27366

Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природнокультурное целое а человек как часть природы как создатель культуры и как её продукт т. Ведь именно ценностноконсолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной...

Русский

2013-08-19

147 KB

127 чел.

Формирование читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению.

Раскрыть сущность понятий «читательский интерес», «читательская самостоятельность» применительно к детям младшего школьного возраста. Охарактеризовать основные факторы, влияющие на их формирование. Раскрыть содержание и методику  работы по формированию читательских интересов и читательской самостоятельности младших школьников в процессе обучения чтению.

Читательский интерес принято понимать как избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям.

Читательский интерес окрашивает всю читательскую деятельность личности. В состоянии заинтересованности происходит концентрация непроизвольного (без усилия воли) внимания, сосредоточения; оптимизируются процессы восприятия, мышления, воображения, запоминания.

Исследователи различают ситуативную и личностную основу читательского интереса.

Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов — яркая обложка книги, просмотренный фильм-экранизация, рецензия в газете и т. п. Он весьма подвижен и, если не связан с доминирующими свойствами личности, легко исчезает с изменением ситуации.

Личностный интерес весьма устойчив. Он опирается (и одновременно питает) на доминирующие духовные интересы личности.

На практике ситуативный интерес может быть первым шагом для формирования личностного интереса.

Читательские интересы классифицируют по разным основаниям.

Прежде всего, выделяют личностные и групповые читательские интересы. Они диалектически связаны: каждая личность принадлежит к какой-либо группе (возрастной, профессиональной и др.), а личностный читательский интерес испытывает воздействие норм, оценок, обычаев и др., принятых в данной группе. С другой стороны, личностный читательский интерес привносит нечто новое в традиции группы.

Классификация читательских интересов по их содержанию представляет, при кажущейся простоте, весьма сложную задачу, так как ни библиотечно-библиографическая, ни книговедческая, ни литературоведческая классификация не могут отразить все многообразие читательских интересов современного пользователя. Условно читательские интересы могут быть определены как относящиеся к сферам художественной, научной, политической, экономической литературы и информации.

Внутри этих комплексов интересы могут проявляться к отдельным жанрам, темам, авторам, произведениям и т. п. Практика показывает, что обычно человек имеет не один, а несколько, иногда тесно переплетающихся, а иногда обособленных интересов.

В зависимости от проявления читательские интересы подразделяются на широкие и узкие; глубокие и поверхностные; устойчивые и неустойчивые; активные и пассивные.

Наиболее обобщенная характеристика читательского интереса — его глубина: в ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательских интересов может возникнуть некоторое противоречие, так же, впрочем, как между глубиной и узостью.

Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его.

Н.Рубакин [23]

Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Н. Светловская [35]

Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан

Г.Наумчук [23]

Читательская самостоятельность - это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

О. Джежелей [9]

Читательская самостоятельность - это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта

С.Дорошенко [23]

Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное

Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

Ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:

  1.  Обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
  2.  Работать над навыком чтения;
  3.  Формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
  4.  Включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;
  5.  Расширять круг чтения младших школьников.

Эти задачи реализуются в большей или меньшей степени на каждом уроке. Важнейшим итогом обучения должно стать литературное развитие школьников, устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, стремление к самообразованию и саморазвитию.

Среди особенностей программы, которые способствуют ФЧС, необходимо отметить следующие:

  •  уроки литературного слушания в 1 классе;
  •  использование технологии моделирования;
  •  “нерасчленённость” и “переплетённость” классного и внеклассного чтения;
  •  использование схем, таблиц, кроссвордов;
  •  разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении;
  •  осуществление самоконтроля и самооценки.

Этапы ФЧС. Этапы различаются: целями обучения, задачами, структурой урока, методикой работы, учебным материалом, требованиями к ЗУН.

Первый этап – подготовительный (1 класс).

Цель: обучение восприятию литературного произведения.

Задачи:

  •  обогатить читательский опыт детей;
  •  отрабатывать специальные читательские умения;
  •  развивать речь учащихся;
  •  развивать интерес к самостоятельному чтению.

Основная форма работы: урок литературного слушания. Проводится 2 раза в неделю.

Основной метод: наглядное моделирование через введение системы заместителей для жанров, тем, героев; составление схематических планов.

