27420

Особенности методики преподавания искусства в детских художественных школах и школах искусств. Технологии преподавания рисунка, живописи, композиции, скульптуры, ДПИ, истории искусств

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

первый этап обучения в общеобразовательной школе должен через искусство заложить основы художественного эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать фундамент художественных представлений на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока ситуацию уподобления т. ЦЕЛИ:Единство воспитания и образования обучения и творческой деятельности учащихся...

Русский

2013-08-19

89 KB

147 чел.

Билет 30. Особенности методики преподавания искусства в детских художественных школах и школах искусств. Технологии преподавания рисунка, живописи, композиции, скульптуры, ДПИ, истории искусств.

По методике преподавания изобразительного искусства Неменского Б.М. первый этап обучения в общеобразовательной школе должен через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать фундамент художественных представлений, на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока "ситуацию уподобления", т. е. атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала, и потребность активной творческой отдачи при выполнении практической работы каждого задания. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного и других народов, зарубежного искусства. В V-VIII классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории. Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга. ЦЕЛИ:Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать  и понимать произведения искусства, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве.Направленность содержания знаний на активное развитие у детей эмоционально – эстетического и нравственно – оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.Изобразительное искусство, как учебная дисциплина, всегда оставался некой проблемой в школьном обучении. Методика преподавания рисунка менялась на протяжении развития и обновления системы образования. Основными считаются системы, которые можно назвать авторскими программами по ИЗО. В них выделяют следующие направления в обучении ИЗО: общеразвивающее, направленное на становление гуманистических и интеллектуальных качеств личности общими средствами искусства; специально – развивающее, акцентирующее развитие отдельных качеств личности при использовании конкретных средств и видов искусства.Программы в этих направлениях можно различить по ведущему принципу в отборе содержания обучения: эстетико-воспитательному, эмоционально – ценностному. В работе над новым содержанием, новыми методами преподавания ИЗО имеют место две тенденции, наиболее ярко выраженные в технологиях В.С.Кузина и Б.М.Неменского. Эстетико–воспитательный принцип может быть представлен программой общеразвивающего  направления «Изобразительное искусство» В.С.Кузина, отражающей требования обязательного минимума содержания предмета.Задачи программы.Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка.Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.Развитие пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.Эмоционально – ценностный принцип в общеразвивающем направлении представлен программой «ИЗО и художественный труд» Б.М.Неменского.Задачи программы:Выработка вкуса, понимания и жажды общения с подлинным искусством, высокой эстетической взыскательности и самостоятельности суждения.Культура отношения к миру через искусство.Передача творческого опыта через искусство.Знакомство с системой образных языков через искусство.Пробуждение интереса к искусству и первое сознательное с ним общение, соприкосновение с высоким уровнем отношения к роли искусства в жизни, создание фундамента культуры общения с ним.В программе по В.С.Кузину, как и в программе по Б.М.Неменскому прослеживаются общие концептуальные положения:полноценное эстетическое развитие – необходимый компонент всестороннего, гармонического развития личности;принцип постоянства связи с жизнью;принцип единства формы и содержания в процессе обучения.Особенности содержания.  Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой по В.С.Кузину предусмотрены четыре основных вида занятий: изображение с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Рисование на темы – это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных наблюдений, по воображению. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися декоративных творческих композиций, составление эскизов оформительских работ. Аппликация – это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки и т.д. Конструкция программы Б.М.Неменского построена на принципиально иных основах: «отношенческое» приобщение учащихся к искусству как духовной культуре, развитие художественно – образного мастерства, формирование внутреннего мира. В искусстве заключены два огромных человеческих опыта. Во-первых, это профессиональный опыт данного искусства, и, во-вторых, человековедческий, эмоционально-нравственный, отношенческий опыт человечества – форма и содержание искусства.Методические особенности. Руководствуясь программой В.С.Кузина, для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными и кратковременными. Наброски и зарисовки выполняются вначале, середине или конце урока. Ведущим принципом методики Б.М.Неменского является метод поэтапных открытий, т.е. четкого вычисления тем каждого урока и неповторимость их. В программе В.С.Кузина заложена возможность вариативного отбора основного материала в зависимости от уровня подготовки класса или других целей учителя. Среди методов обучения – стимулирование образного мышления, развитие художественного восприятия, игровые приемы. Данная программа, обеспечивающая художественную грамотность, может использоваться как базовая для внедрения новых методов и приемов и формирования интеллектуально – познавательных умений, развития изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения у детей.Результативность:становление гуманистических и интеллектуальных качеств личности общими средствами искусства;овладение основными навыками рисования наряду с воспитанием творческого воображения, пространственного мышления;познание окружающего мира, применение навыков рисунка в различных видах деятельности.

