27402

Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Это игры утренники викторины походы и экскурсии выпуск газет и журналов радиопередачи съемка телефильмов конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение самостоятельное внеклассное чтение книг журналов газет. Лингвистические языковые игры. Как известно игры широко используются и на уроках в более строгой системе познавательного труда детей но внеклассная внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны но всегда содержат дидактический элемент достигающий подчас...

Русский

2013-08-19

46 KB

92 чел.

  1.  Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Задачи и формы внеклассной работы. Принципы внеурочной деятельности.

Внеурочная, или внеклассная, работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в рамках языковой личности. Это игры, утренники, викторины, походы и экскурсии, выпуск газет и журналов, радиопередачи, съемка телефильмов, конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение, самостоятельное (внеклассное) чтение книг, журналов, газет. Внеурочная работа проводится в школе после уроков, дома, в детских клубах и пр. Эта работа ориентируется не на обязательные стандарты-минимумы, не на программы учебных предметов, а на интересы самих детей.

Основные задачи внеурочной работы: 

а) развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;

б) развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;

в) развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие потребности самообразования;

г) углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений.

Роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

Принципы внеурочной деятельности: 

  •  избирательность в выборе тем и форм занятий;
  •  учет пожеланий и увлечений самих детей;
  •  занимательность - более высокая, чем на уроках;
  •  сотрудничество учителя и детей - тоже в большей степени, чем на уроках.

Методы работы учителя, руководителя и учащихся: исследования; индивидуальная работа по интересам; творческая деятельность; решение познавательных, субъективно-творческих задач; моделирование, программирование, алгоритмизация и т.п.

Лингвистические (языковые) игры.

Как известно, игры широко используются и на уроках, в более строгой системе познавательного труда детей, но внеклассная, внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня. По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации.

Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.

В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это сказки - сказочное изложение грамматических тем, сказки как речевое творчество самих детей и пр.; скороговорки, загадки, потешки, детский юмор и пр.; игры на сообразительность, «хитрые» задачи; игры в слова, кроссворды, словесное и картинное лото, перестановки букв или слогов в словах, лестницы слов, словесные квадраты, колеса приставок и суффиксов, словесное (орфографическое) домино; ребусы, шарады и другие зашифрованные слова; материалы для викторин и олимпиад; задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц; задания на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар,омонимов, и пр.

Подчас игры превращаются в настоящее строгое конструирование: например, задання на расшифровку текста, зашифрованного неизвестным кодом, или наоборот - на создание собственного кода, шифра и на зашифровку какого-либо текста.

Примеры.

Игра на наблюдательность и сообразительность. На карточке даны слова: горизонт зонтика тикают каютка. Найти в этих 4 словах какую-то скрытую закономерность, скрытую связь.

ответ: горизонт

                    зонтика

                                тикают и т.д.

Следующая игра потруднее: каждое из данных слов содержит два и больше других слов, их надо обнаружить как можно быстрее:

яблоко - я, око, блок;

юноша - но, юн, ноша, ша;

шепотом - том, потом, пот, то, а если читать наоборот -мот, от;

чистота - чис?п, тот. та, то.

Второй этап игры: кто больше и быстрее подберет слов для продолжения игры?

Далее - конструктивное задание: кто составит больше слов по такой модели: приставка под- + корень + суффикс + окончание. Усложненный вариант: окончание нулевое.

Кружок русского языка.

Предметный кружок имеет постоянный состав участников, определенное направление или тему, план своей работы, занятия проводятся периодически, например один раз в месяц. Возможные направления или темы кружка: «Загадки русских слов» (кое- что из этимологии); «Изучение местного говора»; «Из истории географических названий» (почему так назвали реки: Десна, Шуя\ озеро: Лебяжье; города: Ярославль, Петербург, Киев): «Из истории русских имен и фамилий».

Кружок может вести деятельность в форме редколлегии журнала (детского, разумеется), туристической группы по изучению родного края, труппы юных актеров, кинолюбителей, снимающих телефильмы для школы или для себя, группы по изучению какого-то иностранного языка - древнерусского, церковно-славянского и т.п.

Из числа учителей и учащихся создаются также общества культуры речи в школе, которые следят за грамотностью объявлений, стенных газет в школе, а также устной речи детей и взрослых.

Известен опыт создания ученических групп, составляющих учебник или его фрагменты, изготовляющих наглядные учебные пособия и пр,

Создаются коллективы помощи библиотеке: школьники реставрируют старые книги, составляют выставки новых книг или тематические выставки, посвященные тому или иному писателю, заполняют формуляры каталогов.

Приводится примерная тематика кружковых занятий: «Знаешь ли ты свой родной язык?»; «Для шутки - пол минутки» (каламбуры); «Эзопов язык»; «Праздник загадки» (пословицы, крылатые слова, афоризмы); «Можно ли писать без букв?» (узелковое письмо, пиктография и пр.)-, «От быка - до буквы я»; «Откуда пришли названия наших месяцев?»; «Латынь в современном русском языке»; «Владимир Иванович Даль»; «Речь ребенка «от двух до пяти»; «Все наоборот» (антонимы); «Как научиться говорить складно?» (риторика); «Почему мы так говорим?»…

Очень важно, чтобы работа языкового кружка не была замкнутой, ее должны знать все школьники; кружок организует вечера, утренннки, вы ступления членов кружка.

Виды внеклассных занятий.

Это, в частности, уголок русского языка в классной комнате. Он представляет собой периодически обновляемый стенд, на котором в занимательной форме показаны, например, смешиваемые слова (паронимы), образные выражения, фразеологизмы; даны интересные факты о языке, игровые задания учащимся, например; подобрать антонимы к 2-3 словам: скупой, редкий. В уголке родного языка могут быть отделы «Говори правильно!», «Пиши без ошибок!», «На досуге», «Почему мы так говорим?», «Приключения Незнайки» и пр.

Еще один вид внеклассных занятии - викторина. Она может быть общешкольная или классная. Ее помогают организовать друзья русского языка - кружковцы. Намечается день и час, подготавливаются вопросы на уровне выше среднего, причем занимательные и с секретом, с какой-то загадкой. Примеры заданий: «Сколько значений имеет слово огонь. Подтвердить примерами»; «Что получится, если в слове (л..са, пос..дел, ко..) Незнайка сделал ошибку? Показать на примере». Очень хорошо, если занимательные вопросы предложат сами школьники.

Тесты на уровень сообразительности - дело очень серьезное. Дается задача, на вид - простая, например пояснить смысл поговорки Цыплят по осени считают, но в ответе учитывается глубина понимания. Первый ответ: «К осени цыплята уже вырастут п их тогда считают». Второй - «Кто уцелел, кого ястреб не унес, - тех и считают». Третий: «Это не только про цыплят можно сказать, но и про урожай пшеницы: его убрать надо, тогда и считать». Четвертый: «Эта поговорка употребляется в любом случае, когда кто- то хвастается, а дело-то еще не закончено». Пятый ответ: «Эта поговорка не одинока, есть еще: Хвали сено в стогу, Конец - делу венец-, Задом хвались, а не передам (т.е. хвались, когда уже сделал) и т.п.