27424

История художественного образования.Обучение искусству в древних цивилизациях:Др.Египет, др.Греция, Античный Рим

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Общеобразовательная система художественного образования строилось на обучении рисунку так как написание иероглифов требовало определенных навыков. Система образования имела строгие требования к дисциплине. Система художественного образования в Древней Греции.

Русский

2013-08-19

48 KB

58 чел.

Билет № 3 История художественного образования.Обучение искусству в древних цивилизациях:Др.Египет, др.Греция, Античный Рим.

Общеобразовательная система художественного образования

строилось на обучении рисунку, так как написание иероглифов требовало

определенных навыков. Обучение рисунку строилось по двум направлениям:

выработка техники свободного движения руки и твердость в выполнении

рельефов и написании папирусов. Основной метод – копирование и

заучивание. Система образования имела строгие требования к дисциплине.

Хотя получать образование могли лишь привилегированные слои

египетского общества, практиковались телесные наказания (ходили 3 месяца

в колодках).

    Профессиональное обучение носило с одной стороны родовой

характер, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну, с другой

стороны организовывались профессиональные школы.

    Ведущей профессиональной школой изобразительного искусства

являлась Мемфиская придворная школа архитекторов и скульпторов. Во

времена Рамсеса II и его наследника в Египте существовал институт для

художников, где студенты могли выбирать себе преподавателей.

    Методика преподавания в таком учебном заведении разрывалась в

таблицах, которые служили методическими указаниями с поэтапным

выполнением работ. В частности применялся такой прием как построение

фигуры человека по сетке. Это была не просто попытка увеличить

изображение, а прообраз модульной сетки, позволявшим увеличить

изображение, построить фронтальное и боковое изображение, поскольку

пересечение линий сетки проходило в определенных узловых соединениях.

Рисунок строился с любого места по этой сетке. Изображение выявлялось не

с определения общей формы, а с механической подготовки расчетов

пропорций. В обучении скульптуре применялся метод эталона и метод

незавершенной работы как наглядного пособия для понимания поэтапности

работы.

    «Система художественного образования в Древней Греции».

Искусство Древней Греции – величайший по значению пласт в истории

мирового изобразительного искусства. Произведения, созданные в этот

период, поражают современников своей соразмерностью, реалистичностью,

гармонией с окружающей средой. Поэтому закономерен интерес к системе

художественного образования, которая, в свою очередь, является

значительным этапом в истории развития всего художественного

образования в целом.

    Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, в

первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение

религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой

экономической формации.

    Пантеон греческих богов, в отличие от египетских зооморфных

(впоследствии с человеческими телами), был антропоморфен. Загробный мир

представлялся по аналогии с реальностью. А подготовка к переходу в мир

иной была не столь всепоглощающей. Вообще мироощущение древних

греков носило гуманистический характер, обращенный на выявление

закономерностей реальной действительности, а красота человеческого тела

считалась эталоном гармонии, то есть соразмерности частей относительно

целого.

Реализм – основа греческого искусства. Художники утверждали,

что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного

заключается в гармонии частей и целого, в правильных математических

пропорциях.

    В 432 году до н.э. Поликлет из Сикиона создал сочинение о

пропорциональных закономерностях построения человеческого тела и

впервые в истории решил проблему конрпоста. Изображение тела человека

стало естественным и жизненным. Как образец исполнения скульптуры по

новым канонам выступает «Дорифор» (копьеносец). Рисунки с этой

скульптуры делали не только будущие профессионалы, но и дети в

общеобразовательной школе.

    Еще один великий скульптор уже поздней классики Пракситель создал

свой канон, в котором пропорции тела были несколько удленены по

отношению к поликлетовскому канону.

    История первых методических разработок в изобразительном

искусстве Древней Греции связывают с именами Полигнота и Аполлодора

Афинского. Полигнот, образовав круг художников в Афинах, где ему были

даны права гражданства, развернул свою педагогическую деятельность. Он

призвал художников стремиться к реальности. Однако овладел только

линейным рисунком, без передачи светотени. Аристотель отмечал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, рисовал в натуральную величину модели. Однако

живопись его представлялась раскрашенным в монохроме рисунком.

    Настоящая революция в области рисования и методов обучения

приписывается Аполлодору Афинскому, который Плиний относит к

«светочам искусства». Заслуга Аполлодора заключается в том, что он

впервые ввел светотень и стал моделировать объем формы в рисунке. Это

почиталось за чудо. Появилась необходимость в иных методах обучения,

которые рассматривали закономерности распределения светотени

относительно источника света. Живопись стала основываться на игре

теплохолодности.

    Аполлодор был не просто талантливым художником, но и прекрасным

педагогом. Одним из его учеников был Зевкис (420-380гг до н.э.).

Методика Зевкиса основывалась на пристальном изучении природы,

понимание законов красоты через наблюдение.

     Паррасий проявил себя еще и как художник-теоретик, написав трактат

по рисунку, в котором особое внимание уделил линии и ее работе по

посторению иллюзии пространства. «Ведь контур должен состоять из своей

линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что скрыто. Характерные

особенности его преподавания:

    -ясность в передаче очертаний предметов;

    -линеарность в передаче формы предметов;

    -активная работа с натуры;

    -сочетание высокотехничного рисунка с знанием законов

реалистичного построения человеческого тела;

    -владение средствами светотеневого рисунка;

    -стремление к передаче реалистичности изображения, доходящей до

самоцели.