Билет 32. Искусство в диалоге инновационных педагогических концепций и технологий. Школа диалога культур, Школа развивающего образования, Школа-парк.

Очевидную точку зрения, что педагогика важнее экономики, разделяют многие прогрессивные деятели российского образования.На сегодняшний день мы работаем с новым поколением детей. И если хотим говорить о модернизации, то должны видеть стратегические цели и формулировать сверхзадачу воспитания на ближайшие пятьдесят как «координированный рост свободы и ответственности личности». И то и другое свойства человека грамотного.Грамотный человек владеет естественнонаучными и гуманитарными методами познания мира. В настоящее время отмечается «гуманитаризация естествознания». Необходимыми элементами научного мышления признаются образность, интуиция. Гуманитарные знания, в  которых нуждается  наш выпускник, дают возможность  правильно оценивать современный мир, учат уважать мнения других, формируют на основе прогностических умений знания исторического, социального и художественного опыта.Школьные предметы образовательной области ИСКУССТВО в образовательном пространстве России  на протяжении длительного времени занимают последнее место в ряду изучаемых предметов. При этом  художественная культура является базой формирования духовно-нравственных ценностей и идеалов. Знакомство со знаменитыми памятниками художественной культуры, шедеврами искусства, самобытными традициями народного творчества дает возможность выпускнику школы правильно оценивать взаимосвязь культурно-исторических традиций разных стран, понимать особенности развития художественной культуры в современном обществе, позволяет раскрывать многообразие происходящих процессов, формирует знание мирового художественного и исторического опыта.Становится все более очевидным, что никакая модернизация невозможна без социокультурной модернизации, то есть, пока не изменится взгляд человека на мир, его отношение к миру, все технические прорывы бессмысленны. Педагогика всегда идет впереди технологий, так как технологии - сервис, а педагогика - сущностные, ценностные вещи. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманитаризацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности ребенка.На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности.Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым, при этом он должен стать творческим. «Координированный рост свободы и ответственности личности» возможен только на основе классического образования. Занимайтесь или не занимайтесь ребенком, учите его или не учите, но с четырех лет он уже воспитывается, если не вами, то самим собой и всем его окружающим. Неуправляемый процесс образования идет через Интернет, телевидение, друзей в классе и дворе, родителей, иногда сбившихся с пути. Управляемый – через учителя, если он кроме раскрытия темы урока решает какую-то очень важную проблему ребенка. Новые стандарты содержание образования обогащаются новыми процессуальными умениями, новыми уровнями оперирования информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию. Важнейшие составляющие:

  •  личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками;  
  •  нравственный  облик человека;  
  •  интеграция образовательных факторов: школы, семьи, макро- и микро-социума.

Смена педагогических позиций воспитания должна определять черты современного урока. Культура современного урока должна отвечать требованиям общечеловеческой культуры XXI века. Способ введения ученика в структуру материала через «Деталь» - «Вопрос» - «Проблему» - универсален. Эти проблемы особым образом и постоянно решаются на уроках искусства в школе. На интегрированных уроках искусства формируются все универсальные учебные действия.

