27406

Проблема содержания обучения чтению в истории русской начальной школы

Доклад

Педагогика и дидактика

Основные принципы построения программы по чтению; содержание и тематика чтения на каждом году обучения; требования к знаниям умениям и навыкам учащихся. Особенности современных учебников литературного чтения их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности продуктивного чтения. У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения во время чтения и после чтения.

Русский

2013-08-19

57.5 KB

13 чел.

  1.  Проблема содержания обучения чтению в истории русской начальной школы.

Основные принципы построения программы по чтению; содержание и тематика чтения на каждом году обучения; требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Программа "Литературное чтение" имеет два основных направления:

  •  знакомство с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;
  •  формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.

Отсюда вытекают два основных принципа построения программы - коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

Примерная программа по литературному чтению в формате .pdf [700Кб]  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=531

http://schuv509.mskobr.ru/files/doc/nach_shkola/4_klass/literaturnoe_chtenie.pdf

Современные программы по литературному чтению.

В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.

К традиционным относятся программы: «Школа России» (Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.), «Начальная школа ХХI века» ( Литературное чтение – Л.А. Ефросинина.), «Школа2000», «Школа 2100» (Литературное чтение - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), «Гармония» ( Литературное чтение – автор О.В. Кубасова.), «Перспективная начальная школа» (Литературное чтение – Чуракова Н.А., Малаховская О.В.), «Классическая начальная школа» ( Литературное чтение.– О.В.Джежелей.), «Планета знаний» ( Литературное чтение – Э.Э.Кац), «Перспектива» (Литературное чтение – Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.).

К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова (Литературное чтение – В.Ю. Свиридова. Литературное чтение – В.А. Лазарева.) и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (Литературное чтение – Г.Н. Кудина, З.Н.Новлянская. Литературное чтение – Е.И. Матвеева.).

Особенности современных учебников литературного чтения, их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования.

Соответствие УМК по литературному чтению Е.В. Бунеевой и Р.Н.Бунеева требованиям нового стандарта

1. Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения). У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. В учебниках система заданий к текстам, а также обучение ведению "диалога с автором" обеспечивают развитие читательских умений. В тетрадях по литературному чтению эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию читательских умений, а также самостоятельная читательская деятельность с использованием приемов работы с текстом, которые дети осваивают на уроках. Совместная деятельность учителя и детей организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения. В тетрадях для учащихся система заданий предусматривает постепенный переход к самостоятельной работе с текстом.

2. Проблемно-диалогическая технология в УМК реализована через авторские тексты, связывающие тексты художественных произведений в соответствии с проблемно-тематическим принципом организации материала. В диалогах сквозных персонажей учебников по литературному чтению ставятся проблемы нравственно-этического, содержательного, литературоведческого характера и др., которые решаются в ходе чтения и обсуждения текстов соответствующего раздела.

3-4. В учебниках предусмотрены совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

5. УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения:

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения техники чтения и понимания текста, умения ориентировки в книге, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, работы с толковым словарем, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий) а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, составление простого и сложного плана текста, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, элементы редактирования собственных текстов), б)организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности младшего школьника.

6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка через подбор текстов художественных произведений, прежде всего отечественной классики и современной детской литературы, через многообразие тематики, жанров, включение произведений о самих детях и их сверстниках, о семье - заботе и любви к близким, взаимопонимании и взаимопомощи, совместном труде и творчестве, о друзьях и дружбе, о животных и природе, путешествиях и познании мира и самого себя и т.д. Содержание и методический аппарат учебника предоставляют детям возможность выбора собственных читательских предпочтений и ориентированы, в том числе, на этот выбор.

7. Оценивание предметных умений происходит через систему проверочных работ, включенных в тетради по литературному чтению. В методических рекомендациях для учителя предлагается психологически комфортный подход к оцениванию техники чтения и понимания текста: предлагается проводить контроль техники чтения и читательских умений в той же технологии, в какой ведется обучение (например, техника чтения вслух и выразительность чтения проверяются после предварительного прочтения ребенком текста). Большое внимание уделяется развитию и проверке умения читать про себя.

8. Практикумы по развитию читательских умений, включенные в тетради по литературному чтению для 3 и 4 классов, в которых четко обозначены умения, которые комплексно развиваются в ходе чтения и анализа ряда текстов. Практикумы в тетради по литературному чтению для 4 класса "Учусь читать художественную прозу", "Учусь читать лирический текст", "Учусь читать научно-популярный познавательный текст" и др.

9. Детская самостоятельность формируется путем постепенного освоения приемов восприятия (понимания) текста, причем осознанным овладением этапами работы с текстом до начала чтения, во время чтения, после чтения и приемами на каждом этапе - сначала в диалоге с учителем, затем через частично самостоятельную деятельность по выполнению практикумов в тетрадях, затем посредством самостоятельного чтения в режиме диалога с автором.

10. Технология продуктивного чтения, реализованная в УМК Р.Н. и Е.В.Бунеевых, предусматривает, например, ведение диалога с автором по ходу чтения текста: умения видеть прямые и скрытые авторские вопросы в тексте, самостоятельно прогнозировать ответы и проверять себя по тексту. Также для самоконтроля и контроля учителя специально разработаны и включены в тетради по литературному чтению комплексные итоговые работы по проверке читательских умений.

Контроль предметных знаний и умений обеспечивают проверочные работы, также включенные в тетради. Работы проводятся после завершения чтения произведений каждого раздела учебника с 1 по 4 классы.

