27423

Методика обучения конструктивным видам искусства: архитектура и дизайн в жизни человека (8 класс). Интегрированный подход

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Методика обучения конструктивным видам искусства: архитектура и дизайн в жизни человека 8 класс. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства здания города села парка и проживания в нём человека. но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью с расцветом индустриального производства. Выход за рамки одного искусства одного предмета.

Русский

2013-08-19

52.5 KB

24 чел.

Билет25. Методика обучения конструктивным видам искусства: архитектура и дизайн в жизни человека (8 класс). Интегрированный подход.

«Дизайн и архитектура в жизни человека»  Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.  Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.). Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.  Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств. Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

!!! ГЛАВНОЕ – ОБЩАЯ ЦЕЛЬ Интегрированное обучение связано с планированием, организацией и проведением специальных уроков по теме, общей для нескольких предметов, Главным в интегрированном обучении является выделение обшей перспективной цели развития учащихся одной возрастной группы, направленной на формирование или совершенствование каких-либо качеств (способностей, умений), а также планирование общих учебных задач для педагогов разных предметов.

ПОДХОДЫ И ЗАДАЧИ Составляющими интегрированного обучения являются три подхода, на которые должна опираться вся педагогическая деятельность в области гуманитарно-художественного образования: экологический, региональный и полихудожественный.

Задачами интегрированного преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла (по Б.П. Юсову) являются следующие:

1. Выход за рамки одного искусства (одного предмета). Отказ от традиционных форм, методов работы с детьми. Привлечение разных видов творческой деятельности, информации из различных областей знаний, природного мира, истории, географии, естествознания и др.
2. Связь с развитием культуры в широком смысле слова: мысль — наука — техника — градостроительство — духовные, культурные, нравственные традиции — искусство.

3. Перенос педагогического акцента с изучения «памятников искусства» на творческое проявление самих детей, на детское творчество как реализацию культурной традиции, как освоение культуры человечества через творчество.

4. Обращение к региональной (близкой) художественной культуре, искусству и родному языку в тесной связи с мировым художественным процессом.

5. Самовыражение в художественно-образной форме.

Следует отличать интегрированный подход к обучению от межпредметных связей. В практике обучения межпредметные связи чаще всего сведены к взаимному иллюстрированию одного искусства другим. Например, на уроке изобразительного искусства детям читают стихи по схожему сюжету, настроению, теме, характеру героя и так далее. Или на уроке литературы показывают картину художника, помогающую лучше понять литературное произведение, представить конкретного героя, пейзаж, манеру одеваться.

Этот первичный уровень можно назвать эмоциональной поддержкой, иллюстрацией определенного настроения, состояния природы. Он самый распространенный и применяется одинаково свободно всеми педагогами в разных возрастных группах.

Интегрированный подход на занятиях художественного цикла, как указывалось выше, предполагает использование не только художественной информации, но и знаний из разных областей наук, которые помогают наиболее полно раскрыть информацию о предмете или явлении таким образом, чтобы у ребенка сложилось общее представление о рассматриваемом объекте (образе, понятии, художнике и др.). Такого рода информация обязательно должна опираться на психические особенности детей, их интересы, память, ранее полученные из других источников знания. Это помогает им создавать свои художественные образы по ассоциации не только с художественными произведениями, но и с другими предметами, ближайшим окружением, природой и миром вообще. То есть у детей постепенно формируется представление о гармонии мира, о жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставлен этому миру, а является органичной его составляющей.

Так, на уроке изобразительного искусства при восприятии произведений какого-либо художника или писателя необходимо давать материал по истории того периода, в котором художник, писатель творили, дать представление об идеалах того времени, духовных ценностях, мировоззрении, познакомить с документами, которые помогут детям понять художественный образ и язык произведения.

При освоении любого периода истории следует стараться находить темы, созвучные с историей развития и культуры того региона, в котором учащиеся живут, ориентируясь на самостоятельные исследования детей, на осмысление происходящего. Такой подход поможет развивать самостоятельность мышления и стремление к самопознанию.

Например, при восприятии картины на уроке изобразительного искусства можно предложить примеры из другого вида искусства (например, портрет Ван Гога и «Реквием» Моцарта). Таким образом художественно-выразительные средства одного искусства интегрируются, входят в контакт с художественными средствами выражения другого. В этом случае эмоциональный строй того и другого искусства усиливает их родство. Разговор с детьми идет не на уровне схожести сюжета, мотива, характера, а на уровне художественного образа, выразительных средств искусства, философского осмысление творчества.

