27419

Народная художественная культура национальные, этнические формы искусства. Методы и формы приобщения учащихся к многообразию культурного наследия, к региональным (местным) национальным культурам и искусству на уроках ИЗО и во внеклассной работе

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Виды и формы ДПИ. Методика обучения основам ДПИ в школе и формах дополнительного образования. ДПИ невозможно без художественного творчества так же как невозможно и без ремесленных основ владения технологией обработки тех или иных материалов. Методика преподавания ДПИ основанного на традиционной народной культуре сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области Технология .

Русский

2013-08-19

46.5 KB

56 чел.

Билет 27 . Народная художественная культура4национальные, этнические формы искусства. Методы и формы приобщения учащихся к многообразию культурного наследия, к региональным (местным) национальным культурам и искусству на уроках ИЗО и во внеклассной работе.

Народная художественная культура является элементом всей художественной культуры, представляющей собой часть культуры вообще.

Тяга людей к прошлому объясняется желанием приспособиться к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую культурную преемственность. Объяснить интерес к прошлому, в том числе и к художественной культуре народа, можно и повышением уровня культуры общества.

Народная художественная культура предоставляет широкие возможности преодоления тенденции увеличения бездуховности, пассивного потребительства. Это связано с тем, что в народной художественной культуре заключена многовековая мудрость житейского опыта; многие приемы советы, рекомендации представляют интерес и для современности, благотворно влияют на личность, отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте.

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера.

Билет 28. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: история и современность. Виды и формы ДПИ. Методика обучения основам ДПИ в школе и формах дополнительного образования.

