27402

Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Это игры утренники викторины походы и экскурсии выпуск газет и журналов радиопередачи съемка телефильмов конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение самостоятельное внеклассное чтение книг журналов газет. Лингвистические языковые игры. Как известно игры широко используются и на уроках в более строгой системе познавательного труда детей но внеклассная внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны но всегда содержат дидактический элемент достигающий подчас...

Русский

2013-08-19

46 KB

93 чел.

  1.  Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Задачи и формы внеклассной работы. Принципы внеурочной деятельности.

Внеурочная, или внеклассная, работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в рамках языковой личности. Это игры, утренники, викторины, походы и экскурсии, выпуск газет и журналов, радиопередачи, съемка телефильмов, конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение, самостоятельное (внеклассное) чтение книг, журналов, газет. Внеурочная работа проводится в школе после уроков, дома, в детских клубах и пр. Эта работа ориентируется не на обязательные стандарты-минимумы, не на программы учебных предметов, а на интересы самих детей.

Основные задачи внеурочной работы: 

а) развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;

б) развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;

в) развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие потребности самообразования;

г) углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений.

Роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

Принципы внеурочной деятельности: 

  •  избирательность в выборе тем и форм занятий;
  •  учет пожеланий и увлечений самих детей;
  •  занимательность - более высокая, чем на уроках;
  •  сотрудничество учителя и детей - тоже в большей степени, чем на уроках.

Методы работы учителя, руководителя и учащихся: исследования; индивидуальная работа по интересам; творческая деятельность; решение познавательных, субъективно-творческих задач; моделирование, программирование, алгоритмизация и т.п.

Лингвистические (языковые) игры.

Как известно, игры широко используются и на уроках, в более строгой системе познавательного труда детей, но внеклассная, внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня. По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации.

Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.

В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это сказки - сказочное изложение грамматических тем, сказки как речевое творчество самих детей и пр.; скороговорки, загадки, потешки, детский юмор и пр.; игры на сообразительность, «хитрые» задачи; игры в слова, кроссворды, словесное и картинное лото, перестановки букв или слогов в словах, лестницы слов, словесные квадраты, колеса приставок и суффиксов, словесное (орфографическое) домино; ребусы, шарады и другие зашифрованные слова; материалы для викторин и олимпиад; задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц; задания на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар,омонимов, и пр.

Подчас игры превращаются в настоящее строгое конструирование: например, задання на расшифровку текста, зашифрованного неизвестным кодом, или наоборот - на создание собственного кода, шифра и на зашифровку какого-либо текста.

Примеры.

Игра на наблюдательность и сообразительность. На карточке даны слова: горизонт зонтика тикают каютка. Найти в этих 4 словах какую-то скрытую закономерность, скрытую связь.

ответ: горизонт

                    зонтика

                                тикают и т.д.

Следующая игра потруднее: каждое из данных слов содержит два и больше других слов, их надо обнаружить как можно быстрее:

яблоко - я, око, блок;

юноша - но, юн, ноша, ша;

шепотом - том, потом, пот, то, а если читать наоборот -мот, от;

чистота - чис?п, тот. та, то.

Второй этап игры: кто больше и быстрее подберет слов для продолжения игры?

Далее - конструктивное задание: кто составит больше слов по такой модели: приставка под- + корень + суффикс + окончание. Усложненный вариант: окончание нулевое.

Кружок русского языка.

Предметный кружок имеет постоянный состав участников, определенное направление или тему, план своей работы, занятия проводятся периодически, например один раз в месяц. Возможные направления или темы кружка: «Загадки русских слов» (кое- что из этимологии); «Изучение местного говора»; «Из истории географических названий» (почему так назвали реки: Десна, Шуя\ озеро: Лебяжье; города: Ярославль, Петербург, Киев): «Из истории русских имен и фамилий».

Кружок может вести деятельность в форме редколлегии журнала (детского, разумеется), туристической группы по изучению родного края, труппы юных актеров, кинолюбителей, снимающих телефильмы для школы или для себя, группы по изучению какого-то иностранного языка - древнерусского, церковно-славянского и т.п.

Из числа учителей и учащихся создаются также общества культуры речи в школе, которые следят за грамотностью объявлений, стенных газет в школе, а также устной речи детей и взрослых.

Известен опыт создания ученических групп, составляющих учебник или его фрагменты, изготовляющих наглядные учебные пособия и пр,

Создаются коллективы помощи библиотеке: школьники реставрируют старые книги, составляют выставки новых книг или тематические выставки, посвященные тому или иному писателю, заполняют формуляры каталогов.

Приводится примерная тематика кружковых занятий: «Знаешь ли ты свой родной язык?»; «Для шутки - пол минутки» (каламбуры); «Эзопов язык»; «Праздник загадки» (пословицы, крылатые слова, афоризмы); «Можно ли писать без букв?» (узелковое письмо, пиктография и пр.)-, «От быка - до буквы я»; «Откуда пришли названия наших месяцев?»; «Латынь в современном русском языке»; «Владимир Иванович Даль»; «Речь ребенка «от двух до пяти»; «Все наоборот» (антонимы); «Как научиться говорить складно?» (риторика); «Почему мы так говорим?»…

Очень важно, чтобы работа языкового кружка не была замкнутой, ее должны знать все школьники; кружок организует вечера, утренннки, вы ступления членов кружка.

Виды внеклассных занятий.

Это, в частности, уголок русского языка в классной комнате. Он представляет собой периодически обновляемый стенд, на котором в занимательной форме показаны, например, смешиваемые слова (паронимы), образные выражения, фразеологизмы; даны интересные факты о языке, игровые задания учащимся, например; подобрать антонимы к 2-3 словам: скупой, редкий. В уголке родного языка могут быть отделы «Говори правильно!», «Пиши без ошибок!», «На досуге», «Почему мы так говорим?», «Приключения Незнайки» и пр.