Второй этап – начальный (2 класс)

Цель: развитие читательских и речевых умений

Задачи:

  •  формировать правильное, осознанное, плавное чтение;
  •  развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;
  •  воспитывать нравственно-этические основы;
  •  совершенствовать восприятие, понимание, воспроизведение текста;
  •  отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой.

Основная форма работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок – слушание, нетрадиционные формы уроков).

Третий этап – основной (3 класс).

Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Задачи:

  •  обеспечить полноценное восприятие произведения;
  •  выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;
  •  совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;
  •  включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;
  •  формировать литературоведческие представления;
  •  расширять круг чтения;
  •  формировать читательские умения.

Четвёртый этап – заключительный (4 класс).

Цель: формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

Исходя из целей и задач курса, особенностей программы, учитывая этапы работы, выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности на выпуске из начальной школы:

  1.  Наличие устойчивого интереса к чтению книг;
  2.  Показатели техники чтения;
  3.  Уровни восприятия художественного произведения;
  4.  Читательский кругозор;
  5.  Усвоение программы в целом;

Билет 82

Внеурочная деятельность в связи с чтением художественных произведений.

Специфика детской книги как учебного материала. Организационно-методическая система уроков работы с детской книгой в начальной школе. Сущность метода чтения - рассматривания детских книг. Формы внеурочной деятельности с книгой и миром книг: урок-утренник, встреча с писателем, урок-журнал.

По мысли Л. Кассиля, “специфика детской книги--это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств и подбор сложности материала.”  Особенности организации внеклассного чтения

Всю работу с книгой в первом классе организует и направляет учитель. Пути и средства, которыми учитель для этого располагает, достаточно разнообразны. Это, прежде всего уроки внеклассного чтения, далее – индивидуальная работа с отдельными учащимися при подготовке к урокам внеклассного чтения, затем – система массовых внеурочных мероприятий в связи с чтением и, наконец, пропаганда чтения в семьях учащихся. Совершенно естественно, что подготовка первоклассников к самостоятельному чтению неразрывно связана с обучением детей грамоте, а затем – с совершенствованием у них навыков чтения и умений работать с текстом на уроках чтения.

Организация внеклассного чтения уже на первом году обучения невозможна без детских книг, которые должны быть в каждом классе. В зависимости от местных условий это будет библиотечка передвижка или стабильная классная библиотечка, но уже в первом полугодии учитель должен о ней позаботиться и пользоваться ею, планируя свою работу по внеклассному чтению. Комплектование такого рода библиотечки не является самоцелью. Это условие успешного обучения первоклассников умению самостоятельно обращаться к доступным детским книгам и работать с ними. Поэтому и комплектуется библиотечка постепенно, по ходу обучения. Так, например, в начале учебного года это может быть полка в классном уголке чтения с несколькими детскими книгами, взятыми из фонда школьной библиотеки. А к концу года в библиотечке первых классов должны быть представлены все доступные первоклассникам темы детского чтения: о детях, о родителях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве сказочных героев. Особо могут быть выделены книги по жанровому признаку: стихи, сказки

Для индивидуальной работы отбираются книги в типовом оформлении, соответствующие нормам гигиены самостоятельного чтения, объемом от 8 до 30 страниц, из которых учащиеся индивидуально, самостоятельно (про себя) по указанию и под наблюдением учителя читают художественные или научно-художественные произведения от 60 до 400 слов.

Для коллективной работы на уроках внеклассного чтения в 1 – м классе отбираются детские книги в усложненном оформлении, из которых учитель читает вслух детям сказки, стихи, загадки объемом от 500 до 1500 слов.

Основным содержанием уроков внеклассного чтения в 1-м классе является работа с группами книг (от 2-х до 4-х). Ведущим методом обучения является чтение-рассматривание книг, т.е. освоение книг в единстве текста и внетекстовой информации, которая нацелена на помощь читателю в понимании текста. Начинающий читатель должен сразу приучить себя самостоятельно использовать эту помощь, опираться на нее. Если этого не произойдет, книга не заставит читателя думать над ее содержанием и самостоятельное чтение не будет ни воспитывающим, ни развивающим.