11. Данный УМК создает мотивацию к обучению чтению и пониманию текстов через такой прием, как введение сквозных персонажей в каждый учебник (мотивируется последовательность и содержание чтения, создаются проблемные ситуации, вызывающие желание читать), а также через технологию продуктивного чтения: на этапе до начала чтения текста дети высказывают предположения о героях, содержании и т.д. на основании чтения имени автора, названия произведения, группы ключевых слов и рассматривания предтекстовой иллюстрации. В результате этой работы возникают вопросы, ответы на которые можно найти только в тексте. Значит, его необходимо прочитать и провести диалог с автором.

12. Авторские тексты с участием сквозных персонажей, тексты, включающие диалог с автором, требуют совместной работы учителя с классом в равноправном разговоре читателей, они также предполагают работу в парах и малых группах. Технология работы с текстом, реализованная во всех составляющих данного УМК, работает только в режиме учебного сотрудничества.

13. Каждый учебник "Литературное чтение" Бунеевых обращен лично к каждому ребенку, написан специально для него.

Предполагается, что работа ребенка над текстами будет идти в индивидуальном темпе. Выбор произведений для чтения, система работы в тетрадях ориентированы на индивидуальность ребенка. Подход, который характеризует этих авторов, можно определить так: «Чтение - это глубоко личный процесс в виде диалога читателя и писателя, каждый должен научиться интерпретации текста, которую затем необходимо соотнести с объективным авторским смыслом».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА "ГАРМОНИЯ" Характеристика учебников 

Расположение литературного и методического материала в учебниках соответствует следующим приоритетным задачам:

  •  формирование навыка чтения в 1 и 2 классах
  •  накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе
  •  литературное развитие на основе упорядочения литературных знаний и представлений в 4 классе.

Круг чтения в учебнике для 1 класса составляют, преимущественно, произведения отечественной литературы. Учебник содержит произведения, тематически актуальные и привлекательные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательстве, смелости и трусости, хвастливости, трудолюбии...), о забавах детей.

Методический аппарат учебника и рабочей тетради направлен, прежде всего, на формирование всех сторон навыка чтения.

Литературные произведения учебника для 2 класса подобраны таким образом, чтобы наиболее полно представить весь спектр литературы для детей в её идейно-тематическом, видо-жанровом и эстетическом многообразии.

Структура учебника отражает его методическую направленность. Первый раздел («Учимся читать») посвящён формированию навыка чтения, то есть работе над осмысленностью, правильностью, беглостью и выразительностью чтения учащихся (подразделы «Читаем – думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно»).

Во второй раздел («Учимся работать с текстом») помещены материалы для развития основ литературного анализа художественного текста (разделы «Автор и его герои», «Слова, слова, слова...», «План и пересказ»).

Методический аппарат третьего раздела («В мире книг») способствует формированию у детей навыков работы с книгами.

В учебнике для 3 класса остаётся актуальным внимание к работе над читательскими умениями, однако достаточно высокий уровень навыка чтения уже позволяет выдвинуть на первый план иную (воспитательную) задачу, а значит и другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что усиливает мировоззренческую направленность уроков чтения. В книге для чтения содержится богатый материал для осмысления сложных неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии, что отражается даже в названиях тем, например: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать – своё потерять», «Тайное всегда становится явным» и др.

В учебнике для 4 класса при сохранении ранее заявленных тенденций акцентируется задача литературного образования младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся.

http://gmo.miass.edu.ru/Nach/p9aa1.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60135. Нітрати. Вплив нітратів на організм людини 80.5 KB
  Мета: з’ясувати вплив нітратів на організм людини формувати в учнів науковий світогляд навички обговорення проблеми забруднення харчових продуктів хімічними речовинами формувати образно-логічне та екологічне мислення...
60136. Літературне свято «Поезія – це завжди неповторність» 65.5 KB
  Дорогі друзі! Сьогодні ми долучимося до високого Мистецтва – поетичного слова двох геніальних творців, таких різних у своїх творчих доробках, але таких близьких у поглядах на сучасність, суспільство. Ми відчинимо двері у дивовижно яскравий світ...
60138. Влияние шума на организм человека 256 KB
  Цель: дать определение шума; рассмотреть наиболее распространённые источники шума; показать влияние шума на живые организмы; доказать что культура поведения в школе эффективный путь борьбы с шумом...
60139. Позакласний захід-панорама до Дня української мови та писемності «Слово – найтонше доторкання до серця…» 144 KB
  Слайд 2 Рідна мова 1 читець Мово рідна Колискова материнська ніжна мово Мово сили й простоти Гей яка ж прекрасна Ти Слайд 3 2 читець Перше слово крик любові Сміх і радість немовляти: неповторне слово Мати про життя найперше...
60140. Засідання круглого столу: «Математики і лірики» 60 KB
  В свою чергу багато маткматиків віддали данину мазі поезії і навіть писали вірші поеми і романи. Мені хочеться багато писати і вчитися писати зізналась дівчина і ось через якісь цифри я не потраплю до університету.
60141. «Свіча запалена від серця» (загальношкільний виховний захід) 341.5 KB
  Слайд№ 1 Вчитель: Красиво і світло в нашій світлиці Квіти на вікнах стоять весняні. Гладить його по голові Слайд №2 Вчитель: Щовесни коли тануть сніги І на рясті просяє веселка Повні сил і живої снаги Ми вшановуєм пам’ять Шевченка.
60142. Ми тебе не забули, Тарасе! 476.5 KB
  Ведуча 1. 9 березня 1814 року народився Тарас Григорович Шевченко – великий поет України. Тарасе, наш Кобзарю, всюди Приходиш нині ти як свій Тебе вітають щиро люди На всій Україні моїй. Тарас вкраїнської землі Був найвірнішим сином.
60143. Классный час по профориентации: «Наш выбор» 156 KB
  Цели - расширить представления учащихся об различных профессиях; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность...