27437

Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся. Программа Изобразительное искусство и художественный труд определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать понимать осознавать свои переживания в контексте истории культуры. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественнотворческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих: 1 что оценивать что именно подлежит оцениванию в...

Русский

2013-08-19

37 KB

53 чел.

Билет № 15. Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры. Как следствие, учителя, работающие по данным программам, при оценивании детских рисунков противопоставляют творчеству как рисованию, связанному с отражением окружающего мира, творчество как выражение свойств личности, заложенных от рождения. То есть, одни при оценивании детского рисунка исходят из основ изобразительной грамоты, другие – из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих:

1) что оценивать (что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности);

2)  как оценивать (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается);

3)  каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).  

Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Особенно, если учесть, что принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только и не столько в рамках урока, то существенным для педагога является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий.   Оценочная система на уроке ИЗО:

Рассматривая и применяя различные формы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся, в своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими противоречиями:

1) между необходимостью оценивания творческих работ и максимально возможным уходом от оценивания результатов творческого труда;

2) между ожидаемыми результатами и реальными;

3) между желаниями учителя и материально-техническими возможностями школы;

4) между неограниченными возможностями учителя и его уверенностью в себе, страхами перед бумажной волокитой;

5) между потребностями учителя и учащихся.

Методика "5 рисунков".

Для выяснения особенностей проявления художественных способностей учащихся мы предлагаем следующую диагностическую методику. Специфика этой методики заключается в том, что задание дается без предварительной беседы с учащимися, в ходе которой учитель обычно стимулирует творческую активность детей. В то же время, задание сформулировано так, чтобы все учащиеся смогли проявить свое отношение при выполнении задания.  Выполняются рисунки простым карандашом, так как этот материал знаком всем детям. Рисунки выполняются на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа). Формулировка задания стимулирует деятельность ребенка и предоставляет ему свободу выбора содержания рисунка. Детям дается следующее задание (инструкция): "Сегодня я вам предлагаю придумать и нарисовать пять рисунков простым карандашом. Рисовать можно все, все что захотите, что любите рисовать, что умеете рисовать, что хотели бы нарисовать, но никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть". Задание дается детям доброжелательным тоном, интонацией выделяются слова "рисовать", "нарисовать". Формулировку (инструкцию) учитель может повторять несколько раз полностью или частями, но нельзя ничего в ней менять или дополнять. Нельзя навязывать детям какие-то определенные темы или сюжеты. На любые вопросы учащихся по этому поводу учитель отвечает частью инструкции. Например, ученик спрашивает: "А яблоко можно нарисовать?" Учитель отвечает: "Рисовать можно все, все что захотите". Учитель поддерживает творческую атмосферу в классе не прямыми призывами к творчеству, а через поощрение и положительную оценку каждого рисунка. Во время работы учитель ходит по классу и рассматривает уже готовые рисунки, но не показывает их классу, не обсуждает публично. Каждый ребенок должен быть сосредоточен на своей работе. Поэтому учитель общается с каждым учеником индивидуально и рассматривает рисунки как бы "по секрету", всем своим видом показывая, что его интересует каждый ученик и каждый готовый рисунок. Для поддержания темпа работы время от времени учитель просит поднять руки тех детей, кто нарисовал два рисунка, три и так далее.В особо интересных случаях мы советуем записать на обратной стороне листа, где все дети пишут свою фамилию, о чем данный рисунок. Старшеклассники делают подобную запись сами на каждом рисунке. Когда мы просим написать "о чем твой рисунок", ребенок задумывается о содержании рисунка, уточняет свой замысел. Такая формулировка существенно отличается от формулировки "дай название своему рисунку", так как название - это одно - два слова, а для того, чтобы понять, о чем рисунок, нужно одно или два предложения. Эти записи помогут лучше понять замысел ребенка.   Параметры, по которым мы предлагаем оценивать развитие способности учащихся к продуктивной изобразительной деятельности:

- ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - самостоятельность учащегося в выборе содержания рисунка, жизненная основа этого содержания базируется на наблюдениях и впечатлениях автора.

- ДВИЖЕНИЕ - рисунок передает динамические состояния персонажей или объектов изображения.

- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы.

- ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - интересный сюжет, композиция, "единственность" облика персонажей или объектов изображения.