Таким образом, мы видим, что ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент как осознанность, понимание того, что ребёнок читает. И это не удивительно, ведь чтение осуществляется ради того, чтобы получить определённую информацию, узнать что-то новое, наконец, получить удовлетворение от самого процесса чтения, от знакомства с произведением словесного искусства. Именно поэтому тексты на начальном этапе обучения чтению должны быть короткими, фразы – простыми, слова – знакомыми, шрифт крупный.

Осознанность чтения – это понимание читающим:

×  основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание читающим

×  содержания и своего отношения к прочитанному;

×  содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав), не только того, о чём говорится в данной части, но и что этим

сказано;

×  содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;

×  слов, употреблённых как в прямом, так и в переносном смысле.

Билет 83

Общая характеристика предмета «Окружающий мир», изучаемого в начальной школе.

Назвать основные задачи изучения предмета «Окружающий мир» в 1-4 классах.   В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) перечислить результаты освоения данного предмета младшим школьником. Охарактеризовать содержание курса «Окружающий мир» и основных видов учебной деятельности младших школьников при его изучении.

Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания  и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  •  природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  •  природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; 
  •  мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  •  природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  •  культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  •  наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  •  искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  •  человечество как многообразие народов, культур, религий;
  •  семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  •  труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  •  здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;
  •  нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Билет 84

Методика формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Перечислить основные понятия из области биологии, географии, астрономии и истории, которые необходимо сформировать у младшего школьника в курсе «Окружающий мир». Охарактеризуйте приемы работы, направленные на формирование понятий данного предмета. Показать на примерах значение проблемных ситуаций, терминологической работы в формировании у  учащихся  понятий курса «Окружающий мир».

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.  

 Методические подходы в раскрытии программных тем в первом классе в разработках уроков соотносятся с возрастными особенностями и потребностями детей этого возраста. Тема урока представлена в развороте учебника. Яркая эмоциональная окрашенность процесса обучения обеспечивается содержанием учебного материала и организацией познавательной деятельности, включающей эмоции удивления, радости открытий, творчества. Освоение программного материала осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком 6—7-летнего возраста предметов и явлений окружающего мира. Задания в учебнике направляют первоклассников на активное взаимодействие с окружающим миром. Ученик включается в непосредственные наблюдения природных объектов, выступает в ситуациях, моделирующих взаимоотношения человека с природой в целях ее изучения и практического использования. Личностно ориентированный характер обучения проявляется в направленности тем занятий и ключе их развертывания. Главным действующим лицом в процессе освоения содержания на уроке выступает каждый ребенок: «Я изучаю природу», «Моя собака», «Наш сад», «Мой аквариум», «Мои географические открытия» и пр. По заданиям в учебнике-тетради первоклассник «сажает» в местном парке цветущие растения, которые ему нравятся, «собирает» урожай фруктов в своем саду, украшает свой дом творческими художественными композициями.

Основной формой изучения программного материала в 1 классе является выполнение учащимися заданий по теме урока в виде самостоятельных работ в учебнике. Данный учебник можно охарактеризовать как учебник-тетрадь. Выполняя самостоятельные работы и продвигаясь в раскрытии программных тем, каждый ученик, по существу, создает свой учебник. В развороте учебника раскрывается тема урока. Предусмотрены вариативные задания на наблюдение, сравнение, моделирование связей природных объектов, на группировку и систематизацию, задания оценочного характера, формирующие рефлексирующую позицию ученика, задания творческого характера, рисунок, художественная композиция и пр. Вариативность заданий обеспечивает широкие возможности для реализации дифференцированного подхода в обучении. Учитель вправе определить объем и содержание заданий для выполнения в классе или дома, учитывая уровень развития учащихся, временные рамки урока. Как занимательный материал включены вопросы, загадки, кроссворды, ребусы, стихи.

Следует иметь в виду, что текстовые задания до овладения детьми навыком чтения читает учитель или читающие ученики. По мере овладения техникой чтения первоклассники могут работать с учебником с большей долей самостоятельности.

Большое место — более половины объема книги — занимают иллюстрации, данные в разворот по теме урока: это красочные рисунки, тематические композиции, изображения предметов и явлений окружающего мира, слайды, а также рисунки с проблемной задачей, рисунки-тесты, рисунки-загадки, схемы, модели. Предусмотрена и продуктивная художественно-изобразительная деятельность ученика, необходимая и при освоении программного материала, и при проверке усвоения знаний. Дети составляют художественные композиции, вносят творческие элементы в сюжетные рисунки, строят модели.

