27437

Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся

Шпаргалка

Педагогика и дидактика

Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся. Программа Изобразительное искусство и художественный труд определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать понимать осознавать свои переживания в контексте истории культуры. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественнотворческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих: 1 что оценивать что именно подлежит оцениванию в...

Русский

2013-08-19

37 KB

51 чел.

Билет № 15. Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры. Как следствие, учителя, работающие по данным программам, при оценивании детских рисунков противопоставляют творчеству как рисованию, связанному с отражением окружающего мира, творчество как выражение свойств личности, заложенных от рождения. То есть, одни при оценивании детского рисунка исходят из основ изобразительной грамоты, другие – из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественно-творческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих:

1) что оценивать (что именно подлежит оцениванию в изобразительной деятельности);

2)  как оценивать (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается);

3)  каким образом оценивать (какова сама процедура оценивания, этапы ее осуществления).  

Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Особенно, если учесть, что принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только и не столько в рамках урока, то существенным для педагога является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий.   Оценочная система на уроке ИЗО:

Рассматривая и применяя различные формы оценивания художественно-творческой деятельности учащихся, в своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими противоречиями:

1) между необходимостью оценивания творческих работ и максимально возможным уходом от оценивания результатов творческого труда;

2) между ожидаемыми результатами и реальными;

3) между желаниями учителя и материально-техническими возможностями школы;

4) между неограниченными возможностями учителя и его уверенностью в себе, страхами перед бумажной волокитой;

5) между потребностями учителя и учащихся.

Методика "5 рисунков".

Для выяснения особенностей проявления художественных способностей учащихся мы предлагаем следующую диагностическую методику. Специфика этой методики заключается в том, что задание дается без предварительной беседы с учащимися, в ходе которой учитель обычно стимулирует творческую активность детей. В то же время, задание сформулировано так, чтобы все учащиеся смогли проявить свое отношение при выполнении задания.  Выполняются рисунки простым карандашом, так как этот материал знаком всем детям. Рисунки выполняются на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа). Формулировка задания стимулирует деятельность ребенка и предоставляет ему свободу выбора содержания рисунка. Детям дается следующее задание (инструкция): "Сегодня я вам предлагаю придумать и нарисовать пять рисунков простым карандашом. Рисовать можно все, все что захотите, что любите рисовать, что умеете рисовать, что хотели бы нарисовать, но никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть". Задание дается детям доброжелательным тоном, интонацией выделяются слова "рисовать", "нарисовать". Формулировку (инструкцию) учитель может повторять несколько раз полностью или частями, но нельзя ничего в ней менять или дополнять. Нельзя навязывать детям какие-то определенные темы или сюжеты. На любые вопросы учащихся по этому поводу учитель отвечает частью инструкции. Например, ученик спрашивает: "А яблоко можно нарисовать?" Учитель отвечает: "Рисовать можно все, все что захотите". Учитель поддерживает творческую атмосферу в классе не прямыми призывами к творчеству, а через поощрение и положительную оценку каждого рисунка. Во время работы учитель ходит по классу и рассматривает уже готовые рисунки, но не показывает их классу, не обсуждает публично. Каждый ребенок должен быть сосредоточен на своей работе. Поэтому учитель общается с каждым учеником индивидуально и рассматривает рисунки как бы "по секрету", всем своим видом показывая, что его интересует каждый ученик и каждый готовый рисунок. Для поддержания темпа работы время от времени учитель просит поднять руки тех детей, кто нарисовал два рисунка, три и так далее.В особо интересных случаях мы советуем записать на обратной стороне листа, где все дети пишут свою фамилию, о чем данный рисунок. Старшеклассники делают подобную запись сами на каждом рисунке. Когда мы просим написать "о чем твой рисунок", ребенок задумывается о содержании рисунка, уточняет свой замысел. Такая формулировка существенно отличается от формулировки "дай название своему рисунку", так как название - это одно - два слова, а для того, чтобы понять, о чем рисунок, нужно одно или два предложения. Эти записи помогут лучше понять замысел ребенка.   Параметры, по которым мы предлагаем оценивать развитие способности учащихся к продуктивной изобразительной деятельности:

- ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - самостоятельность учащегося в выборе содержания рисунка, жизненная основа этого содержания базируется на наблюдениях и впечатлениях автора.

