27382

ЗУНы для вычисления в пределах 100 (сложение и вычитание)

Доклад

Педагогика и дидактика

Остальные случаи вычислений над числами большими 100 относятся к письменным вычислениям. Рассмотрим методические особенности формирования умений складывать и вычитать числа в пределах 100 которые нашли отражение в учебниках М1М и М2М Моро. Овладение вычислительными приемами предполагает усвоение: нумерации чисел в пределах 100 разрядного состава двузначного числа табличных случаев сложения вычитания и свойств сложения и вычитания; прибавления числа к сумме вычитания числа из суммы прибавления суммы к числу вычитания...

Русский

2013-08-19

22.28 KB

67 чел.

ЗУНы для вычисления в пределах 100 (сложение и вычитание):

  1.  Знание разрядного состава двузначного числа
  2.  Умение прибавлять и вычитать число к сумме или сумму к числу, числа из суммы, сумму из числа
  3.  Знание состава однозначных чисел
  4.  Переместительный и сочетательный закон сложения

ЗУНы для вычислениях в пределах 100 (умножение и деление):

  1.  Знание разрядного состава 2х значных чисел
  2.  Навыки сложения и вычитания в пределах 10 и 20
  3.  Умение складывать и вычитать 2х значные числа
  4.  Навык табличного умножения и деления чисел
  5.  Правила порядка выполнения действий в уравнениях
  6.  Свойства и правила связанные с умножением и делением

Существуют две системы вычислений: устных и письменных. К устным относят все приемы вычислений в пределах 100, а также сводящиеся к ним приемы вычислений за пределами 100 (например, прием для случая 400·8 будет устным, т.к. он сводится к приему для случая 4 8, т.е. 4 сот.·8=32 сотни или 3200). Остальные случаи вычислений над числами, большими 100, относятся к письменным вычислениям.

В начальной школе устным вычислениям уделяется особое место по следующим причинам:

1) они имеют большое образовательное и практическое значение, т.к. нужны в практической деятельности человека;

2) облегчают письменные вычисления, т.к. последние содержат в себе элементы устных вычислений;

3) они помогают лучше усвоить теоретические вопросы начального курса математики;

4) развивают внимательность, память, мышление, гибкость мышления и т.п.

При сложении и вычитании двузначных и однозначных чисел, так же как при сложении и вычитании однозначных, учащиеся пользуются различными вычислительными приемами.

Организация их деятельности, направленной на овладение этими приемами, определяется целями обучения, логикой построения курса и особенностями используемых в нем методических подходов.

Рассмотрим методические особенности формирования умений складывать и вычитать числа в пределах 100, которые нашли отражение в учебниках М1М и М2М (Моро).

▼ Последовательность рассмотрения вычислительных прие¬мов сложения и вычитания определяется целями обучения и логи¬кой построения курса, в котором изучение теоретических вопросов подчинено прежде всего формированию у учащихся вычислитель¬ных умений и навыков.

▼         Овладение вычислительными приемами предполагает усвоение: нумерации чисел в пределах 100 (разрядного состава двузначного числа), табличных случаев сложения (вычитания) и свойств сложения и вычитания; прибавления числа к сумме, вычитания числа из суммы, прибавления суммы к числу, вычитания суммы из числа.

1

Разрядный состав двузначного числа. Табличные случаи сложения (вычитания)

40+20 50 - 30

2

Прибавление числа к сумме

34+20 34+2 26+4

3

Вычитание числа из суммы

48 - 30 48 - 3 30 -6

4

Прибавление суммы к числу

47+5

5

Вычитание суммы из числа

42-5

6

Прибавление суммы к числу. Вычитание суммы из числа

40+16 40 - 16

7

Прибавление суммы к числу. Вычитание суммы из числа

45+12 45-12

▼ Основным способом введения вычислительного приема яв-ляется показ образца действия, который в некоторых случаях разъясняется на предметном уровне, а затем закрепляется в про¬цессе выполнения тренировочных упражнений.

▼ Процесс формирования вычислительных умений сориенти¬рован на усвоение способа действия для частных случаев сложения и вычитания чисел.

«Изучение каждого свойства (или правила) строится примерно по одному плану: сначала, используя наглядные пособия, надо раскрыть суть самого свойства, затем научить детей применять его при выполнении различных упражнений учебного характера, и, наконец, научить, пользуясь знанием свойства, находить рациональные приемы вычислений с учетом особенностей каждого конкретного случая»

Другой подход к формированию вычислительных умений сложения и вычитания чисел в пределах 100 нашел отражение в учебнике М1И (Истомина).

Раскроем методические особенности этого подхода.

4 Процесс формирования вычислительных умений ориентирован на усвоение общего способа действий, в основе которого лежит осознание детьми записи чисел в десятичной системе счисления (разрядный состав числа) и смысла действий сложения и вычитания.

♦ Основным способом введения нового вычислительного приема является не показ образца действия, а выполнение учащимися действий с моделями десятков и единиц (см. «Десятичная система счисления. Нумерация чисел») и соотнесение этих действий с математической записью.

В процессе такой деятельности учащиеся наблюдают изменение цифр, обозначающих в записи числа десятки (единицы), при увеличении (уменьшении) числа на несколько десятков (единиц).

Наблюдение за изменением в записи чисел сопровождается активным использованием приемов анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Средством организации этой деятельности является система учебных заданий, в процессе выполнения которых учащиеся сами «открывают» способ действия и овладевают вычислительными умениями.

Проведем сравнительный анализ заданий, предложенных в учебниках М1М и М1И, в процессе выполнения которых учащиеся овладевают приемом сложения и вычитания разрядных десятков.

В учебнике М1М, как уже было сказано, дается образец действия:

40+20= □ 50 - 30=□

4 дес.+2 дес =6 дес. 5 дес. - 3 дес. =2 дес.

40+20=60 50 - 30=20

Ориентируясь на данный образец, учащиеся закрепляют вы-числительный прием в процессе выполнения тренировочных уп-ражнений:

60+10 40-10 70+20 50+30 и т. д.

Для подготовки к изучению других вычислительных приемов в учебнике предлагается задание:

▼ Числа 35, 42, 56 и т. д. замени суммой по образцу:

58 = 50+ 8

Формирование у учащихся приемов устных вычислений при сложении и вычитании чисел в пределах 1000 осуществляется также в соответствии с рассмотренными методическими подхода¬ми. Это легко обнаружить в результате сравнительного анализа учебных заданий.

В учебнике М2М учащимся предлагаются образцы действий, которые затем закрепляются в процессе выполнения тренировоч¬ных упражнений:

1) 600+300 600 - 300

6 сот.+З сот. =9 сот. 6 сот.- 3 сот.=3 сот.

600+300=900 600 - 300=300

2) 450+300=(400+50)+300=700+50=750

3) 840+60=(800+40)+60=800+100=900

4) 800 - 30=(700+100) - 30=700+70=770

В учебнике М1И при изучении нумерации трехзначных чисел учащимся предлагаются задания:

▼ Набери на калькуляторе 1 сотню. Какие клавиши ты нажимал? Проверь: на экране должно быть число 100. Прибавляй к этому числу

1 сотню, еще 1 сотню, еще 1 сотню...

Наблюдай! Что происходит на экране? А теперь снова набери на каль¬куляторе 1 сотню и прибавляй к этому числу по 1 десятку. Наблюдай, что происходит на экране.

Проверь, какая цифра будет изменяться в числе 100, если его увеличи¬вать на 1, на 2, на 5, на 6.

▼ На сколько можно увеличивать число 308, чтобы изменялась толь¬ко цифра, стоящая в разряде десятков?

▼ На сколько можно уменьшать число 529, чтобы изменялась цифра, стоящая в разряде единиц?