Еще один вид внеклассных занятии - викторина. Она может быть общешкольная или классная. Ее помогают организовать друзья русского языка - кружковцы. Намечается день и час, подготавливаются вопросы на уровне выше среднего, причем занимательные и с секретом, с какой-то загадкой. Примеры заданий: «Сколько значений имеет слово огонь. Подтвердить примерами»; «Что получится, если в слове (л..са, пос..дел, ко..) Незнайка сделал ошибку? Показать на примере». Очень хорошо, если занимательные вопросы предложат сами школьники.

Тесты на уровень сообразительности - дело очень серьезное. Дается задача, на вид - простая, например пояснить смысл поговорки Цыплят по осени считают, но в ответе учитывается глубина понимания. Первый ответ: «К осени цыплята уже вырастут п их тогда считают». Второй - «Кто уцелел, кого ястреб не унес, - тех и считают». Третий: «Это не только про цыплят можно сказать, но и про урожай пшеницы: его убрать надо, тогда и считать». Четвертый: «Эта поговорка употребляется в любом случае, когда кто- то хвастается, а дело-то еще не закончено». Пятый ответ: «Эта поговорка не одинока, есть еще: Хвали сено в стогу, Конец - делу венец-, Задом хвались, а не передам (т.е. хвались, когда уже сделал) и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33482. Ексцес виконавця 26 KB
  Ексцес виконавця вчинення виконавцем злочину дій які не охоплюються умислом інших співучасників якщо його дії утворюють самостійний склад злочину або його дії суттєво відрізняються від дій запланованих іншими учасниками. Кількісний ексцес має місце там де виконавець учинив однорідний злочин але більш тяжкий ніж було заплановано співучасниками наприклад вчинив розбій замість крадіжки. В цьому разі виконавець несе відповідальність за статтею що передбачає покарання за фактично вчинений ним злочин а співучасники несуть...
33483. Загальні засади призначення покарання 28 KB
  Інакше кажучи яка б кримінальна справа не розглядалася яке б покарання не призначалося винному суд зобов'язаний виходити з цих загальних критеріїв. 65 загальні засади призначення покарання складаються з таких трьох критеріїв. Суд призначає покарання: 1 у межах встановлених у санкції статті Особливої частини КК що передбачає відповідальність за вчинений злочин; 2 відповідно до положень Загальної частини КК; 3 враховуючи ступінь тяжкості вчиненого злочину особу винного та обставини що пом'якшують та обтяжують покарання.
33484. Звільнення від відбування покарання з випробуваннями 41.5 KB
  Відомий багато років нашому праву інститут засудження з випробуванням умовне засудження і відстрочка виконання вироку трансформований новим КК в один із видів звільнення від відбування покарання звільнення від відбування покарання з випробуванням. 75 КК зазначено якщо суд при призначенні покарання у виді виправних робіт службових обмежень для військовослужбовців обмеження волі а також позбавлення волі на строк не більше п'яти років враховуючи тяжкість злочину особу винного та інші обставини справи дійде висновку про можливість...
33485. правових відносин між особою яка вчинила злочин і державою. 27.5 KB
  Прийняття судом рішення про звільнення особи від кримінальної відповідальності є актом що свідчить про припинення кримінальноправових відносин між особою яка вчинила злочин і державою. Тобто вчинене раніше нею діяння визнається юридичне незначним підлягає забуттю залежно від того правом чи обов'язком суду є звільнення особи від кримінальної відповідальності виділяють два види такого звільнення: обов'язкове і. Факультативним є звільнення передбачене ст. Звільнення особи від кримінальної відповідальності може бути безумовним і умовним.
33486. Поняття злочину та його ознаки 28 KB
  Злочином є передбачене цим Кодексом суспільно небезпечне винне діяння дія або бездіяльність вчинене субєктом злочину. Три ознаки злочину: суспільна небезпечність діяння винність і передбаченість діяння в законі про кримінальну відповідальність. Суспільна небезпечність як матеріальна ознака злочину полягає в тому що діяння або заподіює шкоду відносинам які охороняються кримінальним законом або містить у собі реальну можливість заподіяння такої шкоди.
33488. Змішана форма вини 28.5 KB
  До таких злочинів належать наприклад порушення вимог законодавства про охорону праці якщо воно спричинило загибель людей або інші тяжкі наслідки ч. 286; порушення чинних на транспорті правил що убезпечують рух якщо це спричинило загибель людей або інші тяжкі наслідки ст. 291; незаконне перевезення на повітряному судні вибухових або легкозаймистих речовин що спричинило загибель людей чи інші тяжкі наслідки ч. У другій групі злочинів складність об'єктивної сторони полягає в тому що передбачене законом умисне діяння спричиняє два...
33489. Помилка в кримінальному праві 27 KB
  Юридична помилка полягає в неправильному уявленні особи про юридичні властивості вчиненого, його правову характеристику
33490. Класифікація злочинів 27.5 KB
  Формальний критерій певний вид і розмір покарання типовий такий що найбільш повно відображає тяжкість конкретної групи категорії злочинів. Так для злочинів невеликої тяжкості закон передбачає як граничний критерій покарання у виді позбавлення волі на строк не більше двох років або інше більш м'яке покарання; для злочинів середньої тяжкості покарання у виді позбавлення волі на строк не більше п'яти років; для тяжких злочинів покарання у виді позбавлення волі на строк не більше десяти років а для особливо тяжких покарання у...