- ГРАФИЧНОСТЬ - сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер линий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20412. КРИМІНАЛЬНИЙ ПРОЦЕС: Україна, ФРН, Франція, Англія, США 2.42 MB
  УКРАЇНА 126 Порушення кримінальної справи 126 Основні положення досудового розслідування . УКРАЇНА 181 Підсудність 181 Попередній розгляд справи суддею 185 Загальні положення судового розгляду 192 Порядок судового розгляду 196 ФЕДЕРАТИВНА РЕСПУБЛІКА НІМЕЧЧИНА . Це сприяє збагаченню їхньої правової культури дає змогу уникнути шаблонності в процесуальному мисленні допомагає краще осмислити можливі шляхи удосконалення судової справи в нашій країні. Розрізняють три історичні форми кримінального процесу: змагальний або...
20413. Систе́ма управле́ния ба́зами да́нных (СУБД) 1.44 MB
  12 13 CASEсредства UML отличное средство моделирования но как уже говорилось выше строить диаграммы на бумаге не всегда удобно хотя бы по причине сложностей с редактированием распространением и т. Эти возможности сочетаются в одном интегрированном решении с поддержкой UML помогающем командно разрабатывать высококачественные системы быстрее и эффективнее. Together предоставляет интерактивные возможности моделирования и поддерживает все виды диаграмм UML включая диаграммы классов прецедентов последовательностей кооперации...
20414. Информационные системы. Определение распределенной системы 1.18 MB
  Мультипроцессорные системы шинной архитектуры состоят из некоторого количества процессоров подсоединенных к общей шине а через нее к модулям памяти. Память стала несогласованной и программирование системы осложнилось. Для построения мультипроцессорной системы с более чем 256 процессорами для соединения процессоров с памятью необходимы другие методы.
20415. Разработка и эксплуатация информационных систем 642.5 KB
  Объект сущность в адресном пространстве вычислительной системы появляющаяся при создании экземпляра класса например после запуска результатов компиляции и линковки исходного кода на выполнение. Понятие и назначение информационной системы данных. Архитектурные уровни информационной системы. Три уровня такой системы это: уровень базы данных БД; уровень приложений; уровень представления пользовательский.
20416. Диаграмма взаимодействия 22 KB
  Однако посмотрим что о таких диаграммах говорили классики например Буч. А вот что: Диаграмма взаимодействия это диаграмма на которой представлено взаимодействие состоящее из множества объектов и отношений между ними включая и сообщения которыми они обмениваются. Этот термин применяется к видам диаграмм с акцентом на взаимодействии объектов диаграммах кооперации последовательности и деятельности. Диаграмма последовательностей диаграмма взаимодействия в которой основной акцент сделан на упорядочении сообщений во времени.
20417. Системы управления контентом 47.5 KB
  История управления контентом началась с управления документами в традиционном смысле этого слова т. По мере развития понятия документ системы управления документами стали называть системами управления контентом. Системы управления контентом действительно научились разделять управление документами хранение изменение и т.
20418. Диаграмма состояний (statechart diagram) 253 KB
  Вершинами графа являются возможные состояния автомата изображаемые соответствующими графическими символами а дуги обозначают его переходы из состояния в состояние. Длительность нахождения системы в любом из возможных состояний существенно превышает время которое затрачивается на переход из одного состояния в другое. При этом автомат может находиться в отдельном состоянии как угодно долго если не происходит никаких событий; время нахождения автомата в том или ином состоянии а также время достижения того или иного состояния никак не...
20419. АСУ «Экспресс» 31.5 KB
  АСУ Экспресс начала работать в 1972 году на Московском железнодорожном узле. Она получила название Экспресс1 и предназначалась для массового обслуживания пассажиров в реальном масштабе времени. Основной целью создания системы Экспресс1 являлось получение опыта в автоматизации управления билетнокассовыми операциями в масштабе такого крупного железнодорожного узла как Москва обслуживающего в сутки до 250 тысяч пассажиров поездами прямого и местного сообщения.
20420. Система АСУ Экспресс 66.5 KB
  1972 Система Экспресс1 запущена в эксплуатацию в предварительных кассах Киевского вокзала Москвы. 1974 Система Экспресс1 введена в эксплуатацию в масштабе Московского железнодорожного узла. 1982 Система Экспресс2 запущена в Москве с обслуживанием пассажиров через бюро заказов по телефону.