27405

Организация обучения младших школьников на уроках литературного чтения

Доклад

Педагогика и дидактика

Виды уроков литературного чтения: урок чтения одногодвух произведений чтение крупнообъемного произведения урок внеклассного чтения. Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: по учебной задаче; по ведущей деятельности учащихся; по типу учебного материала. Современный урок чтения обладает с одной стороны обязательными компонентами так как он строится на определенном учебном материале воплощает собой конкретный замысел учителя учитывает психологические особенности детей с другой стороны ему присущи гибкость и подвижность...

Русский

2013-08-19

73 KB

77 чел.

  1.  Организация обучения младших школьников на уроках литературного чтения

Охарактеризовать различные подходы к построению урока литературного чтения в начальной школе. Виды уроков литературного чтения: урок чтения одного-двух произведений, чтение крупнообъемного произведения, урок внеклассного чтения.

Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: по учебной задаче; по ведущей деятельности учащихся; по типу учебного материала.

Современный урок чтения обладает, с одной стороны, обязательными компонентами, так как он строится на определенном учебном материале, воплощает собой конкретный замысел учителя, учитывает психологические особенности детей, с другой стороны, ему присущи гибкость и подвижность структурных элементов. потому что он пронизан импровизацией учителя, чутко реагирующего на читательские впечатления детей, на их высказывания и предложенные версии прочитанного текста.

Наиболее жесткой структурой обладает урок чтения и коллективного анализа художественного произведения. Он состоит из таких этапов:

  1.  Подготовка к восприятию текста.
  2.  Первичное восприятие текста.
  3.  Проверка первичного восприятия текста.
  4.  Чтение и анализ произведения.
  5.  Обобщение.
  6.  Перечитывание произведения с новой читательской целью.
  7.  Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает в себя комбинацию главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез - анализ - вторичный синтез.

Если учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

  1.  й вариант - произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);
  2.  й вариант - проводятся 3 (или 2) урока: первый - знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия); второй -анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому); третий - обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Как видим, уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения решаются основные проблемы начального обучения - совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения.

Слушание художественного произведения будет ведущей деятельностью урока другого типа - урока просто чтения, который должен включать такие компоненты: чтение вслух произведения взрослым (учителем); беседа о прочитанном; свободные высказывания детей; размышления о прочитанном; совместные переживания и выводы.

Во многих современных системах обучения предусмотрен специальный урок, на котором идет работа с целостным литературным произведением, при этом внимание акцентируется на его структуре, детьми осваиваются приемы работы, позволяющие проникать в художественный мир произведения через его форму. На таком уроке дети получают литературоведческие сведения, наблюдают существенные признаки литературоведческих понятий, учатся применять литературоведческие понятия как средства прочтения художественного произведения.

В современных системах обучения чтению учебный материал в хрестоматиях часто группируется по тематическому принципу. В таком случае в завершение чтения по теме проводится обобщающий урок, главная идея которого - обобщить читательские представления, подвести итог: какие писатели пишут на эту тему, какие жанры читали в этом разделе, в каких книгах можно найти произведения по этой теме. На уроке, обобщающем тему, учитель должен предстать перед детьми как квалифицированный читатель и расширить читательский кругозор ребенка, предъявив ему по теме или новое произведение знакомого автора, или нового автора, пишущего на эту тему, или новый жанр, раскрывающий эту тему, или познакомить с новым аспектом темы.

Учебный материал - детская книга станет определяющим фактором для такого типа урока, как внеклассное чтение (или урока работы с детской к н и г о й). С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учеников, от используемого учебного материала и пр. В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока.                                                          

Занятие подготовительного этапа имеет такую структуру:

  1.  Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей (или сформировать) реальные представления, на основе которых будет строиться образная система произведения (2-3 мин).
  2.  Выразительное чтение учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 мин).
  3.  Воссоздание прослушанного произведения, размышления по поводу прослушанного произведения (4-6 мин).
  4.  Рассматривание детской книги, в которой помещено прослушанное произведение с целью его отыскания (3-4 мин).
  5.  Рекомендации детям к самостоятельной деятельности с книгами, которые есть в классе или дома. Вывешивание рекомендательного плаката по теме прошедшего занятия (1 мин).

Урок начального этапа. Его структура:

  1.  Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин).
  2.  Чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (до 7 мин).
  3.  Веседа-рассуждение о прочитанном (до 5 мин);
  4.  Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать (до 5 мин).
  5.  Чтение учащимися названного произведения про себя (10-12 мин).
  6.  Выявление и оценка качества самостоятельного чтения- рассматривания книги (7-10 мин).
  7.  Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю, вывешивание рекомендательного плаката по теме следующего урока (1-2 мин).

Урок основного эта п а включает:

  1.  Составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3-5 мин).
  2.  Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской деятельности (20-25 мин).
  3.  Расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10-15 мин).
  4.  Сообщение темы следующего урока, разъяснение цели чтения, вывешивание рекомендательного указателя или списка книг (2-3 мин).

В конце начального этапа рекомендуется провести несколько уроков переходного типа. Их своеобразие в том, что для

Творческая деятельность детей по поводу прочитанного может стать компонентом любого типа урока. Однако в некоторых системах обучения для этого вида деятельности предназначен от дельный урок - урок творчества. 

Понятно, что структура таких уроков не будет жесткой, однако и они должны включать в себя определенные компоненты: постановку творческой задачи, непосредственную творческую деятельность детей, коллективное обсуждение ее результатов, отбор удачных детских произведений для журнала, стенной газеты, сборника.

На таком уроке может быть проведен конкурс чтецов, устроена выставка поделок, разыгран спектакль для родителей и учеников школы.

Подготовка и проведение урока литературного чтения.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению младших школьников основывается на принципах развивающею обучения, поэтому деятельность учителя подчиняется задаче развития у учеников способностей к самостоятельной читательской деятельности, склонностей к саморазвитию.

Рассмотрим наиболее полную последовательность работ, выполняемых учителем начальных классов при обучении школьников.

Подготовка к уроку чтения.

  1.  Работа читателя, направленная на понимание художественного текста самим учителем.

 Чтение и понимание текста учителем:

а) выделение действующих лиц (персонажей);

б) создание образа автора по ходу чтения;

в) установление отношений между персонажами и образом автора.

 Определение текстовых ориентиров для выделения персонажей, образа автора и отношений между ними.

 Определение тех представлений в личном опыте учителя, которые помогли ему выделить характеристики образа автора, персонажей и отношений между ними.

 Формулирование собственного понимания идеи текста.

  1.  Работа организатора коммуникации, направленная на планирование учителем возможных вариантов понимания художественного текста учащимися.

 Определение доступного конкретному возрасту младшего школьника текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение уровня готовности к выделению персонажей, образа автора и отношений между ними;

б) определение уровня готовности к осознанию текстовых «сигналов» персонажей, образа автора и отношений между ними.

Определение возможного объема понимания данного младшим школьникам текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение возможного объема личного опыта младшего школьника;

б) предположение о посильных для младшего школьника формулировках идеи художественного текста.

  1.  Работа методиста, направленная на поиск организационной формы урока для обеспечения доступного младшим школьникам уровня понимания художественного произведения.

 Составление примерного плана или конспекта работы с данным текстом на уроке.

 Привлечение опорной схемы (структуры) урока.

 Использование знаний о методах объяснительного чтения.

 Использование приемов реализации разных типов анализа произведения.

Проведение урока чтения.

  1.  Понимание роли примерного плана на уроке чтения.
  2.  Импровизация и возможные «отклонения» от плана.
  3.  Определение ориентиров, помогающих учителю и ученикам не терять основную цель урока.

Анализ проведенного урока чтения.

  1.  Соответствие цели и итогов проведенного урока.
  2.  Адекватность способов и приемов работы на уроке.
  3.  Значение сравнении задуманного (конспекта) с проведенным уроком.
  4.  Способы анализа уроков для будущих действий учителя.

Краткий обзор методов чтения (метод объяснительного чтения, метод воспитательного чтения, метод литературно-художественного чтения, метод творческого чтения).

Метод объяснительного чтения — 1. Метод, при котором детям сообщаются разнообразные сведения по поводу прочитанного слова, предложения, текста. 2. Метод, при котором чтение сопровождается вопросами по поводу понимания прочитанного, а также и вопросами, наводящими на правильное понимание прочитанного и служащими отправной точкой для объяснения (К. Д. Ушинский).

Метод воспитательного чтения — метод, направленный на целостное восприятие литературного произведения и формирование художественного чувства у ребенка (Ц. П. Балталон). Восприятие литературного произведения делится на несколько стадий: чтение взрослым всего произведения; составление детьми плана рассказа и письменных заметок по поводу прочитанного; беседа, во время которой взрослый и дети делятся впечатлениями по поводу прочитанного, воспроизведение детьми основных эпизодов с комментариями взрослого; оценка жизненных явлений, изображенных в тексте. Особенное внимание уделяется письменному изложению прочитанного с дальнейшим исправлением ошибок.

