27423

Методика обучения конструктивным видам искусства: архитектура и дизайн в жизни человека (8 класс). Интегрированный подход

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Методика обучения конструктивным видам искусства: архитектура и дизайн в жизни человека 8 класс. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства здания города села парка и проживания в нём человека. но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью с расцветом индустриального производства. Выход за рамки одного искусства одного предмета.

Русский

2013-08-19

52.5 KB

24 чел.

Билет25. Методика обучения конструктивным видам искусства: архитектура и дизайн в жизни человека (8 класс). Интегрированный подход.

«Дизайн и архитектура в жизни человека»  Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.  Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.). Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.  Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств. Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

!!! ГЛАВНОЕ – ОБЩАЯ ЦЕЛЬ Интегрированное обучение связано с планированием, организацией и проведением специальных уроков по теме, общей для нескольких предметов, Главным в интегрированном обучении является выделение обшей перспективной цели развития учащихся одной возрастной группы, направленной на формирование или совершенствование каких-либо качеств (способностей, умений), а также планирование общих учебных задач для педагогов разных предметов.

ПОДХОДЫ И ЗАДАЧИ Составляющими интегрированного обучения являются три подхода, на которые должна опираться вся педагогическая деятельность в области гуманитарно-художественного образования: экологический, региональный и полихудожественный.

Задачами интегрированного преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла (по Б.П. Юсову) являются следующие:

1. Выход за рамки одного искусства (одного предмета). Отказ от традиционных форм, методов работы с детьми. Привлечение разных видов творческой деятельности, информации из различных областей знаний, природного мира, истории, географии, естествознания и др.
2. Связь с развитием культуры в широком смысле слова: мысль — наука — техника — градостроительство — духовные, культурные, нравственные традиции — искусство.

3. Перенос педагогического акцента с изучения «памятников искусства» на творческое проявление самих детей, на детское творчество как реализацию культурной традиции, как освоение культуры человечества через творчество.

4. Обращение к региональной (близкой) художественной культуре, искусству и родному языку в тесной связи с мировым художественным процессом.

5. Самовыражение в художественно-образной форме.

Следует отличать интегрированный подход к обучению от межпредметных связей. В практике обучения межпредметные связи чаще всего сведены к взаимному иллюстрированию одного искусства другим. Например, на уроке изобразительного искусства детям читают стихи по схожему сюжету, настроению, теме, характеру героя и так далее. Или на уроке литературы показывают картину художника, помогающую лучше понять литературное произведение, представить конкретного героя, пейзаж, манеру одеваться.

Этот первичный уровень можно назвать эмоциональной поддержкой, иллюстрацией определенного настроения, состояния природы. Он самый распространенный и применяется одинаково свободно всеми педагогами в разных возрастных группах.

Интегрированный подход на занятиях художественного цикла, как указывалось выше, предполагает использование не только художественной информации, но и знаний из разных областей наук, которые помогают наиболее полно раскрыть информацию о предмете или явлении таким образом, чтобы у ребенка сложилось общее представление о рассматриваемом объекте (образе, понятии, художнике и др.). Такого рода информация обязательно должна опираться на психические особенности детей, их интересы, память, ранее полученные из других источников знания. Это помогает им создавать свои художественные образы по ассоциации не только с художественными произведениями, но и с другими предметами, ближайшим окружением, природой и миром вообще. То есть у детей постепенно формируется представление о гармонии мира, о жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставлен этому миру, а является органичной его составляющей.

Так, на уроке изобразительного искусства при восприятии произведений какого-либо художника или писателя необходимо давать материал по истории того периода, в котором художник, писатель творили, дать представление об идеалах того времени, духовных ценностях, мировоззрении, познакомить с документами, которые помогут детям понять художественный образ и язык произведения.

При освоении любого периода истории следует стараться находить темы, созвучные с историей развития и культуры того региона, в котором учащиеся живут, ориентируясь на самостоятельные исследования детей, на осмысление происходящего. Такой подход поможет развивать самостоятельность мышления и стремление к самопознанию.

Например, при восприятии картины на уроке изобразительного искусства можно предложить примеры из другого вида искусства (например, портрет Ван Гога и «Реквием» Моцарта). Таким образом художественно-выразительные средства одного искусства интегрируются, входят в контакт с художественными средствами выражения другого. В этом случае эмоциональный строй того и другого искусства усиливает их родство. Разговор с детьми идет не на уровне схожести сюжета, мотива, характера, а на уровне художественного образа, выразительных средств искусства, философского осмысление творчества.

