27419

Народная художественная культура национальные, этнические формы искусства. Методы и формы приобщения учащихся к многообразию культурного наследия, к региональным (местным) национальным культурам и искусству на уроках ИЗО и во внеклассной работе

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Виды и формы ДПИ. Методика обучения основам ДПИ в школе и формах дополнительного образования. ДПИ невозможно без художественного творчества так же как невозможно и без ремесленных основ владения технологией обработки тех или иных материалов. Методика преподавания ДПИ основанного на традиционной народной культуре сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области Технология .

Русский

2013-08-19

46.5 KB

57 чел.

Билет 27 . Народная художественная культура4национальные, этнические формы искусства. Методы и формы приобщения учащихся к многообразию культурного наследия, к региональным (местным) национальным культурам и искусству на уроках ИЗО и во внеклассной работе.

Народная художественная культура является элементом всей художественной культуры, представляющей собой часть культуры вообще.

Тяга людей к прошлому объясняется желанием приспособиться к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую культурную преемственность. Объяснить интерес к прошлому, в том числе и к художественной культуре народа, можно и повышением уровня культуры общества.

Народная художественная культура предоставляет широкие возможности преодоления тенденции увеличения бездуховности, пассивного потребительства. Это связано с тем, что в народной художественной культуре заключена многовековая мудрость житейского опыта; многие приемы советы, рекомендации представляют интерес и для современности, благотворно влияют на личность, отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте.

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера.

Билет 28. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: история и современность. Виды и формы ДПИ. Методика обучения основам ДПИ в школе и формах дополнительного образования.

