27356

Проблема готовности ребенка к обучению в школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Готовности ребенка к обучению в школе желания учиться умения общаться со сверстниками и взрослыми способности решать сложные задачи стремления к достижениям самостоятельности и ответственности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Основные компоненты готовности ребенка к школе.

Русский

2013-08-19

18.85 KB

2 чел.

Вопрос 30. Проблема готовности ребенка к обучению в школе.

1. Понятие готовности к школьному обучению. Готовности ребенка к обучению в школе - желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

2. Основные компоненты готовности ребенка к школе. Первый компонент — мотивационная готовность — включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Второй компонент — волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца.  Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту социально-психологической готовности к школе. Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Умение учиться — пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умения слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.

3. Интеллектуальная готовность. Социальная готовность. Личностная готовность.  Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.  Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.  Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

4. Организация и содержание психолого-педагогической диагностики готовности ребенка к школе. Диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение: общего физического развития;  моторики руки; работоспособности;  характеристики движений;  произвольной регуляции действий.

Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития: восприятия; памяти; внимания; мышления; речи; круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение: уровня развития эмоционально-волевой сферы; уровня развития коммуникативных навыков; мотивации к обучению; самооценки.

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным.

5. Соблюдение прав ребенка.  Основное право — это право на образование. Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными стандартами и требованиями. Право на образование включает в себя, в частности: 1) право на обучение по индивидуальным планам; 2) право на ускоренный курс обучения; 3) право на бесплатное пользование библиотекой; 4) право на получение дополнительных образовательных услуг (как платных, так и бесплатных).

Также ребенок имеет право на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений. Защита прав ребенка в школе — это дело родителей и администрации. Задача родителей — заметить, что права ребенка ущемляют, и сообщить об этом администрации, задача администрации — разобраться. Обычно в конфликтных ситуациях администрация идет навстречу и проводит внутреннее расследование, чтобы избежать публичной огласки.

6. Организация и содержание деятельности образовательных учреждений по подготовке ребенка к школе. Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах. 1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет: 1) в конце учебного года, с середины мая; весь июнь по два занятия в день, что составит примерно 60 занятий; 2) один раз в неделю в течение всего учебного года по два занятия, что составит примерно 68 занятий; 3) ежедневные (5 раз в неделю) занятия в течение всего учебного года по 2 занятия в день, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет работы групп продленного дня.

При этом продолжительность одного занятия не должна превышать 25-30 мин.

2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей.

Для детей 3-4 лет рекомендуется организовать по 2 занятия 2 раза в неделю: общее количество занятий в год составляет 120.  Для детей 5 лет — 3 раза в неделю по 2 занятия: число занятий в год — 180. Для детей 6 лет — 5 раз в неделю по 2 занятия: число занятий в год — 300.

Занятия чередуются с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисованием, конструированием на свободную тему, подвижными играми и другими видами деятельности). Длительность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 мин, среднего — 20 мин, старшего — 25-30 мин.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25689. Понятие о системе крови. Эритроциты 47 KB
  Система крови включает в себя кровь органы кроветворения красный костный мозг тимус селезенку лимфатические узлы лимфоидную ткань некроветворных органов. Элементы системы крови имеют общее происхождение из мезенхимы и структурнофункциональные особенности подчиняются общим законам нейрогуморальной регуляции объединены тесным взаимодействием всех звеньев. Так постоянный состав периферической крови поддерживается сбалансированными процессами новообразования гемопоэза и разрушения клеток крови.
25690. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 41 KB
  Длина его канальцев до 50мм а всех нефронов в среднем около 100 км. Остальные 15 нефронов располагаются в почке так что их почечные тельца извитые проксимальные и дистальные отделы лежат в корковом веществе на границе с мозговым веществом. Таким образом корковое и мозговое вещества почек образованы различными отделами трех разновидностей нефронов. Корковое вещество составляют почечные тельца извитые проксимальные и дистальные канальцы всех типов нефронов.
25691. Устойчивость работы электропривода 281 KB
  Устойчивое, неустойчивое и безразличное состояния электродвигателей. Статическая устойчивость электропривода Совмещенные механические характеристики электродвигателя и механизмов. Влияние эксплуатационных характеристик электродвигателяышечные клетки. Клетки узла проводящей системы. Формирование импульса происходит в синусном узле центральную часть которого занимают клетки первого типа водители ритма или пейсмекерные клетки Рклетки способные к самопроизвольным сокращениям.
25692. Прямая кишка 31 KB
  В тазовой части прямой кишки ее слизистая оболочка имеет три поперечные складки. В анальной части кишки различают три зоны: столбчатую промежуточную и кожную. Слизистая оболочка прямой кишки состоит из эпителия собственной и мышечной пластинок.
25693. Сердце 42.5 KB
  Стенка сердца состоит из трех оболочек: внутренней эндокарда средней миокарда и наружной эпикарда. Первая закладка сердца появляется в начале 3й недели развития у эмбриона длиной 15 мм в виде парного скопления мезенхимных клеток которые расположены в задней части головного отдела зародышевого щитка по сторонам от средней линии под висцеральным листком мезодермы. К 4му месяцу заканчивается образование всех отделов проводящей системы сердца. Клапаны сердца: предсердножелудочковые и желудочковососудистые развиваются в основном...
25694. Развитие нервной ткани 35.5 KB
  Часть клеток нервной пластинки не входит в состав нервной трубки и эпидермальной эктодермы и образует скопления по бокам от нервной трубки которые сливаются в рыхлый тяж располагающийся между нервной трубкой и эпидермальной эктодермой нервный гребень ганглиозная пластинка. Нервная трубка на ранних стадиях эмбриогенеза представляет собой многорядный нейроэпителий состоящий из вентрикулярных или нейроэпителиальных клеток. Вентрикулярная эпендимная зона состоит из делящихся клеток цилиндрической формы. Клетки делятся и после деления...
25695. НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Развитие. Нервы. Узлы. Оболочки 34 KB
  Оболочки. Клетки этой оболочки отличаются овальной формой ядер. На поперечном срезе нерва видны сечения осевых цилиндров нервных волокон и одевающие их глиальные оболочки. Соединительнотканные оболочки нерва содержат кровеносные и лимфатические сосуды и нервные окончания.
25696. Взаимодействия клеток в иммунном ответе 53.5 KB
  Узнавание рецептором Тхклетки комплекса АГ молекула МНС II класса на поверхности Влимфоцита приводит к секреции Тхклеткой интерлейкинов ИЛ2 ИЛ4 ИЛ5 ИЛ6 гаммаИФН гаммаинтерферона под действием которых Вклетка размножается и дифференцируется с образованием плазматических клеток и Вклеток памяти. Так ИЛ4 инициирует активацию Вклетки ИЛ5 стимулирует пролиферацию активированных Вклеток ИЛ6 вызывает созревание активированных Вклеток и превращение их в плазматические клетки секретирующие антитела. Они регулируют...