27406

Проблема содержания обучения чтению в истории русской начальной школы

Доклад

Педагогика и дидактика

Основные принципы построения программы по чтению; содержание и тематика чтения на каждом году обучения; требования к знаниям умениям и навыкам учащихся. Особенности современных учебников литературного чтения их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности продуктивного чтения. У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения во время чтения и после чтения.

Русский

2013-08-19

57.5 KB

14 чел.

  1.  Проблема содержания обучения чтению в истории русской начальной школы.

Основные принципы построения программы по чтению; содержание и тематика чтения на каждом году обучения; требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Программа "Литературное чтение" имеет два основных направления:

  •  знакомство с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;
  •  формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.

Отсюда вытекают два основных принципа построения программы - коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

Примерная программа по литературному чтению в формате .pdf [700Кб]  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=531

http://schuv509.mskobr.ru/files/doc/nach_shkola/4_klass/literaturnoe_chtenie.pdf

Современные программы по литературному чтению.

В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.

К традиционным относятся программы: «Школа России» (Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.), «Начальная школа ХХI века» ( Литературное чтение – Л.А. Ефросинина.), «Школа2000», «Школа 2100» (Литературное чтение - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), «Гармония» ( Литературное чтение – автор О.В. Кубасова.), «Перспективная начальная школа» (Литературное чтение – Чуракова Н.А., Малаховская О.В.), «Классическая начальная школа» ( Литературное чтение.– О.В.Джежелей.), «Планета знаний» ( Литературное чтение – Э.Э.Кац), «Перспектива» (Литературное чтение – Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.).

К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова (Литературное чтение – В.Ю. Свиридова. Литературное чтение – В.А. Лазарева.) и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (Литературное чтение – Г.Н. Кудина, З.Н.Новлянская. Литературное чтение – Е.И. Матвеева.).

Особенности современных учебников литературного чтения, их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования.

Соответствие УМК по литературному чтению Е.В. Бунеевой и Р.Н.Бунеева требованиям нового стандарта

1. Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения). У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. В учебниках система заданий к текстам, а также обучение ведению "диалога с автором" обеспечивают развитие читательских умений. В тетрадях по литературному чтению эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию читательских умений, а также самостоятельная читательская деятельность с использованием приемов работы с текстом, которые дети осваивают на уроках. Совместная деятельность учителя и детей организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения. В тетрадях для учащихся система заданий предусматривает постепенный переход к самостоятельной работе с текстом.

2. Проблемно-диалогическая технология в УМК реализована через авторские тексты, связывающие тексты художественных произведений в соответствии с проблемно-тематическим принципом организации материала. В диалогах сквозных персонажей учебников по литературному чтению ставятся проблемы нравственно-этического, содержательного, литературоведческого характера и др., которые решаются в ходе чтения и обсуждения текстов соответствующего раздела.

3-4. В учебниках предусмотрены совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

5. УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения:

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения техники чтения и понимания текста, умения ориентировки в книге, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, работы с толковым словарем, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий) а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, составление простого и сложного плана текста, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, элементы редактирования собственных текстов), б)организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности младшего школьника.

6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка через подбор текстов художественных произведений, прежде всего отечественной классики и современной детской литературы, через многообразие тематики, жанров, включение произведений о самих детях и их сверстниках, о семье - заботе и любви к близким, взаимопонимании и взаимопомощи, совместном труде и творчестве, о друзьях и дружбе, о животных и природе, путешествиях и познании мира и самого себя и т.д. Содержание и методический аппарат учебника предоставляют детям возможность выбора собственных читательских предпочтений и ориентированы, в том числе, на этот выбор.

7. Оценивание предметных умений происходит через систему проверочных работ, включенных в тетради по литературному чтению. В методических рекомендациях для учителя предлагается психологически комфортный подход к оцениванию техники чтения и понимания текста: предлагается проводить контроль техники чтения и читательских умений в той же технологии, в какой ведется обучение (например, техника чтения вслух и выразительность чтения проверяются после предварительного прочтения ребенком текста). Большое внимание уделяется развитию и проверке умения читать про себя.

8. Практикумы по развитию читательских умений, включенные в тетради по литературному чтению для 3 и 4 классов, в которых четко обозначены умения, которые комплексно развиваются в ходе чтения и анализа ряда текстов. Практикумы в тетради по литературному чтению для 4 класса "Учусь читать художественную прозу", "Учусь читать лирический текст", "Учусь читать научно-популярный познавательный текст" и др.

9. Детская самостоятельность формируется путем постепенного освоения приемов восприятия (понимания) текста, причем осознанным овладением этапами работы с текстом до начала чтения, во время чтения, после чтения и приемами на каждом этапе - сначала в диалоге с учителем, затем через частично самостоятельную деятельность по выполнению практикумов в тетрадях, затем посредством самостоятельного чтения в режиме диалога с автором.

10. Технология продуктивного чтения, реализованная в УМК Р.Н. и Е.В.Бунеевых, предусматривает, например, ведение диалога с автором по ходу чтения текста: умения видеть прямые и скрытые авторские вопросы в тексте, самостоятельно прогнозировать ответы и проверять себя по тексту. Также для самоконтроля и контроля учителя специально разработаны и включены в тетради по литературному чтению комплексные итоговые работы по проверке читательских умений.

Контроль предметных знаний и умений обеспечивают проверочные работы, также включенные в тетради. Работы проводятся после завершения чтения произведений каждого раздела учебника с 1 по 4 классы.

