27405

Организация обучения младших школьников на уроках литературного чтения

Доклад

Педагогика и дидактика

Виды уроков литературного чтения: урок чтения одногодвух произведений чтение крупнообъемного произведения урок внеклассного чтения. Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: по учебной задаче; по ведущей деятельности учащихся; по типу учебного материала. Современный урок чтения обладает с одной стороны обязательными компонентами так как он строится на определенном учебном материале воплощает собой конкретный замысел учителя учитывает психологические особенности детей с другой стороны ему присущи гибкость и подвижность...

Русский

2013-08-19

73 KB

77 чел.

  1.  Организация обучения младших школьников на уроках литературного чтения

Охарактеризовать различные подходы к построению урока литературного чтения в начальной школе. Виды уроков литературного чтения: урок чтения одного-двух произведений, чтение крупнообъемного произведения, урок внеклассного чтения.

Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: по учебной задаче; по ведущей деятельности учащихся; по типу учебного материала.

Современный урок чтения обладает, с одной стороны, обязательными компонентами, так как он строится на определенном учебном материале, воплощает собой конкретный замысел учителя, учитывает психологические особенности детей, с другой стороны, ему присущи гибкость и подвижность структурных элементов. потому что он пронизан импровизацией учителя, чутко реагирующего на читательские впечатления детей, на их высказывания и предложенные версии прочитанного текста.

Наиболее жесткой структурой обладает урок чтения и коллективного анализа художественного произведения. Он состоит из таких этапов:

  1.  Подготовка к восприятию текста.
  2.  Первичное восприятие текста.
  3.  Проверка первичного восприятия текста.
  4.  Чтение и анализ произведения.
  5.  Обобщение.
  6.  Перечитывание произведения с новой читательской целью.
  7.  Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает в себя комбинацию главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез - анализ - вторичный синтез.

Если учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

  1.  й вариант - произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);
  2.  й вариант - проводятся 3 (или 2) урока: первый - знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия); второй -анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому); третий - обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Как видим, уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения решаются основные проблемы начального обучения - совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения.

Слушание художественного произведения будет ведущей деятельностью урока другого типа - урока просто чтения, который должен включать такие компоненты: чтение вслух произведения взрослым (учителем); беседа о прочитанном; свободные высказывания детей; размышления о прочитанном; совместные переживания и выводы.

Во многих современных системах обучения предусмотрен специальный урок, на котором идет работа с целостным литературным произведением, при этом внимание акцентируется на его структуре, детьми осваиваются приемы работы, позволяющие проникать в художественный мир произведения через его форму. На таком уроке дети получают литературоведческие сведения, наблюдают существенные признаки литературоведческих понятий, учатся применять литературоведческие понятия как средства прочтения художественного произведения.

В современных системах обучения чтению учебный материал в хрестоматиях часто группируется по тематическому принципу. В таком случае в завершение чтения по теме проводится обобщающий урок, главная идея которого - обобщить читательские представления, подвести итог: какие писатели пишут на эту тему, какие жанры читали в этом разделе, в каких книгах можно найти произведения по этой теме. На уроке, обобщающем тему, учитель должен предстать перед детьми как квалифицированный читатель и расширить читательский кругозор ребенка, предъявив ему по теме или новое произведение знакомого автора, или нового автора, пишущего на эту тему, или новый жанр, раскрывающий эту тему, или познакомить с новым аспектом темы.

Учебный материал - детская книга станет определяющим фактором для такого типа урока, как внеклассное чтение (или урока работы с детской к н и г о й). С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учеников, от используемого учебного материала и пр. В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока.                                                          

Занятие подготовительного этапа имеет такую структуру:

  1.  Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей (или сформировать) реальные представления, на основе которых будет строиться образная система произведения (2-3 мин).
  2.  Выразительное чтение учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 мин).
  3.  Воссоздание прослушанного произведения, размышления по поводу прослушанного произведения (4-6 мин).
  4.  Рассматривание детской книги, в которой помещено прослушанное произведение с целью его отыскания (3-4 мин).
  5.  Рекомендации детям к самостоятельной деятельности с книгами, которые есть в классе или дома. Вывешивание рекомендательного плаката по теме прошедшего занятия (1 мин).

Урок начального этапа. Его структура:

  1.  Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин).
  2.  Чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (до 7 мин).
  3.  Веседа-рассуждение о прочитанном (до 5 мин);
  4.  Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать (до 5 мин).
  5.  Чтение учащимися названного произведения про себя (10-12 мин).
  6.  Выявление и оценка качества самостоятельного чтения- рассматривания книги (7-10 мин).
  7.  Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю, вывешивание рекомендательного плаката по теме следующего урока (1-2 мин).

