27427

Становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; курс рисования А.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек в том числе и бедные дети горожан и крепостные.

Русский

2013-08-19

40.5 KB

14 чел.

Билет №7. становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; «курс рисования» А.Сапожникова; педагогические взгляды П.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования.

«Художественное образование в XIX веке».

   Первая половина XIX века – наивысший расцвет академической школы

рисунка.Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев,

А.Г. Венецианов.

   К началу XIX века русская академическая школа становится лучшей в

Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский)

и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как

О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок

двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-

пространственный с тональной проработкой формы и пространства.

   Ведущие методисты – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения

их методических изысканий.

   А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент АХ России:

   -переоборудование классов и мастерских в соответствии с современной

методикой;

   -обеспечение учебно-методических пособий;

-организация класса манекенов (для изучения костюма);

   -снабжение учащихся лучшими художественными материалами;

   -в процессе обучения – опора на научно-теоретическую базу.

   В.К. Шебуев (1777 – 1855):

   -составление руководства по анатомии в содружестве с Буяльским;

   -опора в художественно-педагогической деятельности на рисование с

натуры с научных позиций;

   Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные

художники почитают за честь быть в составе педагогического состава А.Х.

   Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния

сторонников официального академизма и прогрессивных художников-

воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П.

Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и

тончайшая    тональная   моделировка     формы.    Передовым     считался

реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П.

Чистякова заключалась в том, что голова, фигура, предметы и т.д.

рассматривалась как система плоскостей, образующих замкнутый объем.

Правильное расположение этих плоскостей в пространстве относительно

точки зрения художника, то есть грамотное перспективное сокращение

плоскостей – единственно верный способ реалистического изображения

натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области

перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что

преподавание должно строится на законах науки и искусства. Педагог не

имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными

заблуждениями.

     Тенденции отхода от академических традиций продолжала нарастать и

достигла своего апогея на рубеже XIX – XX веков. При чем эта тенденция

развивалась как за рубежом, так и в России.

   Зарубежная школа изобразительного искусства представлена такими

методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы

от крупных объемов к пластической трактовке), Д. Тедд (рассматривал

рисование как развивающую дисциплину для развития личностных и

физических навыков учеников). Методика работы над рисунком Г.Бамеса

также близка методическим взглядам Ашбе.

   В     России,   а   впоследствии   в   Советской   России,   преподавание

изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только

педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве

Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили

пересмотр методической основы академической системы. На первый план

выступает      формальная     основа   организации     плоскости.   Широкое

распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно

с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут

реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике

преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в

программе АХ:

   1.    От   натурализма     –   вертикально-горизональное     классическое

построение картинной плоскости.

   2. От импрессионизма – анализ световых спектральных цветов.

   3. От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и

многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.

   4. От футуризма – проблема динамики.

Граф С.Г.Строганов был одним из крупнейших деятелей русского просвещения. В

1825 г. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования, в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек, в том числе и бедные дети горожан и крепостные. В 1843 г. школа стала государственной, в 1860 г. получила название Строгановского училища, которое закончили многие видные зодчие и художники (с 1945 г. – Московское высшее художественно- про1825 году по инициативе графа С. Г. Строганова в Москве основывается Училище технического рисования, где было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. В 1843 году Министерством народного просвещения было издано циркулярное предложение о замещении учителей рисования, черчения и чистописания в уездных училищах учениками школы Строганова.

Первая половина XIX века была временем наивысшего расцвета академического рисунка. В этот период было много сделано в области теории и методики обучения рисованию. Над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работают такие прославленные художники, как Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. Г. Венециановмышленное училище).     В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником-любителем А. П. Сапожниковым. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. В методическом пособии указывались новые направления в преподавании рисования, а само рисование рассматривалось не только как специальный учебный предмет, но и как общеобразовательный.                Сапожников поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Этой цели и служила целая серия моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явление перспективы и законБольшое влияние на развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных школах оказали И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.

Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адьюнкт-профессора Академии художеств было основным и плодотворнейшим периодом его жизни. Чистяков с особой осторожностью подходил к индивидуальности каждого ученика. Педагогические взгляды Чистякова представляют особую ценность потому, что он основывает их на данных науки.ы светотени.                                     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11098. Правовые основы материального обеспечения военнослужащих воинских частей 108.63 KB
  Правовые основы материального обеспечения военнослужащих воинских частей В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативноправовые акты об их социальном обеспечении...
11099. Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу, основные качества защитника отечества 27.88 KB
  Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника отечества Вступление Боевые традиции российских Вооруженных сил это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила обычаи и нор
11100. Символы воинской чести. Ритуалы ВС РФ 28.27 KB
  Символы воинской чести. Ритуалы ВС РФ. Символы воинской чести России В армейской среде всегда с особым вниманием относились к военной символике которая проявляясь в элементах обмундирования знаменах наградах знаках отличия и различия отражала самобытность наци...
11101. Вредные привычки и их влияние на здоровье (алкоголизм, табакокурение, наркомания и токсикомания). Профилактика злоупотребления психоактивными веществами 23.11 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье алкоголизм табакокурение наркомания и токсикомания. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами Влияние вредных привычек на здоровье человека. Курение. Вот несколько факторов которые свидетельствуют о то...
11102. Учение о повязках. Виды повязок и правила их наложения. Методы остановки кровотечения. ПМП при травмах, ранениях 122.7 KB
  Учение о повязках. Виды повязок и правила их наложения. Методы остановки кровотечения. ПМП при травмах ранениях Десмургия греч. desmos связь повязка ergon дело учение о повязках их правильном применении и наложении при различных повреждениях и заболеваниях. В связи с э
11103. ПМП при отравлениях. ПМП при отморожении тепловом и солнечных ударах, при поражении электрическим током и при ожогах 41.25 KB
  ПМП при отравлениях. ПМП при отморожении тепловом и солнечных ударах при поражении электрическим током и при ожогах ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ. Отравление это патологическое состояние которое возникает при воздействии ядов и токсинов на организм. Среди причин о...
11104. ПМП при ушибах и переломах. ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. ПМП при массовых поражениях 114.11 KB
  ПМП при ушибах и переломах. ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. ПМП при массовых поражениях Первая помощь при ушибах растяжениях и переломах. Ушиб закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры. Обычно возникает в ре...
11105. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС), ее основные задачи и структура 91.65 KB
  Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС РС ЧС ее основные задачи и структура. 1.ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ РСЧС ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России так и за рубежом была...
11106. Гражданская оборона, история создания, ее задачи, структура 25.18 KB
  Гражданская оборона история создания ее задачи структура Предназначение и задачи ГО РФ Структура ГО РФ Руководство ГО РФ Органы управления ГО РФ Организация задачи ГО в общеобразовательном учреждении Содержание плана ГО общеобразовательного уч