Например, на уроке литературы для создания наиболее полного впечатления и адекватного восприятия конкретного героя произведения (писателя, художника, композитора) можно предложить фильм, слайды, визуальные путешествия с помощью компьютера для знакомства с пространством, средой того времени, той эпохи, о которой пойдет речь. Такой уровень взаимодействия оберегает ребенка от стереотипов и формирует гибкость ума, позволяет ему подбирать произведения искусства по эмоциональной насыщенности. Можно предложить ученикам, например, нарисовать вкус или запах цветов, настроение героев или аромат воды, воздуха, которые изображены на картине.В промежутках между такими уроками-размышлениями и уроками-осмыслениями обязательно должно пройти занятие, которое позволило бы приподнять ученика над обыденностью. Такие уроки позволяют накапливать творческий потенциал ребенка. После серии подобных уроков на итоговом занятии может произойти своеобразный коллективный творческий всплеск и педагог вместе с детьми творчески проживет эмоциональный подъем, свойственный художественно-образным задачам, которые вместили в себя все рассматриваемые произведения искусства.

ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРИГИНАЛЬНОГО ПРОДУКТА

Стержневыми понятиями интегрированного направления являются:

а) «полихудожественный» комплексный подход к освоению искусства;

б) акцент на самостоятельном творчестве детей: «живое искусство» и активное действие в пространстве и в среде;

в) искусство как средство изменения пространства: создание определенной эстетической среды относительно времени, эпохи, конкретного человека, по мотивам художественного произведения, для конкретной деятельности;

г) «экология культуры»: традиции, региональные и национальные черты, взаимодействие традиционной архитектуры с окружающим ландшафтом, климатом и занятиями людей;

д) сотворчество педагогов и детей;

е) развивающее, охраняющее здоровье, оберегающее детей обучение.

Следует выделить также главные факторы развития — воображение и фантазия. Система работы должна осуществляться таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы правое и левое полушарие. Но эта способность мозга, к сожалению, часто не учитывается на уроках в школе, особенно это касается предметов естественно-научного цикла. Школа больше озабочена развитием интеллектуальной сферы и недооценивает активную творческую деятельность.

В этой связи предлагается формула развивающего творческого обучения, которая выглядит следующим образом: одновременное развитие на всех предметах школьного цикла логического интеллектуального и творческого мышления.

1. Все дети по своей природе обладают мышлением — логическим, образным.

2. Любой школьник способен осваивать любой предмет на основе логического и образного мышления.

3. На каждом уроке учитель должен опираться на логическое и образное мышление.

4. Объяснение педагога и структура урока должны строиться с опорой на логическое и образное мышление.

5. Все это порождает самостоятельную активность учащихся и одновременную работу логического и образного мышления

6. Такой подход к процессу обучения способствует созданию учащимися оригинального творческого продукта.

При этом движение в обучении должно строиться «от целого к частному, от будущего к настоящему. Понять — значит поставить в связь с целым». Эти слова могут стать синонимом педагогической системы интегрированного обучения, так как любая логика мышления человека требует выстраивания «логики процесса» (А.А. Арсеньев).

Смысл интегрированного направления работы — насыщение занятий искусством, развитие эмоционально-эстетической сферы детей, активизация детского творчества, участие детей в реальном живом процессе порождения искусства (картин, музыки, театрального действия, танца, художественной среды школы). Это направление предполагает, с одной стороны, включение школы в культурную жизнь поселка, города, страны, с другой — преодоление в собственной школьной среде, в семье примет косности, духовной лени, рутины, душевного безразличия и пассивного созерцания, направляет процесс обучения к будущему, к интересной жизни и знанию.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

1. Активизация разных форм художественного мышления учащихся через образы (зрительные, музыкальные, двигательные, слуховые и др.). Это дает возможность почувствовать мир во всем его многообразии, посмотреть на него с разных сторон, тем самым у ребенка возникают различные ассоциации, пробуждается интуиция, чувство, ощущение цвета, звука, движения.

2. Важно вызвать у детей интерес к выполняемой работе. Для этого желательно общаться с классом, с группой, отдельным учеником на «одной волне», постараться почувствовать настроение класса, настроение каждого ребенка и опираться в работе на него. Все это возможно при условии создания доброжелательного климата на уроке.

3. Активизировать внимание легче, когда урок начинается необычно, когда предложенная тема неожиданна, когда с первых минут школьники получают какое-то яркое впечатление. Необходимо постараться найти такие виды работ, такие упражнения для разминки, которые подготовили бы ребенка к прыжку, к полету фантазии. Для примера можно предложить начать урок не со «своего предмета», а с постороннего на первый взгляд материала, опираясь на знания и умения, полученные на других занятиях, у других педагогов.