Например, на уроке литературы для создания наиболее полного впечатления и адекватного восприятия конкретного героя произведения (писателя, художника, композитора) можно предложить фильм, слайды, визуальные путешествия с помощью компьютера для знакомства с пространством, средой того времени, той эпохи, о которой пойдет речь. Такой уровень взаимодействия оберегает ребенка от стереотипов и формирует гибкость ума, позволяет ему подбирать произведения искусства по эмоциональной насыщенности. Можно предложить ученикам, например, нарисовать вкус или запах цветов, настроение героев или аромат воды, воздуха, которые изображены на картине.В промежутках между такими уроками-размышлениями и уроками-осмыслениями обязательно должно пройти занятие, которое позволило бы приподнять ученика над обыденностью. Такие уроки позволяют накапливать творческий потенциал ребенка. После серии подобных уроков на итоговом занятии может произойти своеобразный коллективный творческий всплеск и педагог вместе с детьми творчески проживет эмоциональный подъем, свойственный художественно-образным задачам, которые вместили в себя все рассматриваемые произведения искусства.

ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРИГИНАЛЬНОГО ПРОДУКТА

Стержневыми понятиями интегрированного направления являются:

а) «полихудожественный» комплексный подход к освоению искусства;

б) акцент на самостоятельном творчестве детей: «живое искусство» и активное действие в пространстве и в среде;

в) искусство как средство изменения пространства: создание определенной эстетической среды относительно времени, эпохи, конкретного человека, по мотивам художественного произведения, для конкретной деятельности;

г) «экология культуры»: традиции, региональные и национальные черты, взаимодействие традиционной архитектуры с окружающим ландшафтом, климатом и занятиями людей;

д) сотворчество педагогов и детей;

е) развивающее, охраняющее здоровье, оберегающее детей обучение.

Следует выделить также главные факторы развития — воображение и фантазия. Система работы должна осуществляться таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы правое и левое полушарие. Но эта способность мозга, к сожалению, часто не учитывается на уроках в школе, особенно это касается предметов естественно-научного цикла. Школа больше озабочена развитием интеллектуальной сферы и недооценивает активную творческую деятельность.

В этой связи предлагается формула развивающего творческого обучения, которая выглядит следующим образом: одновременное развитие на всех предметах школьного цикла логического интеллектуального и творческого мышления.

1. Все дети по своей природе обладают мышлением — логическим, образным.

2. Любой школьник способен осваивать любой предмет на основе логического и образного мышления.

3. На каждом уроке учитель должен опираться на логическое и образное мышление.

4. Объяснение педагога и структура урока должны строиться с опорой на логическое и образное мышление.

5. Все это порождает самостоятельную активность учащихся и одновременную работу логического и образного мышления

6. Такой подход к процессу обучения способствует созданию учащимися оригинального творческого продукта.

При этом движение в обучении должно строиться «от целого к частному, от будущего к настоящему. Понять — значит поставить в связь с целым». Эти слова могут стать синонимом педагогической системы интегрированного обучения, так как любая логика мышления человека требует выстраивания «логики процесса» (А.А. Арсеньев).

Смысл интегрированного направления работы — насыщение занятий искусством, развитие эмоционально-эстетической сферы детей, активизация детского творчества, участие детей в реальном живом процессе порождения искусства (картин, музыки, театрального действия, танца, художественной среды школы). Это направление предполагает, с одной стороны, включение школы в культурную жизнь поселка, города, страны, с другой — преодоление в собственной школьной среде, в семье примет косности, духовной лени, рутины, душевного безразличия и пассивного созерцания, направляет процесс обучения к будущему, к интересной жизни и знанию.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

1. Активизация разных форм художественного мышления учащихся через образы (зрительные, музыкальные, двигательные, слуховые и др.). Это дает возможность почувствовать мир во всем его многообразии, посмотреть на него с разных сторон, тем самым у ребенка возникают различные ассоциации, пробуждается интуиция, чувство, ощущение цвета, звука, движения.

2. Важно вызвать у детей интерес к выполняемой работе. Для этого желательно общаться с классом, с группой, отдельным учеником на «одной волне», постараться почувствовать настроение класса, настроение каждого ребенка и опираться в работе на него. Все это возможно при условии создания доброжелательного климата на уроке.

3. Активизировать внимание легче, когда урок начинается необычно, когда предложенная тема неожиданна, когда с первых минут школьники получают какое-то яркое впечатление. Необходимо постараться найти такие виды работ, такие упражнения для разминки, которые подготовили бы ребенка к прыжку, к полету фантазии. Для примера можно предложить начать урок не со «своего предмета», а с постороннего на первый взгляд материала, опираясь на знания и умения, полученные на других занятиях, у других педагогов.