Включение детей в изобразительно-прикладную деятельность ставит цель осознания эстетической ценности природы, ее красоты и неповторимости. Школьники знакомятся с прикладным народным искусством. Очень важно обратить внимание на развитие детской фантазии, использовав в качестве источника творчества образы, краски природы.

В дидактической классификации текстовможно выделить такие виды текстов, как: учебные тексты, использующие информационную дидактическую функцию с целью формирования у учащихся предметных научных знаний через систему представлений, понятий и суждений.

В отличие от художественной литературы в учебных текстах существует свой предмет познания - это не образы, а понятия, что соответственно меняет и цель чтения, которая будет состоять в усвоении связей и основных признаков понятий, явлений, усвоении элементов понятия, обобщённых выводов, составлении умозаключения, исходя из основной мысли учебной статьи. В научно-познавательной литературе имеется чётко определённая предметность нового для детей знания, и тема излагается целенаправленно.

В дидактике учебные тексты разделяют на теоретические, в которых раскрывается предметно-понятийное содержание знаний, и конкретно-практические, направленные на изложение приёмов, способов, методов познания.

При первичном чтении учебного текста происходит целостное и элементарно-аналитическое восприятие и понимание предлагаемого детям вербального материала. Учащиеся должны уметь определить тему чтения, выделить запомнившиеся им факты, интересные события, которые привлекли их внимание.

Вторичное чтение научно-познавательного (учебного) текста предполагает углублённую работу над ним, осмысление прочитанного, поскольку здесь надо установить причинно-следственные связи, заключённые в тексте. Более сложным является текст, в котором факты или явления описываются в сопоставлении, и тогда необходимо провести операцию выбора, прежде чем сопоставить их, выполняя в дальнейшем операции обобщения и умозаключения.

Чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключённую в тексте, осознать её смысл, понять содержание. Понимание прочитанного подразумевает осознание ребёнком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Это требует определённого объёма словарного запаса у ребёнка, соответствующего данному возрасту, умения правильно строить грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями.

Билет 85

Формирование экологической культуры младшего школьника в курсе «Окружающий мир».

Охарактеризовать сущность понятия «экологическая культура» младшего школьника. Уточнить разницу в понятиях «природоохранная деятельность» и «экологическая культура» младшего школьника.  Определить содержание, формы и методы экологического образования в курсе «Окружающий мир». Перечислить формы работы по охране природы с младшим школьником.

Экологическая культура – культура отношения человека к природе; личностное качество, которое охватывает все сферы сознания, поведения и деятельности и проявляется в овладении экологическими знаниями и умениями, ценностными ориентациями по отношению к природе, экологическим мышлением и грамотным поведением и деятельности в природе.

Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, можно характеризовать человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды.

Понятие «экологическая культура» представлено как совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе; использование окружающей среды на основе познания естественных законов развития природы, с учетом ближайших и отдельных последствий изменения природной среды под влиянием человеческой деятельности. В данных определениях выражается как потребительский так и аксиологический подход.

Природоохранный - относящийся к охране природы, природных богатств.

Деятельность — динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности.

Природоохранная деятельность – это разработка и практическая реализация мероприятий, целью которых является охрана природы.

Природоохранная деятельность включает широкий круг мероприятий административно-правового, экономического и производственно-технического характера.

 Административно-правовая часть включает создание необходимой законодательной базы в области охраны природы, нормирование опасных факторов (разработку норм ПДК, ПДВ, ПВС, ГЩЭН и т.д.) создание системы контроля за соблюдением установленных норм.

Экономическая часть включает решение вопросов финансирования природоохранных мероприятий, увязку их проведения с текущими экономическими задачами, с развитием производственной и социальной сфер.

Производственно-техническая (инженерная) часть связана с возведением всевозможных природоохранных сооружений, реконструкцией существующих и строительством новых предприятий, удовлетворяющих современным экологическим требованиям, проведением агролесомелиоративных и прочих мероприятий, направленных на защиту природной среды.

Методы и формы.