Декоративно-прикладное искусство — вид искусства, имеющий свою декоративную образность, свой особый художественный смысл и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека. В единстве того и другого его сущность и специфика. К этому искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно — из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла). Включенное в повседневную жизнь людей, оно играет важную роль в эстетической организации среды. Его роль в непосредственном утилитарном обслуживании быта постепенно уменьшается, но зато расширяется сфера духовного воздействия на человека, которое осуществляется на основе образно-содержательного потенциала произведений, усиления декоративности, учета при разработке бытовой вещи ее роли в регулировании социального поведения людей.На смену трудовому обучению с 1994 года пришла новая образовательная область «Технология». Программа по технологии включает в себя большой раздел, посвященный различным видам художественной обработки материалов. В связи с этим в подготовку учителей данного профиля была дополнительно введена дисциплина «Декоративно-прикладное искусство», т.к. ДПИ невозможно без художественного творчества, так же как невозможно и без ремесленных основ владения технологией обработки тех или иных материалов. Методика преподавания ДПИ, основанного на традиционной народной культуре, сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Технология» . Но уже сегодня можно утверждать, что наряду с общеизвестными педагогическими принципами в нее должны быть включены следующие принципы:  • опора на изучаемое ремесло и его каноны;  • связь с теоретическими положениями эстетики;  • формирование понятийного аппарата;  • целенаправленное развитие интересов;  • рациональный выбор учебных изделий. Цель методики преподавания декоративно-прикладного искусства заключается в формировании личности учителя-носителя национальной культуры, способного передать эту культуру будущим поколениям. В ходе творческих и практических занятий ставятся следующие задачи:  • формирование знаний в области методологии обучения ДПИ;  • развитие творческого педагогического мышления;  • подготовка специалистов, владеющих современными технологиями обучения. Предмет методики преподавания ДПИ представляет собой организацию учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным требованиям. В процессе изучения методики преподавания ДПИ формируются следующие знания:  • истории возникновения и развития различных направлений декоративно-прикладного искусства;  • основных аспектов разработки теории и методики ДПИ и развития детского творчества;  • психологических основ преподавания ДПИ;  • форм дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства;  • содержания образования, принципов и методов обучения ДПИ;  • современных требований к уроку декоративно-прикладного искусства;  • структуры образовательных программ нового поколения. и умения:  • применять полученные знания в практической деятельности;  • планировать занятия ДПИ согласно современным требованиям; • анализировать уроки ДПИ;  • разрабатывать наглядные и методические пособия, дидактические задания и игры к занятиям ДПИ;  • разрабатывать образовательные программы. Занятия декоративно-прикладным искусством (в традиционном варианте) и художественным народным творчеством имеют много общего. Они развивают в учащихся умение видеть и активно утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в труде, в природе, способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи. Именно поэтому необходимо особое внимание уделить преподаванию этого вида искусства на уроках в школе, а следовательно и обучению специалистов, способных внести свой вклад во внедрение в учебный процесс и дальнейшее развитие этих уроков. Методика ДПИ неизбежно будет совершенствоваться. В нее могут войти конкретные приемы и даже интересные методические пособия из школьной методики изобразительно искусства. И, конечно, обязательно будут формироваться и свои собственные оригинальные методы и конкретные приемы, отвечающие специфике содержания ДПИ и непосредственно проктической работе в школьных учебных мастерских.Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.Интерактивный метод Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49408. Устройство формирования импульсных последовательностей на базе МПС 374 KB
  Система состоит из микропроцессора таймера тактового генератора блока памяти. ВМ – выбор микросхемы ЗП – вход для записи данных с магистрали данных ЧТ – вход разрешения выдачи данных из таймера на ШД ТИ0.ТИ2 – тактовые входы каналов таймера Р0. 0й канал 1го таймера запрограммирован на работу в режиме 5 схемотехнически управляемый строб.
49409. Устройство сбора телеметрической информации 713 KB
  Конструктивная реализация устройства включает в себя 30 модулей аналогового ввода с подключенными к ним дешифраторами, основной микроконтроллерный модуль, включающий в себя микроконтроллер, а так же при необходимости и дополнительную память (ОЗУ).
49410. Разработка процесса разделения углеводородной смеси 175 KB
  Задание на курсовое проектирование Дисциплина: Основы проектирования и оборудование предприятий органического синтеза Студент: Новокрещенова Наталья Сергеевна Тема: Разработка технологического процесса для разделения углеводородной смеси заданного состава Исходные данные: 1. В результате чего выходящие из аппарата пары представляют собой почти чистый НК. Часть конденсата возвращаемая на орошение аппарата называется флегмой другая часть отводится в качестве дистиллята. Она заключается в конденсации газов и последующей ректификации...
49411. Разработка системы применения удобрений на примере хозяйства Воронежской области 1.47 MB
  Тимирязева Кафедра агрономической и биологической химии Курсовая работа Разработка системы применения удобрений на примере хозяйства Воронежской области Выполнил студент IV курса Факультета почвоведения агрохимии и экологии 44 гр. Производственные показатели для составления системы применения удобрений Выход навоза заготовка хранение и технология внесения органических удобрений. Технология внесения органических удобрений.
49412. Проблемная разработка рациональной системы применения удобрений в совхозе «Динамо» Тамбовской области 858 KB
  Производственные показатели для составления системы применения удобрений Выход навоза заготовка хранение и технология внесение органических удобрений Составление системы применения удобрений в севообороте при заданной обеспеченности 1 га...
49413. Проблемная разработка рациональной системы применения удобрений во Владимирской области 892.5 KB
  Проблемная разработка рациональной системы применения удобрений во Владимирской области. Производственные показатели для составления системы применения удобрений Выход навоза заготовка хранение и технология внесение органических удобрений Составление системы применения удобрений в севообороте при заданной обеспеченности 1 га пашни минеральными удобрениями...
49415. Анализ структуры и потенциальных свойств заданного материала электронной техники 730.51 KB
  Содержание: Исходные данные Общие сведения о тригональной системе Построение стереографической проекции элементов симметрии вида симметрии D3d 3m и граней общей формы. Изображение стереографических проекций граней частных простых форм Матричные представления операций симметрии 3.Доказательство возникновения новых порожденных элементов симметрии 3. Список литературы Исходные данные: l2O3 Тригональная сингония 5 исходных ступеней 3v Вид симметрии D3d 3m Элементы симметрии: 2 m 3v = 3v2h3mv3 Ī а=4.