27427

Становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; курс рисования А.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек в том числе и бедные дети горожан и крепостные.

Русский

2013-08-19

40.5 KB

14 чел.

Билет №7. становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; «курс рисования» А.Сапожникова; педагогические взгляды П.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования.

«Художественное образование в XIX веке».

   Первая половина XIX века – наивысший расцвет академической школы

рисунка.Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев,

А.Г. Венецианов.

   К началу XIX века русская академическая школа становится лучшей в

Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский)

и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как

О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок

двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-

пространственный с тональной проработкой формы и пространства.

   Ведущие методисты – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения

их методических изысканий.

   А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент АХ России:

   -переоборудование классов и мастерских в соответствии с современной

методикой;

   -обеспечение учебно-методических пособий;

-организация класса манекенов (для изучения костюма);

   -снабжение учащихся лучшими художественными материалами;

   -в процессе обучения – опора на научно-теоретическую базу.

   В.К. Шебуев (1777 – 1855):

   -составление руководства по анатомии в содружестве с Буяльским;

   -опора в художественно-педагогической деятельности на рисование с

натуры с научных позиций;

   Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные

художники почитают за честь быть в составе педагогического состава А.Х.

   Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния

сторонников официального академизма и прогрессивных художников-

воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П.

Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и

тончайшая    тональная   моделировка     формы.    Передовым     считался

реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П.

Чистякова заключалась в том, что голова, фигура, предметы и т.д.

рассматривалась как система плоскостей, образующих замкнутый объем.

Правильное расположение этих плоскостей в пространстве относительно

точки зрения художника, то есть грамотное перспективное сокращение

плоскостей – единственно верный способ реалистического изображения

натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области

перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что

преподавание должно строится на законах науки и искусства. Педагог не

имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными

заблуждениями.

     Тенденции отхода от академических традиций продолжала нарастать и

достигла своего апогея на рубеже XIX – XX веков. При чем эта тенденция

развивалась как за рубежом, так и в России.

   Зарубежная школа изобразительного искусства представлена такими

методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы

от крупных объемов к пластической трактовке), Д. Тедд (рассматривал

рисование как развивающую дисциплину для развития личностных и

физических навыков учеников). Методика работы над рисунком Г.Бамеса

также близка методическим взглядам Ашбе.

   В     России,   а   впоследствии   в   Советской   России,   преподавание

изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только

педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве

Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили

пересмотр методической основы академической системы. На первый план

выступает      формальная     основа   организации     плоскости.   Широкое

распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно

с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут

реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике

преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в

программе АХ:

   1.    От   натурализма     –   вертикально-горизональное     классическое

построение картинной плоскости.

   2. От импрессионизма – анализ световых спектральных цветов.

   3. От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и

многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.

   4. От футуризма – проблема динамики.

Граф С.Г.Строганов был одним из крупнейших деятелей русского просвещения. В

1825 г. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования, в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек, в том числе и бедные дети горожан и крепостные. В 1843 г. школа стала государственной, в 1860 г. получила название Строгановского училища, которое закончили многие видные зодчие и художники (с 1945 г. – Московское высшее художественно- про1825 году по инициативе графа С. Г. Строганова в Москве основывается Училище технического рисования, где было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. В 1843 году Министерством народного просвещения было издано циркулярное предложение о замещении учителей рисования, черчения и чистописания в уездных училищах учениками школы Строганова.

Первая половина XIX века была временем наивысшего расцвета академического рисунка. В этот период было много сделано в области теории и методики обучения рисованию. Над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работают такие прославленные художники, как Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. Г. Венециановмышленное училище).     В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником-любителем А. П. Сапожниковым. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. В методическом пособии указывались новые направления в преподавании рисования, а само рисование рассматривалось не только как специальный учебный предмет, но и как общеобразовательный.                Сапожников поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Этой цели и служила целая серия моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явление перспективы и законБольшое влияние на развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных школах оказали И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.

Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адьюнкт-профессора Академии художеств было основным и плодотворнейшим периодом его жизни. Чистяков с особой осторожностью подходил к индивидуальности каждого ученика. Педагогические взгляды Чистякова представляют особую ценность потому, что он основывает их на данных науки.ы светотени.                                     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12155. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ 70.04 KB
  ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ Состояние набора данных Основным свойством компонента Table является свойство State определяющее состояние набора данных. Это свойство доступно только во время выполнения и только для чтения. Набор данных может находиться...
12156. ПРИЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ СВЯЗАННЫМИ ТАБЛИЦАМИ 31.5 KB
  ПРИЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ СВЯЗАННЫМИ ТАБЛИЦАМИ Рассмотрим принципы построения приложения с несколькими связанными друг с другом таблицами. 8.1 Связь головной и вспомогательной таблиц Две таблицы могут быть связаны друг с другом по ключу. Одна из этих связанных табл...
12157. ТИПЫ ПОЛЕЙ. НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА ТАБЛИЦЫ 61.5 KB
  ТИПЫ ПОЛЕЙ. НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА ТАБЛИЦЫ Типы полей реляционной базы данных Проектирование приложения работающего с базами данных предполагает наличие самих баз данных. Вместе с BDE в Delphi поставляется программа Database Desktop которая позволяет создавать таблицы ба...
12158. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О БАЗЕ ДАННЫХ. МОДЕЛИ ДАННЫХ. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 182.07 KB
  ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О БАЗЕ ДАННЫХ. МОДЕЛИ ДАННЫХ. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ База данных Всегда когда возникает потребность манипулирования большими массивами данных используются базы данных. В общем случае под данными понимается информация наход...
12159. ПОСТРОЕНИЕ ЗАПРОСОВ В DELPHI 36 KB
  ПОСТРОЕНИЕ ЗАПРОСОВ В DELPHI Запрос – это вопрос к базе данных возвращающий запись или множество записей удовлетворяющих вопросу. Любой запрос по базе данных выполняется на языке SQL Structured Query Language – язык структурированных запросов который был создан Microsoft в конце 70х год...
12160. Режимы design-time и run-time. Объектные процедурные типы. Работа с ini файлами 148.5 KB
  Лабораторная работа №1 Тема: Режимы designtime и runtime. Объектные процедурные типы. Работа с iniфайлами Цель работы: показать простоту создания приложений в режиме designtime и удобство использования компонентов; показать возможность создания приложений с настраиваемым интер...
12161. Классы для представления потока данных 43 KB
  Классы для представления потока данных В среде Delphi существует иерархия классов для хранения и последовательного вводавывода данных. Классы этой иерархии называются потоками. Потоки лучше всего представлять как файлы. Классы потоков обеспечивают различное физическое ...
12162. КОМПОНЕНТЫ TCHART, TPAINTBOX. РАБОТА С ГРАФИКОЙ 25.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 Компоненты TChart TPaintBox. работа с Графикой Цель: овладеть навыками анимации построение графиков функций. Замечание: Графики функций необходимо вывести в отдельных окнах в двух вариантах а именно: используя компонент для отображения г
12163. ПОТОКИ. СЕРИАЛИЗАЦИЯ. КОМПОНЕНТ TREEVIEW 21 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 Потоки. Сериализация. Компонент TreeView Цель: научиться эффективно использовать потоки; освоить сериализацию; использование контейнеров; компонент TreeView. Вариант 1. Дерево просмотра каталогов и файлов Вариант 2. Дерево манипуляции с каталог