27401

Совершенствование у младших школьников культуры речевого поведения

Доклад

Педагогика и дидактика

Чтобы это общение протекало успешно не вызывая дискомфорта у коголибо из его участников необходимо соблюдение каждым из них определенных норм принятых в обществе норм речевого поведения. К числу вопросов связанных с культурой речевого поведения можно отнести: 1. Соблюдение правил: а поведения в аудитории в том числе на уроке в общественных местах и т.

Русский

2013-08-19

60 KB

16 чел.

  1.  Совершенствование у младших школьников культуры речевого поведения

Значение работы по обучению младших школьников культуре речевого поведения.

Речевая деятельность всегда связана с общением людей. Чтобы это общение протекало успешно, не вызывая дискомфорта у кого-либо из его участников, необходимо соблюдение каждым из них определенных норм, принятых в обществе, норм речевого поведения.

Как и многие другие правила, установленные людьми, эти нормы ребенок усваивает преимущественно практическим путем, перенимая опыт старших, выполняя их различные наставления. («Скажи «спасибо»!»; «А «пожалуйста» забыл?» и т. п.) Однако школа, безусловно, может процесс закрепления сложившихся нужных привычек, а также становления отсутствующих, обогащение запаса языковых средств ребенка сделать более целенаправленным и аффективным.

К числу вопросов, связанных с культурой речевого поведения, можно отнести: 1. Умелое использование формул речевого этикета. 2. Соблюдение правил: а) поведения в аудитории, в том числе на уроке, в общественных местах и т. п.; б) поведение во время беседы, разговора с кем-либо; в) участия в споре, в дискуссии.

Понятие «речевой этикет» имеет двойное толкование, В широком смысле — это все правила речевого поведения, все установленные обществом разрешения и запреты, связанные с речью. А в узком смысле — это только специфические формулы, принятые для поддержания общения.

К способам закрепления в речи учащихся приняты к формул этикета можно отнести разыгрывание детьми соответствующих сценок. Полезно также проведение конкурсов-экспромтов типа: как ответить на приглашение, на извинение, как отказаться, что сказать, когда тебя с кем-то знакомят, когда уступаешь место в транспорте, когда кому-то помогаешь и т. д.

К вопросам речевого этикета, которые необходимо отработать уже в начальных классах, следует отнести и еще некоторые. Один из них учителя, как правило, имеют в виду. Это использование при обращении к человеку местоимений 2-го лица ты и вы. Известно, что выбор местоимения зависит от степени знакомства, близости людей, от официальности или неофициальности отношений, а также той обстановки, в которой происходит общение. Другой важный вопрос часто ускользает из поля зрения учителей. Это существующее в русском языке правило: не называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он илн она (А он говорит..., А она отказывается...).

Понятно, что лучший способ воспитания у детей нормативного речевого поведения — это создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности. Однако могут занять свое место в обучении и различные конкурсы (групповые и личные), игра, разыгрывание определенных ситуаций, беседы, проводимые учениками с младшими подопечными,

 О правилах поведения

К правилам поведения в аудитории, в классе относятся всем хорошо известные: нельзя разговаривать, когда тебе захотелось; хочешь обратиться к учителю — подними руку; не нужно выкрикивать ответ — это неуважение к товарищам, которые тоже хотят ответить, и т. д.

Необходимо, чтобы маленькие ученики с самого начала не просто приучались подчиняться предъявленным требованиям, а понимали, что за всеми «нельзя» и «нужно» стоит очень важное: уважение к тому, с кем общаешься, внимание к товарищам, стремление не нарушить контакт, сделать общение для всех его участников, а не только для себя удобным, приятным, полезным. Тогда формирование норм речевого поведения будет сочетаться с воспитанием личности ученика.

Правила поведения в момент беседы с человеком хорошо известны: разговаривая, смотри не в сторону, а на собеседника; не перебивай, а если нужно прервать, извинись; не разговаривай во время еды, когда что-то жуешь,— собеседнику это может быть неприятно; не говори слишком громко, но если общаешься е пожилым человеком, который плохо слышит, тихо говорить нельзя и т. п,

Смысл всех сформулированных требований в том, чтобы регулировать взаимоотношения людей,— каждый должен думать о том, чтобы не причинить неудобства собеседнику (а в идеале уже н не думать, а по привычке действовать соответствующим образом).

Необходимо только, чтобы обучение этим правилам общения но превращалось в голое назидание, так как, во-первых, назойливые наставления обычно дают обратный эффект, а во-вторых, умение, привычку нельзя приобрести, только слушая о правилах или запретах. Следует использовать, как уже говорилось, инсценирование, сбор и анализ «чужих» ошибок, обмен опытом с малышами и т. п.

Еше одна ситуация, поведению в которой нужно учить школьников,— это ситуация спора, учебной дискуссии. Специальная организация дискуссий нужна прежде всего для формирования у детей способности думать, вырабатывать собственную позицию, отстаивать ее. Учебные дискуссии дают возможность учить школьников речевому поведению в непростых эмоционально окрашенных ситуациях общения.

Лингвистические и психолингвистические основы методики формирования у младших школьников культуры речевого поведения. Вопросы обучения младших школьников речевому этикету в методической науке и практике современной начальной школы: задачи,  направления, методы и приемы обучения речевому этикету.

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Таким образом учащиеся должны освоить этикетные нормы общения и правила и приемы эффективного общения.

Основные задачи, стоящие перед учителем, преподающим культуру общения, следующие:

-сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функция общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

-научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

-сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников актов общения;

-вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

-обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Адекватное коммуникативное поведение основывается на определенных коммуникативных знаниях, умениях и навыках. Основная задача курса – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. Как показывает практика, дети, да и взрослые, сегодня не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации. Именно это и составляет основное содержание занятий по этому предмету.

Формирование устойчивых умений и навыков – это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов и, КВН, фестивалей, посещение театров, музеев, выставок и т.д.

На уроках необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать, говорить и как.

Урок в начальной школе обычно включает речевую гимнастику, анализ коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры.

Анализ действующих учебников по русскому языку показал, что в них содержится разнообразный материал для выполнения поставленной задачи: формирования культуры речевого поведения младших школьников. Для выполнения данной задачи необходимо усилить внимание к анализу изучаемых языковых категорий с точки зрения интересующего вопроса, например, взяв одно из правил уважения к собеседнику: «будь вежлив и доброжелателен».

На уроках русского языка должны чаще звучать вопросы: «Можно ли выразить эту же мысль более вежливо»? «Вежливо ли так говорить (просить, отказывать в просьбе, сравнивать и т.д.)?» «Насколько вежливо по тону (интонации) выражена просьба (побуждение к действию)? и т.д. Иными словами на уроках должен присутствовать такой аспект анализа, как вежливо – не совсем вежливо – невежливо. В результате подобного типа анализа ученики смогут осознать некоторые средства выражения вежливости и, главное – начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции вежливо – невежливо.

Для закрепления у младших школьников норм речевого поведения предлагаем следующие задания.

«Четвёртое лишнее»

Детям предлагается из четырёх слов записать слова, сходные по смыслу: ругать, журить, хвалить, бранить; добрый, вежливый, грубый, культурный и т.д., а затем объяснить исключение лишнего слова.

«Закончи пословицу»

На доске дано начало пословиц, учащимся нужно подобрать нужно подобрать правильный конец и записать пословицы.

Сделаешь добро… на добрые дела

Добрый человек… тот добра не понимает

Кто со злом не повстречался… при матушке добро

Жизнь дана на добрые дела… добро найдёшь

На добрый привет… несёт мир

Доброе слово лечит… добрый ответ

При солнышке тепло… а злое калечит

Доброе дело дороже … красится

Стол спасибом… богатства

После выполнения самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся пословицы, объясняют правила написания предложения, объясняют значение пословиц.

«Словарь вежливых слов»

Учитель читает стихотворения-загадки, учащиеся договаривают слова-отгадки, а затем записывают слова-отгадки по памяти .

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости, пожалуйста).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорим … (до свидания).

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (здравствуйте).

Разыгрывание речевых ситуаций на уроках русского языка способствует формированию культуры речевого общения не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Поэтому в работе с детьми целесообразно разыгрывать речевые ситуации, направленные на развитие культуры речевого поведения.

«В магазине»

Из числа учащихся выбирается продавец, покупатель и кассир. Покупателю нужно войти, вежливо обратиться к продавцу, поблагодарить его за то, что продавец показал ему товар. Пожалуйста! Затем покупатель общается с кассиром. (Отрабатывается вход, обращение к продавцу, к кассиру, выход из магазина).

«Слова – приветствия»

Ситуация: «Вы входите в класс, а учитель беседует с кем-то из родителей. Как вы поприветствуете их? Можно ли сказать: «Здравствуйте, Елена Владимировна!»? По отношению к кому вы будете невежливы? Как же вы поздороваетесь? (Здравствуйте!) (при разыгрывании ситуации обращается внимание на тон, мимику, интонацию)».

