27431

Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. – определяется приоритетным значением в среде художественнопедагогической общественности как в нашей стране так и за рубежом идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Ведущим в данный период развития художественного образования становится лозунг от ребёнка к методу.

Русский

2013-08-19

39 KB

53 чел.

Билет №8.Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов.

Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма, служения Родине, чувством национального самосознания, сформировавшимися после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, обращались к эпохе Петра I. Исторический жанр приобрел особую популярность. Не ослабевал интерес и к жанру портрета (О. Кипренский, В. Тропинин), а пейзажная живопись стала значительно эмоциональней. Постепенно пейзажи утратили прежнюю условность композиций, приобрели Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма, служения Родине, чувством национального самосознания, сформировавшимися после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, обращались к эпохе Петра I. Исторический жанр приобрел особую популярность. Не ослабевал интерес и к жанру портрета (О. Кипренский, В. Тропинин), а пейзажная живопись стала значительно эмоциональней. Постепенно пейзажи утратили прежнюю условность композиций, приобрели более живой колорит. Культура советской эпохи многогранна и многопланова, она не сводится к прославлению «идеального настоящего» и «светлого будущего», к восхвалению вождей. В ней выделяется официальная, «разрешенная», и противостоящая ей «запрещенная», нелегальная культура, культура русского зарубежья и существующая «подпольно» культура «андеграунда».  Бесплатный доступ народа к сокровищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Одновременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии.  В  XIX в. в России появились средние художественные школы. В 1809 открылась школа в Арзамасе.

Её  основатель воспитанник  Академии художеств  А. В. Ступин построил систему обучения на академических  принципах. За 40 лет  существования школы  в ней получили художественное образование  свыше 150 молодых  художников. Крупную  роль в художественном образовании сыграла  школа, созданная  в 20-е гг. XIX   в. А. Г. Венециановым в деревне Сафонково Тверской губернии.

В 1832 в Москве открылась  русская художественная школа — Художественный класс (в 1843 преобразован в училище живописи и ваяния, в 1865, после  открытия при нём  архитектурного отделения, — в училище  живописи, ваяния и  зодчества). Среди  учеников московской школы были выходцы  из народа (часто  из крепостных).  С 1839 при Обществе поощрения  художеств в Петербурге открылась рисовальная  школа. Ряд её воспитанников (В. В. Верещагин, Репин  и др.) продолжал  обучение в Академии художеств». Во второй половине XIX — начале XX вв. открылись художественные школы в Киеве и Казани, художественно-промышленная школа в Екатеринбурге, рисовально-технические классы в Пскове, художественные училища в Одессе, Пензе, Тбилиси. В XIX в. получила развитие подготовка мастеров декоративно-прикладного искусства. В 1825 в Москве С. Г. Строганов основал «Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам» (ныне Московское высшее художественно-промышленное училище), где готовились специалисты декоративной живописи, резьбы по дереву, обработки металлов и т.д. Училище объявляло конкурсы, устраивало выставки, активно внедряло новые образцы в промышленность. Близким по профилю к школе Строганова было училище технического рисования, основанное А. Л. Штиглицем в Петербурге в 1876 (ныне Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). Первый  период (рубеж XIX - XX вв. – первая половина 1930-х гг.) – определяется приоритетным значением в среде художественно-педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом, идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Новый век был назван «веком ребёнка». Ведущим,  в данный период развития художественного образования, становится лозунг «от ребёнка к методу». Устанавливаются активные международные контакты, проблемы рассматриваются на уровне опыта многих стран Европы, Азии, Америки.  Второй  период (вторая половина 1930-х  гг.-1946 г) отмечен  политизацией процесса художественного  образования под  знаком «социалистического  реализма» как  стиля эпохи и  метода. В центре внимания художественного  образования –  одарённый ребёнок. Ведущий лозунг данного  периода - «от методики к ребёнку».     Этот  период отмечен значительными  противоречиями в  области художественного  образования: регламентированная система приобщения к «обязательным» видам искусства (литературе, пению, рисованию) в  условиях политехнизации общеобразовательной  школы приводила  к тому, что предметы художественного  цикла, как эстетические, фактически не участвовали  в образовании  школьников.   Третий  период (1946-1970 гг.). В  центре внимания специалистов в области художественного  образования, по-прежнему, одарённый ребёнок. Но в споре  «творчество-обучение-развитие»  всё активнее проявляют  себя сторонники концепции  «творчество в  процессе обучения». В рамках данного  периода происходит официальное признание  научного статуса  за областью художественного  воспитания. Проводятся исследования, направленные на изучение «формирования коммунистического мировоззрения советского школьника средств  ами всех видов искусства».    Четвёртый  период (1970-1990 гг.). Предметом  внимания учёных и  художников-педагогов  становится обычный  ребёнок («массовый  школьник»); активная деятельность на поприще  эстетического воспитания представителей искусства  обусловлена повторением  ситуации рубежа XIX –XX вв. – возникла проблема  «потребления искусства», дефицита «культурного зрителя, слушателя»,  «обнищания духовной культуры», потери народом «памяти культуры».