На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические  ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую  роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя проявлению  личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и  природы  учитель  обращается  к рассказу,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.  Свойственный искусству синтетически подход к действительности,  эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Одним из эффективных методов формирования экологических понятий является метод наблюдения. Наблюдение - это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в помещении или в самой природе. Наблюдение - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Но, организуя наблюдение, учитель должен учитывать уровень сформированности наблюдательности у младших школьников, так как они имеют разный уровень развития этого личностного качества. Учитель определяет формы наблюдений и организует те, которые развивают направленность внимания, фиксацию наиболее существенных свойств объекта. Наблюдение можно вести на уроке и во внеурочное время. Учитывая многосторонние интересы детей к природе, учитель направляет их. В организации внеклассной работы большое место отводится методике постановки наблюдений. Дети наблюдательны и любознательны уже по своей природе. Но это совершенно не означает, что эти качества формируются у них стихийно, без направленной работы со стороны учителя. Вот почему во внеклассной работе должна быть разработана такая же четкая методика, как и в классных занятиях.

В процессе формирования экологических понятий важным источником знаний являются словесные методы. Часто оно иллюстрируется различными наглядными пособиями. Деятельность учителя здесь состоит в том, что он передает сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова.

Большое место в формировании экологических понятий отводится этическим беседам. Воспитание - это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя с детьми, облегчающее формирование нравственной позиции ребенка. Нравственный мир его сложен, динамичен, и задача педагога - постоянно следить за нравственным ростом своего подопечного, вовремя улавливать отклонения от нормального развития и своевременно корректировать их.  И хотя роль этических бесед признается незаменимой, этому вопросу школьная практика почти не уделяет внимания.

Билет 86

Формы обучения младшего школьника в курсе «Окружающий мир».

Перечислить основные формы работы с младшим школьником в курсе «Окружающий мир». Назвать основные типы уроков по данному предмету. Показать на конкретном примере особенность методики проведения предметных уроков по курсу «Окружающий мир». Выявить особенности экскурсии как формы обучения. Показать разницу внеурочной и внеклассной работы с младшим школьником по курсу «Окружающий мир».

БЕСЕДА  – диалогический способ общения посредством четко структурированной системы вопросов, побуждающей детей к самостоятельным рассуждениям, обобщениям и выводам.

ДЕДУКТИВНЫЙ РАССКАЗ – рассказ, в котором общие положения  подтверждаются фактами.

ИНДУКТИВНЫЙ РАССКАЗ – рассказ, в котором на основе фактов

делается обобщение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – форма учебных занятий, способствующая углублению знаний, формированию умений, решению задач контроля, стимулированию познавательной деятельности.

РАССКАЗ  – монологический способ связного, последовательного, устного изложения нового учебного материала.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, при использовании которых источником знаний в процессе обучения окружающему миру является слово субъекта общения.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – частично-поисковый  метод обучения.

ЭКСКУРСИЯ – такая форма организации учебного процесса, которая  осуществляется в естественной природной или специально созданной среде и позволяет осуществлять непосредственное общение детей с природной и социальной средой, то есть основана на непосредственном восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведении. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

Самый важный этап в подготовке экскурсии - отбор экскурсионных объектов, создание яркого зрительного ряда, способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызвать у них желание вернуться в этот туристический центр еще раз. Аксиомой экскурсионного процесса является правило: "от показа к рассказу", предполагающих первичность зрительных впечатлений перед устной информацией. Далее разрабатывается технологическая карта экскурсий, как своеобразный план показа объектов и изложения материала, обеспечивающий эффективность экскурсионной методики. По намеченному плану создается текст: контрольный - для туристкой фирмы и индивидуальный, с учетом особенностей самого исполнителя - для экскурсовода. Часто текст содержаний экскурсий оперативно адаптируется на реального экскурсанта с учетом его знаний, подготовленности и специфики аудитории.

Подготовка экскурсии проходит три основных ступени:

Предварительная работа, где идет разработка темы, определение целей и задач. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Поэтому каждая экскурсия должна иметь свою четкую тему. Тема объединяет все объекты и подтемы в единое целое. Таким образом, тема экскурсии - это то, что положено в ее основу, является стержнем, на котором строятся показ и рассказ. Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания "банка" экскурсии. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью.

После выбора темы определяется цель экскурсии. Цель экскурсии - это то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. А цель в свою очередь тесно связанна с понятием "идея", так как предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея, как замысел экскурсии, как главная ее мысль неразрывно связана с темой. Таким образом, тема и идея составляют идейно-тематическую основу экскурсии. Цель определяет актуальность темы. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д.

