27354

Проблема деятельности в психологии образования

Доклад

Педагогика и дидактика

Проблема деятельности в психологии образования. О деятельности как об объяснительном принципе говорят в том случае если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов сознания личности Ю. Так можно вести речь о деятельности восприятия деятельности мышления. Психология наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных.

Русский

2013-08-19

24.13 KB

8 чел.

Вопрос 28. Проблема деятельности в психологии образования.

1. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет исследования педагогической психологии.

Деятельность как объяснительный принцип. О деятельности, как об объяснительном принципе, говорят в том случае, если понятия и положения теории деятельности применяют к анализу психических процессов, сознания, личности (Ю.Б. Гиппенрейтер). Так можно вести речь о деятельности восприятия, деятельности мышления. Можно рассматривать внимание как деятельность, в которой выделяются свои мотивы, действия и операции и т.д.

Деятельность как предмет исследования педагогической психологии. Предметом психологии – является психически управляемая деятельность. Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных. Выделим ключевые слова: 1. Отражение; 2. (Где отражение?) В деятельности человека и поведении животных. (В отечественной психологии термин «деятельность» обычно относится к человеку. «Поведение» – к животным.) 3. Порождение; функционирование. (Здесь мы включаем принцип единства сознания и деятельности Рубинштейна – психика порождается в деятельности (1) и функционирует в ней (2)).

2. Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности. Она состоит из нескольких слоев или уровней: психофизиологических функций; операций; действий; деятельностей особенных, или особых видов деятельности. В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность. Структура деятельности: операционно-технический аспект. Действие – это основная единица анализа деятельности (Ю.Б. Гиппенрейтер). Цель – образ желаемого результата (Ю.Б. Гиппенрейтер). Операция – способ выполнение действия.  Задача – цель, данная в определенных условиях.  Психофизиологические функции – это физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, его жизнь, опосредованную психическим отражением действительности. Структура деятельности: мотивационно-личностный аспект. Потребности. Опредмечивание потребности. Мотив. Главный мотив.  Второстепенные мотивы. Особенная деятельность или особенный вид деятельности.  Личностный смысл. Эмоции.

Виды деятельности: 1) игра. Особенность игрового поведения заключается в том, что его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью; 2) учение – деятельность, которая направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но оно возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных ЗУН; 3) труд – представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных.

Основные характеристики деятельности. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах. Субъектность деятельности выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

3. Человек как субъект деятельности. Сущность субъектности выражается в способности человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Практическое отношение человека к действительности включает в себя следующие составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: в) конкретный индивид; б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

4. Психологическое строение деятельности. Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н.Леонтьева и представителей его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции. Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива — в цель и, соответственно, деятельности — в действие; цели — в условие ее реализации и т.д.).

5. Деятельность, действия, операции. Деятельность как целое – это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом. Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в  форме  действий  или цепи действий. Деятельность  и  действие  жестко не связаны. Одна и та же деятельность может  реализовываться  разными действиями, и  одно  и  то  же  действие  может  входить  в  различные  виды деятельности. Способы  осуществления  действия называются  операциями. Операции  -   это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления  других, более сложных действий.

6. Процессы деятельности. Процесс деятельности – это серия последовательных процедур по выполнению повседневных действий. Эти процедуры охватывают всю нашу деятельность. Они определяют подходы и методики, способы, последовательность и сам процесс, в пределах которого выполняются эти процедуры. Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов:

  1. процесс вовлечения в деятельность,
  2. процесс целеполагания
  3. процесс проектирования действий,
  4. процесс осуществления действий,
  5. процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями (самоконтроль).

Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя.

7. Действие. Умение. Навык. Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. При этом в психологии есть две трактовки этих понятий: 1) умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык - как вторая ступень, означающая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием. Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер. 2) умения и навыки относятся к разным действиям. Автоматизированное выполнение простейших действий и называется навыком. Владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками, называется умением.

8. Поступок. Выход за пределы обычного, нормативного связан со сменой состояния, а также условий и характера деятельности, с совершением особого действия. Такое действие называется поступком. Поступок обеспечивает возможность: 1) испытания себя, выявления своих качеств, особенностей, намерений; 2) опробования и выбора способов достижения поставленных целей. Поступок — действие, совершение которого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности.

9. Проблема переноса. В общей психологии проблема переноса рассматривается в двух планах: 1) в плане взаимодействия навыков и 2) в плане влияния опыта решения одной задачи, а решение сходной задачи. В первом случае под переносом подразумевается положительное влияние сформированных ранее навыков на формирование новых навыков. Во втором случае речь идет о переносе принципа и способа решения одной задачи на решение другой задачи. Необходимым условием переноса навыков является наличие известного сходства между действиями, в которых они формируются, и его осознание. Перенос является очень сложным процессом, зависящим от общего уровня психического развития человека, в частности от развития процессов мышления. Поскольку у умственно отсталых школьников психическая деятельность находится на низком уровне развития, это не может не сказаться на процессе переноса и использования ими прошлого опыта.

