27359

Концепции развивающего обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Основы теории развивающего обучения были заложены Л. Занкова было предпринято масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников имеющей целью их общее психическое развитие.

Русский

2013-08-19

18.79 KB

26 чел.

Концепции развивающего обучения

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским.

По Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды — впервые как деятельность коллективная, социальная, во второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка.

В конце 50-х гг. XX в. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было предпринято масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников, имеющей целью их общее психическое развитие. Эту систему предполагалось создавать путем организации экспериментов, проведение которых изменило бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ и методов. Экспериментальное обучение носило комплексный характер.

Основу системы обучения, по Л.В. Занкову, составляют следующие взаимосвязанные принципы:

  1.  обучение на высоком уровне трудности – раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление;
  2.  быстрый темп в изучении программного материала, ведущая роль теоретических знаний – отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное - непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Ведущая роль теоретических знаний, как противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников;
  3.  осознание школьниками процесса учения – важным условием развития школьника является то обстоятельство, что процесс овладения знаниями и навыками выступает объектом его осознания;
  4.  целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых – перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует развитию детей, она увеличивает их отставание. Неуспевающие не меньше, а более других учеников нуждаются в том, чтобы велась систематическая работа по их развитию.

В 60-е гг. XX в. научный коллектив под руководством психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина пытался установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. В современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением. В основе развивающего обучения школьников, по мнению В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. Учебная задача решается посредством системы действий. Первое из них - принятие учебной задачи, второе - преобразование ситуации, входящей в нее. Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина нацелена, прежде всего, на развитие творчества как основы личности.

Принципы развивающего обучения по Д.Б.Эльконину и В.В Давыдову:

  1.  основой развивающего обучения служит его содержание, от которого произвольны методы организации обучения;
  2.  развивающий характер учебной деятельности как ведущей связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания и способы их применения при решении учебных задач;
  3.  учебный предмет является своеобразной проекцией науки, т.е. в сжатой и сокращенной форме обучающийся воспроизводит процесс получения знания;
  4.  теоретическое мышление формируется у обучающихся в ходе включения их в учебную деятельность, в процессе решения учебных задач.

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оцениваются не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Отметка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат.

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68463. Работа с текстом в Excel 64.5 KB
  Excel предоставляет очень много функций для работы с текстом позволяющие преобразовывать исходные текстовые данные и производить разнообразные действия. Все функции для обработки текста можно просмотреть в диалоговом окне Мастер функций кнопочка fx в категории Текстовые.
68464. Основные положения стереохимии. Реакционная способность гетерофункциональных соединений 97 KB
  Стереохимия изучает пространственное строение органических соединений. Органические молекулы с одинаковой молярной массой, он отличающиеся природой или последовательностью связей между атомами и пространственным расположением атомов называются изомерами.
68465. Аминокислоты, пептиды и белки 820 KB
  Для записи аминокислотных остатков в макромолекулах пептидов и белков используют трехбуквенные сокращения их тривиальных названий (см. табл. 1). –аминокислоты – кристаллические вещества, растворимые в воде. Часть из них обладает сладким вкусом.
68466. НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И МОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ 103.5 KB
  Оно сформировалось в силу объективной необходимости регуляции отношений между людьми в их совместной деятельности. Честь конкретной личности связывается с ее общественным положением родом деятельности и признаваемыми за ней моральными заслугами.
68467. Юридическая этика – вид профессиональной этики 64.5 KB
  Термин профессиональная этика обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий корпоративными интересами профессиональной культурой.
68468. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности 158.5 KB
  Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности Правосудие как вид государственной деятельности призванной обеспечить справедливость в отношении тех чьи права и интересы оно затрагивает базируется на правовых и нравственных началах.
68469. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания 88.5 KB
  Установление истины – непременное условие справедливого правосудия по уголовному делу. Именно истины, правды требует общество от судей; истина, правда образуют сущность приговора суда как акта правосудия. Требование установления правды, истины постоянно присутствует в отечественном законодательстве...
68470. Этика предварительного следствия 130.5 KB
  Следователь для раскрытия преступления и обеспечения неуклонения виновного от ответственности наделен обширными властными полномочиями в том числе и по ограничению основных прав и свобод человека и гражданина. Следователь по закону самостоятелен в ведении следствия при принятии наиболее важных решений.
68471. Нравственные начала осуществления правосудия 126 KB
  В период массовых репрессий по приговорам судов были уничтожены сотни тысяч тех кого называли врагами народа истреблялись ни в чем не виновные люди. Урегулированный законом порядок постановления приговора способствует обеспечению равноправия всех судей и учитывает необходимость...