27437

Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся. Программа Изобразительное искусство и художественный труд определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать понимать осознавать свои переживания в контексте истории культуры. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественнотворческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих: 1 что оценивать что именно подлежит оцениванию в...

Русский

2013-08-19

37 KB

51 чел.

Билет № 15. Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры. Как следствие, учителя, работающие по данным программам, при оценивании детских рисунков противопоставляют творчеству как рисованию, связанному с отражением окружающего мира, творчество как выражение свойств личности, заложенных от рождения. То есть, одни при оценивании детского рисунка исходят из основ изобразительной грамоты, другие – из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих:

1) что оценивать (что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности);

2)  как оценивать (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается);

3)  каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).  

Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Особенно, если учесть, что принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только и не столько в рамках урока, то существенным для педагога является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий.   Оценочная система на уроке ИЗО:

Рассматривая и применяя различные формы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся, в своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими противоречиями:

1) между необходимостью оценивания творческих работ и максимально возможным уходом от оценивания результатов творческого труда;

2) между ожидаемыми результатами и реальными;

3) между желаниями учителя и материально-техническими возможностями школы;

4) между неограниченными возможностями учителя и его уверенностью в себе, страхами перед бумажной волокитой;

5) между потребностями учителя и учащихся.

Методика "5 рисунков".

Для выяснения особенностей проявления художественных способностей учащихся мы предлагаем следующую диагностическую методику. Специфика этой методики заключается в том, что задание дается без предварительной беседы с учащимися, в ходе которой учитель обычно стимулирует творческую активность детей. В то же время, задание сформулировано так, чтобы все учащиеся смогли проявить свое отношение при выполнении задания.  Выполняются рисунки простым карандашом, так как этот материал знаком всем детям. Рисунки выполняются на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа). Формулировка задания стимулирует деятельность ребенка и предоставляет ему свободу выбора содержания рисунка. Детям дается следующее задание (инструкция): "Сегодня я вам предлагаю придумать и нарисовать пять рисунков простым карандашом. Рисовать можно все, все что захотите, что любите рисовать, что умеете рисовать, что хотели бы нарисовать, но никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть". Задание дается детям доброжелательным тоном, интонацией выделяются слова "рисовать", "нарисовать". Формулировку (инструкцию) учитель может повторять несколько раз полностью или частями, но нельзя ничего в ней менять или дополнять. Нельзя навязывать детям какие-то определенные темы или сюжеты. На любые вопросы учащихся по этому поводу учитель отвечает частью инструкции. Например, ученик спрашивает: "А яблоко можно нарисовать?" Учитель отвечает: "Рисовать можно все, все что захотите". Учитель поддерживает творческую атмосферу в классе не прямыми призывами к творчеству, а через поощрение и положительную оценку каждого рисунка. Во время работы учитель ходит по классу и рассматривает уже готовые рисунки, но не показывает их классу, не обсуждает публично. Каждый ребенок должен быть сосредоточен на своей работе. Поэтому учитель общается с каждым учеником индивидуально и рассматривает рисунки как бы "по секрету", всем своим видом показывая, что его интересует каждый ученик и каждый готовый рисунок. Для поддержания темпа работы время от времени учитель просит поднять руки тех детей, кто нарисовал два рисунка, три и так далее.В особо интересных случаях мы советуем записать на обратной стороне листа, где все дети пишут свою фамилию, о чем данный рисунок. Старшеклассники делают подобную запись сами на каждом рисунке. Когда мы просим написать "о чем твой рисунок", ребенок задумывается о содержании рисунка, уточняет свой замысел. Такая формулировка существенно отличается от формулировки "дай название своему рисунку", так как название - это одно - два слова, а для того, чтобы понять, о чем рисунок, нужно одно или два предложения. Эти записи помогут лучше понять замысел ребенка.   Параметры, по которым мы предлагаем оценивать развитие способности учащихся к продуктивной изобразительной деятельности:

- ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - самостоятельность учащегося в выборе содержания рисунка, жизненная основа этого содержания базируется на наблюдениях и впечатлениях автора.

