27427

Становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; курс рисования А.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек в том числе и бедные дети горожан и крепостные.

Русский

2013-08-19

40.5 KB

14 чел.

Билет №7. становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; «курс рисования» А.Сапожникова; педагогические взгляды П.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования.

«Художественное образование в XIX веке».

   Первая половина XIX века – наивысший расцвет академической школы

рисунка.Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев,

А.Г. Венецианов.

   К началу XIX века русская академическая школа становится лучшей в

Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский)

и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как

О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок

двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-

пространственный с тональной проработкой формы и пространства.

   Ведущие методисты – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения

их методических изысканий.

   А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент АХ России:

   -переоборудование классов и мастерских в соответствии с современной

методикой;

   -обеспечение учебно-методических пособий;

-организация класса манекенов (для изучения костюма);

   -снабжение учащихся лучшими художественными материалами;

   -в процессе обучения – опора на научно-теоретическую базу.

   В.К. Шебуев (1777 – 1855):

   -составление руководства по анатомии в содружестве с Буяльским;

   -опора в художественно-педагогической деятельности на рисование с

натуры с научных позиций;

   Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные

художники почитают за честь быть в составе педагогического состава А.Х.

   Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния

сторонников официального академизма и прогрессивных художников-

воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П.

Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и

тончайшая    тональная   моделировка     формы.    Передовым     считался

реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П.

Чистякова заключалась в том, что голова, фигура, предметы и т.д.

рассматривалась как система плоскостей, образующих замкнутый объем.

Правильное расположение этих плоскостей в пространстве относительно

точки зрения художника, то есть грамотное перспективное сокращение

плоскостей – единственно верный способ реалистического изображения

натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области

перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что

преподавание должно строится на законах науки и искусства. Педагог не

имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными

заблуждениями.

     Тенденции отхода от академических традиций продолжала нарастать и

достигла своего апогея на рубеже XIX – XX веков. При чем эта тенденция

развивалась как за рубежом, так и в России.

   Зарубежная школа изобразительного искусства представлена такими

методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы

от крупных объемов к пластической трактовке), Д. Тедд (рассматривал

рисование как развивающую дисциплину для развития личностных и

физических навыков учеников). Методика работы над рисунком Г.Бамеса

также близка методическим взглядам Ашбе.

   В     России,   а   впоследствии   в   Советской   России,   преподавание

изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только

педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве

Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили

пересмотр методической основы академической системы. На первый план

выступает      формальная     основа   организации     плоскости.   Широкое

распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно

с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут

реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике

преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в

программе АХ:

   1.    От   натурализма     –   вертикально-горизональное     классическое

построение картинной плоскости.

   2. От импрессионизма – анализ световых спектральных цветов.

   3. От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и

многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.

   4. От футуризма – проблема динамики.

Граф С.Г.Строганов был одним из крупнейших деятелей русского просвещения. В

1825 г. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования, в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек, в том числе и бедные дети горожан и крепостные. В 1843 г. школа стала государственной, в 1860 г. получила название Строгановского училища, которое закончили многие видные зодчие и художники (с 1945 г. – Московское высшее художественно- про1825 году по инициативе графа С. Г. Строганова в Москве основывается Училище технического рисования, где было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. В 1843 году Министерством народного просвещения было издано циркулярное предложение о замещении учителей рисования, черчения и чистописания в уездных училищах учениками школы Строганова.

Первая половина XIX века была временем наивысшего расцвета академического рисунка. В этот период было много сделано в области теории и методики обучения рисованию. Над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работают такие прославленные художники, как Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. Г. Венециановмышленное училище).     В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником-любителем А. П. Сапожниковым. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. В методическом пособии указывались новые направления в преподавании рисования, а само рисование рассматривалось не только как специальный учебный предмет, но и как общеобразовательный.                Сапожников поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Этой цели и служила целая серия моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явление перспективы и законБольшое влияние на развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных школах оказали И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.

Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адьюнкт-профессора Академии художеств было основным и плодотворнейшим периодом его жизни. Чистяков с особой осторожностью подходил к индивидуальности каждого ученика. Педагогические взгляды Чистякова представляют особую ценность потому, что он основывает их на данных науки.ы светотени.                                     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19349. Проводниковые материалы 88 KB
  Лекция №2 Проводниковые материалы. Основные электрические параметры металлов Из общего курса физики известно что плотность электрического тока в веществе определяется зарядом q концентрацией n и дрейфовой средней направленной скоростью носителей заря
19350. Материалы используемые в электронных приборах 126 KB
  Лекция №1 Введение Для создания электронных приборов необходимо много различных материалов и уникальных технологических процессов. Современная радиотехника и особенно высокочастотная техника радиосвязь приборы и аппаратура радиоэлектроники требуют б...
19351. Неметаллические проводниковые материалы 27.87 KB
  Лекция №3. Неметаллические проводниковые материалы. Сверхпроводники. При понижении температуры удельное сопротивление p металлов уменьшается. Представляет большой интерес электропроводность металлов при весьма низких криогенных температурах приближающихся к...
19352. Диэлектрические материалы 49 KB
  Лекция №4 Диэлектрические материалы. Диэлектрическими называются электротехнические материалы с. большим сопротивлением прохождению тока электроизоляционными диэлектрические материалы диэлектрики предназначенные для изоляции электрических цепей элемент
19353. Зависимость диэлектрической проницаемости от температуры и частоты переменного электрического тока 193.5 KB
  Лекция №5 Зависимость диэлектрической проницаемости от температуры и частоты переменного электрического тока Зависимость диэлектрической проницаемости от температуры давления влажности напряжения. Характер температурной зависимости ε диэлектриков с разл...
19354. Магнитные свойства материалов 223 KB
  Лекция №6 Магнитные свойства материалов. Величины с помощью которых оцениваются магнитные свойства материалов называются магнитными характеристиками. К ним относятся: абсолютная магнитная проницаемость; относительная магнитная проницаемость; темп
19355. Ферриты и их применение в технике сверхвысоких частот 102.5 KB
  Лекция №7 Ферриты и их применение в технике сверхвысоких частот. Ферриты от лат. ferrum железо в прямом смысле химические соединения окиси железа Fe2O3 с окислами других металлов; в более широком понимании сложные окислы содержащие железо и другие элементы. Большин...
19356. Радиокомпоненты. Резисторы. Общие сведения 530 KB
  Лекция №6 Радиокомпоненты. Резисторы. Общие сведения. Резистор это пассивный элемент радиоэлектронной аппаратуры РЭА предназначенный для создания в электрической цепи требуемой величины электрического сопротивления обеспечивающий перераспределение и регули
19357. Проволочные и непроволочные резисторы 51.5 KB
  Лекция №9 Проволочные и непроволочные резисторы Проволочные резисторы обычно предназначены для установки в те цепи где на них происходит рассеяние значительных мощностей причем компонент рассчитанный на мощность 50 Вт является достаточно распространенным возм...