27354

Проблема деятельности в психологии образования

Доклад

Педагогика и дидактика

Проблема деятельности в психологии образования. О деятельности как об объяснительном принципе говорят в том случае если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов сознания личности Ю. Так можно вести речь о деятельности восприятия деятельности мышления. Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных.

Русский

2013-08-19

24.13 KB

7 чел.

Вопрос 28. Проблема деятельности в психологии образования.

1. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет исследования педагогической психологии.

Деятельность как объяснительный принцип. О деятельности, как об объяснительном принципе, говорят в том случае, если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов, сознания, личности (Ю.Б. Гиппенрейтер). Так можно вести речь о деятельности восприятия, деятельности мышления. Можно рассматривать внимание как деятельность, в которой выделяются свои мотивы, действия и операции и т.д.

Деятельность как предмет исследования педагогической психологии. Предметом психологии – является психически управляемая деятельность. Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных. Выделим ключевые слова: 1. Отражение; 2. (Где отражение?) В деятельности человека и поведении животных. (В отечественной психологии термин «деятельность» обычно относится к человеку. «Поведение» – к животным.) 3. Порождение; функционирование. (Здесь мы включаем принцип единства сознания и деятельности Рубинштейна – психика порождается в деятельности (1) и функционирует в ней (2)).

2. Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности. Она состоит из нескольких слоев или уровней: психофизиологических функций; операций; действий; деятельностей особенных, или особых видов деятельности. В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность. Структура деятельности: операционно-технический аспект. Действие – это основная единица анализа деятельности (Ю.Б. Гиппенрейтер). Цель – образ желаемого результата (Ю.Б. Гиппенрейтер). Операция – способ выполнение действия.  Задача – цель, данная в определенных условиях.  Психофизиологические функции – это физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, его жизнь, опосредованную психическим отражением действительности. Структура деятельности: мотивационно-личностный аспект. Потребности. Опредмечивание потребности. Мотив. Главный мотив.  Второстепенные мотивы. Особенная деятельность или особенный вид деятельности.  Личностный смысл. Эмоции.

Виды деятельности: 1) игра. Особенность игрового поведения заключается в том, что его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью; 2) учение – деятельность, которая направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но оно возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных ЗУН; 3) труд – представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных.

Основные характеристики деятельности. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах. Субъектность деятельности выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

3. Человек как субъект деятельности. Сущность субъектности выражается в способности человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Практическое отношение человека к действительности включает в себя следующие составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: в) конкретный индивид; б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

4. Психологическое строение деятельности. Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н.Леонтьева и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции. Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.).

5. Деятельность, действия, операции. Деятельность как целое – это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом. Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в  форме  действий  или цепи действий. Деятельность  и  действие  жестко не связаны. Одна и та же деятельность может  реализовываться  разными действиями, и  одно  и  то  же  действие  может  входить  в  различные  виды деятельности. Способы  осуществления  действия называются  операциями. Операции  -   это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления  других, более сложных действий.

6. Процессы деятельности. Процесс деятельности – это серия последовательных процедур по выполнению повседневных действий. Эти процедуры охватывают всю нашу деятельность. Они определяют подходы и методики, способы, последовательность и сам процесс, в пределах которого выполняются эти процедуры. Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов:

  1. процесс вовлечения в деятельность,
  2. процесс целеполагания
  3. процесс проектирования действий,
  4. процесс осуществления действий,
  5. процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями (самоконтроль).

Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя.

7. Действие. Умение. Навык. Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий: 1) умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык - как вторая ступень, означающая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием. Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер. 2) умения и навыки относятся к разным действиям. Автоматизированное выполнение простейших действий и называется навыком. Владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками, называется умением.

8. Поступок. Выход за пределы обычного, нормативного связан со сменой состояния, а также условий и характера деятельности, с совершением особого действия. Такое действие называется поступком. Поступок обеспечивает возможность: 1) испытания себя, выявления своих качеств, особенностей, намерений; 2) опробования и выбора способов достижения поставленных целей. Поступок — действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности.

9. Проблема переноса. В общей психологии проблема переноса рассматривается в двух планах: 1) в плане взаимодействия навыков и 2) в плане влияния опыта решения одной задачи, а решение сходной задачи. В первом случае под переносом подразумевается положительное влияние сформированных ранее навыков на формирование новых навыков. Во втором случае речь идет о переносе принципа и способа решения одной задачи на решение другой задачи. Необходимым условием переноса навыков является наличие известного сходства между действиями, в которых они формируются, и его осознание. Перенос является очень сложным процессом, зависящим от общего уровня психического развития человека, в частности от развития процессов мышления. Поскольку у умственно отсталых школьников психическая деятельность находится на низком уровне развития, это не может не сказаться на процессе переноса и использования ими прошлого опыта.

10.  Автоматизация, деавтоматизация, интерференция навыков. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка). Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок. Деавтоматизация – это постепенное затухание навыка при перерыве в деятельности. Этот процесс проходит медленно и в обратном порядке автоматизации. Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством. Интерференция наблюдается тогда, когда ранее освоенные действия мешают освоению новых).

