27356

Проблема готовности ребенка к обучению в школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Готовности ребенка к обучению в школе желания учиться умения общаться со сверстниками и взрослыми способности решать сложные задачи стремления к достижениям самостоятельности и ответственности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Основные компоненты готовности ребенка к школе.

Русский

2013-08-19

18.85 KB

2 чел.

Вопрос 30. Проблема готовности ребенка к обучению в школе.

1. Понятие готовности к школьному обучению. Готовности ребенка к обучению в школе - желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

2. Основные компоненты готовности ребенка к школе. Первый компонент — мотивационная готовность — включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Второй компонент — волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца.  Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту социально-психологической готовности к школе. Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Умение учиться — пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умения слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.

3. Интеллектуальная готовность. Социальная готовность. Личностная готовность.  Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.  Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.  Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

4. Организация и содержание психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школе. Диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение: общего физического развития;  моторики руки; работоспособности;  характеристики движений;  произвольной регуляции действий.

Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития: восприятия; памяти; внимания; мышления; речи; круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение: уровня развития эмоционально-волевой сферы; уровня развития коммуникативных навыков; мотивации к обучению; самооценки.

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным.

5. Соблюдение прав ребенка.  Основное право — это право на образование. Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными стандартами и требованиями. Право на образование включает в себя, в частности: 1) право на обучение по индивидуальным планам; 2) право на ускоренный курс обучения; 3) право на бесплатное пользование библиотекой; 4) право на получение дополнительных образовательных услуг (как платных, так и бесплатных).

Также ребенок имеет право на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений. Защита прав ребенка в школе — это дело родителей и администрации. Задача родителей — заметить, что права ребенка ущемляют, и сообщить об этом администрации, задача администрации — разобраться. Обычно в конфликтных ситуациях администрация идет навстречу и проводит внутреннее расследование, чтобы избежать публичной огласки.

6. Организация и содержание деятельности образовательных учреждений по подготовке ребенка к школе. Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах. 1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет: 1) в конце учебного года, с середины мая; весь июнь по два занятия в день, что составит примерно 60 занятий; 2) один раз в неделю в течение всего учебного года по два занятия, что составит примерно 68 занятий; 3) ежедневные (5 раз в неделю) занятия в течение всего учебного года по 2 занятия в день, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет работы групп продленного дня.

При этом продолжительность одного занятия не должна превышать 25-30 мин.

2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей.

Для детей 3-4 лет рекомендуется организовать по 2 занятия 2 раза в неделю: общее количество занятий в год составляет 120.  Для детей 5 лет — 3 раза в неделю по 2 занятия: число занятий в год — 180. Для детей 6 лет — 5 раз в неделю по 2 занятия: число занятий в год — 300.

Занятия чередуются с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисованием, конструированием на свободную тему, подвижными играми и другими видами деятельности). Длительность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 мин, среднего — 20 мин, старшего — 25-30 мин.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35177. Разработка информационной системы закупки комплектующих для производства 922 KB
  В данном разделе описывается сама организация и внешняя среда, с которой она взаимодействует. Основными знаниями, связывающими различные объекты предметной области в целое, являются бизнес-процессы, также представленные в данном разделе.
35178. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 6.02 MB
  Определение объекта системы. Отношения внутри диаграмм классов: обобщения ассоциации зависимости Структура АИС: Описание структуры информационной системы включающей в себя понятия: техническое обеспечение математическое обеспечение программное обеспечение информационное обеспечение организационное обеспечение правовое обеспечение. Глобальная сеть Internet как пример открытой информационной системы.
35179. Информация и информационные ресурсы 307.5 KB
  Информационные системы экономические информационные системы. По поддержке видов деятельности: система автоматизированного проектирования автоматизированные ИС автоматизированные системы управления технологическими процессами.Обеспечивающие подсистемы экономих информых систем ЭИС. Организацое обеспие внутреняя органия ИС обеспечая управлие всеми подсистемами ЭИС как единой системы.
35180. Сетевое администрирование на основе Microsoft Windows Server 2003 8.93 MB
  В рамках курса предполагается изучение базовых понятий сетевого администрирования и стека протоколов TCP IP рассмотрение эффективных решений задач управления пользователями и ресурсами сети освоение основных приемов и инструментов мониторинга компьютерной сети овладение базовыми средствами обеспечения безопасности сети. Цель задачи и объекты сетевого администрирования Решение данных задач осуществляется применительно к трем группам объектов: серверы компьютеры предоставляющие доступ к ресурсам сети и посредством которых системный...
35181. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ 2.18 MB
  Обычный урок В начале урока проверка Д З в виде контрольной работы или устного ответа и конспектов Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Операционные системы Основные понятия и определения ОС. Ресурсы вычислительной системы их классификация. Управление оперативной памятью вычислительной системы.
35182. Информатика и сетевое администрирование 232 KB
  Узел составной сети имеющий IPадрес называется хост host. Локальный адрес это адрес присвоенный узлу в соответствии с технологией подсети входящей в составную сеть. IPадрес состоит из двух логических частей номера подсети ID подсети и номера узла ID хоста в этой подсети. При передаче пакета из одной подсети в другую используется ID подсети.
35183. Правовые информационные системы. ПИС 174 KB
  В чем состоит официальное опубликование документа Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях признанных официальными действующим законодательством. Как получить доступ к правовым документам регионов России Для профессиональной деятельности наряду с федеральным законодательством необходимы и акты субъектов Федерации. Это существенно более простые по сравнению с профессиональными системами продукты позволяющие пользователям Интернет при необходимости ознакомиться с...
35184. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности 74 KB
  Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки 1. В истории философии материализм как правило был мировоззрением передовых классов и слоев общества заинтересованных в правильном познании мира в усилении власти человека над природой. Первые учения материалистов появились вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии Китае и Греции за несколько веков до н.Исходной точкой развития античной философии был философский...
35185. Сопоставьте особенности буржуазных революций в США и Японии. Как решался аграрный вопрос в США и почему он оказался не под силу Японии 69 KB
  Процесс огораживания лишал земли английских крестьян которые искали потерянную землю за океаном. Владелец земли не мог уследить за тем кто проживает на его территории так как она была слишком велика и владелец проживал в Англии. 2 В средней группе колоний расположенных в зоне прерий развивается сельское хозяйство фермерского типа так как земли были очень плодородные. Первая группа противоречий касалась земли.