27385

Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии

Доклад

Педагогика и дидактика

Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...

Русский

2013-08-19

19.38 KB

4 чел.

Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии.

Особенностью геометрии, построенной на таких основах, является то, что она опирается на понятие величины и ее измерения.

Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах, где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин, как длина и площадь.

Геометрический материал, изучаемый в начальных классах, включает такие понятия, как отрезок, прямой и непрямой угол, треугольник, четырехугольник, прямоугольник (квадрат), многоугольник. Знакомство с этими фигурами осуществляется на уровне представлений. Ученики должны научиться узнавать геометрические фигуры, выделять некоторые их свойства изображать некоторые фигуры.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, лома ную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ~ее соответствующим термином.

Такое знакомство учащихся с геометрическими фигурами позволяет им воспринимать их как целостный образ, поэтому, если изменить расположение или размер тех фигур, которые были предложены в образце, дети могут допускать ошибки.

В основе организации деятельности школьников, направленной на усвоение элементов геометрии в начальных классах, лежат следующие положения.

1. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Первый характеризуется тем, что геометрическая фигура воспринимается им как целое, на уровне узнавания и отношения между элементами фигур и самими фигурами им не устанавливаются. На втором этапе они начинают различать элементы фигур и устанавливать отношения как между ними, так и между самими фигурами. На этом этапе ученики могут распознавать фигуры по их свойствам и устанавливать отношения между ними на наглядно-образной основе (например, понимать, что любой квадрат можно назвать прямоугольником, а любой прямоугольник — четырехугольником и т. д.).

2. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах, следует идти от реальных предметов к их моделям (геометрическим фигурам) и наоборот: от геометрических моделей к реальным предметам.

3. В основе усвоения учащимися свойств геометрических фигур лежат практические действия (моделирование, измерение, вычерчивание), а также приемы наблюдения; сравнения, классификации.

Геометрический материал в начальных классах не выделяется в отдельный раздел, я распределяется последовательно по всему курсу математики.

Работа с геометрическими фигурами: на примере прямого угла

Знакомство с прямым углом лучше начать с практической работы. Ученики получают произвольные листы цветной бумаги, при этом их внимание обращается на то, что листы бумаги у всех различны по форме и размерам. Затем под руководством учителя они складывают листы сгибанием сначала вдвое, потом перегибают еще раз.

Учитель предлагает развернуть сложенный лист. Дети видят, что линии сгиба листа бумаги разделили на четыре угла, у которых одна вершина — одна точка. Дети практически убеждаются в том, что все четыре угла равны между собой, так как при складывании листа бумаги по линиям сгиба углы совпадают.

Учитель сообщает, что эти углы называют прямыми. При этом подчеркивается, что, несмотря на различные формы листов и их размеры, получены равные углы. Это устанавливается практическим путем: с помощью наложения моделей прямых углов, взятых у разных учеников.

При знакомстве с отрезком следует выделить такие его признаки, ориентируясь на которые школьники могли бы легко узнавать эту геометрическую фигуру. Для этого прежде всего нужно обратить их внимание на то, что отрезок имеет начало и конец и что его следует проводить по линейке. Если учеников познакомить с отрезком после введения понятия «длина», то, помимо названных признаков данного понятия, стоит отметить, что у любого отрезка можно измерить его длину. Дети могут самостоятельно прийти к выводу, что те прямые линии, которые ими выделены на различных фигурах, по сути дела являются отрезками, так как в них фиксируются начало и конец.

Следует также обратить внимание детей на условность изображения прямой и отрезка. А именно: изображая отрезок, мы обязательно фиксируем две точки - начало и конец, при изображении прямой линии эти точки не фиксируются.

Выполнение заданий на распознавание геометрических фигур не только позволяет осознать существенные признаки фигуры, но и способствует формированию наглядно-образной обобщенности. Приведем примеры таких заданий.

  1.  Какая фигура лишняя?
  2.  Распознавание прямоугольников среди других фигур на чертеже или в окружающей обстановке.

В процессе накопления у учащихся начальных классов запаса геометрических знаний следует уделить внимание вопросу формирования у них представлений о многоугольнике.

У младших школьников складываются представления о многоугольнике как геометрической фигуре, имеющей много углов.

Поэтому они относят к ним только пятиугольники, шестиугольники и т. д. и не считают многоугольниками треугольники, четырехугольники, прямоугольники (квадраты).

При формировании понятия геометрической фигуры следует уточнить их представления о многоугольниках.

Младшие школьники проявляют большой интерес к изучению геометрического материала, легко запоминают названия геометрических фигур и выделяют их свойства в процессе практических действий с ними. Поэтому перечень геометрических понятий, с которыми они знакомятся, можно значительно расширить, включив в программу такие понятия, как окружность, круг, симметрия. Это положительно скажется как на развитии пространственного мышления ребенка, так и на формировании навыков работы с такими инструментами, как линейка, угольник, циркуль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2326. Облік грошових коштів на рахунках в банку 23.72 KB
  Мета практичного заняття: закріплення теоретичних знань з організації обліку грошових коштів на рахунках в банку в національній та іноземній валюті, порядком відкриття рахунків, набуття практичних навичок по оформленню банківських платіжних документів, опрацювання виписки банку та заповнення Журналу-ордеру № 1 с.-г. та відомість 1.2 с.-г.
2327. Так кто же такой социолог и что им движет 22.14 KB
  Социолог, тот человек, который воздерживается от нормативных суждений. Он никогда не должен давать оценки – это хорошо, а это - плохо. Никаких моральных оценок, никаких оценок в категории. Только беспристрастная фиксация действительности – того что есть.
2328. Адміністрування податків 20.07 KB
  Сутність адміністрування податків. Види штрафних санкцій за порушення податкового законодавства та порядок їх нарахування
2329. Внеклассное мероприятие: Правовой турнир 23.85 KB
  Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом.
2330. Виховна бесіда: Рідним домом хай буде клас 23.97 KB
  Мета: Розширити, поглибити уявлення учнів про основні правила культурного звертання до ровесників, дорослих, сприяти формуванню таких якостей, як доброта, делікатність, тактовність; прищеплювати любов до класу, бажання підтримувати порядок.
2331. Основные показатели ФХД 25.57 KB
  Рентабельность – относительный показатель прибыли (%). Способность фирмы к приращению активов. Доходность фирмы - это превышение доходов фирмы над её расходами. Платежеспособность – способность фирмы выдерживать убытки.
2332. Гармонія розвитку з навколишнім середовищем 92.5 KB
  Концепція сталого розвитку та шлях гармонізації антропогенної діяльності з природою. Екологічне нормування та оцінка впливів на навколишнє середовище при будівництві підприємств, будівель та споруд. Аналіз і оцінювання життєвого циклу продукції і її вплив на навколишнє середовище. Оцінка потенційних впливів на навколишнє середовище.
2333. Цивільна оборона 11.13 MB
  Надзвичайні ситуації мирного та воєнного часів і їх вплив на життєдіяльність населення України. Соціально-політичні та соціально-психологічні НС. Характеристика осередків ураження, що виникають при надзвичайних ситуаціях. Речовини й розчини, що дезактивують.
2334. Понятие и использование OLE 1.23 MB
  OLE (англ. Object Linking and Embedding) — технология связывания и внедрения объектов в другие документы и объекты, разработанные корпорацией Майкрософт.