Урок основного эта п а включает:

  1.  Составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3-5 мин).
  2.  Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской деятельности (20-25 мин).
  3.  Расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10-15 мин).
  4.  Сообщение темы следующего урока, разъяснение цели чтения, вывешивание рекомендательного указателя или списка книг (2-3 мин).

В конце начального этапа рекомендуется провести несколько уроков переходного типа. Их своеобразие в том, что для

Творческая деятельность детей по поводу прочитанного может стать компонентом любого типа урока. Однако в некоторых системах обучения для этого вида деятельности предназначен от дельный урок - урок творчества. 

Понятно, что структура таких уроков не будет жесткой, однако и они должны включать в себя определенные компоненты: постановку творческой задачи, непосредственную творческую деятельность детей, коллективное обсуждение ее результатов, отбор удачных детских произведений для журнала, стенной газеты, сборника.

На таком уроке может быть проведен конкурс чтецов, устроена выставка поделок, разыгран спектакль для родителей и учеников школы.

Подготовка и проведение урока литературного чтения.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению младших школьников основывается на принципах развивающею обучения, поэтому деятельность учителя подчиняется задаче развития у учеников способностей к самостоятельной читательской деятельности, склонностей к саморазвитию.

Рассмотрим наиболее полную последовательность работ, выполняемых учителем начальных классов при обучении школьников.

Подготовка к уроку чтения.

  1.  Работа читателя, направленная на понимание художественного текста самим учителем.

 Чтение и понимание текста учителем:

а) выделение действующих лиц (персонажей);

б) создание образа автора по ходу чтения;

в) установление отношений между персонажами и образом автора.

 Определение текстовых ориентиров для выделения персонажей, образа автора и отношений между ними.

 Определение тех представлений в личном опыте учителя, которые помогли ему выделить характеристики образа автора, персонажей и отношений между ними.

 Формулирование собственного понимания идеи текста.

  1.  Работа организатора коммуникации, направленная на планирование учителем возможных вариантов понимания художественного текста учащимися.

 Определение доступного конкретному возрасту младшего школьника текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение уровня готовности к выделению персонажей, образа автора и отношений между ними;

б) определение уровня готовности к осознанию текстовых «сигналов» персонажей, образа автора и отношений между ними.

Определение возможного объема понимания данного младшим школьникам текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение возможного объема личного опыта младшего школьника;

б) предположение о посильных для младшего школьника формулировках идеи художественного текста.

  1.  Работа методиста, направленная на поиск организационной формы урока для обеспечения доступного младшим школьникам уровня понимания художественного произведения.

 Составление примерного плана или конспекта работы с данным текстом на уроке.

 Привлечение опорной схемы (структуры) урока.

 Использование знаний о методах объяснительного чтения.

 Использование приемов реализации разных типов анализа произведения.

Проведение урока чтения.

  1.  Понимание роли примерного плана на уроке чтения.
  2.  Импровизация и возможные «отклонения» от плана.
  3.  Определение ориентиров, помогающих учителю и ученикам не терять основную цель урока.

Анализ проведенного урока чтения.

  1.  Соответствие цели и итогов проведенного урока.
  2.  Адекватность способов и приемов работы на уроке.
  3.  Значение сравнении задуманного (конспекта) с проведенным уроком.
  4.  Способы анализа уроков для будущих действий учителя.

Краткий обзор методов чтения (метод объяснительного чтения, метод воспитательного чтения, метод литературно-художественного чтения, метод творческого чтения).

Метод объяснительного чтения — 1. Метод, при котором детям сообщаются разнообразные сведения по поводу прочитанного слова, предложения, текста. 2. Метод, при котором чтение сопровождается вопросами по поводу понимания прочитанного, а также и вопросами, наводящими на правильное понимание прочитанного и служащими отправной точкой для объяснения (К. Д. Ушинский).

Метод воспитательного чтения — метод, направленный на целостное восприятие литературного произведения и формирование художественного чувства у ребенка (Ц. П. Балталон). Восприятие литературного произведения делится на несколько стадий: чтение взрослым всего произведения; составление детьми плана рассказа и письменных заметок по поводу прочитанного; беседа, во время которой взрослый и дети делятся впечатлениями по поводу прочитанного, воспроизведение детьми основных эпизодов с комментариями взрослого; оценка жизненных явлений, изображенных в тексте. Особенное внимание уделяется письменному изложению прочитанного с дальнейшим исправлением ошибок.

Метод литературно-художественного чтения — метод, который противопоставлен методу объяснительного чтения (Н. Л. Бродский, Е. Д. Домашевский, Н. М. Мендельсон, Л. Н. Реформатский и др.). Основными целями обучения считались эстетическое воспитание детей, формирование у них эстетического вкуса и активизация интереса к литературе как искусству слова. М. л.-х. ч. предполагает использование литературоведческих понятий при знакомстве с литературными произведениями.

