27427

Становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; курс рисования А.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек в том числе и бедные дети горожан и крепостные.

Русский

2013-08-19

40.5 KB

14 чел.

Билет №7. становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; «курс рисования» А.Сапожникова; педагогические взгляды П.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования.

«Художественное образование в XIX веке».

   Первая половина XIX века – наивысший расцвет академической школы

рисунка.Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев,

А.Г. Венецианов.

   К началу XIX века русская академическая школа становится лучшей в

Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский)

и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как

О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок

двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-

пространственный с тональной проработкой формы и пространства.

   Ведущие методисты – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения

их методических изысканий.

   А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент АХ России:

   -переоборудование классов и мастерских в соответствии с современной

методикой;

   -обеспечение учебно-методических пособий;

-организация класса манекенов (для изучения костюма);

   -снабжение учащихся лучшими художественными материалами;

   -в процессе обучения – опора на научно-теоретическую базу.

   В.К. Шебуев (1777 – 1855):

   -составление руководства по анатомии в содружестве с Буяльским;

   -опора в художественно-педагогической деятельности на рисование с

натуры с научных позиций;

   Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные

художники почитают за честь быть в составе педагогического состава А.Х.

   Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния

сторонников официального академизма и прогрессивных художников-

воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П.

Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и

тончайшая    тональная   моделировка     формы.    Передовым     считался

реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П.

Чистякова заключалась в том, что голова, фигура, предметы и т.д.

рассматривалась как система плоскостей, образующих замкнутый объем.

Правильное расположение этих плоскостей в пространстве относительно

точки зрения художника, то есть грамотное перспективное сокращение

плоскостей – единственно верный способ реалистического изображения

натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области

перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что

преподавание должно строится на законах науки и искусства. Педагог не

имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными

заблуждениями.

     Тенденции отхода от академических традиций продолжала нарастать и

достигла своего апогея на рубеже XIX – XX веков. При чем эта тенденция

развивалась как за рубежом, так и в России.

   Зарубежная школа изобразительного искусства представлена такими

методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы

от крупных объемов к пластической трактовке), Д. Тедд (рассматривал

рисование как развивающую дисциплину для развития личностных и

физических навыков учеников). Методика работы над рисунком Г.Бамеса

также близка методическим взглядам Ашбе.

   В     России,   а   впоследствии   в   Советской   России,   преподавание

изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только

педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве

Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили

пересмотр методической основы академической системы. На первый план

выступает      формальная     основа   организации     плоскости.   Широкое

распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно

с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут

реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике

преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в

программе АХ:

   1.    От   натурализма     –   вертикально-горизональное     классическое

построение картинной плоскости.

   2. От импрессионизма – анализ световых спектральных цветов.

   3. От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и

многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.

   4. От футуризма – проблема динамики.

Граф С.Г.Строганов был одним из крупнейших деятелей русского просвещения. В

1825 г. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования, в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек, в том числе и бедные дети горожан и крепостные. В 1843 г. школа стала государственной, в 1860 г. получила название Строгановского училища, которое закончили многие видные зодчие и художники (с 1945 г. – Московское высшее художественно- про1825 году по инициативе графа С. Г. Строганова в Москве основывается Училище технического рисования, где было отделение, специально готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы. В 1843 году Министерством народного просвещения было издано циркулярное предложение о замещении учителей рисования, черчения и чистописания в уездных училищах учениками школы Строганова.

Первая половина XIX века была временем наивысшего расцвета академического рисунка. В этот период было много сделано в области теории и методики обучения рисованию. Над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работают такие прославленные художники, как Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. Г. Венециановмышленное училище).     В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником-любителем А. П. Сапожниковым. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. В методическом пособии указывались новые направления в преподавании рисования, а само рисование рассматривалось не только как специальный учебный предмет, но и как общеобразовательный.                Сапожников поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Этой цели и служила целая серия моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явление перспективы и законБольшое влияние на развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных школах оказали И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.

Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адьюнкт-профессора Академии художеств было основным и плодотворнейшим периодом его жизни. Чистяков с особой осторожностью подходил к индивидуальности каждого ученика. Педагогические взгляды Чистякова представляют особую ценность потому, что он основывает их на данных науки.ы светотени.                                     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84384. «Художник-осень» по И. Соколову-Микитову 30 KB
  Золотая осень вырезанные из бумаги листья осины дуба клена; краски Ход урока I Организация класса II Проверка домашнего задания III Мотивация учебной деятельности учащихся Мозговой штурм Прочитайте слова. Кем предстала Осень у поэтессы Маргариты Алигер Осень только взялась за работу...
84385. Де гурт – там і сила. (Німецька народна казка «Бременські музиканти») 48.5 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного і виразного читання та навички літературного аналізу твору; вчити дітей працювати в парах; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уміння самостійно працювати з текстом; виховувати почуття товариськості уміння цінувати дружбу.
84386. Невмирущий Кобзар. Тарас Григорович Шевченко – великий народний поет і художник 62 KB
  Ознайомити учнів із творчістю Т. Г. Шевченка, викликати бажання розповідати, слухати вірші, вчити, сприймати зміст поезії на слух та знаходити її відображення в малюнках; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять, увагу, вміння виразно читати вірші, збагачувати словниковий запас.
84387. Theatre of the 20th century and beyond 22.06 KB
  The achievements of realism at the end of the 19th century continued to resonate through the turn of the 21st century, but the most influential innovations in early 20th-century theatre came from a vigorous reaction against realism.
84388. Post-modern literature 13.7 KB
  The term Postmodern literature is used to describe certain tendencies in post-World War II literature. It is both a continuation of the experimentation championed by writers of the modernist period (relying heavily, for example, on fragmentation, paradox, questionable narrators, etc.)...
84389. XX Century Literature 22.69 KB
  The lecture introduces the student to British modernism, beginning in the late nineteenth century, and ending with the third decade of the twentieth. We do this by reading fiction, poetry, and some manifestos. Second, we will focus on embodiment: how are body, self, and psyche distinguished for these authors?
84390. 1901-1939 Modernism 17.25 KB
  The movement known as English literary modernism grew out of a general sense of disillusionment with Victorian era attitudes of certainty, conservatism, and objective truth. The movement was greatly influenced by the ideas of Romanticism...
84391. 1940 to the 21st Century 14.67 KB
  Among British writers in the 1940s and 1950s were novelist Graham Greene whose works span the 1930s to the 1980s and poet Dylan Thomas, while Evelyn Waugh, W.H. Auden and T. S. Eliot continued publishing significant work.
84392. Samarkand, near to ruins of ancient capital of Sogdiana (modern Afrasiab) 30.18 KB
  Having united and subordinated the lands between Amu Darya and Syr-Darya, and also Fergana and Shash viloyat, Amir Temur began aggressive campaigns. For 35 years had lasted board of A.Temur (1370 - 1405) in Central Asia.