4. Учитель контролирует ситуацию с помощью подготовленного плана урока, но при этом совершенно не обязательно слепо следовать ему. В зависимости от ситуации можно изменить что-то, дополнить, сменить темп. Важно всегда помнить, чем необходимо закончить урок, постараться завершить его совместным обсуждением проделанной работы.

5. Среда в классе, аудитории должна быть художественно организованной. Для этого в зависимости от темы, характера урока можно создавать соответствующее оформление рабочего пространства, дополнять его какими-то деталями, придумывать цветовые эффекты, изменять расстановку мебели.

6. В завершение урока — подведение итогов, акцентирование внимания на тех открытиях, которые были сделаны, тех идеях, которые были созданы, сочинены, изображены, проиграны, тех предметах, которые были сконструированы на уроке конкретными учениками. Обязательно похвалить тех детей, которые высказали свои мысли, свои представления, вывели свои законы, сделали собственные открытия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53315. Хлеб - всему голова 41.5 KB
  Воспитывать любовь уважение и бережное отношение к труду и хлебу. Оборудование: Плакат Хлеб - всему голова колоски пшеницы иллюстрации к теме Ход 1. Ребята как вы думаете что это Хлеб.
53316. Хліб – годувальник, всьому голова 38.5 KB
  Мета: виховувати бережне ставлення до хліба повагу до хліборобів. Обладнання: у святковоприбраній світлиці на столі на вишитій скатертині скіп пшениці хлібина вироби з тіста. На землі вирощують хліб.
53318. Цілую хліб гарячий на столі, що пахне сонцем, щедрістю і полем 80 KB
  Мета: Познайомити з історією вирощування хліба з народними традиціями повязаними з хлібом. Виховувати шанобливе ставлення до хліба повагу до праці хлібороба. План заходу Хліб – символ святості радості щастя здоров’я та багатства.
53319. Хліб – осколок сонця на землі 326 KB
  Мета: розвивати допитливість кмітливість спостережливість уважність; розвиток логічного мислення; виховувати повагу до землі людей праці; шанобливе ставлення до хліба. Обладнання: хлібні вироби пшеничні колоски у вазі мультимедійний проектор презентація Хліб на нашому столі диск із записом ліричної музики. Методи і прийоми навчання: розповідь учителя елемент бесіди виразне читання віршів; інтерв’ю розгляд ілюстрацій обговорення прислів’їв про хліб.
53320. Хліб – святість рідної землі 162 KB
  Виховувати бережливе ставлення до хліба повагу до праці хліборобів до рідної землі. Хід заходу 1й ведучий Добрий день дорогі наші гості 2й ведучий Запрошуємо Вас до нашої господи на хліб та сіль на слово наше щире на бесіду мудру 1й ведучий Кожен з нас знає що головний злак землі пшениця. Мабуть звідси і пішло: Хліб усьому голова 2 ведучий Довгий і нелегкий шлях від пшеничного колоска до смачного...
53321. Нумо, хлопці! 50.5 KB
  Ви – сильна половина нашого суспільства, майбутні воїни, захисники нашої держави. На вас наші надії і сподівання. Тож вітаємо вас і для вас сьогодні вірші, пісні, конкурси.
53322. Національно-визвольна війна українського народу під проводом Б. Хмельницького (Тематичне оцінювання) 41.5 KB
  Мета: систематизувати і закріпити знання учнів з теми; домогтися розуміння учнями практичнонаслідкових звязків в основних явищах і процесах періоду Національновизвольної війни; зясувати який навчальний матеріал учні засвоїли гірше і ще раз попрацювати з ним; продовжувати виробляти в учнів вміння давати письмові відповіді на питання; здійснювати диференційований підбір у перевірці знань учнів; працювати над виробленням в учнів розуміння ролі видатних діячів у боротьбі за незалежність України; виховувати...
53323. Б.ХМЕЛЬНИЦЬКИЙ: ПОЛІТИК, ДИПЛОМАТ, ПОЛКОВОДЕЦЬ 69.5 KB
  Богдан Хмельницький одна з яскравих постатей української історії. За словами відомого українського історика Крип’якевича Хмельницький поклав печать свого духа на подальший розвиток Україниâ€. Хмельницького в історії України†Богдан Хмельницький гетьман України народився у 1595р. Хмельницький з дитинства вбирав у себе вільне повітря покозаченої України тим більше що матийого була козачкою з Переяслава.