27385

Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии

Доклад

Педагогика и дидактика

Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...

Русский

2013-08-19

19.38 KB

4 чел.

Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии.

Особенностью геометрии, построенной на таких основах, является то, что она опирается на понятие величины и ее измерения.

Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах, где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин, как длина и площадь.

Геометрический материал, изучаемый в начальных классах, включает такие понятия, как отрезок, прямой и непрямой угол, треугольник, четырехугольник, прямоугольник (квадрат), многоугольник. Знакомство с этими фигурами осуществляется на уровне представлений. Ученики должны научиться узнавать геометрические фигуры, выделять некоторые их свойства изображать некоторые фигуры.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, лома ную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ~ее соответствующим термином.

Такое знакомство учащихся с геометрическими фигурами позволяет им воспринимать их как целостный образ, поэтому, если изменить расположение или размер тех фигур, которые были предложены в образце, дети могут допускать ошибки.

В основе организации деятельности школьников, направленной на усвоение элементов геометрии в начальных классах, лежат следующие положения.

1. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Первый характеризуется тем, что геометрическая фигура воспринимается им как целое, на уровне узнавания и отношения между элементами фигур и самими фигурами им не устанавливаются. На втором этапе они начинают различать элементы фигур и устанавливать отношения как между ними, так и между самими фигурами. На этом этапе ученики могут распознавать фигуры по их свойствам и устанавливать отношения между ними на наглядно-образной основе (например, понимать, что любой квадрат можно назвать прямоугольником, а любой прямоугольник — четырехугольником и т. д.).

2. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах, следует идти от реальных предметов к их моделям (геометрическим фигурам) и наоборот: от геометрических моделей к реальным предметам.

3. В основе усвоения учащимися свойств геометрических фигур лежат практические действия (моделирование, измерение, вычерчивание), а также приемы наблюдения; сравнения, классификации.

Геометрический материал в начальных классах не выделяется в отдельный раздел, я распределяется последовательно по всему курсу математики.

Работа с геометрическими фигурами: на примере прямого угла

Знакомство с прямым углом лучше начать с практической работы. Ученики получают произвольные листы цветной бумаги, при этом их внимание обращается на то, что листы бумаги у всех различны по форме и размерам. Затем под руководством учителя они складывают листы сгибанием сначала вдвое, потом перегибают еще раз.

Учитель предлагает развернуть сложенный лист. Дети видят, что линии сгиба листа бумаги разделили на четыре угла, у которых одна вершина — одна точка. Дети практически убеждаются в том, что все четыре угла равны между собой, так как при складывании листа бумаги по линиям сгиба углы совпадают.

Учитель сообщает, что эти углы называют прямыми. При этом подчеркивается, что, несмотря на различные формы листов и их размеры, получены равные углы. Это устанавливается практическим путем: с помощью наложения моделей прямых углов, взятых у разных учеников.

При знакомстве с отрезком следует выделить такие его признаки, ориентируясь на которые школьники могли бы легко узнавать эту геометрическую фигуру. Для этого прежде всего нужно обратить их внимание на то, что отрезок имеет начало и конец и что его следует проводить по линейке. Если учеников познакомить с отрезком после введения понятия «длина», то, помимо названных признаков данного понятия, стоит отметить, что у любого отрезка можно измерить его длину. Дети могут самостоятельно прийти к выводу, что те прямые линии, которые ими выделены на различных фигурах, по сути дела являются отрезками, так как в них фиксируются начало и конец.

Следует также обратить внимание детей на условность изображения прямой и отрезка. А именно: изображая отрезок, мы обязательно фиксируем две точки - начало и конец, при изображении прямой линии эти точки не фиксируются.

Выполнение заданий на распознавание геометрических фигур не только позволяет осознать существенные признаки фигуры, но и способствует формированию наглядно-образной обобщенности. Приведем примеры таких заданий.

  1.  Какая фигура лишняя?
  2.  Распознавание прямоугольников среди других фигур на чертеже или в окружающей обстановке.

В процессе накопления у учащихся начальных классов запаса геометрических знаний следует уделить внимание вопросу формирования у них представлений о многоугольнике.

У младших школьников складываются представления о многоугольнике как геометрической фигуре, имеющей много углов.

Поэтому они относят к ним только пятиугольники, шестиугольники и т. д. и не считают многоугольниками треугольники, четырехугольники, прямоугольники (квадраты).