Задача экскурсии в том, чтобы достичь целей путем раскрытия темы. То есть продемонстрировать заранее подробные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы.

Таким образом, зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он должен быть построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема. Но это редко получается. Причина: недостает объектов, многие объекты не несут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств.

Экскурсионный объект - предмет (явление), дающий представление о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы, искусства, вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности.

В качестве объектов могут выступать: места связанные с историческими событиями; природные объекты и заповедники; здания и сооружения; мемориальные памятники и комплексы; произведения архитектуры и градостроительства; оригинальные инженерные сооружения; объекты, связанные с жизнью и деятельностью великих людей; технические экспонаты; памятники искусства; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; археологические памятники и т.д.

Познавательную ценность объекта можно определить благодаря историческим, территориальным и методическим особенностям. Так же она может быть выражена во времени - в минутах (часах) осмотра, что определяется объемом информации, содержащейся в объекте.

Билет 87

Методы обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир».

Дать классификацию различных методов обучения, используемых в курсе «Окружающий мир». Охарактеризовать особенности каждой группы методов. Показать возможность организации проблемного обучения младших школьников в процессе применения словесных, наглядных и практических методов обучения. Охарактеризовать особенности приема моделирование как способа познания окружающего мира младшими школьниками.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – высший уровень проблемного обучения, в ходе которого дети сами выделяют проблему, выдвигают гипотезу о путях ее решения и проверяют предположения в ходе выполнения опытов, наблюдений и экспериментов.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД  В ИЗУЧЕНИИ  ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ  - временной подход к изучению природных явлений, позволяющий проследить ход формирования и становления изучаемых явлений, познать закономерности их развития.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ  МИРУ–приемы, включающие различные логические операции, направленные на выявление признаков предметов и явлений, сравнение и противопоставление объектов по сходству и различию, проведение аналогий, классификации, систематизации и обобщение, и формулирование выводов.

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ – проблемный рассказ учителя, в котором ставится проблема и в ходе изложения материала (посредством наводящих вопросов, демонстраций опытов и экспериментов) проблема решается самим учителем.

НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - метод организации целенаправленного восприятия детьми предметов или явлений природы и социума, в процессе которого уточняются отличительные признаки, изменения, происходящие с природными и социальными объектами.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  – методы, в процессе использования которых источником знаний является наглядность; визуально-чувственное восприятие предметов и явлений природы в их натуральном  виде и искусственном, символическом изображении (с помощью иллюстрраций и опытов).

МОДЕЛИРОВАНИЕ  – метод обучения, включающий систему действий по построению, преобразованию, использованию воспринимаемой модели, элементы и отношения которой подобны элементам и отношениям определенной природной системы (реальной).

Моделирование-это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:

1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;

2) способная замещать его в определенных отношениях;

3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

Часто бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности, потому более простой. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Так, например, в курсе географии первые представления о нашей планете Земля ученики получают, изучая ее модель - глобус; в химии при изучении строения вещества используют модели молекул; в биологии используют муляжи овощей и фруктов, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д. Без предварительного создания чертежей невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.

Билет 88

Учебник «Окружающий мир» - комплексное средство обучения младших школьников.

Назвать несколько вариативных комплектов учебников по курсу «Окружающий мир». Показать возможность развития разных качеств личности младшего школьника (эстетической культуры, познавательного интереса, мышления, патриотических чувств и др.) пользуясь любым комплектом учебников. Показать возможность разных видов деятельности учащихся с учебником в процессе работы по данному курсу.

Плешаков А.А. «Окружающий мир»

Дмитриева Н. Я. Казаков «Мы и окружающий мир»

Вахрушева А. А. «Окружающий мир»

О.Н. Федотовой, Г.В. Трофимова «Перспективнаяначальная школа»

О. Т. Поглазовой «Окружающий мир»

поидее там должны быть учебники... и по ходу можно соориентироваться... и это еще есть в лекциях у нас... она нам давала(((( но я просрала их... у нас даже практическая работа была по анализу....

Билет 89

История курса «Окружающий мир» и методики его преподавания в России.