Оригинальная концепция Е.Н.Ильина преподавания литературы как искусства выглядит так: от опыта личности - к анализу произведения искусства и от него – к Книге. Трудно провести грань между системой Ильина Е.Н. и тем, что сегодня мы называем проблемно-поисковыми технологиями. На уроках искусства диалогическая игра как нетрадиционная форма обучения возводит в степень событийное переживание. Игра в диалоговой форме представляет собой постепенное включение взаимодействующих художественных задач разного уровня. Данная технология способствует формированию культуры речи, развитию дискуссионных навыков, демократических убеждений, этически и эстетически выверенных подходов к социальной жизни. Она стимулирует развитие у ребёнка общественно-ценностных элементов сознания, выступает духовным фоном становления нравственной зрелости и позволяет реализовать когнитивную, креативную и рефлексивную функцию урока искусства. Особенность игры – диалога – сочетание конкретности события в связи с обобщающим  знанием на основе прогнозирования. Важен нравственный климат, в котором рождается  событие и урок. При этом креативность, цифровые, игровые, проблемно-поисковые, арт-технологии и гуманистические подходы не противопоставляются.С любой педагогической технологией, открывающейся учителю, отношения складываются по-разному и каждый раз заново, как и на каждом уроке с каждым учеником. При проектировании и использовании в каждой педагогической технологии нужно увидеть своего ученика. Технология прогнозирования представляет собой моделирование учителем реальных ситуаций, их мысленное преобразование, выдвижение и анализ гипотез, просчет последствий, планирование. Она предполагает наличие должной эрудиции, ведь хорошо известно, что качество образования в школе не может быть выше качества работающего в ней учителя.Саморазвитие школьника напрямую связано с прогностическим диагностированием со стороны учителя, которое выражается в разработке учебных задач, заданий, проектировании диалогов, игр. Нераскрытый образовательный потенциал уроков музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры заключается в развитии прогностических умений ученика. В условиях освоения учителем процесса прогнозирования  эффективные формы занятий могут быть обогащены ИКТ. Тогда в цепи логически связанных педагогических ситуаций, ученик может проявить себя наиболее полно в присущем ему индивидуальном стиле.Проживание учащимися диалога в культурно-историческом пространстве, ориентирует их на гуманные ценности. Формирование нового мышления идет на уроках искусства через смену видения мира. Он становится многомерным. В единое целое объединяются «образ мира», «образ мысли» и «образ Я».Преподавание литературы и искусства как предметов, формирующих человека является  по основному фактору развития социогенным и психогенным. Доминанта урока – «Вопрос-Проблема». Для ученика, к которому он обращен, это является злободневным, личностно-значимым. Ответ на «Вопрос», разрешение «Проблемы», содержащееся в «Вопросе», требуют  тщательного изучения произведения искусства, помогают каждому ученику самосовершенствоваться. Эта система способствует гуманитаризации образования и может быть легко транслирована всем учителям гуманитарного цикла, начальной школы, учителям музыки, изобразительного искусства. Учащиеся перестают быть пассивными приемниками информации – они становятся активными участниками образовательной деятельности. Саморазвитие школьника напрямую связано с прогностическим диагностированием со стороны учителя, которое выражается  в разработке учебных заданий, проектировании вопросов, диалогов, игр. Речь идет о формировании нового мышления на уроках через расширение ценностного сознания личности, смену видения мира. В этом случае в  дидактические задачи входят: отбор художественного материала; обозначение жизненной основы   проблемы;  проектирование проблемных  ситуаций,  выявляющих смыслообразование в пространстве художественного события; прогнозирование в развитии художественного пространства; личная и творческая интерпретация художественного события; рефлексия в анализе произведений искусства. Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС нового поколения). Средство - открытие знаний вместе с детьми.

Рассмотрение вопросов с точки зрения добра и зла, свободы и ответственности личности, нравственного выбора - особенно актуальны сегодня, когда мы и наши дети задыхаемся от пошлости, грязи, неполноценности популярного искусства, которое заняло все лидирующие позиции и агрессивно насаждается в окружающем нас мире. Аналитическое чтение и аналитическое видение – активные методы познания на  уроках искусства, литературы, истории, обществознания. Дети приобретают социальный и актуальный для них опыт.