Метод творческого чтения — метод обучения чтению художественных произведений, направленный на активизацию деятельности и использующий творческие приемы работы взрослого и детей (С. И. Абакумов). В основу метода положен принцип связи чтения и понимания прочитанного с жизнью и деятельностью детей. Ребенку предоставляется возможность объяснить прочитанное и реконструировать образы после чтения всего произведения; для этого используются лепка, рисование, аппликация, пение, музыка, театральная деятельность и т. д. Среди словесных методов широко применяются рассказы по аналогии, продолжение сюжета, словесное рисование, чтение произведения по ролям; чтение с описанием положений, действий, выражений лиц, поз и интонации, обстановки, которые были бы необходимыми для живого действия; пересказы (выборочный и творческий),выразительное чтение наизусть, драматизации,издание литературных журналов и т. д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21783. Управление риском в банковской системе 120.5 KB
  Важными составляющими кредитного риска являются отраслевой риск который связан с неопределенностью в отношении перспектив развития отрасли заемщика и риск страныместопребывания заемщика. Последний имеет место при кредитовании иностранных заемщиков и обусловлен действием факторов риска относящихся к стране в которой находится заемщик. Тремя ключевыми для банка рисками относящимися к данной группе являются риск изменения процентных ставок рыночный и валютный риски: риск изменения процентных ставок касается кредитных вложений а также...
21784. Риск-менеджмент в страховании 189.5 KB
  Страхователи имеют право при заключении договоров личного страхования назначать с согласия застрахованного лица граждан или юридических лиц выгодоприобретателей для получения страховых выплат а также заменять их до наступления страхового случая если иное не предусмотрено договором страхования. Страховые платежи определяют на основе страховых тарифов отождествляемых с бруттоставкой которая состоит из двух частей: неттоставки предназначенной для возмещения вероятного ущерба; нагрузки включающей расходы на содержание страховой...
21785. Инвестиционный менеджмент и риск 162.5 KB
  Отсюда с очевидностью вытекает что оценивая риск конкретного актива из инвестиционного портфеля можно действовать двояко: либо рассматривать этот актив изолированно от других активов либо считать его неотъемлемой частью портфеля. Более того актив имеющий высокий уровень риска при рассмотрении его изолированно может оказаться практически безрисковым с позиции портфеля и при определенном сочетании входящих в этот портфель активов. Кроме того увеличение числа включаемых в портфель активов как правило приводит к снижению риска данного...
21786. Управление финансовыми рисками 174.5 KB
  Сущность и классификация финансовых рисков 2. Сущность и классификация финансовых рисков Финансовая деятельность предприятия во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками степень влияния которых на результаты этой деятельности существенно возрастает с переходом к рыночной экономике. Риски сопровождающие эту деятельность выделяются в особую группу финансовых рисков играющих наиболее значимую роль в общем портфеле рисков предприятия. Возрастание степени влияния финансовых рисков на результаты финансовой деятельности предприятия...
21787. Риск как экономическая категория 80 KB
  Понятие риска его основные элементы 2. Причины возникновения риска 3. Общие принципы классификации риска 4. Факторы влияющие на уровень экономического риска 1.
21788. Система количественных оценок риска 94 KB
  Как отмечалось ранее тема 2 одним из наиболее распространенных методов количественной оценки риска является статистический метод. Главными инструментами статистического метода расчета риска являются: среднее значение х изучаемой случайной величины последствий какоголибо действия например дохода прибыли и т. как случайные величины подчиняются закону близкому к нормальному широко используется в литературе по проблеме количественной оценки экономического риска.
21789. Теоретические аспекты риск-менеджмента 70 KB
  Основные принципы управления рисками 3. Анализ риска 4. Методы количественного анализа риска 1. Содержание рискменеджмента Рискменеджмент – система управления рисками на предприятии которая представляет собой совокупность методов приемов и мероприятий позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
21790. Риск и доход 72 KB
  Величина FV показывает будущую стоимость сегодняшней величины PV при заданном уровне доходности. Концепция риска и доходности в финансовом менеджменте Риск и доходность в финансовом менеджменте и анализе рассматриваются как две взаимосвязанные категории. Активы с которыми ассоциируется относительно больший размер возможных потерь рассматриваются как более рисковые; вполне естественно что к таким активам предъявляются и большие требования в отношении доходности.
21791. Управление рисками и антикризисное управление 81 KB
  Главная задача антикризисного управления обеспечение такого положения предприятия на рынке когда оно может преодолеть временные трудности в том числе и финансовые посредством использования всех возможностей современного менеджмента. главной целью его является обеспечение стабильного положения на рынке компании при любых экономических политических и социальных изменениях в стране; в его рамках применяются в основном те управленческие инструменты которые наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении других...