27353

ормально-динамическое направление

Доклад

Педагогика и дидактика

Соотношение а темперамента и успешности учебной деятельности б темперамента и характера. А Тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности обучающегося сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств отражаются в побуждениях и действиях человека а также в характере интеллектуальной деятельности особенностях речи и т. Тип темперамента есть прирожденный...

Русский

2013-08-19

24.61 KB

0 чел.

Вопрос 27

1. Формально-динамическое направление представлено в основном работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств — формально-динамический и содержательный.

Представители формально-динамического направления в качестве основного элемента личности выделяют 4-е основные формально-динамические свойства личности: 1) эргичность — уровень психического напряжения, выносливость; 2) пластичность — легкость переключения с одних программ поведения на другие; 3) скорость — индивидуальный темп поведения; 4) эмоциональный порог — чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.

Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. У каждого человека выделяют в целом 12 формально-динамических свойств.

2. Типы темперамента: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический. К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками – медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.

3. Соотношение а) темперамента и успешности учебной деятельности, б) темперамента и характера.

А) Тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности  обучающегося, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов. Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание,  самовоспитание,  сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.

Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. п.

Б) Точка зрения 1. Темперамент = Характер

Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности. Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий "характер" и даже "личность". Такую точку зрения можно найти у авторов: R. Cattell, H. Eber, M. TatsuoKa, А. Ф. Лазурский.

Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру

Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей "первичную индивидуальность", и вторичной реакцией, или "вторичной индивидуальностью", возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт. Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов, Д. В. Ермолович.

Точка зрения 3. Темперамент входит в характер.  

Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения.

Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера

Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.  Такую точку зрения можно найти у авторов: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов.

4. Закономерности  формирования характера. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся  в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы  и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте.

5. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.  Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

6. Способности: понятие, классификация, уровни развития. Под способностями понимают такие индивидуальные особенности ,которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Способности – индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Классификация видов Способностей: 1) природные (естественные); 2) специфически человеческие (общие – специальные; теоретические – практические; учебные – творческие).

1) Данные Способности связаны с врожденными задатками, являются общими для человека и животных (т.е. натуральные функции: память, восприятие, Способность к элементарной коммуникации); 2) общие (а. определяют успехи чел в самых различных видах деятельности – мыслительные Способности, память, речь + б. взаимодействие с людьми, общение (они социально обусловлены)); специальные высшие интеллектуальные Способности (определяют успехи чел в специфических видах деятельности, для осуществления кот необходимы задатки особого рода и их развитие – музыкальные, математические, технические, литературные, худ-творческие, спортивные); теоретические (предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям); практические (конкретные практические действия); учебные (определяют успешность обучения, усвоения человеком ЗУН); творческие (определяют возможность открытий и изобретений, создание новых предметов материальной и духовной культуры).

Основанием для развития Способностей являются задатки. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, кот связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. В зависимости от того, существуют ли, отсутствуют условия для развития Способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант  и гений.

7. Способности и успешность деятельности.  Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что "…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности". Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами.

8. Проблемы обучения одаренного ребенка в общеобразовательной школе. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов. В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, организаторской, художественной и др. Или тех детей, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Основные цели, задачи и принципы работы образовательного учреждения с одаренными детьми. Основная цель работы – это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей. Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи: 1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; 2)  отслеживание развития одаренности каждого ребенка через создание и ведение банка данных; 3)  создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, творческого и морально-физического развития одаренных детей; 4)  разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми; 6) создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности; 7) создание условий для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально адаптивной и социально ответственной личности.

Основные принципы работы с одаренными детьми: 1. Не навреди! 2. Принцип научности, согласно которому необходима хорошо организованная, эффективная и постоянно действующая система выявления одаренности. 3. Принцип взаимодействия с семьей? 4. Принцип гуманности и открытости. Ребенок, имеющий представление о своих потенциальных и актуальных способностях, обретает еще больше возможностей для индивидуальной самореализации. 5. Принцип доступности. Принцип доступности дает возможность ребенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности. 6.  Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка. 7. Принцип коммуникативности. 8. Принцип сотрудничества, реализуемый через совместную продуктивную творческую деятельность, предполагает специальную подготовку педагогов к работе с одаренными детьми.  9, Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.

Классификация детской одаренности: 1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка). 2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности). 3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии). 4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).