11. Виды деятельности. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Игра — особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых. Учебная деятельность — способ усвоения предметных и познавательных действий. Как и любой вид деятельности, учебная деятельность имеет уровневое строение и состоит из отдельных компонентов — действий, операций, условий, потребностей, мотивов, задач. Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Досуг — один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве. Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22543. Моменты инерции относительно параллельных осей 119.5 KB
  Моменты инерции относительно параллельных осей. Задачу получить наиболее простые формулы для вычисления момента инерции любой фигуры относительно любой оси будем решать в несколько приемов. Если взять серию осей параллельных друг другу то оказывается что можно легко вычислить моменты инерции фигуры относительно любой из этих осей зная ее момент инерции относительно оси проходящей через центр тяжести фигуры параллельно выбранным осям. Расчетная модель определения моментов инерции для параллельных осей.
22544. Главные оси инерции и главные моменты инерции 157 KB
  Главные оси инерции и главные моменты инерции. Как уже известно зная для данной фигуры центральные моменты инерции и можно вычислить момент инерции и относительно любой другой оси. Именно можно найти систему координатных осей для которых центробежный момент инерции равен. В самом деле моменты инерции и всегда положительны как суммы положительных слагаемых центробежный же момент может быть и положительным и отрицательным так как слагаемые zydF могут быть разного знака в зависимости от знаков z и у для той или иной площадки.
22545. Прямой чистый изгиб стержня 99.5 KB
  Прямой чистый изгиб стержня При прямом чистом изгибе в поперечном сечении стержня возникает только один силовой фактор изгибающий момент Мх рис. Так как Qy=dMx dz=0 то Mx=const и чистый прямой изгиб может быть реализован при загружении стержня парами сил приложенными в торцевых сечениях стержня. Сформулируем предпосылки теории чистого прямого изгиба призматического стержня. Для этого проанализируем деформации модели стержня из низкомодульного материала на боковой поверхности которого нанесена сетка продольных и поперечных рисок...
22546. Прямой поперечный изгиб стержня 122 KB
  Прямой поперечный изгиб стержня При прямом поперечном изгибе в сечениях стержня возникает изгибающий момент Мх и поперечная сила Qy рис. 1 которые связаны с нормальными и касательными напряжениями Рис. Связь усилий и напряжений а сосредоточенная сила б распределеннаяРис. Однако для балок с высотой сечения h l 4 рис.
22547. Составные балки и перемещения при изгибе 77.5 KB
  Составные балки и перемещения при изгибе ПОНЯТИЕ О СОСТАВНЫХ БАЛКАХ Работу составных балок проиллюстрируем на простом примере трехслойной балки прямоугольного поперечного сечения. Это означает что моменты инерции и моменты сопротивления трех независимо друг от друга деформирующихся балок должны быть просуммированы Если скрепить балки сваркой болтами или другим способом рис. 1 б то с точностью до пренебрежения податливостью наложенных связей сечение балки будет работать как монолитное с моментом инерции и моментом сопротивления...
22548. Напряжения и деформации при кручении стержней кругового поперечного сечения 130.5 KB
  Напряжения и деформации при кручении стержней кругового поперечного сечения Кручением называется такой вид деформации при котором в поперечном сечении стержня возникает лишь один силовой фактор крутящий момент Мz. Крутящий момент по определению равен сумме моментов внутренних сил относительно продольной оси стержня Oz. С силами лежащими в плоскости поперечного сечения стержня интенсивности этих сил касательные напряжения и Мz связывает вытекающее из его определения уравнение равновесия статики рис. 1 Условимся считать Mz...
22549. Практические примеры расчета на сдвиг. Заклепочные соединения 58.5 KB
  Заклепки во многих случаях уже вытеснены сваркой; однако они имеют еще очень большое применение для соединения частей всякого рода металлических конструкций: стропил ферм мостов кранов для соединения листов в котлах судах резервуарах и т. В них закладывается нагретый до красного каления стержень' заклепки с одной головкой; другой конец заклепки расклепывается ударами специального молотка или давлением гидравлического пресса клепальной машины для образования второй головки. Мелкие заклепки малого диаметра меньше 8 мм ставятся в...
22550. Расчет заклепок на смятие и листов на разрыв 93.5 KB
  1 указана примерная схема передачи давлений на стержень заклепки. Принято считать что неравномерное давление передающееся на поверхность заклепки от листа распределяется равномерно по диаметральной плоскости сечения заклепки. При этом напряжение по этой диаметральной плоскости оказывается примерно равным наибольшему сминающему напряжению в точке А поверхности заклепки. Передача давлений на стержень заклепки.
22551. Расчет сварных соединений 91.5 KB
  Этим обеспечивается высокое качество металла сварного шва механические свойства которого могут резко ухудшиться под влиянием кислорода и азота воздуха при отсутствии обмазки или при тонкой обмазке. При проверке прочности сварных швов учитывается возможный непровар в начале шва и образование кратера в конце. Поэтому расчетная длина шва принимается меньшей чем действительная или проектная на 10 мм. Здесь условная рабочая площадь сечения шва где расчетная длина шва а высота шва h принимается равной толщине свариваемых элементов t.