27402

Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Это игры утренники викторины походы и экскурсии выпуск газет и журналов радиопередачи съемка телефильмов конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение самостоятельное внеклассное чтение книг журналов газет. Лингвистические языковые игры. Как известно игры широко используются и на уроках в более строгой системе познавательного труда детей но внеклассная внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны но всегда содержат дидактический элемент достигающий подчас...

Русский

2013-08-19

46 KB

92 чел.

  1.  Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Задачи и формы внеклассной работы. Принципы внеурочной деятельности.

Внеурочная, или внеклассная, работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в рамках языковой личности. Это игры, утренники, викторины, походы и экскурсии, выпуск газет и журналов, радиопередачи, съемка телефильмов, конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение, самостоятельное (внеклассное) чтение книг, журналов, газет. Внеурочная работа проводится в школе после уроков, дома, в детских клубах и пр. Эта работа ориентируется не на обязательные стандарты-минимумы, не на программы учебных предметов, а на интересы самих детей.

Основные задачи внеурочной работы: 

а) развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;

б) развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;

в) развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие потребности самообразования;

г) углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений.

Роль внеурочных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.

Принципы внеурочной деятельности: 

  •  избирательность в выборе тем и форм занятий;
  •  учет пожеланий и увлечений самих детей;
  •  занимательность - более высокая, чем на уроках;
  •  сотрудничество учителя и детей - тоже в большей степени, чем на уроках.

Методы работы учителя, руководителя и учащихся: исследования; индивидуальная работа по интересам; творческая деятельность; решение познавательных, субъективно-творческих задач; моделирование, программирование, алгоритмизация и т.п.

Лингвистические (языковые) игры.

Как известно, игры широко используются и на уроках, в более строгой системе познавательного труда детей, но внеклассная, внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня. По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации.

Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.

В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это сказки - сказочное изложение грамматических тем, сказки как речевое творчество самих детей и пр.; скороговорки, загадки, потешки, детский юмор и пр.; игры на сообразительность, «хитрые» задачи; игры в слова, кроссворды, словесное и картинное лото, перестановки букв или слогов в словах, лестницы слов, словесные квадраты, колеса приставок и суффиксов, словесное (орфографическое) домино; ребусы, шарады и другие зашифрованные слова; материалы для викторин и олимпиад; задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц; задания на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар,омонимов, и пр.

Подчас игры превращаются в настоящее строгое конструирование: например, задання на расшифровку текста, зашифрованного неизвестным кодом, или наоборот - на создание собственного кода, шифра и на зашифровку какого-либо текста.

Примеры.

Игра на наблюдательность и сообразительность. На карточке даны слова: горизонт зонтика тикают каютка. Найти в этих 4 словах какую-то скрытую закономерность, скрытую связь.

ответ: горизонт

                    зонтика

                                тикают и т.д.

Следующая игра потруднее: каждое из данных слов содержит два и больше других слов, их надо обнаружить как можно быстрее:

яблоко - я, око, блок;

юноша - но, юн, ноша, ша;

шепотом - том, потом, пот, то, а если читать наоборот -мот, от;

чистота - чис?п, тот. та, то.

Второй этап игры: кто больше и быстрее подберет слов для продолжения игры?

Далее - конструктивное задание: кто составит больше слов по такой модели: приставка под- + корень + суффикс + окончание. Усложненный вариант: окончание нулевое.

Кружок русского языка.

Предметный кружок имеет постоянный состав участников, определенное направление или тему, план своей работы, занятия проводятся периодически, например один раз в месяц. Возможные направления или темы кружка: «Загадки русских слов» (кое- что из этимологии); «Изучение местного говора»; «Из истории географических названий» (почему так назвали реки: Десна, Шуя\ озеро: Лебяжье; города: Ярославль, Петербург, Киев): «Из истории русских имен и фамилий».

Кружок может вести деятельность в форме редколлегии журнала (детского, разумеется), туристической группы по изучению родного края, труппы юных актеров, кинолюбителей, снимающих телефильмы для школы или для себя, группы по изучению какого-то иностранного языка - древнерусского, церковно-славянского и т.п.

Из числа учителей и учащихся создаются также общества культуры речи в школе, которые следят за грамотностью объявлений, стенных газет в школе, а также устной речи детей и взрослых.

Известен опыт создания ученических групп, составляющих учебник или его фрагменты, изготовляющих наглядные учебные пособия и пр,

Создаются коллективы помощи библиотеке: школьники реставрируют старые книги, составляют выставки новых книг или тематические выставки, посвященные тому или иному писателю, заполняют формуляры каталогов.

Приводится примерная тематика кружковых занятий: «Знаешь ли ты свой родной язык?»; «Для шутки - пол минутки» (каламбуры); «Эзопов язык»; «Праздник загадки» (пословицы, крылатые слова, афоризмы); «Можно ли писать без букв?» (узелковое письмо, пиктография и пр.)-, «От быка - до буквы я»; «Откуда пришли названия наших месяцев?»; «Латынь в современном русском языке»; «Владимир Иванович Даль»; «Речь ребенка «от двух до пяти»; «Все наоборот» (антонимы); «Как научиться говорить складно?» (риторика); «Почему мы так говорим?»…

Очень важно, чтобы работа языкового кружка не была замкнутой, ее должны знать все школьники; кружок организует вечера, утренннки, вы ступления членов кружка.

