27424

История художественного образования.Обучение искусству в древних цивилизациях:Др.Египет, др.Греция, Античный Рим

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Общеобразовательная система художественного образования строилось на обучении рисунку так как написание иероглифов требовало определенных навыков. Система образования имела строгие требования к дисциплине. Система художественного образования в Древней Греции.

Русский

2013-08-19

48 KB

58 чел.

Билет № 3 История художественного образования.Обучение искусству в древних цивилизациях:Др.Египет, др.Греция, Античный Рим.

Общеобразовательная система художественного образования

строилось на обучении рисунку, так как написание иероглифов требовало

определенных навыков. Обучение рисунку строилось по двум направлениям:

выработка техники свободного движения руки и твердость в выполнении

рельефов и написании папирусов. Основной метод – копирование и

заучивание. Система образования имела строгие требования к дисциплине.

Хотя получать образование могли лишь привилегированные слои

египетского общества, практиковались телесные наказания (ходили 3 месяца

в колодках).

    Профессиональное обучение носило с одной стороны родовой

характер, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну, с другой

стороны организовывались профессиональные школы.

    Ведущей профессиональной школой изобразительного искусства

являлась Мемфиская придворная школа архитекторов и скульпторов. Во

времена Рамсеса II и его наследника в Египте существовал институт для

художников, где студенты могли выбирать себе преподавателей.

    Методика преподавания в таком учебном заведении разрывалась в

таблицах, которые служили методическими указаниями с поэтапным

выполнением работ. В частности применялся такой прием как построение

фигуры человека по сетке. Это была не просто попытка увеличить

изображение, а прообраз модульной сетки, позволявшим увеличить

изображение, построить фронтальное и боковое изображение, поскольку

пересечение линий сетки проходило в определенных узловых соединениях.

Рисунок строился с любого места по этой сетке. Изображение выявлялось не

с определения общей формы, а с механической подготовки расчетов

пропорций. В обучении скульптуре применялся метод эталона и метод

незавершенной работы как наглядного пособия для понимания поэтапности

работы.

    «Система художественного образования в Древней Греции».

Искусство Древней Греции – величайший по значению пласт в истории

мирового изобразительного искусства. Произведения, созданные в этот

период, поражают современников своей соразмерностью, реалистичностью,

гармонией с окружающей средой. Поэтому закономерен интерес к системе

художественного образования, которая, в свою очередь, является

значительным этапом в истории развития всего художественного

образования в целом.

    Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, в

первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение

религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой

экономической формации.

    Пантеон греческих богов, в отличие от египетских зооморфных

(впоследствии с человеческими телами), был антропоморфен. Загробный мир

представлялся по аналогии с реальностью. А подготовка к переходу в мир

иной была не столь всепоглощающей. Вообще мироощущение древних

греков носило гуманистический характер, обращенный на выявление

закономерностей реальной действительности, а красота человеческого тела

считалась эталоном гармонии, то есть соразмерности частей относительно

целого.

Реализм – основа греческого искусства. Художники утверждали,

что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного

заключается в гармонии частей и целого, в правильных математических

пропорциях.

    В 432 году до н.э. Поликлет из Сикиона создал сочинение о

пропорциональных закономерностях построения человеческого тела и

впервые в истории решил проблему конрпоста. Изображение тела человека

стало естественным и жизненным. Как образец исполнения скульптуры по

новым канонам выступает «Дорифор» (копьеносец). Рисунки с этой

скульптуры делали не только будущие профессионалы, но и дети в

общеобразовательной школе.

    Еще один великий скульптор уже поздней классики Пракситель создал

свой канон, в котором пропорции тела были несколько удленены по

отношению к поликлетовскому канону.

    История первых методических разработок в изобразительном

искусстве Древней Греции связывают с именами Полигнота и Аполлодора

Афинского. Полигнот, образовав круг художников в Афинах, где ему были

даны права гражданства, развернул свою педагогическую деятельность. Он

призвал художников стремиться к реальности. Однако овладел только

линейным рисунком, без передачи светотени. Аристотель отмечал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, рисовал в натуральную величину модели. Однако

живопись его представлялась раскрашенным в монохроме рисунком.