Наша повседневная жизнь создает нравственный климат, в котором рождаются и «Событие», и педагогические технологии. Не надо спорить, какая технология лучше и как они друг к другу относятся, речь идет о социокультурной модернизации. В каждой педагогической технологии нужно увидеть своего ученика. Не надо ждать появления какой-то новой технологии, которая перевернет весь педагогический мир, нужно, чтобы ИКТ стали более педагогичными, а педагогические технологии более гуманитарными и проблемно-поисковыми. Это задача не для ученых, не для мыслителей, не для святых, а для каждого входящего в класс учителя. Главное не во внешней интеллектуальной возможности диалога, а во внутреннем духовном сдвиге.

Диалог и комбинация педагогических технологий – главное требование к проектированию. Расцвет и обогащение технологий появляются за счет здоровье сберегающих, игровых, проблемно-поисковых, арт-технологий, ИКТ, гуманной и классической педагогики. Об умножении, а не только об уважении человека в человеке говорит Е.Н.Ильин в оригинальной концепции преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.Простого сохранения старых форм вряд ли достаточно, необходима консолидация и новый уровень педагогической солидарности, внутренний гуманитарный сдвиг. Мы переросли только популярное понимание «педагогической технологии», а до духовного и нравственного уровня, которые помогут нам соответствовать требованиям времени еще далеко. Нет никакого пути, который ведет к истине. Есть пути, которые проходят близко от истины. Но чтобы войти в истину, нужно свернуть с дороги, самому проложить пути. Все чужые пути ведут в тупик. Ибо они достигли истины когда-то и где-то, а не здесь и теперь. В полной мере это можно отнести и к любой педагогической технологии.В основе организации традиционного обучения лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я. А. Коменский и И. Ф. Герберт. Основной тезис - «обучение всех всему». Главная идея – знания развивают личность учащегося, обучение не может не развивать. Традиционную школу в её классическом варианте отличают четкие и жесткие рамки, явно очерченные границы в организации образовательного процесса, строгие законы взаимодействия учителей и учащихся. Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика. Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу. Традиционная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки. Таким образом, в традиционным курсе обучения развитие долгое время отодвигалось на второй план. Эта проблема волновала как зарубежных, так и отечественных педагогов. Выход из сложившейся ситуации нашли в развивающем обучении.

В последние годы внимание общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе. Более того, одним из основных принципов реформирования школы провозглашен принцип развивающего образования [14, с.159-160]. Еще в начале 30-х годов выдающийся отечественный психолог-гуманист Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития [15, с.112]. В становлении системы развивающего обучения достаточно четко выделяются три этапа. Первый из них, охватывающий конец 50-х-60-е гг., — это период создания принципиально новой теоретической концепции развития младших школьников в условиях школьного обучения. На втором этапе (в 70-е годы) на основе этой концепции по заказу тогдашнего Министерства просвещения СССР был разработан проект системы развивающего начального обучения. Наконец, после некоторого перерыва, в конце 80-х гг. начался период освоения системы массовой общеобразовательной школой [16, с.19]. В конце 80-х годов появились первые школы, взявшие на вооружение концепцию развивающего обучения.

Школа развивающего обучения может строиться по схеме:

назначение: содействие самореализации и самоутверждению личности, формирование более совершенных межличностных и общественных отношений; гуманизация отношений;

вид: личностное и общественное ориентирование;

принципы: научные, объективные;

характер: творческий, продуктивный;

цель: развитие личности, предупреждение тупиков развития;

содержание: ценности (отношение, убеждения, мотивы деятельности); интегрированные курсы;

учебный процесс: преобладание индивидуально-дифференцированных форм, творческого подхода;

технология: новая, ориентированная на облегчение ученического и педагогического труда;

управление: учащийся – субъект деятельности; объект управления – целостная педагогическая ситуация; поддержка личной инициативы обучаемых;

стиль: демократический, поощряющий;

организация: основанное на знании и учете закономерностей жизни растущей и развивающейся личности;

учащийся: источник собственного развития; субъект деятельности;

учитель: друг детей, гуманист. Открытый для учащихся, ориентированный на сотрудничество;

контроль: внутренний, целостный;

последствия: любовь к школе, желание учиться, сотрудничать, развиваться, сплоченность, взаимопонимание, уверенность;

результаты: активная, инициативная, развитая, раскрепощенная, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность [17, с.68-69].

