27388

Методика преподавания русского языка

Доклад

Педагогика и дидактика

Как и любая другая наука методика русского языка имеет свой предмет. Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Методика русского языка изучает уровни знаний умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения выясняет причины успехов или неудач в обучении исследует типичные ошибки речевые орфографические и пр.

Русский

2013-08-19

36 KB

46 чел.

№ 61

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке.

По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, называют три ее задачи:

Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.

Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.

Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.

Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки — речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения.

Методика начального обучения - русскому языку, имеет свои, специфические особенности. Во всех своих разделах (кроме развития речи учащихся) она не может опереться, за редкими исключениями, на какой-то фундамент, заложенный ранее. Этим обусловлено и само ее название — «методика начального обучения». Назовем основные разделы методики:

«Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму.

«Методика чтения». Задача предмета «Чтение» в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.

«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков — когда нет еще достаточной грамматической основы.

«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Основателем научной методики был Фёдор Иванович Буслаев – выдающийся лингвист, историк, знаток древнерусской литературы, педагог. В 1844г. вышла его книга «О преподавании отечественного языка».

Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил языку в единстве его элементов – чтения, письма, развития речи, грамматики, лексики, этимологии. Всё это рассматривалось им в совокупности. Высоко ценил сочинения, изложения, переписку, деловое письмо. Основной задачей он считал развитие врождённого дара слова, в изучении языка видел огромные возможности умственного развития учеников. Ф.И. Буслаев был горячим сторонником эвристической методики: он хотел, чтобы сами ученики «открывали неизвестное посредством известного» (О преподавании отечественного языка).

Неизмеримо велик вклад К.Д. Ушинского в методику русского языка, его труды адресованы народной начальной школе; он создал учебники «Детский мир» и «Родное слово». Его методические идеи актуальны и сегодня. По мнению К.Д. Ушинского, овладение языком – разносторонняя деятельность, но стержнем её должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность.

В методике чтения К.Д. Ушинский разработал основы метода объяснительного чтения (из лекций: методы объяснительного чтения – 1.Традиционный, 2. Метод нравственного воздействия (самое главное – познание самого себя и окр людей), 3. Развитие логического мышления), тщательно отбирал классические тексты, но не увлекался принятой в то время вопросно-ответной методикой анализа содержания и языка прочитанного. Зато ввёл в учебник «Родное слово» систему логико-стилистических упражнений, среди которых особенно ценил операцию сравнения, на её основе строил беседы и рассказы.

К.Д. Ушинский ввёл новую методику обучения грамоте – на звуковой основе, при сочетании аналитической и синтетической работы учащихся. Свой метод учёный назвал историческим, потому что он воспроизводил открытие звукового письма нашими далёкими предками: в слове выделялись звуки, они обозначались буквами. Умение читать было у него вторичным, оно следовало за письмом. Такая логика было отвергнута его продолжателями.

Яркий след в методике родного языка оставил Лев Николаевич Толстой. Великий талант, он в педагогической деятельности проявил себя как философ, мыслитель. Он создал свой метод обучения грамоте – слуховой и составил «Азбуку» в 4 книгах (1873), которую неоднократно называл главным делом своей жизни (13 лет работы). Для «Азбуки» он написал более 600 рассказов, многие из этого наследия и теперь переиздаются и составляют фонд чтения младших школьников, их нравственное содержание оказало благотворное влияние на несколько поколений молодых людей. Он сам работал учителем в Яснополянской начальной школе, сам вводил методику свободного воспитания. Он создал творческое направление в развитии речи учащихся. о пробуждении духовных сил школьников, их творческой взлёте он писал в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят».

Современная «педагогика ненасилия», творческие методики своими корнями уходят в богатейшую кладовую идей, замыслов, начинаний Л.Н. Толстого.

В наши дни в методике русского языка идет активный поиск таких методов и приемов, которые обеспечивали бы максимальную познавательную активность и самостоятельность школьников в учебном процессе; наилучшее развитие мышления и речи учащихся; прочность усвоенных знаний, умений и навыков и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71839. Алгоритм управления электродвигателем объекта 143 KB
  Разработать схему управления электрическим двигателем объекта, совершающего поступательное движение на рабочем участке. На границах рабочего участка движения установлены конечные выключатели, размыкающие при срабатывании цепь питания электродвигателя.
71842. Технико-экономическое обоснование информационной системы «Видеопрокат» 169.94 KB
  В данной курсовой работе будет проведена технико-экономическое обоснование информационной системы «Видеопрокат». Для этого будут рассчитаны следующие показатели: Планирование работы отдела; Рациональное использование производственной площади для работы...
71843. Проект производства работ 310.5 KB
  Проект производства работ на строительство 9-этажного панельного жилого дома, состоящего из двух секций разработан в соответствии с требованием СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». Объемно-планировочные и конструктивные решения взяты из каталога.
71844. Рентабельности предприятия и пути повышения 134.5 KB
  Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
71845. Методы амортизационной политики предприятия 157 KB
  Понятие производственных фондов Характеристика и учет основных средств Оценка основных средств Понятие и виды износа основных средств Амортизация основных средств Методы амортизационной политики предприятия Ускоренная амортизация...
71846. Задача и политика ценообразования 161 KB
  Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги.
71847. Пути повышения производительности труда 98.5 KB
  Сущность и социально-экономическое значение роста производительности труда Факторы повышения производительности труда Резервы повышения производительности труда Пути повышения производительности труда. Обобщающим показателем результативности труда является его...