27431

Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. – определяется приоритетным значением в среде художественнопедагогической общественности как в нашей стране так и за рубежом идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Ведущим в данный период развития художественного образования становится лозунг от ребёнка к методу.

Русский

2013-08-19

39 KB

56 чел.

Билет №8.Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов.

Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма, служения Родине, чувством национального самосознания, сформировавшимися после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, обращались к эпохе Петра I. Исторический жанр приобрел особую популярность. Не ослабевал интерес и к жанру портрета (О. Кипренский, В. Тропинин), а пейзажная живопись стала значительно эмоциональней. Постепенно пейзажи утратили прежнюю условность композиций, приобрели Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма, служения Родине, чувством национального самосознания, сформировавшимися после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, обращались к эпохе Петра I. Исторический жанр приобрел особую популярность. Не ослабевал интерес и к жанру портрета (О. Кипренский, В. Тропинин), а пейзажная живопись стала значительно эмоциональней. Постепенно пейзажи утратили прежнюю условность композиций, приобрели более живой колорит. Культура советской эпохи многогранна и многопланова, она не сводится к прославлению «идеального настоящего» и «светлого будущего», к восхвалению вождей. В ней выделяется официальная, «разрешенная», и противостоящая ей «запрещенная», нелегальная культура, культура русского зарубежья и существующая «подпольно» культура «андеграунда».  Бесплатный доступ народа к сокровищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Одновременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии.  В  XIX в. в России появились средние художественные школы. В 1809 открылась школа в Арзамасе.

Её  основатель воспитанник  Академии художеств  А. В. Ступин построил систему обучения на академических  принципах. За 40 лет  существования школы  в ней получили художественное образование  свыше 150 молодых  художников. Крупную  роль в художественном образовании сыграла  школа, созданная  в 20-е гг. XIX   в. А. Г. Венециановым в деревне Сафонково Тверской губернии.

В 1832 в Москве открылась  русская художественная школа — Художественный класс (в 1843 преобразован в училище живописи и ваяния, в 1865, после  открытия при нём  архитектурного отделения, — в училище  живописи, ваяния и  зодчества). Среди  учеников московской школы были выходцы  из народа (часто  из крепостных).  С 1839 при Обществе поощрения  художеств в Петербурге открылась рисовальная  школа. Ряд её воспитанников (В. В. Верещагин, Репин  и др.) продолжал  обучение в Академии художеств». Во второй половине XIX — начале XX вв. открылись художественные школы в Киеве и Казани, художественно-промышленная школа в Екатеринбурге, рисовально-технические классы в Пскове, художественные училища в Одессе, Пензе, Тбилиси. В XIX в. получила развитие подготовка мастеров декоративно-прикладного искусства. В 1825 в Москве С. Г. Строганов основал «Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам» (ныне Московское высшее художественно-промышленное училище), где готовились специалисты декоративной живописи, резьбы по дереву, обработки металлов и т.д. Училище объявляло конкурсы, устраивало выставки, активно внедряло новые образцы в промышленность. Близким по профилю к школе Строганова было училище технического рисования, основанное А. Л. Штиглицем в Петербурге в 1876 (ныне Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). Первый  период (рубеж XIX - XX вв. – первая половина 1930-х гг.) – определяется приоритетным значением в среде художественно-педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом, идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Новый век был назван «веком ребёнка». Ведущим,  в данный период развития художественного образования, становится лозунг «от ребёнка к методу». Устанавливаются активные международные контакты, проблемы рассматриваются на уровне опыта многих стран Европы, Азии, Америки.  Второй  период (вторая половина 1930-х  гг.-1946 г) отмечен  политизацией процесса художественного  образования под  знаком «социалистического  реализма» как  стиля эпохи и  метода. В центре внимания художественного  образования –  одарённый ребёнок. Ведущий лозунг данного  периода - «от методики к ребёнку».     Этот  период отмечен значительными  противоречиями в  области художественного  образования: регламентированная система приобщения к «обязательным» видам искусства (литературе, пению, рисованию) в  условиях политехнизации общеобразовательной  школы приводила  к тому, что предметы художественного  цикла, как эстетические, фактически не участвовали  в образовании  школьников.   Третий  период (1946-1970 гг.). В  центре внимания специалистов в области художественного  образования, по-прежнему, одарённый ребёнок. Но в споре  «творчество-обучение-развитие»  всё активнее проявляют  себя сторонники концепции  «творчество в  процессе обучения». В рамках данного  периода происходит официальное признание  научного статуса  за областью художественного  воспитания. Проводятся исследования, направленные на изучение «формирования коммунистического мировоззрения советского школьника средств  ами всех видов искусства».    Четвёртый  период (1970-1990 гг.). Предметом  внимания учёных и  художников-педагогов  становится обычный  ребёнок («массовый  школьник»); активная деятельность на поприще  эстетического воспитания представителей искусства  обусловлена повторением  ситуации рубежа XIX –XX вв. – возникла проблема  «потребления искусства», дефицита «культурного зрителя, слушателя»,  «обнищания духовной культуры», потери народом «памяти культуры».

Пересматриваются  целевые установки  художественного  образования во всех его формах и на всех возрастных этапах развития учащегося. Проблема «творчество-обучение-развитие»  становится на уровне всей системы художественного  образования, появляются сторонники её решения  в пользу «творчества» и в образовательной  школе, и в специальных  школах, студиях, школах искусства. Возрождается интерес к спонтанному  детскому творчеству и изучению природы  художественной деятельности ребёнка и профессионального  художника. Научно-исследовательская  работа приобретает  практико-ориентированный  систематический  характер во всех областях художественного  образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56584. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫХ РАСПОРЯЖЕИЙ В НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ 151.78 KB
  Целью исследования является изучение и определение завещания как категории и основания наследования в историческом аспекте и в современных условиях, установление допускаемых законом и используемых на практике видов современного завещательного распоряжения
56585. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА 281 KB
  Проблема применения принудительных мер медицинского характера относится к числу комплексных междисциплинарных проблем науки и практики. Существует как минимум три аспекта правового регулирования принудительных мер медицинского характера
56588. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Речення 52.5 KB
  Діти пішли в ліс по гриби ось і ліс біліють молоді берези суворо стоять міцні дуби на галявинці вишикуються молоденькі осики дзвінко виспівує славка десь відстукує дятел Андрійко знайшов перший гриб Наталка побачила товстеньких боровичків...
56589. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Повторення вивченого в 3-му класі 54 KB
  Через кору він проступає назовні. А тому треба берегти березу. Усе в лісі радіє, а береза плаче. Берези, з яких випускають багато соку, засихають і швидко гинуть. Таке враження, що це сльози берези. Під гарячим промінням сонця сік швидко тече по її білому тілу. Сік у берези – це те саме, що кров у людини.
56590. Як зробити навчання української мови в початковій школі цікавим для дитини 64 KB
  Такі або аналогічні запитання ставлять періодично перед собою вчителі початкових класів. Моє глибоке переконання, що саме використання віршованих правил і казок на уроках української мови, дає можливість учневі не тільки легко запам’ятати визначення, але і добре засвоїти його.
56592. Естетичний вплив мови на людину 372 KB
  Для того щоб забезпечити привабливість змісту навчання мови, належний виховний і розвивальний потенціал, намагаюся, щоб у свідомості учнів утверджувалися високо вартісні якості української мови, зокрема її естетична цінність