Охарактеризовать основные этапы становления курса «Окружающий мир» в истории образования России. Перечислить ученых, педагогов, внесших вклад в развитие методики данного предмета. Показать эволюцию содержания, методов и форм обучения предмету «Окружающий мир» в истории Российского образования.

>_<

она давала материал этот ооооочень коротко и ясно... в инете нет ничего из этого(((( нормального... очень много воды... поманиторьте лекции позязя((((

Билет 90

Методика изучения сезонных изменений в природе.

Охарактеризовать изучение сезонных явлений в природе как средство формирования у младших школьников умения выявлять причинно-следственные связи. Обосновать необходимость и значение изучения в начальной школе данного материала. Раскрыть методические подходы к изучению сезонных изменений в природе, дать их аргументированную оценку. Проанализировать и сравнить содержание и технологии изучения сезонных изменений в природе в двух УМК (по выбору).

http://window.edu.ru/resource/673/27673/files/05110110.pdf 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16111. ОСНОВИ КРИМІНАЛЬНО-ПРАВОВОЇ КВАЛІФІКАЦІЇ 2.72 MB
  Аналізуються загальні положення кримінально-правової кваліфікації - її поняття, підстави та принципи, а також питання кваліфікації окремих типів діянь, передбачених Кримінальним кодексом України - кваліфікації злочинів, з урахуванням стадії їх вчинення, вчинених у співучасті, множинності злочинів тощо.
16112. Історія держави і права зарубіжних країн 1.63 MB
  Держава і право Стародавнього Єгипту. Держава і право Стародавньої Греції. Виникнення і розвиток буржуазної держави і права в Англії. Виникнення і розвиток буржуазної держави і права у Німеччині. Держава і право США.
16113. Житлове право України 1.2 MB
  Мічурін Є.О. Сліпченко С.О. Соболев О.В. Житлове право України Науковопрактичний посібник. Харків: Еспада 2004. С.318. У посібнику розглядаються питання житлового права України характеризуються основні засоби здійснення права на житло що передбачені Конституцією Ук
16114. Господарське законодавство 2.72 MB
  Нормативне регулювання господарських відносин ґрунтується на встановлених Конституцією України основних засадах правопорядку у сфері господарювання, про що згадується в Преамбулі Господарського кодексу України, а в ст. 5 Господарського кодексу цьому питанню приділяється спеціальна увага. Зокрема
16115. Державне управління. Навчальний посібник 1.54 MB
  Навчальний посібник «Державне управління» зорієнтований на освітньо-професійні програми підготовки магістрів державної служби та магістрів за спеціальністю «Адміністративний менеджмент». У посібнику розглядаються основи теорії державного управління, система органів державної влади в Україні, їхні функції та повноваження, напрямки реформування організаційних структур державного управління за Концепцією адміністративної реформи в Україні, основи внутрішньої організації та менеджменту державних органів.
16116. Кримінальне право України. Загальна частина. Навчальний посібник 2.05 MB
  У підручнику висвітлюються основні питання Загальної частини кримінального права України, розкривається зміст (у загальних рисах) кримінального законодавства іноземних держав. Розрахований на студентів, аспірантів (адюнктів) та викладачів вищих юридичних навчальних закладів, а також науковців і практичних працівників
16117. Риторика. Навчальний посібник 1.98 MB
  Розглянуто предмет риторики, основний зміст понять і всіх розділів класичної риторики. Висвітлено надбання цієї науки за всю історію її розвитку, які покладено в основу сучасних наук: неориторики, стилістики, поетики, прагматики, теорії комунікації тощо. Посібник містить також дидактичний матеріал та зразки ораторської майстерності.
16118. Державне управління. Навчальний посібник 3.49 MB
  Посібник подає у формі навчального матеріалу основні теоретичні засади науки державного управління. Викладені у ньому основи адміністративно-управлінської науки - історія та теорія державного управління - розглядаються в контексті сучасних досягнень у цій галузі й базуються на практичній управлінській діяльності.
16119. Сучасні правові системи світу. Навчальний посібник 1.79 MB
  Курси порівняльного правознавства у західних університетах є традиційними вже багато років. В юридичних вузах багатьох країн світу викладається навчальний курс Основні правові системи сучасності. Нині існує нагальна потреба в оновленні системи вищої юридичної освіти в Україні, приведення її у відповідність з потребами нашого часу, загальноєвропейськими вимогами.