27355

Психическое развитие ребенка до поступления в школу

Доклад

Педагогика и дидактика

Психическое развитие ребенка до поступления в школу. У детей этого возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений например: у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе уверенность в своих силах; умеет учитывать интересы других детей в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы; умеет следовать инструкции взрослого придерживаться игровых правил; новый этап развития познавательных способностей; преобладание общественно значимых мотивов над...

Русский

2013-08-19

23.71 KB

28 чел.

Вопрос 29. Психическое развитие ребенка до поступления в школу.

1. Особенности психического развития 6-7 летних детей.  У детей этого возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений, например:

  1. у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах;
  2. умеет учитывать интересы других детей, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы;
  3. умеет следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил;
  4. новый этап развития познавательных способностей;
  5. преобладание общественно значимых мотивов над личностными;
  6. формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие; самооценка старшего дошкольника адекватна, завышена.

В 6 – 7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

2. Ролевая игра как ведущая деятельность, ее психологическая сущность. Ролевая (творческая) игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы, или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

5 – 6 лет:  Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.  

6 – 7 лет: Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

3. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте. Активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы и т. д. Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий. К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления. Внимание ребенка на протяжении всего дошк.возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. К концу дошк.периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п. Память дошк.имеет особенности: 1) наиб.развита образная память; 2) непроизвольное или механическое запоминание; 3) хорошо развита эмоциональная память. Особенности воображения дошк.: 1) образы воображения легко возникают; 2) образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью; 3) часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен. Продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

Способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, математика, спорт и т.п., мы развиваем соответствующие способности. От рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.  Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.

4. Эмоциональное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. Ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными. Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. Развитие нравственности имеет две стороны: 1) развитие нравственного сознания; 2) развитие нравственного поведения. Нравственное сознание включает в себя несколько компонентов: 1) понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные; 2) начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.; 3) сознание понимания смысла нравственного поступка. Нравственное поведение. Это соблюдение в реальных жизненных ситуациях норм и правил поведения. Развитие нравственного сознания опережает развитие нравственного поведения в дошкольном возрасте (особенность развития нравственной сферы личности).

5. Развитие личности в дошкольном возрасте. Личностное развитие дошкольника включает: 1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире; 2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности. Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники — правила взаимоотношения с другими детьми. В дошк.возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке. На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя. На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка. Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.

6. Основные новообразования дошкольного возраста. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Воображение, помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. Возникновение произвольного поведения - в дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошк.возраста. У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина.

7. Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте. Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формирование самосознания. Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Личное самосознание характеризуется осознание своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей. Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, которая базируется на самооценке раннего детства « Я хороший» и оценке чужого мнения. Теперь ребенок оценивает сначала действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. Еще новым в становлении самооценки является осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях. «Я рад. Я огорчен. Я спокоен». Происходит осознание себя во времени, он помнит себя в прошлом, в настоящем и представляет себя в будущем. «Когда я был маленький. Когда я вырасту большой». Вывод: К концу дошкольного возраста формируется позитивный образ «Я» и завышенная самооценка. Это означает, что появляется положительная направленность на себя, что является благоприятным условием для формирования личности.

8. Кризис 7 лет, его особенности. Кризис 6–7 лет, Л. С. Выготский связывал с утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (т. е. обобщением переживаний). Е. Д. Божович связывает кризис 6–7 лет с появлением системного новообразования – внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я». Особенности кризиса 7 лет: 1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний; 2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств.

Данный кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, к новым отношениям с взрослым, стремление выполнять общественно – полезную деятельность.  Разрешение кризиса: ребенок переходит в школу, тем самым удовлетворяет потребность в выполнении общественно – полезной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64662. Технико-экономическое обоснование предпринимательского решения по созданию нового производства 95.99 KB
  Расчет текущих издержек на производство и реализацию продукции Определение выручки от реализации продукции финансовых результатов реализации проекта и критического объема производства Исходя из поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: обосновать состав и содержание...
64663. Состояние письма учащихся младших классов школы для детей с ТНР 5.23 MB
  Цель исследования: выявить особенности письма учащихся младших классов школы с ТНР. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей 2 класса с ТНР будут наблюдаться трудности в формировании письма, проявляющиеся в ошибках языкового анализа и синтеза...
64664. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ФУНКЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 376.41 KB
  Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей...
64666. Проектирование водоема-копани в Красноармейском районе Волгограда 1.94 MB
  Природными водоемами являются естественные озера и пруды. Чтобы наглядно показать трудоемкость их создания используют такой показатель как отношение объема накопленной воды к объему земляных работ выполняемых для создания водоема.
64668. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ 74.96 KB
  К задачам работы относятся: рассмотрение общей характеристики института охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями: понятия, значения, источников правового регулирования; исследование правовых средств обеспечения безопасных условий труда женщин...
64669. Развитие и современное состояние мировой автомобилизации 239 KB
  В целях повышения уровня безопасности дорожного движения, информационного обеспечения и маршрутного ориентирования участников дорожного движения, оптимизации транспортных потоков, в соответствии с федеральным законодательством...