27385

Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии

Доклад

Педагогика и дидактика

Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...

Русский

2013-08-19

19.38 KB

4 чел.

Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии.

Особенностью геометрии, построенной на таких основах, является то, что она опирается на понятие величины и ее измерения.

Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах, где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин, как длина и площадь.

Геометрический материал, изучаемый в начальных классах, включает такие понятия, как отрезок, прямой и непрямой угол, треугольник, четырехугольник, прямоугольник (квадрат), многоугольник. Знакомство с этими фигурами осуществляется на уровне представлений. Ученики должны научиться узнавать геометрические фигуры, выделять некоторые их свойства изображать некоторые фигуры.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, лома ную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ~ее соответствующим термином.

Такое знакомство учащихся с геометрическими фигурами позволяет им воспринимать их как целостный образ, поэтому, если изменить расположение или размер тех фигур, которые были предложены в образце, дети могут допускать ошибки.

В основе организации деятельности школьников, направленной на усвоение элементов геометрии в начальных классах, лежат следующие положения.

1. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Первый характеризуется тем, что геометрическая фигура воспринимается им как целое, на уровне узнавания и отношения между элементами фигур и самими фигурами им не устанавливаются. На втором этапе они начинают различать элементы фигур и устанавливать отношения как между ними, так и между самими фигурами. На этом этапе ученики могут распознавать фигуры по их свойствам и устанавливать отношения между ними на наглядно-образной основе (например, понимать, что любой квадрат можно назвать прямоугольником, а любой прямоугольник — четырехугольником и т. д.).

2. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах, следует идти от реальных предметов к их моделям (геометрическим фигурам) и наоборот: от геометрических моделей к реальным предметам.

3. В основе усвоения учащимися свойств геометрических фигур лежат практические действия (моделирование, измерение, вычерчивание), а также приемы наблюдения; сравнения, классификации.

Геометрический материал в начальных классах не выделяется в отдельный раздел, я распределяется последовательно по всему курсу математики.

Работа с геометрическими фигурами: на примере прямого угла

Знакомство с прямым углом лучше начать с практической работы. Ученики получают произвольные листы цветной бумаги, при этом их внимание обращается на то, что листы бумаги у всех различны по форме и размерам. Затем под руководством учителя они складывают листы сгибанием сначала вдвое, потом перегибают еще раз.

Учитель предлагает развернуть сложенный лист. Дети видят, что линии сгиба листа бумаги разделили на четыре угла, у которых одна вершина — одна точка. Дети практически убеждаются в том, что все четыре угла равны между собой, так как при складывании листа бумаги по линиям сгиба углы совпадают.

Учитель сообщает, что эти углы называют прямыми. При этом подчеркивается, что, несмотря на различные формы листов и их размеры, получены равные углы. Это устанавливается практическим путем: с помощью наложения моделей прямых углов, взятых у разных учеников.

При знакомстве с отрезком следует выделить такие его признаки, ориентируясь на которые школьники могли бы легко узнавать эту геометрическую фигуру. Для этого прежде всего нужно обратить их внимание на то, что отрезок имеет начало и конец и что его следует проводить по линейке. Если учеников познакомить с отрезком после введения понятия «длина», то, помимо названных признаков данного понятия, стоит отметить, что у любого отрезка можно измерить его длину. Дети могут самостоятельно прийти к выводу, что те прямые линии, которые ими выделены на различных фигурах, по сути дела являются отрезками, так как в них фиксируются начало и конец.

Следует также обратить внимание детей на условность изображения прямой и отрезка. А именно: изображая отрезок, мы обязательно фиксируем две точки - начало и конец, при изображении прямой линии эти точки не фиксируются.

Выполнение заданий на распознавание геометрических фигур не только позволяет осознать существенные признаки фигуры, но и способствует формированию наглядно-образной обобщенности. Приведем примеры таких заданий.

  1.  Какая фигура лишняя?
  2.  Распознавание прямоугольников среди других фигур на чертеже или в окружающей обстановке.

В процессе накопления у учащихся начальных классов запаса геометрических знаний следует уделить внимание вопросу формирования у них представлений о многоугольнике.

У младших школьников складываются представления о многоугольнике как геометрической фигуре, имеющей много углов.

Поэтому они относят к ним только пятиугольники, шестиугольники и т. д. и не считают многоугольниками треугольники, четырехугольники, прямоугольники (квадраты).

При формировании понятия геометрической фигуры следует уточнить их представления о многоугольниках.

Младшие школьники проявляют большой интерес к изучению геометрического материала, легко запоминают названия геометрических фигур и выделяют их свойства в процессе практических действий с ними. Поэтому перечень геометрических понятий, с которыми они знакомятся, можно значительно расширить, включив в программу такие понятия, как окружность, круг, симметрия. Это положительно скажется как на развитии пространственного мышления ребенка, так и на формировании навыков работы с такими инструментами, как линейка, угольник, циркуль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7367. Исследование статических режимов в двигателе постоянного тока с электромагнитным возбуждением 11.16 MB
  Исследование параметров и характеристик двигателя постоянного токас независимым возбуждением Задание Исследовать статические режимы в двигателе постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Цель Ознакомиться с виртуальной средо...
7368. Розробка конструкції та монтажу модуля попереднього підсилювача 182.5 KB
  Розробка конструкції та монтажу модуля попереднього підсилювача Вступ (ризначення, основні технічні характеристики, умови експлуатації). Як відомо, для високоякісного відтворення стереофонічних програм в салоні автомобіля необхідним пісилювачем звук...
7369. Исследование цепи второго порядка. Поиск входной и предаточной характеристики 619.5 KB
  Задание к курсовой работе В курсовой работе необходимо исследовать цепь второго порядка. Для цепи необходимо найти ее входную и передаточную характеристику, определить переходную и импульсную характеристику, написать уравнения цепи через переменные ...
7370. Разработать и отладить программу расчета выражения 121.5 KB
  Разработать и отладить программу расчета выражения Содержание Введение Задание с выбором варианта коэффициентов Описание алгоритма задачи Описание отдельных процедур Листинг программы с комментариями Листинг результатов...
7371. Проектирование и прогнозирование механических свойств однонаправленного слоя из композиционного материала 1.07 MB
  Проектирование и прогнозирование механических свойств однонаправленного слоя из композиционного материала Данное пособие призвано помочь студентам при изучении основ механики, конструирования и изготовления изделий из композиционных материалов. Пред...
7372. Радіозв’язок. Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт 142.5 KB
  Лабораторна робота №1 Визначення типу прольоту РРЛ прямої видимості Навчальна мета. Отримати практичні навички побудови профілю прольоту каналу радіозв’язку прямої видимості. Опанувати методику визначення коефіцієнту посла...
7373. Финансовое обеспечение муниципальных услуг дошкольного образования и его совершенствование (по материалам ДОУ 18 города Липецка) 576 KB
  Теоретические основы деятельности и источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования; проанализировать существующий механизм финансирования дошкольных образовательных учреждений; рассмотреть совершенствование формирования механизма финансирования дошкольных учреждений.
7374. Про що говорить музика 54 KB
  Тема:Про щоговорить музика Мета: формувати уміння сприймати музику як виражальне мистецтво ознайомити з поняттям нотний стан, скрипковий ключ, нота вдосконалювати вокальні, танцювальні навички розвивати ритмічний слух...
7375. Объектно-ориентированное программирование 1.32 MB
  Объектно-ориентированное программирование Введение в объектно-ориентированное программирование Объектно-ориентированное программирование (ООП) - основная парадигма программирования 80-90-х годов, которая по всей видимости сохранится и в т...