27354

Проблема деятельности в психологии образования

Доклад

Педагогика и дидактика

Проблема деятельности в психологии образования. О деятельности как об объяснительном принципе говорят в том случае если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов сознания личности Ю. Так можно вести речь о деятельности восприятия деятельности мышления. Психология наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных.

Русский

2013-08-19

24.13 KB

7 чел.

Вопрос 28. Проблема деятельности в психологии образования.

1. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет исследования педагогической психологии.

Деятельность как объяснительный принцип. О деятельности, как об объяснительном принципе, говорят в том случае, если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов, сознания, личности (Ю.Б. Гиппенрейтер). Так можно вести речь о деятельности восприятия, деятельности мышления. Можно рассматривать внимание как деятельность, в которой выделяются свои мотивы, действия и операции и т.д.

Деятельность как предмет исследования педагогической психологии. Предметом психологии – является психически управляемая деятельность. Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных. Выделим ключевые слова: 1. Отражение; 2. (Где отражение?) В деятельности человека и поведении животных. (В отечественной психологии термин «деятельность» обычно относится к человеку. «Поведение» – к животным.) 3. Порождение; функционирование. (Здесь мы включаем принцип единства сознания и деятельности Рубинштейна – психика порождается в деятельности (1) и функционирует в ней (2)).

2. Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности. Она состоит из нескольких слоев или уровней: психофизиологических функций; операций; действий; деятельностей особенных, или особых видов деятельности. В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность. Структура деятельности: операционно-технический аспект. Действие – это основная единица анализа деятельности (Ю.Б. Гиппенрейтер). Цель – образ желаемого результата (Ю.Б. Гиппенрейтер). Операция – способ выполнение действия.  Задача – цель, данная в определенных условиях.  Психофизиологические функции – это физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, его жизнь, опосредованную психическим отражением действительности. Структура деятельности: мотивационно-личностный аспект. Потребности. Опредмечивание потребности. Мотив. Главный мотив.  Второстепенные мотивы. Особенная деятельность или особенный вид деятельности.  Личностный смысл. Эмоции.

Виды деятельности: 1) игра. Особенность игрового поведения заключается в том, что его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью; 2) учение – деятельность, которая направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но оно возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных ЗУН; 3) труд – представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных.

Основные характеристики деятельности. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах. Субъектность деятельности выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

3. Человек как субъект деятельности. Сущность субъектности выражается в способности человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Практическое отношение человека к действительности включает в себя следующие составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: в) конкретный индивид; б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

4. Психологическое строение деятельности. Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н.Леонтьева и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции. Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.).

5. Деятельность, действия, операции. Деятельность как целое – это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом. Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в  форме  действий  или цепи действий. Деятельность  и  действие  жестко не связаны. Одна и та же деятельность может  реализовываться  разными действиями, и  одно  и  то  же  действие  может  входить  в  различные  виды деятельности. Способы  осуществления  действия называются  операциями. Операции  -   это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления  других, более сложных действий.

6. Процессы деятельности. Процесс деятельности – это серия последовательных процедур по выполнению повседневных действий. Эти процедуры охватывают всю нашу деятельность. Они определяют подходы и методики, способы, последовательность и сам процесс, в пределах которого выполняются эти процедуры. Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов:

  1. процесс вовлечения в деятельность,
  2. процесс целеполагания
  3. процесс проектирования действий,
  4. процесс осуществления действий,
  5. процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями (самоконтроль).

Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя.

7. Действие. Умение. Навык. Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий: 1) умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык - как вторая ступень, означающая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием. Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер. 2) умения и навыки относятся к разным действиям. Автоматизированное выполнение простейших действий и называется навыком. Владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками, называется умением.

8. Поступок. Выход за пределы обычного, нормативного связан со сменой состояния, а также условий и характера деятельности, с совершением особого действия. Такое действие называется поступком. Поступок обеспечивает возможность: 1) испытания себя, выявления своих качеств, особенностей, намерений; 2) опробования и выбора способов достижения поставленных целей. Поступок — действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности.

9. Проблема переноса. В общей психологии проблема переноса рассматривается в двух планах: 1) в плане взаимодействия навыков и 2) в плане влияния опыта решения одной задачи, а решение сходной задачи. В первом случае под переносом подразумевается положительное влияние сформированных ранее навыков на формирование новых навыков. Во втором случае речь идет о переносе принципа и способа решения одной задачи на решение другой задачи. Необходимым условием переноса навыков является наличие известного сходства между действиями, в которых они формируются, и его осознание. Перенос является очень сложным процессом, зависящим от общего уровня психического развития человека, в частности от развития процессов мышления. Поскольку у умственно отсталых школьников психическая деятельность находится на низком уровне развития, это не может не сказаться на процессе переноса и использования ими прошлого опыта.

10.  Автоматизация, деавтоматизация, интерференция навыков. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка). Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок. Деавтоматизация – это постепенное затухание навыка при перерыве в деятельности. Этот процесс проходит медленно и в обратном порядке автоматизации. Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством. Интерференция наблюдается тогда, когда ранее освоенные действия мешают освоению новых).

11. Виды деятельности. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Игра — особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых. Учебная деятельность — способ усвоения предметных и познавательных действий. Как и любой вид деятельности, учебная деятельность имеет уровневое строение и состоит из отдельных компонентов — действий, операций, условий, потребностей, мотивов, задач. Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Досуг — один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве. Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38303. Европейский Парламент 40 KB
  14 ДЕС депутаты Европарламента избираются прямым всеобщим голосованием. Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европарламента вносятся ДФЕС. Общее число членов Европарламента равно 751 750 1. Состав Европарламента и квоты отдельных государств фиксируются Европейским Советом по предложению Европарламента.
38304. Роль свободи в розвитку особистості 106 KB
  Вище сказане зумовлює актуальність проведеного мною дослідження на тему: Свобода основна умова розвитку особистості . Мета дослідження: з'ясувати ролі свободи у формуванні особистості та будуванні громадянського суспільства. Вікові та індивідуальні фактори становлення свободи особистості Демократизація суспільства а отже і освіти вимагають від психологопедагогічної науки пошуку нових шляхів якісного вдосконалення виховання підростаючої особистості.
38305. Земельне право 1.82 MB
  Земельне право самостійна галузь права представляє собою сукупність правових норм регулюючих: стосунки по використанню і охороні землі як природного ресурсу; умови і засоби виробництва в цілях організації раціонального використання і охорони землі; поліпшення і відтворення родючості ґрунтів; охорону прав і законних інтересів суб'єктів земельних стосунків. Таким своєрідним предметом земельного права є земельні правовідносини які мають наступні ознаки: поперше випливають із спеціальної правосуб'єктності суб'єктів земельного права із...
38307. Инвестирование. Сущность инвестиций 126.5 KB
  Инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций: инвестиции в физические активы; инвестиции в денежные активы; инвестиции в нематериальные незримые активы. Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Различают: реальные финансовые и инновационные инвестиции.
38308. Банковское инвестирование и кредитирование 96.56 KB
  Инвесторы для получения кредита предоставляют в банк бизнесплан по реализации проекта 3. Вложения средств банком может осуществляться по разным схемам и на разных этапах реализации проекта 4. проекта то есть анализа техникоэкономического обоснования инвестиционного мероприятия предусмотренного проектом.