Пересматриваются  целевые установки  художественного  образования во всех его формах и на всех возрастных этапах развития учащегося. Проблема «творчество-обучение-развитие»  становится на уровне всей системы художественного  образования, появляются сторонники её решения  в пользу «творчества» и в образовательной  школе, и в специальных  школах, студиях, школах искусства. Возрождается интерес к спонтанному  детскому творчеству и изучению природы  художественной деятельности ребёнка и профессионального  художника. Научно-исследовательская  работа приобретает  практико-ориентированный  систематический  характер во всех областях художественного  образования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34069. Управление в сфере использования и охраны земель 39 KB
  Управление в сфере использования и охраны земель. В основе государственного управления лежит право территориального верховенства государства которое позволяет с одной стороны осуществлять защиту земельных прав и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в реализации земельных прав напр. любое лицо может получить выписку из земельного кадастра с другой стороны – это право позволяет привлекать виновных лиц к ответственности и выявлять в целом нарушения земельного законодательства и предпринимать соответствующие меры....
34070. Система и полномочия органов управления земельными ресурсами 24 KB
  Система и полномочия органов управления земельными ресурсами. Каждый вышестоящий уровень координирует действия нижестоящих а каждый иерархический уровень управления содержит все функции организации субъекта управления. Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях исходя из принятых для конкретного административнотерриториального образования критериев эффективности рационального использования земель. Система органов государственного управления земельными...
34071. Государственный земельный кадастр: понятие, структура, порядок ведения 38 KB
  Государственный кадастр недвижимости. â€œО государственном кадастре недвижимости†вступил в силу с 01. Государственный кадастровый учёт – это действия уполномоченного органа по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе которые подтверждают существование такой недвижимости как индивидуальноопределённой вещи подтверждают прекращение существования такой недвижимости а также иные сведения предусмотренные ФЗ â€œО†государственном кадастре недвижимостиâ€. Государственный кадастр недвижимости –...
34072. Землеустройство: назначение, содержание, организация и порядок ведения 39 KB
  Землеустройство – это мероприятие по изучению состояния земель планированию и организации рационального использования земель и их охраны по описанию местоположения и или установлению на местности границ объектов землеустройства организации рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства; организации территорий используемых общинами коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока и лицами относящимся к коренным малочисленным народам для обеспечения их традиционного образа жизни....
34073. Возмещение убытков по положениям земельного законодательства 26 KB
  Гражданское законодательство предусматривает при возмещении вреда взыскание убытков которые уже понес потерпевший к моменту предъявления иска в суде. При возмещении вреда причиненного земле речь идет о взыскании в основном будущих расходов на проведение восстановительных работ. определяет размер вреда причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков в том числе упущенной...
34074. Инвентаризация земель в Российской Федерации 23 KB
  Впервые об инвентаризации земель был принят Указ Президента в 1993 г. Процедура порядок инвентаризации. Для инвентаризации земель создаётся специальная комиссия в состав которой включаются представители Росреестра природоохранных органов архитектурноградостроительных и санитарноэпидемиологических органов органов сельского лесного хозяйства представители органов местного самоуправления собственников землевладельцев землепользователей и арендаторов. В результате инвентаризации на каждый земельный участок устанавливается...
34075. Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством 32.5 KB
  С точки зрения процессуальной предоставление земельных участков для целей не связанныхсо строительством не выходит за рамки тех действий которые установлены законодательством для случаев предоставления земель для строительства и которые были изложены выше: подача заявки в компетентный орган формирование земельного участкапринятие решения о его предоставлении государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок. 34 ЗК РФ жестко устанавливают обязательные рамки процедуры формирования...
34076. Понятие и содержание управления земельными ресурсами 27.5 KB
  Понятие и содержание управления земельными ресурсами. Управление земельными ресурсами землями – это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер т. Ведомственное отраслевое управление земельными ресурсами осуществляется государственными комитетами федеральными агентствами федеральными службами...
34077. Порядок предоставления земельных участков для строительства 28.5 KB
  Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженернотехнического обеспечения; принятие решения о проведении торгов конкурсов аукционов или предоставлении земельных участков без...