10.  Автоматизация, деавтоматизация, интерференция навыков. Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка). Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок. Деавтоматизация – это постепенное затухание навыка при перерыве в деятельности. Этот процесс проходит медленно и в обратном порядке автоматизации. Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством. Интерференция наблюдается тогда, когда ранее освоенные действия мешают освоению новых).

11. Виды деятельности. Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Игра — особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых. Учебная деятельность — способ усвоения предметных и познавательных действий. Как и любой вид деятельности, учебная деятельность имеет уровневое строение и состоит из отдельных компонентов — действий, операций, условий, потребностей, мотивов, задач. Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Досуг — один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве. Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40346. Алкогольный абстинентный синдром 31.5 KB
  Многие нарушения свойственные ААС головная боль головокружение астения чувство разбитости жажда обложенность языка тошнота вздутие живота жидкий стул повышение АД неприятные ощущения или боли в области сердца плохое настроение и др. в структуре ААС перечисленные симптомы тем тяжелее разнообразнее и чаще чем старше человек и чем хуже его исходное соматоневрологическое состояние у больных алкоголизмом оно является также следствием тяжести и давности основного заболевания. Они нозологически неспецифичны хотя и составляют...
40347. Шизофрения, параноидная форма, непрерывный тип течения. Депрессивно-параноидный синдром, попытка суицида) 39 KB
  Соматический статус: без патологических особенностей Неврологический статус: без патологических особенностей Психический статус: Мимика больной обеднена поза и движения скованные. По словам больной ей требуется приложить усилия что бы чтолибо запомнить. По словам больной у нее отсутствуют какиелибо интересы в жизни. Анамнез больной не подтверждает эту гипотезу.
40348. Аффективные заболевания непсихотического уровня — циклотимия, дистимия 23.5 KB
  Дистимия хронические длительностью не менее 2 лет депрессии развивающиеся как и циклотимические на непсихотическом уровне при минимальной выраженности аффективного расстройства. Хотя дистимия во многом совпадает с невротической депрессией эти понятия не синонимичны. Синдромальное понятие дистимия шире традиционной нозологической категории невротическая депрессия и включает группу затяжных непсихотических депрессий.
40349. Аффективные психозы в позднем возрасте 32.5 KB
  Процессы старения оказывают существенное влияние на психопатологические проявления аффективных фаз частоту их и общее течение заболевания. Синдромальная картина этих фаз характеризуется широким диапазоном клинических проявлений. В этих случаях встречаются практически все клинические разновидности аффективных фаз наблюдающиеся в более ранние возрастные периоды. В этих случаях в клинической картине депрессивных фаз наряду с такими типичными депрессивными симптомами как общая подавленность упадок побуждений и инициативы мрачные...
40350. Биологическая терапия 56.5 KB
  Психофармакотерапия осуществляется с учетом следующих особенностей действия препаратов и реакций больных перенесших черепномозговую травму: 1 используемые препараты могут преимущественно влиять на те или иные мозговые структуры стволовые подкорковые или корковые; правое или левое полушарие мозга; 2 при последствиях травм часто оказываются достаточными малые дозы седативных препаратов; у них чаще и быстрее проявляются побочные эффекты особенно экстрапирамидные и холинолитические; 3 психофармакологические препараты могут давать в...
40351. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ 24 KB
  Биологическая терапия является основным методом лечения эндогенных и органических психических заболеваний в том числе симптоматических и алкогольных психозов эпилепсии; она используется для купирования психических нарушений пограничного уровня невротических дистимических и психосоматических расстройств а также патохарактерологических девиаций относящихся к кругу расстройств личности психопатий. Биологическая терапия берет свое начало с маляриотерапии примененной J. Целую эпоху в развитии биологической терапии составили шоковые методы...
40352. Болезнь Паркинсона (дрожательный паралич, идиопатический паркинсонизм) 22 KB
  Сам Паркинсон считал что симптомы заболевания связаны с органическим поражением нижних отделов ствола головного мозга и шейного отдела спинного мозга полагая что при этом чувство и интеллект не страдают Лишь позднее J. Позднее были описаны дегенеративные изменения в полосатом теле голубом пятне и других подкорковых структурах а также в коре головного мозга.
40353. Военная экспертиза 37.5 KB
  Ежегодно около 10 призывников признаются негодными к воинской службе вследствие психических болезней и умственной отсталости. При индивидуальной оценке пригодности к несению воинской службы принимаются во внимание также особенности службы в тех или иных родах войск место ее прохождения. Установлено 5 категорий годности к воинской службе: А годен к воинской службе; Б годен к воинской службе с незначительными ограничениями; В ограниченно годен к воинской службе; Г временно негоден к воинской службе; Д негоден к воинской службе.
40354. Галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского — Клерамбо) 32 KB
  В структуру галлюцинаторнопараноидного синдрома Кандинского Клерамбо входят также псевдогаллюцинации зрительные слуховые обонятельные вкусовые тактильные висцеральные кинестетические обманы восприятия отличаемые больными от реальных объектов и имеющие характер сделанности. В зависимости от превалирования в клинической картине галлюцинаторнобредового синдрома галлюцинаторных или бредовых расстройств выделяют галлюцинаторный и бредовой варианты описываемого синдрома. О галлюцинаторном варианте говорят в случаях преобладания в картине...