- ДВИЖЕНИЕ - рисунок передает динамические состояния персонажей или объектов изображения.

- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы.

- ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - интересный сюжет, композиция, "единственность" облика персонажей или объектов изображения.

- ГРАФИЧНОСТЬ - сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер линий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35444. Проблемы административного расследования в таможенных органах в период реформирования таможенного законодательства 484.5 KB
  Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства по делам об административных правонарушениях, связанные с проведением административного расследования, предметом - административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях.
35445. Хирургия. Шпаргалка 451 KB
  Предраковые заболевания толстой и прямой кишки. Дивертикулы дивертикулез ободочной кишки. Полипозное поражение ободочной кишки облигатный предрак которое может быть в виде: Одиночных полипов аденоматозный ворсичатый которые малигнизируются в 45 случаев особенно полипы величиной более 2 см; ворсинчатые полипы озлокачествляются чаще. Множественного полипоза ободочной кишки который.
35446. ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХОЛОГ – WHO ЕСТЬ КТО 35.5 KB
  В тот день я подумал идя домой что одна из главных проблем всех заинтересованных в этом споре сторон – определиться в терминах к примеру понятие параноидный для психиатра – это не совсем то что вкладывает в него психолог и нет числа этим трудностям перевода. При этом все – и психиатры и психологи – занимаются психотерапией на вполне законных основаниях и порой небезуспешно Еще одна проблема – илиили: двух мнений быть не может существует только единственно правильное учение и психотерапевт который его исповедует а все...
35447. СТРОЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 15.49 KB
  В центре спинного мозга расположено серое вещество скопление нервных клеток нейронов окруженное белым веществом образованным нервными волокнами. Рефлексы мочеиспускания и дефекации рефлекторного набухания полового члена л иззержснчс семени у мужчины эрекция и ЭЯКУЛЯЦИЯ также связаны с функцией спинного мозга.Спинной мозг осуществляет и проводниковую функцию нервные волокна составляющие основную массу белого вещества образуют проводящее SjTH сииндаго мозга.Деятельность спинного мозга у человека в значительной подчинена координирующим...
35448. My Favourite Film Romeo and Juliet 14.76 KB
  And Ill try to tell you about this film. In the town of Verona there were two rich families, the Capulets and the Montagues. There was an old quarrel between those two families. One day Capulet made a great supper. At that supper Romeo saw Juliet and fell in love with her at ones.
35449. Gone with the wind. My Favourite Film 17.43 KB
  I don't like horror films nd I find them quite disgusting. Sometimes I my wtch police drm or historicl film but I'm not very keen on these types of films. Now let me tell you bout one of my fvourite films Gone with the wind by the novel by Mrgret Mitchell.
35450. Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни 13.23 KB
  Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении детей много широко разлитых иррадиированных реакций. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какоголибо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.
35451. Условные и безусловные рефлексы 10.8 KB
  Безусловные рефлексы природный запас готовых стереотипных реакций организма. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида. Условные рефлексы Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными т.
35452. Мотивация и емоции 10.94 KB
  На основании мотиваций формируется поведения ведущее к удовлетворению исходной потребности. Под эмоциями следует понимать определенное состояние организма человека и высших животных которое формируется под влиянием внешней или внутренней потребности или мысленного представления и сопровождается комплексом соматических и вегетативных сдвигов имеющих адаптационное значение. Таким образом эмоции следует рассматривать в качестве своеобразной приспособительной реакции которая формируется в процессе эволюции.