Примеры:

Случаи + и -

Св-во и приёмы

ЗУНы

30+20=50

60-40=20

3 десятка+2десятка=5десятков

Прием: замена единиц десятками

  1.  Уметь заменять ед. десятками
  2.  Знать таблицу сложения

60+40

100-30

6 десятков+4 десятка=10десятков

П: замена ед. десятками

  1.  Знать десять десятков – это сотня

26+3

(20+6)+3 = 20+(6+3)= 20+9 = 29

Приём: замена первого слагаемого суммой разрядных слагаемых.

Свойство: прибавление числа к сумме

  1.  Умение заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых
  2.  Прибавлять число к сумме
  3.  Знать таблицу сложения
  4.  Знание  нумерации чисел

37-20=17

37-20=(30+7)-20= (30-20)+7=10+7=17

П: Замена уменьшаемого суммой разрядных слагаемых

С: вычитание числа из суммы

  1.  Вычитание круглых чисел
  2.  Уметь заменить 2-ух значное число суммой разрядных слагаемых
  3.  Уметь вычитать число из суммы
  4.  Таблица вычитания
  5.  Знание нумерации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18884. Евангельская тема в русском искусстве XIX века. А.А.Иванов, Н.Н Ге, И.Н.Крамской, В.Д. Поленов 31.82 KB
  Евангельская тема в русском искусстве XIX века. А.А.Иванов Н.Н Ге И.Н.Крамской В.Д. Поленов. Центральной фигурой в живописи середины века был Александр Андреевич Иванов 1806–1858. Путь А. Иванова никогда не был легким за ним не летела крылатая слава. При жизни его талант цени...
18885. Рококо. Интерьер - как ансамбль 25.86 KB
  Рококо. Интерьер как ансамбль. Характеристика стиля на примере Китайского дворца Антонио Ренальди в Ораниенбауме. Рококо декоративный стиль в искусстве и архитектуре зародившийся во Франции в начале 18 в. достигло апогея при Людовике XV. и распространившийся по все...
18886. Бытовой жанр в русской живописи 19в. П.А.Федотов, В.Г.Перов, И.Е. Репин, Передвижники 25.74 KB
  Бытовой жанр в русской живописи 19в. П.А.Федотов В.Г.Перов И.Е. Репин Передвижники. П.А.Федотов ― добрая ирония и красота предметного мира. Сватовство майора Вдовушка Анкор ещё анкор. В.Г.Перов ― острота социальной критики Крестный ход на Пасху Тройка Провод...
18887. Постимпрессионизм. В. Ван Гог, П.Гоген, П.Сезанн 23.7 KB
  Постимпрессионизм. В. Ван Гог П.Гоген П.Сезанн. Постимпрессионизм от лат. post после и импрессионизм условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX начала XX вв. Мастера постимпрессионизма многие из которых ранее примыкали к имп...
18888. Русский классицизм. Универсальный стиль эпохи. От Екатерины II до Александра I 27.9 KB
  Русский классицизм. Универсальный стиль эпохи. От Екатерины II до Александра I. Русский классицизм архитектурный стиль распространённый в России во второй половине 18 19вв. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разнос...
18889. Художественное объединение «Мир искусства» 28.78 KB
  Художественное объединение Мир искусства. Мир искусства русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890х гг. официально в 1900 в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный...
18890. Стиль Ампир. Величие и закат классицизма 22.13 KB
  Стиль Ампир. Величие и закат классицизма. Ампи́р от фр. empire империя стиль позднего высокого классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий 19 века; сменил...
18891. Нелинейная архитектура 24.7 KB
  Нелинейная архитектура. Архитектура последнего десятилетия XX века ориентированная на новую сверхмощную компьютерную технологию продемонстрировала стремление к небывалому авангардистскому по сути прорыву в области формообразования на фоне которого переломы пост
18892. От «социалистического реализма» к « суровому стилю». Живопись советского периода 30х – 60х гг. XX века 28.82 KB
  От социалистического реализма к суровому стилю. Живопись советского периода 30х – 60х гг. XX века. В 30е годы Рабочий и колхозница Мухиной. В начале 30х годов произошел серьезный перелом. 1932 год – вышло постановление ЦКВКПБ о перестройке литературных художественных о