27431

Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. определяется приоритетным значением в среде художественнопедагогической общественности как в нашей стране так и за рубежом идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Ведущим в данный период развития художественного образования становится лозунг от ребёнка к методу.

Русский

2013-08-19

39 KB

60 чел.

Билет №8.Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов.

Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма, служения Родине, чувством национального самосознания, сформировавшимися после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, обращались к эпохе Петра I. Исторический жанр приобрел особую популярность. Не ослабевал интерес и к жанру портрета (О. Кипренский, В. Тропинин), а пейзажная живопись стала значительно эмоциональней. Постепенно пейзажи утратили прежнюю условность композиций, приобрели Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма, служения Родине, чувством национального самосознания, сформировавшимися после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, обращались к эпохе Петра I. Исторический жанр приобрел особую популярность. Не ослабевал интерес и к жанру портрета (О. Кипренский, В. Тропинин), а пейзажная живопись стала значительно эмоциональней. Постепенно пейзажи утратили прежнюю условность композиций, приобрели более живой колорит. Культура советской эпохи многогранна и многопланова, она не сводится к прославлению «идеального настоящего» и «светлого будущего», к восхвалению вождей. В ней выделяется официальная, «разрешенная», и противостоящая ей «запрещенная», нелегальная культура, культура русского зарубежья и существующая «подпольно» культура «андеграунда».  Бесплатный доступ народа к сокровищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Одновременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии.  В  XIX в. в России появились средние художественные школы. В 1809 открылась школа в Арзамасе.

Её  основатель воспитанник  Академии художеств  А. В. Ступин построил систему обучения на академических  принципах. За 40 лет  существования школы  в ней получили художественное образование  свыше 150 молодых  художников. Крупную  роль в художественном образовании сыграла  школа, созданная  в 20-е гг. XIX   в. А. Г. Венециановым в деревне Сафонково Тверской губернии.

В 1832 в Москве открылась  русская художественная школа — Художественный класс (в 1843 преобразован в училище живописи и ваяния, в 1865, после  открытия при нём  архитектурного отделения, — в училище  живописи, ваяния и  зодчества). Среди  учеников московской школы были выходцы  из народа (часто  из крепостных).  С 1839 при Обществе поощрения  художеств в Петербурге открылась рисовальная  школа. Ряд её воспитанников (В. В. Верещагин, Репин  и др.) продолжал  обучение в Академии художеств». Во второй половине XIX — начале XX вв. открылись художественные школы в Киеве и Казани, художественно-промышленная школа в Екатеринбурге, рисовально-технические классы в Пскове, художественные училища в Одессе, Пензе, Тбилиси. В XIX в. получила развитие подготовка мастеров декоративно-прикладного искусства. В 1825 в Москве С. Г. Строганов основал «Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам» (ныне Московское высшее художественно-промышленное училище), где готовились специалисты декоративной живописи, резьбы по дереву, обработки металлов и т.д. Училище объявляло конкурсы, устраивало выставки, активно внедряло новые образцы в промышленность. Близким по профилю к школе Строганова было училище технического рисования, основанное А. Л. Штиглицем в Петербурге в 1876 (ныне Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). Первый  период (рубеж XIX - XX вв. – первая половина 1930-х гг.) – определяется приоритетным значением в среде художественно-педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом, идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Новый век был назван «веком ребёнка». Ведущим,  в данный период развития художественного образования, становится лозунг «от ребёнка к методу». Устанавливаются активные международные контакты, проблемы рассматриваются на уровне опыта многих стран Европы, Азии, Америки.  Второй  период (вторая половина 1930-х  гг.-1946 г) отмечен  политизацией процесса художественного  образования под  знаком «социалистического  реализма» как  стиля эпохи и  метода. В центре внимания художественного  образования –  одарённый ребёнок. Ведущий лозунг данного  периода - «от методики к ребёнку».     Этот  период отмечен значительными  противоречиями в  области художественного  образования: регламентированная система приобщения к «обязательным» видам искусства (литературе, пению, рисованию) в  условиях политехнизации общеобразовательной  школы приводила  к тому, что предметы художественного  цикла, как эстетические, фактически не участвовали  в образовании  школьников.   Третий  период (1946-1970 гг.). В  центре внимания специалистов в области художественного  образования, по-прежнему, одарённый ребёнок. Но в споре  «творчество-обучение-развитие»  всё активнее проявляют  себя сторонники концепции  «творчество в  процессе обучения». В рамках данного  периода происходит официальное признание  научного статуса  за областью художественного  воспитания. Проводятся исследования, направленные на изучение «формирования коммунистического мировоззрения советского школьника средств  ами всех видов искусства».    Четвёртый  период (1970-1990 гг.). Предметом  внимания учёных и  художников-педагогов  становится обычный  ребёнок («массовый  школьник»); активная деятельность на поприще  эстетического воспитания представителей искусства  обусловлена повторением  ситуации рубежа XIX –XX вв. – возникла проблема  «потребления искусства», дефицита «культурного зрителя, слушателя»,  «обнищания духовной культуры», потери народом «памяти культуры».

