27358

Формирование учебной мотивации у младших школьников

Доклад

Педагогика и дидактика

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации включенный в определенную деятельность в данном случае деятельность учения учебную деятельность. Матюхина выделяет две основные группы мотивов: Мотивы заложенные в самой учебной деятельности: Мотивы связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты овладеть знаниями способами действий проникнуть в суть явлений и т. Мотивы связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность...

Русский

2013-08-19

22.96 KB

62 чел.

Формирование учебной мотивации у младших школьников

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения.

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, включающая в себя:

  1.  познавательные потребности;
  2.  цели;
  3.  интересы;
  4.  стремления;
  5.  идеалы;
  6.  мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов:

  1.  Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
  2.  Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
  3.  Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
  4.  Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
  5.  Широкие социальные мотивы:
  6.  мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
  7.  мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
  8.  Узколичные мотивы:
  9.  стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
  10.  желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
  11.  Отрицательные мотивы:
  12.  стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

По мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.

По словам А.Н. Леонтьева, в младшем школьном возрасте основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, т.к. благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию. В среднем школьном возрасте возникает новый тип мотива, определяемый позицией ребенка в самой школе, возрастают связи с коллективом, увеличивается интерес к работе в школьных детских организациях. В старшем школьном возрасте общие социальные мотивы оказываются связанными с широким кругом общественной жизни школьника, с подготовкой к выбору профессии, с определением широких жизненных перспектив.

Существует методика «определение мотивов учения», разработанная в 1988г. М.Р. Гинзбург. Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста. Метод: эксперимент, беседа. В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Л.М. Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся мотивации:

Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность — в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию школьников тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.

Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования «сверху вниз». Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде.

Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников. Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика:

  1.  если он понял, что от него требуют;
  2.  если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;
  3.  если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.

Обычно учителями используются следующие формы оценки:

  1.  многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
  2.  краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
  3.  отметки, с помощью которых по пятибалльной системе оцениваются успеваемость и поведение;
  4.  общие характеристики.

Младшему школьнику в учебной  деятельности  необходимо  умение  ставить цели и контролировать  свое  поведение,  управлять  собой.  Чтобы  управлять собой,  необходимы  знания  о  себе,  оценка  себя.   Процесс   формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники  могут осуществлять самоконтроль только под руководством  взрослого  и  с  участием сверстников. Представления о  себе  основа  самооценки  младших  школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Дети, имеющие адекватную  самооценку,  активны,  находчивы,  бодры,  с интересом и самостоятельно  ищут  свои  ошибки  в  своих  работах,  выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха  в  решении  задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или  берут задачу менее трудную.

Дети  с  завышенной  самооценкой   переоценивают   свои   возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они  выбирают  задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать  на  своем  или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11159. Підготовка до проведення зборів акціонерів 113 KB
  Підготовка до проведення зборів акціонерів Загальні збори скликаються не менше одного разу на рік за рішенням або правління з обов'язковим узгодженням порядку денного з Спостережною радою або самої Спостережної ради. Рішення про проведення зборів повинне врахо
11160. Поняття значної угоди корпорації 43 KB
  Поняття значної угоди корпорації Акціонерне товариство є однією з найпоширеніших організаційноправових форм господарських товариств як в Україні так і в Росії. Відносна прозорість господарської діяльності акціонерних товариств і певна доступність даних про скла...
11161. Публічне та приватне акціонерні товариства 80.5 KB
  Публічне та приватне акціонерні товариства Правове положення акціонерного товариства Акціонерним товариством є комерційна організація статутний капітал якої розділено на визначену кількість акцій які засвідчують права учасників товариства по відношенню до то
11162. Роль депозитарної системи в корпоративному управлінні 52 KB
  ТЕМА 8. Роль депозитарної системи в корпоративному управлінні 8.1. Сутність депозитарної системи Національна депозитарна система створена для централізованого й ефективного обслуговування різних операцій з цінними паперами на території України. Існування такої...
11163. Система розкриття інформації акціонерним товариством 72.5 KB
  Система розкриття інформації акціонерним товариством Система корпоративного управління повинна забезпечувати своєчасне й точне розкриття інформації з усіх найважливіших питань що стосуються акціонерного товариства включаючи його фінансовий стан продуктивніст
11164. Стан корпоративного управління в Україні 69.5 KB
  Стан корпоративного управління в Україні Історія функціонування корпорацій в Україні складає понад 15 років. Вони набули широкого розповсюдження в усіх галузях вітчизняної економіки проте однією з головних рис економічних реформ що відбуваються
11165. Стандарти й моделі корпоративного управління 208 KB
  ТЕМА 2. Стандарти й моделі корпоративного управління План 2.1. Міжнародні стандарти корпоративного управління 2.2. Національні принципи корпоративного управління в Україні 2.3. Моделі корпоративних відносин 2.3.1. Англоамериканська модель 2.3.2. Японська модел
11166. Загальна характеристика органів управління акціонерними товариствами 41.5 KB
  Загальна характеристика органів управління акціонерними товариствами Відповідно до ст. 29 ЦК України юридична особа набуває цивільних прав і бере на себе цивільні обов'язки через свої органи що діють у межах прав наданих їм за законом або статутом положенням. Органи...
11167. Субєкти управління державним підприємством та корпоративними правами 144.5 KB
  Суб’єкти управління державним підприємством та корпоративними правами Держава виступає учасником діяльності корпоративних підприємств через наявність частки власності в їх статутних фондах що дає змогу певним чином управляти таким товар...