Декоративно-прикладное искусство — вид искусства, имеющий свою декоративную образность, свой особый художественный смысл и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека. В единстве того и другого его сущность и специфика. К этому искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно — из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла). Включенное в повседневную жизнь людей, оно играет важную роль в эстетической организации среды. Его роль в непосредственном утилитарном обслуживании быта постепенно уменьшается, но зато расширяется сфера духовного воздействия на человека, которое осуществляется на основе образно-содержательного потенциала произведений, усиления декоративности, учета при разработке бытовой вещи ее роли в регулировании социального поведения людей.На смену трудовому обучению с 1994 года пришла новая образовательная область «Технология». Программа по технологии включает в себя большой раздел, посвященный различным видам художественной обработки материалов. В связи с этим в подготовку учителей данного профиля была дополнительно введена дисциплина «Декоративно-прикладное искусство», т.к. ДПИ невозможно без художественного творчества, так же как невозможно и без ремесленных основ владения технологией обработки тех или иных материалов. Методика преподавания ДПИ, основанного на традиционной народной культуре, сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Технология» . Но уже сегодня можно утверждать, что наряду с общеизвестными педагогическими принципами в нее должны быть включены следующие принципы:  • опора на изучаемое ремесло и его каноны;  • связь с теоретическими положениями эстетики;  • формирование понятийного аппарата;  • целенаправленное развитие интересов;  • рациональный выбор учебных изделий. Цель методики преподавания декоративно-прикладного искусства заключается в формировании личности учителя-носителя национальной культуры, способного передать эту культуру будущим поколениям. В ходе творческих и практических занятий ставятся следующие задачи:  • формирование знаний в области методологии обучения ДПИ;  • развитие творческого педагогического мышления;  • подготовка специалистов, владеющих современными технологиями обучения. Предмет методики преподавания ДПИ представляет собой организацию учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным требованиям. В процессе изучения методики преподавания ДПИ формируются следующие знания:  • истории возникновения и развития различных направлений декоративно-прикладного искусства;  • основных аспектов разработки теории и методики ДПИ и развития детского творчества;  • психологических основ преподавания ДПИ;  • форм дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства;  • содержания образования, принципов и методов обучения ДПИ;  • современных требований к уроку декоративно-прикладного искусства;  • структуры образовательных программ нового поколения. и умения:  • применять полученные знания в практической деятельности;  • планировать занятия ДПИ согласно современным требованиям; • анализировать уроки ДПИ;  • разрабатывать наглядные и методические пособия, дидактические задания и игры к занятиям ДПИ;  • разрабатывать образовательные программы. Занятия декоративно-прикладным искусством (в традиционном варианте) и художественным народным творчеством имеют много общего. Они развивают в учащихся умение видеть и активно утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в труде, в природе, способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи. Именно поэтому необходимо особое внимание уделить преподаванию этого вида искусства на уроках в школе, а следовательно и обучению специалистов, способных внести свой вклад во внедрение в учебный процесс и дальнейшее развитие этих уроков. Методика ДПИ неизбежно будет совершенствоваться. В нее могут войти конкретные приемы и даже интересные методические пособия из школьной методики изобразительно искусства. И, конечно, обязательно будут формироваться и свои собственные оригинальные методы и конкретные приемы, отвечающие специфике содержания ДПИ и непосредственно проктической работе в школьных учебных мастерских.Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.Интерактивный метод Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23410. Сучасні інструментальні засоби ІМ 229.5 KB
  Одним из наиболее эффективных современных инструментов имитационного моделирования является средство Arena разработчик компания Systems Modeling. Пакет Arena позволяет строить ИМ систем проигрывать их и анализировать результаты имитации. Arena снабжена удобным объектноориентированным интерфейсом и обладает возможностями адаптации к различным предметным областям. Основа технологий применяемых в Arena язык SIM AN и система Cinema Animation [10].
23411. Моделювання систем та мереж зв’язку на GPSS 185.5 KB
  Кожний оператор GPSS PC ставиться до одному із чотирьох типів: операториблоки оператори визначення об'єктів що управляють оператори й операторикоманди.ОператориБлоки формують логіку моделі. В GPSS PC є близько 50 різних видів блоків кожний з яких виконує свою конкретну функцію. За кожним з таких блоків коштує відповідна підпрограма транслятора а операнды кожного блоку служать параметрами цієї підпрограми.
23412. Сучасний етап розвитку імітаційного моделювання 168 KB
  Із розвитком високопродуктивних обчислювальних систем розширились можливості імітаційного моделювання великомасштабних моделей. Основні переваги використання методів і засобів паралельного імітаційного моделювання: підвищення швидкодії імітаційних програм
23413. Загальні положення методології дослідження та проектування складних систем 80 KB
  Элемент простейшая неделимая часть системы отвечающая предельно детальному рассмотрению системы в рамках решаемой задачи. Целостность эмерджентность важнейшая характеристика системы которая проявляется в том что в процессе взаимодействия элементов входящих в состав системы появляется принципиально новое качество свойство которым не обладает ни один из входящих в систему элементов.Целевое назначение системы цель системы желаемый и потенциально достижимый результат который может быть получен в процессе функционирования...
23414. Формалізація та моделювання 161 KB
  Формализация и моделирование Модель это искусственно создаваемый объект заменяющий некоторый объект реального мира объект моделирования и воспроизводящий ограниченное число его свойств. Понятие модели относится к фундаментальным общенаучным понятиям а моделирование это метод познания действительности используемый различными науками. Объект моделирования широкое понятие включающее объекты живой или неживой природы процессы и явления действительности. В экспериментальных научных исследованиях используются натурные модели которые...
23415. Дослідження роботи дешифратора (демультиплексора) 271 KB
  Мета роботи: Ознайомитися з роботою дешифратора демультиплексора у різних режимах роботи. Практично перевірити таблиці істиності дешифратора демультиплексора. Зібрати схему для дослідження дешифратора 3х8 в основному режимі за рис.
23416. Дослідження роботи мультиплексора 314.5 KB
  Мета роботи: Ознайомитися з роботою мультиплексора у різних режимах роботи. Практично перевірити таблиці істиності мультиплексора. Зібрати схему для дослідження мультиплексора за рис.
23417. Дослідження роботи суматора 375 KB
  Мета роботи: Ознайомитися з роботою суматора у різних режимах роботи. Практично перевірити таблиці відповідності суматора. Зібрати схему для дослідження 4розрядного суматора за рис.
23418. Исследование работы оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) 948 KB
  Матрица состоит из 16 ячеек памяти mem_i. Схема элемента матрицы одной ячейки памяти приведена на рис. Каждая ячейка памяти адресуется по входам XY путём выбора дешифраторами адресных линий по строкам Ах0Ах3 и по столбцам Ау0Ау3. При этом в выбранной ячейке памяти срабатывает двухвходовой элемент И U1 рис.