Схема развивающего обучения появилась не на пустом месте. Сколько существует школа вообще, столько лучшие умы решают проблему – как учить, чему учить, что развивать.

^ 2.2. Концепции развивающего обучения

Конкретное отражение проблема закономерностей и принципов обучения находит в концепциях развивающего обучения, разработанных отечественными психологами и педагогами. В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования уделяют этой проблеме все больше внимания, посвящая ей научные труды, создавая методические пособия и специальные программы.

Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и Л. В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе.

Однако многие педагоги-ученые, учителя и методисты все еще имеют смутные представления о сущности развивающего обучения, о различных его видах и формах, о том, что в педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному.

Рассмотрим некоторые из этих концепций.

Концепция В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина

В 60-е гг. XX в. научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина пытался установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Д.Б.Эльконин, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизменении ребенком самого себя как субьекта [18, с.7].

Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин считают, что каждому возрасту соответствует определенная ведущая деятельность, которая осваивается на соответствующей возрастной ступени и присваивается как индивидуальная способность, как психическое новообразование.

Исходя из этой периодизации, для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность, а соответствующее новообразование – теоретическое сознание и мышление и соответствующие способности – рефлексия, анализ, мысленное планирование. Все другие педагогические задачи в этом возрасте могут решаться лишь на базе оформляющейся учебной деятельности и именно она определяет и развитие воображения, и становление эмоциональной сферы и тому подобное.

В традиционной школе всё содержание учебных дисциплин базируется на эмпирических знаниях, эмпирическом общении. Ребенок формально–логически или с помощью внешних ассоциаций и аналогий классифицирует мир.

По мнению В. В. Давыдова, для построения искусственного педагогического действия, обеспечивающего глубокое проникновение ученика в учебное содержание, надо помочь ребенку сделать содержательно-генетическое обобщение, когда, анализируя конкретное явление, мы вычленяем его сущность, «выступающую как всеобщее отношение», а затем, анализируя, мысленно экспериментируя с этой сущностью, мы строим новые её конкретные проявления. Данный путь есть интерпретация особого пути познания известного как «восхождение от абстрактного к конкретному» [19, с.62].

Разворачивание предметного материала представляет собой разворачивание во времени системы теоретических понятий. Ребенок в результате в специально выстроенном обучении должен узнать его происхождение. Такое получение ребёнком знаний (понятий) как всеобщего способа (принципа) для конкретного явления и называется В. В. Давыдовым процедурой содержательно-генетического обобщения [19, с.65].

В системе развивающего обучения меняется сам урок. Дидактическим стержнем урока является деятельность учащихся [20, с.28].

Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер.

От организации работы на уроке зависит взаимосвязь между деятельностью учителя, ученика, классного коллектива. Сотрудничество, взаимодействие – это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура многоуровнева. И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые, ребенок осваивает различные слои культуры.

Наиболее точно отношение культурного содержания и формы сотрудничества сформулировал Л. С. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения» [15, с.248].

Будучи дошкольником, ребенок был вовлечен в развитие формы сотрудничества (младенческие, детские, игровые). Однако, переступив порог школы, ему предлагается освоить еще одну совершенно новую форму сотрудничества – учебное сотрудничество.

Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются новые способы действия, освоенные ребенком [21, с.63].

Без специально организованного сотрудничества развивающее обучение невозможно. Учебное сотрудничество необходимо в обучении, направленном на воспитание человека, способного учить, менять самого себя.

В. А. Петровский и А. М. Виноградова выделяют три формы сотрудничества:

учебное сотрудничество со взрослыми;

учебное сотрудничество со сверстниками;

встреча (множество встреч) ребенка с самим собой, изменяющаяся в ходе обучения [22, с.120].