«Школьная раздевалка»

- Игорь и Лена одновременно подошли к гардеробу. Кто должен пройти первым?

- Вы вошли в гардероб школы. Что вы должны сказать вашей гардеробщице? Как вы должны к ней обратиться? Знаете ли вы как её зовут?

- Вчера Маша порезала руку. Теперь у неё на руке повязка, и ей трудно снять курточку. Рядом стоит Ира, что она должна сделать?

«Школьная библиотека»

Запишитесь в библиотеку. Попросите выдать интересную книгу. Не забудьте слова, которые могут помочь вам в вашей просьбе. Скажите

вежливые слова, которые надо произнести перед уходом.

В итоге дети усваивают шесть правил, соблюдение которых позволяет выражать уважение к собеседнику:

Правило 1. Будь внимателен к окружающим. Правило 2. Запоминай имена своих собеседников. Правило 3. Уместно используй обращения к ним. Правило 4. Будь вежлив и доброжелателен. Поощряй других самим говорить о себе.Правило 5. Доверяй собеседнику и сам говори правду. Правило 6. Воздерживайся от резких критических замечаний.

Изучение методических условий использования игровых технологий для развития культуры речевого поведения на уроках русского языка позволяет сделать вывод о том, что ведущими методами развития культуры речевого поведения являются так называемые активные методы. К ним относятся: упражнения-ситуации, ролевые игры, вежливые игры, тренировки-упражнения. Очень результативны такие приемы, как скрытая помощь, акцентирование внимания на примерах образцах красивого поведения, ситуация авансированного доверия личности, использование сравнений, опора на положительные действия. 

Из анализа действующих программ по русскому языку видно, что работа по формированию культуры речевого поведения должна строиться систематически и проходить на любом этапе урока русского языка, с использованием различных приёмов, в том числе и ролевых игр. Обязательно нужно организовать предварительную работу (беседа по данному правилу, анализ действий, поступков героев в различных ситуациях культуры речевого поведения).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76262. Порядок маркировки шасси и двигателя автомобилей Зил-131, Урал-4320, Уаз-3151, Камаз 4310, МТЛБ, прицепы 2ПН4, 2ПН2 507.14 KB
  Шасси как составная часть транспортного средства маркируется на раме в задней части правого лонжерона на расстоянии 1000-1250 мм назад от оси балансирной тележки и 40-60 мм. вниз от верхней полки лонжерона. Маркировка содержит 14 знаков и производится ударным способом.
76263. Сучасний стан економічного розвитку України 31.87 KB
  З цієї причини вивченню фінансово-економічної кризи та напрямів розв’язання проблем які вона зумовила присвячено безліч публікацій як науковців так і фінансистів-практиків. Проте враховуючи що наслідки світової фінансової та економічноїкризи до цього часу не мінімізовані зазначена...
76264. Глобальный экологический кризис, его причины и проявления 28.73 KB
  Развитие человеческого общества невозможно без взаимодействия с окружающей средой без воздействия на природу без использования ее ресурсов. Возможно также существенное перераспределение водных ресурсов.
76266. Электропривод 165.34 KB
  В простейшем понимании электропривод представляет собой электромеханическую систему предназначенную для преобразования электрической энергии в механическую приводящую в движение рабочие органы различных машин.
76267. Административная ответственность несовершеннолетних 22.19 KB
  Норма данной статьи Кодекса корреспондируется с нормами уголовного гражданского трудового и других отраслей права. Таким образом законодатель считает лицо достигшее 16 лет обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения признавать и уважать права...
76268. Этика делового общения 31.29 KB
  Этика делового общения совокупность нравственных норм правил и представлений регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
76269. Проведення судово-психологічної експертизи 20.22 KB
  У процесі судово-експертного дослідження проводиться ретроспективний аналіз психологічний аналіз результатів діяльності людини. обвинувачуваного у скоєнні вбивства була призначена судовопсихологічна експертиза з метою визначення чи перебував обвинувачений у момент...
76270. Поняття цивілізації. Типологія цивілізацій та контакти між цивілізаціями в часі 97.83 KB
  За багатьма ознаками нашу епоху можна назвати переломною історичною епохою, коли особливо гостро постають питання пошуку джерел та нових суспільних форм соціально-політичного та економічного розвитку, його гармонізації із соціальними відносинами та навколишнім природнім середовищем.