Метод литературно-художественного чтения — метод, который противопоставлен методу объяснительного чтения (Н. Л. Бродский, Е. Д. Домашевский, Н. М. Мендельсон, Л. Н. Реформатский и др.). Основными целями обучения считались эстетическое воспитание детей, формирование у них эстетического вкуса и активизация интереса к литературе как искусству слова. М. л.-х. ч. предполагает использование литературоведческих понятий при знакомстве с литературными произведениями.

Метод творческого чтения — метод обучения чтению художественных произведений, направленный на активизацию деятельности и использующий творческие приемы работы взрослого и детей (С. И. Абакумов). В основу метода положен принцип связи чтения и понимания прочитанного с жизнью и деятельностью детей. Ребенку предоставляется возможность объяснить прочитанное и реконструировать образы после чтения всего произведения; для этого используются лепка, рисование, аппликация, пение, музыка, театральная деятельность и т. д. Среди словесных методов широко применяются рассказы по аналогии, продолжение сюжета, словесное рисование, чтение произведения по ролям; чтение с описанием положений, действий, выражений лиц, поз и интонации, обстановки, которые были бы необходимыми для живого действия; пересказы (выборочный и творческий),выразительное чтение наизусть, драматизации,издание литературных журналов и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11217. Фонетика и фонология изучаемого языка. учение о фонеме 57.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 3. Фонетика и фонология изучаемого языка. учение о фонеме Теория фонемы. Абстрактный материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы. Фонема и аллофоны. Функции фонемы. 1.Теория фонемы. Основные направления в рамках учения о фонеме.
11218. Фонемный состав английского языка. Гласные 131 KB
  ЛЕКЦИЯ 7 Фонемный состав английского языка. Гласные. Релевантные и нерелевантные признаки в системе английских гласных фонем. Система фонологических оппозиций и принципы классификации английских гласных фонем. Фонологический статус английских дифтонго...
11219. Фонемный состав английского языка. Согласные 130 KB
  ЛЕКЦИЯ 6 Фонемный состав английского языка. Согласные: Релевантные и нерелевантные признаки в системе английских согласных фонем. Принципы классификации английских согласных фонем. Система английских согласных фонем. Различные трактовки английских аффр
11221. Фонетическое слово, синтагма, фраза, фоноабзац, текст. СЛОГ 93.5 KB
  Лекция 9 Фонетическое слово синтагма фраза фоноабзац текст. СЛОГ На предыдущей лекции мы выяснили что слог представляет собой симбиозную фонетикофонологическую единицу. Просодические единицы такие как например ударение и тон влияют в большей степени на сло
11222. Фоностилистическая дифференциация речи. Предмет и задачи фоностилистики 121 KB
  ЛЕКЦИЯ 14. Фоностилистическая дифференциация речи. Предмет и задачи фоностилистики. Как мы убедились в предыдущих лекциях произношение не может быть однородным. Оно меняется под воздействием многочисленных факторов. Поскольку эти факторы никак не влияют на переда...
11223. Discuss different opinions of the threat of population growth on our planet 24 KB
  Discuss different opinions of the threat of population growth on our planet. From the very start I want to admit that population growth as well as other global problems in the world is an urgent one. For decades the population explosion has been giving people nightmares. The worlds population increases by 3 every second and by a billion every decade. With figures such as these the gloom is understandable. There school of thought that the battle to feed all the humanity is over....
11224. Talk about the problems a newly-independent state is confronted with 23.5 KB
  Talk about the problems a newlyindependent state is confronted with. Chinese people say that the worst thing is to live in the time of changes. With the rich choice of possible way of further development comes a bunch of problems as well. Its especially true for newlyindependent states. Id like to illustrate this on the example of Samoa. For centuries time stood still in Samoa. The people worked at banana plantations and respected the customs that the family chiefs presented abso...
11225. Talk on how parents feel about their children travelling on their own for the first time 23.5 KB
  Talk on how parents feel about their children travelling on their own for the first time. It goes without saying that parents is always get worried when their children go abroad to visit new places and get to know other ways of living. Without any doubt traveling is necessary for all of us as it broadens our minds and horizons its kind of relaxation and a wonderful opportunity to get away from it all. When children go on a journey they relax their body refresh their spirits and renew ...