    В IV веке до н. э. существовало несколько прославленных школ

рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская.

    Фиванская школа – основатель Аристид – придавали значение

светотеневым эффектам, передаче ощущений, иллюзий.

    Эфесская школа – Эфранор или Зевкис – основывалась на чувственном

восприятии природы, ее внешней красоте.

Итог:

    - новые методы обучения, в основе – рисование с натуры;

    - задача рисовальщика не только копирование предметов, но и

познание закономерностей их построения;

    - рисование в общеобразовательной школе как инструмент познания

окружающей действительности;

    - выработка канонов построения человеческого тела по законам

видимой действительности научных знаний;

    - человек – венец красоты, в нем все соразмерно о гармонично,

«Человек – мера всех вещей» (Гераклид).

«Художественное образование в Древнем Риме»

Художественное наследие значительно по своей ценности для мировой

культуры. Но оно носит иной характер, нежели греческое. Все дело в

мировоззрении римлян. Они, как греки и этруски, были язычниками, но их

религия, а отсюда и художественная фантазия были прозаичнее греческой, их

мировосприятие – более практичным и трезвым. Римляне создали свой

прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, выработали

кодекс законов (римское право явилось основой всей европейской

юриспруденции), новые формы в архитектуре (открытие бетона дало новые

конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых

перекрытий) и изобразительном искусстве (исторический рельеф,

реалистический скульптурный портрет, статуарную скульптуру,

интереснейшие примеры монументальной живописи).

    Произведения греческого искусства заполнили общественные здания Рима,

жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников

много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия.

Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого

искусства, самого отношения к художнику как к избраннику богов,

наделивших его талантом, в Риме не было никогда.

    Отсюда и система художественного образования, дававшая лишь

навыки ремесленника высокого класса, копеиста.

«Система художественного образования в Древнем Египте».

Искусство Древнего Египта было создано народом, который был

творцом одной из древнейших культур человечества. Исторические

условия (деспотия фараонов, консерватизм земледельческого общества)

привели к длительному сохранению характерных особенностей египетского

искусства. Ещё один важнейший фактор: искусство Египта было составной

частью культа заупокойного ритуала. Оно тесно связано с религией,

обоготворяющей силы природы и земную власть. Пантеон египетских богов

велик, их культ восходит к первобытным временам, когда люди поклонялись

тотему – зверю – покровителю племени. Божества египтян зверолики:

покровитель умерших Анубис – с головой шакала, бог мудрости и письма –

павиан Тот, богиня войны – львиноголовая Сохмет. В эпоху Нового царства был недолгий период искусства Амарны, когда фараон Аменхотеп IV

(Эхнатон) упразднил все культы кроме солярного и ввёл единобожие –

поклонение солнечному диску Атону. Солнечная символика многообразна:

крылатый шар с множеством распростертых рук-лучей, сокол, телец, обелиск

– архитектурная форма, впервые созданная в Египте и символизирующая

солнечный луч.

    Культ богов и умерших требовал соблюдения религиозных ритуалов. В

изобразительном искусстве это могли обеспечить только математически

выверенные каноны. С одной стороны каноны облегчили задачу

художникам, а с другой – наложили отпечаток скованности форм.

    Человек же изображался в строгом соответствии с каноном. Был

выработан канон стоящего, идущего и сидящего человека, что было

справедливо как для скульптуры, так и для изображения на плоскости.

    Особого мастерства египтяне достигли в искусстве рельефа. Сочетая

барельеф, горельеф, контррельеф, контурный рельеф, они добивались

практически мистической игры светотени.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69090. ТЕХНОЛОГІЯ ADO .NET. ПРИЄДНАНІ ОБ’ЄКТИ 59.66 KB
  В лекції 8 розглядалася модель об’єктів ADO .NET (ActiveX Data Objects .NET), в якій є дві групи класів, що виконують чітко визначені задачі при роботі з базою даних: класи приєднаних об’єктів забезпечують встановлення з’єднання з базою даних і управління базою даних збоку застосування.
69094. Кросплатформне програмування. Створення DLL-бібліотеки 53.28 KB
  Запустимо Visual Studio 2008, із стартової сторінки перейдемо до створення проекту, виберемо тип проекту «Class Library». У вікні створення DLL всі поля заповнені значеннями за замовчанням. Як правило, їх слід перевизначити, задаючи власну інформацію. У полі Name задати ім’я DLL – MyLib.
69095. Створення компонентів Windows Forms 83.5 KB
  Запустіть Visual Studio 2008, із стартової сторінки перейдіть до створення проекту, виберіть шаблон проекту Windows Forms Application. У вікні Solution Name введіть ім’я Рішення Lab2. Вкажіть шлях до розміщення рішення в папці К-81. У вікні дизайнера змініть ім’я класу форми.
69096. Елементи керування: перемикачі і прапорці 54.5 KB
  Написати програму розрахунку вартості замовлення друку фотографій. Написати програму розрахунку вартості автомобіля в залежності від комплектації. Написати програму обчислення поточного дня з початку року вашого дня народження.
69097. Елементи керування: Списки 60 KB
  Для цього у вікні коду проекту виділимо ім’я змінної об’єкту, потім в головному меню виберемо пункт Refactor і підпункт Rename. У вікні, що відкрилося, вкажемо нове ім’я. Тоді будуть показані всі місця, що вимагають перейменування об’єкту, як це видно з рисунку. Натисніть кнопку Apply.