- ДВИЖЕНИЕ - рисунок передает динамические состояния персонажей или объектов изображения.

- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы.

- ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - интересный сюжет, композиция, "единственность" облика персонажей или объектов изображения.

- ГРАФИЧНОСТЬ - сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер линий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25789. Профилактика слуховых нарушений у детей и взрослых. Влияние шума на организм 16.53 KB
  Влияние шума на организм. Влияние шума на организм. Под воздействием шума превышающего 85–90 дБ в первую очередь снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Человек работая при шуме привыкает к нему но продолжительное действие сильного шума вызывает общее утомление может привести к ухудшению слуха а иногда и к глухоте нарушается пищеварение происходят изменения объема внутренних органов.
25790. Строение носа и носовой полости 16.4 KB
  В центре носовой полости перегородка которая делит её пополам. Каждая половина носовой полости имеет 4 стенки: 1. Под носовыми раковинами имеются углубления которые называются верхний средний нижний носовой ход.
25791. Строение рта и ротовой полости 15.28 KB
  Передняя часть языка подвижна. Задняя часть языка неподвижна корень. Посередине языка проходит волокнистая перегородка. Поверхность языка имеет вкусовые рецепторы которые расположены в сосочках языка.
25792. Строение глотки 15.02 KB
  Носоглотка имеет сообщение с носовой полостью через хоаны. Таким образом слуховые трубы соединяют носоглотку с барабанной полостью. Ротоглотка сообщается с ротовой полостью через широкое отверстие зев.
25793. Строение гортани 15.39 KB
  К нему прикрепляются голосовые связки; перстневидный имеет форму перстня печаткой повёрнутого внутрь; надгортанник его изогнутый верхний край прикрывает вход в трахею. Парные хрящи: рожковидные; клиновдные; черпаловидные к ним прикреплены голосовые связки. Таким образом связки натягиваются между щитовидным и черпаловидными хрящами. Мышцы гортани по функции делят на 3 группы: мышцы натягивающие голосовые связки; мышцы расширяющие голосовую щель; мышцы суживающие голосовую щель.
25794. Проводниковый и корковый отделы речедвигательной сенсорной системы. Краткая характеристика, значение 15.09 KB
  Корковый отдел представлен речевыми центрами: 1. Это центр Брока – центр осуществления моторной речи. Центр письменной речи – центр графии. В височной доле верхняя височная извилина среднезадний отдел – центр Вернике центр сенсорной речи центр понимания речи.
25795. Значение курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи» для преподавателя - дефектолога 14.23 KB
  Значение курса Анатомия физиология и патология органов слуха и речи для преподавателя дефектолога. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам отоларингологии в объеме необходимом педагогулогопеду для воспитания и обучения детей на основе индивидуального подхода используя методы коррекции и компенсации в зависимости от наличия слухового восприятия развития речи и общего развития ребенка. Задачи курса:  сформировать у будущих педагогов представление о слухе речи как единой функциональной...
25796. Понятие о рецепторе, органе чувств, анализаторе, сенсорной системе 15.51 KB
  Понятие о рецепторе органе чувств анализаторе сенсорной системе. Реце́птор сложное образование состоящие из нервных окончаний дендритов чувствительных нейронов глии специализированных образований межклеточного вещества и специализированных клеток других тканей которые в комплексе обеспечивают превращение влияния факторов внешней или внутренней среды раздражитель в нервный импульс. Орган чувств Орган чувств представляет собой физиологический прибор для восприятия сигналов и для их первичного анализа. В состав органов чувств помимо...
25797. Рецепторы классификация, свойства. Преобразование сигналов в рецепторах. Принципы работы первичновоспринимающих и вторичновоспринимающих рецепторов 17.4 KB
  Пример мономодальных органы слуха зрительные рецепторы. В зависимости от источника информации все рецепторы делятся на 3 больших группы: 1. Экстерорецепторы воспринимают сигналы из внешней среды. Интерорецепторы воспринимают информацию из внутренней среды организма.