать влияние западными идеями и обычаями». Вестернизация была во многом внешней, и российская государственность, безусловно, сохранила свою специфику. Последствия петровской вестернизации - распространение в России западной науки и черт европейской ментальное повлекло за собой, в частности, перемены в восприятии русскими черт и традиций населявших Российскую империю народов, а также и самого факта ее этнического разнообразия . В результате возникало новое видение этнокультурного разнообразия («новый мир, открытый академическими этнографами, оказался плюралистичным, децентрированным и релятивистским»), радикально отличавшееся от имперской картины мира с ее выраженной иерархичностью и однозначно определяемым смысловым центром.

2. Школьные реформы 1804, 1862 гг. В январе 1803 г. были изданы «Предварительные правила народного просвещения», а затем «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804), в которых определялась структура образования в стране и система управления учебными заведениями. Создается единая система общего образования. Новая система образования предусматривала 4е ступени: высшая -- университеты (в каждом округе), средняя - гимназии (в каждом губернском городе), промежуточная - уездные училища (по одному в каждом уезде), низшая - приходские (в городах, селах). Все четыре ступени преемственно связаны между собой: каждая предшествующая ступень является основой для перехода учащихся на новую образовательную ступень. 1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классические гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (преобладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения).

3. Типы народных школ. Основным типом школы в России к началу 20в., как и раньше, была начальная школа. Самыми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного Синода. Кроме того, но их было значительно меньше, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др.

4. Подготовка учителя для начальной школы. 1) прослеживалось увеличение числа профессионально-педагогических учебных заведений, обусловленное расширением сети прежних; 2)в качестве основных типов профессионально-педагогических учебных заведений функционировали учительские семинарии и учительские институты; первые были ориентированы специально на подготовку учителей сельской местности, вторые - городских школ; наиболее прогрессивными являлись земские учительские семинарии; 3) образовательные учреждения для подготовки учителей начальных школ характеризовались отсутствием статуса средних учебных заведений; воспитанники не имели права поступления в вузы (для профессионально-педагогических учебных заведений была характерной разобщенность женских и мужских классов); 4) было характерным наличие обязательного срока выслуги по окончании учебного заведения и др.

В 1912 г. появились высшие начальные училища, ставшие следующей ступенью после элементарной школы. Возникала острая потребность в квалифицированных педагогических кадрах. В связи с этим появляются курсы подготовки учителей, учительских институтов и семинарий, неправительственных высших педагогических учебных заведений.

5. Выдающиеся деятели народной начальной школы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)— великий русский ученый-энциклопедист, поэт, историк, художник, просветитель. Разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни. Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей. Свободное воспитание в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна». Написание «Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании». Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) ряд статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы»), которые сделали его известным. Ушинский составил две учебные книги: «Родное слово», «Детский мир». Петр Федорович Каптерев (1849-1922) педагог, психолог, историк педагогики. Он разрабатывал идеи дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории педагогики, педагогической психологии.

6. Школа и педагогика в России в конце ХIХ — начале ХХ в. (до 1917 г.). Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется значительными переменами в педагогике и школьном устройстве России. Планировалось введение обязательного всеобщего начального образования. Либеральные партии и педагогические организации приложили немало усилий для создания обширной программы демократических реформ школы, которая была принята на съездах по народному образованию в 1908–1913 гг. Согласно этой программе должны были увеличиться ассигнования на школу, усилиться система местного самоуправления, соблюдаться преемственность ступеней образования, осуществляться равенство мужского и женского образования, кроме того, начальное образование должно было стать обязательным и бесплатным. В 1906 г. I Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения. На протяжении 1890 – 1900-х гг. система образования пополнилась большим количеством начальных учебных заведений. Сначала рост церковно-приходских школ происходил наиболее быстрыми темпами, после 1895 года светское образование начинает преобладать. Во многих школах возрастают сроки обучения до 5–6 лет. В 1912 г. появились высшие начальные училища, ставшие следующей ступенью после элементарной школы. Возникают частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, являющиеся представителями новой организации начального обучения. Среди них открытый в Москве в 1906 г. «Дом свободного ребенка». Здесь старались создать благоприятную психологическую атмосферу, обучить детей базовым знаниям и основам трудовой и творческой деятельности. Среднее обучение. Число учащихся в гимназиях, прогимназиях и реальных училищах возрастало, как и число самих учебных заведений. Среднее образование давали так же кадетские корпуса, частные средние учебные заведения, коммерческие училища и среднетехнические училища для мальчиков.