Учебное сотрудничество должно строиться как договор о сотрудничестве и взаимопомощи, в составлении которого участвуют обе стороны – и учитель, и дети. Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию. Попав в новые условия и выяснив для себя ограниченность собственных возможностей, человек имеет три варианта действия:

создать, изобрести новый способ;

найти недостающий способ в книгах;

узнать о нужном способе действия у человека, владеющего им.

Первый и второй варианты встречаются у отдельных младших школьников, и в этих случаях мы говорим об одаренности или об опережающем развитии. Третий путь – норма для младшего школьника, владеющего учебным сотрудничеством [22, с.121].

Каким же должно быть учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее ребёнка к активной позиции учащегося, то есть учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников?

Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов считают, что «все формы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребенок–взрослый», но и отношения «ребенок–ребенок». При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки [23, с.34].

Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят обсуждение выбора лучшего пути поиска. Именно в этих ситуациях и возникают зоны ближайшего развития. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно ее начинает самостоятельно осуществлять каждый, становящийся ее индивидуальным субъектом.

Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительных экспериментов. Ее развитие и апробация продолжаются и в настоящее время. Однако эта концепция пока еще недостаточно реализуется в массовой образовательной практике.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66927. ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТИ 175.96 KB
  В современных условиях школа призвана не столько воспитывать, сколько перевоспитывать подрастающее поколение: ведь ни для кого не секрет, что телевидение воспитывает гораздо сильнее, чем можно было предполагать на заре его возникновения.
66928. Рольова гра «Судимо Чіпку» 60 KB
  Мета: 1) у ході гри визначитись зі ставленням до головного героя роману Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні?», оцінивши його вчинки, мотиви поведінки; 2) перевірити знання учнів з правознавства про адміністративну та кримінальну відповідальність; 3) розвивати в учнів аналітичні здібності; уміння грамотно, послідовно висловлювати свої думки...
66929. Поріс чорнобилем Чорнобиль - бідою нашою поріс 72.64 KB
  У ці дні ми привертаємо увагу, як української так і світової громадськості, до страждань людей, які зазнали і продовжують зазнавати дії радіації, а це 3 міл. ІОО тис. наших співвітчизників і жителів інших держав: Білорусії та Росії. Серед них і ті, хто захистив світ від страшної біди ціною свого здоров'я...
66930. Мужність і біль Чорнобиля 55 KB
  Вступне слово вчителя. 26 квітня 2010 року виповнилося 24 роки з дня найстрашнішої за наслідками катастрофи минулого тисячоліття. Чотири букви – ЧАЕС – стали символом трагедії, яка доторкнулася до мільйонів людей, накрила їх крилом безжалісної радіації, перетворюючи свої жертви в безпомічних людей.
66931. Дзвони Чорнобиля 54.5 KB
  Коли пара під великим тиском зруйнувала частину паропроводів потік води та пари викликав хімічні реакції з розігрітим графітом та цирконієм унаслідок чого утворилися горючі грози тиск яких був достатнім для підняття кришки реактора.
66932. Чорнобильська балада 57.5 KB
  Мета. Виховувати почуття співчутливості, критичне ставлення до історичних подій. Розвивати почуття гордості за свій народ. Прищеплювати любов до рідного краю. Обладнання. Стіл, накритий вишитим рушником, свічка, живі квіти, фотографії пожежників, магнітофон, фонограми...
66933. На Чорнобиль журавлі летіли 1.91 MB
  Мета заходу: згадати про трагедію віку — вибух на ЧАЕС, поглибити знання студентів про неї, визначити негативний вплив аварії на стан навколишнього середовища та здоров'я населення; розвивати вміння школярів аналізувати та узагальнювати навчальну інформацію, вміння виразно декламувати...
66934. Christmas in the Wood 49 KB
  Dady: Ok.Sit here and listen attentively. It was winter, December. All people were on Christmas Eve. The snow is falling down…. And there were a beautiful fir-tree in the middle of the "wood ". Some more trees are around it..
66935. Cooking 12.85 MB
  Today we’ll continue speaking about food and cooking. We’ll recollect the constructions there is/are and use these constructions in practice. So we’ll speak English, repeat and learn words, work with grammar, play and do a lot of interesting things.