Виды внеклассных занятий.

Это, в частности, уголок русского языка в классной комнате. Он представляет собой периодически обновляемый стенд, на котором в занимательной форме показаны, например, смешиваемые слова (паронимы), образные выражения, фразеологизмы; даны интересные факты о языке, игровые задания учащимся, например; подобрать антонимы к 2-3 словам: скупой, редкий. В уголке родного языка могут быть отделы «Говори правильно!», «Пиши без ошибок!», «На досуге», «Почему мы так говорим?», «Приключения Незнайки» и пр.

Еще один вид внеклассных занятии - викторина. Она может быть общешкольная или классная. Ее помогают организовать друзья русского языка - кружковцы. Намечается день и час, подготавливаются вопросы на уровне выше среднего, причем занимательные и с секретом, с какой-то загадкой. Примеры заданий: «Сколько значений имеет слово огонь. Подтвердить примерами»; «Что получится, если в слове (л..са, пос..дел, ко..) Незнайка сделал ошибку? Показать на примере». Очень хорошо, если занимательные вопросы предложат сами школьники.

Тесты на уровень сообразительности - дело очень серьезное. Дается задача, на вид - простая, например пояснить смысл поговорки Цыплят по осени считают, но в ответе учитывается глубина понимания. Первый ответ: «К осени цыплята уже вырастут п их тогда считают». Второй - «Кто уцелел, кого ястреб не унес, - тех и считают». Третий: «Это не только про цыплят можно сказать, но и про урожай пшеницы: его убрать надо, тогда и считать». Четвертый: «Эта поговорка употребляется в любом случае, когда кто- то хвастается, а дело-то еще не закончено». Пятый ответ: «Эта поговорка не одинока, есть еще: Хвали сено в стогу, Конец - делу венец-, Задом хвались, а не передам (т.е. хвались, когда уже сделал) и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26282. Организация документов АФ РФ и других архивных документов в архиве 62 KB
  Организация документов АФ РФ и других архивных документов в архиве Архивы в зависимости от их функций и подчиненности можно разделить на две группы: государственные и ведомственные. Государственные архивы учреждения которые осуществляют собирание хранение и организацию архивных документов в целях их всестороннего использования. Наиболее ценная часть документов архива по истечении срока хранения в ведомстве передается на постоянное хранение в государственный архив. Архивный фонд Российской Федерации это исторически сложившаяся и...
26283. Документационное обеспечение управления как отрасль деятельности 16.88 KB
  Документационное обеспечение управления как отрасль деятельности ДОУ – отрасль деятельности занимающаяся организацией работы с документами начиная с их создания либо получения в организации до их исполненения либо отправления. Наряду с термином делопроизводство в последнее время употребляется и синонимичный ему термин документационное обеспечение управления ДОУ. ДОУ включает в себя две составные части: 1 документирование обеспечение своевременного и грамотного создания документов; 2 организация работы с документами организация...
26284. Правовое и нормативно-методическое регулирование доу в РФ в 1990-2000 гг 131 KB
  Подобные правила закрепляются в актах 4 уровней: федеральный уровень уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации уровень органов местного управления уровень органов управления организаций и их объединениями. Например: по положению в системе нормативных актов по уровню управления: закон распоряжение и т. В соответствии с уровнями управления источниками норм и правил делопроизводства являются: законодательство РФ законодательство субъектов РФ нормативные акты органов местного самоуправления...
26285. ДОКУМЕНТ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА 20.56 KB
  здесь нашла отражение прежде всего информационная сущность документа. Этот же ГОСТ определяет реквизит как обязательный элемент оформления официального документа. Добавлении в определение функции документа. Управление документами.
26286. Документирование управленческой деятельности 105.5 KB
  Сила – свойство официального документа сообщаемое ему действующим законодательством компетенцией издавшего его органа и установленным порядком документирования.302003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационнораспорядительной документации. Распространяется на организационнораспорядительные документы относящиеся к Унифицированной системе организационнораспорядительной документации УСОРД постановления распоряжения приказы решения протоколы акты письма и др.
26287. Системы документации 34.5 KB
  Системы документации. ОРД сисма плановой документации первичноучётная документация отчётностатистическая докия трудовая бухгалтерская финансоворасчётная внешнеторговая Ещё есть корпоративные системы документации – совокупность доков которые предназначены для реализации управленческих функций в определённой сфере деятельности или корпорации. На первых порах существовала единая система документации которая по мере развития специализации систем управления утратила свою целостность т. Система коммерческой документации бухучёта...
26289. Система распорядительной документации 19.98 KB
  Назначение – регулирование координация деятельности которая позволяет организации достигать целей и получать максимальный эффект от своей деятельности. правовые акты действующие в рамках отдельной организации учреждения предприятия фирмы. Основанием для издания распорядительного документа может быть: необходимость исполнения принятых законодательных нормативных правовых актов и иных решений вышестоящих органов и ранее принятых решений данной организации; необходимость осуществления собственной исполнительнораспорядительной...
26290. Система информационно-справочной и информационно-аналитической документации 102 KB
  Письмо – обобщенное наименование различных по содержанию документов служащих средством общения между учреждениями частными лицами. Служебное письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов выделяемых в связи с особым способом передачи текста – пересылкой почтой. 5 Письмо целесообразно готовить по одному вопросу. так как должностное лицо подписавшее письмо выступает от имени организации.