27384

Функции текстовых задач

Доклад

Педагогика и дидактика

Любое математическое задание можно рассматривать как задачу выделив в нем условие т. Функции текстовых задач. Ведущие методисты отмечают что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны – научить решать текстовые задачи различных видов с другой стороны – сами текстовые задачи выступают как средство обучения воспитания и развития школьников.

Русский

2013-08-19

17.29 KB

38 чел.

Под текстовыми арифметическими задачами подразумевают задачи, имеющие житейское, физическое содержание и решаемые с помощью арифметических действий.

Любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие, т. е. ту часть, где содержатся сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними, и требование (т. е. указание на то, что нужно найти).

Функции текстовых задач.

Ведущие методисты отмечают, что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны – научить решать текстовые задачи различных видов, с другой стороны – сами текстовые задачи выступают как средство обучения, воспитания и развития школьников.

При обучении младших школьников математике решению этих задач уделяется большое внимание. Это обусловлено следующим.

1. В сюжетах находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни ребенка. Это помогает ему осознать реальные количественные отношения между различными объектами (величинами) и тем самым углубить и расширить свои представления о реальной действительности.

2. Решение этих задач позволяет ребенку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овлаевает в начальном курсе математики.

3. В процессе их решения у ребенка можно формировать умения, необходимые для решения любой математической задачи (выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат).

Общие умения для решения текстовых задач:

готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает сформированность:

а) навыков чтения;

б) представлений о смысле действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на», разностного сравнения;

в) основных мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение;

г) умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;

д) умения чертить, складывать и вычитать отрезки;

е) умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели.

Подходы:

Первый подход предусматривает одновременное ознакомление с задачей (понятие задачи, ее составные части, работа с памяткой и т.д.) и формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания (Богданович М.В., Моро М.И., Бантова М.А. и др.). Вводятся задачи с первого класса.

Первая группа включает простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий. [1) Нахождение суммы. 2) Нахождение остатка. 3) Нахождение суммы одинаковых слагаемых. 4) Деление на равные части; деление по содержанию].

Вторая группа включает простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это простые задачи на нахождение неизвестного компонента.

Третья группа - простые задачи, при решении которых раскрываются понятия разности  и кратного отношения.

Обучение решению задач каждого вида осуществляется в соответствии с логикой построения курса (М.И.Моро), т. е. дети знакомятся с соответствующими видами простых задач, приступая к изучению нового понятия. В связи с этим математические понятия усваиваются в процессе решения простых задач. Методика обучения решению простых задач каждого вида сориентирована на три ступени: подготовительная, ознакомительная, закрепление.

Используя при решении каждой задачи аналитический или синтетический способ разбора, учитель в конечном итоге добивается того, что дети сами задают себе вопросы в определенной последовательности и выполняют рассуждения, связанные с решением задачи.

Основным методом обучения решению составных задач при данном подходе является «показ способов решения определенных видов задач. А встретившись с задачей незнакомого типа, испытывают затруднения при ее решении.

Цель другого подхода (Н.Б.Истомина)- научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей.(Задачи вводятся со 2 класса)

При этом подходе процесс решения задач (простых и составных) рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической.

В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нем математических понятий и отношений (математический анализ текста). Естественно, учащиеся должны быть подготовлены к этой деятельности. Отсюда следует, что знакомству младших школьников с текстовой задачей должна предшествовать специальная работа по формированию математических понятий и отношений, которые они будут использовать пру решении текстовых задач.

Так как процесс решения задач связан с выделением посылок и построением умозаключений, необходимо также сформировать у младших школьников (до знакомства с задачей) те логические приемы мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение), которые обеспечивали бы их мыслительную деятельность в процессе решения задач.

До знакомства с задачей учащимся также необходимо приобрести определенный опыт в соотнесении предметных, текстовых схематических и символических моделей, который они смогут использовать для интерпретации текстовой модели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27660. Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления. Значение обнаружения умысла и его ненаказуемость 27.5 KB
  Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления. Стадии совершения преступления это этапы реализации преступного умысла: приготовление к преступлению; покушение на преступление; окончание преступления. ответственности является состав преступления; разные стадии характеризуются разной степенью общественной опасности; стадия преступления позволяет установить иные элементы состава преступления приготовление к преступлению осуществляется только с прямым умыслом. В зависимости от степени определенности выделяют: определенный...
27661. Понятие и признаки кражи (ст. 158 УК). Отличие этого преступления от грабежа (ст. 161 УК). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» 36 KB
  Кража тайное хищение чужого имущества. Грабеж открытое хищение чужого имущества 1. Объективную сторону кражи составляет тайное изъятие чужого имущества из законного владения. N 29 указал что уголовная ответственность за кражу совершенную группой лиц по предварительному сговору наступает и в тех случаях когда согласно предварительной договоренности между соучастниками непосредственное изъятие имущества осуществляет один из них.
27663. Понятие и признаки объективной стороны преступления. Понятие уголовно-наказуемого действия и бездействия. Понятие и виды общественно-опасных последствий. Значение объективной стороны 43 KB
  Объективная сторона преступления это основной элемент состава преступления характеризующийся как внешнее проявление общественно опасного посягательства протекающего в определенных условиях месте и времени и причинившего вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. При анализе объективной стороны различают следующие признаки: 1 общественно опасное деяние в форме действия или бездействия; 2 общественно опасное последствие; 3 причинная связь между деянием и последствием; 4 место время способ обстановка орудия и...
27665. Понятие и признаки покушения на преступление. Виды покушения и их наказуемость. Добровольный отказ от преступления и его признаки. Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния 42.5 KB
  Добровольный отказ от преступления и его признаки. непосредственно направленные на совершение преступления если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Оконченным считается такое покушение когда виновный совершил все действия бездействия которые он считал необходимыми для завершения преступления однако преступный результат не наступил по объективным т. Неоконченное преступление бывает в том случае когда виновный не совершил всех тех действий бездействия которые по его...
27666. Понятие и признаки разбоя (ст. 162 УК). Характер физического и психического насилия при разбойном нападении. Отличие разбоя от насильственного грабежа 40 KB
  Это преступление посягает на два объекта: собственность и личность жизнь и здоровье потерпевшего. Нападение это агрессивные и внезапные для потерпевшего действия виновного соединенные с насилием или угрозой его применения; к нападению относятся не только открытые насильственные действия но также и нанесение удара сзади выстрел из засады приведение потерпевшего в бессознательное состояние путем применения опасных для жизни и здоровья сильнодействующих ядовитых или одурманивающих веществ и др. Поэтому как разбой оцениваются случаи...
27667. Понятие и признаки совокупности преступлений. Идеальная и реальная совокупность преступлений, ее отличие от единичных сложных преступлений 30.5 KB
  Понятие и признаки совокупности преступлений. Идеальная и реальная совокупность преступлений ее отличие от единичных сложных преступлений. Совокупность преступлений это совершение двух или более преступлений ни за одно из которых лицо не было осуждено. При совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи Уголовного кодекса ч.
27668. Понятие и признаки хищения чужого имущества. Отличие хищения от других видов посягательств на собственность. Формы и виды хищений. Общие квалифицирующие признаки хищения 33.5 KB
  Хищение – это совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и или обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Признаки: а предмет хищения только имущество обладающее признаками вещи и имеющие стоимость; предмет хищения всегда материален; б сложный характер: сначала изъятие а затем обращение в пользу виновного изъятиеэто противоправное извлечение виновным имущества из обладания собственника с одновременным его обращением в свое...