27427

Становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; курс рисования А.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек в том числе и бедные дети горожан и крепостные.

Русский

2013-08-19

40.5 KB

14 чел.

Билет №7. становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; «курс рисования» А.Сапожникова; педагогические взгляды П.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования.

«Художественное образование в XIX веке».

   Первая половина XIX века – наивысший расцвет академической школы

рисунка.Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев,

А.Г. Венецианов.

   К началу XIX века русская академическая школа становится лучшей в

Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский)

и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как

О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок

двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-

пространственный с тональной проработкой формы и пространства.

   Ведущие методисты – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения

их методических изысканий.

   А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент АХ России:

   -переоборудование классов и мастерских в соответствии с современной

методикой;

   -обеспечение учебно-методических пособий;

-организация класса манекенов (для изучения костюма);

   -снабжение учащихся лучшими художественными материалами;

   -в процессе обучения – опора на научно-теоретическую базу.

   В.К. Шебуев (1777 – 1855):

   -составление руководства по анатомии в содружестве с Буяльским;

   -опора в художественно-педагогической деятельности на рисование с

натуры с научных позиций;

   Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные

художники почитают за честь быть в составе педагогического состава А.Х.

   Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния

сторонников официального академизма и прогрессивных художников-

воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П.

Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и

тончайшая    тональная   моделировка     формы.    Передовым     считался

реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П.

Чистякова заключалась в том, что голова, фигура, предметы и т.д.

рассматривалась как система плоскостей, образующих замкнутый объем.

Правильное расположение этих плоскостей в пространстве относительно

точки зрения художника, то есть грамотное перспективное сокращение

плоскостей – единственно верный способ реалистического изображения

натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области

перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что

преподавание должно строится на законах науки и искусства. Педагог не

имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными

заблуждениями.

     Тенденции отхода от академических традиций продолжала нарастать и

достигла своего апогея на рубеже XIX – XX веков. При чем эта тенденция

развивалась как за рубежом, так и в России.

   Зарубежная школа изобразительного искусства представлена такими

методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы

от крупных объемов к пластической трактовке), Д. Тедд (рассматривал

рисование как развивающую дисциплину для развития личностных и

физических навыков учеников). Методика работы над рисунком Г.Бамеса

также близка методическим взглядам Ашбе.

   В     России,   а   впоследствии   в   Советской   России,   преподавание

изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только

педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве

Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили

пересмотр методической основы академической системы. На первый план

выступает      формальная     основа   организации     плоскости.   Широкое

распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно

с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут

реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике

преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в

программе АХ:

   1.    От   натурализма     –   вертикально-горизональное     классическое

построение картинной плоскости.

   2. От импрессионизма – анализ световых спектральных цветов.

   3. От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и

многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.

   4. От футуризма – проблема динамики.

Граф С.Г.Строганов был одним из крупнейших деятелей русского просвещения. В

1825 г. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования, в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек, в том числе и бедные дети горожан и крепостные. В 1843 г. школа стала государственной, в 1860 г. получила название Строгановского училища, которое закончили многие видные зодчие и художники (с 1945 г. – Московское высшее художественно- про1825 году по инициативе графа С. Г. Строганова в Москве основывается Училище технического рисования, где было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. В 1843 году Министерством народного просвещения было издано циркулярное предложение о замещении учителей рисования, черчения и чистописания в уездных училищах учениками школы Строганова.

Первая половина XIX века была временем наивысшего расцвета академического рисунка. В этот период было много сделано в области теории и методики обучения рисованию. Над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работают такие прославленные художники, как Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. Г. Венециановмышленное училище).     В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником-любителем А. П. Сапожниковым. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. В методическом пособии указывались новые направления в преподавании рисования, а само рисование рассматривалось не только как специальный учебный предмет, но и как общеобразовательный.                Сапожников поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Этой цели и служила целая серия моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явление перспективы и законБольшое влияние на развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных школах оказали И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.

Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адьюнкт-профессора Академии художеств было основным и плодотворнейшим периодом его жизни. Чистяков с особой осторожностью подходил к индивидуальности каждого ученика. Педагогические взгляды Чистякова представляют особую ценность потому, что он основывает их на данных науки.ы светотени.                                     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51788. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах 67 KB
  Особенности состояния водоемов в различное время года. Цель урока: усвоение учащимися знаний особенностей состояния водоемов в различное время года о безопасном поведении на водоемах в различное время года и в различных жизненных ситуациях наводнение движение по ледовой поверхности водоема аварии на морских и речных судах активный отдых на воде водные походы. Занятие: 1 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебнонаглядный комплекс: учебник Основы безопасности жизнедеятельности под ред. Вода была надёжной преградой...
51789. Аналіз плану-конспекту й уроку художньої культури 83.5 KB
  Аналіз плануконспекту й уроку художньої культури. Аналіз плануконспекту й уроку художньої культури 2. Загальна структура плануконспекту уроку художньої культури. Розробка плану конспекту уроку художня культура Література.
51790. Батьки і діти. Обов’язки членів християнської сім’ї 160 KB
  Мета: визначити засади відносин батьків і дітей та окреслити їхні обовязки; виховувати любов і пошану до членів сімї розвивати вміння погоджувати свої інтереси з інтересами родини. Оповідання та притчі вірші картини записи пісень про батьків. План уроку Любов і повага у взаєминах батьків і дітей. Обовязки батьків і дітей.
51791. Музыкальное оформление уроков народного танца 27.5 KB
  Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон реже рояль. Музыка на уроке народного танца должна соответствовать движению по характеру стилю национальной окраске. Для учебных комбинаций на середине зала следует подбирать небольшие законченные произведения позволяющие раскрыть национальное своеобразие музыки и танца.
51793. Художня культура України від найдавніших часів до ХVІ століття 27.5 KB
  Календарно обрядове мистецтво зявляється: а у східних словян б у період польсько литовської доби в у трипільську культуру ІІІ рівень репродуктивно творчий 1 бал. Чому під час весілля виконували не лише веселі а й сумні пісні ІV рівень творчий 3 бали 10. Напишіть твір на тему Про що розповідає золота пектораль Варіант 2 ІІІ рівень репродуктивний 1 бал 1.
51794. Художня культура України ХІХ століття 37.5 KB
  Варіант 1 ІІІ рівні репродуктивний рівень05 балів 1.: а Остап Вересай б Козак Мамай в Архип Куїнджі ІІІ рівень репродуктивно творчий рівень1 бал Перелічіть видатних художників українців І пол. ІV рівень творчий рівень1 бал Чим відрізняється репертуар театру корифеїв від репертуару стаціонарного театру У чому полягають досягнення української музичної культури ХІХ ст.Шевченка Варіант 2 ІІІ рівні...
51795. Українська мова у світі 57.5 KB
  Мета: подати інформацію про звучання української мови в світі в Україні та за її межами; формувати відчуття причетності до світового українства й переконаність у тому що доля української мови та зміцнення української державності нерозривно повязані; розвивати логічне мислення увагу память емоційну й естетичну сфери. Він постачав письменникові документи і факти для його відомої праці âІсторія Карла ХІІâ де в різкій формі було порушено проблему української волі. Великий сатирик Вольтер причину занепаду української найродючішої в...