11. Данный УМК создает мотивацию к обучению чтению и пониманию текстов через такой прием, как введение сквозных персонажей в каждый учебник (мотивируется последовательность и содержание чтения, создаются проблемные ситуации, вызывающие желание читать), а также через технологию продуктивного чтения: на этапе до начала чтения текста дети высказывают предположения о героях, содержании и т.д. на основании чтения имени автора, названия произведения, группы ключевых слов и рассматривания предтекстовой иллюстрации. В результате этой работы возникают вопросы, ответы на которые можно найти только в тексте. Значит, его необходимо прочитать и провести диалог с автором.

12. Авторские тексты с участием сквозных персонажей, тексты, включающие диалог с автором, требуют совместной работы учителя с классом в равноправном разговоре читателей, они также предполагают работу в парах и малых группах. Технология работы с текстом, реализованная во всех составляющих данного УМК, работает только в режиме учебного сотрудничества.

13. Каждый учебник "Литературное чтение" Бунеевых обращен лично к каждому ребенку, написан специально для него.

Предполагается, что работа ребенка над текстами будет идти в индивидуальном темпе. Выбор произведений для чтения, система работы в тетрадях ориентированы на индивидуальность ребенка. Подход, который характеризует этих авторов, можно определить так: «Чтение - это глубоко личный процесс в виде диалога читателя и писателя, каждый должен научиться интерпретации текста, которую затем необходимо соотнести с объективным авторским смыслом».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА "ГАРМОНИЯ" Характеристика учебников 

Расположение литературного и методического материала в учебниках соответствует следующим приоритетным задачам:

  •  формирование навыка чтения в 1 и 2 классах
  •  накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе
  •  литературное развитие на основе упорядочения литературных знаний и представлений в 4 классе.

Круг чтения в учебнике для 1 класса составляют, преимущественно, произведения отечественной литературы. Учебник содержит произведения, тематически актуальные и привлекательные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательстве, смелости и трусости, хвастливости, трудолюбии...), о забавах детей.

Методический аппарат учебника и рабочей тетради направлен, прежде всего, на формирование всех сторон навыка чтения.

Литературные произведения учебника для 2 класса подобраны таким образом, чтобы наиболее полно представить весь спектр литературы для детей в её идейно-тематическом, видо-жанровом и эстетическом многообразии.

Структура учебника отражает его методическую направленность. Первый раздел («Учимся читать») посвящён формированию навыка чтения, то есть работе над осмысленностью, правильностью, беглостью и выразительностью чтения учащихся (подразделы «Читаем – думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», «Читаем выразительно»).

Во второй раздел («Учимся работать с текстом») помещены материалы для развития основ литературного анализа художественного текста (разделы «Автор и его герои», «Слова, слова, слова...», «План и пересказ»).

Методический аппарат третьего раздела («В мире книг») способствует формированию у детей навыков работы с книгами.

В учебнике для 3 класса остаётся актуальным внимание к работе над читательскими умениями, однако достаточно высокий уровень навыка чтения уже позволяет выдвинуть на первый план иную (воспитательную) задачу, а значит и другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что усиливает мировоззренческую направленность уроков чтения. В книге для чтения содержится богатый материал для осмысления сложных неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии, что отражается даже в названиях тем, например: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать – своё потерять», «Тайное всегда становится явным» и др.

В учебнике для 4 класса при сохранении ранее заявленных тенденций акцентируется задача литературного образования младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся.

http://gmo.miass.edu.ru/Nach/p9aa1.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23187. Поняття глобалізаціїї та форми її існування 43 KB
  Поняття глобалізаціїї та форми її існування. Історичні етапи глобалізації: Сучасна глобалізація підготовлена багатьма історичними процесами: 1. Деякі дослідники вважаютьщо початковими формами глобалізації була торгівля та захоплення нових територій5 тис.Інші знаходять елементи глобалізації в епоху античності а саме у створенні імперії Олександра Македонського 1V ст.
23188. Глобальні проблеми сучасності 53 KB
  В загальному вигляді всі ці ресурси можна умовно віднести до трьох груп: матеріальніповітря вода їжа одяг засоби виробництва пересування матеріали для житла та ін. енергетичнірізноманітні форми енергії що дозволяють перетворювати матеріальні ресурси та інформаційнімова знання досвід тощо. Всі ці ресурси людина в своїй повсякденній та виробничій діяльності отримує з навколишнього середовища яке по суті є системою що включає природний антропогеннийстворений людиною та соціальнийприродноантропогенний компоненти....
23189. Екологічні проблеми та шляхи їхрозв’язання 35.5 KB
  Екологічні проблеми та шляхи їхрозвязання Екологічні проблеми це проблемиповязані з впливом на природне середовище діяльності людини що спричинює порушення структури та функціонування природних системекосистем ландшафтів і викликає негативні соціальні економічні та інші наслідки. Поняття екологічної проблеми є антропоцентричним тому що всі негативні зміни оцінюютьс яз точки зору значимості для людини та умов її існування. З огляду на порушення певних компонентів середовищачи екосистеми екологічні проблеми розділяють на такі...
23190. Інтелект,почуття,пам»ять і воля як здатності людини 49.5 KB
  Пам'ять є складною системою процесів що здійснюють повний цикл перетворень інформації суб'єктом: запам'ятовування зберігання відтворення і забування. Запам'ятовуванняце процес пам'яті який забезпечує приймання відбір і фіксацію інформації завдяки утворенню й закріпленню тимчасових нервових зв'язків. Запам'ятовування як і інші психічні процеси буває мимовільним і довільним. А Мимовільне запам'ятовування має місце тоді коли людина не ставить собі за мету щось закріплювати і в подальшому використовувати цю інформацію.