27382

ЗУНы для вычисления в пределах 100 (сложение и вычитание)

Доклад

Педагогика и дидактика

Остальные случаи вычислений над числами большими 100 относятся к письменным вычислениям. Рассмотрим методические особенности формирования умений складывать и вычитать числа в пределах 100 которые нашли отражение в учебниках М1М и М2М Моро. Овладение вычислительными приемами предполагает усвоение: нумерации чисел в пределах 100 разрядного состава двузначного числа табличных случаев сложения вычитания и свойств сложения и вычитания; прибавления числа к сумме вычитания числа из суммы прибавления суммы к числу вычитания...

Русский

2013-08-19

22.28 KB

66 чел.

ЗУНы для вычисления в пределах 100 (сложение и вычитание):

  1.  Знание разрядного состава двузначного числа
  2.  Умение прибавлять и вычитать число к сумме или сумму к числу, числа из суммы, сумму из числа
  3.  Знание состава однозначных чисел
  4.  Переместительный и сочетательный закон сложения

ЗУНы для вычислениях в пределах 100 (умножение и деление):

  1.  Знание разрядного состава 2х значных чисел
  2.  Навыки сложения и вычитания в пределах 10 и 20
  3.  Умение складывать и вычитать 2х значные числа
  4.  Навык табличного умножения и деления чисел
  5.  Правила порядка выполнения действий в уравнениях
  6.  Свойства и правила связанные с умножением и делением

Существуют две системы вычислений: устных и письменных. К устным относят все приемы вычислений в пределах 100, а также сводящиеся к ним приемы вычислений за пределами 100 (например, прием для случая 400·8 будет устным, т.к. он сводится к приему для случая 4 8, т.е. 4 сот.·8=32 сотни или 3200). Остальные случаи вычислений над числами, большими 100, относятся к письменным вычислениям.

В начальной школе устным вычислениям уделяется особое место по следующим причинам:

1) они имеют большое образовательное и практическое значение, т.к. нужны в практической деятельности человека;

2) облегчают письменные вычисления, т.к. последние содержат в себе элементы устных вычислений;

3) они помогают лучше усвоить теоретические вопросы начального курса математики;

4) развивают внимательность, память, мышление, гибкость мышления и т.п.

При сложении и вычитании двузначных и однозначных чисел, так же как при сложении и вычитании однозначных, учащиеся пользуются различными вычислительными приемами.

Организация их деятельности, направленной на овладение этими приемами, определяется целями обучения, логикой построения курса и особенностями используемых в нем методических подходов.

Рассмотрим методические особенности формирования умений складывать и вычитать числа в пределах 100, которые нашли отражение в учебниках М1М и М2М (Моро).

▼ Последовательность рассмотрения вычислительных прие¬мов сложения и вычитания определяется целями обучения и логи¬кой построения курса, в котором изучение теоретических вопросов подчинено прежде всего формированию у учащихся вычислитель¬ных умений и навыков.

▼         Овладение вычислительными приемами предполагает усвоение: нумерации чисел в пределах 100 (разрядного состава двузначного числа), табличных случаев сложения (вычитания) и свойств сложения и вычитания; прибавления числа к сумме, вычитания числа из суммы, прибавления суммы к числу, вычитания суммы из числа.

1

Разрядный состав двузначного числа. Табличные случаи сложения (вычитания)

40+20 50 - 30

2

Прибавление числа к сумме

34+20 34+2 26+4

3

Вычитание числа из суммы

48 - 30 48 - 3 30 -6

4

Прибавление суммы к числу

47+5

5

Вычитание суммы из числа

42-5

6

Прибавление суммы к числу. Вычитание суммы из числа

40+16 40 - 16

7

Прибавление суммы к числу. Вычитание суммы из числа

45+12 45-12

▼ Основным способом введения вычислительного приема яв-ляется показ образца действия, который в некоторых случаях разъясняется на предметном уровне, а затем закрепляется в про¬цессе выполнения тренировочных упражнений.

▼ Процесс формирования вычислительных умений сориенти¬рован на усвоение способа действия для частных случаев сложения и вычитания чисел.

«Изучение каждого свойства (или правила) строится примерно по одному плану: сначала, используя наглядные пособия, надо раскрыть суть самого свойства, затем научить детей применять его при выполнении различных упражнений учебного характера, и, наконец, научить, пользуясь знанием свойства, находить рациональные приемы вычислений с учетом особенностей каждого конкретного случая»

Другой подход к формированию вычислительных умений сложения и вычитания чисел в пределах 100 нашел отражение в учебнике М1И (Истомина).

Раскроем методические особенности этого подхода.

4 Процесс формирования вычислительных умений ориентирован на усвоение общего способа действий, в основе которого лежит осознание детьми записи чисел в десятичной системе счисления (разрядный состав числа) и смысла действий сложения и вычитания.

♦ Основным способом введения нового вычислительного приема является не показ образца действия, а выполнение учащимися действий с моделями десятков и единиц (см. «Десятичная система счисления. Нумерация чисел») и соотнесение этих действий с математической записью.

В процессе такой деятельности учащиеся наблюдают изменение цифр, обозначающих в записи числа десятки (единицы), при увеличении (уменьшении) числа на несколько десятков (единиц).

Наблюдение за изменением в записи чисел сопровождается активным использованием приемов анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Средством организации этой деятельности является система учебных заданий, в процессе выполнения которых учащиеся сами «открывают» способ действия и овладевают вычислительными умениями.

Проведем сравнительный анализ заданий, предложенных в учебниках М1М и М1И, в процессе выполнения которых учащиеся овладевают приемом сложения и вычитания разрядных десятков.

В учебнике М1М, как уже было сказано, дается образец действия:

40+20= □ 50 - 30=□

4 дес.+2 дес =6 дес. 5 дес. - 3 дес. =2 дес.

40+20=60 50 - 30=20

Ориентируясь на данный образец, учащиеся закрепляют вы-числительный прием в процессе выполнения тренировочных уп-ражнений:

60+10 40-10 70+20 50+30 и т. д.

Для подготовки к изучению других вычислительных приемов в учебнике предлагается задание:

▼ Числа 35, 42, 56 и т. д. замени суммой по образцу:

58 = 50+ 8

Формирование у учащихся приемов устных вычислений при сложении и вычитании чисел в пределах 1000 осуществляется также в соответствии с рассмотренными методическими подхода¬ми. Это легко обнаружить в результате сравнительного анализа учебных заданий.

В учебнике М2М учащимся предлагаются образцы действий, которые затем закрепляются в процессе выполнения тренировоч¬ных упражнений:

1) 600+300 600 - 300

6 сот.+З сот. =9 сот. 6 сот.- 3 сот.=3 сот.

600+300=900 600 - 300=300

2) 450+300=(400+50)+300=700+50=750

3) 840+60=(800+40)+60=800+100=900

4) 800 - 30=(700+100) - 30=700+70=770

В учебнике М1И при изучении нумерации трехзначных чисел учащимся предлагаются задания:

▼ Набери на калькуляторе 1 сотню. Какие клавиши ты нажимал? Проверь: на экране должно быть число 100. Прибавляй к этому числу

1 сотню, еще 1 сотню, еще 1 сотню...

Наблюдай! Что происходит на экране? А теперь снова набери на каль¬куляторе 1 сотню и прибавляй к этому числу по 1 десятку. Наблюдай, что происходит на экране.

Проверь, какая цифра будет изменяться в числе 100, если его увеличи¬вать на 1, на 2, на 5, на 6.

▼ На сколько можно увеличивать число 308, чтобы изменялась толь¬ко цифра, стоящая в разряде десятков?

▼ На сколько можно уменьшать число 529, чтобы изменялась цифра, стоящая в разряде единиц?

Примеры:

Случаи + и -

Св-во и приёмы

ЗУНы

30+20=50

60-40=20

3 десятка+2десятка=5десятков

Прием: замена единиц десятками

  1.  Уметь заменять ед. десятками
  2.  Знать таблицу сложения

60+40

100-30

6 десятков+4 десятка=10десятков

П: замена ед. десятками

  1.  Знать десять десятков – это сотня

26+3

(20+6)+3 = 20+(6+3)= 20+9 = 29

Приём: замена первого слагаемого суммой разрядных слагаемых.

Свойство: прибавление числа к сумме

  1.  Умение заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых
  2.  Прибавлять число к сумме
  3.  Знать таблицу сложения
  4.  Знание  нумерации чисел

37-20=17

37-20=(30+7)-20= (30-20)+7=10+7=17

П: Замена уменьшаемого суммой разрядных слагаемых

С: вычитание числа из суммы

  1.  Вычитание круглых чисел
  2.  Уметь заменить 2-ух значное число суммой разрядных слагаемых
  3.  Уметь вычитать число из суммы
  4.  Таблица вычитания
  5.  Знание нумерации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4143. Приклад обєктно-орієнтованої розробки 93.5 KB
  Початок Віконний інтерфейс користувача(WUІ) - середовище, кероване подіями. Дії в середовищі ініціюються функціями зворотного виклику, що викликаються у відповідь на подію - користувальницьке введення. Ядром WUІ є цикл обробки подій, що організуєтьс...
4144. Дослідження електричного поля 175.5 KB
  Дослідження електричного поля Мета роботи. Провести експериментальне дослідження електричного поля простої геометричної форми отримати графічну схему розподілу силових лiнiй та лiнiй однакового потенціалу за допомогою електричного зонду...
4145. Вивчення прямого центрального пружного удару 137 KB
  Вивчення прямого центрального пружного удару Мета роботи. Перевірити закони збереження імпульсу та енергії. Теоретичні відомості. Імпульсом тіла називаєтьсявекторна величина, яка дорівнює добутку маси тіла на вектор його швидкості...
4146. Открытие миру японского кино: Куросава Акиро 114 KB
  Открытие миру японского кино Куросава Акиро Япония, которая с большим отставанием от многих других стран начала приобщаться к мировому культурному процессу лишь с конца XIX в., с кинематографом познакомилась почти одновременно с Европой и Америкой....
4147. Методика проведення гурткової роботи з трудового навчання. Гурткова робота - організація та планування 40.27 KB
  Методика проведення гурткової роботи з трудового навчання Гурткова робота - організація та планування Праця та людина невіддільні одне від одного. У період перебудови загальноосвітньої школи не тільки розгорнулися пошуки нових методів і прийомів нав...
4148. Визначення основних параметрів однофазного випрямляча, що працює від мережі змінного струму із ступінчатою формою напруги 399 KB
  Розрахунково-графічна робота з курсу: Енергетична електроніка на тему Визначення основних параметрів однофазного випрямляча, що працює від мережі змінного струму із ступінчатою формою напруги...
4149. Розклад числа на прості множники 97.5 KB
  Розклад числа на прості множники Означення. Розкладом натурального числа nна прості множники (факторизацією числа) називається представлення його у вигляді взаємно прості числа, ki...
4150. Эффект Холла в германиевом полупроводнике n-типа 677.5 KB
  Эффект Холла в германиевом полупроводнике n-типа Цель роботы: Установить зависимость напряжения Холла при комнатной температуре и постоянном магнитном поле от управляющего тока и построить график. Измерить зависимость напряжения в образце при комнат...
4151. Метод балансовой увязки. Методы линейного и динамического программирования 113 KB
  Вопрос 1. Метод балансовой увязки и графический метод и их применение в экономическом анализе В экономическом анализе используются различные балансовые сопоставления и увязки. Например, сопоставляется товарный баланс для определения суммы реализации...