    Настоящая революция в области рисования и методов обучения

приписывается Аполлодору Афинскому, который Плиний относит к

«светочам искусства». Заслуга Аполлодора заключается в том, что он

впервые ввел светотень и стал моделировать объем формы в рисунке. Это

почиталось за чудо. Появилась необходимость в иных методах обучения,

которые рассматривали закономерности распределения светотени

относительно источника света. Живопись стала основываться на игре

теплохолодности.

    Аполлодор был не просто талантливым художником, но и прекрасным

педагогом. Одним из его учеников был Зевкис (420-380гг до н.э.).

Методика Зевкиса основывалась на пристальном изучении природы,

понимание законов красоты через наблюдение.

     Паррасий проявил себя еще и как художник-теоретик, написав трактат

по рисунку, в котором особое внимание уделил линии и ее работе по

посторению иллюзии пространства. «Ведь контур должен состоять из своей

линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что скрыто. Характерные

особенности его преподавания:

    -ясность в передаче очертаний предметов;

    -линеарность в передаче формы предметов;

    -активная работа с натуры;

    -сочетание высокотехничного рисунка с знанием законов

реалистичного построения человеческого тела;

    -владение средствами светотеневого рисунка;

    -стремление к передаче реалистичности изображения, доходящей до

самоцели.

    В IV веке до н. э. существовало несколько прославленных школ

рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская.

    Фиванская школа – основатель Аристид – придавали значение

светотеневым эффектам, передаче ощущений, иллюзий.

    Эфесская школа – Эфранор или Зевкис – основывалась на чувственном

восприятии природы, ее внешней красоте.

Итог:

    - новые методы обучения, в основе – рисование с натуры;

    - задача рисовальщика не только копирование предметов, но и

познание закономерностей их построения;

    - рисование в общеобразовательной школе как инструмент познания

окружающей действительности;

    - выработка канонов построения человеческого тела по законам

видимой действительности научных знаний;

    - человек – венец красоты, в нем все соразмерно о гармонично,

«Человек – мера всех вещей» (Гераклид).

«Художественное образование в Древнем Риме»

Художественное наследие значительно по своей ценности для мировой

культуры. Но оно носит иной характер, нежели греческое. Все дело в

мировоззрении римлян. Они, как греки и этруски, были язычниками, но их

религия, а отсюда и художественная фантазия были прозаичнее греческой, их

мировосприятие – более практичным и трезвым. Римляне создали свой

прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, выработали

кодекс законов (римское право явилось основой всей европейской

юриспруденции), новые формы в архитектуре (открытие бетона дало новые

конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых

перекрытий) и изобразительном искусстве (исторический рельеф,

реалистический скульптурный портрет, статуарную скульптуру,

интереснейшие примеры монументальной живописи).

    Произведения греческого искусства заполнили общественные здания Рима,

жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников

много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия.

Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого

искусства, самого отношения к художнику как к избраннику богов,

наделивших его талантом, в Риме не было никогда.

    Отсюда и система художественного образования, дававшая лишь

навыки ремесленника высокого класса, копеиста.

«Система художественного образования в Древнем Египте».

Искусство Древнего Египта было создано народом, который был

творцом одной из древнейших культур человечества. Исторические

условия (деспотия фараонов, консерватизм земледельческого общества)

привели к длительному сохранению характерных особенностей египетского

искусства. Ещё один важнейший фактор: искусство Египта было составной

частью культа заупокойного ритуала. Оно тесно связано с религией,

обоготворяющей силы природы и земную власть. Пантеон египетских богов

велик, их культ восходит к первобытным временам, когда люди поклонялись

тотему – зверю – покровителю племени. Божества египтян зверолики:

покровитель умерших Анубис – с головой шакала, бог мудрости и письма –

павиан Тот, богиня войны – львиноголовая Сохмет. В эпоху Нового царства был недолгий период искусства Амарны, когда фараон Аменхотеп IV

(Эхнатон) упразднил все культы кроме солярного и ввёл единобожие –

поклонение солнечному диску Атону. Солнечная символика многообразна:

крылатый шар с множеством распростертых рук-лучей, сокол, телец, обелиск

– архитектурная форма, впервые созданная в Египте и символизирующая

солнечный луч.

