27385

Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии

Доклад

Педагогика и дидактика

Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...

Русский

2013-08-19

19.38 KB

4 чел.

Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии.

Особенностью геометрии, построенной на таких основах, является то, что она опирается на понятие величины и ее измерения.

Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах, где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин, как длина и площадь.

Геометрический материал, изучаемый в начальных классах, включает такие понятия, как отрезок, прямой и непрямой угол, треугольник, четырехугольник, прямоугольник (квадрат), многоугольник. Знакомство с этими фигурами осуществляется на уровне представлений. Ученики должны научиться узнавать геометрические фигуры, выделять некоторые их свойства изображать некоторые фигуры.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, лома ную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ~ее соответствующим термином.

Такое знакомство учащихся с геометрическими фигурами позволяет им воспринимать их как целостный образ, поэтому, если изменить расположение или размер тех фигур, которые были предложены в образце, дети могут допускать ошибки.

В основе организации деятельности школьников, направленной на усвоение элементов геометрии в начальных классах, лежат следующие положения.

1. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Первый характеризуется тем, что геометрическая фигура воспринимается им как целое, на уровне узнавания и отношения между элементами фигур и самими фигурами им не устанавливаются. На втором этапе они начинают различать элементы фигур и устанавливать отношения как между ними, так и между самими фигурами. На этом этапе ученики могут распознавать фигуры по их свойствам и устанавливать отношения между ними на наглядно-образной основе (например, понимать, что любой квадрат можно назвать прямоугольником, а любой прямоугольник — четырехугольником и т. д.).

2. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах, следует идти от реальных предметов к их моделям (геометрическим фигурам) и наоборот: от геометрических моделей к реальным предметам.

3. В основе усвоения учащимися свойств геометрических фигур лежат практические действия (моделирование, измерение, вычерчивание), а также приемы наблюдения; сравнения, классификации.

Геометрический материал в начальных классах не выделяется в отдельный раздел, я распределяется последовательно по всему курсу математики.

Работа с геометрическими фигурами: на примере прямого угла

Знакомство с прямым углом лучше начать с практической работы. Ученики получают произвольные листы цветной бумаги, при этом их внимание обращается на то, что листы бумаги у всех различны по форме и размерам. Затем под руководством учителя они складывают листы сгибанием сначала вдвое, потом перегибают еще раз.

Учитель предлагает развернуть сложенный лист. Дети видят, что линии сгиба листа бумаги разделили на четыре угла, у которых одна вершина — одна точка. Дети практически убеждаются в том, что все четыре угла равны между собой, так как при складывании листа бумаги по линиям сгиба углы совпадают.

Учитель сообщает, что эти углы называют прямыми. При этом подчеркивается, что, несмотря на различные формы листов и их размеры, получены равные углы. Это устанавливается практическим путем: с помощью наложения моделей прямых углов, взятых у разных учеников.

При знакомстве с отрезком следует выделить такие его признаки, ориентируясь на которые школьники могли бы легко узнавать эту геометрическую фигуру. Для этого прежде всего нужно обратить их внимание на то, что отрезок имеет начало и конец и что его следует проводить по линейке. Если учеников познакомить с отрезком после введения понятия «длина», то, помимо названных признаков данного понятия, стоит отметить, что у любого отрезка можно измерить его длину. Дети могут самостоятельно прийти к выводу, что те прямые линии, которые ими выделены на различных фигурах, по сути дела являются отрезками, так как в них фиксируются начало и конец.

Следует также обратить внимание детей на условность изображения прямой и отрезка. А именно: изображая отрезок, мы обязательно фиксируем две точки - начало и конец, при изображении прямой линии эти точки не фиксируются.

Выполнение заданий на распознавание геометрических фигур не только позволяет осознать существенные признаки фигуры, но и способствует формированию наглядно-образной обобщенности. Приведем примеры таких заданий.

  1.  Какая фигура лишняя?
  2.  Распознавание прямоугольников среди других фигур на чертеже или в окружающей обстановке.

В процессе накопления у учащихся начальных классов запаса геометрических знаний следует уделить внимание вопросу формирования у них представлений о многоугольнике.

У младших школьников складываются представления о многоугольнике как геометрической фигуре, имеющей много углов.

Поэтому они относят к ним только пятиугольники, шестиугольники и т. д. и не считают многоугольниками треугольники, четырехугольники, прямоугольники (квадраты).

При формировании понятия геометрической фигуры следует уточнить их представления о многоугольниках.

Младшие школьники проявляют большой интерес к изучению геометрического материала, легко запоминают названия геометрических фигур и выделяют их свойства в процессе практических действий с ними. Поэтому перечень геометрических понятий, с которыми они знакомятся, можно значительно расширить, включив в программу такие понятия, как окружность, круг, симметрия. Это положительно скажется как на развитии пространственного мышления ребенка, так и на формировании навыков работы с такими инструментами, как линейка, угольник, циркуль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58311. Дія віднімання. Складання, запис і розв’язання прикладів на додавання й віднімання. Написання цифр 26.5 KB
  Мета: продовжувати роботу над формуванням в учнів вміння розрізняти дії віднімання та додавання; дати поняття про те що при відніманні результат обов’язково зменшується а при додаванні збільшується; вдосконалювати навички усної лічби...
58312. Зв’язок додавання й віднімання. Складання прикладів на віднімання з прикладів на додавання. Вимірювання довжини відрізків 29.5 KB
  Мета: формувати в учнів уміння складати приклади на додавання з прикладів на віднімання; вдосконалювати навички усної лічби розвивати логічне мислення учнів спостережливість увагу. Обладнання: предметні малюнки до теми таблиці прикладів картки доміно картки цифр.
58317. Складання таблиць додавання й віднімання числа 4. Вправи на засвоєння таблиць додавання й віднімання числа 4. Побудова відрізка заданої довжини 29.5 KB
  Мета: скласти таблицю додавання й віднімання 4; вправляти учнів у розв’язанні прикладів на додавання й віднімання чисел 3 і 4; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати мислення.