Пересматриваются  целевые установки  художественного  образования во всех его формах и на всех возрастных этапах развития учащегося. Проблема «творчество-обучение-развитие»  становится на уровне всей системы художественного  образования, появляются сторонники её решения  в пользу «творчества» и в образовательной  школе, и в специальных  школах, студиях, школах искусства. Возрождается интерес к спонтанному  детскому творчеству и изучению природы  художественной деятельности ребёнка и профессионального  художника. Научно-исследовательская  работа приобретает  практико-ориентированный  систематический  характер во всех областях художественного  образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74076. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 66 KB
  Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: 1 иерархический характер; 2 сословный характер; 3 ограничение права распоряжаться землей а некоторые категории например церковные земли вообще были изъяты из гражданского оборота. Основные черты феодального права Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права.
74077. Право континентальной Европы в средние века 100 KB
  Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (феода) – условного наследственного земельного владения. Феодалы считались вассалами короля, а он их сеньором.
74078. Право средневековой Англии 70.5 KB
  После нормандского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. В руках монарха были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Это объясняется, прежде всего, необходимостью сплочения завоевателей для удержания в повиновении покоренного населения.
74079. Государство и право Византии 61 KB
  Государство и право Византии. Право Византии. В Византии не было определенного порядка престолонаследия. В связи с этим в Византии широко распространился институт соправителей когда император назначал соправителя своего малолетнего сына цезаря для облегчения тому борьбы за престол.
74080. Мусульманское право 57 KB
  Социальные позиции раннего ислама (ограничение ростовщичества, установление милости беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) сделали его привлекательным для широких народных масс. Но купеческая и племенная верхушка первоначально восприняла их настороженно, если не враждебно.
74081. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 35 KB
  В зависимости от этого решался вопрос о форме государства созданного революцией о форме права и способах его кодификации. Буржуазное право Буржуазные революции положив начало перевороту в области социальных и политических отношений привели к значительным изменениям и в области права. Традиционные отрасли цивильного и карательного права дополняются новой и обособленной отраслью регулирования организации и деятельности учреждений государственной власти.
74082. Государство и право Англии 100 KB
  Накануне революции английское общество было расколото на два основных лагеря. Сторонники короля (роялисты) – представители “старого”, феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и выступали за сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма (новое дворянство - “джентри” и буржуазия)
74083. Государство и право США в Новое время 76 KB
  Отношения американских колоний и метрополии в XVIII в. во многом определялись политикой Англии, стремящейся превратить колонии в сырьевой придаток и рынок сбыта. Это вызвало возмущение во всех слоях общества и в 60-е – начале 70-х гг. начались массовые выступления населения колоний. Королю была направлена петиция с просьбой прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву.
74084. Государство и право Франции в Новое время 144 KB
  В условиях острого кризиса абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собирающихся более 150 лет. Однако с самого начала работы делегаты третьего сословия, поддержанные частью других делегатов, вступили в конфликт с королевской властью. Депутаты организовались сначала в Национальное собрание, а позднее в Учредительное собрание