4. Учитель контролирует ситуацию с помощью подготовленного плана урока, но при этом совершенно не обязательно слепо следовать ему. В зависимости от ситуации можно изменить что-то, дополнить, сменить темп. Важно всегда помнить, чем необходимо закончить урок, постараться завершить его совместным обсуждением проделанной работы.

5. Среда в классе, аудитории должна быть художественно организованной. Для этого в зависимости от темы, характера урока можно создавать соответствующее оформление рабочего пространства, дополнять его какими-то деталями, придумывать цветовые эффекты, изменять расстановку мебели.

6. В завершение урока — подведение итогов, акцентирование внимания на тех открытиях, которые были сделаны, тех идеях, которые были созданы, сочинены, изображены, проиграны, тех предметах, которые были сконструированы на уроке конкретными учениками. Обязательно похвалить тех детей, которые высказали свои мысли, свои представления, вывели свои законы, сделали собственные открытия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24872. Теоретические и практические подходы к формированию дивидендной политики 31.5 KB
  Сигнальная теория;6.1 Теория нерелевантности дивидендов. 2 Теория предпочтения дивидендов. 3 Теория налоговых асимметрий.
24873. Целевая структура капитала 32.5 KB
  Под целевой структурой капитала понимается такое соотношение собственного и заемного капитала которое фиксирует менеджер при принятии инвестиционных и финансовых решений. Собственный капитал состоит из уставного добавочного и резервного капитала нераспределенной прибыли и целевых специальных фондов. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала погашение балансового убытка за отчетный год а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели.
24874. Цели и задачи управления капиталом 28 KB
  Практически каждый человек обладающий тем или иным капиталом стремится к тому чтобы его какимлибо образом сохранить и приумножить. В этом собственно и заключается основная задача управления капиталом. Первоначальная задача управления капиталом сводится к наиболее точному определению его размера и возможностей.
24875. ЭФР и особенности его использования 27 KB
  ставку налога на П ЭR – СРСП – дифференциал финанс рычага СРСП – средн. рычага чем больше проценты и чем меньше прибыль тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск. Если заемные средства не привлекаются то сила воздействияфинансового рычага равна единице.
24876. Анализ структуры капитала компании 24.5 KB
  Составляющими собственного капитала являются: уставный капитал и нераспределенная прибыль. Под структурой капитала понимают соотношение собственного и заемного капитала фирмы. Под величинами собственного и заемного капитала чаще всего понимают значения сальдо соответствующих счетов правой части баланса.
24877. Базовые подходы к обоснованию ставки дисконтирования 27.5 KB
  ставка дисконта я ставка использая д перерасчета будх потоков Д в единую величину тек. смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвестми ставка Д на вложенный К сопостав. ее как стоим привлеч п п К из различн источник ставка дисконтир = WAСС.
24878. Влияние структуры капитала на рентабельность собственных средств и стоимость обыкновенных акций 32.5 KB
  Первая концепция финансового рычага. Эффект финансового рычага DFL – это увеличение чистой рентабельности собственного капитала за счет использования предприятием заемных средств несмотря на платность последних. Величину DFL можно рассчитать по следующей формуле: DFL = [D E ] х [ ROA – i] х [1 – t] Где t – ставка налога на прибыль; E – собственные средства предприятия; D – заемные средства ROA –рентабельность активов; Соотношение заемных и собственных средств носит название плечо финансового рычага разница между экономической...
24879. Влияние структуры капитала на стоимость компании 32.5 KB
  Кроме теории структуры капитала МодильяниМиллера существует традиционный подход к этой проблеме. Он ориентирован на то что цена капитала зависит от его структуры и что существует оптимальная структура капитала. Исследования показали что с ростом доли заемных средств в общей сумме источников долгосрочного капитала цена собственного капитала постоянно увеличивается возрастающими темпами а цена заемного капитала оставаясь сначала практически неизменной затем тоже начинает возрастать.
24880. Гудвилл: трактовка, оценка, отражение в отчётности 30.5 KB
  Применительно к бизнесу гудвилл это положительное отношение потребителя товаров или услуг к их производителю обусловленное высоким качеством предлагаемых товаров услуг удобным месторасположением предприятия качественным обслуживанием.В приложении к конкретном предприятию принято выделять два вида гудвилла – внутренне созданный и приобретенный. Любое спешно функционирующее предприятие должно иметь положительный внутренний гудвилл.