27357

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте

Доклад

Педагогика и дидактика

Давыдова учебная деятельность один из видов деятельности школьников и студентов направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания как наука искусство нравственность право и религия. Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения реализующим положение об общественноисторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектикоматериалистического...

Русский

2013-08-19

23.74 KB

60 чел.

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте

В трактовке Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения.

В рамках познавательной парадигмы было разработано представление об эталонной УД как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация достигается через формирование у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации УД.

Согласно этому, учащийся, как субъект познания, должен быть способен:

  1.  овладеть научными понятиями, организованными по теоретическому типу;
  2.  воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания;
  3.  осуществить восхождение от абстрактного к конкретному.

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность является:

  1.  общественной по своему содержанию – в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;
  2.  общественной по своему смыслу – она является общественно значимой и общественно оцениваемой;
  3.  общественной по форме своего осуществления – она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами.

Учебная деятельность прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей:
Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач;
Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности;
В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как её субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов.

В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:

  1.  учебные ситуации/задачи;
  2.  учебные действия;
  3.  действия контроля и оценки.

По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач.

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются:

  1.  потребность – стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области;
  2.  учебная задача – при решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом решения однородных частных задач;
  3.  мотивы учебной деятельности – конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.;
  4.  учебные действия и операции – для овладения способов выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия.

В структуре УД выделяют следующие учебные действия:

  1.  восприятие сообщений;
  2.  наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
  3.  сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
  4.  предметно-практические действия;
  5.  устное или письменное изложение усвоенного материала;
  6.  языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
  7.  подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
  8.  выполнение различных задач и упражнений;
  9.  оценка качества действия, события, поведения.

Формирование УД в мл. шк. возрасте.

Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо:

  1.  чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;
  2.  чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу;
  3.  и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.

В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. В 1-м классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. (ДАЛЕЕ – ЗНАЧЕНИЕ УД В РАЗВИТИИ МШ) Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

Умение учиться вырабатывается в процессе настойчивого овладения знаниями обучаемым. Вместе с тем развитие эффективных способов и навыков успешного обучения в образовательном учреждении зависит от обучающего. Именно от педагога зависит приведение в движение всех внутренних и внешних механизмов обучения для приобретения обучаемыми необходимых знаний.

Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.

В настоящее время исторически сложились следующие основные формы усвоения — непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, общественно полезная и собственно трудовая деятельность. Этой последовательности соответствуют основные возрастные периоды жизни современного человека. Каждая форма У. связана с определенным общественно заданным содержанием, субъективное воспроизведение которого приводит к соответствующему уровню психического развития.

Важнейшим компонентом учебной деятельности является понимание школьником учебных задач. Учебная задача тесно связана с содержательным обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности.

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) вне зависимости от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. Усвоение, представляя собой сложное, многозначное понятие, может трактоваться с разных позиций, с точки зрения разных подходов. Усвоение — это результат учения, учебной деятельности.

Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения:

  1.  первичное ознакомление с материалам, или его восприятие в широком смысле слова;
  2.  его осмысление;
  3.  специальная работа по его закреплению;
  4.  овладение материалом — в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике».

Каждая из этих стадий связана с другой и обусловлена характером взаимодействия учителя — ученика. Каждая из них определяет конечный эффект усвоения.

Эффективность усвоения зависит от отношения учащегося к учебной деятельности, от его мотивации. Проблема мотивов учения является важнейшей составной частью психологии обучения. Ее изучение дает возможность вскрыть причины, способствующие усвоению одного учебного материала и противодействующие усвоению другого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5074. Проектирование приспособления для контроля межцентрового расстояния 90.5 KB
  Проектирование приспособления для контроля межцентрового расстояния Для контроля межцентровых расстояний проектируется специальное контрольное приспособление, оснащенное индикатором часового типа. В базовом техпроцессе измерение межцентрового...
5075. Анализ монополий 157 KB
  Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции...
5076. Вологодская область 430.5 KB
  Внешняя торговля Истоки внешней торговли вологжан затеряны в глубине веков. Однако подлинными воротами в Поморье Вологда стала после появления в ней англичан из экспедиции Ричарда Ченслера. Следовавшие в Москву с Белого моря британцы вполне оценил...
5077. Расчет барабанной сушильной установки 155.5 KB
  Удаление влаги из твердых и пастообразных материалов удешевляет их транспортировку и придает им определенные свойства, а также уменьшению коррозии аппаратуры. Влагу можно удалять механическим способом: отжим, центрифугирование, отстаивание....
5078. Особенности построения спутниковой системы подвижной связи 254.5 KB
  Определить мощность ТВ радиопередатчика Р, обеспечивающего требуемое значение напряженности электромагнитного поля в пределах заданной площади, имеющей форму круга, находящегося в пределах зоны прямой видимости при условии, что ТВ вещание...
5079. Бортовые радио-электронные системы. Конспект лекций 307 KB
  Классификация радиоэлектронного оборудования. Определение места и скорость ВС, предупреждение столкновений с другими ВС и наземными припятствиями, обнаружение опасных гидро-метеообразований, обеспечение внутренней связи на ВС и обеспечение решения з...
5080. Музей-заповедник Книжи 413 KB
  Архитектура - (лат. architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и дея...
5081. Образ былинного богатыря отечественного искусства 19 в 257.5 KB
  История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин Богатыри Виктора Михайловича Васнецова. Много лет работал замечательный художник над этим знаменит...
5082. Влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия на примере ДОАО ННН - нефть 1.58 MB
  Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изу...