    Культ богов и умерших требовал соблюдения религиозных ритуалов. В

изобразительном искусстве это могли обеспечить только математически

выверенные каноны. С одной стороны каноны облегчили задачу

художникам, а с другой – наложили отпечаток скованности форм.

    Человек же изображался в строгом соответствии с каноном. Был

выработан канон стоящего, идущего и сидящего человека, что было

справедливо как для скульптуры, так и для изображения на плоскости.

    Особого мастерства египтяне достигли в искусстве рельефа. Сочетая

барельеф, горельеф, контррельеф, контурный рельеф, они добивались

практически мистической игры светотени.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18134. Вплив електричного поля на поверхневу іонізацію (автоіонізація) 350.78 KB
  Вплив електричного поля на поверхневу іонізацію автоіонізація Експериментальні дослідження ПІ відразу показали що зовнішнє електричне поле якщо воно тягне іони тобто на катоді €œ€ а на колекторі іонів €œ€œ поліпшує процес іонної емісії: ступінь поверхне...
18135. Развитие волоконно-оптических систем в мире и на Украине 724.12 KB
  Лекция 1. Развитие волоконнооптических систем в мире и на Украине Основное направление в применении волоконнооптических систем – это создание и эксплуатация волоконных линий связи. Необходимость развития волоконнооптических линий связи ВОЛС была определена потр
18136. Геометрическая оптика световодов 1.5 MB
  Лекция 2. Геометрическая оптика световодов Световод представляет собой две диэлектрические среды – сердечник и оболочку. Электромагнитные колебания распространяются по сердечнику благодаря явлению полного внутреннего отражения ПВО. Условия прохождения луча чер
18137. Фокон, как один из элементов ВОЛС 501.69 KB
  Лекция 3. Фокон как один из элементов ВОЛС Как оптический элемент фокон имеет важное значение. Он может быть применен для согласования источника излучения и световода световода и фотоприемника соединения световодов разных диаметров между собой и в других функциона
18138. Волоконный световод как канал передачи информации. Затухание в оптических волокнах и кабелях 712.6 KB
  Лекция 4. Волоконный световод как канал передачи информации. Затухание в оптических волокнах и кабелях Процесс распространения электромагнитной волны в оптическом волокне можно анализировать методами геометрической оптики и методами волновой теории путем решен
18139. Дисперсия и параметры быстродействия световодов 155.6 KB
  Лекция 5. Дисперсия и параметры быстродействия световодов Одним из важных явлений процесса распространения импульсных сигналов по оптическим кабелям является дисперсия – рассеяние во времени спектральных или модовых составляющих оптического сигнала. В результате д...
18140. Методы стыковки световода с источником излучения (прямая стыковка, применение фоконов) 214.29 KB
  Лекция 6. Методы стыковки световода с источником излучения прямая стыковка применение фоконов Существенный вклад в потери излучения вносит несоответствие параметров излучателя и входных характеристик световода. Основными факторами определяющими потери явля
18141. Ввод излучения в световод с применением микролинз, градиентных и сферических линз 441.39 KB
  Лекция 7. Ввод излучения в световод с применением микролинз градиентных и сферических линз Согласующие устройства с применением микролинз В качестве микролинз в устройствах ввода излучения применяют полусферы и сферы. Схема устройства ввода излучения в световод с
18142. Ввод излучения в световод различными композициями линз. Потери излучения при соединении световодов 346.36 KB
  Лекция 8. Ввод излучения в световод различными композициями линз. Потери излучения при соединении световодов. Расчет длины регенерационного участка. Схема использования двух сферических линз для ввода излучения в световод показана на рисуснке 8.1. Рис. 8.1. Схема ис...