27356

Проблема готовности ребенка к обучению в школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Готовности ребенка к обучению в школе желания учиться умения общаться со сверстниками и взрослыми способности решать сложные задачи стремления к достижениям самостоятельности и ответственности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Основные компоненты готовности ребенка к школе.

Русский

2013-08-19

18.85 KB

2 чел.

Вопрос 30. Проблема готовности ребенка к обучению в школе.

1. Понятие готовности к школьному обучению. Готовности ребенка к обучению в школе - желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

2. Основные компоненты готовности ребенка к школе. Первый компонент — мотивационная готовность — включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Второй компонент — волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца.  Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту социально-психологической готовности к школе. Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Умение учиться — пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умения слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.

3. Интеллектуальная готовность. Социальная готовность. Личностная готовность.  Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.  Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.  Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

4. Организация и содержание психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школе. Диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение: общего физического развития;  моторики руки; работоспособности;  характеристики движений;  произвольной регуляции действий.

Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития: восприятия; памяти; внимания; мышления; речи; круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение: уровня развития эмоционально-волевой сферы; уровня развития коммуникативных навыков; мотивации к обучению; самооценки.

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным.

5. Соблюдение прав ребенка.  Основное право — это право на образование. Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными стандартами и требованиями. Право на образование включает в себя, в частности: 1) право на обучение по индивидуальным планам; 2) право на ускоренный курс обучения; 3) право на бесплатное пользование библиотекой; 4) право на получение дополнительных образовательных услуг (как платных, так и бесплатных).

Также ребенок имеет право на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений. Защита прав ребенка в школе — это дело родителей и администрации. Задача родителей — заметить, что права ребенка ущемляют, и сообщить об этом администрации, задача администрации — разобраться. Обычно в конфликтных ситуациях администрация идет навстречу и проводит внутреннее расследование, чтобы избежать публичной огласки.

6. Организация и содержание деятельности образовательных учреждений по подготовке ребенка к школе. Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах. 1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет: 1) в конце учебного года, с середины мая; весь июнь по два занятия в день, что составит примерно 60 занятий; 2) один раз в неделю в течение всего учебного года по два занятия, что составит примерно 68 занятий; 3) ежедневные (5 раз в неделю) занятия в течение всего учебного года по 2 занятия в день, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет работы групп продленного дня.

При этом продолжительность одного занятия не должна превышать 25-30 мин.

2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей.

Для детей 3-4 лет рекомендуется организовать по 2 занятия 2 раза в неделю: общее количество занятий в год составляет 120.  Для детей 5 лет — 3 раза в неделю по 2 занятия: число занятий в год — 180. Для детей 6 лет — 5 раз в неделю по 2 занятия: число занятий в год — 300.

Занятия чередуются с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисованием, конструированием на свободную тему, подвижными играми и другими видами деятельности). Длительность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 мин, среднего — 20 мин, старшего — 25-30 мин.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32687. Прогноз развития производства молока в СПК «Нива» Уренского района Нижегородской области 357 KB
  Цель настоящего исследования – на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, изучить проблему планирования на предприятии, а в частности, рассчитать и проанализировать прогноз развития производства молока.
32688. История развития аудита 194.5 KB
  История развития аудита достаточно длинная и интересная. Впервые учет появляется еще в 5 тысячелетии до нашей эры. Тогда появляется своеобразная система учетов фактов всей хозяйственной жизни людей. Естественно, аудит тогда только зарождался, и учет проводился на примитивном уровне, но при этом он уже существовал.
32689. Проектування стрілочного переводу 1.16 MB
  проекті було виконано розрахунок вантажообороту та вагоноообороту та побудовані діаграми добового вантажообороту та вагонообороту; визначено розміри руху і розкладання передаточних потягів, розраховано норми часу на розформування та формування потягів, та час ходу потягів та маневрових пересувань
32690. Технології. Всі визначення для уроків 1.07 MB
  Аналіз існуючих виробів та визначення завдань проекту. Аналіз та компонування інформації для проекту. Загальні відомості про дизайн. Стадії дизайну об’єктів технологічної діяльності. Технологія створення дизайн-проекту.
32691. Размножение. Индивидуальное развитие организмов 709.5 KB
  Каждая новая особь, прежде чем достигнуть стадии, на которой она будет способна к размножению, должна пройти ряд стадий роста и развития. Некоторые особи погибают, не достигнув репродуктивной стадии (или половозрелости) в результате уничтожения хищниками
32692. Радиоэлектроника и доступное жильё 146.5 KB
  Парки будут полны здоровых, дающих прохладную тень, деревьев. В особенно крупных из них будут располагаться открытые спортивные объекты такие как баскетбольные площадки, теннисные корты и площадки с тренажёрами, использующими в качестве нагрузки вес спортсмена.
32693. Система управления демонстратора патронного керамического фильтра 1.14 MB
  Автоматическое управление системой водоочистки; увеличение надежности работы очистного оборудования, составляющего ДПКФ благодаря возможности контроля всех его элементов в частности и всей системы в целом; уменьшение затрат на затрачиваемые при очистке воды ресурсы за счет более оптимального их использования; увеличение точности и оперативности получения информации о состоянии системы водоочистки, а также о расходе ресурсов, с целью принятия значимых управленческих решений...
32694. Всі уроки з англійської мови 169.01 KB
  Повторення тем «Привітання. Знайомство», «Алфавіт». Шкільні речі. Кольори. Пори року. Частини тіла. Домашні улюбленці. Країни Європи. Літній табір відпочинку...
32695. Ведение регистров бухгалтерского учета 238 KB
  Регистры бухгалтерского учета – это важная составляющая ведения на предприятии бухгалтерского учета. Именно в них отражается вся информация, которая находится в принятых первичных документах.