При формировании понятия геометрической фигуры следует уточнить их представления о многоугольниках.

Младшие школьники проявляют большой интерес к изучению геометрического материала, легко запоминают названия геометрических фигур и выделяют их свойства в процессе практических действий с ними. Поэтому перечень геометрических понятий, с которыми они знакомятся, можно значительно расширить, включив в программу такие понятия, как окружность, круг, симметрия. Это положительно скажется как на развитии пространственного мышления ребенка, так и на формировании навыков работы с такими инструментами, как линейка, угольник, циркуль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22363. Основной принцип теории пределов 635.5 KB
  Существует одна и только одна точка которая принадлежит всем отрезкам данной последовательности. Следовательно двух точек общих всем отрезкам нашей последовательности существовать не может; существование же одной такой точки доказано в теории иррациональных чисел. Существует единственная точка принадлежащая всем прямоугольникам данной последовательности. Пусть имеется бесконечная последовательность комплексных чисел 1 Число z называется предельным числом последовательности 1 если...
22364. Дробно-линейные отображения 824.5 KB
  Отображение инверсия преобразование симметрии относительно единичной окружности. Вообще точки и называют симметричными относительно окружности : если 1 они лежат на одном луче проходящем через точку 2 Преобразование переводящее каждую точку плоскости в точку симметричную относительно окружности называют симметрией относительно этой окружности или инверсией. Докажем основное свойство симметричных точек: Точки и тогда и только тогда являются симметричными относительно окружности когда они являются вершинами пучка...
22365. Расширенная комплексная плоскость 2.74 MB
  непрерывны функции и то ее графиком является некоторая кривая на комплексной плоскости. Тогда говорят что задана непрерывная кривая или просто кривая: 1 а уравнение 1 называют параметрическим уравнением этой кривой. Пусть кривая задана уравнением 1. вопервых кривая является упорядоченным множеством точек вовторых различным точкам кривой может отвечать одна и та же точка плоскости: если t = t при tt то точки z= t и z=t...
22366. Понятие сходящегося и расходящегося ряда 227.5 KB
  Понятие сходящегося и расходящегося ряда. Рассмотрим бесконечный ряд: 1 все члены ряда комплексные числа образуем ∑ первых n членов этого ряда: 2 Давая n значения 123 мы получим бесконечную последовательность комплексных чисел S1S2Snсоответствующего ряда 1 . Обратно зная последовательность чисел Sn легко написать соответствующий ей ряд: S1S2S1SnSn1 Говорят что ряд 1 сходится если соответствующая ему последовательность чисел Sn сходится в этом случае суммой ряда 1 называют предел указанной...
22367. Функции комплексной переменной 202.5 KB
  Областью на комплексной плоскости называют множество D точек обладающее следующими свойствами: Вместе с каждой точкой из D этому множеству принадлежит и достаточно малый круг с центром в этой точке свойство открытости. Простыми примерами областей могут служить окрестности точек на комплексной плоскости. Говорят что на множестве M точек плоскости z задана функция w=fz 1 если указан закон по которому каждой точке zM...
22368. Схемы включения и характеристики биполярных транзисторов 465.5 KB
  Схемы включения БТ. Эквивалентные схемы БТ. Эквивалентные схемы БТ. Схемы включения БТ и их показатели.
22369. УСИЛИТЕЛИ НА БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРАХ (БТ) 442 KB
  Характеристики схемы: статические и динамические. Простейшая модель работы транзистора рис. Надо помнить что для всех БТ Рис. Поэтому при проектировании схем надо стремиться к тому чтобы ее характеристики не зависели от величины β.
22370. Основные параметры каскада с ОЭ с последовательной ООС по току 663.5 KB
  Схема усилителя с общим эмиттером. Схема усилителя с общим коллектором. Схема усилителя с общей базой. Осциллограммы напряжений схемы с общим эмиттером с последовательной ООС по току Это схема каскада с последовательной ООС по току.
22371. Режимы работы усилительных устройств 626.5 KB
  Рабочую точку выбирают в середине проходной динамической характеристики каскада рис. Рис. Характеристики и сигналы в усилителе работающем в режиме А Режим используют в предварительных каскадах усиления. Рабочую точку задаем в начале проходной характеристики рис.