Важным нововведением в систему начального и среднего образования было профессиональное и техническое обучение. В начальной школе это новшество проявилось в форме уроков ручного труда. В сфере среднего образования открывались ремесленные и низшие технические училища.  Начало первой мировой войны повлекло за собой кризис образовательной системы России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50661. Метод граничных испытаний на надежность элементов и устройств ИИС 84.5 KB
  Исходные данные Модель исследуемой системы: Максимальная стоимость дополнительных затрат Cmx = 25 у. Практическая часть График рабочей области РО и области безотказной работы ОБР для системы с исходными данными представлен на рис. 1 рабочая область и область безотказной работы для системы с исходными данными Графически вероятность безотказной работы можно вычислить как...
50662. Измерение шумов и помех в телекоммуникационных системах 124 KB
  На выходе блока питания. На выходе блока усилителя. На выходе псофометра. Среднеквадратичное значение на выходе псофометра.
50663. Исследование цепей согласования выходного усилителя мощности 816 KB
  Цель работы Освоение методики расчета и настройки по приборам цепей согласования усилителя мощности УМ. Схема принципиальная электрическая Расчет колебательной системы Экспериментальная часть 3 6 9 12 15 18 21 24 27 17 16. При определенном значении достигают максимального значения которое соответствует критическому режиму работы транзистора. При настройке в резонанс достигается минимальное значение и максимальные значения и .
50664. Метод последовательного анализа при испытании на надежность 86.5 KB
  В качестве результатов испытаний приведены статистика отказов и графики зависимости отказов от времени: 1я реализация № отказа Время отказа 1 305 2 683 ИСПЫТАНИЕ ЗАВЕРШЕНО Граница браковки: 52. 1 Зависимость числа отказов от времени для 1 реализации 2я реализация № отказа Время отказа 1 311 2 377 3 693 ИСПЫТАНИЕ ЗАВЕРШЕНО Граница браковки: 52. 2 ...
50665. Релігія в світовому культурно-історичному просторі 103.5 KB
  Світові релігії в культурно-історичному просторі. Естетичні канони й етична програма буддизму. Етико-естетичні концепції християнства. Естетичний вимір Корану як священної книги ісламу. Особливості мусульманського мистецтва...
50666. Частотные модуляторы 195 KB
  Схема принципиальная электрическая ЧМ автогенератора с варикапом Схема принципиальная электрическая ЧМ автогенератора с реактивным транзистором Расчет Экспериментальная часть Выводы В ходе лабораторной работы были исследованы частотно-модулированные колебания в ЧМ автогенераторе с варикапом и реактивным транзистором. В схеме с варикапом видно что: Уходит значение центральной частоты.
50667. Исследование компенсационных стабилизаторов напряжения 831 KB
  Входное напряжение при номинальном рабочем режиме схемы: Выходное напряжение при номинальном рабочем режиме схемы: Увеличенное входное напряжение: Выходное напряжение при увеличенном входном напряжении: Измерение выходного сопротивления Выходное напряжение стабилизатора с нагрузкой...
50668. Изучение методов структурного резервирования 96.5 KB
  Возможные типы резервирования: Общее нагруженное резервирование. Поэлементное нагруженное резервирование. Общее резервирование замещением. Поэлементное резервирование замещением.